Административная Деликтоспособность

Административная Деликтоспособность

Для юр. лиц и организаций она начинается с момента утверждения гос. органами или начала регистрации лица, занимающегося предпринимательством. Ее объем может быть измерен уставными истинами, положениями организации и определенным законодательством. Иногда для полной деликтоспособности необходимо получение разрешения или лицензирование определенного вида деятельности.

Деликтоспособность – умение субъекта адекватно оценивать производимые им действия и нести юридическую ответственность за них и наступившие последствия. Деликтом является проступок, который несет возмещение причиненного вреда, взыскиваемый в пользу лиц пострадавших.

Деликтная ответственность – внедоговорочная ответственность за нанесения ущерба или вреда, как последствие деликта. Ответственность наступает при любом нарушении обязанности субъекта не причинять вред другому лицу. В определенных случаях административная деликтоспособность наступает в более старшем возрасте (для призывников с 17 лет).

Итак, ущерб, причиненный имуществу юридического лица, подлежит обязательному возмещению в полном объеме субъектом, нанесшим данный ущерб. А так же подлежит компенсации моральный вред. Суммы данных компенсаций решаются путем судебных споров и тяжб, имеющих множество мелких нюансов, разобраться в которых возможно только при наличии юридического образования и опыта.

Наступление деликтоспособности, как и дееспособности напрямую связаны с возрастом лица. Так в гражданском праве субъект подвергается ответственности с полного восемнадцатилетия, а лицо, в возрастном промежутке от 14 до 18 лет несут ответственность только в особых ситуациях, которые предусмотрены законодательством. По законодательству РФ для физического лица, полноценная административная деликтоспособность наступает с шестнадцатилетнего возраста, как и общая ответственность, а дисциплинарные взыскания могут проводиться с 15 лет?

Деликтоспособность — это способность отвечать за свои действия

Деликтоспособность – это возможность лица отвечать за свои действия. Есть мнение, что деликтоспособность является одной из форм проявления дееспособности субъекта. Наступление периода ответственности за поступки и действия напрямую связано с возрастом субъекта. Согласно законодательству РФ деликтоспособным считается субъект, достигший 16 лет.

Право на обращение в органы местного самоуправления и государственной власти, за исключением суда, может реализовываться гражданами независимо от возраста. На деле такая гражданская деликтоспособность – это способность сформулировать свое обращение и донести его до должностных лиц. Тем не менее юридического значения этот критерий не имеет из-за своей неопределенности.

Административная деликтоспособность – это ответственность лица за свои поступки и возможность реализовывать административные права и выполнять обязанности. Правоспособность субъекта в административном праве устанавливается согласно видам правонарушений. При этом согласно законодательству дееспособность зависит от возраста гражданина и его вменяемости. Но в любом случае гражданская деликтоспособность не может быть больше установленного объема правоспособности.

За лицами, признанными по решению суда недееспособными, сохраняется право подачи в административном порядке заявлений, жалоб и предложений. Органы местного самоуправления и государственной власти обязаны рассмотреть эти обращения в общеустановленном порядке и принять соответствующие решения по ним. Когда гражданин достигнет совершеннолетнего возраста, он получает право обращаться в суд самостоятельно; по делам, которые возникают в результате семейных, трудовых, гражданских и публичных правоотношений – по достижении 14 лет. В том числе если нарушаются права и законные интересы ребенка, включая невыполненный или выполненный не должным образом родительский долг по воспитанию или образованию, а также в случае злоупотребления родительскими правами ребенок имеет право с 14 лет самостоятельно обратиться в суд.

Административная деликтоспособность – это способность нести ответственность за действия в административном порядке. Как правило, она возникает наряду с правоспособностью гражданина. Такое положение обусловлено личным элементом, который в значительной мере присутствует в отношениях, регулируемых административным правом. В некоторых случаях представительство в административных правоотношениях запрещается, например, в случае исполнения обязанностей государственной службы. Деликтоспособность не должна смешиваться с дееспособностью гражданина, так как в этом случае идется речь не о неисполнении обязанностей или воздержании от нарушения запрета, а о негативных последствиях, возникших в результате совершенного ранее противоправного действия.

Раскрывая содержание последней В.В. Лазарев считает, что дееспособность — способность реализовать права и обязанности своими действиями. Несколько иной точки зрения придерживается А.С. Пиголкин, полагая, что под дееспособностью следует подразумевать способность своими действиями приобретать права и налагать на себя юридические обязанности. Денисенко В. В. Административная деликтность как элемент оперативной обстановки и объект организационно-правового воздействия органов внутренних дел. Дис. канд. юр. наук. Волгоград, 2008

Мы рассматриваем деликтоспособность как специфический элемент правосубъектности, как “способность нести юридическую ответственность за свои действия”, востребованность в котором возникает в случае совершения деликта. Включать в правосубъектность правомерное поведение человека мы считаем нецелесообразным.

Дееспособность — это наделение лица возможностью осуществлять права и обязанности. Общеизвестно, что лицо наделяется определенной совокупностью прав с рождения, но лишь с момента достижения определенного возраста (в соответствии с российским законодательством с 18 лет) гражданин может приступить к осуществлению прав в полном объеме. Кроме того, существует частичная дееспособность (примерно с 7 ми до 16 -ти лет), когда малолетние дети и несовершеннолетии могут осуществлять, в частности, мелкие сделки (покупка продуктов в магазине), частично реализовать права (например на образование). В то же время административная деликтоспособность однозначно определена шестнадцатилетним возрастом и на наш взгляд, она не может быть частичной или же ограниченной. Бахрах Д.Н. Административное право Российской Федерации. М., 2006.

Сопоставление позиций начнем с последней. Так, А.В. Венедиктов, рассматривая правосубъектность и правоспособность как идентичные понятия, указывал, что государство наделяет лиц “правоспособностью или, что то же самое, правосубъектностью, т.е. способностью иметь права и обязанности”. Этой же точки зрения придерживаются С.Н. Братусь, отмечая, что “правоспосбоность и правосубъектность — равнозначные понятия”, а также С.Ф. Кечекьян, полагающий, что “дееспособность является ничем иным, как видом специальной правоспособности”. Прежде всего, отметим, что мы категорически не согласны с отождествлением правосубъектности и правоспособности, однако позволим себе аргументировать это несогласие несколько позже и остановиться на анализе первых двух позиций.

Коль скоро дееспособность является самостоятельным элементом правосубъектности и является необходимым условием для осуществления правоспособности, то в той же мере правомерно утверждать, что деликтоспособность так же является основанием для осуществления дееспособности ибо без этого основания дееспособность мертва и может рассматриваться лишь чисто теоретически.

Несмотря на основную привязку к возрасту, возможно признание полной деликтоспособности и ранее 18 лет. Основанием может стать вступление гражданина в брак или официальное трудоустройство возрасте от 16 лет. Считается, что если подросток готов к выполнению социальных ролей взрослого человека, то и для полной степени ответственности за свои деяния психика достаточного уровня развития.

Понятие деликтоспоспобности тесно связано с дееспособностью и является одним из его составляющих. Гражданская деликтоспособность – это способность гражданина объективно оценивать свои действия с точки зрения их правомерности и нести ответственность за причиненный вред. В разных правовых аспектах объем деликтоспособности отличается. Одно и то же лицо в одном случае не признается деликтоспособным, а в другой ситуации относительного иного правонарушения, повлекшего более значимое нанесение вреда, является таковым.

Что касается возраста, в соответствии с действующим законодательством, граждане РФ признаются полностью деликтоспособными с момента достижения возраста 18 лет. С этого времени закрепляется право участия во всех видах административных вопросов, возможно участие в сделках без согласования с родителями и опекунами. После наступления совершеннолетия к гражданину применяется полный спектр мер наказаний за совершенные правонарушения.

  • С 16 лет граждане несут уголовную ответственность, за особенно серьезные преступления – с 14 лет;
  • С 14 лет – частичная имущественная ответственность (только при заключении таких сделок, которые разрешены законом в отношении несовершеннолетних);
  • С 15 лет – дисциплинарная ответственность.

Насчет критерия психического состояния продолжают вестись дискуссии. До сих пор спорным остается то, что именно расценивать нарушением психического состояния: болезнь (диагностически подтвержденное расстройство психики) или состояние непосредственного приступа, необязательно связанного с хроническим заболеванием.

Административная правосубъектность

Административная правоспособность — это признаваемая за гражданином законом возможность быть субъектом административногоправа, иметь права и обязанности в сфере государственного управления. Административная правоспособность возникает с момента рождения гражданина и прекращается его смертью. Она является неотъемлемым свойством каждого человека, не может быть отчуждаема или передаваема. Характеризуется неразрывной связью прав и обязанностей, выражающей сочетание интересов каждого гражданина с интересами других граждан.

Административная дееспособность в полном объеме возникает с 18 лет (ст. 60 Конституции РФ). Момент возникновения частичной административной дееспособности в законодательстве единообразно и четко не определен (как, например, в гражданском праве), в зависимости от сферы управления она может возникать и до 18 лет (например, в сфере образования). Объем дееспособности различен в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья и других обстоятельств. В случаях, установленных законом, субъективные права и обязанности могут приобретаться и осуществляться гражданами через своих законных представителей. Однако существуют права и обязанности, которые реализуются только лично (право на участие в государственном управлении, воинская обязанность и т. д.).

Административная деликтоспособность — предусмотренная правом способность субъекта лично нести юридическую ответственность за совершенное административное правонарушение. Административная деликтоспособность возникает с 16 лет (ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ), связана с определенным психическим состоянием лица (вменяемостью — ст. 2.8 КоАП РФ).

Нужна помощь

Деликтоспособность физических лиц наступает по достижении определенного законом возраста. Так, уголовная Деликтоспособность в полном объеме наступает по достижении шестнадцати лет, а в ограниченном объеме (за совершение отдельных видов преступлений) — по достижении четырнадцати лет. АДМИНИСТРАТИВНАЯ Деликтоспособность наступает по достижении ШЕСТНАДЦАТИ ЛЕТ и т. д.

Юридические лица приобретают Деликтоспособность, также как и другие свойства субъекта права, с момента их государственной регистрации. Следует обратить внимание на различное содержание деликтоспособности физических и юридических лиц. Физические лица обладают универсальной деликтоспособностью, т. е. они могут нести юридическую ответственность любого вида из предусмотренных законом (в зависимости оттого, какое деяние они совершили) . Юридические лица обладают ограниченной деликтоспособностью, так как они не могут нести уголовную и дисциплинарную ответственность.

Следующее условие наступления юридической ответственности связано с психическим состоянием субъекта — это вменяемость, т. е. способность лица отдавать отчет в своих действиях и руководить ими. Данное свойство присуще только физическим (но не юридическим) лицам. Ответственность наступает лишь за волевые осознанные действия субъектов права, поэтому обратное вменяемости состояние (невменяемость) служит основанием освобождения от ответственности.

Рекомендуем прочесть:  Декларация по налогу на прибыль сроки сдачи в 2023 году

Субъекты административного права

Административно-правовой статус гражданина теснейшим образом связан с понятием государство. В то же время можно сказать о том, что административно-правовой статус гражданина представляет собой совокупность прав и обязанностей личности, складывающихся в процессе не только во взаимодействии с государственным управлением, но и с организациями, не являющимися государственными. В центре этого подхода лежит соотношение понятия личность и гражданин. Человеком рождаются, а личностью становятся, поэтому субъектом правовых, в том числе и административных отношений (субъектом права), может признаваться только человек, обладающий качеством личности, имеющий сознание и волю, способный совершать активные действия и нести за них ответственность. Следует отметить недостаточность проработки соотношения понятий субъект права и субъект правоотношений. Субъект права – это правовая категория, в общем виде определяющая круг лиц, на которых распространяется действие тех или иных норм с различной степенью детализации. Субъект правоотношений – это персонально определённое лицо, участвующее в соответствующем конкретном правоотношении.

Важным элементом административно-правового статуса гражданина являются административно-правовые гарантии, под которыми понимаются правовые средства, обеспечивающие реализацию прав и интересов граждан в сфере государственного управления. Гарантии бывают политические, экономические, организационные, социальные, культурные, юридические. В сфере государственного управления административно-правовые гарантии, в большинстве своём, реализуются через органы исполнительной власти, которые:

Административные права граждан – это закреплённое НПА право на совершение определённых действий, выражающихся в характере поведения в рамках разрешённых границ; требования от других граждан и государственных органов, чтобы они не препятствовали осуществлению этих прав и способствовали их реализации. Существует множество классификаций административных прав граждан (смотри семинар). Традиционно в сфере государственного управления граждане наделяются следующими правами:

Юридическое лицо – это субъект, прежде всего гражданско-правовых отношений, при этом, как и понятие организации, понятие юридического лица можно рассматривать, как объединение людей, т.е. коллектив. Если юридическое лицо – это коллектив трудящихся, то действия участников этого коллектива совершённые в связи с выполнения ими трудовых функций являются действиями самого юридического лица.

Особую категорию лиц, не имеющих белорусского гражданства, и проживающих на территории РБ составляют беженцы, т.е. лица, правовой статус которых урегулирован законом «о беженцах» (смотри начало подтемы). Кроме того данные вопросы урегулированы указом президента РБ от 5 апреля 2006 года №204, в котором утверждено положение о предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства убежища в РБ, его утрате и лишении. В целом можно говорить о том, что административно-правовой статус беженца схож с административно-правовым статусом иностранцев.

Тема 3: Административные правоотношения

они, как правило, являются «властными», поскольку возникают в результате осуществления государственного управления, то есть государственно-властного влияния одной стороны на другую для достижения определенной цели; — обязательным участником административных правоотношений выступает государственный орган или должностное лицо, наделенная определенными государственно-властными полномочиями;

Административная дееспособность — это способность лица самостоятельно реализовать свои права и обязанности в сфере государственного управления. У физических лиц выделяют общую, частичную и ограниченную дееспособность. Общая административная дееспособность наступает с 18 лет при условии, что лицо — вменяемое, то есть она понимает значение своих действий и может ними руководить.

Административная правоспособность — это способность лица иметь права и обязанности в сфере государственного управления. У физических лиц она наступает с момента рождения и заканчивается смертью лица, ее нельзя отобрать или передать. В административной науке существует точка зрения относительно того, что лицо может быть временно лишена административной правоспособности (например, в случае административного ареста лицо лишенная права свободы передвижения).

Содержание административных правоотношений составляют субъективные юридические права и обязанности. Субъективные юридические права — это мера дозволенного поведения, которое обеспечивается государством (свобода перемещения, право на государственную службу, право на обращение и др.). Юридические обязанности — мера необходимого поведения, которое обеспечивается государством. При этом в определенных случаях лицо должно воздержаться от совершения определенных действий (мелкого хулиганства, невыполнение своих обязанностей, нарушение дисциплины), в других, наоборот, осуществить их (получить разрешение на занятие определенным видом деятельности, своевременно рассмотреть обращения и др.).

Относительно административной правосубъектности юридических лиц следует отметить, что она наступает с момента создания государственного органа или регистрации субъекта предпринимательской деятельности, ее объем определяется законом, положением, уставом. В отличие от физических лиц административная право- и дееспособность юридических лиц наступает одновременно. Иногда для ее наступления кроме регистрации, необходимо еще получить разрешение (лицензию) на занятие соответствующей деятельностью.

Анализируя положения российского законодательства, можно выявить имеющиеся в практике его применения расхождения. Например, в соотношении деликтоспособности с дееспособностью. По смыслу норм законодательства, гражданин, который не обладает дееспособностью, не должен обладать деликтоспособностью. Разграничением служит медицинский критерий – наличие психического расстройства, вследствие которого человек не может осознавать смысл и значение его поведения, а также руководить им.

Деликтоспособность является третьей составляющей полноценной правовой деятельности человека. Деликтоспособность – это не только возможность иметь и реализовывать свои права и обязанности, но и возможность гражданина оценивать свои действия адекватно с позиции правомерности, а также нести юридическую ответственность за свои неправомерные действия.

Чаще всего в среде преступников расстройство психики проявляется в шизофрении или органических поражениях мозга. Отклонения в психическом развитии могут носить как постоянный, так и временный характер. Временные нарушения в большинстве случаев выражаются в психозах или в депрессивно-параноидальном синдроме с реактивными состояниями. Кроме того, они могут проявляться в олигофрении при дебильности в выраженной степени.

Дееспособность включает в себя не только возможность реализовывать данные от рождения и полученные в процессе жизни права, но и исполнять возникающие у граждан обязанности. Дееспособность гражданина определяется его физическим состоянием и состоянием его психики.

Какое бы нарушение ни наблюдалось у людей, имеющих психические отклонения, вместе с тем у них наблюдается патологическая тяга к совершению деяний, имеющих высокую степень общественной опасности. Такие граждане совершают преступления с болезненными мотивациями в состоянии дезориентированного или расстроенного состояния.

Деликтоспособность является разновидностью дееспособности. Под деликтоспособностью понимается способность лично нести правовую (юридическую) ответственность за совершенное правонарушение (деликт). Несение ответственности предусматривает юридическую обязанность претерпевать определенные санкции, предусмотренные нормами права. В целом за уголовные преступления ответственность наступает с возраста шестнадцати лет, а за наиболее тяжкие преступления — с четырнадцати лет.

Считается элементом дееспособности. Проявляется в способности субъекта самостоятельно осознавать свой поступок и его вредоносные результаты, отвечать за свои противоправные деяния и нести за них юридическую ответственность. Сегодня, в гражданском праве ответственность наступает с восемнадцати лет; несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет несут имущественную ответственность по тем сделкам, совершение которых разрешается им по закону государства. Имущественную ответственность по сделкам малолетнего несут его родители, усыновители или опекуны. Например по российскому законодательству общая ответственность наступает с шестнадцати лет, а по отдельным категориям преступлений — с четырнадцати лет. В административном праве деликтоспособным считается то лицо, которое достигло шестнадцатилетнего возраста, а дисциплинарная ответственность в трудовом праве наступает с пятнадцатилетнего возраста.
Деликтоспособность по своей сути – это ответственность за свои неправомерные действия по закону.

Выделяют, как вид дееспособности, гражданскую правовую дееспособность, которая предполагает гражданские права и обязанности и большей частью регламентируется Гражданским Кодексом Российской Федерации. Классифицирует гражданскую правоспособность согласно Гражданскому Кодексу следующим образом. До шести лет ребенок считается абсолютно недееспособным (из-за незрелости психики), что не означает, что он не правоспособен, так как правоспособность возникает с момента рождения. От шести лет до четырнадцати лет лица считаются малолетними, но при этом Гражданский Кодекс закрепляет за ними дееспособность как малолетних. Дееспособность возникает в полном объеме с восемнадцати лет лет.

Следует учитывать, что за исключением некоторых случаев и в порядке, предусмотренном законом, никто не может быть ограничен как в правоспособности, так и в деликтоспособности. Если ограничение правоспособности и (или) деликтоспособности вступило в силу уже после издания соответствующего акта государственного органа или иных органов, то в таком случае это влечёт неправомочность данного акта.

Также следует отметить, что малолетние не обладают гражданской деликтоспособностью, то есть не могут нести ответственность за свои действия. В качестве представителя лицам до четырнадцати лет назначается опекун. Лица в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет считаются обладающими частичной дееспособностью, поскольку могут совершать сделки лишь с письменного согласия родителей или законных представителей.

Административная Деликтоспособность

Права и обязанности личности, о которых говорится в административно-правовых нормах, производны от конституционных и часто конкретизируют последние. Прежде всего основы административно-правового статуса граждан Российской Федерации устанавливаются Конституцией, актами органов представительной власти. В формировании и особенно в реализации составляющих данный статус прав и обязанностей значительна также роль органов исполнительной власти. Правительство, министерства, губернаторы издают немало нормативных актов, которые предоставляют определенным категориям лиц льготы, закрепляют процедуры деятельности различных инспекций, устанавливают общеобязательные правила (охоты, дорожного движения, пожарной безопасности и т. д.).

Административная дееспособность граждан России возникает позднее правоспособности, возраст ее наступления законом не установлен. Хочется отметить, что раньше, чем какая-либо иная, у гражданина возникает именно административная дееспособность. Ее частичное появление и последующее увеличение связано с физическим и интеллектуальным взрослением лица. Даже дошкольники могут самостоятельно обратиться к врачу, реализовать право на жалобу, с шести лет ребенок сам реализует право на образование. Комиссия по делам несовершеннолетних вправе направить лицо, которому исполнилось 11 лет, в специальную школу. С 16 лет наступает административная деликтоспособность – способность нести административную ответственность за свои действия.

Таким образом, главные особенности административной правоспособности следующие: она регулируется нормами административного права, ее содержание состоит в регламентации правовых способностей индивидов в отношениях с субъектами государственной исполнительной власти, у конкретных лиц она возникает с момента рождения, для разных лиц она неодинакова по объему.

Составными частями административно-правового статуса индивидуального субъекта являются административная правосубъектность и его реальные права и обязанности, приобретенные в соответствии с нормами административного права. «Правосубъектность включает два основных структурных элемента: во-первых, способность обладания правами и несения обязанностей (правоспособность); во-вторых, способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей (дееспособность). Поэтому иногда правосубъектность называют праводееспособностью»*.

Рекомендуем прочесть:  Музыка для без авторских прав

Например, распоряжением мэра г. Москвы от 28 мая 1998 г. установлено, что с 1 июня 1998 г. ежемесячно производится доплата к пенсии в размере 100 % минимальной пенсии по старости лилипутам, получающим пенсию (независимо от ее вида) в органах социальной защиты населения.

Тема 5

Народовластие (демократизм). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 1,2 ст. 3 Конституции).

Презумпция невиновности. Гражданин считается невиновным в совершении правонарушения независимо от степени тяжести, пока его виновность не будет доказана в установленном процессуальном порядке и закреплена во вступившем в законную силу индивидуальном правоприменительном акте.

Гуманизм. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 17). Признание и гарантирование общепризнанных прав и свобод не является умалением других прав и свобод человека и гражданина.

Социальное равенство. Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (ст. 19 Конституции).

Гарантии административно-правового статуса граждан комплекс организационных, экономических, политических, идеологических и юридических мер, обеспечивающих реализацию прав, обязанностей и ответственности граждан в сфере государственного управления. Существуют экономические, политические, идеологические (культурно-нравственные) и специальные юридические гарантии административно-правового статуса граждан.

Физические лица вступают в административно-правовые отношения в определенном административно-правовом качестве, т.е. обладая соответствующим административно-правовым статусом. Субъектами административного права так или иначе являются все физические лица.
Административно-правовой статус гражданина — это совокупность прав, обязанностей, гарантий и ответственности гражданина как правосубъектного участника общественных отношений в сфере организации и осуществления государственного управления.
В науке административного права получило распространение представление о четырех основных видах административно-правового статуса граждан.
1. Статус личности включает административные права и обязанности, присущие всем без исключения физическим лицам в Российской Федерации, независимо от каких бы то ни было обстоятельств. Примером таких прав и обязанностей являются право на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления, право на судебную защиту, обязанность сохранять природу и окружающую среду. Административно-правовой статус личности в своей основополагающей части вытекает из норм главы 2 Конституции РФ и непосредственно закреплен во многих федеральных законах.
2. Статус гражданства включает административные права и обязанности, дифференцированные по физическим лицам исходя из критериев наличия или отсутствия определенного вида гражданства.
Наиболее распространенным и обычным является статус гражданства Российской Федерации. Именно на закрепление административных прав и обязанностей граждан ориентировано подавляющее большинство актов административного законодательства Российской Федерации. Подробному рассмотрению административно-правового статуса российских граждан посвящен следующий параграф настоящего издания.
Недавно в российском административном праве появился статус гражданства Союзного государства Беларуси и России. Основы этого статуса закреплены в международных договорах Российской Федерации с Республикой Беларусь, прежде всего в Договоре между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании Союзного государства от 9 декабря 1999 г.
В соответствии со статьей 14 этого Договора граждане Республики Беларусь и граждане Российской Федерации являются одновременно гражданами Союзного государства. Никто не может стать гражданином Союзного государства без приобретения гражданства государства — участника.
Гражданам Союзного государства Беларуси и России Договором о создании Союзного государства предоставлены особые права, не предусмотренные национальным законодательством каждого из государств — участников Договора:
право избирать и быть избранными в Парламент Союзного государства, а также назначаться на должности в органы Союзного государства;
право на создание союзных общественных объединений;
право на защиту на территории третьего государства, где не имеется представительства государства — участника, гражданином которого является гражданин Союзного государства, со стороны дипломатических представительств или консульских учреждений другого государства — участника на тех же условиях, что и граждане этого государства — участника.
В последние годы наблюдается повышенное внимание законодателя к регулированию вопросов административно-правового статуса иностранного гражданства в Российской Федерации. Иностранные граждане в Российской Федерации обладают правами и несут обязанности граждан Российской Федерации, если иное не предусмотрено Конституцией РФ, федеральными законами или международными договорами Российской Федерации. Особенностям правового положения иностранных граждан в данном издании посвящен отдельный параграф.
Некоторыми отличиями от статуса гражданства Российской Федерации и статуса иностранных граждан обладает статус двойного гражданства (бипатризм). Ряд особенностей статуса двойного гражданства предусмотрен законодательными актами Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу, а государственный гражданский служащий не может находиться на государственной гражданской службе в случае наличия у него гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Некоторые особенности статуса бипатридов установлены непосредственно международными договорами Российской Федерации. Например, в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства от 23 декабря 1993 г. договаривающиеся Стороны — Российская Федерация и Туркменистан признают за своими гражданами право приобрести без утраты прежнего гражданства гражданство другой Стороны. Лицо, состоящее в гражданстве обеих Сторон, в полном объеме пользуется правами и свободами, а также несет обязанности гражданина той Стороны, на территории которой оно постоянно проживает. Лица, состоящие в гражданстве обеих Сторон, проходят обязательную военную службу в той Стороне, на территории которой они постоянно проживают на момент призыва. Лица, состоящие в гражданстве обеих Сторон и прошедшие обязательную военную службу в одной из них, освобождаются от призыва на военную службу в другой Стороне.
И последним административно-правовым статусом гражданства является статус безгражданства (апатризм). Хотя на лиц без гражданства в целом распространяются общие нормы законодательства Российской Федерации, существует ряд изъятий и ограничений для лиц без гражданства. В частности, Кодекс торгового мореплавания РФ запрещает лицам без гражданства замещать в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста.
3. Социальный статус включает административные права и обязанности, дифференцированные по физическим лицам исходя из их профессии или рода занятий. Примеров социального статуса чрезвычайно много, среди них можно упомянуть статусы государственного служащего, индивидуального предпринимателя, пенсионера, студента. Особенностью данного административно-правового статуса является то, что он возникает на основании закона как комплекс административных прав и обязанностей, связываемых с той или иной профессией или родом занятий. Поскольку же любое физическое лицо в российском обществе занимает определенную социальную нишу, наличие одного или нескольких социальных статусов для физического лица является непременным.
4. Особый статус довольно резко отличается от социального статуса, поскольку в нем отсутствует признак социальной необходимости. Физические лица приобретают особый статус хотя и на основе законодательства, но исключительно своим добровольным волеизъявлением. Особый статус связан с индивидуальными предпочтениями граждан, и в качестве его примеров можно назвать статус охотника, водителя, коллекционера антиквариата и т.д.
Первичным элементом административно-правового статуса физических лиц и необходимой предпосылкой для их вступления в административные правоотношения является административная правосубъектность. Административная правосубъектность граждан складывается из трех составляющих: административной правоспособности, административной дееспособности и административной деликтоспособности.
Административная правоспособность — это способность иметь административные права и нести административные обязанности. В отличие от гражданской правоспособности административная правоспособность не имеет единых критериев определения ее объема исходя из возраста гражданина. Объем административной правоспособности гражданина изменяется в течение всей его жизни в соответствии с законодательством. Изменение правоспособности происходит как в связи с действиями самого гражданина, так и в связи с действиями других лиц, а также в связи с наступлением определенных в законе событий.
Из-за отсутствия в законодательстве общих критериев административной правоспособности она определяется особо применительно к каждому виду административных правоотношений и может зависеть от самых различных обстоятельств.
Очевидно, что административно-правовой статус личности гражданин приобретает в момент рождения и утрачивает только со своей смертью. Следовательно, и административная правоспособность в соответствующих административных правоотношениях возникает и прекращается в те же самые моменты времени. В частности, в отношениях по поводу подачи административной жалобы физическое лицо признается правоспособным с самого своего рождения и до момента смерти. Другое дело, что лично вступить в правоотношения по поводу подачи административной жалобы гражданин сможет после того, как научится объясняться устно и (или) письменно. При отсутствии данных способностей право гражданина на административную жалобу могут осуществлять его законные представители, которые в данном случае действуют от имени гражданина. Примечательно, что Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не связывает правоспособность гражданина в соответствующих отношениях с возрастом, вменяемостью или какими-то другими критериями. Не случайно в науке административного права утверждается, что право граждан на обращение относится к неограниченным и неотчуждаемым правам.
Во многие административные правоотношения физическое лицо может вступить только по достижении определенного возраста, который в таких случаях и является критерием административной правоспособности. Например, государственным гражданским служащим может быть только лицо в возрасте от 18 до 65 лет. За рамками данных возрастных пределов физическое лицо в отношениях на государственной гражданской службе является неправоспособным.
Вступить в административные правоотношения по поводу регистрации в качестве индивидуального предпринимателя может гражданин, достигший 18-летнего возраста. До своего совершеннолетия гражданин в данных правоотношениях считается неправоспособным, за исключением случая, когда он достиг возраста 16 лет и объявлен эмансипированным по решению органа опеки и попечительства или по решению суда либо получил нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности. Кстати, в последнем случае дополнительно к возрасту критерием административной правоспособности является также определенное в законе действие: либо административный акт органа опеки и попечительства, либо решение суда, либо согласие законных представителей.
В соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет. В данном случае наряду с возрастным критерием при определении административной правоспособности физического лица законом установлен также критерий гражданства.
Очевидный пример критерия пола при определении административной правоспособности предоставляют отношения по поводу призыва граждан на военную службу. Лица женского пола в отношениях воинского призыва участвовать не могут и в данном случае являются неправоспособными.
Иногда законодательство ставит административную правоспособность в зависимость от уровня профессионального образования. Например, на государственной гражданской службе может состоять только гражданин, имеющий высшее или среднее профессиональное образование. В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» руководителем объединения частных детективных предприятий может быть только лицо с высшим юридическим образованием.
В отношениях по лицензированию отдельных видов деятельности обычным критерием административной правоспособности физических лиц — лицензиатов являются стаж работы и квалификация. Например, лицензию нотариуса может получить гражданин, прошедший стажировку сроком не менее 1 года (в отдельных случаях — не менее 6 месяцев) в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой и сдавший квалификационный экзамен.
Административная дееспособность — это способность своими собственными действиями осуществлять административные права и исполнять административные обязанности. Административная дееспособность, как и административная правоспособность, определяется применительно к отдельным видам административных правоотношений. Объем административной дееспособности устанавливается в законодательстве, может зависеть от возраста и вменяемости гражданина, но в любом случае не может быть больше объема административной правоспособности гражданина.
Например, право на обращение в органы государственной власти (кроме суда) и органы местного самоуправления граждане могут самостоятельно реализовать независимо от возраста. На практике дееспособность гражданина в данном случае ограничена только фактической способностью сформулировать свое обращение и довести его до сведения должностных лиц, однако этот критерий не имеет юридического значения ввиду своей неопределенности. Лица, признанные решением суда недееспособными, не утрачивают административную дееспособность в отношениях по поводу подачи в административном порядке жалоб, заявлений и предложений. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны в общеустановленном порядке рассмотреть такие обращения и принять по ним решения.
Право гражданина на обращение в суд может быть реализовано гражданином самостоятельно по достижении возраста 18 лет, а по достижении возраста 14 лет — по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и публичных правоотношений. В частности, при нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обратиться в суд с 14 лет.
Как правило, административная дееспособность возникает одновременно с административной правоспособностью. Это обусловлено значительным личным элементом в отношениях, регулируемых административным правом. В ряде случаев представительство в административных правоотношениях не допускается: например, исполнение обязанностей государственной службы не может быть перепоручено государственным служащим другому лицу.
Административная деликтоспособность — это способность нести административную ответственность. Административная деликтоспособность не должна смешиваться с административной дееспособностью, поскольку в данном случае имеет место не исполнение обязанности или воздержание от нарушения запрета, а претерпевание негативных последствий ранее совершенного противоправного поведения.
Административная деликтоспособность граждан имеет четкие критерии, определенные в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Таких критериев всего два: возраст и вменяемость. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Рекомендуем прочесть:  Какая сумма материнского капитала 2023

В уголовном ( как и в административном) применительно к лицам– субъектам уголовной (или административной) ответственности – понимание вины раскрывается через следующею форму: умысел или неосторожность. При таком понимании вины можно выделить прямой или косвенный умысел, неосторожное легкомыслие или вообще правонарушения с двумя формами вины. Другое понимание вины заимствовано из определения вины лица по Кодексу РФ об административных правонарушениях, согласно которому лицо признается виновным в совершении правонарушения, если у него имелась возможность соблюдения правил и норм, за несоблюдение которых предусмотрена ответственность, но оно не предприняло все зависящие от него меры по их соблюдению. Такое определение вины больше направлено на объективную сторону (противоправное поведение и возможность соблюдения закона), а не на субъективную (психическое отношение), но все же ориентирует на учёт различных обстоятельств субъективного характера1.

Основой разграничения деликтоспособности на виды служат свойства предмета и метода правового регулирования. Они позволяют определить систему деликтоспособности , связь деликтоспособности с системой права, отраслевую принадлежность определённого вида деликтоспособности , факт взаимопроникновения и линии соприкосновения различных видов деликтоспособности . В обоснование этого критерия положен факт признания наличия самостоятельной юридической ответственности в качестве «одного из признаков, характеризующих самостоятельность отрасли права»1. Для деликтоспособности особое значение приобретает предмет правового регулирования, так как для регулирования общественных отношений используются диспозитивный, императивный и поощрительные методы. А соотношение этих методов у различных видов юридической ответственности неодинаковое.

А. Ф . Черданцев и С.Н. Кожевников разграничивают виды деликтоспособности по субъективному критерию и выделяют объективную, абсолютную и субъективную деликтоспособность. Субъективная деликтоспособность связана с виновным действием, тогда как в первых двух ответственность возлагается на субъектов при отсутствии вины . Объективная деликтоспособность имеет место быть тогда, когда человек способен нести юридическую ответственность при условии отсутствии вины, но при наличии связи между действием и вредоносным результатом Абсолютная деликтоспособность характеризует ситуацию, когда субъект способен нести ответственность при отсутствии не только вины, но и необходимой причинной связи между своей деятельностью и вредом, за который он отвечает. Она отражает только отдельные черты международной ответственности и не распространяется на систему ответственности по российскому праву. Поэтому некоторые ученые её не выделяют при использовании данной классификации.

Под деликтоспособностью организации понимается способность претерпевать меры ответственности за противоправные поступки, совершённые её представителями с целью достижения корпоративных целей. Возникновение деликтоспособности юридического лица может совпадать с моментом государственной регистрации, но у отдельной категории компаний она возникает после формирования основы их деятельности. Объём деликтоспособности юридических лиц одинаковый. Но на него могут оказывать влияние организационно-правовая форма компании, наличие правоспособности и зависимость от решений других юридических лиц. При этом автором установлено, что деликтоспособность дочернего и основного юридического лица должна быть общей, поскольку фактические возможности дочерней компании могут не позволить привлечь её к определённому виду ответственности.

Деликтоспособность юридического лица и учредителя должна носить взаимный характер потому что учредитель может претерпеть меры ответственности за некоторые правонарушения созданного им юридического лица, а организация способна в свою очередь , способна ответить за отдельные правонарушения ее учредителя. Юридические лица, обладающие специальной правоспособностью должны обладать и соответствующей деликтоспособностью, так как требования к их правосубъектности со стороны государства и общества увеличиваются.

Административная ответственность должностных лиц

Отдельные вопросы административной ответственности должностных лиц рассматривались в трудах Ю.С. Адушкина, Д.Н. Бахраха, И.А. Галагана, Л.М. Колодкина, М. В. Ермоленко, Ю.М. Козлова, Ф.Е. Колонтаевского, Е.А. Лунева, В.М. Манохина, Ю.А. Митриева, Г.К. Матвеева, В.И. Новоселова, П. И. Кононова, Д.В. Осинцева, А.В. Передернина, А.П. Солдатова, В.Д. Сорокина, Ю.Н. Старилова, С.С. Студеникина, М.С. Студеникиной, И.В. Старковой, А.С. Телегина, В.А. Юсупова, Р. Ф. Хараджиева и др.

Следует сказать, что признаки, подтверждающие способность лица быть субъектом правонарушения, а также способность самостоятельно отвечать за свои противоправные проступки, являются и признаками правосубъектности лица, поэтому прав С.С. Алексеев, утверждая, что обладание правосубъектностью тем самым предполагает и деликтоспособность. 6

В новой России в условиях действия Конституции Российской Федерации 1993 года, закрепившей принципиально новые отношения в политической и экономической сферах, новые принципы соотношения публичных и частных интересов, изменения идеологии и практики правового регулирования административной ответственности, возрастает роль этого правового института в разрешении конфликтов, возникших в сложный период перехода к правовому государству, становления гражданского общества.

Это формулируемая административным нормативным актом совокупность общих и специальных условий, при наличии которых субъект способен отвечать за свой проступок. К общим условиям относятся: достижение определенного законом возраста, наличие в противоправных действиях вины, состояние вменяемости и наказуемости, осведомленность о действующем законодательстве, а к специальным — должностное положение субъекта ответственности .

Не секрет, что среди различного рода правонарушений велик удельный вес административных правонарушений должностных лиц. В то же время, необходимо констатировать, что институт административной ответственности должностных лиц, изучен в российской правовой науке недостаточно. Например, вопросы административной ответственности должностных лиц, широко применяемой на практике, изучены слабо. В частности, законодатель, признавая субъектом административной ответственности должностное лицо в целом, не учел тот момент, что должностные лица зачастую имеют разные правовые статусы, отличаются друг от друга. Также не исследована объективно существующая правовая связь между ответственностью должностных лиц и ответственностью представляемых ими юридических лиц, хотя данная связь является ключевой в понимании вины юридического лица и возможности привлечения к административной ответственности. Да и само понятие «должностное лицо» вызывает множество вопросов и дискуссий, так как в настоящее время ни в юридической науке, ни в действующем законодательстве единообразно и четко не определено и не зафиксировано. Все это обуславливает актуальность данной дипломной работы.

Adblock
detector