Можно Ли Производить Модернизацию Компьютеров В 2023 Году В Казенном Учреждении

  • № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»
  • № 257н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства»

Согласно п. 27 ФСБУ «Основные средства» при замене отдельных составных частей основного средства, затраты по такой замене могут увеличивать стоимость объекта с одновременным уменьшением стоимости ОС на стоимость выбывающих частей. Учреждению нужно закрепить в своей учетной политике применение в бухгалтерском учете положений 27 пункта ФСБУ «Основные средства» в отношении групп основных средств.

Ранее в письмах Минфина не раз разъяснялось, что комплектующие, являющиеся составными частями компьютера, не могут выполнять свои функции по отдельности. Следовательно, компьютер должен учитываться как основное средство, единый инвентарный объект, а монитор, системный блок, клавиатура, мышь, до сборки компьютера, как материальные запасы.

В нашем примере стоимость нового системного блока является существенной, срок его полезного использования отличается от остальных частей компьютера и тогда вместо доукомплектации компьютера новым системным блоком, можно принять к учету этот системный блок как отдельное основное средство. Необходимо присвоить ему инвентарный номер и завести отдельную инвентарную карточку.

Проводки по частичному списанию основных средств есть в Инструкциях 174н, 183н, 162н. Например в п. 12 Инструкции 174н говорится: «ликвидация части объекта основного средства, являющегося единицей инвентарного учета, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010400000 «Амортизация», счета 040110172 «Доходы от операций с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета «010100000».

Затраты на модернизацию ПК должны быть подтверждены первичными документами: договором со сторонней организацией, сметой, актом выполненных работ и т.д. Материалы на модернизацию со склада отпускаются накладными, лимитно-заборными картами, требованиями на отпуск и пр.

  • стоимость ПК увеличится на сумму модернизации;
  • норма амортизации в процентах останется прежней;
  • до момента модернизации уже будет накоплена определенная сумма амортизации;
  • после модернизации расчет пойдет исходя из новой стоимости и установленной нормы;
  • амортизация продолжает начисляться до истечения СПИ;
  • разницу между общей суммой, начисленной за время СПИ суммы амортизации и стоимостью модернизированного ПК, списывают как остаток амортизации, стандартными проводками.

Норма амортизации определяется по формуле из ст.259 НК РФ. Остаточную стоимость ПК умножают на норму амортизации. Остаточная стоимость, исчисляемая после модернизации, увеличится на сумму модернизации. С момента окончания модернизации новая остаточная стоимость берется за основу для расчетов. Если СПИ решено не увеличивать, то норма останется прежней.

На заметку! Реконструкция ПК, если она имела место, привела бы к изменению его назначения, т.е. компьютер должен переоборудоваться так, чтобы приобрести иные функции, по сравнению с первоначальными (Пост. ФАС МО от 03- 02-09 №КА-А40/96-09). Такое случается относительно редко, поскольку требует значительных, зачастую экономически неоправданных, затрат времени и средств.

Вопрос: Организация приобрела компьютер стоимостью 50 тыс. руб. и единовременно учла его стоимость в расходах для целей налогообложения прибыли. Затем была произведена модернизация компьютера в рамках одного отчетного периода по налогу на прибыль, стоимость которого после модернизации стала 150 тыс. руб. Организация учла в расходах по налогу на прибыль затраты на модернизацию компьютера единовременно на дату введения в эксплуатацию модернизированного компьютера как материальные расходы. Правомерно ли организация учла расходы на модернизацию компьютера единовременно как материальные расходы для целей налога на прибыль?
Посмотреть ответ

ПБУ 6/01 Учет основных средств в 2023 году: нюансы применения

  1. Аквариум для содержания рыб в магазине, стоимостью 52 530 руб. в т. ч. НДС.
  2. Террариум для содержания рептилий в магазине, стоимостью 252 360 руб. в т. ч. НДС.
  3. Аквариум, предназначенный для перепродажи, стоимостью 48 490 руб. в т. ч. НДС.
  4. Выставочный стеллаж, стоимостью 41 640 руб. в т. ч. НДС.

Трудоемкий в расчете. Отсутствует равноценный метод исчисления амортизации в НК РФ, что приводит к возникновению разниц между НУ и БУ амортизационных отчислений. Предназначен для ОС, по которым известен плановый объем работ за весь период полезного использования. Используется в отношении промышленного оборудования и транспорта.

ПБУ 6/01 (далее — ПБУ) установлено приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н. Соблюдать правила ПБУ 6/01 «Учет основных средств» обязаны организации любых форм и сфер деятельности, кроме кредитных и бюджетных учреждений (п. 1 ПБУ). ИП вправе осуществить выбор: применять ПБУ «Основные средства» или не применять.

По аквариуму ремонтные затраты за исключением НДС списаны на расходы организации. По террариуму затраты на модернизацию включены в состав его первоначальной стоимости (п. 14 и п. 27 ПБУ). СПИ по террариуму пересмотрен в сторону увеличения на 3 года (п. 20 ПБУ).

ПБУ 6/01 — учет основных средств — предназначено для правильного отражения операций по основным средствам (далее — ОС) в бухгалтерском учете. Как правильно принять основное средство? Как рассчитать амортизацию или восстановить основное средство? Как зафиксировать выбытие ОС в бухгалтерском учете? О нюансах применения и недостатках этого ПБУ читайте в статье.

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Нормативно порядок отражения в учете замены системного блока в компьютере (автоматизированном рабочем месте) не урегулирован. Поэтому этот порядок следует утвердить в учетной политике учреждения и соблюдать при осуществлении соответствующих операций.

Обоснование вывода:
Несмотря на то что замена системного блока (процессора) является достаточно распространенным явлением, универсального решения по отражению в учете подобной операции в настоящее время нет. В каждом учреждении в зависимости от причин замены, характеристик компьютерной техники и т.п. может приниматься свое конкретное решение. При этом следует обеспечить единообразие отражения подобных операций в учете.
Системный блок является основной составляющей компьютера. Замена системного блока компьютера, как правило, приводит к изменению характеристик компьютера (увеличение производственной мощности, объема оперативной памяти, скорости выполнения операций и т.п.). В связи с этим подобную замену в ряде случаев рассматривают как модернизацию объекта основных средств.
Однако заключение о том, изменилось ли функциональное назначение техники в результате замены системного блока, могут дать технические специалисты учреждения, которые обладают для этого достаточной квалификацией. Если работы могут быть классифицированы как модернизация, учреждению следует провести частичную ликвидацию (разукомплектацию) компьютера, то есть уменьшить его первоначальную стоимость на стоимость старого системного блока, а затем увеличить первоначальную (балансовую) стоимость компьютера на сформированную сумму вложений по модернизации (дооборудованию), т.е. на стоимость нового системного блока. Кроме того, на практике применяется еще другой вариант учета, при котором пока функционирует системный блок, замена других составных частей компьютера рассматривается как ремонт единого объекта основных средств. Если же из строя выходит системный блок, то осуществляется ликвидация («полная разукомплектация») существующего объекта и в состав материальных запасов поступают запасные части (монитор, системный блок и т.д.). Из этих и вновь приобретенных (иных) запасных частей собирается объект основных средств (компьютер), учитываемый под новым инвентарным номером.
Отметим, что действующее законодательство не содержит понятия «разукомплектация». На практике под разукомплектацией понимается разбор объекта, в состав которого входит комплекс предметов, на отдельные составляющие. Зачастую в результате разукомплектации исходный объект полностью списывается, а вместо него образуется несколько других объектов.
Проведение частичной ликвидации объекта (компьютера) в рассматриваемой ситуации, по нашему мнению, возможно только при соблюдении следующих условий:
— разукомплектация объекта не должна нанести ему несоразмерный ущерб;
— частичная ликвидация не должна повлиять на возможность использования объекта по прямому назначению;
— функциональное предназначение комплектующей не является неотъемлемой частью функционирования объекта основных средств как единого обособленного комплекса.
При отражении хозяйственных операций, связанных с заменой системного блока в компьютере, необходимо учитывать, что:
— системный блок, числящийся в составе компьютера, подлежит списанию и в дальнейшем невозможна его эксплуатация в составе другого компьютера;
— функциональное предназначение системного блока является неотъемлемой частью функционирования компьютера как единого обособленного комплекса, то есть после изъятия системного блока (процессора) компьютер не может использоваться по прямому назначению и выполнять свои функции.
Соответственно, в данном случае в учете можно отразить ликвидацию («полную разукомплектацию») объекта основных средств, а затем учесть формирование стоимости компьютера на базе нового системного блока (процессора) и ввод его в эксплуатацию.
При осуществлении мероприятия по списанию (ликвидации, разборке, утилизации), разукомплектации имущества, принадлежащего учреждению на праве оперативного управления, а также при выполнении ремонтных работ в распоряжение учреждения могут поступать отходы (металлолом), а также комплектующие, запасные части и другие «вторичные» материалы. Учет полученных материалов осуществляется на соответствующих счетах аналитического учета счета 105 00 «Материальные запасы».
Фактическая стоимость материальных запасов, остающихся у госучреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации) основных средств или иного имущества, определяется в соответствии с положениями п. 106 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н). В аналогичном порядке может определяться и фактическая стоимость материальных запасов, приходуемых по результатам ремонтных работ.
Порядок отражения в бюджетном учете операций по частичной или полной ликвидации инвентарного объекта положениями действующей в настоящее время редакции Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее — Инструкция N 162н), не установлен.
В то же время соответствующие корреспонденции счетов предусмотрены подпунктом «ж» п. 3.3 и подпунктом «г» п. 3.13 проекта Приказа Министерства финансов РФ «О внесении изменений, в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению». Соответственно, до внесения в Инструкцию N 162н соответствующих изменений возможность применения указанных корреспонденций согласно п. 6 Инструкции N 157н следует предусмотреть в учетной политике с учетом требований абз. 5 п. 2 Инструкции N 162н.
При принятии решения о проведении ликвидации компьютера (рабочего места) и создании нового инвентарного объекта в учете учреждения могут быть сделаны следующие бухгалтерские записи:
1. Списан с балансового учета компьютер в связи с его разукомплектацией:
Дебет КРБ 1 104 34 410 Кредит КРБ 1 101 34 410
— на сумму начисленной амортизации;
Дебет КДБ 1 401 10 172 Кредит КРБ 1 101 34 410
— на сумму остаточной стоимости;
2. Дебет КРБ 1 105 36 310 Кредит КДБ 1 401 10 172
— учтены годные запасные части (монитор, клавиатура и т.д.), полученные при списании объекта (компьютера);
3. Дебет КРБ 1 105 36 340 Кредит КДБ 1 401 10 172
— приняты к учету отдельные детали, содержащиеся в вышедшем из строя системном блоке, либо сам системный блок, предназначенный для передачи аффинажной организации.
4. Дебет КРБ 1 105 36 340 Кредит КРБ 1 302 34 730
— отражена первоначальная стоимость нового системного блока в составе материальных запасов учреждения;
5. Дебет КРБ 1 106 31 310 Кредит КРБ 1 105 36 440
— при формировании стоимости нового компьютера учтены стоимости отдельных элементов компьютера (нового системного блока, монитор, клавиатура и т.д.);
6. Дебет КРБ 1 101 34 310 Кредит КРБ 1 106 31 310
В случае, если учреждением будет принято решение о проведении частичной ликвидации основного средства (компьютера) с дальнейшим изменением его стоимости на стоимость нового системного блока (модернизация), в учете могут быть сделаны следующие бухгалтерские записи:
1. Дебет КРБ 1 104 34 410 Кредит КРБ 1 101 34 410
— списана сумма начисленной амортизации по старому системному блоку;
2. Дебет КДБ 1 401 10 172 Кредит КРБ 1 101 34 410
— уменьшена стоимость объекта (компьютера) на стоимость выбывшего системного блока;
3. Дебет КРБ 1 105 36 340 Кредит КДБ 1 401 10 172
— приняты к учету отдельные детали, содержащиеся в вышедшем из строя системном блоке, либо сам системный блок, предназначенный для передачи аффинажной организации;
3. Дебет КРБ 1 105 36 340 Кредит КРБ 1 302 34 730
— отражена первоначальная стоимость нового системного блока в составе материальных запасов учреждения;
4. Дебет КРБ 1 106 31 310 Кредит КРБ 1 105 36 440
— стоимость нового системного блока учтена в составе вложений в основные средства;
5. Дебет КРБ 1 101 04 310 Кредит КРБ 1 106 01 310
— увеличена первоначальная стоимость компьютера на стоимость нового системного блока.
Отметим, что при таком способе учета сохраняется инвентарный номер компьютера.
Также учреждением может быть принято решение рассматривать операцию по замене неработоспособного системного блока на новый как ремонт вычислительной техники.
Напомним, что такое решение должно подтверждаться актом технического состояния (иным документом, предусмотренным учетной политикой учреждения), содержащим сведения о техническом состоянии объекта и заключение о невозможности дальнейшей эксплуатации объекта. Такой документ составляется с привлечением сотрудников, обладающих специальными знаниями, или приглашенными экспертами.
В силу п. 27 Инструкции N 157н результат работ по ремонту объекта основных средств, не изменяющих его стоимость (включая замену элементов в сложном объекте основных средств (в комплексе конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое)), подлежит отражению в регистре бухгалтерского учета — Инвентарной карточке соответствующего объекта основного средства путем внесения записей о произведенных изменениях, без отражения на счетах бухгалтерского учета. При этом основанием для отражения в Инвентарной карточке*(1) результата работ по ремонту компьютера будет являться Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств.
В таком случае в учете могут быть применены следующие корреспонденции:
1. Дебет КРБ 1 105 36 340 Кредит КРБ 1 302 34 730
— отражена первоначальная стоимость нового системного блока в составе материальных запасов учреждения;
2. Дебет КРБ 1 401 20 272 Кредит КРБ 1 105 36 440
— списана на расходы стоимость использованного для ремонта системного блока;
3. Дебет КРБ 1 105 36 340 Кредит КДБ 1 401 10 172
— при проведении ремонта приняты к учету отдельные детали, содержащиеся в вышедшем из строя системном блоке, либо сам системный блок, предназначенный для передачи аффинажной организации.
Выбранный вариант учета следует в установленном порядке утвердить в учетной политике учреждения (п. 6 Инструкции N 157н, абзац 6 п. 2 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н) и обеспечить единообразие отражения подобных операций в учете.

Рекомендуем прочесть:  Образец Заполнения Корректировочного Упд Выставленного Поставщиком На Товар В 2023г

*(1) Приказ Минфина России от 30.03.2023 N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (далее — Приказ N 52н), вступивший в силу с 19 июня 2023 года, заменяет приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н (далее — Приказ N 173н), которым также были установлены формы первичных документов и учетных регистров для организаций госсектора. Применяется новый документ при формировании учетной политики начиная с 2023 года (п. 6 Приказа N 52н). Бюджетное учреждение самостоятельно принимает решение о дате начала применения новых форм (письма Минфина России от 10.06.2023 N 02-07-07/33768, Федерального казначейства от 10.06.2023 N 07-04-05/02-374). Безусловно, эта дата должна быть согласована с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и утверждена локальным документом учреждения.

Согласно разъяснениям Минфина, приведенным в Письме от 27.01.2023 № 02-06-10/4743,для определения резерва под снижение стоимости отчетным периодом для сравнения нормативно-плановой стоимости названных материальных запасов с их балансовой стоимостью считается год. Положения СГС «Запасы» в целях определения резерва под снижение стоимости подлежат применению по итогам 2023 года при наличии указанной категории материальных запасов.

После ввода компьютерной программы в эксплуатацию расходы на ее приобретение, учтенные как расходы будущих периодов, подлежат списанию на финансовый результат текущего финансового года. Порядок списания расходов, относящихся к нескольким отчетным периодам, учреждение устанавливает самостоятельно.

Операции по прекращению неисключительных прав пользования отражаются посредством применения подстатей 452 «Уменьшение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования» и 453 «Уменьшение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования» КОСГУ.

Минфин, разъясняя особенности учета неисключительных прав пользования, акцентирует внимание: учет таких объектов на счете 0 111 60 000 ведется в том случае, если они признаются в составе нефинансовых активов в соответствии с положениями СГС «Нематериальные активы». Данным стандартом установлено, что к нематериальным активам относятся объекты нефинансовых активов, которые предназначены для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения свыше 12 месяцев, не имеют материально-вещественной формы, с возможностью идентификации (выделения, отделения) от другого имущества, в отношении которых у субъекта учета при приобретении (создании) возникли исключительные права, права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив (п. 6 СГС «Нематериальные активы»).

В качестве обоснования суды приводят следующие аргументы: НК РФ не устанавливает необходимости равномерного признания расходов на приобретение программных продуктов в течение срока, на который предоставлено неисключительное право.
Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом (ст. 1228 ГК РФ).

Рекомендуем прочесть:  От Для Водителя Автомобиля 2023

Согласно п. 10 СГС «Основные средства» единицей учета основных средств может признаваться часть объекта имущества, в отношении которой самостоятельно можно определить период поступления будущих экономических выгод, полезного потенциала, либо часть имущества, имеющая отличный от остальных частей срок полезного использования (способ получения будущих экономических выгод или полезного потенциала), стоимость которой составляет значительную величину от общей стоимости объекта имущества (структурная часть объекта основных средств).

Налоговые аспекты. В налоговом учете, как и в бухгалтерском учете, первоначальная стоимость основных средств может изменяться в случаях достройки, дооборудования, ре­конструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соот­ветствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

Такие данные можно почерпнуть в отраслевых инструкциях, методических рекомендациях Минфина для бюджетных организаций (письмо Минфина России от 05.02.2010 № 02-05-10/383), строительных нормативах (приказ Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 об утверждении «Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения»).

. Тут же надо сказать, что косвенным признаком принадлежности проведенных мероприятий к категории «модернизация» является возможность дальнейшего использования элементов, изъятых для замены на более эффективные. Замененные элементы приходуются на склад и становятся учетным объектом как малоценные.

— драгоценных камней, самородков драгоценных металлов, слитков и брусков золота, серебра, платины и палладия, а также монет из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия), за исключением монет, являющихся валютой Российской Федерации, находящихся в составе государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;

Как вести бухгалтерский учет в казенном учреждении в 2023 году

Бюджетный учет в казенных учреждениях — это упорядоченная система сбора, обработки и хранения всей информации в денежном выражении, которая касается любого имущества, обязательства и их движения. КУ имеют ряд отличительных особенностей от других экономических субъектов. Они кроются в способах организации и ведения бухучета.

  • Закон №402-ФЗ в части ключевых вопросов организации бухучета;
  • Инструкция №157н и Инструкция 162н в бюджетном учете в 2023 году для казенных учреждений;
  • Инструкция №132н в части формирования кодов бюджетной классификации для отражения операций в бухучете КУ;
  • Инструкция №191н в части состава и порядка формирования отчетности в казенных организациях;
  • Порядок №209н в части формирования КОСГУ;
  • федеральные стандарты БУ, регламентирующие отраслевые методы учета;
  • методические рекомендации, письма и пояснения Министерства финансов РФ и отдельных ведомств в части урегулирования вопросов по ведению БУ.

Отличительной особенностью учета в казенных организациях является обязательное санкционирование произведенных расходов. Операции отражаются на специальных счетах ПСБУ — 0 500 00 000. Для отражения обязательств текущего периода и плановых лет используется сч. 0 502 00 000 «Обязательства». Отметим, что регистрировать операции необходимо только на основании документов, подтверждающих факт принятия конкретного обязательства. Перечень такой документации, которую применяет организация в своей деятельности, следует закрепить в учетной политике.

Семь новых ФСБУ определили, что бухучет в 2023 году ведут уже по-новому. Изменены счета и инструкция по бухгалтерскому учету в казенных учреждениях в 2023 году, введен порядок учета нематериальных и непроизведенных активов. Подробнее об этих изменениях читайте в статье «Разбираемся в новых стандартах бухучета».

С отчетности 2023 года применяются положения ФСБУ «Отчет о движении денежных средств», которые касаются отражения информации о производных финансовых инструментах. Кроме того, учитывайте изменения при составлении годовой отчетности для казенных учреждений за 2023 год: Минфин скорректировал инструкции №33н и 191н (Приказы №292н от 30.11.2023, №311н от 16.12.2023). Вот что изменилось:

Конкретные коды для учитываемых в составе основных средств системных блоков и мониторов в указанных документах отсутствуют. Поэтому комиссия по поступлению и выбытию активов учреждения самостоятельно принимает решение об отнесении их к определенной группе основных фондов (см. Письмо Минфина РФ от 27.12.2023 № 02-07-08/78243).

242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» – если они осуществляются федеральными казенными учреждениями в рамках утвержденного плана информатизации в сфере информационно-коммуникационных технологий. На уровне субъекта РФ (муниципалитета) данный КВР применяется, только если такое решение принято соответствующим финансовым органом.

Согласно ОК 013-2014 (СНС 2008) и примечанию к Классификации ОС персональные компьютеры относятся к коду 330.28.23.23 «Машины офисные прочие», который включен во вторую амортизационную группу «Имущество со сроком полезного использования свыше двух лет до трех лет включительно».

часть объекта имущества, в отношении которой самостоятельно можно определить период поступления будущих экономических выгод, полезного потенциала либо которая имеет отличный от остальных его частей срок полезного использования и стоимость которой составляет значительную величину от общей стоимости объекта имущества.

Порядок учета компьютера как единого объекта. В случае приобретения компьютера в полной комплектации (в сборе) он принимается к учету в составе основных средств на счете 1 101 34 000 «Машины и оборудование – иное движимое имущество учреждения» по первоначальной стоимости, формируемой на счете 1 106 31 000 «Вложения в основные средств – иное движимое имущество». Такая стоимость включает в себя расходы, непосредственно связанные с приобретением (созданием) компьютера, доведением их до состояния, пригодного к использованию. Полный перечень расходов приведен в п. 15 СГС «Основные средства».

Учет малоценных объектов в «1С: Бухгалтерии 8»

Так, например, руководство завода может решить, что все затраты на приобретение офисной техники и компьютеров для бухгалтерии в пределах определенной суммы в год не являются существенными для бухгалтерской отчетности и могут быть списаны на расходы (даже если отдельный копировальный аппарат стоит 150 тыс. руб.).

Напомним, что понятие существенности в бухгалтерском учете не новое. Оно приведено в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 (утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н). Причем понятие существенности неразрывно связано с требованием рациональности:

Оборотно-сальдовая ведомость по счету 10.21 показывает, что в феврале 2023 года куплено три «болгарки» за 60 тыс. руб., причем в бухгалтерском учете эта сумма списана на расходы. На конец февраля две «болгарки» стоимостью 40 тыс. руб. еще лежат на складе. ОСВ по счету МЦ.04 показывает, что одна «болгарка» стоимостью 20 тыс. руб. выдана работнику организации — Г.С. Абрамову.

А согласно рекомендации БМЦ № Р-122/2023-КпР «Специальные средства производства» (утв. Фондом «НРБУ «БМЦ» 11.12.2023), понятие существенности, приведенное в пункте 7.4 ПБУ 1/2008, может быть применено ко всем малоценным объектам, независимо от срока их использования. Исходя из требования рациональности организация может принять решение с 01.01.2023 относить на расходы по обычной деятельности в момент, когда были осуществлены затраты на приобретение, создание, улучшение специальных средств производства, стоимость которых по отдельности и в совокупности однородной группы является несущественной, независимо от их срока использования.

Поскольку порядок учета малоценных объектов в бухгалтерском и налоговом учете различается, это может привести к возникновению временных разниц и признанию отложенного налога согласно ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н). О вариантах применения ПБУ 18/02 в «1С:Бухгалтерии 8» см. статью «Варианты применения ПБУ 18/02 в «1С:Бухгалтерии 8» с 2023 года».

Бухгалтерский учёт основных средств в 2023 году

По действующим правилам организации могут устанавливать предельную стоимость объекта, выполняющего условия основного средства, не превышая при этом установленный организацией лимит. Он, в свою очередь, не должен превышать 40 тысяч рублей за единицу. Это означает, что если стоимость объекта не превышает заданный лимит, то его можно причислить к материально-производственным запасам.

Первое значительное изменение, которое приносит ФСБУ 6/2023 — возможность самостоятельно устанавливать предельную стоимость объекта, относящегося к основным средствам. Лимит при этом может быть любым, а всё, что оказывается ниже этой суммы, можно учитывать, как текущие расходы.

К элементам амортизации причисляются: срок полезного использования, ликвидационная стоимость и способ начисления амортизации. Их определяют в момент принятия к бухгалтерскому учёту, а затем, в конце каждого отчётного года проверяют на соответствие условиям использования.

При линейном методе стоимость имущества погашается равномерно в течение всего срока полезного использования. При методе уменьшаемого остатка сумма амортизации уменьшается через равные промежутки времени по формуле, разработанной организацией. Амортизация пропорционально количеству продукции начисляется исходя из количества продукции, которую организация ожидает получить от использования имущества.

Для учета основных средств предусмотрен синтетический счет 010100000 «Основные средства». Номер счета бюджетного учета состоит из 26 цифр, и только 18–26 разряды используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида ОС, а также сути их движения в номере счета меняется код в 22–26 разряде.

Рекомендуем прочесть:  Транспортный налог 2023 в иркутской области

В данной статье мы будем ссылаться на приказы № 157н и 162н как на основу бюджетного учета. С начала 2023 года организации госсектора должны руководствоваться новым федеральным стандартом «Основные средства», утв. приказом Минфина от 31.12.2023 №257н (далее Стандарт). Эти документы раскрывают общие принципы бухгалтерского учета ОС, а такжео логику составления проводок.

В соответствии с п. 21 приказа № 157н понятие «бюджетный учет основных средств» применяется только к определенным государственным организациям. Например, казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Помимо единого плана счетов, в бюджетном учете должен применяться специальный план счетов (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н).

Остальные госучреждения, ведя бухгалтерский и налоговый учет ОС в 2023-2023 годах, кроме единого плана счетов, используют планы счетов, утвержденные приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н или от 23.12.2010 № 183н (в зависимости от вида организации) и другие нормативные акты.

  • Имущество (за исключением периодических изданий, составляющие библиотечный фонд субъекта учета) относится к ОС вне завситмости от срока полезного использования.
  • Субъектом учета прогнозируется получение от использования актива экономических выгод или полезного потенциала.
  • Первоначальную стоимость имущества как объекта бухгалтерского учета можно надежно оценить.

Учет антивируса: как учреждению провести покупку лицензии на программные продукты

В бухучете предельная граница стоимости ПО для идентификации его в качестве амортизируемого НМА не установлена, поэтому начислять износ следует по всем НМА с известным СПИ. По активам с неопределяемым СПИ амортизация не исчисляется, но ежегодно предприятия обязаны пересматривать и уточнять срок службы НМА, подтвердив невозможность определения или установив его (п. 27 ПБУ 14/2007).

Как отразить в учете организации (пользователя) приобретение неисключительных прав на использование программы для ЭВМ (средств криптографической защиты информации) на условиях простой (неисключительной) лицензии? Лицензионный договор с лицензиаром (правообладателем) заключен в виде договора присоединения.

Программное обеспечение, необходимое для работы техники, может выйти из строя. В такой ситуации расходы на его восстановление и переустановку могут расцениваться как затраты на ремонт ОС (по статье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ). Их отражают в составе текущих расходов учреждения.

По окончании СПИ (60 мес.) стоимость ПО будет учтена в расходах полностью. Если фирма захочет продлить действие исключительного права, то ПО не нужно списывать в бухучете, а продолжать учитывать с нулевой остаточной стоимостью. Сумму уплаченной в связи с этим госпошлины бухгалтеру придется отнести на текущие затраты.

  • при осуществлении разового платежа в момент приобретения ПО дебетуется счет 97, по кредиту записывается 60 счет;
  • лицензия на ПО учитывается дебетовым оборотом по забалансовому счету 012;
  • ежемесячно часть понесенных затрат переводится на расходы предстоящих периодов проводкой Д20 (или 23, 26, 25, 44) – К97.

Вывод основного средства с консервации оформляется обратной проводкой. С месяца, следующего за тем, когда объект был законсервирован, перестает начисляться амортизация по нему. Возобновление начисления амортизации осуществляется в начале месяца, следующего за тем. когда объект был возвращен с консервации. При этом срок полезного использования увеличивается на срок, в течение которого объект был законсервирован.

Исключая уценку, среди оснований, по которым стоимость основного средства может быть уменьшена, НК предусматривает только разукомплектацию, или, как она обозначена в кодексе, частичную ликвидацию объекта. Остальные возможности определены расплывчатой формулировкой «по иным основаниям».

В свою очередь, фискальные органы не заинтересованы в занижении размеров базы исчисления налога на прибыль, в силу чего стремятся вывести проведенные налогоплательщиком мероприятия из категории ремонтов в категорию реконструкции (модернизации). В данном случае налогоплательщику необходимо иметь несомненное документальное подтверждение характера работ. Чаще всего выручает в таких случаях привлечение независимых экспертов для оценки характера имевшихся недочетов и принадлежности мероприятий к той или иной категории.

221,222, 223,224 и 225 Перечень работ, учитываемых статьей 226 Осуществление измерений необходимых в археологических исследованиях ; Выяснение состояния по определённым параметрам инженерных сооружений; Осуществление мероприятий по разделению наделов и установлению границ; Типовые проектировочные работы ; Мероприятия по разработке ПСД на нужды строительных.

По своей технической и экономической сущности модернизация основных средств идентична реконструкции, но осуществляется в отношении движимого имущества организации: станочного парка, транспорта, механизмов и прочих объектов, не относящихся к категории капитального строительства.

Как списать основные средства бюджетного учреждения

  1. Создание комиссии, которая составляет акты по каким причинам та или иная техника не может в дальнейшем эксплуатироваться. К этим актам прилагаются необходимые документы:
      выписки из реестра,
  2. копии актов об авариях,
  3. технические паспорта и многие другие.
  4. Демонтаж техники с целью изъятия драгоценных металлов. Разборка производится своими силами или с помощью привлечения экспертов. Детали, которые останутся после демонтажа, следует отвезти на специализированные предприятия, занимающиеся утилизацией опасных отходов.
  5. Составление акта о списании. К нему прилагаются:
      заключение комиссии о признании техники неудовлетворительной,
  6. документы о демонтаже драгметаллов и постановке их на учет,
  7. документы об утилизации опасного электронного мусора.
  • не осуществляет контроль за списываемым объектом ОС;
  • не осуществляет расходы, связанные с распоряжением им (владением и (или) пользованием);
  • не имеет права на получение экономической выгоды и извлечение пользы от распоряжения (владения или пользования);
  • не участвует в распоряжении (владении и (или) пользовании) выбывшим объектом, числящимся на учете,
  • не использует его в той степени, которая предусматривалась при его признании;
  • оценила величину дохода (расхода) от выбытия объекта;
  • оценила прогнозируемые экономические выгоды или полезный потенциал, связанные с объектом, а также прогнозируемые (понесенные) затраты (убытки), связанные с его выбытием.
  • казенные учреждения полностью лишены прав распоряжаться каким-либо имуществом без соответствующего разрешения от собственника (учредителя, вышестоящего распорядителя, органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя);
  • бюджетное и(или) автономное учреждение не вправе распоряжаться недвижимостью, а также особо ценным имуществом, приобретенным за счет бюджетных средств либо закрепленным за организацией распоряжением собственника.

Если имущество передается из одного структурного подразделения в другое, движение отражается внутренним перемещением. Заполняется акт приемки-передачи НФА. Если же объект передается от одного обособленного подразделения в другое или в головной офис при условии, что подразделения выделены на отдельный баланс, то соблюдается порядок безвозмездной передачи ОС.

  • главный бухгалтер либо его заместитель;
  • бухгалтер, ответственный за ведение учета НФА;
  • лица, ответственные за сохранность ОС на предприятии;
  • начальники структурных подразделений, цехов, отделов;
  • заместитель руководителя или сам руководитель (обычно это председатель комиссии);
  • иные работники предприятия, на усмотрение руководства.

Модернизация основных средств глазами проверяющих органов

Эксплуатация, а также технический прогресс способствуют моральному и физическому износу оборудования. С целью доведения оборудования до уровня, соответствующего современным требованиям, организации проводят его модернизацию, которая сейчас называется модным словом “апгрейт“. Для создания оптимальных условий, необходимых для выполнения всех поставленных перед организацией задач, помещения также подвергаются модернизации. О том, какие работы относятся к модернизации, а какие к ремонту, а также о порядке отражения данных операций в налоговом и бухгалтерском учете, написано много статей. Тем не менее при проверках контрольные органы находят немало ошибок, допускаемых бухгалтерами при отражении указанных операций. Автор статьи собрал наиболее часто встречающиеся из них.

Расходы по модернизации уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль отчетного периода в размере амортизационных отчислений по модернизированному объекту основного средства и в размере амортизационной премии (если налогоплательщик воспользовался предоставленным ему правом). С 01.01.2009 в результате изменений, внесенных Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ “О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ“ в Налоговый кодекс, размер амортизационной премии по основным средствам, относящимся к третьей — седьмой амортизационным группам, увеличен с 10 до 30%.

Поступление в эксплуатацию оборудования после модернизации оформляется актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (п. 20 Инструкции N 25н). Акт составляется в одном (двух) экземпляре(ах). Оформлять акт в двух экземплярах необходимо, если работы производились сторонней организацией: один экземпляр остается у организации-заказчика, а второй передается организации-исполнителю.

Расходы, осуществляемые при замене вышедших из строя элементов компьютерной техники, вызванные необходимостью поддержания компьютера в работоспособном состоянии, при условии что изменение эксплуатационных характеристик компьютера не приводит к изменению его функционального назначения, относятся к расходам на ремонт

В результате проведенной модернизации объекта улучшаются его характеристики, что приводит к изменению срока полезного использования объекта (п. 39 Инструкции N 25н). Пересмотр срока полезного использования объекта влечет за собой изменение размера амортизационных отчислений. Величина, на которую изменился срок полезного использования, должна быть отражена в графе 10 “Примечание“ акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств.

Adblock
detector