Обязано Ли Казенное Учреждение Платить Налог На Прибыль С Перечисленных В Догод Бюджета Сумм Пеней И Штрафоф За Нарушение Условий Договоров

Казенные учреждения в отличие от юрлиц могут не учитывать неустойку по госконтракту в целях налогообложения прибыли

Минфин России разъяснил, что если одной из сторон по договору, заключенному казенным учреждением, выступает РФ, субъект РФ либо муниципальное образование, то неустойка по такому договору будет являться доходом публично-правового образования, не учитываемым для целей налогообложения прибыли организаций.

В свою очередь заключение и оплата государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств (ч. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса).

В то же время в составе внереализационных доходов налогоплательщика для целей налога на прибыль организаций учитываются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней или других санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба (п. 3 ст. 250 Налогового кодекса).

Обязано Ли Казенное Учреждение Платить Налог На Прибыль С Перечисленных В Догод Бюджета Сумм Пеней И Штрафоф За Нарушение Условий Договоров

Унифицированная форма требования о взыскании неустойки (пени, штрафа) не утверждена, поэтому оно составляется заказчиком в произвольной письменной форме с отражением информации, позволяющей определить размер взыскиваемой суммы и основание для такого взыскания (конкретное нарушение, допущенное контрагентом).

Суммы задолженности по штрафам, пеням, неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, отражаются по дебету счета 1 209 41 56Х и кредиту счета 1 401 10 141 (п. 86 инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, далее — Инструкция № 162н). При этом хозяйственные операции, учитываемые на счетах бухгалтерского учета по разным кодам финансового обеспечения, отражаются с применением счета Х 304 06 ХХХ «Расчеты с прочими кредиторами» на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833) (п. 111.1 Инструкции № 162н).

Дебет КИФ 3 201 11 510 (увеличение забалансового счета 17, КОСГУ 510) Кредит гКБК 3 304 01 73Х — зачислены денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта (п. 106 Инструкции № 162н); Дебет КДБ 1 209 41 56Х Кредит КДБ 1 401 10 141 — начислены пени поставщику (п. 86 Инструкции № 162н); Дебет гКБК 3 304 01 83Х Кредит КИФ 3 304 06 73Х — удержана задолженность из суммы обеспечения исполнения контракта; Дебет КИФ 3 304 06 83Х (увеличение забалансового счета 18, КОСГУ 610) Кредит КИФ 3 201 11 610 (увеличение забалансового счета 18, КОСГУ 610) — перечислены в доход бюджета пени, удержанные получателем бюджетных средств из средств, перечисленных контрагентом в качестве обеспечения исполнения контракта (п. 106 Инструкции № 162н); Дебет КДБ 1 210 02 141 Кредит КДБ 1 209 41 66Х — зачислены денежные средства в доход бюджета (п. 91 Инструкции № 162н).

Таким образом, удержание пеней, предъявленных контрагенту в случае просрочки исполнения основного обязательства по контракту, из суммы предоставленного обеспечения исполнения контракта в учете казенного учреждения — администратора доходов отражается записями:

На основании п. 9.4.1 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2023 № 209н, доходы в виде неустоек (пеней, штрафов) за нарушение условий контрактов учитываются по подстатье 141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» КОСГУ.

На основании вышеизложенного, по нашему мнению, казенные учреждения вправе возвратить излишне исчисленную и уплаченную в бюджет сумму налога. Однако, скорее всего, сделать это они смогут уже после сдачи налоговой декларации за 2023 г. Ее нужно будет предоставить по новой форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 23.09.2023 г. № ММВ-7-3/475@. Именно в ней учтены актуальные изменения налогового законодательства, в том числе внесенные ФЗ № 325-ФЗ.

Согласно общему порядку исчисления налога на прибыль и авансовых платежей по нему, установленному ст. 286 НК РФ, налог определяется как соответствующая налоговой ставке доля налоговой базы. Сумма налога по итогам налогового периода рассчитывается самостоятельно налогоплательщиками.

По мнению автора, исходя из прямого толкования норм НК РФ, поскольку в перечисленных случаях идет речь о получении не денежных средств, а нефинансовых активов (или прав на них), то по отношению к перечисленным доходам, пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ не применяется. То есть с таких доходов казенные учреждения будут по-прежнему исчислять налог.

п. 8 – безвозмездно полученное имущество (работы, услуги) или имущественные права (за исключением случаев, указанных в п. 1 ст. 251 НК РФ. Например, имущество, полученное государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней (пп. 8), или имущество, безвозмездно полученное государственными и муниципальными образовательными учреждениями на ведение основных видов деятельности (пп. 22));

Исходя из ставки налога и прибыли, облагаемой налогом, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового до окончания отчетного периодов, по итогам каждого отчетного периода (квартала) налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа. Ежемесячный авансовый платеж исчисляется в порядке, предусмотренном ст. 286 НК РФ.

Наличие раздельного учета позволяет определить суммы, относящиеся к разным видам доходов и финансирования. Порядок разделения затрат требуется закрепить в учетной политике учреждения. При отсутствии раздельного учета все поступающие суммы будут облагаться налогом.

Казенное учреждение «Муниципал» имеет доход от сдачи территории под парковочные места. Учреждение имеет разрешение на вид деятельности. В 1 квартале 2023 года учреждение получило доход в размере 35 000 рублей. Расходная часть при определении облагаемой базы не учитывается в связи с отсутствием затрат, относящихся к предпринимательской деятельности. В учете учреждения производятся записи:

Для определения сумм, подлежащих налогообложению, учреждение обязано вести раздельный учет доходов и расходов, включая оплату труда персонала, имущественных налогов, прочих затрат. Деление производится пропорционально суммам дохода или финансирования, поступающих из разных источников. Распределение сумм ведется нарастающим итогом в течение года.

Основное финансирование казенных учреждений осуществляется из бюджета федерального или муниципального уровня. Суммы целевого назначения, получаемые казенными учреждениями в рамках лимита бюджетных обязательств, не подлежат включению в облагаемую прибылью базу и не отражаются в налоговых декларациях. Остаток бюджетных средств в соответствии с утвержденным лимитом, не использованный в течение года, подлежит возврату в казну. Кроме сметного финансирования, организации могут получать дополнительные доходы.

Особенность исчисления базы состоит в том, что в ряде случаев расходы нельзя использовать для ее снижения. Например, при сдаче имущества в аренду требуется учитывать, что расходы по содержанию помещения оплачиваются из средств распорядителя бюджета. Затраты не включаются в расчет облагаемой базы.

730 – отражена задолженность поставщика (исполнителя, подрядчика) бюджету по уплате неустойки (штрафа, пеней) за нарушение обязательств, предусмотренных контрактом; Дебет КДБ.1.303.05.830 Кредит КДБ.1.205.41.660 – зачислена сумма неустойки (штрафа, пеней) на счет Казначейства России.

В общем случае казенное учреждение не уплачивает налог на прибыль. Однако есть ситуации, в которых налог придется рассчитать и перечислить в бюджет. И сделать это нужно своевременно, иначе не избежать налоговых санкций. Кроме того, учреждению необходимо сдавать отчетность по налогу на прибыль. Причем даже если отсутствует налог к уплате.

Чиновники скорректировали практически все действующие инструкции по бюджетному учету. Чиновники опубликовали новый порядок формирования кодов бюджетной классификации для отражения доходных и расходных операций — приказ № 132н. Общая структура КБК сохранена, но изменения есть, и их довольно много.

В соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2023 N 65н (далее — Указания N 65н), расходы по уплате штрафов, пеней (в том числе за несвоевременную уплату налогов (взносов)) отражаются по КВР 853 «Уплата иных платежей» в увязке со статьей 290 «Прочие расходы» КОСГУ. С 01.01.2023 данная статья КОСГУ детализирована подстатьями КОСГУ 291-296. Так, расходы по уплате пеней, штрафов за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах относятся на подстатью 292 КОСГУ*(1).
Не позднее 20 рабочих дней со дня наступления соответствующего основания заказчик направляет контрагенту уведомление о списании начисленной и неуплаченной задолженности с указанием ее размера по форме согласно приложению к Порядку № 44н.

Рекомендуем прочесть:  Могут Ли Дпс Смотреть Номер На Двигателе В 2023 Году 6а Посту Гибдд

Казенное учреждение «Муниципал» имеет доход от сдачи территории под парковочные места. Учреждение имеет разрешение на вид деятельности. В 1 квартале 2023 года учреждение получило доход в размере 35 000 рублей. Расходная часть при определении облагаемой базы не учитывается в связи с отсутствием затрат, относящихся к предпринимательской деятельности. В учете учреждения производятся записи:

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Отчетность бюджетных (автономных) учреждений. Отчет (ф. 0503737). Некассовые операции;
— Энциклопедия решений. Отчетность бюджетных (автономных) учреждений. Пример формирования ф. 0503737. Некассовые операции в рамках нескольких видов деятельности;
— Энциклопедия решений. Пример. Удержание неустойки бюджетным учреждением при оплате контракта по виду финобеспечения «5» с перечислением средств в бюджет;
— Энциклопедия решений. Учет расчетов по неустойкам в госучреждениях.

1. Дебет 2 401 20 290 Кредит 2 303 05 730
— отражено принятие обязательства по перечислению в соответствующий бюджет удержанной с подрядчика суммы неустойки;
2. Дебет 2 303 05 830 Кредит 2 201 11 610
увеличение по забалансовому счету 18 (290 КОСГУ)
— средства перечислены в доход бюджета.

Согласно ч. 6 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в случае просрочки поставщиком исполнения своих обязательств по контракту, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет соответствующее требование контрагенту. Размеры пени и штрафа определяются в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.
В случае возникновения у бюджетного учреждения права на предъявление к исполнителю договора, заключенного на нужды учреждения в рамках осуществления им как получателем субсидии деятельности, санкций (неустойки, пеней, возмещение ущерба) средства, полученные в результате применения мер указанной гражданско-правовой ответственности, не подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (смотрите, в частности, письма Минфина России от 24.11.2014 N 02-06-10/59651, от 26.09.2013 N 02-15-11/39907, от 20.12.2012 N 02-13-06/5292, от 30.10.2012 N 02-06-10/4554).
Являясь собственными доходами бюджетного учреждения, средства, поступающие в виде неустойки в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств контрагентами, подлежат отражению по виду финансового обеспечения «2» и расходуются в общеустановленном порядке (смотрите, в частности, письма Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-10/3788, от 20.09.2012 N 02-06-10/3831).
В соответствии с положениями Указаний о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее — Указания N 65н), доходы в виде суммы неустоек учитываются организациями госсектора по коду КОСГУ 140 «Суммы принудительного изъятия».
Учитывая, что в рассматриваемой ситуации погашение дебиторской задолженности по штрафным санкциям в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением контрагентом обязательств осуществляется путем уменьшения суммы оплаты поставки, указанная операция может быть отражена в бухгалтерском учете бюджетного учреждения в качестве некассовой операции (смотрите, например, письмо Минфина России от 15.04.2023 N 02-07-07/21402, абз. 3 п. 4.5.4 письма Минфина России и Федерального казначейства от 29.12.2014 NN 02-02-07/68722, 42-7.4-05/2.1-823, абз. 8 п. 4.4 письма Минфина России и Федерального казначейства от 29.12.2014 NN 02-02-07/68726, 42-7.4-05/2.1-824).
Напомним, что документом, определяющим направления использования бюджетным учреждением средств от приносящей доход деятельности, является план финансово-хозяйственной деятельности учреждения (далее — План ФХД), составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения, в соответствии с требованиями, установленными приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н.
Иными словами, бюджетное учреждение за счет средств от приносящей доход деятельности вправе осуществлять любые расходы, в том числе направить суммы доходов, полученных в результате применения штрафных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств по контракту, в соответствующий бюджет, при условии, что указанное направление расходования предусмотрено Планом ФХД.
Ввиду того, что у учреждения отсутствует обязанность перечисления в доход бюджета сумм удержанных с подрядчика неустоек, возврат в доход бюджета по инициативе учреждения указанных средств не является возвратом неиспользованных остатков субсидий. Принятое учреждением решение о перечислении в доход бюджета сумм штрафных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств приводит к увеличению объема расходных обязательств учреждения и может быть отражено по дебету счета 0 401 20 200 «Расходы хозяйствующего субъекта»*(1) и кредиту счета 0 303 05 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет».
В рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
Удержание неустойки
1. Дебет 2 209 40 560*(2) Кредит 2 401 10 140
— подрядчику предъявлены суммы неустойки в соответствии с условиями контракта;
2. Дебет 2 304 06 830 Кредит 2 209 40 660
Дебет 5 302 25 830 Кредит 5 304 06 730
— произведено удержание суммы предъявленной неустойки зачетом встречных обязательств;
3. Дебет 5 304 06 830 Кредит 5 201 11 610
увеличение по забалансовому счету 18 (225 КОСГУ)
Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 304 06 730
увеличение по забалансовому счету 17 (140 КОСГУ)
— сумма неустойки перечислена с отдельного лицевого счета клиента на «основной» лицевой счет бюджетного учреждения;
4. Дебет 5 302 25 830 Кредит 5 201 11 610
увеличение по забалансовому счету 18 (225 КОСГУ)
— осуществлена оплата работ по капитальному ремонту (за вычетом предъявленной неустойки).

*(1) Отметим, что в соответствии с требованиями Указаний N 65н расходы, не связанные с оплатой труда, приобретением работ, услуг для нужд государственных (муниципальных) учреждений, обслуживанием долговых обязательств государственных (муниципальных) учреждений, предоставлением безвозмездных и безвозвратных трансфертов организациям, бюджетам, а также осуществлением социального обеспечения, подлежат отражению по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ. Соответственно, расходы по добровольному перечислению удержанных учреждением сумм штрафных санкций в доход бюджета следует отразить с применением статьи 290 «Прочие расходы» КОСГУ.
*(2) Целесообразность применения счета 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам» в целях отражения расчетов по штрафным санкциям, предъявляемым поставщикам (исполнителям, подрядчикам) за нарушение условий договоров на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), подтверждается положениями абз. 4 п. 4.1 Методических рекомендаций по переходу на новые положения Инструкции N 157н, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.08.2014 N 89н и доведенных письмом Минфина России от 19.12.2014 N 02-07-07/66918.

Согласно п. 3 ст. 250 Налогового кодекса РФ внереализационным доходом, облагаемым налогом на прибыль, является сумма штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу.

Обратите внимание! В случае возникновения у бюджетного учреждения права на предъявление санкций (неустойки, пеней, возмещения ущерба) исполнителю договора, заключенного на нужды учреждения в рамках осуществления им как получателем субсидии деятельности, указанные средства признаются собственными доходами учреждения и подлежат отражению в рамках приносящей доход деятельности(письмо Минфина России от 09.10.2012 N 02-04-12/4178).

Таким образом, в момент предъявления неустойки поставщику или подрядчику и отражения ее в учете налоговой базы еще нет, а в случае, если должник признал неустойку (подписал акт сверки, написал гарантийное письмо, уплатил часть задолженности), необходимо начислить налог на прибыль:

Для своевременного и правильного отражения в учете начисленных неустоек, пени, штрафов у бухгалтера, производящего начисление, должен быть документ, в котором указаны все необходимые реквизиты, позволяющие идентифицировать поставщика, подрядчика, допустившего просрочку, сумма претензий и дата их начисления. Кроме того, если просрочка со стороны поставщика продолжается, неустойка должна начисляться неоднократно. Соответственно, каждый факт предъявления поставщику претензий должен отражаться документально и документ должен передаваться в бухгалтерию.

У казенного учреждения облагаемого дохода от неустойки не возникает. Средства в виде неустойки за просрочку исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного государственным (муниципальным) контрактом, признаются доходами Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и не учитываются в составе налогооблагаемых доходов, поскольку публично-правовые образования не признаются плательщиками налога на прибыль организаций на основании статьи 246 НК РФ. Соответствующее разъяснение приведено в письмеМинфина России от 27.02.2013 N 03-03-06/4/5745.

Расходы в виде штрафных санкций по договорам: бухучет и налогообложение

  • На основании двустороннего акта отражен в расходах штраф за нарушение договорных обязательств:Дебет 91 Прочие расходы Кредит 76 «Расчеты по претензиям»
  • Оплачен штраф за нарушение договорных обязательств:Дебет 76 «Расчеты по претензиям» Кредит 51

У получателя такого «штрафа с выделенным НДС» есть еще один риск — суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, не включаются в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ. При этом в статье 170 НК РФ не предусмотрены случаи признания в составе расходов сумм НДС по предъявленным штрафам за нарушение условий договоров. Так что выставленный по штрафным санкциям НДС у получателя штрафа не принимается к вычету и не уменьшает базу по налогу на прибыль.

Рекомендуем прочесть:  Какой бизнес можно открыть в 2023

Согласно пп.13 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, включаются расходы организации в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.

Представления контролеров об экономической обоснованности сводятся к следующему: организация имеет право учесть в составе расходов неустойку, при этом налогоплательщик обязан расследовать причину нарушения условий договора и предъявить в порядке регресса требования к фактическому причинителю вреда (контрагенту или работнику).

Если у организации возникают сомнения в наличии обязанности по уплате неустойки, организация признает оценочное обязательство, когда в результате анализа всех обстоятельств и условий, включая мнения экспертов, более вероятно, чем нет, что судебное решение будет принято не в ее пользу, а также оценивает вероятную сумму потерь организации.

Отражение штрафов и пеней

  • Чем отличаются понятия «неустойка», «штраф» и «пеня»
  • Какое законодательство регулирует выплату неустойки
  • 3 способа взыскания неустоек
  • Какими проводками начислять неустойки казенным, бюджетным и автономным учреждениям
  • Какие показатели отражаются в отчетных формах

Казенному учреждению при выборе данного способа расчета необходимо учитывать несколько факторов:

  • в контракт целесообразно включить условие о том, что исполнение обязательств по перечислению неустойки в доход бюджета возложено на государственного заказчика;
  • неустойку самостоятельно перечислить в доход бюджета (в платежном документе следует указать наименование контрагента, за которого перечисляется неустойка);
  • внести изменения в показатели бюджетного обязательства, учтенного органом ФК.

Следует отметить, что БК РФ не предусматривает исполнение бюджета по доходам путем зачета расходных обязательств (ст. 218 БК РФ).

Рассмотрим отдельный случай, когда исполнение контракта осуществляется за счет средств субсидий, выделенных на иные цели (капитальные вложения) и находящихся на отдельном лицевом счете учреждения.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ неустойка – это денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, за его просрочку (ст. 330). Причем соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства, в противном случае оно признается недействительным (ст. 331).

Бюджетное или автономное учреждения обладают правом расходования полученных сумм в соответствии с Планом ФХД, так как такие поступления являются их внереализационными доходами. Нужно только вовремя внести изменения в установленном порядке в План ФХД, увеличив общие суммы поступлений и выбытий и определив направления расходования.

Отражаем в учёте и отчётности пени и штрафы по налогам

И если пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов 1 , то штраф — это уже налоговая санкция в виде денежного взыскания, которая является мерой ответственности налогоплательщика за совершение налогового правонарушения 2 . Штраф за неуплату или неполную уплату налога может составить 20 % от неуплаченной суммы налога (сбора), а при наличии умысла – 40 % 3 .

В первом случае эксперты идут по пути упрощения учёта. Объединяют пени и штрафы термином «санкции за несоблюдение правил налогообложения» и предлагают их учитывать так же, как и штрафы, т. е. по дебету счёта 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счётом 68 «Расчёты по налогам и сборам». При данном способе учёта аналитику предлагается вести по субсчетам счёта 68 в разрезе налогов, по которым начислены пени и штрафы.

Другая позиция экспертов заключается в том, что суммы пени на недоимку по налогам удовлетворяют определению расхода. Ведь начисление пеней приводит к возникновению у организации обязательства и уменьшению её капитала 7 . Данный расход не является расходом по обычным видам деятельности, поэтому его квалифицируют как «прочий» 8 . И предлагают отражать суммы начисленных пеней по дебету счёта 91 «Прочие доходы и расходы», субсчёт 91-2 «Прочие расходы» в корреспонденции со счётом 68 «Расчёты по налогам и сборам».

Но может быть и другой вариант. Факт искажения сведений, приведший к неисполнению обязанности по уплате налога полностью или частично, выявляет налоговый орган. В результате налогоплательщик получает решение налогового органа по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (решение о привлечении к налоговой ответственности или решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности) и требование об уплате недоимки по налогу, пени и штрафа.

Одним из оснований для начисления пеней и штрафов является неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога или исполнение её в более поздний срок. Причины плохого исполнения данных обязанностей могут быть разными. Это ошибки в бухгалтерских проводках, неправильное определение налоговой базы, использование не той ставки налога, неправильное применение льготы по налогу, неверное применение налоговых вычетов и даже просто технические ошибки при заполнении декларации.

Расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба включаются в состав внереализационных расходов (подпункту 13 пункта 1 статьи 265 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.

Внереализационные расходы в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, признанные самим должником или назначенные арбитражным судом, нужно учитывать на дату их признания должником либо дату вступления в законную силу решения суда (подпункт 8 пункта 7 статьи 272 НК РФ).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Отчетность бюджетных (автономных) учреждений. Отчет (ф. 0503737). Некассовые операции;
— Энциклопедия решений. Отчетность бюджетных (автономных) учреждений. Пример формирования ф. 0503737. Некассовые операции в рамках нескольких видов деятельности;
— Энциклопедия решений. Пример. Удержание неустойки бюджетным учреждением при оплате контракта по виду финобеспечения «5» с перечислением средств в бюджет;
— Энциклопедия решений. Учет расчетов по неустойкам в госучреждениях.

Согласно ч. 6 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в случае просрочки поставщиком исполнения своих обязательств по контракту, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет соответствующее требование контрагенту. Размеры пени и штрафа определяются в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.
В случае возникновения у бюджетного учреждения права на предъявление к исполнителю договора, заключенного на нужды учреждения в рамках осуществления им как получателем субсидии деятельности, санкций (неустойки, пеней, возмещение ущерба) средства, полученные в результате применения мер указанной гражданско-правовой ответственности, не подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (смотрите, в частности, письма Минфина России от 24.11.2014 N 02-06-10/59651, от 26.09.2013 N 02-15-11/39907, от 20.12.2012 N 02-13-06/5292, от 30.10.2012 N 02-06-10/4554).
Являясь собственными доходами бюджетного учреждения, средства, поступающие в виде неустойки в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств контрагентами, подлежат отражению по виду финансового обеспечения «2» и расходуются в общеустановленном порядке (смотрите, в частности, письма Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-10/3788, от 20.09.2012 N 02-06-10/3831).
В соответствии с положениями Указаний о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее — Указания N 65н), доходы в виде суммы неустоек учитываются организациями госсектора по коду КОСГУ 140 «Суммы принудительного изъятия».
Учитывая, что в рассматриваемой ситуации погашение дебиторской задолженности по штрафным санкциям в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением контрагентом обязательств осуществляется путем уменьшения суммы оплаты поставки, указанная операция может быть отражена в бухгалтерском учете бюджетного учреждения в качестве некассовой операции (смотрите, например, письмо Минфина России от 15.04.2023 N 02-07-07/21402, абз. 3 п. 4.5.4 письма Минфина России и Федерального казначейства от 29.12.2014 NN 02-02-07/68722, 42-7.4-05/2.1-823, абз. 8 п. 4.4 письма Минфина России и Федерального казначейства от 29.12.2014 NN 02-02-07/68726, 42-7.4-05/2.1-824).
Напомним, что документом, определяющим направления использования бюджетным учреждением средств от приносящей доход деятельности, является план финансово-хозяйственной деятельности учреждения (далее — План ФХД), составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения, в соответствии с требованиями, установленными приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н.
Иными словами, бюджетное учреждение за счет средств от приносящей доход деятельности вправе осуществлять любые расходы, в том числе направить суммы доходов, полученных в результате применения штрафных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств по контракту, в соответствующий бюджет, при условии, что указанное направление расходования предусмотрено Планом ФХД.
Ввиду того, что у учреждения отсутствует обязанность перечисления в доход бюджета сумм удержанных с подрядчика неустоек, возврат в доход бюджета по инициативе учреждения указанных средств не является возвратом неиспользованных остатков субсидий. Принятое учреждением решение о перечислении в доход бюджета сумм штрафных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств приводит к увеличению объема расходных обязательств учреждения и может быть отражено по дебету счета 0 401 20 200 «Расходы хозяйствующего субъекта»*(1) и кредиту счета 0 303 05 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет».
В рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
Удержание неустойки
1. Дебет 2 209 40 560*(2) Кредит 2 401 10 140
— подрядчику предъявлены суммы неустойки в соответствии с условиями контракта;
2. Дебет 2 304 06 830 Кредит 2 209 40 660
Дебет 5 302 25 830 Кредит 5 304 06 730
— произведено удержание суммы предъявленной неустойки зачетом встречных обязательств;
3. Дебет 5 304 06 830 Кредит 5 201 11 610
увеличение по забалансовому счету 18 (225 КОСГУ)
Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 304 06 730
увеличение по забалансовому счету 17 (140 КОСГУ)
— сумма неустойки перечислена с отдельного лицевого счета клиента на «основной» лицевой счет бюджетного учреждения;
4. Дебет 5 302 25 830 Кредит 5 201 11 610
увеличение по забалансовому счету 18 (225 КОСГУ)
— осуществлена оплата работ по капитальному ремонту (за вычетом предъявленной неустойки).

Рекомендуем прочесть:  До Какой Суммы Не Накладывают Арест На Продажу Автомобиля

1. Дебет 2 401 20 290 Кредит 2 303 05 730
— отражено принятие обязательства по перечислению в соответствующий бюджет удержанной с подрядчика суммы неустойки;
2. Дебет 2 303 05 830 Кредит 2 201 11 610
увеличение по забалансовому счету 18 (290 КОСГУ)
— средства перечислены в доход бюджета.

*(1) Отметим, что в соответствии с требованиями Указаний N 65н расходы, не связанные с оплатой труда, приобретением работ, услуг для нужд государственных (муниципальных) учреждений, обслуживанием долговых обязательств государственных (муниципальных) учреждений, предоставлением безвозмездных и безвозвратных трансфертов организациям, бюджетам, а также осуществлением социального обеспечения, подлежат отражению по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ. Соответственно, расходы по добровольному перечислению удержанных учреждением сумм штрафных санкций в доход бюджета следует отразить с применением статьи 290 «Прочие расходы» КОСГУ.
*(2) Целесообразность применения счета 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам» в целях отражения расчетов по штрафным санкциям, предъявляемым поставщикам (исполнителям, подрядчикам) за нарушение условий договоров на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), подтверждается положениями абз. 4 п. 4.1 Методических рекомендаций по переходу на новые положения Инструкции N 157н, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.08.2014 N 89н и доведенных письмом Минфина России от 19.12.2014 N 02-07-07/66918.

Штраф за несвоевременную сдачу декларации: примеры расчетов и проводки

У многих бухгалтеров возникает насущный вопрос: а что будет, если несвоевременно подать отчетность не в налоговые органы, а в Пенсионный фонд, в который необходимо сдавать отчетность по начисленным взносам и удержаниям? И здесь есть главная особенность: с начала 2023 года вся отчетность, в том числе и по социальным взносам сдается исключительно в ФНС. Таким образом, юридические лица не должны подавать такие документы в орган ПФ уже начиная с 1 квартала 2023 года.

Если в установленные сроки суммы налоговой задолженности и начисленной пени не были уплачены самостоятельно, то возникает право на взыскание. Уплата налогового долга и начисленной пени может происходить как добровольно, так и через суд. В случае пренебрежения добровольной уплаты используются следующие методы взыскания:

Для каждого налога, сбора или иного платежа предусмотрены индивидуальные бланки и формы отчетности и сроки, в которые необходимо предоставить информацию в ФНС. Если этого не сделать, то налогоплательщика накажут — выпишут штраф. Причина несдачи роли не играет, наказания избегают только в исключительных случаях.

Однако следует отметить, что она применяется только по отношению к ИП, а также к организациям при сроке просрочки не более 30 дней. Если просрочка составляет 31 день и более, пени рассчитывают с измененной переменной – не 1/300, а 1/150 ключевой ставки Центробанка.

Расчет: По установленным срокам, за 2-й квартал предприятие должно было подать отчетность по социальным взносам до 31 июля 2023 года. Следовательно, просрочка составляет не полный месяц, за который и будет начислена пеня. Размер штрафа составит: 5% *500000=25000рублей.

Давайте посмотрим, что говорит нам обо все этом ПБУ 10/99 «Расходы организации». Так вот, в п. 11 данного ПБУ в составе прочих расходов поименованы «штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров», т.е. в отношении пеней уточнено, что это пени, начисленные за нарушение условий договоров. А это косвенно (доказательство от обратного) свидетельствует о том, что иные пени (в частности пени, начисляемые в соответствии с налоговым законодательством) к прочим расходам не относятся. В противном случае не было бы смысла уточнять «за нарушение условий договоров».

В итоге от варианта отражения пеней в бухгалтерском учете зависит лишь показатель «Прибыль (убыток) до налогообложения». А важен ли этот показатель прибыли для пользователей отчетности? Без сомнения, важен. Он используется для анализа отчетности и принятия экономических решений. Поэтому ваша задача такова: если суммы пеней существенные, раскрыть информацию о них в отдельных строках отчетности или в пояснительной записке, чтобы пользователи знали, с учетом пеней или без него сформирован показатель прибыли (убытка) до налогообложения (п. 11 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утв. Приказом МФ РФ от 06.07.99 № 43н).

То есть, пени и штрафы — понятия разные, следовательно, и отражать их в учете необходимо по-разному. На сегодняшний день вопрос отражения пеней четко не урегулирован. Одни специалисты считают, что пени нужно отражать на счете 99 «Прибыли и убытки», ведь они по своей сути близки к налоговым санкциям, которые учитываются на этом счете (Инструкция по применению Плана счетов № 94н).

Бюджетному учреждению следует обратить особое внимание при осуществлении операций по исполнению плановых назначений по доходам без движения денежных средств. Примером является перечисление оплаты по контракту в сумме, уменьшенной на размер неустойки. В соответствии с требованиями Инструкции №33н в данном случае суммы доходов также необходимо отразить в разделе Доходы «Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737)» в графе 8.

Однако Закон предусматривает и ряд исключений, когда вышеуказанные требования могут не применяться (п. 15 ст. 34). В число исключений входят закупки у единственного источника, например, на сумму, не превышающую 100 000 руб., или товаров, работ или услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

  • Чем отличаются понятия «неустойка», «штраф» и «пеня»
  • Какое законодательство регулирует выплату неустойки
  • 3 способа взыскания неустоек
  • Какими проводками начислять неустойки казенным, бюджетным и автономным учреждениям
  • Какие показатели отражаются в отчетных формах
  1. Сумма неисполненного обязательства. Важно отметить, что к расчету следует принимать только ту часть контракта, которая не была исполнена в срок, если иного не предусмотрено нормами договора.
  2. Систему налогообложения виновника. Если компания-ответчик на ОСНО, то сумму компенсации и штрафов рассчитывайте с учетом НДС. Для фирм, выбравших упрощенные системы, сумму исчисляйте без НДС.
  3. Срок нарушения обязательства. Исчисляйте период просрочки со следующего дня за днем, в котором должны были быть выполнены обязательства по контракту. Например, срок поставки — 20 июля, следовательно, считайте просрочку с 21 июля.
  4. Размер ставки рефинансирования, установленную Центробанком России на момент выставления штрафных санкций к виновной стороне.

Соответственно уплата пени сочетается с исполнением налоговых обязательств, но не является частью налоговых платежей. На основании недостаточно подробного регламента учета пени наличествует два варианта ее отображения в бухучете. Согласно одному мнению, пеню относить к налоговым санкциям за несоблюдение норм о налогообложении нельзя.

*(2) В то же время не будут противоречить применяемой в настоящее время методологии бухгалтерского учета и положения учетной политики учреждения, в соответствии с которыми расчеты по уплате пеней (штрафов) по налогам (взносам) будут учитываться на дополнительных аналитических счетах учета, открываемых к счетам, предназначенным для учета расчетов по соответствующим налогам (взносам) (303 01, 303 02, 303 03 и т.д.).

Может ли неустойка превышать сумму основного долга? Может, например, если срок исполнения обязательств затягивается на продолжительное время. Однако суд может принять решение сократить сумму штрафа с учетом ее несоразмерности. Также суд вправе сократить начисленные пени, если уплата не производилась из-за возникших споров между сторонами. Или же из-за невозможности совершить расчеты.

Adblock
detector