Анализ Закона О Защите Прав Потребителей Статья

Закон РФ «О защите прав потребителей» 2022

Закон, защищающий права потребителей, касается каждого жителя России, потому что все люди выполняют функции потребителей даже в том случае, если они в настоящий момент относятся к производителям, поставщикам, продавцам или исполнителем. Всех этих лиц закон объединяет в единую цепочку взаимной ответственности, несмотря на то, что формально защищает только права одного звена цепочки.

В главе третьей эти термины используются в виде синонимов. Однако между ними есть разница. Работа – это, безусловно, действие, имеющее признаки услуг. Однако работа может быть незавершённой, в то время как услуга может быть таковой только в том случае, если она доведена до своего логического конца.

  • проводить проверки соблюдения нормативных требований, предъявляемых к качеству продукции и услуг;
  • осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению нарушений;
  • проводить учёт и анализ случаев причинения вреда экологической среде, жизни и здоровью человека и домашним животным;
  • давать оценку эффективности проводимых мероприятий.

Если претензии потребителя вызывают спор, то продукция может быть отправлена на экспертизу. Производится это за счёт предоставляющей стороны. Если в результате исследования выяснилось, что вещь приобрела недостатки не по вине продавца, поставщика, производителя или импортёра, то оплата услуг по экспертизе ложится на потребителя.

  • нести ответственность за допущенные недостатки (ст. 5);
  • устанавливать сроки годности или эксплуатации товара (ст. 5);
  • обеспечить потребителей запчастями к реализуемому товару (ст. 8);
  • создать условия для производства ремонтных работ по данному виду продукции (ст. 8);
  • нести ответственность за недостоверную информацию.

Закон РФ от N 2300-1 (ред

потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

недостаток товара (работы, услуги) — несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

безопасность товара (работы, услуги) — безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги);

уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель (далее — уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) — организация, осуществляющая определенную деятельность, или организация, созданная на территории Российской Федерации изготовителем (продавцом), в том числе иностранным изготовителем (иностранным продавцом), выполняющие определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом) и уполномоченные им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества, либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный на территории Российской Федерации, выполняющий определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом), в том числе с иностранным изготовителем (иностранным продавцом), и уполномоченный им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества;

Кроме того, вышеуказанные обязанности изготовителя и исполнителя (обеспечение возможности использования, ремонта, техобслуживания товара) в прежней редакции указаны обособленно, существующими параллельно друг другу, что неуместно (не понятно, каким же образом, возможно, обеспечить использование товара), тогда как в новой редакции ремонт и техобслуживание отражены как мероприятия, направленные на обеспечение возможности использования товара, что вполне логично.

В судебной практике автора, например, имел место случай, когда потребитель трижды обращался в суды по поводу замены автомобилей к окончанию гарантийных сроков на них, мотивируя свои требования возникновением несущественных недостатков, легко устранимых в условиях даже неспециализированного ремонтного предприятия.

При введении ответственности предпринимателей за просрочку выполнения вышеперечисленных требований потребителей и определении ее в виде неустойки, исчисляемой исходя из стоимости товара (ст. 21), в прежней редакции не было сформулировано, как эта стоимость, в каких ценах, на какой период, и в каком месте определяется.

Ликвидирована и непоследовательность законодателя в вопросе о том, какая информация должна предоставляться потребителю изготовителем (исполнителем, продавцом): нормативно закрепив, о чем же конкретно они должны информировать потребителя, тем не менее, законодатель возложил эту обязанность лишь на предприятия (юридических лиц) – ст. 7 старой редакции, – тогда как изготовителем (продавцом, исполнителем), согласно преамбуле Закона, мог быть и гражданин – индивидуальный предприниматель (физическое лицо). В ст. 9 новой редакции законодатель учел это и ввел в Закон перечень информации, которую теперь должен предоставлять и индивидуальный предприниматель.

Рассматриваемый Закон, развивая применительно к правоотношениям на потребительском рынке норму ч. 4 ст. 15 Конституции РФ 13 , закрепляет приоритет норм международного права над внутренним российским законодательством в исследуемой области: согласно его норм (ст. 2) в случае коллизии норм национального и международного права, должны применяться правила международного договора.

Анализ закона о защите прав потребителей

При этом основной упор сделан на государственную защиту их прав. Наряду с общим судебным порядком разрешения споров между изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями в Законе определены специальные государственные органы по защите прав потребителей, их компетенция, а также санкции, которые они вправе налагать за нарушение прав потребителей.

  • соответствие условиям договора (если в нем говориться о качестве);
  • пригодность для использования в целях, для которых приобретается;
  • безопасность для жизни и здоровья, имущества и окружающей среды;
  • соответствие существующим стандартам;
  • гарантийный срок.

В тех случаях, когда отдельные виды гражданско-правовых отношений помимо норм ГК РФ регулируются и специальными законами РФ (например, договоры перевозки, энергоснабжения), к отношениям с участием потребителей, вытекающим из таких договоров, Закон «О защите прав потребителей» может применяться в части, не противоречащей ГК РФ и специальному закону.

Вторая глава «Защита прав потребителей при продаже товаров» посвящена регулированию отношений потребителя с его контрагентами в лице продавца, изготовителя и т.д. непосредственно в ситуациях приобретения им товаров на основаниях, определенных законодательством.

В заключение первой главы можно сделать вывод, что мировой институт защиты прав потребителей имеет более чем столетнюю историю, однако, в России его становление началось в начале 90 г. вместе с переходом страны на рыночные отношения. В связи с этим можно сказать, что изучение и использование опыта зарубежных стран в российских условиях имеет важное значение.

Прусаков О.В.:
Когда мы анализировали структуру жалоб потребителей за отчетные 2007 и 2008 г.г., как ни странно, структура жалоб практически не изменилась. Т.е. где-то 70% составляют жалобы на сферу торговли и 30% — жалобы на сферу услуг. При этом в сфере услуг 60% всех жалоб связано с предоставлением жилищно-коммунальных услуг. Т.е. это та сфера, которая для нас является очень важной, значимой и где возможности, связанные с обеспечением защиты прав потребителей, реализуются не так эффективно, как нам бы всем хотелось. Это связано с разными причинами. Например, с тем, что отсутствует должная гармонизация у Жилищного кодекса РФ с Гражданским кодексом РФ. Кроме того, положения жилищного законодательства, предписывающие появление нового института — управляющей компании, что у нас еще до сих пор не развито. Эта сфера для нас является очень важным приоритетом. Но структура, в целом, за два последних года не меняется. При этом я бы не сказал, что за пять месяцев 2009 года по сравнению с тем, что было раньше, ситуация резко изменилась.

Прусаков О.В.:
Все вопросы, связанные с угрозой жизни, здоровью граждан — это также одно из оснований для проведения внепланового мероприятия по контролю. Особенностью отдельных оснований, которые сегодня структурированы в новом Федеральном законе, является обстоятельство, что по обращениям потребителей, граждан, чьи права непосредственно нарушены, Роспотребнадзором, его территориальными управлениями проводится проверка по существу жалобы самостоятельно, при этом не требуется согласования с органами прокуратуры на проведение проверки.

Ведущий: В Законе о защите прав потребителей есть определение «товар ненадлежащего качества», но я не нашел разъяснения что это такое. Если телевизор, который я приобрел, сломался через 8 месяцев, это какой товар? Надлежащего качества или ненадлежащего? Александр из Воронежа интересуется.

Прусаков О.В.:
Я не считаю, что существует дискриминация потребителя в плане всего того, что касается разрешения спорной ситуации в досудебном порядке вопросов с проведением экспертизы. Более того, считалось и считается, что возложение обязанности по ее проведению на продавца, на изготовителя и т.д. — это дополнительный элемент защиты интересов потребителя, потому что соответствующие расходы по ее проведению на потребителя не возлагаются изначально. Опять же мы говорим о той ситуации, о которой говорит и закон, если все вопросы разрешаются применительно к тому, что требования потребителя предъявлены в течение гарантийного срока на товар. Потому что есть особенности взаимоотношений по истечении гарантийного срока и т.д. Я их не касаюсь, не ухожу в детали, потому что там уже могут быть особенности. Если мы говорим о предъявлении требования потребителем в отношении товара с недостатком в течение гарантийного срока, статья 18 не лишает потребителя самостоятельной возможности провести экспертизу. Если он желает, может это сделать, но должен осознавать, что на это несет расходы, потому что никто не будет это делать бесплатно. Но он имеет право на их возмещение в череде всех тех убытков, которые у него возникают или могут возникнуть в связи с рассмотрением данной спорной ситуации. Поэтому никаких препятствий проведения экспертизы самостоятельно самим потребителем нет. Да, в большинстве случаев, как показывает практика, экспертиза выносится в пользу потребителя, в пользу обоснованности заявленных требований. Законом установлены четкие гражданско-правовые механизмы, которые связаны с возможностью взыскания неустойки за нарушение срока рассмотрения удовлетворения соответствующего требования: один процент от цены товара за каждый день просрочки. Если продавец на основании экспертизы, или в ее отсутствие, не удовлетворяет требования потребителя, появляется ситуация, связанная с исчислением неустойки. Более того, у нас имеется еще один механизм, гарантирующий защиту потребителя. Это то, что требования потребителя об уплате неустойки подлежат удовлетворению в добровольном порядке. И за несоблюдение этого добровольного порядка суд в силу изменений, направленных на усиление правовой защиты потребителей, которые были внесены в закон, теперь обязан, хотя раньше он всего лишь имел право, взыскать штраф в размере 50% от суммы иска за несоблюдение добровольного порядка рассмотрения требования потребителя. Поэтому говорить о том, что сегодня экспертиза сама по себе или ее результаты каким-то образом не ориентированы на интересы потребителя, я бы не стал. Это будет неправильно. Поверьте мне, что ситуация совершенно другая. И все эти нормы работают. Существует совершенно четкое, прописанное в рамках Гражданского процессуального кодекса РФ, положение, которое определяет все то, что связано со значением экспертизы, с определением вопросов ее проведения и т.д., то ее проведение соответствующей экспертной организацией за плату не является не услуга в гражданско-правовом смысле.

Рекомендуем прочесть:  Вредные Факторы Врача Лаборанта

Прусаков О.В.:
Вы затронули очень важную тему и об этом можно и нужно очень долго говорить. Я постараюсь очень коротко ответить на этот вопрос, но в тоже время коснуться всех его аспектов. Российское жилищное законодательство предписывает то, что гражданин, проживающий в многоквартирном доме, а Товарищество собственников жилья у нас, как правило, создается в многоквартирных домах, должен решить для себя четко вопрос о выборе способа управления многоквартирным домом. Этих способов у нас по большому счету три: это непосредственное управление, это выбор управляющей компании и наделение полномочиями управляющей компании того же ТСЖ. Т.е. вопросы, которые касаются взаимоотношений гражданина, проживающего в многоквартирном доме, с ТСЖ, если таковое создано, можно распределить на две группы. Это те отношения, которые связаны с членством в ТСЖ, т.е. с теми вопросами, которые урегулированы уставом товарищества, которые связаны с уплатой членских взносов, с выбором председателя товарищества, ревизионной комиссией, с проведением собраний, с регламентацией всех этих отношений. Эти отношения, связанные с членством и потребительским законодательством, законодательством о защите прав потребителей, не регулируются. Это совершенно самостоятельная область правового регулирования. Члены товарищества, в зависимости от ситуации, если они решили, что именно ТСЖ будет управляющей компанией, ответственной за предоставление жилищно-коммунальных услуг, эта система отношений в определенной части регулируется нормами потребительского законодательства. Почему в определенной части? Потому что Жилищный кодекс предписывает и совершенно четко определяет, что объектом жилищных прав является жилое помещение, квартира. И коль скоро у нас есть понятие потребитель, который приобретает, заказывает, либо имеет намерение приобрести товар, в данном случае услуги для личных, домашних, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, мы соотносим потребительские целеположения и положения жилищного законодательства таким образом, что по большому счету из всего комплекса жилищно-коммунальных услуг потребительским законодательством регулируются не все из них, а только те, которые ассоциируются с жилым помещением, как объектом жилищных прав. Все, что касается реализации жильцом, собственником жилого помещения прав собственности, в том числе, в общем имуществе, которое, как правило, сегодня у нас не выделено должным образом, не оформлено, не зарегистрировано и т.д., но, тем не менее, есть право, которое предполагает, я говорю утрированно, что я проживаю в первом подъезде 20-ти подъездного дома, и имею право на лестничную клетку, на ее часть в 20-м подъезде. Это не связано с объектом жилищных прав, это связано с моим бременем содержания общего имущества. А несение этого бремени предписывает определенный расходы по содержанию, в том числе, внесение платы за ремонт и т.д. Поэтому здесь из всего комплекса жилищно-коммунальных услуг мы выделяем ту их часть, которая касается непосредственно жилого помещения, на которую можно распространить нормы потребительского законодательства. Это, в первую очередь, коммунальные услуги, которые связаны с поддержанием жилого помещения в нормальном, жизнеобеспечивающем состоянии. Когда мы говорим о ТСЖ, как об управляющей компании, необходимо понимать, что вопросы прав и обязанностей этого товарищества в первом и во втором случае будут разные. И поскольку Жилищный кодекс РФ предписывает наличие договора управления со всеми вытекающими отсюда последствиями, он определяет основные вопросы, которые должны быть отражены в договоре управления, а объем полномочий управляющей компании опять же определяется решением общего собрания жильцов. К сожалению, эти вещи у нас четко до конца не отработаны, ведь управляющая компания, будь-то ТСЖ или какая-то иная, обязана работать, как сказано в Жилищном кодексе, «по заданию жильцов». Т.е. они ограничены исключительно тем объемом полномочий, который им делегирует собрание жильцов. При этом Жилищный кодекс предполагает, что управляющая компания может быть только одна. И, соответственно, все вопросы, связанные с жилищно-коммунальным обеспечением, должны быть разрешены в договоре управления максимально полно, где будет четко расписано, кто за что отвечает, каким образом и за что взимаются жилищно-коммунальные платежи. Должен быть решен вопрос, что считать общим имуществом, рассмотрены вопросы распоряжения этим общим иму
ществом. Когда Жилищный кодекс РФ только вступил в силу, мы проводили в трех федеральных округах специальные региональные семинары-совещания, такое было у нас уже в Южном федеральном округе, в Северо-Западном и Уральском, пытаясь на них обсудить эти проблемы со всеми участниками рынка. Участвовали и наши территориальные управления, жилищные инспекции, органы исполнительной власти субъектов, органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты, общественные организации потребителей. Т.е. мы пытались обсудить эти проблемы для того, чтобы определить роль и место каждого участника, выработать некие общие правила игры, которые были бы оптимальны для наших граждан, имея в виду, что, к сожалению, они еще не готовы к тому, чтобы осознанно решить эти вопросы в одиночку.

Нормативная база: ст.15 ГК РФ, ч.4 ст.931 ГК РФ, ст.1064 ГК РФ, ст.1079 ГК РФ, , ст.56 ГПК РФ ФЗ от 25 апреля 2002 года №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, разъяснение Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 2005 г., содержащееся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за II квартал 2005 г.

Статья 9 ЗОЗПП регулирует порядок предоставления информации о продавце. Так, продавец (изготовитель, исполнитель) обязан довести до сведения потребителя: наименование своей организации, место ее нахождения и режим работы. Информация эта размещается на вывеске. Продавец – индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о госрегистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Например, в магазине может размещаться доска «Информация для покупателей» со свидетельствами, где все это указано. Информация эта нужна для того, чтобы вы могли правильно предъявить претензию – надлежащему лицу и по надлежащему адресу.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Коммерческий банк «Ренессанс Капитал» в пользу Даминовой М.Р. комиссию за подключение к программе страхования в размере 2938 рублей 98 копеек, компенсацию морального вреда в сумме 500 рублей, штраф за отказ в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя в размере 1719 рублей 49 копеек из которых 859 рублей 74 копеек взыскать в пользу Даминовой М. Р.; 859 рублей 74 копееквзыскать в пользу Межрегиональной общественной организации потребителей «Защита прав потребителей».

Как результат этого – самая разнообразная практика расчетов, применяемая судами при рассмотрении соответствующих исков. К примеру, неустойка исчислялась, исходя из стоимости товара (работы, услуги) на момент их приобретения (реализации) конкретному потребителю, либо на время предъявления претензии; за основу расчета могла браться как оптовая, так и розничная цена товара; отпускная цена производителя, либо стоимость с наценкой торговой организации.

Если говорить подробнее о главном субъекте – потребителе, то им также может быть и иностранный гражданин (в соотв. Со ст.4 ФЗ РФ от 25.07.2002г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и ст.62 Конституции РФ) и лицо без гражданства.

Закон о защите прав потребителей

потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

(с изменениями от 17.12.1999, 30.12.2001, 22.08.2004, 02.11.2004, 21.12.2004, 27.07.2006, 16.10.2006, 25.11.2006, 25.10.2007, 23.07.2008, 03.06.2009, 23.11.2009, 27.06.2011, 18.07.2011, 25.06.2012, 28.07.2012, 02.07.2013, 21.12.2013, 05.05.2014, 13.07.2015, 03.07.2022, 01.05.2022, 18.04.2022, 04.06.2022, 29.07.2022, 18.03.2022, 18.07.2022, 24.04.2022, 31.07.2022 гг.)

недостаток товара (работы, услуги) — несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным Законом либо в установленном им порядке, или условиям договора(при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель (далее — уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) — организация, осуществляющая определенную деятельность, или организация, созданная на территории Российской Федерации изготовителем (продавцом), в том числе иностранным изготовителем (иностранным продавцом), выполняющие определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом) и уполномоченные им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества, либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный на территории Российской Федерации, выполняющий определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом), в том числе с иностранным изготовителем (иностранным продавцом), и уполномоченный им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества;

существенный недостаток товара (работы, услуги) — неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;

В данном случае контролирующие органы выполняют превентивную функцию. Своими действиями они не допускают нарушения прав. Однако при уже совершённых нарушениях действовать должен сам потребитель. Он может отстаивать свои права в суде, прокуратуре, общественных организациях.

ЗоЗПП РФ регулирует взаимоотношения субъектов юридического права, возникающие при взаимодействии производителей и продавцов с потребителями. К последней категории относятся любые лица, приобретающие товар или услуги для собственного или семейного потребления. Перекупщики к этой категории не относятся, поскольку они являются продавцами.

  • просвещения (включение соответствующей информации в образовательные стандарты и программы);
  • безопасности товара для населения и конкретных лиц, их имущества и экологической среды;
  • достоверной информации о товаре или услуге, их производителе и продавце;
  • определения ответственности изготовителя, исполнителя или продавца за недостоверную информацию;
  • компенсации ущерба здоровью и имуществу, причинённого некачественным товаром или ненадлежащей услугой;
  • признания недействительным договора, ущемляющего права лиц, потребляющих товар или услугу;
  • обмена или возврата некачественного товара;
  • ответственности за превышение сроков, определённых для передачи предварительно оплаченного товара.

Закон о защите прав потребителей (ФЗ № 2300-1) впервые появился в Российской Федерации в 1992 году, то есть почти сразу после возникновения страны под этим названием. Он стал символом новой экономической стратегии, ориентированной на удовлетворение потребительского спроса населения.

Рекомендуем прочесть:  Вывеска На Офис Юриста

Защите подлежат преимущественно физические лица. Закон о защите прав потребителей не содержит информации о подобных ограничениях. Однако в нём нет и упоминаний об оптовых закупках. В любом нормативе речь идёт о розничном приобретении вещей или потреблении услуг разового характера. Последнее распространяется даже на ситуацию постоянного обслуживания по договору. Ответственность поставщика услуг наступает не в случае постоянного нарушения договора, а при ненадлежащем выполнении работ в данной конкретной ситуации.

Закон о защите прав потребителей: ЗоЗПП 2022

  1. Контролировать взаимодействия между потребителем (покупателем) и производителем (поставщиком, продавцом)
  2. Защищать права потребителей, используя механизм действия законных полномочий
  3. Владеть информацией о характеристике товаров, поставщиках, реальных показателях и уровне безопасности товаров народного потребления и оказываемых услуг

В соответствии с законными правами потребителю разрешается получить денежную сумму, которая появилась у покупателя вследствие приобретения некачественной продукции, несоответствию заявленным возможностям товара или намеренно искаженной информации и других несоответствующих качеств товара.

  1. Производитель – юридическая компания (ООО, ЗАО и др. формы) или предприниматель (ИП) производит товары для удовлетворения спроса населения, оказывает услуги, производит работы
  2. Потребитель – лицо, которое приобретает товар или заказывает услуги для личных нужд. Предметы и услуги не используются в предпринимательских целях для извлечения прибыли
  3. Продавец – организация или предприниматель действует по договору купли-продажи, связующее звено между исполнителем и потребителем
  • Защита прав потребителя действует на основании российского Гражданского кодекса
  • По договору купли-продажи продавец обязуется передать товар или исполнить услугу, следуя закону. Покупатель в полной мере производит оплату в счет продавца
  • Комментарии к зпп о гарантийном обслуживании вносят ясность в отношения между производителем, поставщиком и потребителем
  • Нормативные акты о защите прав потребителя принимаются в пределах полномочий исполнительного органа
  1. Не исключается срок до 45 дней, в течение которого поставщик за свой счет исправляет недостатки
  2. Если производитель не указал гарантию, стандартно срок составляет один год
  3. Период замены бракованного товара составляет одну неделю
  4. При необходимости делать заключение эксперта, срок увеличивается до 20 дней
  5. В случае невозможности замены товара, период составляет один месяц

Сам себе юрист

— организация и осуществление надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка;

Обращения граждан могут поступать в Федеральную службу непосредственно или направляться на рассмотрение Администрацией Президента РФ, Аппаратом Правительства РФ, федеральными органами государственной власти, депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации Федерального Собрания РФ. При необходимости о результатах рассмотрения обращения граждан информируется направивший его орган государственной власти (депутат Государственной Думы или член Совета Федерации Федерального Собрания РФ).

Указанное означает, что выдача предписания об устранении выявленных нарушений (на основании положений пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ) должностным лицом, составившим по результатам мероприятия по контролю протокол об административном правонарушении, противоречит вышеназванным нормам КоАП РФ, поскольку как таковое подтверждение (установление) виновного факта нарушения и, следовательно, определение оснований для возложения на соответствующее лицо тех или иных обязанностей по устранению этих нарушений (причин, способствовавших его совершению) могут быть осуществлены только должностным лицом (судьей), рассмотревшим дело об административном правонарушении и в установленном порядке вынесшим необходимое на этот счет постановление (статья 29.10 КоАП РФ) и представление (статья 29.13 КоАП РФ).

Во исполнение Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 Правительство РФ постановлением от 30 июня 2004 года № 322, действуя в рамках возложенных на него полномочий, утвердило Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, определив компетенцию этого органа и объем его полномочий.

17. Проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности.

В соответствии с частью 7 статьи 29 ГПК иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены также в суд по месту жительства или месту пребывания истца либо по месту заключения или месту исполнения договора. Однако в соответствии со статьей 32 ГПК стороны могут по соглашению между собой изменить территориальную подсудность для данного дела до принятия его судом к своему производству. При этом среди статей, подсудность по которым стороны изменить не вправе, статьи 29 ГПК нет.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23.49 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.8 КоАП (нарушение прав потребителей), рассматривают органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (в настоящее время эти функции переданы Роспотребнадзору), но не суд.

2. Многие организации, заключающие договоры с потребителями, включают в текст этих договоров соглашение о подсудности по месту нахождения организации, особенно часто такие соглашения встречаются в договорах, одной из сторон которых является кредитная организация. Однако суды в последнее время стали вполне обоснованно признавать такие соглашения недействительными.

Защита прав потребителей услуг, оказываемых финансовыми организациями, организующими взаимодействие с уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг в соответствии с Федеральным законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», осуществляется с особенностями, установленными указанным Федеральным законом.

3. В соответствии с пунктом 1 статьи 333.36 Налогового кодекса от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) — по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей.

Сфера действия ст

Представленная статья регулирует отношения между продавцом и покупателем в случае, если уже была предоставлена некачественная услуга или продан некачественный товар. Пункты статьи содержат в себе как обязанности недобросовестного продавца, так и права покупателя.

  1. На протяжении всего срока действия гарантии.
  2. На протяжении двух лет с момента покупки (пяти лет для недвижимого имущества), если срок гарантии не установлен.
  3. На протяжении двух лет с момента покупки (пяти лет для недвижимого имущества), если срок гарантии вышел, но покупатель может доказать, что дефект товара появился еще до его передачи либо покупки. Но если установленный срок службы товара меньше обозначенных сроков, обращение возможно только на протяжении действия срока службы.
  4. На протяжении 10 лет после покупки, если срок службы не установлен и покупатель может доказать, что дефект появился еще до передачи ему товара.

Так покупатель имеет право потребовать у продавца возмещения ущерба удобным для себя способом в установленные данной статьей закона сроки, а производитель обязан выполнить требования покупателя. Дополнительно закон также предусматривает штрафные санкции для продавца, если срок предоставления и исправления качества услуг превышает срок, который был оговорен сторонами при подписании договора.

  1. Безвозмездный гарантированный ремонт изделия.
  2. Компенсация средств, потраченных на ремонт изделия.
  3. Замена изделия на аналогичное либо схожее по характеристикам изделие того же вида с перерасчетом стоимости. Образец претензии на замену товара ненадлежащего качества можно скачать в статье тут
  4. Уменьшение цены изделия на сумму, соответствующую дефекту.
  5. Компенсация потраченных на изделие средств с обязательным возвращением продавцу некачественного товара.

Закон «О защите прав потребителей» регулирует отношения между продавцом (производителем, представителем услуг) и покупателем (получателем услуг). Статьи закона определяют какие права имеет потребитель относительно качества и сроков предоставления товаров, и какие действия может совершить в случае нарушения своих прав. Непосредственно обязанности продавца в случае предоставления им некачественных услуг и продажи некачественных товаров регулируются ст. 29 закона «О защите прав потребителей».

Закон о защите прав потребителей экспертиза

Условия, которые указываются в 1 статье Федерального закона, потребитель предъявляет продавцу или уполномоченным организациям, а также индивидуальному предпринимателю. Клиент может предъявить продавцу требования, которые указаны в пункте 1 настоящей статьи.

Таким образом, статья 18 ЗоЗПП РФ устанавливает правила поведения потребителя при обнаружении в покупке недостатков. В этом случае товар может быть возвращен, обменян или передан на ремонт. Однако некоторые категории товаров в силу особых свойств даже при наличии недостатков возвращаются или обмениваются по специальным правилам.

На экспертизу чаще всего отправляются именно технически сложные товары, так как их недостатки заметить сложнее всего. Далее проводиться непосредственно проверка, результатом которой является заключение эксперта. В случае, если дефектов нет или они появились после покупки, продавец вправе требовать с потребителя оплату за процедуру проверки.

Статья 18 ЗоЗПП РФ регулирует вопрос осуществления потребителем отведенных и зафиксированных в законе прав и возможностей при обнаружении в покупке недостатков. В этой статье разъясняются действия приобретателя при покупке некачественного товара, который устроен сложно с технической точки зрения. При этом выбор реализации конкретного права лежит на плечах самого покупателя.

В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Анализ Фз(Защита Прав Потребителей

Заказав работу или услуги, гражданин может в любой момент расторгнуть договор, не дожидаясь сдачи результата. Статья 32 Закона №2300-1 позволяет потребителю заявить такое требование с возмещением исполнителю фактических затрат. Например, если исполнитель уже приобрел материалы для предстоящих работ, потребитель будет обязан оплатить их стоимость. Даже если исполнитель включит в договор пункт о невозможности расторжения договора в одностороннем порядке, он будет являться незаконным.

ЗоЗПП РФ регулирует взаимоотношения субъектов юридического права, возникающие при взаимодействии производителей и продавцов с потребителями. К последней категории относятся любые лица, приобретающие товар или услуги для собственного или семейного потребления. Перекупщики к этой категории не относятся, поскольку они являются продавцами.

3. «Вторая» глава рассказывает о поведении продавца и покупателя в случае, если товар оказался некачественным. Оговариваются сроки предъявления претензий по недостаткам товара и их исправления. А так же, подробно расписаны права и обязанности каждой из сторон в сложившейся ситуации.

Потребитель вправе предъявить требования по поводу недостатков в работе (услуге), если недостатки были обнаружены им в процессе выполнения работ (оказания услуг), а также при их принятии от исполнителя. Право потребителя предъявить требования по поводу недостатков работы, обнаруженных после ее принятия от исполнителя, зависит от того, когда (в какие сроки) после принятия работы они обнаружены.

4) исключают или ограничивают ответственность продавца (исполнителя, уполномоченной изготовителем (продавцом) организации или уполномоченного изготовителем (продавцом) индивидуального предпринимателя, владельца агрегатора) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по основаниям, не предусмотренным законом;

Рекомендуем прочесть:  Где Рассматриваются Земельные Споры

Некоторые проблемы применения Закона РФ «О защите прав потребителей»

Девадзе ТеонаБадриевнаСтудентка 4 курса юридического факультета НЧОУ ВПО «Южный институт менеджмента» г.Краснодарemail: esimatova@yandex.ruНекоторые проблемы применения Закона РФ «О защите прав потребителей»Аннотация: в статье анализируется действующее состояние российского потребительского права и дается ретроспектива этого вопроса; выдвигается ряд предложений по модернизации законодательства в сфере защиты прав потребителей.Ключевые слова: законодательство о защите прав потребителей; потребительское право; права потребителя.

13.03.2006 N 38ФЗ содержит нормы, которыми регулируется реклама как способ распространения информации о товарах и услугах; Закон Российской Федерации «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 N29ФЗ, нормы которого определяют требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов при их изготовлении, расфасовке, упаковке, маркировке, хранении, перевозке и реализации, а также порядок государственного регулирования, надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктови некоторые другие[5][6][7][8.C.77].Характеризуя потребительское законодательство России в целом, следует заметить, что основное требование к таким нормативным актамсводитсяк тому, что эти акты не должны содержать норм, противоречащих собственно Закону «Озащите прав потребителей»и не должны снижать гарантий прав потребителей, уже предусмотренных действующим гражданским законодательством. В целях обеспечения данного положения существуетпрямой запрет передавать органам исполнительной власти право принимать нормативные акты, затрагивающие интересы потребителей, что в свою очередь означать исключительную компетенцию Правительства РФ по принятию правил и инструкций, регулирующихотношения с участием гражданпотребителей.Там, где действуют несколько нормативных актов, неизбежно возникает вопрос об их соотношении. По общему правилу, более поздний закон отменяет предыдущий, а специальный закон имеет преимущество перед общим. Гражданский кодекс общий закон и должен применяться лишь в той части, в которой не противоречит Закону РФ «О защите прав потребителей». Но поскольку вторая часть Гражданского Кодекса РФ была принята позже, чем Закон РФ «О защите прав потребителей», она, как более поздний закон, имеет преимущественную силу. Законодатель предусмотрел,что в дополнение к правам, предоставленным Гражданским Кодексом РФ, потребитель пользуется также правами, предоставленными ему Законом РФ «О защите прав потребителей». Таким образом, Гражданский Кодекс РФ и рассматриваемый Закон действуют в комплексе и дополняют друг друга. Как было сказано выше, Закон РФ «О защите прав потребителей» регулируетименноотношения, возникающие между потребителями и их контрагентамипри продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг.Рассматриваемый Закон появился только в 1992г., тем не менее, анализ зарубежного опыта в этой сферепоказывает, что в Европе многие потребительские законы, появившись ещев 70е годы XXвека, не изменились и существуют до сих пор.Процессразвития рыночного общества и соответствующихотношений предопределил необходимость в изменении трактовки понятия «потребитель» и перенесение экономической категории «потребление» в правовое регулирование гражданского оборота. Анализ самого термина«потребитель»позволяет судить о том, его смысловая нагрузка увеличивается с развитием действующего законодательства.На момент принятия Закона «Озащите прав потребителей»международная практика по потребительскомузаконодательству уже сложилась. Учесть хотя бы Руководящие принципы для защиты интересов потребителей, одобренныеГенеральной Ассамблеей ООН в качестве резолюции №39/248 от 09.04.1986 года. Таким образом, российскому законодателю было в известном смысле легче выбрать нормы, которые действовали бы нашей системе. Но зачастуюнекоторые нормы, необходимые дляправовой защиты граждан, вводятся уже после возникновения нарушения, а не предупреждают их, в силу чего не утрачивает своей актуальности вопрос дальнейшего реформирования потребительского законодательства РФ.Анализ судебной практики показывает, что законодательство в сфере защиты прав потребителей имеет множество пробелов, что приводит к усугублению законных прав и интересов потребителягражданина, в отличии, например, от западных стран с устоявшимся законодательством в данной области.В силу описанного выше, полагаем, что нижеследующие предложениямогли бы найтисвой отклик у законодателя.Действующий Закон«О защите прав потребителей»содержит много норм отсылочного характера, что во многом затрудняет их применение на практике. В силу этого, не вызывает сомнения необходимость раскрывать определенные условиянепосредственно в тексте самого Закона. Так, например, из содержания п.1 ст. 18 Закона следует, что в отношении технически сложных товаров требования потребителя о замене товара и расторжении договора куплипродажи, подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков. При этом перечень таких товаров утверждается Правительством РФ. На наш взгляд, наличие специальной нормы, устанавливающей критерии такого технически сложного товара, во многом предупредила потенциальные сложности правоприменения.В действующем Законе «О защите прав потребителей» также довольно часто говорится о «необходимой информации», которая в обязательном порядке должна предоставляться потребителю. Однако, нет ни понятия такой информации, ни ее четких критериев,что в свою очередь также порождает определенные сложности в применении положений Закона на практике. Было бы разумнымвнести вЗакон соответствующее правило, которое регламентировалообязательную информацию, которая непременно должна предоставляться потребителю.Особое внимание необходимо уделять вопросам правовой культуры, какпотребителя, так и его контрагента, поскольку понятия «потребитель», «потребление» неразрывно связано с необходимостью в удовлетворении потребностей участников гражданского оборота.До недавнего времени для комиссионных магазинов являлось правило, согласно которому в отношении товара, купленного в комиссионном магазине и имеющего недостатки, требования о безвозмездном устранении недостатков или возмещения расходов на их исправление,а также о замене на товар аналогичной марки может быть удовлетворенно лишь с согласия продавца. Однако в Законе «Озащите прав потребителей» таких ограничений на настоящий момент уже нет, что порождает необходимость приведения в соответствие конкретных актов Правительства РФ, регулирующих комиссионную торговлю.При урегулировании положения о гарантийном (безвозмездном) ремонте согласно п. 6. ст. 5. Закона « О защите прав потребителей» возникает опротиворечие рассматриваемой нормы со ст. 487 ГК РФ, так какв ней не предусмотрены понятия как комплектность и комплект товара. В связи с этим предлагается ввести в ст. 487 ГК РФ такие понятия как комплект и комплектность товара, дабыурегулировать правовое положение об «объеме товара».В заключении выражаем надежду на то, что предлагаемые изменения в потребительском законодательстве всетаки будут внесены в обозримом будущем, что позволит более эффективно защищать права потребителя.

Институт защиты прав потребителей в мировой практике не является новым. Возникновение потребительского движения относится к концу XIXвека, а первые законы, направленные на защитуохране прав потребителей,появились во многихразвитыхстранах еще в 70егодыXXвека.Объяснить столь стремительный рост потребительского движения можно объяснить тем, что люди вступают в разнообразные правовые отношения: покупая товар в магазине –заключают договор куплипродажи, заходя в лифт –пользуются коммунальными услугами, отправляясь в путешествие –заключают договор перевозки и т.д.Но являясь слабым звеном в цепочке выстраиваемых правоотношений, именно потребитель нуждается в дополнительной правовой защите, поскольку в условиях нестабильной рыночной экономики предприятия торговли, производители, исполнители работ и услуг часто пытаются навязать гражданамвыгодные для себя условия приобретения товаров и услуг, зачастую превращающиеся в кабальные. Более того, нередки случаи того, что существенная часть реализуемыхтоваров, работ, услугоказывается низкого качества, вплоть до возникновения реальной угрозы жизни и здоровью населения. Именно поэтому каждому потребителю необходима государственная поддержка.Базой гражданского законодательства в России, регламентировавшего права потребителей на заре формирования движения в их защиту,служили нормы актов кодифицированного гражданского законодательства. В основном их роль сводилась к регламентацииобязанностейи ответственностисубъектов договорных отношений с участием граждан. Так, согласно п.п. 1, 3,4 ст. 77 Основ гражданского законодательства СССР и республик утвержденного Верховным советом СССР 31 мая 1991 года N2211I, и ст. 246 ГражданскогоКодексаРСФСР от 11.06.1964 года покупатель, которому продана вещь ненадлежащего качества, был вправе по своему выбору требовать, если продавец не оговорил ее недостатки при продаже, замены вещи вещью надлежащего качества, безвозмездного устранения недостатков или возмещения расходов покупателя на их исправление, либо соразмерного уменьшения покупной цены[1]. [2]. [11.С.54]. Существовала возможность досрочного расторжения договора по инициативе потребителя, при условии возврата вещи продавцу, подразумевая при этом возврата уплаченной суммы. Более того, если удовлетворение таких требований не покрывало убытковгражданина, он был вправе требовать их возмещения. Следует отметить также и положения ст.ст. 294, 367 Гражданского Кодекса РСФСР, объявлявшие недействительными условия договоров бытового проката и заказа, которые могли бы ограничить права потребителя по сравнению с типовыми договорами.Несмотря на перечисленные позитивные моменты, действовавшее на тот момент законодательство не подразумевало собственно охрану прав потребителей, поскольку выступало в качестве общей правовой базыи не были рассчитаноисключительнона отношения с потребителями. В рассматриваемых нормах не затрагивалась сфера взаимоотношений гражданс экономически более сильными организациями сферы обслуживания и иными подобными контрагентами, что в свою очередь создавало факторы, способствующиенавязываниюгражданамне пользующихся спросом товаров, принудительного ассортимента услуг, высоких цен и т. д.Таким образом, традиционное гражданское законодательство не было рассчитано на целенаправленную потребительскую защиту, что предопределило существеннуюнеобходимость в создании и развитии специального законодательства о защите прав потребителей,чьей задаче выступило бы обеспечение приоритетаинтересов гражданв их взаимоотношениях с контрагентами[11.C.65].Вот почему принятие Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992г. N 23001 «О защите прав потребителей»,регулирующего исключительноотношения, возникающие между потребителями и их контрагентамипри продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), стало революционным прорывом в развитии российского потребительского законодательства. Более того, указанный Закон устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья,имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав[4].Тем не менее, следует отметить, что действующее российское потребительское законодательство не исчерпывается упомянутым выше Законом «О защите прав потребителей» и Гражданским Кодексом Российской Федерации. Это целая группа нормативных актов, как законов, так и постановлений правительства, напрямую затрагивающих интересы потребителей[10.C.41]. Среди них следует назвать иФедеральный закон «О техническомрегулировании» от 27.12.2002 N 184ФЗ,который содержит нормы о стандартизации и сертификации товаров и услуг; Федеральный закон «О рекламе» от

Список литературы1.Основыгражданского законодательства СССР и республик утв.Верховным советом СССР 31 мая 1991 года N 2211I// ВедомостиВС СССР от 26 июня 1991 г., N 26, ст. 733.2. Гражданский Кодекс РСФСР, утв. ВС РСФСР 11.06.1964// Ведомости ВС РСФСР, 1964, N 24, ст. 407.3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14ФЗ (ред. от 14.06.2012)//Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410,4. Закон РФ от 07.02.1992 N 23001 (ред. от 28.07.2012) «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 140.5. Федеральный закон от 02.01.2000 N 29ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О качестве и безопасности пищевых продуктов»//Собрание законодательства РФ, 10.01.2000, N 2, ст. 150.6. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О рекламе» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013) // Российская газета, N 51, 15.03.2006,7. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О техническом регулировании» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2002, N 52 (ч. 1), ст. 5140.8. Долбин А.С. Защита правпотребителей: Учебнопрактическое пособие. –М.: ИВЦ «Маркетинг», 2007. –159 с.9. Корнилов Э.Г. Гражданскопроцессуальные проблемы защиты прав потребителей. // Хозяйство и право. –М., 1999. №11. –С.3743.10. Комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей» / Под общей ред. М.Ю. Челышева. –М., 2012. –122 с.11. Эрделевский А.М. Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей». –М.: Юрист, 2003. –382 с.

Adblock
detector