Анализ Разговора Раскольникова С Соней При Признании

Разговор Раскольникова с Соней (анализ эпизода из главы 4 части 4 романа Ф

История Сони – это обычная житейская история, характерная не только для середины XIX века, но и для любого времени. Но что заставило автора романа обратить особое внимание на эту девушку? Прежде всего, совершенная чистота Сони, которую не смогла убить жизнь, которой она живет. Даже её внешний облик свидетельствует о внутреннем величии.
Впервые Раскольников видит Соню, когда приносит домой её отца, которого переехала лошадь. Мармеладова была одета соответственно своему роду занятий (перекупленное через третьи руки цветастое платье, соломенная шляпка с ярким пером). Но потом она постепенно раскрывает свой внутренний мир, и Раскольников поражается тому, насколько несчастна и чиста эта девушка.

Анализируемый эпизод является очень важным в романе «Преступление и наказание». Именно в нем теория Раскольникова о «властьимущих» сталкивается с покорностью кроткой Сони перед жизненными обстоятельствами Во время очередной встречи Родиона с девушкой происходит чтение библейской притчи о воскрешении Лазаря. Именно в этой сцене романа мы понимаем, какой по-настоящему сильной является Соня и как несостоятельна теория Раскольникова.

После чтения Родион переходит к «делу»: он предлагает Соне бросить все, «рассудить серьезно и прямо», «сломать что надо, раз навсегда, да и только». Но мы видим, что он колеблется, говорит уже не с той решимостью, которая была в начале. Раскольников раскрывается перед девушкой, он готов признаться ей, пока еще не раскаиваясь в содеянном им преступлении.

Сначала Раскольников видит в девушке схожие с ним черты, ведь и он, и она преступили нравственные законы общества. И неважно, что Родион это сделал для себя, а Соня – ради благосостояния семьи. Молодой человек пытается заставить героиню взбунтоваться, как и он: «Знаю. и про то, как вы в шесть часов пошли», «Катерина Ивановна ведь вас чуть не била», «Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрёт», «А с вами что будет?», «А коли вы теперь заболеете?», «Дети на улицу всей гурьбой пойдут», «С Полечкой, наверное, то же самое будет». Но одна меткая фраза девушки «развенчивает» всю теорию Раскольникова: «Что ж бы я без Бога-то была?». Соня верит в Бога, Бог — её правда и сила. Если от безысходности Родион предпочел убить невинного человека, то девушка избрала другой путь – молитву. С особой силой это видно, когда Соня и Раскольников читают эпизод Евангелия.

Этот эпизод начинается со слов «Был же болен некто Лазарь, из Вифании…» Я думаю, между образом больного и образом Родиона можно провести параллель. Заканчивается этот эпизод тем, что Лазарь воскресает, пережив смерть и проведя в гробе четыре дня. Эмоционально усиливает сцену чтения Евангелия интонация Сони: «громко и восторженно прочла она», «чувство великого торжества охватило ее». Воскресение Лазаря дает надежду на то, что и Раскольников когда-нибудь обретет веру в Бога, что он найдет душевный покой. Чтение Евангелия как бы меняет местами молодого человека и девушку. В начале разговора мы видим решительного, безжалостного Раскольникова и «растерявшуюся», испуганную Соню с тихим голосом. Во время чтения притчи у девушки появляется блеск в глазах, суровость и торжественность, тогда как у Родиона «голова начала кружиться». Это значит, что вера Сони намного сильнее и глубже, чем теория Раскольникова.

Анализ Разговора Раскольникова С Соней При Признании

Что в разговоре с Соней заставляет Раскольникова понять ложность своей теории? Соня не может понять причины, побудившие Раскольникова пойти на убийство. Можно понять, если человек голоден, если он хочет помочь матери, но вот ради какой-то идеи — понять сложно. Вот здесь Раскольников понимает вздорность своей теории: «Всё вздор». Но отказаться от неё он не готов: «Я в каторгу-то, может, и не хочу».

Она выше духовно. Анализ первого эпизода ч. Раскольников, выбрав Соню, считал, что у них много общего: он, убив старуху, совершает бунт; она, убив себя, приносит жертву. Он проверяет, до каких пор «простирается Сонино терпение, должна же и она взбунтоваться». С какой целью приходит?

Сначала Раскольников видит в девушке схожие с ним черты, ведь и он, и она преступили нравственные законы общества. И неважно, что Родион это сделал для себя, а Соня – ради благосостояния семьи. Молодой человек пытается заставить героиню взбунтоваться, как и он: «Знаю. и про то, как вы в шесть часов пошли», «Катерина Ивановна ведь вас чуть не била», «Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрёт», «А с вами что будет?», «А коли вы теперь заболеете?», «Дети на улицу всей гурьбой пойдут», «С Полечкой, наверное, то же самое будет». Но одна меткая фраза девушки «развенчивает» всю теорию Раскольникова: «Что ж бы я без Бога-то была?». Соня верит в Бога, Бог — её правда и сила. Если от безысходности Родион предпочел убить невинного человека, то девушка избрала другой путь – молитву. С особой силой это видно, когда Соня и Раскольников читают эпизод Евангелия.

Почему Раскольников заставляет Соню читать «Евангелие». Раскольников неслучайно заставляет Соню читать «Евангелие», каждый из них вкладывает свой смысл в это чтение. В сцене «Воскресение Лазаря» — два героя: Лазарь и Иисус. Это сцена веры в Воскресение. А в системе образов романа тоже два героя: Соня и Раскольников. Соня ставит и себя, и Раскольникова на место Лазаря — это надежда на воскресение. Поэтому она сначала не хотела читать. Это для нее слишком личное, сокровенное. Раскольников ставит и себя, и Соню на место Иисуса: он взял на себя право распоряжаться жизнью людей, а Соня — святая, мученица.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова в «Преступлении и наказании» два отверженных человека. Их спасение друг в друге. Наверное, поэтому истерзанная сомнениями душа героя тянется к обездоленной Соне. Он идёт к ней, чтобы пожалеть, хотя сам не меньше нуждается в сострадании. «Мы вместе прокляты, вместе и пойдём», – думает Раскольников. Неожиданно Соня открывается для Родиона с другой стороны. Она не пугается его признания, не впадает в истерику. Девушка читает вслух библию «Историю о воскресении Лазаря» и плачет от жалости к любимому человеку:«Что вы, что вы это над собой сделали! Нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!» Сила убеждения Сони такова, что заставляет покориться. Родион Раскольников по совету подруги идёт в участок и делает чистосердечное признание. На протяжении всего пути он чувствует присутствие Сони, её незримую поддержку и любовь.

“Вдруг, точно пронзённая («пронзить» — проткнуть, нанести рану острым предметом; мотив топора, убийства), она вздрогнула, вскрикнула и бросилась, сама не зная для чего, перед ним на колени. — Что вы, что вы это над собой сделали! — отчаянно проговорила она и, вскочив с колен, бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками”. Коленопреклонение Сони напоминает коленопреклонение Раскольникова в эпизоде первого свидания. Но Раскольников подчёркивает, что поклонился не Соне, а “всему страданию человеческому”, а Соня поклонилась страданию именно Раскольникова. В поклонении Раскольникова, наряду с состраданием, проявляется гордыня, Соней же руководит одно “ненасытимое сострадание”.

Раскольников задаёт Соне вопросы, а Соня молчит. Молчание выбивает у Раскольникова почву из-под ног, он начинает путаться. История с Лужиным вселила в героя надежду, что Соня, оказавшаяся в положении ветхозаветного героя Иова, не выдержит и возропщет. Эта надежда как будто небезосновательна. Кроткая Соня, готовая “с терпением и почти безропотностью” переносить всё, в первый раз испытала “чувство беспомощности и обиды”. Раскольников в сцене с Лужиным выступает в роли спасителя Сони (“Что бы со мной без вас-то было!” Ср.: “Что ж бы я без Бога-то была!”).

В рассказе Раскольникова о том, как он пришёл к решению убить старуху, можно выделить обозначенные в святоотеческой литературе четыре ступени греха: 1) помышлять о грехе; 2) соглашаться с помышлением; 3) выражать словом помышление; 4) исполнять помышление делом.

Соня в момент признания реагирует на героя почти так же, как Лизавета. В лице Сони Раскольников увидел лицо Лизаветы, и это ощущение “оледенило его душу”. Это говорит о том, что Раскольников подсознательно чувствует, что на месте Лизаветы могла оказаться Соня. Поведение Лизаветы в момент убийства напоминает Раскольникову поведение маленьких детей, “когда они вдруг начинаются чего-нибудь пугаться”. Так же по-детски ведёт себя в момент признания Соня, и “точно такой же испуг показался” и в лице Раскольникова.

В первое свидание с Соней Раскольников ведёт себя почти бесцеремонно. Он даже не сразу замечает, что Соня стоит, а он сидит. Он приглашает её сесть, как будто он хозяин, а не гость. Тон его назидательный. Герой задаёт Соне вопросы, как судья, и именно “судьёй и решителем своей участи” воспринимает его дрожащая в страхе Соня. Во второй сцене страх и дрожь характеризуют состояние Раскольникова. Теперь Соня должна решить его участь.

Роль Эпизода Признания Раскольникова Соне

Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.

8 глава является финальной в шестой части романа Достоевского «Преступление и наказание». Именно ее можно считать формальной развязкой всего произведения – здесь Раскольников признается в убийстве «официальным лицам». Однако этот момент лишь малая часть главы, значение которой намного важнее как для развития образа главного героя, так и для всего романа в целом.
Огромную роль в данном эпизоде играет Сонечка Мармеладова. Мы еще раз убеждаемся, что эта девушка стала для Раскольникова «ангелом-хранителем» и «духовным проводником», ведь именно она подталкивает героя к всенародному покаянию и признанию в своих преступлениях.
Важно, что сестра Раскольникова – Дуня — особенно отчетливо чувствует связь между Соней и ее братом: «Дуня из этого свидания, по крайней мере, вынесла одно утешение, что брат будет не один…» Волнение за судьбу Родиона, любовь к нему сближает обеих женщин, делает их близкими людьми.
Соню сильно заботит не только душевное, но и духовное состояние Раскольникова. Она всей душой жаждет, чтобы он раскаялся и поверил в возможность собственного перерождения. Ей важно, чтобы Родион захотел жить не из страха перед смертью («Неужели же одно только малодушие и боязнь смерти могут заставить его жить?»), а с желанием что-то изменить и исправить.
И как бы отвечая на вопрос Сони, Раскольников приходит к ней и сообщает, что решил признаться. Герой ведет себя неестественно — хочет показать, что совершенно не волнуется, что идет в контору потому, что так будет «выгоднее». Однако «он даже и на месте не мог устоять одной минуты, ни на одном предмете не мог сосредоточить внимания; мысли его перескакивали одна через другую, он заговаривался; руки его слегка дрожали».
Соня надевает Родиону на грудь кипарисный крестик («кипарисный, то есть простонародный»), а сама надевает медный – тот, который принадлежал убитой Раскольниковым Лизавете.
Этот момент, как и другие в данном эпизоде, имеет символическое значение. Надев крест, герой как бы принял свою судьбу («это, значит, символ того, что крест беру на себя, хе-хе!»), осознал, что она есть и с ней нужно смириться. Кроме того, важно, что этот крестик простонародный – тем самым Раскольников как бы сближает себя с людьми, от которых отделился, когда «преступил нравственную черту». С этого момента становится окончательно ясно, что герой встал на путь «духовного возрождения».
Дальнейшие события главы подтверждают это, а также показывают, как нелегко дается Раскольникову этот «переворот в сознании»: «Да так ли, так ли все это? — опять-таки подумал он, сходя с лестницы,- неужели нельзя еще остановиться и опять все переправить. и не ходить?»
По пути в контору, ведя непрерывный диалог с самим собой, Раскольников приходит к выводу, что нуждается в человеческом обществе, что ему крайне нужна поддержка Сони. Однако пока он это воспринимает как собственную слабость, как еще одно подтверждение того, что он «тварь дрожащая»: «И я смел так на себя надеяться, так мечтать о себе, нищий я, ничтожный я, подлец, подлец!»
Сам того не осознавая, Раскольников отчаянно нуждается в публичном признании и покаянии, он жаждет вновь воссоединиться с людьми, вновь «перейти на сторону добра». Именно поэтому, как мне кажется, он подает милостыню бабе с ребенком и слышит от нее: «Сохрани тебя бог!» Эти слова – еще одно подтверждение правильности решения Родиона.
Что-то с огромной силой тащит его на Сенную – в самую гущу народа. Он и сам еще не понимает, зачем туда идет, протискивается сквозь толпу, пытается вместе со всеми смеяться над выходками пьяного мужика. Однако он пришел сюда за другим – за эмоциональным освобождением, душевным облегчением. И оно наступает: «Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю. »
Раскольников целует землю и кланяется людям. Тем самым он символически совершает обряд раскаяния, про который говорила ему Соня. Да и она сама находится рядом, незримо поддерживая Родиона, молясь за него: «…оборотившись влево, шагах в пятидесяти от себя, он увидел Соню».
Герою остается лишь сделать признание в конторе. Он не хочет рассказывать о своем преступлении Порфирию Петровичу – в таком случае получится, будто бы он признал свое поражение. Раскольников выбирает следователя Пороха.
Однако сделать признание герою очень нелегко. Будто сквозь туман слушает он нескончаемый поток речи, льющийся из уст Ильи Петровича. Все слова следователя сливаются для Раскольникова в единую массу, из которой он вычленяет сообщение о самоубийстве Свидригайлова: «Раскольников чувствовал, что на него как бы что-то упало и его придавило».
Герою делается плохо, он теряет последние силы, которые копил для того, чтобы признаться. Раскольников выходит из конторы на улицу, но «на дворе, недалеко от выхода, стояла бледная, вся помертвевшая, Соня и дико, дико на него посмотрела».
Именно благодаря Соне герой возвращается в контору и произносит, а потом еще раз повторяет: «- Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором и ограбил».
Таким образом, данный эпизод в романе является финальным, он показывает, по сути, начало «исправления» героя, то, что Раскольников встал на путь признания своей вины и духовного возрождения. Об этом говорит то, что он надевает крест, его символическое покаяние на Сенной, его признание в конторе.
Кроме того, данный эпизод уточняет и проясняет, какую огромную роль в «духовной судьбе» героя играет Соня Мармеладова, ставшая для Раскольникова настоящим ангелом-хранителем.

Рекомендуем прочесть:  Если Человек Устроен На Работу На Пол Ставки, Сколько Он Будет Платить Алименты

Раскольников и Соня завели речь о том, что значит для Сони вера. Она говорила, и глаза ее сверкали, а Родион думал, что она юродивая. Взяв со стола Евангелие, принесенное Соне ее подругой Лизаветой, он внезапно попросил девушку почитать ему о воскресении Лазаря.

Одним из шедевров русской классики, безусловно, является роман Михаила Фёдоровича Достоевского «Преступление и наказание». Это философско-психологическое произведение, главная тема которого — раскрытие нравственного наказания и мучений преступника после совершения им преступления. Роман полон эпизодов, вызывающих яркие эмоции, негодование, сочувствие, желание дискутировать, а также дающих пищу для размышлений. Сцена, которая запомнилась мне более остальных, — это признание Родиона Раскольника, главного героя произведения, в совершении убийства Соне Мармеладовой.

Соня опять поразилась тому, как он страдает, и сказала, что ему нужно выйти на перекресток. встать на колени, поцеловать землю, поклониться на все четыре стороны и громко, во всеуслышание покаяться в содеянном перед народом. Тогда Бог простит его. Раскольников заявил, что это глупо — каяться перед быдлом.

Наверное, Раскольникова (хотя он сам этого и не осознаёт) интуитивно тянет к тому светлому, чистому началу, которое олицетворяет Сонечка, и к которому он страстно, сам того не осознавая, хочет быть причастным. Раскольников чувствует необыкновенную силу, скрывающуюся в этой молодой женщине, нашедшей в себе мужество пожертвовать собой, своими принципами, ради семьи, любви, детей. Он преклоняется перед мужеством, силой, душевной красотой Сони. И, движимый этим чувством, Раскольников «весь быстро наклонился и, припав к полу. Поцеловал её ногу».

Почему Раскольников заставляет Соню читать «Евангелие». Раскольников неслучайно заставляет Соню читать «Евангелие», каждый из них вкладывает свой смысл в это чтение. В сцене «Воскресение Лазаря» — два героя: Лазарь и Иисус. Это сцена веры в Воскресение. А в системе образов романа тоже два героя: Соня и Раскольников. Соня ставит и себя, и Раскольникова на место Лазаря — это надежда на воскресение. Поэтому она сначала не хотела читать. Это для нее слишком личное, сокровенное. Раскольников ставит и себя, и Соню на место Иисуса: он взял на себя право распоряжаться жизнью людей, а Соня — святая, мученица.

Ф. М. Достоевский был религиозным человеком, и почти все его
произведения проникнуты духом православия. В них доказывается
неразрывность веры и нравственности, тождественность нравственных
законов и законов божественных, христианских. А главная идея
его романов — идея воскресения «падшего человека». Достоевский
пишет о грехопадении и исправлении, о покаянии и возрождении
к новой жизни, жизни в любви и добродетели.

На следующее утро Раскольников получает из провинции письмо от матери с описанием бед, перенесенных его младшей сестрой Дуней в доме развратного помещика Свидригайлова. Он узнает о скором приезде матери и сестры в Петербург в связи с намечающимся замужеством Дуни. Жених — расчетливый делец Лужин, желающий строить брак не на любви, а на бедности и зависимости невесты. Мать надеется, что Лужин материально поможет её сыну кончить курс в университете. Размышляя о жертвах, которые приносят ради близких Соня и Дуня, Раскольников укрепляется в намерении убить процентщицу — никчемную злую «вошь». Ведь благодаря её деньгам от незаслуженных страданий будут избавлены «сотни, тысячи» девушек и юношей. Однако отвращение к кровавому насилию вновь поднимается в душе героя после увиденного им сна-воспоминания о детстве: сердце мальчика разрывается от жалости к забиваемой до смерти клячонке.

Губка-то опять, как и тогда, вздрагивает, — пробормотал как бы даже с участием Порфирий Петрович. — Вы меня, Родион Романыч, кажется, не так поняли-с, — прибавил он, несколько помолчав, — оттого так и изумились. Я именно пришел с тем, чтоб уже все сказать и дело повести на открытую.

Этот эпизод начинается со слов «Был же болен некто Лазарь, из Вифании…» Я думаю, между образом больного и образом Родиона можно провести параллель. Заканчивается этот эпизод тем, что Лазарь воскресает, пережив смерть и проведя в гробе четыре дня. Эмоционально усиливает сцену чтения Евангелия интонация Сони: «громко и восторженно прочла она», «чувство великого торжества охватило ее». Воскресение Лазаря дает надежду на то, что и Раскольников когда-нибудь обретет веру в Бога, что он найдет душевный покой. Чтение Евангелия как бы меняет местами молодого человека и девушку. В начале разговора мы видим решительного, безжалостного Раскольникова и «растерявшуюся», испуганную Соню с тихим голосом. Во время чтения притчи у девушки появляется блеск в глазах, суровость и торжественность, тогда как у Родиона «голова начала кружиться». Это значит, что вера Сони намного сильнее и глубже, чем теория Раскольникова.

Анализируемый эпизод является очень важным в романе «Преступление и наказание». Именно в нем теория Раскольникова о «властьимущих» сталкивается с покорностью кроткой Сони перед жизненными обстоятельствами Во время очередной встречи Родиона с девушкой происходит чтение библейской притчи о воскрешении Лазаря. Именно в этой сцене романа мы понимаем, какой по-настоящему сильной является Соня и как несостоятельна теория Раскольникова.

Сначала Раскольников видит в девушке схожие с ним черты, ведь и он, и она преступили нравственные законы общества. И неважно, что Родион это сделал для себя, а Соня – ради благосостояния семьи. Молодой человек пытается заставить героиню взбунтоваться, как и он: «Знаю… и про то, как вы в шесть часов пошли», «Катерина Ивановна ведь вас чуть не била», «Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрёт», «А с вами что будет?», «А коли вы теперь заболеете?», «Дети на улицу всей гурьбой пойдут», «С Полечкой, наверное, то же самое будет». Но одна меткая фраза девушки «развенчивает» всю теорию Раскольникова: «Что ж бы я без Бога-то была?». Соня верит в Бога, Бог — её правда и сила. Если от безысходности Родион предпочел убить невинного человека, то девушка избрала другой путь – молитву. С особой силой это видно, когда Соня и Раскольников читают эпизод Евангелия.

История Сони – это обычная житейская история, характерная не только для середины XIX века, но и для любого времени. Но что заставило автора романа обратить особое внимание на эту девушку? Прежде всего, совершенная чистота Сони, которую не смогла убить жизнь, которой она живет. Даже её внешний облик свидетельствует о внутреннем величии.
Впервые Раскольников видит Соню, когда приносит домой её отца, которого переехала лошадь. Мармеладова была одета соответственно своему роду занятий (перекупленное через третьи руки цветастое платье, соломенная шляпка с ярким пером). Но потом она постепенно раскрывает свой внутренний мир, и Раскольников поражается тому, насколько несчастна и чиста эта девушка.

Роман Достоевского «Преступление и наказание» — величайшее философско-психологическое произведение. Главного героя романа – Родиона Раскольникова — никак нельзя назвать обычным преступником. Это молодой человек с философским складом ума, анализирующий свои мысли и поступки, всегда готовый прийти на помощь другим.

Соня – христианское смирение. Раскольников – жестокий протест. Чему могут они друг друга научить, что дать? Они и сами не знают. Кажется, они только мучают себя, когда вместе. Но самое главное чувство, которое единит и сближает героев, – жалость друг к другу. В этом сострадании и кроется та притягательная сила, которая влечет Раскольникова к Соне. Таким путём они пытаются найти выход, и самое главное – найдут.

Соня в ужасе от того, что Раскольников сделал это, считает, что она недостойна такого отношения. « — Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился…» — так объясняет Раскольников свой поступок, признав и оценив величие этой девушки – «вечной Сонечки, пока мир стоит».

Родион человек одинокий, мало с кем общается, знакомых немного. И среди них – никого, кому бы доверился Раскольников, с кем можно было поговорить по душам. Даже от матери Родион бежал — очень он боялся проболтаться ей про убийство, поэтому был так молчалив, старался как можно скорее прекратить общение со своей семьей, иной раз не получалось, и оттого так раздражался. Почему боялся проболтаться? Не готов был понести наказание, и представлял, что может случиться с матерью после такого признания. Что ж получается, открыться никому нельзя из семьи и знакомых? (расскажет одному – этот один и всё разболтает, не поймет в чем дело, будет верхоглядно судить о деянии, совершенно не понимая происходящего внутри, он будет осуждать, он ничем не поможет)

Творчество Ф. М. Достоевского представлено многими великолепными романами и рассказами, которые ещё при жизни писателя были признаны классикой: «Братья Карамазовы», «Бесы», «Подросток», «Записки из Мёртвого дома» и многие другие. Среди его произведений особенно выделяется роман «Преступление и наказание», в котором главным действующим лицом является Родион Раскольников, мучимый угрызениями совести после убийства старухи – процентщицы и её сестры Лизаветы. Душевный мир персонажа был настолько великолепно выписан автором, что Достоевского всерьёз подозревали в совершении подобного убийства. Но не только достоверностью психологического состояния главного героя замечательно это произведение. В системе образов «Преступления и наказания» есть и ещё один персонаж, который затем вошёл в галерею лучших образов русской литературы. Это Сонечка Мармеладова, проститутка, случайно вошедшая в жизнь Раскольникова и положившая начало его духовному возрождению. Жизнь Сони, на первый взгляд, не имеет никаких необычных фактов. Это обычная житейская история, характерная не только для середины XIX века, но и для любого времени. Но что заставило автора романа заострить внимание на этой девушке и вообще ввести этот образ в сюжет? Прежде всего, совершенная чистота Сони, которую не смогла убить та жизнь, которою она живет. Даже её внешний облик свидетельствует о внутреннем величии. Впервые Раскольников видит Соню, когда приносит домой её отца, которого переехала лошадь. Мармеладова была одета соответственно своему роду занятий (перекупленное через третьи руки цветастое платье, соломенная шляпка с ярким пером). Но потом она постепенно раскрывает свой внутренний мир и Раскольников поражается тому, насколько несчастна и чиста эта девушка. Один из самых интересных и драматичных моментов в отношениях Сонечки и Раскольников наступает именно тогда, когда герой выбирает её для своей исповеди, так как страшная тайна о совершённом им убийстве стала для него невыносимой. Этот эпизод находится в четвёртой главе и является своеобразной кульминацией. Раскольников приходит к Мармеладовой на квартиру, якобы для того, чтобы проститься. На самом деле, ему очень плохо, а в такие моменты просто необходимо видеть человека, которому ещё хуже. Родион хочет видеть в Соне страдание, такое же неизбывное, как и его. Именно поэтому так жесток он по отношению к девушке. Герой буквально мучает Соню вопросами о том, что она будет делать со своими братьями и сёстрами, когда умрёт и её мачеха. Ведь девушка в её положении не может взять их к себе. Раскольников играет в данном случае роль демона, который искушает Соню. Таким образом, он как бы копирует поведение Порфирия Петровича, который играет роль мучителя по отношению к Раскольникову. Вот только Родион не выдерживает, срывается, а Соня стойко противостоит нападкам. Вот, например, что говорит она, когда Раскольников начинает утверждать, что Катерину Ивановну Соне стоит ненавидеть: «Если б вы только знали. Ведь она совсем как ребёнок… Ведь у неё ум совсем как помешан… от горя. А какая она умная была, какая великодушная… какая добрая! Вы ничего, ничего не знаете… ах!». Герой не понимает, как можно, живя в подобных обстоятельствах (нищета, презрение), не имея надежды хоть на какой-то просвет в будущем, продолжать существовать и не озлобиться. Вот он не может. Раскольников смотрит на Соню и не верит, что она в своём уме. То же самое думает и Мармеладова, не понимая, как можно быть таким злым и бессердечным. А герой на самом деле очень жесток. В начале разговора он ведёт себя ещё спокойно, но с течением времени начинает всё более раздражаться. Так он почти насильно просит Соню прочитать о воскрешении Лазаря. Раскольников не понимал, почему Соня не покончила жизнь самоубийством, он даже сам предлагает ей это: «Да скажи же мне, наконец, как этакой позор и такая низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются? Ведь справедливее, тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!». И тут герой сделал самое поразительное открытие в ней – она до сих пор живёт, противясь греху, только потому, что если умрёт она, то некому будет заботиться о семье: «А с ними то, что будет?». Именно поэтому Родион кланяется и целует Соне ноги: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился». Соня на самом деле поразительна в этой сцене. Её великодушие и сострадание не имеют границ. Своих обидчиков и мучителей она не может даже ненавидеть. Она и Раскольникова не может остановить, не сердиться на него за жестокость. Лишь единственный раз боль сменилась на её лице укором: «Лицо Сони вдруг страшно изменилось: по нём пробежали судороги. С невыразимым укором взглянула она на него, хотела было что-то сказать, но ничего не могла выговорить и только вдруг горько-горько зарыдала, закрыв руками лицо». Это произошло тогда, когда Раскольников усомнился в существовании Бога: «Да, может быть, и бога-то совсем нет». Жизнь для Сони держалась только на основании веры в Бога, только это спасало её от погрязания в грехе, который пока только снаружи окружал её. Она вся преображается, когда читает Библию, вкладывает в это чтение всю душу. Соня уверена, что сможет дать почувствовать Раскольникову благодать, которая исходит от неё. Но герой не слушает, а только всё больше уверяется, что Мармеладова сошла с ума. Этот эпизод показывает читателю двух бесконечно несчастных людей, они так похожи в своём горе: «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги». Но как они на самом деле различны! Соня – чистое, светлое создание, готовое отдать последнюю рубашку ради своей семьи. Раскольников – злой, презрительный, высокомерный, бросающий свою мать и сестру, тем повергая их в неизбывное горе, хотя и считая, что спасает их от мучений.

Рекомендуем прочесть:  За Какой Проступок Лишают Классности Военослужащиго

Чтобы понять всё выше описанное, Раскольникову не пришлось анализировать, сравнивать, много размышлять, хватило одного взгляда Сони. Родион почувствовал эту великую спасительную силу, скрываемую в девушке. Никто другой не смог бы пожалеть, понять, спасти, воскрести Родиона, никто, кроме Сони. Это понимал Раскольников, это понимала Мармеладова.

Признание Раскольникова Соне в убийстве

В словаре В. И. Даля слово «проба» имеет значения: «опыт, испытанье, испыт, попытка, искус, искушенье; всякое действие для узнанья качества чего-либо, опыта, каково что, нельзя ли, можно ли». Значит, Раскольников — экспериментатор, который проводит исследование, опыт, при личном участии и с риском для себя.

На вопрос Сони: «Что же, что же делать?» — Раскольников отвечает, что нужно «страдание взять на себя». Разуверившись в Небесном, Раскольников решает изменить мир, защитить униженных и оскорбленных, стать мессией. В этом походе он собирается сделать Соню союзницей, но между ними стоит Лизавета.

Раскольников задает Соне вопросы, а Соня молчит. Молчание выбивает у Раскольникова почву из-под ног, он начинает путаться. История с Лужиным вселила в героя надежду, что Соня, оказавшаяся в положении ветхозаветного героя Иова, не выдержит и возропщет. Эта надежда как будто небезосновательна.

Соня в момент признания реагирует на героя почти так же, как Лизавета. В лице Сони Раскольников увидел лицо Лизаветы, и это ощущение «оледенило его душу». Это говорит о том, что Раскольников подсознательно чувствует, что на месте Лизаветы могла оказаться Соня.

«Вдруг, точно пронзенная , она вздрогнула, вскрикнула и бросилась, сама не зная для чего, перед ним на колени. — Что вы, что вы это над собой сделали! — отчаянно проговорила она и, вскочив с колен, бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками». Коленопреклонение Сони напоминает коленопреклонение Раскольникова в эпизоде первого свидания. Но Раскольников подчеркивает, что поклонился не Соне, а «всему страданию человеческому», а Соня поклонилась страданию именно Раскольникова.

В словаре В.И. Даля слово “проба” имеет значения: “опыт, испытанье, испыт, попытка, искус, искушенье; всякое действие для узнанья качества чего-либо, опыта, каково что, нельзя ли, можно ли”. Значит, Раскольников — экспериментатор, который проводит исследование, опыт, при личном участии и с риском для себя.

Среди ответов учащихся звучит слово “топор”, причём “каменный топор”. Предлагаю соединить между собой противоположные углы — получается крест. Обращаем внимание, что в комнате почти нет мебели, а перечисленные предметы обстановки обладают многозначной символикой. Кровать вводит мотив сна и смерти (одр); стол — “престол”, жертвенник; на столе “синенькая скатерть” — покров Богородицы; свеча — символ живой души и молитвы; Евангелие — благая весть о спасении.

Раскольникова “почти придавило” “мучительное сознание своего бессилия перед необходимостью”. Соня сидит, закрыв лицо руками (выражение отчаяния и растерянности). Герои идут навстречу друг другу, она встаёт — он садится. Герои оказываются в том же положении, что и накануне (“точь-в-точь как вчера”). Но это подчёркнутое сходство положений призвано более ярко показать зеркальную противоположность первой и второй встречи Раскольникова с Соней.

На вопрос Сони: “Что же, что же делать?” — Раскольников отвечает, что нужно “страдание взять на себя”. Разуверившись в Небесном, Раскольников решает изменить мир, защитить униженных и оскорблённых, стать мессией. В этом походе он собирается сделать Соню союзницей, но между ними стоит Лизавета.

«…Он не раскаивался в своём преступлении…он вновь обсудил и обдумал все прежние свои поступки и совсем не нашёл их так глупыми и безобразными, как казались они ему в то роковое время, преж-де», «Вот в чём одном признавал он своё преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною». Каторжане его не любили и избегали, «его даже стали …ненавидеть…Презирали его, смеялись над ним».

Признание Раскольникова в убийстве Соне в романе Преступление и наказание

Делая свое признание, молодой человек не говорит Соне прямо, что это он совершил преступление. Он лишь сообщает ей, что знает человека, убившего старуху, и рассказывает некоторые детали преступления. В результате Соня понимает, что убийцей является именно Раскольников.

Соня внимательно выслушивает Раскольникова и пытается поддержать его. Девушка советует Раскольникову признаться прямо сейчас в преступлении, но тот отказывается делать это. После этого признания Соня и Раскольников понимают, что теперь они — «блудница» и убийца — должны идти вместе по жизни.

Пожалуйста, помогите написать анализ эпизода из преступления и наказания на тему: Разговор Раскольникова с Соней

Перечитаем начало эпизода: приход Раскольникова и рассматривание им Сониной комнаты. Отметим детали, говорящие о бедственном положении Сони: дом старый, лестница узкая и тёмная, крошечная передняя, продавленный стул, искривлённый подсвечник и другие. Найдём детали, передающие настроение, имеющие эмоционально-психологический оттенок: эпитеты “продавленный”, “искривлённая”, “низкая”, “наглухо”, “неправильного”, “уродливое” и другие, неопределённые наречия и местоимения как будто, как-то, что-то и другие. Рассмотрим детали цветовые: дом зелёный, обои желтоватые и другие. Объясним символический смысл деталей, содержащих евангельские параллели: сарай, фамилия Капернаумовы. Сделаем вывод о многообразии функций художественных деталей, их психологизме и соотнесённости с евангельским сюжетом, находящимся в центре эпизода.

По логике Раскольникова, Соня “загубила жизнь”, правда, свою, но “это всё равно”, и в одиночку она не выдержит, как и он. Говоря “ты тоже переступила… смогла переступить”, признаёт ли Раскольников невольно Сонино превосходство? Он предлагает ей идти вместе с целью взять власть над “дрожащею тварью”. Как понимает его Соня? Каким высказыванием автор подчёркивает близость героев?

Достоевский подробно и неоднократно описывает Соню во время чтения. Какие детали её поведения отмечены и как они передают её состояние? Каков смысл замечания “она знала наизусть, что читала”? Чем близок Соне этот рассказ о чуде? Какой оттенок в этом контексте приобретают детали, связанные с мотивом смерти: “пальцы, как у мёртвой”, “умертвила… себя” и другие? Какова кульминация сцены чтения евангелия? В чём символика числа “четыре” и как она усиливается многочисленными повторами? Какова роль художественной детали “Лизаветино” евангелие? В чём символический смысл параллели “Раскольников–Лазарь”? Будет ли “чудом” “воскресение” Раскольникова?

Проанализируем диалог Сони и Раскольникова до сцены чтения евангелия. Как вы понимаете слова авторского комментария о выражении лица Сони — “ненасытимое сострадание”? Что означает внезапное “ты” Раскольникова: фамильярность или интуитивно осознанную близость, признание её равной себе или какое-то другое признание? Как может быть истолкована сцена коленопреклонения? Не предвосхищает ли она будущего признания Раскольниковым Сониных убеждений своими?

Проследим упоминания о детях в тексте эпизода и убедимся, что это сквозной мотив всего разговора. Что могут означать слова Раскольникова: “А ведь дети — образ Христов… ” в контексте его разговора с Соней? Обратимся к строчкам эпилога о Соне и Раскольникове: “сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого” и соотнесём их с итогами проделанного анализа. Сделаем вывод о роли эпизода.

Рекомендуем прочесть:  Сколько платит ип налогов в год 2023

Именно Соне открывает Раскольников свою страшную тайну. Ее любовь возродила Родиона, воскресила его к новой жизни. Это воскрешение выражено в романе символически: Раскольников просит Соню прочитать из Нового завета евангельскую сцену воскрешения Лазаря и смысл прочитанного соотносит с собой. Тронутый сочувствием Сони, Родион второй раз идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем он это сделал, просит ее не оставлять его в несчастье и получает от нее наказ: идти на площадь, целовать землю и каяться перед всем народом. В этом совете Сони отражена мысль самого автора, стремящегося подвести своего героя к страданию, а через страдание — к искуплению вины.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова — два главных героя романа, предстающие как два встречных потока. Их мировоззрение составляет идейную часть произведения. Соня Мармеладова — нравственный идеал Достоевского. Она несет с собой свет надежды, веры, любви и сочувствия, нежности и понимания. Именно таким, по мнению писателя, должен быть человек. Соня олицетворяет собой правду Достоевского. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Она твердо убеждена в том, что никто не может добиваться счастья, как своего, так и чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил.

(Ученики должны понять, что Соня, глубоко верующая, «переступила» ради блага голодных детей, думала не о себе, а о своих ближних. Она поступила так потому, что не могла бездействовать. Раскольников, слушая ее рассказ о Катерине Ивановне, ее проникновенное чтение Евангелия, изменил свое мнение о Соне. Любовью христианской любит Соня людей. Раскольников, не верящий в Бога, мечтающий о «славе и власти» «над всей тварью дрожащею и над всем муравейником», понял правду Сони, ее жертвенность, ее чистоту).

Сама очень люблю эти эпизоды. Считаю их ключевыми в романе. Да и в жизни каждого человека они помогают разобраться. Что такое «грех», «преступление»7 Что делать грешнику? Как избавиться от последствий? Как получить силу жить дальше? Где найти выход? На эти философские вопросы мы ищем с 10-классниками ответы. Достоевский призывает задуматься, да и направление мыслей выбрано правильно.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова в «Преступлении и наказании» два отверженных человека. Их спасение друг в друге. Наверное, поэтому истерзанная сомнениями душа героя тянется к обездоленной Соне. Он идёт к ней, чтобы пожалеть, хотя сам не меньше нуждается в сострадании. «Мы вместе прокляты, вместе и пойдём», – думает Раскольников. Неожиданно Соня открывается для Родиона с другой стороны. Она не пугается его признания, не впадает в истерику. Девушка читает вслух библию «Историю о воскресении Лазаря» и плачет от жалости к любимому человеку:«Что вы, что вы это над собой сделали! Нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!» Сила убеждения Сони такова, что заставляет покориться. Родион Раскольников по совету подруги идёт в участок и делает чистосердечное признание. На протяжении всего пути он чувствует присутствие Сони, её незримую поддержку и любовь.

Возьмем для примера тот эпизод из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», который условно можно озаглавить предложением «Раскольников открывает свою тайну Соне» (часть пятая, глава IV).
Название эпизода, соответствуя содержанию главы, сразу заставляет нас задуматься над вопросом: почему Раскольников доверяет свою тайну именно Соне? Ведь у него есть прекрасный друг – Разумихин, сестра, любящая мать. Почему же не им, а посторонней, «чужой» девушке, по виду больше похожей на девочку, нежели на взрослого человека, доверяет он свою тайну? Поиски ответа на этот вопрос побуждают нас обратиться к тем предыдущим эпизодам и сценам, где о Соне говорят другие персонажи романа, или она сама «живет и действует». Это рассказ Мармеладова о Соне; Соня у постели умирающего отца; Соня у Раскольникова; Раскольников у Сони (первое посещение).

Итак, Раскольников совершил преступление, которое завело его в тупик. Соня же в это время получила желтый билет. Линии их жизни пересеклись в самой критической точке для них: именно в тот момент, когда нужно было раз и навсегда решить, как жить дальше. Старая вера Раскольникова уже пошатнулась, а новую он пока еще не обрел. Обреченность и невольная жажда смерти как выход из тупика овладели им.

Книга великого писателя заставляет задуматься над вечными вопросами бытия, поверить в силу настоящей любви. Она учит нас добру, вере и милосердию. Доброта слабой Сони оказалась гораздо сильнее того зла, которое поселилось в душе Раскольникова. Она всесильна. «Мягкое и слабое побеждает твёрдое и сильное», – сказал Лао-цзы.

Этот урок проводился в 10-м классе обычной барнаульской школы, находящейся в социально неблагополучном районе. Здесь нет модных сегодня новых технологий — вы увидите череду вопросов по тексту эпизода и ответов на них. Кому-то такое построение урока — беседа по произведению — покажется излишне традиционным, но для моих детей, среди которых много нечитающих или с трудом разбирающихся в сложных текстах, оно “срабатывает”. Ученики признаются, что после таких уроков хочется перечитать текст, а в сущности, прочитать его впервые, уже понимая, о чём идёт речь. Кроме этого, на уроке-беседе исключён столь пугающий ребят момент контроля, никто ни на чём их не ловит, поэтому у них нет никакого психологического зажима. Мы просто сидим в классе и просто разговариваем, иногда записывая в тетрадь важную мысль. В ходе таких разговоров постепенно формируется умение ставить вопросы, замечать детали, соотносить друг с другом элементы текста. А самое главное — возникает желание читать.

“Оба сидели рядом, грустные и убитые…” Убитые — значит, не просто мёртвые, а принявшие смерть по чьей-то воле. Оба героя выступают в роли убийцы (самоубийцы) и жертвы одновременно, оба сидят на кровати (смертном одре), но тут же вновь звучит мотив воскрешения. Залог его в любви Сони. Раскольников “чувствовал, что в ней вся его надежда и весь исход”.

Мир женщины

Как в лексике эпизода отражается состояние героя, сила и слабость, как постепенно оно меняется? Если выписать опорные слова, станет ясно, что слабость Сони постепенно сменяется силой, которую она черпает в вере, а сила Раскольникова сменяется нерешительностью и неуверенностью.

Для осуществления своего «эксцентрического плана» Достоевский решил взять стенографистку. Стенография в то время была новинкой, владели ею немногие. Учитель стенографии П. Ольхин предложил работу у Достоевского своей лучшей ученице Анне Григорьевне Сниткиной, но предупредил, что у писателя «странный и мрачный характер» и что за весь труд — семь листов большого формата — он заплатит 50 рублей.

Раскольников персона просто чудесная – мало того, что он закладывал свою вещицу за несколько дней до убийства у этой старухи, падал в обморок в конторе при разговоре о ней, так он и статью написал (заметим, что Петрович даже к редактору зашел, чтобы узнать имя публициста). Что еще его смущало? В той статье было написано о некой болезни, которая сопровождает преступника после злодеяний. Как удивительно, но и Раскольников в бреду валялся после того дня, как старушонку прибили, а Заметову какие бредни в трактире рассказывал. Совпадений косвенных море, но всё равно есть неуверенность у следователя: прямых улик — нет.

. Именно перед Соней он с самого начала хочет сознаться в убийстве” — она единственная, по его мнению, кто может его понять и оправдать. Он приводит ее к осознанию неминуемой катастрофы ее и ее семьи (“С Полечкой, наверно, то же самое будет”), чтобы поставить перед ней роковой вопрос, ответ на который должен оправдать его поступок: “Лужину ли жить и делать мерзости или помирать Катерине Ивановне?” (6; 313). Но реакция Сони обезоруживает его: “Да ведь я Божьего промысла знать не могу. И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?” (6; 313). И роли у героев неожиданно меняются. Раскольников вначале думал добиться от Сони полного духовного подчинения, сделать ее своей единомышленницей. Он ведет себя с ней надменно, высокомерно и холодно, и в то же время пугает загадочностью своего поведения. Так, он целует ей ногу со словами: “Это я всему человеческому страданию поклонился. Этот жест выглядит чересчур надуманным и театральным, и в нем выявляется «литературность» мышления героя. Но затем он понимает, что не выдерживает несомой им тяжести смертного греха, что он “себя убил”, и приходит к Соне за прощением (хоть и пытается убедить себя: “я не прощения приду просить”) и милующей любовью. Раскольников презирает себя за то, что нуждается в Соне, а следовательно, зависит от нее, это оскорбляет его гордость, и потому временами испытывает чувство “едкой ненависти” к ней. Но вместе с тем чувствует, что в ней его судьба, особенно когда узнает о ее прежней дружбе с убитой им Лизаветой, ставшей даже ее крестной сестрой. И когда в момент признания в убийстве Соня отстраняется от Раскольникова с тем же самым беспомощным детским жестом, с каким отстранялась от его топора Лизавета, “защитник всех униженных и оскорбленных” окончательно прозревает фальшь всех своих претензий на “санкцию истины”. .

Приехавший вслед за Дуней в Петербург Свидригайлов, по-видимому, виновный в недавней смерти своей жены, знакомится с Раскольниковым и замечает, что они «одного поля ягоды», хотя последний и не вполне победил в себе «Шиллера». При всем отвращении к обидчику сестры Родиона привлекает его кажущаяся способность наслаждаться жизнью, несмотря на совершенные преступления.

Анализ эпизода позволяет устанавливать многочисленные смысловые связи романа и более глубоко проникать в идею произведения. Роль двойника Свидригайлова в романе, как показывает анализ эпизода, заключается в том, чтобы показать борьбу добра и зла в душе Раскольникова, углубить психологическую характеристику героя-идеолога, показать бесперспективность пути человека, живущего по принципу “всё позволено”.

«Довольно! — произнес он решительно и торжественно, — прочь миражи, прочь напускные страхи, прочь привидения. Есть жизнь! Разве я сейчас не жил? Не умерла еще моя жизнь вместе со старою старухой! Царство ей небесное и — довольно, матушка, пора на покой! Царство рассудка и света теперь и. и воли, и силы. и посмотрим теперь! Померяемся теперь! — прибавил он заносчиво, как бы обращаясь к какой-то темной силе и вызывая ее. — А ведь я уже соглашался жить на аршине пространства!»

Таким образом, Достоевский размывает границы между двумя эпизодами – “Вторым сном Раскольникова”, в котором он не может во второй раз убить Алёну Ивановну, и “Знакомством со Свидригайловым” — человеком, о преступлениях которого Раскольников узнал от родных. Героев связывает мотив греха, преступления. Этот приём позволяет писателю психологически обосновать странное взаимопонимание между незнакомыми людьми, знавшими друг о друге понаслышке, оправдать их странный разговор.

Однако не следует думать, что произошло чудо и Раскольников, «проснувшийся» для новых восприятий, начавший жить жизнью совести, отказался от своих прежних убеждений — теоретизирование не перестало доминировать, но победы божественного сознания у Раскольникова стали чаще и глубже воздействовать на его миросозерцание.

Статья Родиона – дело важное. Размышление о ней Порфирия могли быть примерно такие: есть два типа людей: одни обыкновенные, а другие необыкновенные, причем последним можно всё, а первым – ничего. К кому относит себя автор? Кто мог поведать «великую тайну»? Неужели простой обыватель смог до такого додуматься? Или только Великие способны так рассуждать? Отсюда и получается, что только необыкновенный способен такое осознать и написать. Помещается ли сюда Бог? Если и да, то очень мало для него места остается.

Adblock
detector