Договор перевозки оформляется с помощью коносамента при

Договор морской перевозки груза с использованием коносамента

Следовательно, коносамент не может являться необходимым и достаточным, поэтому необходимо указать, что он не будет являться индивидуализирующим признаком договора морской перевозки груза без использования всего судна, части его или определенных судовых помещений.

Оговорка может быть внесена в коносамент в двух случаях: 1) если перевозчик знает или имеет достаточные основания считать, что заявленные данные не соответствуют фактически принятому или погруженному грузу; 2) если у перевозчика не было разумной возможности проверить указанные данные.[16]

Последняя функция вызывает многочисленные дискуссии, так как существует две основных точки зрения на правовое значение коносамента. Согласно одной из них, коносамент не является договором перевозки, а только его доказательством. Другая точка зрения исходит из того, что коносамент обладает не только доказательственной, но и правообразующей силой, т.е. является договором морской перевозки.[12]

Существует мнение, что оговорки в коммерческой практике могут использоваться не всегда, а только в случаях, которые прямо предусмотрены законом. КТМ РФ содержит соответствующую норму в ст. 145. Данная статья допускает оговорки, которые касаются основных марок и количества груза, а также относящиеся к внешнему состоянию груза.

Одной из организационных форм морских перевозок грузов является линейное судоходство. Главное ее достоинство – это регулярность перевозок, возможность планирования транспортной деятельности, высокая эффективность работы всех звеньев производственного процесса.[11]

При каких перевозках договор оформляется с помощью коносамента

Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, если из закона или иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица, признаётся перевозкой:

Договор, в силу которого владелец одного судна обязуется за вознаграждение буксировать другое судно или иной плавучий объект на определенное расстояние, либо для выполнения маневров на акватории порта, в том числе для ввода судна или иного плавучего объекта в порт либо вывода их из порта, является:

Договор фрахтования судна без экипажа, по которому судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания, согласно Кодексу торгового мореплавания РФ, называется также:

Убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности, в целях сохранения от общей опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии, — судна, фрахта и перевозимого судном груза согласно Кодексу торгового мореплавания РФ, называются:

Перевозчик имеет право выдать груз только против предъяв­ления одного из оригиналов коносамента, после чего все осталь­ные теряют силу товарораспорядительных документов. Доказа­тельством надлежащей выдачи груза правомочному грузопо­лучателю является наличие оригинала коносамента у пере­возчика. Никаких дополнительных документальных подтверж­дений факта выдачи груза не требуется.

Уникальность коносамента в том, что в нем объединяются две категории отношений: обязательные — из договора морс­кой перевозки и имущественные — из свойств ценной бумаги. Поэтому исполнение требования о выдаче груза по коносамен­ту может быть обусловлено встречным требованием исполне­ния держателем коносамента его обязательств по договору мор­ской перевозки (например, по оплате фрахта). Существо иму­щественных отношений по коносаменту заключено в праве рас­поряжаться грузом (товаром), поэтому его называют товаро­распорядительным документом. Именно это право необходи­мо покупателям/продавцам, чьим интересам, в первую очередь, и служит коносамент.

Держатель коносамента является законным распорядите­лем груза, и в коммерческом плане с коносаментом можно сде­лать все (продать, заложить и т.д.), что можно сделать с ре­альным грузом (товаром), а, передавая коносамент, можно пе­редать и те права относительно груза, которые в нем заключе­ны. Для того, чтобы коносамент мог заменить груз в коммер­ческом обороте, он наделен установленными законом свойства­ми ценной бумаги (Document of Title) и оборотного документа (Negotiable Document).

Коносамент как доказательство договора морской пе­ревозки. В большинстве случаев это договор, однако тот факт, что он не оформляется — не подписывается двумя сторонами, не означает, что договор не существует: моментом заключения его является согласие (акцепт) одной стороны с коммерческим пред­ложением другой (например, в форме букинг-нота.

В некоторых юрисдикциях считается, что коносамент явля­ется лишь документом, подтверждающим наличие и содержание договора морской перевозки груза, хотя, в линейном судоходстве именно он содержит все условия перевозки груза, которые опре­деляют права и обязанности перевозчика и грузоотправителя. Это связано с тем, что перевозчик не имеет возможности — из-за мно­гочисленности грузоотправителей, с каждым вступать в перего­воры и согласовывать все условия перевозки груза, следователь­но, коносамент здесь является договором морской перевозки.

Договор перевозки оформляется с помощью коносамента при

Замечания тальманов в процессе погрузочной операции передаются служащим судовладельца. Последние сравнивают их с данными проекта коносамента, высланного отправителем груза в контору судовладельца. Судоходные компании, регулярно занимающиеся перевозкой грузов, публикуют периодически пересматриваемые бланки своих коносаментов. Эти бланки можно купить в магазинах канцтоваров. Грузоотправитель или его агент заполняет оригиналы коносамента на груз. Когда данные в коносаментах согласуются с замечаниями тальманов, сделанными во время погрузки, коносаменты подписывает брокер по погрузке (или другой агент) от имени судовладельца. Затем заполненные и подписанные коносаменты вручаются грузоотправителю.

Далеко не безразлично, где помещать оговорку перевозчика. Она должна быть внесена (inserted) в сам транспортный документ, «а не содержаться в каком-то другом документе, пусть даже упоминаемом в коносаменте или инкорпорируемом в него путем ссылки. Признание противного обесценивало бы доказательственную силу и вообще значимость коносамента как товарораспорядительного документа, в особенности для третьих лиц, добросовестно полагающихся на содержащуюся в нем характеристику груза» *(479).

Наличие оговорки не ликвидирует договор как основание возникновения обязательства *(477). Сохраняются вытекающие из договора права и обязанности сторон; оговорка не есть одностороннее изменение условий договора. Вопреки расхожему мнению оно не приводит к потере оборотоспособности транспортного документа. Строго говоря, оборотоспособность есть внутренне присущее товарораспорядительному (транспортному) документу свойство. Оно не находится в зависимости от наличия в документе оговорки. Последняя может лишь снизить интерес к приобретению на рынке такого документа или вызвать спор о его «правильности» в рамках договора иного, чем договор перевозки.

Анализ содержания документа отправителя позволяет установить три важных в правовом отношении обстоятельства: желание отправителя заключить договор перевозки груза, подачу отправителем предложения конкретному перевозчику, сообщение ему условий перевозки, которые отправитель хотел бы видеть в договоре. В гражданском праве указанные обстоятельства признаются главными и определяющими элементами предложения о заключении договора — оферты (ст. 435 ГК РФ). Это дает основание признать врученный перевозчику документ как оферту отправителя.

Советским внешнеторговым организациям рекомендовалось при отгрузке товаров морем из Великобритании, США и Канады в СССР давать инструкции банкам-плательщикам «не принимать к оплате коносаменты, связывающие хорошее состояние товара с подтверждением этого факта другими документами, если только последние не приложены к коносаменту и не подтверждают надлежащее состояние отгруженного товара» *(481) (выделено мною. — А.К.).

  • Сквозной коносамент. Оформляется в случае мультимодальной перевозки (то есть транспортировка морем является лишь одним этапом маршрута, а сами товары в дальнейшем будут перевозиться при помощи других видов транспорта).
  • Прямой тип. Оформляется в случае прямой доставки из одного порта в другой.

Коносамент — это ценная бумага, которая выдаётся перевозчиком владельцу груза. Эта бумага подтверждает право собственности на отгруженный товар. Коносамент используется в морской и речной транспортировке, а также когда используются мультимодальные международные перевозки (когда доставка осуществляется несколькими видами транспорта). Фактически данная бумага является обязательством, согласно которому перевозчик обязывается доставить все товары в соответствии с договором о транспортировке.

Рекомендуем прочесть:  Общая характеристика наследования по закону

С егодня многие люди задействованы в сфере морской транспортировки грузов. Если человек обратился в транспортную компанию, которая занимается морскими перевозками, и передал ей свой груз, то транспортная компания обязана выдать владельцу специальный документ — коносамент. Что собой представляет коносамент? Какие бывают разновидности этого документа? И как правильно заполнить эту ценную бумагу? Ниже мы рассмотрим эти вопросы.

Коносамент заполняется на специальном фирменном бланке при помощи пишущей машинки. Также бумагу можно заполнить на компьютере и распечатать на принтере. Правильно заполненный документ имеет юридическую силу. Обычно его заполняют в 3 экземплярах (по одному экземпляру для владельца, получателя и перевозчика).

Подведём итоги. Коносамент — это специальный документ, который выписывается перевозчиком фактическому владельцу груза при осуществлении морской транспортировки. Бумага служит доказательством того факта, что отправитель передал товары транспортной компании, а компания обязывается отправить этот груз получателю. Существует несколько разновидностей коносамента (ордерный, сквозной, домашний, чистый, линейный, бортовой и другие). Этот документ выполняет множество функций — подтверждение факта передачи товаров, подтверждение факта заключение договора транспортировки и так далее. При заполнении следует придерживаться определённых правил и рекомендаций, чтобы избежать штрафных санкций.

Заключение договора перевозки

  • адрес отправки и доставки груза;
  • данные об отправителе и получателе груза;
  • информацию о перевозимом имуществе: наименование, количество, массу и др.;
  • сведения о документах, которые являются приложениями к накладной (сертификатах и пр.);
  • информацию о ходе перевозки груза и др. сведения.

На вопрос о том, какие документы нужны для перевозки груза, однозначно ответить достаточно сложно. Это связанно с тем, что существует достаточно много нюансов в каждом конкретном случае, которые следует учесть. Без них ответственные лица могут получить штраф за несоблюдение законов или же получить определенные трудности, разбираясь с компетентными органами.

Общие правила перевозки регулируются Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ) и специальными законами — в части особенностей перевозки конкретным типом транспорта. Например, Воздушным кодексом РФ (далее — ВК РФ), законом «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 № 18-ФЗ и др.

В некоторых случаях от товарно-транспортной накладной можно отказаться. Чаще всего это бывает тогда, когда транспортировку осуществляет покупатель. Документы на перевозку груза в данном случае не требуют ТТН, так как весь процесс происходит между двумя объектами договора без посредников в виде транспортной компании.

  1. Удостоверение, подтверждающее право компании перевозить крупногабаритные или опасные грузы.
  2. Свидетельство, указывающие на подготовительный процесс водителя к осуществлению работы по перевозке опасных грузов. В нем совокупный водительский стаж должен превышать три года без прерывания данной трудовой деятельности. Если у водителя нет соответствующего опыта, собранные и оформленные документы по перевозке грузов не имеют значения.
  3. Сертификат, подтверждающий безопасность и качественные характеристики упаковки груза.
  4. Специальный опознавательный знак об опасном грузе.
  5. Свидетельство, подтверждающее подготовку транспортного средства к осуществлению перевозки опасных грузов.
  6. Предварительно созданный маршрутный лист с периодом разрешения транспортировки.
  7. Телефонные номера и адреса всех лиц, касающихся перевозки данных представляющих опасность грузов.
  8. Специально разработанный путевой лист, в котором обозначен номер опасности груза в соответствии со стандартами ООН.
  • малом каботаже — перевозка между дву¬мя российскими портами, расположенными в одном море;
  • большом каботаже — перевозки между двумя портами РФ, располагающимися е разных морях;
  • заграничном сообщении. Эти перевозки осуществляются в иностранные порты или из них.
  • от вида транспорта: железнодорожные, речные, морские, воздушные, автомобильные перевозки;
  • от числа перевозчиков:
  • от числа перевозчиков:
    • перевозки в местном сообщении (когда перевозки осуществляются одним видом транспорта и в пределах одного транспортного предприятия — железной дороги, речного пароходства);
    • перевозки в прямом сообщении осуществляются по одному документу несколькими перевозчиками одного вида транспорта (двумя железными дорогами);
    • перевозки в прямом смешанном сообщении осуществляются разными видами транспорта несколькими перевозчиками (железной дорогой и воздушным транспортом).

Коносамент обычно составляется в двух экземплярах, один из которых остается у перевозчика, а другой выдается отправителю и служит основанием для получения груза, а также платежей по договору с его получателем. Коносамент составляется перевозчиком на основании погрузочных документов, подписывается капитаном судна и выдается отправителю. Он является строго формальной ценной бумагой, распоряжение которой означает пе¬редачу товара (товарораспорядительный документ).

  • перевозки в малом каботаже. Под малым каботажем понимается перевозка между двумя российскими портами, расположенными в одном море;
  • перевозки в большом каботаже. Перевозки между двумя портами РФ, располагающимися в разных морях;
  • перевозки в заграничном сообщении. Эти перевозки осуществляются в иностранные порты или из них.

Договор считается заключенным с момента передачи груза к перевозке вместе с накладной. Иные перевозочные документы: дорожная ведомость, вагонный лист, передаточная ведомость при перевозках прямым смешанным сообщением. Эти документы являются документами первичного учета и имеют доказательственное значение. Тарифы на грузовые перевозки устанавливаются на основе государственной бюджетной, ценовой и тарифной политики в соответствии с Законом о естественных монополиях в порядке, определяемом Правительством РФ. Перевозки различаются грузовой и более высокой скоростью, а также различают перевозки пассажирскими поездами и грузобагажом.

Коносамент (Consignment) — это

Единообразный торгово-коммерческий кодекс, подготовленный уполномоченными по единообразным законам и Амер. институтом права и представленный для утверждения штатами начиная с 1953 г., в целом повторяет формулировки и модернизирует межштатные правила, регулирующие документы на право собственности, включая Закон о складских накладных, Закон о транспортных накладных и Закон о продажах. Статья 7 Кодекса, касающаяся складских накладных, К. и др. титульных документов, разрешает конфликты, возникающие при толковании штатами Закона о единой транспортной накладной, а Федеральный закон о К. регулирует отношения по перевозке грузов между штатами. Для того чтобы быть применимым для регулирования отношений по перевозке грузов в заграничном сообщении и между штатами, Кодекс должен быть введен в действие на федеральном уровне.

2) Удостоверяет заключение договора морской перевозки, который фактически заключается до подписания коносамента, и повторяет в деталях его содержание. В соответствии со ст. 120 КТМ СССР наличие и содержание договора морской перевозки могут быть доказываемы среди прочих документов коносаментами. Согласно ст. 121 КТМ СССР правоотношения между перевозчиком и получателем груза определяются коносаментом.

Кроме этого, он может быть прямой или сквозной. На полях коносамента, поскольку он является распиской судовладельца за товары, содержится их описание. Подписывается коносамент капитаном или пароходным агентом. Как правило, выписывается три оригинала. Они составляют полный комплект. Выписываемые копии обычно необходимы капитану судна для проверки погруженного и выгруженного товара, агентам судна, портовой администрации. Число копий не входит в указанное в коносаменте число экземпляров. Коносамент составляют на основании погрузочного ордера, подписанного отправителем груза. Часто выписывают штурманскую расписку. При транспортировке грузов на российских судах по чартерным, не регламентирующим конкретные формы коносамента, а также при перевозке грузов без чартеров пароходства принимаются стандартные коносаменты.

В большинстве портов местные условия предусматривают выгрузку опасных грузов только на специальных причалах и якорных стоянках и немедленно по прибытию судна. В связи с этим в коносаментах оговаривается, что все расходы и риски по выполнению угого требования относятся на отправителей и/или получателей опасных грузов. Часть расходов по перевозке не зависит от рода и количества груза: оформление перевозочных документов, ведение учетно-расчетных операций, оформление приемки и сдачи груза. Для обеспечения безусловной компенсации таких расходов правила перевозки предусматривают взыскание минимально возможной суммы фрахта по коносаменту (minimum freight per bill of lading), за которую судовладелец согласен осуществить перевозку (на океанских линиях она составляет 15-30 ам. дол.) В линейных перевозках всегда применяется так называемая «Лондонская оговорка» коносамента (London clause, terms), дающая право судовладельцу на выгрузку груза по прибытии судна в порт назначения с одновременным прекращением ответственности перевозчика за груз после его выгрузки с судна.

Рекомендуем прочесть:  Какие выплаты положены при беременности и родах в 2023 году работающей

Другие транспортные документы, помимо коносамента, будут выполнять первые две указанные функции, но не будут контролировать доставку транзитного товара в место назначения или давать возможность покупателю продавать транзитный товар посредством передачи документов его покупателю. Вместо этого другие транспортные документы будут называть сторону, имеющую право на получение товара в месте назначения. Тот факт, что владение коносаментом необходимо для получения товаров от перевозчика в месте назначения, особенно усложняет его замену электронным документом.

  • Есть необходимость сокрытия транспортного маршрута, по которому пойдёт груз;
  • Необходимо скрыть настоящего владельца груза;
  • Отправитель предоставляет заказчику ряд дополнительных услуг, которые не предусмотрены морскими и речными перевозками;
  • Фрахт был куплен у транспортной компании, которая не имеет своих судов, но является членом NVOCC;
  • Если документ необходим до того, как товар будет погружен на судно. Это актуально тогда, когда контрагенты работают по кредитной схеме.

Готовясь к транспортировке товара, изучите важнейшие термины, которые относятся к сфере грузоперевозок. Это позволит избежать многих проблем, трудностей и недоразумений между контрагентами. К числу важнейших терминов относится понятие коносамент. Его активно используют во внешнеэкономической деятельности. Поэтому знать значение термина нужно обязательно.

Так называемый сквозной коносамент. Он оформляется в том случае, если груз транспортируется не только морскими путями, но и другими видами транспорта. Речь идёт о тех случаях, когда перевозка морем или внутренними водами является промежуточным звеном транспортной цепи.

Документ, который транспортная компания выдаёт грузовладельцу – это коносамент. Только при физическом наличии этой бумаги в оригинале реализуются права на груз. Это значит, что факсимильные документы, а также нотариально заверенные и прочие копии являются недействительными. Ну а регулируются коносаментные перевозки Гаагскими и Гамбургскими правилами.

См. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2023 года № 26 “О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции”

Транспорт; логистика; перевозки

Законом установлены основные руководящие принципы для пе­ревозчика и отправителя о времени выдачи коносаментам тех усло­виях, при которых допустима его выдача. Содержание понятия «вы­дача коносамента» раскрывается в ч. 1 ст. 142 КТМ РФ указанием на две главные обязанности перевозчика: выдать коносамент после приема груза и выдать его управомоченному лицу — отправителю. Выполнять свойственные ему функции может только коносамент, обеспеченный грузом. По российскому праву выдача коносамента допустима после того, как весь груз будет вверен перевозчику и при­нят им.

Договор перевозки по коносаменту, Коносамент — один из главных инструментов в сделках, связанных с использованием мор­ских судов. С юридической стороны коносамент представляет собой расписку перевозчика о приеме груза указанного рода, в указанном количестве и состоянии, доказательство договора перевозки, а также товарораспорядительный документ, позволяющий его владельцу распоряжаться грузом.

Выдача коносамента допускается только после приема груза к пе­ревозке. Он выдается один раз для перевозки данной партии груза. Вторичная выдача коносамента по одному и тому же грузу допусти­ма только при условии возвращения перевозчику ранее выданных отправителю экземпляров- Несоблюдение этого правила приводит к имущественной ответственности перевозчика. Коносамент выпи­сывается на каждую отдельную партию груза, принятого на судно. Б зависимости от времени выдачи отправителю применяется два вида коносаментов: для груза, принятого к перевозке (received/or shipment), и для груза, принятого на борт (on board или shipped on board). Первый вид практикуется при базисном условии ФАС и при линейных перевозках, когда груз принимается на склад для дальней­шей его отправки на очередном судне по расписанию, В результате грузоотправитель получает возможность иметь на руках товарораспорядительный документ и распоряжаться им по своему усмотре­нию. Бортовой коносамент выдается на погруженный па борт товар. В ряде случаев условия контракта требуют, чтобы на коносаменте была еще дополнительная надпись: «па борту» («со board*). Коноса­менты, используемые в российской внешней то pro ил о, выписывают­ся обычно па товар, уже погруженный па судно.

В соответствии с Кодексом торгового мореплавания коносамент содержит следующие реквизиты; 1) наименование судна; 2) наимено­вание перевозчика (судовладельческого предприятия); 3) порт и страна погрузки, 4) порт и страна выгрузки, 5) наименование от­правителя; б) наименование получателя.

Коносамент может быть выписан по «приказу отправителя» или «приказу получателя». В этом случае коносамент носит название ор­дерного. В графе «наименование получателя» должно быть указано: *to order of. * и далее наименование организации отправителя или получателя.

Договор перевозки оформляется с помощью коносамента при

Без оформления товарно-транспортной накладной допускалась перевозка грузов лишь в порядке исключения, если по ним не ведется складской учет и не организован учет замером, взвешиванием, геодезическим замером, а также при использовании автомобилей для обслуживания линий связи и электропередачи, нефтегазопроводов, киносъемок, на перевозках почты и периодической печати, при научно-изыскательских, геологических работах, при сборе вторичного сырья предприятиями и организациями Госснаба СССР (п. 5 указанной Инструкции).

Что касается договора на перевозку конкретного груза, то он оформлялся товарно-транспортной накладной. Оформленная и подписанная грузоотправителем и автотранспортным предприятием накладная — это письменная форма договора автомобильной перевозки конкретного груза. Наличие товарно-транспортной накладной доказывало факт заключения договора. Накладная сопровождала груз на всем пути следования и содержала, кроме того, сведения об исполнении договора перевозки.

При централизованном вывозе грузов со станций железных дорог, из портов, с пристаней, из аэропортов должна была применяться специальная форма товарно-транспортной накладной, устанавливаемая соответствующими Правилами централизованного завоза (вывоза) грузов.

Однако и в данном случае нормы КТМ СССР, определявшие функции коносамента как товарораспорядительного документа, были рассчитаны в основном на внешнее потребление. Дело в том, что основной объем грузов, перевозимых в каботаже, составляли продукция и товары, распределявшиеся в плановом порядке, поэтому при таких перевозках применялись исключительно именные коносаменты. Ни отправитель, ни получатель не имели возможности распоряжаться перевозимыми грузами по своему усмотрению .

Установлена и специальная ответственность грузоотправителей и грузополучателей за нарушение ими обязанностей по оформлению товарно-транспортной накладной. Согласно ст. 145 УАТ за отказ от оформления или за неправильное оформление товарно-транспортного документа грузоотправитель или грузополучатель уплачивает штраф.

Договор морской перевозки груза по коносаменту

Основное отличие от чартера при этом сохраняется. По букинг-ноту перевозчик сам решает, в каких помещениях судна должен быть размещен груз данного отправителя. Такой договор следует отнести к консенсуальным. Таким образом, договор перевозки груза по коносаменту может быть признан только тогда реальным, когда передаче груза не предшествует соглашение сторон, выражающее их волю совершить перевозку и ее оплатить.

В коносаменте перевозчик указывает основные характеристики груза, число мест либо количество и вес груза в соответствии с погрузочным поручением отправителя; внешний вид и видимое состояние груза (эти реквизиты носят императивный характер, т.е. отсутствие хотя бы одного из них лишает коносамент юр. силы).

Эти обязанности возникают в момент, когда получателем выражено согласие принять груз. Таким образом, получатель, даже если он не совпадает с одной из сторон договора морской перевозки груза, является его субъектом. Как держатель коносамента, он вправе от своего имени требовать выдачи груза. Вместе с тем он принимает на себя обязанности по уплате перевозчику причитающихся последнему сумм.

Если в соответствии с чартером срок подачи судна в порт погрузки устанавливается соглашением сторон, то время прихода и отхода линейных судов предусмотрено расписанием рейсов, которое в одностороннем порядке объявлено перевозчиком. По условиям чартера фрахтователь доставляет груз к борту судна, а во многих случаях осуществляет и саму погрузку — разгрузку судна. Операции по подъему груза на линейные суда, его укладке и выгрузке, как правило, осуществляются перевозчиком. По договору перевозки груза в соответствии с коносаментом вопрос о том, в каких трюмах или иных подпалубных помещениях судна должен быть размещен груз, решается по усмотрению перевозчика.

Рекомендуем прочесть:  Оплата Детского Лагеря Сотрудников Мвд

В КТМ или в каких-либо иных нормативных актах России название 2ого вида договора не приводится. Сугубо условно его следовало бы назвать договором перевозки груза по коносаменту. По такому договору отправитель не пользуется правом требовать, чтобы для размещения его груза были предоставлены все грузовые помещения судна или их определенная часть. Перевозчик в этом случае сам решает, в каких помещениях судна должен быть размещен груз данного отправителя наряду с грузами других отправителей.

Договор перевозки груза по товарораспорядительному транспортному документу — коносаменту

Вторым документом является штурманская расписка — акцепт ордера. Это один из экземпляров ордера, но подпи­санный грузовым помощником капитана в удостоверение фактического приема груза на борт конкретного судна. Штурманская расписка не является товарораспорядительным документом. Если на ней нет ни­каких замечаний администрации судна по количеству и состоянию погруженного груза, как это изложено в ордере или как было скорректировано на ордере сторонами в ходе погрузки, то штурманская расписка обменивается грузоот­правителем на коносамент (или на накладную). В коноса­менте, согласно ст. 144 КТМ РФ, в дополнение к 6 (шести) обязательным сведениям, предусмотренных ордером, дол­жны обязательно содержаться: 1) наименование перевоз­чика; 2) наименование порта погрузки согласно договору перевозки; 3) время и место выдачи коносамента; 4) число оригиналов коносамента, если их больше чем один; 5) под­пись перевозчика или действующего от его имени лица.

Перевозка по прямому коносаменту осуществляется на основе договора судовладельца — первого перевозчика, выписывающего такой коносамент, с его судо­вым агентом в порту перевалки. Грузоотправитель оплачива­ет провозную плату по двум счетам — судовладельца, соглас­но линейного тарифа, за первый участок перевозки и агента с учетом всех его расходов и комиссии и, включая фрахт за после­дующие участки.

Кроме оригиналов, может быть выписано необходимое ко­личество копий коносамента, которые юридической силы не имеют, и обычно необходимы капитану судна для проверки погруженного и выгруженного товара, агентам судна, порто­вой администрации, таможенным органам, транспортно-экспедиционной фирме и др. Копии коносамента имеют штамп «копия» (сору) либо печатаются на бумаге отличного от ори­гинала цвета. Число копий в указанное в коносаменте число экземпляров (оригиналов) не входит.

С другой стороны, и перевозчик, подписывая коносамент, тем самым, берет на себя перед держателем этого документа определенное одностороннее обязательство вручить ему груз таким, как он описан в коносаменте. Очень часто это обяза­тельство выражается в виде пропечатанного на лицевой сто­роне коносамента заявления капитана судна о том, что грузы были «погружены во внешне хорошем виде и состоянии». В то же время практикой признается правомерным использование различ­ных оговорок в коносаменте для того, чтобы облегчить судо­владельцу положение в возможном споре с держателем коно­самента по количеству и качеству груза. (Например, «количе­ство и качество неизвестны», «тара слабая» — и др.).

Содержание ордера не может быть произвольным. Соглас­но ст. 142 КТМ РФ, он обязательно должен содержать: 1) наи­менование отправителя; 2) наименование порта выгрузки; 3) наименование получателя; 4) наименование и сведения о грузе; 5) информацию о грузе и его внешнем состоянии; 6) ин­формацию о размере фрахта, подлежащем уплате получате­лем.

Договор перевозки

В повседневной жизни повсеместно встречается договор перевозки. Тем более когда гражданин пользуется общественным транспортом — это перевозка людей. Перевозка грузов также распространенное явление. Особенностью правоотношений по перевозке является то, что регулируют их не только нормы Гражданского кодекса. Но и транспортные уставы, кодексы, правила.

6.1. Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по Договору вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, под которыми понимаются запретные действия властей, гражданские волнения, эпидемии, блокада, эмбарго, землетрясения, наводнения, пожары или другие стихийные бедствия.

Договор воздушной перевозки предусматривает наличие перевозчика — зксплуатанта, обладающего лицензией на осуществление перевозки багажа, грузов, пассажиров или почты. Таким эксплуатантом может быть физическое или юридическое лицо, которое имеет право собственности (или иное право) на воздушное судно и использует его для полетов. У него должен быть особый сертификат для совершения полетов.

2.4. Стоимость услуг, оказываемых Перевозчиком по настоящему Договору (п. 1.7 Договора), составляет — ___________________ (наименование услуги) — ___________ (_____________) рублей, в том числе НДС ____%. Стоимость услуг оплачивается Отправителем в течение _________ рабочих (вариант: календарных) дней с даты подписания Сторонами Акта об оказании услуг (п. 3.5 настоящего Договора).

По своему характеру договор перевозки — возмездный и взаимный. Возмездный он потому, что перевозчик получает за перевозку определенное вознаграждение. Раз перевозчик должен перевезти груз или пассажира и вправе получить провозную плату, а грузоотправитель (пассажир) имеет право на перевозку груза (себя) и обязан оплатить перевозку, то договор является взаимным.

ордерный коносамент (Order Bill of Lading) — коноса­мент, содержащий указание о выдаче груза по «приказу грузоотправителя» или «приказу грузополучателя» либо по приказу банка. Данный коносамент может передавать­ся по именным или бланковым передаточным надписям. В случае если в коносаменте не указано «приказу грузополучате­ля», то он считается составленным «приказу грузоотпра­вителя».

Отсюда, роль коносамента как носителя обязательствен­ных отношений по договору морской перевозки в трамповом и линœейном судоходстве различна. В трамповом судоходстве ос­новным договором является — чартер, которым оформляются отношения между фрахтователœем (грузоотправителœем) и пере­возчиком (судовладельцем). При этом, поскольку чартер не может выполнять роль ценной бумаги, по просьбе грузоотправителя после приема груза перевозчик выдает ему коносамент. Находясь в обороте, коносамент переносит на своего держателя не только имущественные права, которые заключены в коносамен­те, но и некоторые обязательственные элементы договора морс­кой перевозки.

В международной практике возможны варианты, когда коно­самент выписывается агентом перевозчика в порту сдачи груза согласно электронным, телœексным или переданным другими сред­ствами связи инструкциям перевозчика. Такой коносамент называют — коносамент, выданный в месте назначения (Destination Bill of Lading). По нему покупатель может распоряжаться товаром сразу после его получения, кроме того, он дает возможность поку­пателю (грузополучателю) и перевозчику избегать дорогостоящей задержки товара (груза) и судна в согласованном порту сдачи. К примеру, выдача данного коносамента допускается статьей 7-305 Единообразного торгового кодекса США (Uniform Commercial Code), которая гласит: «вместо выдачи коносамента грузоотп­равителю в месте отгрузки перевозчик может по его просьбе организовать выдачу коносамента в месте назначения или в ином месте, указанном в такой просьбе».

В линœейном судоходстве нет чартера и в коносаменте вос­производятся условия договора морской перевозки груза; всякий держатель коносамента может с ними ознакомиться, и они рас­сматриваются как полностью принятые последним. Поскольку коносамент переходит от грузоотправителя к грузополучателю, очень важно, определить в его условиях и оговорках не только права и обязанности держателя коносамента по договору морс­кой перевозки, но и конкретные обязательства грузоотправите­ля и грузополучателя по отношению к перевозчику.

Долевой коносамент облегчает перевозчику прием-сдачу груза в результате уменьшения числа коносаментов, а грузоотп­равителям мелких партий груза позволяет сократить транспорт­ные расходы, так как, в противном случае, они должны уплачи­вать сумму провозной платы в соответствии с тарифами за каж­дый коносамент, независимо от размера партии груза (оформле­ние документов, оплата консульских сборов, сепарация отдель­ных грузовых партий и их маркировка, риск смешения различ­ных партий груза и т.п.).

Adblock
detector