Чем отличается социальный педагог от психолога

Чем отличается социальный педагог от психолога

Цель социально-педагогической работы в лицее – способствовать первичной социализации личности лицеиста, вхождению ребёнка во взрослую жизнь. Социализация – процесс включения индивида в общество, процесс овладения накопленным опытом и установками, социальными ценностями и нормами; процесс формирования социально значимых черт личности; это возможность жить и реализовываться в том обществе, в котором человек живёт.

Самая значимая, насущная проблема в нашем обществе – это та негативная информация, которая доступна детям через СМИ. Телевидение, жёлтая пресса, Интернет, показ технологии насилия и аморального поведения, неуважительное отношение к родителям, дискредитация статуса семьи, к сожалению, привносит в жизнь детей очень много отрицательного. Оттого молодеет преступность, наблюдаются безнравственные проявления среди несовершеннолетних. В этом плане школа является сдерживающим фактором подобных негативных явлений, потому что в работе с учащимися социальная служба и педагогический коллектив использует стратегию сдерживания, альтернативы и позитивной профилактики.

Непосредственно в лицее организуются беседы, встречи, лекции с представителями подразделения по делам несовершеннолетних, юристами, медицинскими работниками, очень уважаемыми и успешными родителями. Таким образом создаётся информационно-правовое поле для социализации наших учащихся.

Основные проблемы – это социальные пороки, такие, как наркомания, токсикомания, бродяжничество, безнадзорность, социальное сиротство. Существенную роль в появлении этих проблем играют и трудности в семьях, где «процветают» алкоголизм, психическое нездоровье детей и родителей, отсутствие душевного тепла, серьёзные материальные трудности.

Вместе с тем крайне важна и социальная диагностика. Прежде чем заниматься профилактикой, нужно сначала выяснить, какие проблемы наиболее острые в учебном заведении. Это очень серьёзное направление, включающее в себя и составление социальных паспортов классов и лицея в целом, анкетирование, тестирование, наблюдения, личные взаимоотношения с родителями и классными руководителями, детьми. Такая работа помогает увидеть школьную ситуацию в целом, определить пути решения проблем.

Чем отличается социальный педагог от психолога

Он тоже занимается проблемами (в том числе и социальными) ребенка, но разница в том, что психолог работает с душой, психикой ребенка, с его переживаниями, а не с его, например, жилищными условиями. Трудный возраст, асоциальные поступки, первое чувство – всё это к специалисту с профессией психолога.

Таким образом, чем отличается педагог от социального психолога становится совершенно очевидно. Но профессии взаимосвязаны. Несмотря на абсолютно разные функции и методы. От психолога социальный педагог часто узнает, что в семье ребенка не всё гладко. И наоборот – школьник из неблагополучной семьи направляется к психологу.

Защита прав – ключевой момент. Приведем несколько примеров, которые помогают понять отличия социального педагога от психолога:

  • Выявление возникших (или только появляющихся) трудностей. То есть в буквальном смысле необходимо вглядываться в ребенка. Насколько хорошо и опрятно одет, цела ли одежда, есть ли всё необходимое для учебы. Как учится и, главное, как посещает уроки. В каких взаимоотношениях с другими школьниками, с учителями. Любой «звоночек» может говорить о том, что в семье ребенка не всё ладно. К примеру, видя агрессивный макияж и смелую одежду на ученице средних классов, можно предположить, что это – самовыражение. А можно увидеть в этом протест и задаться вопросом, видят ли родители, в каком виде посещает школу их дочь.
  • Способствование социализации. Деятельность, направленная именно на то, чтобы ребенок научился быть частью коллектива и взаимодействовать с другими людьми. Организация внеурочной деятельности, поездки, сотрудничество с Детскими центрами или Домами Детского Творчества – всё это забота социального педагога, которая нередко в школах перекладывается на плечи родительских комитетов.
  • Защита прав ребенка. Если говорить простым языком, то это в буквальном смысле защита права быть сытым, тепло одетым; защита от обид одноклассников; защита права иметь всё необходимое для успешного получения знаний. Такая защита может быть в форме диалога, внушения, предупреждения; а может пойти в ход буква закона, вплоть до лишения родительских прав. Здесь и социально-правовая поддержка, и юридическая, и – человеческая, моральная. Одним словом, закон на стороне ребенка, а социальный педагог – на стороне закона.

Функций, возложенных на него, огромное количество. Все они заключаются в слове «социальный». Если говорить проще, социальный педагог помогает ребенку адаптироваться в обществе, контролирует сам процесс адаптации либо, если проблемы между ребенком и социумом себя уже проявили, ликвидировать их.

Опять же, ряд примеров деятельности школьного психолога:

  • Обследование школьников на предмет выявления характерных особенностей их личности, наличия проблем, тревожности, негативных склонностей и многого другого. Это могут быть и регулярные групповые тестирования, и индивидуальные консультации. Именно чтобы не работать с ребенком по факту проблемы, необходима регулярная диагностика. Полученная информация обычно имеет отношение либо к задачам психолога, либо к обязанностям обоих специалистов сразу.
  • Работа с семьями школьников. Это могут быть коллективные мероприятия, где психолог консультирует родителей по общей обстановке в коллективе и дает ряд наставлений (опять-таки, общих). Также психолог работает и индивидуально с семьей ребенка, который по тем или иным причинам попал в зону риска. Не обязательно асоциальное поведение – достаточной причиной для диалога может стать внезапная замкнутость, резкий скачок успеваемости, синяки, о которых ребенок молчит или внезапные перемены во внешнем виде.
  • Участие в педагогических советах. В принятии любого рода решения на педсовете решающее слово за психологом. Например, ребенок прекрасно учится и претендует на обучение экстерном, через один класс. Учителя в данном случае в один голос будут твердить, что по их предмету ребенок выше всех похвал. И только школьный психолог сможет заметить то, что школьник просто морально не выдержит такой нагрузки.
  • Индивидуальная работа. То есть работа с конкретным ребенком и конкретной ситуацией. Основная задача – помочь справиться с проблемой, разобравшись в себе.

Предупредительно-профилактическая и социально-тера­певтическая. Учитывает и приводит в действие соц-правовые, юрид. и психолог. механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний; организует оказание социотерапевтической помощи нуж­дающимся, обеспечивает защиту их прав.

Коррекционные занятия могут быть индивидуальными и групповыми. В ходе их психолог старается скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка. Эти занятия могут быть направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся. использует уже существующие программы занятий, а также разрабатывает их самостоятельно, учитывая специфику каждого конкретного случая. Занятия включают в себя разнообразные упражнения: развивающие, игровые, рисуночные и другие задания — в зависимости от поставленных целей и возраста школьников.

Здравствуйте, чем отличается социальный педагог от психолога??И что лучше?(имею ввиду за школу). Предлагают работу социального педагога, а по профессии я психолог?Соц. педагог не хуже психолога?И возьмут ли на работу психологом если будет запись соц. педагога?И есть ли смысл работать психологу социальным педагогом?

Охранно – защитную –использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые и опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.

Рекомендуем прочесть:  Как правильно перевозить новорожденного в машине

Прогностическую и экспертную – разработка программ, проектов, планов социально-педагогического развития микрорайона, учреждения, его структур; социально-педагогическое проектирование личности ребенка, групп детей; экспертиза аналогичных документов и материалов.

Специальность «Психология и социальная педагогика» предполагает, что будущих социальных педагогов готовят и к осуществлению психологического сопровождения социального развития личности в образовательной среде, оказанию психологической помощи в решении жизненных проблем и затруднений путем реализации коррекционно-развивающих, консультативных, психопрофилактических программ для учащихся и педагогов.

Название специалиста «социальный педагог» является производным от слова «педагог», которое ассоциируется прежде всего с учителем. Действительно, в профессиональной деятельности учителя и социального педагога есть
много общего. Прежде всего эти две профессии роднит то, что объектом их внимания является ребенок, его развитие и социальное становление.
Вместе с тем профессиональная деятельность этих специалистов имеет и ряд существенных отличий, позволяющих выявить специфику двух родственных профессий. Учитель, выполняя свою главную образовательную функцию, передает молодому поколению знания и социокультурный опыт, накопленный обществом, в процессе чего осуществляется развитие и воспитание ребенка. В центре же внимания социального педагога находится социализация ребенка, его успешная интеграция в общество как альтернатива обособлению, «выпадению» из нормальных социальных отношений.
Отличаются эти профессии и с точки зрения сферы деятельности. Если учитель ориентирован уже в процессе профессиональной подготовки на работу в учреждении определенного типа, а именно в общеобразовательном учебном заведении, то социальный педагог может осуществлять свою деятельность в самых разных учреждениях.
С этой точки зрения, а также функционально деятельность социального педагога гораздо ближе к профессиональной деятельности специалиста по социальной работе. Разграничить социально-педагогическую сферу и сферу социальной работы чрезвычайно трудно еще и потому, что обе они только формируются. Вместе с тем, по крайней мере одно существенное отличие, определяющее специфику этих двух сфер профессиональной деятельности, может быть отмечено. Оно заключается в том, что в отличие от социального педагога, который в своей профессиональной деятельности имеет дело с ребенком в процессе его развития, воспитания, социального становления, объектом социальной работы могут оказаться люди, имеющие те или иные социальные проблемы или затруднения, независимо от возраста.

Наш выпускник может работать в социально-педагогических службах образовательных учреждений разного уровня (от детского сада до вуза), социальных службах специализированных учреждений (интернатного типа, социальных приютов, реабилитационных центров, центров занятости населения и пр.), социальных службах предприятий, организаций и учреждений, коммерческих структур, творческих, общественных, благотворительных организаций и союзов, службах досуга и культурной анимации, валеологических и медицинских службах.

Разница между социологией и психологией

Социология – наука, исследующая процессы развития общественного сознания и выявляющая роль личности в его формировании. Предметом изучения социологии является функционирование социальных систем и институтов, особенности социального поведения человека и общество как социокультурное целое.

Теоретическая социология занимается анализом и обобщением результатов глобальных исследований социальных явлений в контексте их исторического развития. Состояние современного общества и формирование тенденций его развития в будущем – предмет исследования эмпирической социологии. В ней используются методы непосредственного наблюдения за поведением участников социальных групп и экспериментального анализа ситуативных факторов, влияющих на общественное сознание. При этом характер и особенности отдельной личности рассматриваются как частное проявление общих черт социальной группы.

В конкретных жизненных условиях любая человеческая деятельность проявляется в определенной форме социального поведения, поэтому задачей психологии считается не только анализ состояний и личностных свойств индивида, но и определение специфических закономерностей их развития под влиянием социальных отношений.

Среди наук, исследующих поведение человека во всех формах проявления его психической, интеллектуальной, социальной и духовной активности, психология и социология имеют наиболее выраженную связь. Они преследуют цель выявления общих закономерностей человеческой деятельности, связанной с ее личностным аспектом. Однако в социологии и психологии используются разные методы научного анализа и специфические приемы его проведения.

Наряду с основным направлением в области исследований, касающихся психологии личности, выделяют также научные дисциплины, изучающие психологию малых и больших групп, психологию общения, прикладные психологические технологии и методы психологического анализа.

Таким образом, социальный педагог осуществляет свою деятельность на основе системного подхода, что позволяет включить в социальное развитие подростков различные государственные и общественные структуры, семью, школьные коллективы и прежде всего самого учащегося.

В России специальность «социальный педагог» еще только формируется, хотя на рынке труда уже определилось ее более самостоятельное положение, чем специальность «социальный работник». Известная профессия «педагог-организатор» в начале 90-х гг. получает качественно новый смысл, означая специалиста в области социального воспитания и работы с молодежью. Должностные обязанности социального педагога в соответствии с Тарифно-квалификационной характеристикой включают в себя:

Социальный работник в области образования, как показывает мировой опыт, помогает ребенку справиться с социальными и психологическими проблемами в процессе социализации. В связи с этим функции социального работника конкретизируются применительно к этой задаче:

Сегодня, когда назрела необходимость создания новых парадигм воспитания, особое значение приобретает новая профессия — социальный педагог, и соответственно разработки по социальной педагогике. Наука обратилась к углубленным исследованиям проблем социальной педагогики, стремясь осмыслить лучший опыт социального воспитания с целью формирования социально-педагогической службы. Последняя призвана обеспечить диагностику, коррекцию и управление отношениями в социуме в интересах становления и развития полноценной, физически, психически и нравственно здоровой, социально защищенной и творчески активной личности.

— информационная (сбор информации о клиенте, семье или группе семей, проблемах и условиях социума для обеспечения результативности социального «вмешательства»; и вместе с тем обеспечение клиентов информацией о социальных услугах, предоставляемых конкретной службой или учреждением данного региона) 10 .

Чем отличается предмет педагогической психологии от предмета педагогики

В.Я.К. – чешский педагог-гуманист, считается создателем учебн-классовой системы, которая актуальна по сей день. Значительный вклад в развитие ПН внесли и другие ученые в этот период: Руссо, Песталоци, Гербардт, Дистверг и др. Они писали о: связь развития, обучения и

Таким образом, этот этап характеризуется созданием основы педагогической психологии, возведением некоего фундамента: логических построений, основанных на наблюдении, анализе и оценке педагогической действительности. Вслед за фундаментом стало необходимым интегрировать знания психологии и педагогики для более глубокого анализа и эффективного решения проблем обучения и воспитания.

как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом. Предметом педагогики является исследование сущности формирования и развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса.

Педагогика исследует следующие проблемы:
изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияние на воспитание;
определение целей воспитания;
разработка содержания воспитания;
исследование и разработка методов воспитания.
Объект познания в педагогике — человек, развивающийся в результате воспитательных отношений. Предмет педагогики — воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека. Педагогика — это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека (В. С. Безрукова).

Педагог-психолог в отличие от медицинского во время обучения получает педагогический акцент. Такие специалисты могут вести не только психологическую работу, но и преподавать психологию в вузах, ссузах, а также вести уроки по психологии в школе. Основные направления работы – консультации, тренинги и диагностика.

Клинический или медицинский психолог – специалист, который вместе с психологическим образованием в обязательном порядке изучает большой блок медицинских дисциплин. После окончания интернатура не обязательна. Дальнейшее повышение квалификации происходит самостоятельно. Медицинские знания существенно расширяют профессиональную область специалиста, дают больше возможностей для помощи клиентам. Во время обучения много внимания уделяется изучению психосоматики, патопсихологии и нейропсихологии. Как правило, после обучения работают такие специалисты в поликлиниках, как 121-я консультативно-диагностическая поликлиника в Москве, или больницах.

Рекомендуем прочесть:  Сколько метров на одного человека положено 2023

Раньше люди не хотели идти к психологу. Проблемы такого рода считались несерьёзными. Многие думали, что их можно решить в душевном разговоре с близким человеком. К счастью, ситуация меняется. Все больше людей понимают, что профессиональная помощь в вопросах врачевания души важна так же, как и хорошая квалификация стоматолога. Никому ведь не придет в голову лечить зубы на кухне у подруги.

Психотерапевт получает образование по психологии, точно так же, как и педагог-психолог. Но в дальнейшем в обязательном порядке оканчивает специальные курсы, модули. В настоящее время существует много различных направлений психотерапии. Как правило, специалист сам выбирает то, которое ему ближе по душе. И дальше в нём и развивается. Грамотный специалист хорошо ориентируется в возможностях своего направления и, если оно не совсем подходит для решения проблемы клиента, может посоветовать ему альтернативу.

В чем разница между психологом и психотерапевтом

Конечно, человек чувствует, что с ним происходит что-то неладное. Нет настроения, желания что-то делать, беспокоят физические симптомы. Пропадает внутренний ресурс, и справиться с этим самостоятельно не удается. Кто-то пытается получить поддержку от близких, другие изнуряют себя работой, пытаясь не думать о проблеме. Самый плохой вариант выбирают те, кто ищет облегчения в алкоголе. И мало кто без посторонней помощи осознает, что реальную помощь можно найти только у специалиста.

Клиенты психотерапевта — это обычно люди, пережившие воздействие сильного стресса или длительное время находившиеся в напряженной стрессовой ситуации в семье, дома, на военной службе. Поводом для обращения к этому специалисту являются тревожные расстройства, необъяснимые страхи, фобические расстройства. Если человек несколько раз подвергался панических атакам, нельзя откладывать визит к специалисту.

Когда человек, испытывающий психоэмоциональные проблемы, понимает, что самостоятельно справиться с ними не в состоянии, он может прийти к правильному решению — обратиться за профессиональной помощью. В этом случае перед ним встает вопрос, кто именно может ему помочь — психолог, психиатр или психотерапевт.

К психиатрам обращаются люди, психические расстройства которых носят тяжелый характер. Например, неадекватное поведение, которое невозможно объяснить, отсутствие критического отношения к собственному состоянию, бред, панический страх, галлюцинации. Люди с уже установленными диагнозами (шизофренией, эпилепсией, психозами), социальной дезадаптацией также находят помощь у психиатров.

Можно сказать, что все эти специалисты помогают восстанавливать душевное здоровье, ведь частица «психо» — это душа в переводе с греческого. Но существует разница между психологом и психотерапевтом — в том, какую именно помощь они могут оказать обратившемуся к ним человеку. Есть и определенные показания для обращения к психиатру. Для грамотного выбора важно понимание разницы между кругом обязанностей психолога и психотерапевта, работой психиатра.

  • педагог-психолог — ориентирован на работу с детьми и их родителями;
  • социальный психолог — ориентирован на работу со взрослыми людьми;
  • юридический психолог — работает в сфере совершения правонарушений и преступлений;
  • клинический психолог — работает с тяжело больными людьми, находящихся в больничных учреждениях.

Многие привыкли справляться со своими проблемами самостоятельно. Однако очень ошибочно находиться в полной уверенности, что все трудности можно решить без чьей-либо помощи. К сожалению, современное общество выработало стереотип о лицах, обращающихся за психической помощью к специалистам, как об очень слабых людях. Психолог, психиатр или психотерапевт — всех этих лиц объединяет работа с психикой человека. Однако чем они отличаются друг от друга?

Разобравшись с тем, какая разница между психологом и психиатром существует на сегодняшний день, стоит обратить внимание на тему длительности лечения у представленных специалистов. Конечно же, продолжительность лечебного периода зависит только от индивидуальных показателей пациента. Обычно длительность простой терапии составляет несколько недель. Но если речь идет о каком-нибудь психоанализе, то лечение может продолжаться годами.

Диагностировать психические заболевания зачастую бывает гораздо сложнее, чем определить заболевания физические. Мало того что пациент обязан длительное время быть под наблюдением, ему еще и требуется установить основное лечение. Психиатр часто имеет дело с неадекватными людьми. Работать с ними очень непросто. В этом и заключается основное отличие между такими специалистами, как психиатр и психолог. Разница между ними, можно сказать, колоссальная. Однако есть и некоторые общие моменты. Сюда можно отнести, например, тесты. Так, больному предлагается ответить на ряд вопросов, рассказать о чем-то, создать ассоциативный ряд и т. д. Подобная методика является наиболее качественным диагностированием каких-либо отклонений.

Чем отличается психиатр от психолога? Как осуществляет свою трудовую деятельность каждый из обозначенных специалистов? Кратко ответить на эти вопросы вряд ли удастся, но обозначить некоторые моменты все-таки можно. Так, психотерапевт работает с проблемами, находящимися, что называется, «на стыке тела и психики». В качестве примера можно привести разного рода мании. Например, пациент страдает от игровой, пищевой или какой-либо еще зависимости.

Функциональные ниши специалистов в детском саду.Особого внимания заслуживает изучение функциональных ниш различных членов педагогического коллектива. Оно помогает осознать собственную функциональную нишу и точки пересечения в работе с другими специалистами. Рассмотрим сферы пересечения в работе психолога и методиста детского сада:

Следовательно, на первом этапе взаимодействия психолога с педагогическим коллективом ему необходимо активно заниматься формированием адекватного запроса на свою деятельность, разъяснять, в каких случаях, каким образом и при каких условиях он может быть полезен.

Такую аналитическую, диагностическую, реализационную деятельность педагогу и психологу невозможно осуществлять раздельно, она может происходить только в их взаимодействии, сотрудничестве, содружестве. При этом их позиции неизбежно открыты и для учащихся, что имеет важное значение: действительное развитие личности ученика может обеспечиваться только при условии, что с ним работают профессионалы, не просто со стороны влияющие на него, но и сами личностно вовлеченные во взаимодействие, индивидуализирующиеся и социализирующиеся в нем.

Исследования С. А. Гильманова показывают, что можно выделить целый ряд таких показателей-индикаторов – от характера преобладающих ситуаций на занятиях до наиболее часто встречающихся вербальных конструкций, употребляемых педагогом и учащимися в процессе взаимодействия. При этом обнаруживается и прямая связь способов включения содержания образования в общение, и взаимодействие педагога и учащихся с психологическими механизмами, обеспечивающими его освоение.

Культурно-ориентированный способ связан с обращением к культурным смыслам, когда мы пользуемся человеческим опытом так, «чтобы его смысл перетекал в нас, чтобы тем самым мы длили человечество» (М.К. Мамардашвили). Культурный смысл связан с высвечиванием в содержании образования высших ценностей, идеалов, духовности через смыслы личностные, рождающиеся в процессах «вживания» в изучаемое (М.М. Бахтин).

Когда вы общаетесь с директором, не стоит проявлять слишком много эмоций. Если вы слышите, как ваш начальник делает заявления, которые вы находите осуждающими, слушайте и кивайте головой. Сохраняйте спокойствие. Когда он прервёт разговор, спокойно выскажите свою точку зрения. Не повышайте свой голос, и не прерывайте его, так как оба эти действия создают впечатление, что вы не контролируете свои эмоции.

Рекомендуем прочесть:  Где Узнать Когда Включат Свет Тюмень

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Если говорить именно о деятельности, то тут можно отметить некоторую противоречивость. С одной стороны педагог –учит, а психолог- помогает, но с другой стороны, педагог также как психолог может оказывать обучающимся психологическую поддержку, помогать им с принятием каких-то решений. А психолог, например, может также человека научить, только предмет знаний будет отличаться.

Задача психолога-помочь человеку что-то изменить, помочь разрешить проблему, а не найти виноватого. Он готов быть рядом, когда вам тяжело, готов выслушать, понять, поддержать, объяснить причины. А для решения самой проблемы потребуются собственное желание и стремление.

Не думайте, что директор подумает, что вы неумны, если вам нужны разъяснения по какому-либо вопросу. Возможно, вам придется повторить инструкции, чтобы директор смог убедиться, что вы правильно поняли, что от вас хотят. Это отличный способ, чтобы избежать неловких ситуаций в будущем.

Чем отличается психолог от психиатра

Круг компетенции психиатра достаточно широк – это и тяжёлые психические заболевания – такие как шизофрения, эпилепсия, умственная отсталость – и более «лёгкие» нарушения – неврозы, реакции на стресс, депрессии, отклонение характера. Психиатр может заниматься и алкоголизмом, табакокурением, наркоманиями.

К психологу обращаются здоровые люди с различными психологическими проблемами и трудностями. В отличие от психолога психотерапевт может работать с проблемами, которые находятся на стыке психики и тела. В его компетентность входят более сложные проблемы: работа с различными зависимостями (химическими, игровыми, эмоциональными, пищевыми), неврозами, депрессиями, тревожными расстройствами, паническими атаками, бессонницей, сексуальной дисфункцией, психосоматическими расстройствами и т.д.

Что характерно для психотерапевта? Так же, как и психиатр, представленный специалист занимается качественным лечением психических заболеваний. Однако методы в области психотерапии используются совсем другие. Так, для того чтобы лечить разного рода фобии, зависимости или депрессии, психотерапевт старается использовать не только медикаментозные и фармацевтические средства, но и некоторые другие виды лечения. По сути, психотерапевт совмещает в себе функции как психолога, так и психиатра. При этом психотерапия является лишь составной частью психиатрии.

Вывод: психотерапевт – врач, который занимается лечением пограничных психических расстройств, с помощью системы психологических и словесных воздействий, а медикаментозное лечение является лишь дополнением основной терапии, но никак не ее полной заменой. [2]

Апатия, депрессия, навязчивые мысли, подозрительность, выходящая за рамки нормы — все это поводы прибегнуть к помощи специалиста в области психотерапии. Даже такие состояния, как частые приступы неконтролируемого гнева или, наоборот, слезливости, требуют анализа ситуации и корректировки. Если организм дает сигнал о расстройстве того или иного органа болью, другими серьезными симптомами, а врачи не находят отклонений, можно заподозрить психосоматику. В такой ситуации, а также в борьбе с зависимостями тоже помогает психотерапевт.

Сравнение психологии и социологии

Существование институтов связано с деятельностью людей, организованных в группы, в которых проведено разделение на соответствующие статусы, отвечающие потребностям общества или данной группы. Институциональной анализ социальной жизни предполагает изучение повторяющихся и наиболее устойчивых образов поведения, привычек, традиций, передающихся из поколения в поколение.

Разнообразие институтов соответствует разнообразию человеческих потребностей, таких как потребность в производстве продуктов и услуг, потребность в распределении благ и привилегий, потребность в безопасности, защите жизни и благополучия, потребность в социальном контроле за поведением членов общества, потребность в коммуникации.

В социологии существует четыре типа объяснения и обоснования социальных институтов. Согласно теории Дж. Хоманса, это, во-первых, психологический тип объяснения, исходящий из того, что любой социальный институт есть психологическое по своему происхождению образование, устойчивый продукт обмена деятельностью. Во-вторых, — исторический, рассматривающий институты как конечный продукт исторического развития определённой сферы деятельности. Еще два типа объяснений существования институтов, которые преимущественно применяются в структурно-функциональном анализе, Хоманс называет неубедительными. Это структурный тип, когда доказывается, что «каждый институт существует как следствие своих отношений с другими институтами в социальной системе», и функциональный, согласно которому институты существуют, поскольку выполняют определенные функции в обществе.

В Германии Вебер, второй наряду с Дюркгеймом признанный классик, нашел разницу в том, что социология занимается смыслом человеческих действий, отличным от эмоций, инстинктов, восприятия и прочих вещей, которыми заняты психологи. Отдернуть руку от горячей плиты это психология, потому что инстинкт; жарить яичницу это социология, потому что есть цель, которой мы сознательно добиваемся.

Эти признаки не являются строго нормативно закрепленными. Они скорее вытекают из обобщения аналитических материалов о различных институтах современного общества. У одних из них (прежде всего формальных, таких как армия, суд и др.) признаки могут фиксироваться четко и в полном объеме, у других, неформальных либо только возникающих, — менее отчетливо.

Однако деятельность педагога-психолога не ограничивается лишь подобными аналитическими занятиями и лекциями, которые нормализируют «погоду» в обществе. Нередко случается так, что в одном классе (группе, коллективе), в принципе, работа идет своим чередом, но отдельный человек испытывает некий дискомфорт.

Вот уже много лет такая должность, как психолог-педагог, имеется в школах, детских садах, больницах и даже служебных учреждениях. Подобной практикой занимаются люди, психологи по образованию, которые имеют в некотором роде и медицинские знания, и педагогические. Нередко в больших коллективах возникают проблемы различного рода, которые способен решить далеко не каждый. Подобные казусы могут быть свойственны и людям с узким кругом общения.

Особого внимания заслуживает также сам принцип работы столь важного специалиста. Как правило, программа педагога-психолога тесно связана со школьным курсом, теми предметами и занятиями, которые детки изучают в садах, с тем направлением деятельности, которое характерно для конкретной организации. В ходе анализа, многочисленных тестов и семинаров, которые проводят психологи в обществе, выясняется компетентность каждого сотрудника непосредственно в конкретной сфере деятельности, способность того или иного ученика воспринимать информацию, особенности его мышления и задатки. Как правило, именно психолог-педагог косвенным образом формирует классы: математический, гуманитарный, музыкальный.

Итак, психолог-педагог чаще всего приглашается в детские сады и школы. Такого рода специалист необходим детям, дабы он направил в нужное русло их духовное развитие, установил моральные ценности, решил проблемы экзистенциального характера, а также устранил возможные тенденции к расстройству личности. В любом коллективе психолог-педагог ведет работу по улучшению микроклимата и каких-либо взаимодействий между его участниками, налаживает отношения, устраняет конфликты. В обязательном порядке также проводится психологический анализ.

Находясь в школьном коллективе, «инженер детских душ» должен принимать во внимание процесс взросления учеников. Для каждой возрастной категории разрабатывается отдельная программа, которая связана и с теми знаниями, что даются на уроках, и с особенностями развития нервной системы. Например, первоклашки легко «читаются» психологом по их рисункам, аппликациям, а также по манере вести тетради. Глядя на эти атрибуты, специалист сразу открывает многие особенности личности, темперамент и даже пристрастия подопечного. Позже детям предлагают пройти психологические тесты и тренинги, в которых необходимо отвечать на вопросы, представлять себя в различных ситуациях и проводить собственные исследования.

Adblock
detector