Дол Дал Корни С Чередованием

  • Проверяемые. Для их верного написания подбирается проверочное слово, где они ясно слышны под ударением (гора́ – го́рка).
  • Непроверяемые. Здесь поможет либо заучивание, либо орфографический словарь. Иногда подспорьем служит знание этимологии слова, но справочная литература в данном случае надежнее (палиса́дник).
  • Выбираемые. Их правописание определяется правилами, как, например, при выборе между и – ы после приставки (искать – подыскать – поискать).
  • Чередующиеся. Именно чередование гласных в корне слова рассматриваются в данной статье.

Правописание корней с чередованием гласных нетрудно освоить, если разобраться в некоторых нюансах. Неясными в корнях могут быть как гласные, так и согласные, но большинство правил связано именно с первыми, поскольку вариантов их правильного выбора гораздо больше.

  • сте­лить постель,
  • рас­сте­лить ска­терть — рас­сти­лать кро­вать,
  • посте­лить про­сты­ню,
  • насте­лить пол — насти­лать дос­ки,
  • усте­лить тра­вой — усти­лать ков­ром,
  • пере­сте­лить — пере­сти­лать,
  • под­сти­лать соло­му — под­сте­лить сено,
  • при­де­русь к нему — при­ди­рать­ся без кон­ца,
  • про­де­русь сквозь зарос­ли — про­ди­рать­ся с тру­дом,
  • сде­рет наклей­ку — сди­ра­ет посто­ян­но,
  • отде­решь мар­ку — отди­ра­ем гли­ну,
  • наде­рет уши — нади­ра­ет вих­ры,
  • раз­де­рет ран­ку — раз­ди­ра­ет все вре­мя,
  • уде­рем­без огляд­ки — уди­ра­ет от нас,
  • Примерять (мера) — примирять (мир);
  • Старожил (старый) — сторожил (сторож);
  • Обвевать (веять) — обвивать (вить);
  • Частота (часто) — чистота (чистый);
  • Залезать (залез) — зализать (лижет);
  • Оземь (земли) — озимь (зимы);
  • Долина (дол) — вдалеке (даль).
  1. Внимательно прочитайте задание. Вам необходимо выбрать те вариантыответов, в которых во ВСЕХ словах будет пропущена определенная гласная (в зависимости от вашего задания: проверяемая, непроверяемая или чередующаяся);
  2. Теперь, когда вы знаете, что требуется найти, просмотрите все варианты и проанализируйте их;
  3. Для своего же удобства не забудьте выделить во всех словах корни. Помните, чтобы правильно выделить корень, нужно подобрать однокоренные слова с таким же значением;
  4. Запомните:
    а) В слове может быть несколько безударных гласных, притом одну из них можно проверить, а другую — нет;

Выбор гласной буквы в безударном положении в корне определяется способом проверки. Проверять необходимо формами того же слова или однокоренными словами, в которых проверяемый гласный находится под ударением.
Например: звезда — звёздный, скреплять — скрепка, смотреть — смотрит
Есть несколько особенностей, на которые следует обратить внимание при такой проверке:
1. Есть слова старославянского по происхождения с сочетаниями ра/ла, которые в русском языке имеют сочетания оро/оло.
Например: врата-ворота, глава-голова, бразды-борозда.
2. Нельзя проверять безударную гласную о в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида.
Например: затопить-топка (а не затапливать), опоздать — поздно (а не опаздывать), проглотить — глотка (а не проглатывать).
3. При выборе написания о или а в безударных глагольных корнях не следует использовать для проверки глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва-/-ива-.
Например: бросать — бросить (а не набрасывать), топтать — топчет (а не вытаптывать) и т.п.

И это лишь малая часть всех чередований, на которых можно голову поломать! Лав-лов, крап-кроп, ста-сто, лад-лод, вес-вис, сед-сид, щеп-щип и др. Однако некоторые правила поражают своей сложностью. Например, правописание сед-сид:. Исключения: е перед мягким: седельник, седельце, чересседельник, седельный; и перед твердым: сидушка, высидка, высидной, высидочный. Под ударением может быть и и , и е : сидя, сесть, присед. У корня сед- есть омоним: седой. Среди заданий ЕГЭ, которых коснулись изменения, есть и задание, в котором проверяется знание правописания безударных гласных в корне.

Правописание гласных в корне: все правила в одном месте

Правописание слов с полногласными сочетаниями -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ- в корнях надо проверять словами с полногласием: ук-оро-тить — к-оро-тко (не к-ра-ткий!), а соответственно слова с неполногласными сочетаниями -РА-, -ЛА-, -РЕ- надо проверять словами с неполногласием: ог-ла-сить — ог-ла-ска (не подг-оло-сок!).

Рекомендуем прочесть:  Как считается пенсия в 2023 году

В русском языке существуют корни, гласные в которых чередуются, поэтому их нельзя проверять подбором однокоренных слов, а их правописание зависит от определённых условий. При освоении правил правописания чередующихся гласных в корне слова следует иметь в виду, что у таких корней есть омонимичные корни, можно сказать, братья-близнецы, в которых гласные не чередуются, а проверяются подбором однокоренных слов. Узнать омонимичные корни можно по их значению. Вот несколько правил правописания безударных чередующихся гласных в корне.

Корень с чередованием дал дол

Возникает вопрос: почему её относят к корням с чередованием? Если по контексту наблюдается, что нечто погрузили в жидкость целиком, окунули, то в таком случае употребляют корень -мак-: макать печенье в компот ; макать перо в чернильницу ; обмакнуть хлеб в варенье. Другое дело, если слово обозначает, что предмет пропустил жидкость через себя: промокательный вкладыш ; ребенок намочил ноги ; намочить волос ы; промокнуть написанное. Зачем вообще нужно выделять корень слова и искать однокоренные слова?

Решаем проблему, открываем новые знания Работа в паре. Выберите одну группу слов. Выполните задания. Снежок, снежинка, снеговик, снежный Дружок, подруга, дружный, дружить друзья. На этом же правиле основано правописание корней, в которых — а — — я — чередуется с — им — или — ин -, например: сажать — сж и мать, примять — прим и нать, начать — нач и нать, снять — сн и мать; — им — или — ин — пишутся в этих корнях тогда, когда далее за ними следует суффикс — а -.

Учебник «Грамоты»: орфография

2. От значения слова зависит выбор буквы в корнях МАК/МОК и РАВН/РОВН. Слово со значением «погружать в жидкость пишется с буквой А (МАКАТЬ КИСТЬ В КРАСКУ), если же его значение «постепенно пропитываться», то следует писать О (ОБУВЬ ПРОМОКАЕТ). Слово, имеющее значение «гладкий, горизонтальный, прямой», пишется с буквой О (РАЗРОВНЯТЬ ЗЕМЛЮ НА КЛУМБЕ), а слово со значением «одинаковый» следует писать с буквой А (РАВНЕНИЕ ПО РОСТУ, УРАВНОВЕШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК). Исключения: РАВНИНА, РОВЕСНИК, ПОРОВНУ, УРОВЕНЬ.

7. Я почтительно кланяюсь и, оп _ раясь на саблю, говорю: «Я счастлив, великий государь, что мог пролить кровь за свое отечество, и желал бы ум _ реть за него; но ежели ты так милостив, что позволяешь мне просить тебя, прошу об одном – позволь мне уничтожить врага моего, иностранца St.-Jerome’a». (Лев Толстой. Отрочество.)

Обратите внимание, что первая пара – лаг//лож – уже встречалась в разделе, где на правописание корня влияет суффикс. Эту пару корней проверяют и по суффиксу, и по согласным в корне – кому как удобнее, ошибки не будет. Единственное, что тем, кто пользуется вторым способом, надо запомнить исключение – полог.

Не сразу бросается в глаза разница в значении родственных слов вымокнуть и обмакнуть – в обоих словах речь о том, что сухое стало мокрым. Но корни пишут по-разному. Дело в том, что такие корни различают по значению: мало видеть, что слова обозначают, что сухое стало мокрым. Важнее, каким образом это произошло:

Мини-курс; Безударные гласные

Исключения: выгарки, изгарь, пригарь (маловероятно, что вы употребите где-либо эти слова, но они могут встретиться на экзамене), утварь, зоревать, пловец, пловчиха. В разных пособиях по-разному пишут название птички: «зорянка» и «зарянка». По последним данным это слово всё-таки не является исключением.

Рекомендуем прочесть:  Сколько платят за ветерана труда в курганской области

Одна и та же морфема (например, корень или приставка) может иметь варианты с разными буквами. Такое явление получило название чередование. Чередоваться могут как гласные, так и согласные буквы. В корне очень часто чередуются Е и Ё, Г и Ж, К и Ч: шёл — шедший, бег, бежать, скакал — скачок. Подробнее о чередовании рекомендуем почитать статью Елены Колесниковой.

Вопрос (задание 9): корни чет/чит
Сайт «Могу писать» уже отмечал, что «процесс описания всех корней с чередующимися гласными ещё не завершён» (https://mogu-pisat.ru/spravochnik/?wiki_name=Чередова..).
«Богатую историю» становления этого орфографического правила рассматривает Н. Сорокина в статье «К истокам правописания безударных гласных в корне». Касаясь корня чет / чит, автор замечает, что этот корень «древний», он засвидетельствован уже в своде орфографических правил 1956 г. (вычитать — вычесть, прочитать — прочесть и т. п.). При этом Н. Сорокина делает оговорку: «важно отметить, что корни в словах: сочетание, считать, почитать и читать омонимичны».

В школьных учебниках (когда речь идет о корнях чет/чит) традиционно приводятся примеры вычитать — вычесть (+ исключения: сочетать, сочетание). Об омонимии корней чет/чит школьные учебники «умалчивают».
Поэтому даже сильные выпускники далеко не всегда готовы «признать» (задание 9 КИМ ЕГЭ) в качестве слов с чередующейся гласной в корне такие слова, как почитать (родителей), почитание, почитатель, почитательница, предпочитать, почести, зачитаться, читалка, читательский, вычитка, причитать, запричитать.
Имеющиеся справочники (наш любимый Д.Э. Розенталь об этом, к сожалению, молчит) ситуацию тоже не «разруливают». Некоторые авторы, признавая омонимию корней чет/чит (что похвально), вводят понятие «постоянный корень», создавая еще большую путаницу в головах выпускников. Ср., например, пояснение в одном из справочников (автор: Н.П. Киреева Грамматический метод обучения русскому правописанию. Книга 1. Лекции по орфографии):
«Корень ЧИТ/ЧЕТ имеет три значения:
Во-первых, это чередующийся корень ЧИТ/ЧЕТ, зависящий от наличия суффикса А, со значением «работать с письменными знаками»: читать — прочесть, вычитать — вычесть, вычет.
Во-вторых, это чередующийся корень ЧИТ/ЧЕТ, зависящий от наличия суффикса А, со значением «уважать»: почитать — почести.
И наконец, существует постоянный корень ЧЕТ со значением «пара»: чета, сочетать, сочетание».
Согласно Н.П. Киреевой, в словах чета, сочетать, сочетание нет «чередующегося корня».
Некоторые авторы идут еще дальше (цитирую) «В словах сочетать, сочетание и в других однокоренных им словах безударная гласная в корне является проверяемой: ее можно проверить ударным положением в слове «чёт», которое в древнерусском языке обозначало «два», «пара» (в современном русском языке сохранилось слово «чета» в значении «пара»: супружеская чета)» (см. подробнее: И. В. Родина РУССКОЕ ПИСЬМО НА ОСНОВЕ ГРАММАТИКИ / Уч. пос. УрФУ. 2011).

Корни с чередующимися гласными

  • -лаг--лож-: перед Г пишется А (прилАгать, прилАгательное), перед Ж пишется О (прилОжение, предлОжить),
  • -кас--кос-: если за корнем следует согласная Н, то пишется ООснуться, прикОсновение), в остальных случаях пишется А(касАтельная, касАться);
  • -клан- -клон-: без ударения пишется О (преклОнение, поклОниться), под ударением — что слышится (клАняться, поклОн);
  • -твар- -твор-: без ударения пишется О (твОрить, твОрение), под ударением — что слышится (твОрчество, твАрь).

Дол Дал Корни С Чередованием

Вопрос (задание 9): корни чет/чит
Сайт «Могу писать» уже отмечал, что «процесс описания всех корней с чередующимися гласными ещё не завершён» (https://mogu-pisat.ru/spravochnik/?wiki_name=Чередова..).
«Богатую историю» становления этого орфографического правила рассматривает Н. Сорокина в статье «К истокам правописания безударных гласных в корне». Касаясь корня чет / чит, автор замечает, что этот корень «древний», он засвидетельствован уже в своде орфографических правил 1956 г. (вычитать — вычесть, прочитать — прочесть и т. п.). При этом Н. Сорокина делает оговорку: «важно отметить, что корни в словах: сочетание, считать, почитать и читать омонимичны».

Рекомендуем прочесть:  Еслии У Меня Есть Официальный Доход Будут Ли Пристава Описывать Имущество

В школьных учебниках (когда речь идет о корнях чет/чит) традиционно приводятся примеры вычитать — вычесть (+ исключения: сочетать, сочетание). Об омонимии корней чет/чит школьные учебники «умалчивают».
Поэтому даже сильные выпускники далеко не всегда готовы «признать» (задание 9 КИМ ЕГЭ) в качестве слов с чередующейся гласной в корне такие слова, как почитать (родителей), почитание, почитатель, почитательница, предпочитать, почести, зачитаться, читалка, читательский, вычитка, причитать, запричитать.
Имеющиеся справочники (наш любимый Д.Э. Розенталь об этом, к сожалению, молчит) ситуацию тоже не «разруливают». Некоторые авторы, признавая омонимию корней чет/чит (что похвально), вводят понятие «постоянный корень», создавая еще большую путаницу в головах выпускников. Ср., например, пояснение в одном из справочников (автор: Н.П. Киреева Грамматический метод обучения русскому правописанию. Книга 1. Лекции по орфографии):
«Корень ЧИТ/ЧЕТ имеет три значения:
Во-первых, это чередующийся корень ЧИТ/ЧЕТ, зависящий от наличия суффикса А, со значением «работать с письменными знаками»: читать — прочесть, вычитать — вычесть, вычет.
Во-вторых, это чередующийся корень ЧИТ/ЧЕТ, зависящий от наличия суффикса А, со значением «уважать»: почитать — почести.
И наконец, существует постоянный корень ЧЕТ со значением «пара»: чета, сочетать, сочетание».
Согласно Н.П. Киреевой, в словах чета, сочетать, сочетание нет «чередующегося корня».
Некоторые авторы идут еще дальше (цитирую) «В словах сочетать, сочетание и в других однокоренных им словах безударная гласная в корне является проверяемой: ее можно проверить ударным положением в слове «чёт», которое в древнерусском языке обозначало «два», «пара» (в современном русском языке сохранилось слово «чета» в значении «пара»: супружеская чета)» (см. подробнее: И. В. Родина РУССКОЕ ПИСЬМО НА ОСНОВЕ ГРАММАТИКИ / Уч. пос. УрФУ. 2011).

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) сж..гать, орб..тальный, пол..мический
2) вызв..лить, напом..нание, предст..вительный
3) экз..меновать, асф..льтированный, изд..вать
4) разг..реться, укл..ниться, за́р..сли
5) выб..рающий, з..рница, выл..жить

Тема «Правописание безударных гласных» — одна из основных в курсе школьной орфографии. Программа построена так, что на протяжении всех лет обучения этой теме уделяется большое внимание. Но, тем не менее, это задание вызывает у учащихся определенные трудности, которые приводят к ошибкам. Самая главная трудность вызвана тем, что в разных вариантах в этом задании разное количество ответов (от 2 до 4).

3) УтвАрь. Корни с чередованием -твор-/-твар-. Без ударения пишется О, под ударением пишется то, что слышится. Корни с чередованием -твар-/-твор- имеют значение “создавать, созидать; совершать что-нибудь”. Слово является исключением. Без ударения пишется А. Исключения мы также считаем чередованиями.

УмИрать. Корни с чередованием -мер-/-мир-. Пишем И, если после корня есть суффикс -А-. Запомните это слово, как яркий пример корня с чередованием -мер-/-мир-. Корни с чередованием -мер-/-мир- будут иметь значения, связанные с понятиями “исчезнуть”, “прекратиться”, “прийти в состояние неподвижности”.

Дол Дал Корни С Чередованием

Безударные а — о в корнях с неполногласными сочетаниями ра, ла (брадобрей, прекратить, влачить, облако ) нельзя проверять соответствующими полногласными сочетаниями в корне оро, оло (борода, укоротить, волоку, оболочка). Неполногласные сочетания характерны для старославянских корней, и в них всегда пишется а.

В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, например: леса (лес), лиса (ли́сы), ; холодильник (хо́лод, холо́дный), принести (принёс), выполнять (полный). Это правило отрабатывается на протяжении всего школьного курса русского языка, а начиналось изучение в начальной школе. Все помнят правило:

Adblock
detector