Особенности Приема На Работу Водителей Автомобиля

Прием на работу водителей ТС

Порядок приема водителей на работу определен Приказом Министерства транспорта РФ от 29 июля 2023 г. № 264 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

В Приказе № 302н подробно описана процедура проведения различных видов медосмотров, в том числе предварительного (при приеме на работу) медосмотра, и это мы рассмотрим в отдельной статье (см. статью «Медицинские осмотры водителей»). На данный момент нужно знать следующее:

Работники принимаемые на работу в качестве водителей транспортных средств должны соответствовать требованиям предъявляемым к водителям Приказом Министерства транспорта РФ от 31 июля 2023 г. № 282 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Требования перечисленные в данном приказе должны быть подтверждены документально. Для этого необходимо чтобы принимаемый на работу водитель подтвердил:

  • к водителю транспортного средства, осуществляющего перевозку опасного груза;
  • к водителю транспортного средства, оборудованного устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
  • к водителю транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажиров или грузов в международном сообщении.

В данном случае Трудовой кодекс отсылает нас к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

Проверка, по замыслу чиновников, будет проводиться в несколько этапов. Первый шаг — оценить уровень профессионального образования или полученной квалификации соискателя. Опираться в этом вопросе работодатель должен на Приказ Минтранса России от 28.09.2023 № 287, в котором изложены основные требования к подготовке водителей.

Приказ № 59 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» Минтранс РФ подписал еще 11 марта 2023. Согласно документу, наниматель — и юридическое лицо, и индивидуальный предприниматель — обязан проконтролировать уровень профессионального образования или квалификации будущего работника.

На втором этапе следует проверить стаж работы: насколько записи в трудовой книжке соответствуют действующему ТК РФ. И лишь потом наниматель имеет право пригласить потенциального сотрудника на личную беседу. Результаты собеседования должны быть зафиксированы в специальном бланке, который должен храниться на предприятии в течение 5 лет.

С водителями нельзя заключать договоры о полной материальной ответственности, потому что эта профессия не указана в перечне работ и категорий работников, с которыми могут заключаться такие договоры (Перечень, утв. Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85). Заключение подобного договора возможно лишь в том случае, если на водителя одновременно возложены функции по экспедированию груза. Однако и в этой ситуации полную материальную ответственность он будет нести только в отношении обязанностей экспедитора (определение Верховного суда РФ от 19.11.2009 N 18-В09-72). Вместе с тем водитель обязан возместить работодателю причиненный последнему прямой действительный ущерб (ч. 1 ст. 238 ТК РФ). При этом неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию не подлежат.

При приеме на работу на должность водителя помимо документов, предусмотренных ст. 65 ТК РФ (паспорта, трудовой книжки, военного билета и других), соискатель должен представить водительское удостоверение. Оно подтверждает необходимый уровень его квалификации и дает право на управление транспортным средством определенной категории (п. 4 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; далее — Закон N 196-ФЗ). Существует два вида водительских удостоверений — российское национальное (с ним мы сталкиваемся чаще всего) и международное (оно необходимо для управления транспортным средством за рубежом). Образцы водительских удостоверений и порядок их выдачи утверждены следующими нормативными актами:

Распространенная на практике ситуация — когда в трудовом договоре водителя указывается, что его рабочим местом является автомобиль определенной марки и с определенными номерными знаками. При этом работодатели часто объясняют включение этой информации в трудовой договор требованием ст. 57 ТК РФ об обязательном указании в трудовом договоре места работы. На самом деле в договоре с работником достаточно написать наименование организации, а в необходимых случаях указать наименование и местонахождение филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения. Включение в трудовой договор информации о конкретном автотранспортном средстве приведет к тому, что в случае его поломки, продажи или при возникновении иной необходимости пересадить водителя на другую машину работодатель будет вынужден заключить дополнительное соглашение к трудовому договору (ст. 72 ТК РФ). Если ссылки на конкретный автомобиль в трудовом договоре нет, то для того чтобы пересадить водителя на другую машину, его согласие не требуется (п. 3 ст. 72.1 ТК РФ).

Порядок возмещения расходов устанавливается в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте (например, в Положении о разъездном характере работы). В том же документе может быть установлена надбавка за разъездной характер работы (Письмо ФСС России от 02.04.2010 N 02-03-16/08-526П).

  • предварительные (проводятся до оформления приема на работу водителей);
  • периодические (проводятся в течение всего времени работы водителей — не реже одного раза в два года, а для лиц в возрасте до 21 года — ежегодно, согласно ч. 1 ст. 213 ТК РФ);
  • предрейсовые (проводятся в течение всего времени работы водителей, за исключением водителей экстренных служб);
  • послерейсовые (проводятся в течение всего времени работы водителей, чья работа связана с перевозкой пассажиров или опасных грузов).
  • Вышеуказанные виды медицинских осмотров проводятся за счет средств работодателя.

Оформляем на работу водителя

К сведению. С 9 мая 2014 г. водители-иностранцы, имеющие лишь национальные или международные права, не могут быть допущены к управлению транспортом на территории нашей страны (Федеральный закон от 07.05.2013 N 92-ФЗ «О внесении изменений в Закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»). Лица, не являющиеся гражданами РФ, могут получить российские водительские права, если у них есть документ о регистрации на территории России. Получить водительское удостоверение можно после сдачи экзаменов на общих основаниях. При этом права выдаются не на 10 лет, а на срок регистрации иностранца в РФ.

Справка имеет высокую степень защиты и относится к категории документов строгой отчетности. Ограничения по состоянию здоровья к управлению транспортными средствами перечислены в Приказе Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда». Это хронические заболевания глаз и органов слуха, некоторые заболевания сердца и сосудов, ряд хирургических заболеваний, хронические психические заболевания (алкоголизм, наркомания, токсикомания, эпилепсия, пограничная умственная отсталость и задержки умственного развития).

Поэтому кадровику надо запросить у водителя-иностранца российские водительские права и документы для миграционного учета в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»:

Кадровым сотрудникам, проверяющим документы кандидата по профессии водителя, стоит обратить внимание также на то, что изменения затронули правила сдачи экзаменов на управление транспортным средством. Теперь их можно сдавать на транспортных средствах и с механической, и с автоматической трансмиссией.

3. Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (делаем ксерокопию документа). На основании Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» этот документ свидетельствует о постановке гражданина на персонифицированный учет в органах Пенсионного фонда.

Как принять на работу водителя

С 5 ноября 2013 года запрещено принимать на работу водителем иностранца с правами, выданными ему на территории иностранного государства. Только обладатели российских национальных водительских прав смогут трудиться за рулем. В противном случае должностным лицам организации, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, грозит штраф в размере 50 000 рублей. Соответствующие нормы будут установлены пунктом 2 статьи 20, пунк­том 13 статьи 25 Закона № 196-ФЗ и статьей 12.32.1 Кодекса об административных правонарушениях (Закон № 92-ФЗ). Исключение – ситуация, когда водитель занят на международных перевозках. Тогда иностранное национальное водительское удостоверение или международное водительское удостоверение, выданное иностранным государством, будут признаваться и на территории России. Эта норма появится в пункте 17 статьи 25 Закона № 196-ФЗ.

Рекомендуем прочесть:  Что делает губернатор ставрополья для многодетных матерей

На практике бывает сложно проверить, какую работу на самом деле выполняет будущий совместитель по основному месту. Предоставлять справку о характере и условиях труда по основному месту работы он не обязан. Выход из этой ситуации – уведомить будущего водителя-совместителя под роспись об ограничениях, установленных статьей 283 Трудового кодекса. Пусть он распишется в том, что его основная работа не связана с управлением транспортными средствами или их движением.

Водитель может трудиться у вас по совместительству только в одном случае: если он не выполняет аналогичные функции (управление транспортными средствами или их движением) у основного работодателя (ч. первая ст. 329 ТК РФ). Перечень таких работ и профессий утвержден постановлением Правительства РФ от 19 января 2008 г. № 16 (далее – Перечень, утвержденный постановлением № 16). Например, водитель не может трудиться по совместительству на должности диспетчера автомобильного транспорта, потому что обе эти должности упоминаются в Перечне, утвержденном постановлением № 16.

Организации, чья деятельность связана с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ)). С 5 ноября 2013 года они станут более строгими1. Изменения напрямую коснутся допуска водителей к управлению транспортными средствами. О каких новшествах идет речь? Что нужно учесть, принимая на работу тех, кто за рулем? Какие условия предусмотреть в трудовом договоре с водителем с учетом специфики его работы?

Альберт Абдрашитов — менеджер по персоналу ООО «УзДЭУ Авто-Уфа» (г. Уфа, Республика Башкортостан) – До заключения трудового договора соискателя на должность водителя обязательно нужно направить на предварительный медицинский осмотр. Это мероприятие проводится за счет средств компании, независимо от результатов осмотра и от того, был ли в конечном итоге заключен трудовой договор. Если кандидат отказывается от обследования, вы вправе отказать ему в заключении трудового договора

Оформление в штат водителя

Если работа водителя в вашей компании для работника будет совместительством, то нужно запросить у него справку с основной работы, чтобы удостовериться, что он не выполняет там аналогичные функции. Если он и там работает водителем, то принимать его на работу нельзя (ст. 329 ТК РФ). Еще один аспект, на который нужно обратить внимание — организация медосмотров. Часто работодатели хотят сэкономить на их проведении и требуют от соискателей предъявить соответствующие медицинские справки. Но это неправильно, именно работодателю нужно договориться с медицинской организацией и отправить сотрудника на медосмотр. Также нередко работодатели хотят подстраховаться и заключают с водителями договоры о материальной ответственности, чтобы впоследствии иметь возможность взыскать ущерб в полном размере. Такая практика оспорима, поскольку законом запрещено заключать с водителями такие договоры. Но возможность взыскать ущерб за поврежденный автомобиль все же есть. Если виновником ДТП, в котором пострадал автомобиль компании, стал работник, то при наличии соответствующего постановления инспектора ГИБДД или решения суда работодатель может взыскать ущерб в полном объеме.

Следовательно, работодатель вправе требовать от работника предоставления медицинского заключения, составленного по любой форме, но в обязательном порядке содержащее следующие данные: дата выдачи, ФИО и дата рождения работника, наименование должности работника, наименование работодателя.

При оформлении трудовых отношений с водителем кандидат на эту позицию должен предъявить определенный пакет документов, перечень которых установлен ст. 65 ТК РФ. А поскольку работа, связанная с управлением транспортными средствами, имеет свою специфику, работодателю важно заранее обратить внимание на ряд деталей.

Трудовой кодекс РФ запрещает водителям устраиваться на аналогичную работу по совместительству, чтобы избежать физических перегрузок и утомляемости работника, занятого управлением транспортным средством. Поэтому если водитель принимается на работу на условиях совместительства, работодателю важно убедиться, что по основному месту работу он не выполняет аналогичные функции, связанные с управлением транспортным средством. Для исключения риска привлечения предприятия к ответственности работодатель может в письменной форме ознакомить работника с установленными в ст. 329 ТК РФ ограничениями. При согласии работника представить дополнительные документы к личному делу водителя можно приложить копию трудового договора по основному месту работы либо письмо от основного работодателя о трудовой функции работника. Если же работник скроет этот факт, то увольнение нужно будет оформить в связи с нарушением правил заключения трудового договора (ст. 84 ТК РФ).

Должность водителя, а также трудовая функция по управлению транспортным средством в указанном Перечне отсутствует. Соответственно, наличие заключенного договора о полной материальной ответственности с обыкновенным водителем не является основанием для взыскания с работника суммы ущерба в полном размере (определение ВС РФ от 19.11.2009 № 18-В09-72).

Принимаем на работу водителя: общие и специфические требования к трудовому договору

  • содержит дату и место заключения;
  • полное и сокращённое наименование работодателя, ФИО и должность лица, уполномоченного подписывать трудовые контракты;
  • ФИО и паспортные данные работника;
  • должность и подразделение, где будет трудиться водитель;
  • должностной оклад, порядок оплаты труда, при наличии — мотивационная часть заработка;
  • права и обязанности сторон, ответственность за их нарушение;
  • режим рабочего времени;
  • срок договора, наличие испытательного срока;
  • прочие условия.

Так, оформление на место водителя предполагает наличие у кандидата водительского опыта и удовлетворительного состояния здоровья, что подтверждается предъявлением соответствующих документов при трудоустройстве. Помимо этого, человек, устраивающийся на подобную должность, заранее должен быть осведомлён и согласен на ненормированный рабочий день, постоянные разъезды и выполнение дополнительных функций, таких как экспедиция товаров и погрузочные работы. Все эти тонкости предварительно оговариваются и документально фиксируются в момент приёма в штат, для чего заключается трудовой договор с водителем, форма которого адаптирована под специфику данного вида деятельности в конкретной организации-работодателе.

  • паспорт или документ, его заменяющий;
  • трудовую книжку, если человек уже имеет официальный трудовой опыт, в ином случае на него заводится новая книжка; исключение – трудящиеся по совместительству, для них предъявление этого документа не требуется;
  • СНИЛС (пенсионное страховое свидетельство);
  • военный билет (для военнообязанных);
  • дипломы, аттестаты, прочие свидетельства, подтверждающие образование, квалификацию и т.д.

Документ подписывается в 2 экземплярах самим работником и руководителем организации, либо лицом, действующим от имени работодателя по доверенности, и заверяется печатью. Как правило, одновременно с оформлением трудового контракта с новым сотрудником, заключается и договор о полной материальной ответственности. Этого требует характер деятельности водителя: ему вверяется имущество предприятия, за которое он, как материально-ответственное лицо, должен отвечать в случае причинения ущерба работодателю.

Особое внимание следует уделить грамотному составлению договора о материальной ответственности: гражданское законодательство наделяет водителя-экспедитора ответственностью не только за вверенное транспортное средство, но и за перемещаемый им груз. Также для исполнения служебных обязанностей водителю потребуется доверенность, на основании которой он будет получать товар у поставщиков по поручению своей организации.

НТВП Кедр — Консультант

Если говорить о сроке испытания, то он не может превышать трех месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений организаций — шести месяцев, если иное не установлено федеральным законом (ч. 5 ст. 70 ТК РФ).

При неудовлетворительном результате испытания работодатель имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание (ч. 1 ст. 71 ТК РФ).

В него нужно включить также условие об испытании. Водителя можно допустить к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортным средством, после того, как в соответствии со ст. 70 ТК РФ он пройдет испытание (п. 7 Порядка прохождения профотбора и профобучения).

Уведомление работника о предстоящем увольнении является одним из обязательных этапов расторжения трудового договора по ч. 1 ст. 71 ТК РФ. Несоблюдение этого требования является грубым нарушением установленного порядка увольнения. В таком случае суд может признать увольнение незаконным и восстановить работника на работе (п. 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2).

Требования к испытанию установлены в п. п. 8 — 13 указанного Порядка. Например, проходить испытание водитель должен под руководством водителя-наставника, соответствующего определенным требованиям. Итоги испытания фиксируются в листе испытаний, которые работодатель обязан хранить не менее пяти лет.

В последнем случае обязательно нужно включить в приказ такие сведения, как: фамилия, имя, отчество сотрудника, название подразделения, должность, испытательный срок (при наличии), размер заработной платы, дата/номер трудового договора, на основании которого составляется данный приказ.

Рекомендуем прочесть:  Справка о работе в пенсионный фонд образец в 2023 году

Если это первое рабочее место водителя, то специалисту по кадровой работе придётся заполнить титульный лист книжки, то есть прописать в указанном месте имя, отчество, фамилию работника, дату его рождения и данные об образовании (специализации). Затем переходим к заполнению непосредственно трудовой книжки.

  1. паспорт;
  2. страховое свидетельство (СНИЛС);
  3. трудовую книжку;
  4. справку о прохождении медицинского осмотра;
  5. военный билет (если является военнообязанным);
  6. документ, который подтверждает образование/квалификацию (аттестат, свидетельство, диплом);
  7. водительское удостоверение с категориями B, C, CE, C1, C1E (в зависимости от вида транспорта).
  1. При заключении соглашения между предпринимателем и водителем можно оговорить особый режим работы, который предусматривает предоставление выходных дней и отпусков по соглашению между сторонами. Также предприниматель может указать дополнительные основания для увольнения водителя.
  2. Основное отличие трудовых соглашений, заключаемых с предпринимателями, состоит в том, что они не могут регистрировать такие документы самостоятельно. Для этого предприниматель обязан обратиться в инспекцию по труду.
  3. В соглашении нужно отразить особенности, которые связаны со спецификой деятельности предпринимателя.

Также по желанию работодателя водитель может пройти тестирование (теоретическое либо практическое), которое даст оценку его знаниям и навыкам. Возможно, это будут тесты на знание правил дорожного движения и технической части автомобиля. Но чаще всего водителя просят продемонстрировать умение управлять автомобилем.

Суд, рассматривая дело и представленные доказательства, пришел к выводу о совершении ИП административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)). Так, из п. 1 ст. 20 Закона № 196-ФЗ следует, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, соблюдать установленный законодательством РФ режим труда и отдыха водителей.

Как следует из акта о несчастном случае на производстве от 04.03.2014, причинами несчастного случая указаны: нарушение производственной дисциплины водителем автомобиля ООО «ЗСК № 1» Подоляк Н.М. в части того, что при закрывании ворот с электрическим приводом он не покинул опасную зону, чем нарушил п. 1.8. производственной инструкции по охране труда № 72 для водителя грузового автомобиля; ст. 214 ТК РФ; а также конструктивные недостатки и недостаточная надежность машин, механизмов, оборудования, которая выразилась в том, что движение ворот на накрытие продолжалось из-за отсутствия сигнала команды «Останов.» от кнопочного выносного пульта ПКЕ-222 вследствие того, что контакты кнопочного пульта были замкнуты по причине перекоса направляющей контактной группы после нажатия на нее Подоляк Н.М.

То обстоятельство, что несчастный случай произошел вне территории предприятия, выводов суда не опровергает, так как истец 03.05.2011 находился при исполнении своих трудовых обязанностей (Кассационное определение Ульяновского областного суда от 31 января 2012 года по делу № 33-360/2012 // Официальный сайт Ульяновского областного суда http://uloblsud.ru/ 2023).

Служба охраны труда предприятий и организаций, имеющих автомобильный транспорт, обязана проводить выборочную оценку условий труда на рабочем месте водителя автомобиля в сроки, согласованные с санитарно-эпидемиологической службой. Территориальные санитарно-эпидемиологические станции проводят выборочный контроль условий труда водителей автомобилей в соответствии с настоящими Правилами.

  • необходимо выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена (закончена) в течение установленной для работника продолжительности рабочего времени. Причем невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя (иных лиц, организаций) либо создать угрозу жизни и здоровью людей;
  • необходимо продолжить работу при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва.

При этом продолжительность сверхурочной работы не может превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

СТАЖИРОВКА ВОДИТЕЛЕЙ

По поводу стажировки водителей до сих пор есть сомнения: надо проводить или не надо, кто должен проводить, как проводить и так далее. На все вопросы мы конечно не ответим, так как это темы отдельных соответствующих наших семинаров. Но на главный вопрос мы дадим вам ответ.

  • Кто может быть водителем-наставником и нужен ли он вообще?
  • Какими нормами пользоваться для стажировки водителей?
  • Нужно ли ответственному лицу обучение и аттестация по БДД?
  • Какие мероприятия проводить для выполнения ст. 20 ФЗ-196 «О БДД»?
  • Где взять полный пакет готовых шаблонов для обеспечения БДД?

РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 от 20 января 1986 г. не имеет официального статуса, так как не был опубликован, а значит не имеет юридической силы. Другими словами он рекомендательный, он так и называется «Руководящий документ». Вы им можете (а не обязаны) руководствоваться, так как он не противоречит статье 20 ФЗ-196 «О БДД».

…13. Водители, впервые принимаемые на работу на такую должность или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося их работодателем, стажировки. Количество часов стажировки устанавливается работодателем. 14. При стажировке юридические лица и индивидуальные предприниматели проводят дополнительную проверку знаний и умений водителей на соответствие Квалификационным требованиям. 15. Стажировка водителей проводится на транспортном(ых) средстве(ах) того типа и модели, на том(тех) маршруте(ах) (при их наличии), на котором(ых) он будет в дальнейшем самостоятельно работать. 16. Стажировка водителей проводится под руководством водителя-наставника. Водитель-наставник назначается из водителей, в том числе привлекаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем:
не совершивших за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;
имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при стажировке на легковом такси или грузовом автомобиле);
имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при стажировке на автобусе, трамвае или троллейбусе). 17. Работодатели ведут документальный учет всех проведенных стажировок каждого водителя. 18. Прохождение стажировки подтверждается стажировочным листом, содержащим следующие сведения:
— номер стажировочного листа;
— фамилия, имя и отчество (при наличии) водителя;
— сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;
— фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя-наставника;
— дата и время прохождения, количество часов стажировки;
— замечания водителя-наставника по работе водителя-стажера;
— заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе. 19. Оформленные стажировочные листы должны храниться у юридического лица или индивидуального предпринимателя не менее пяти лет. 20. Стажировка водителей включает инструктаж и практику…

Теперь Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13.01.03 № 1/29. Этот документ имеет официальный статус, был зарегистрирован в Минюсте и опубликован. А значит его никак нельзя игнорировать. Он обязателен. В том чисел и в части стажировки водителя, как вновь принятого работника.

В причинно-следственной связи с несчастным случаем, повлекшим смерть работника, находятся виновные действия работодателя, нарушение пострадавшим положений производственной инструкции по охране труда. Суд обоснованно возложил на ответчика ответственность в виде компенсации морального вреда близким пострадавшего (Апелляционное определение Омского областного суда от 12.11.2014 по делу № 33-7541/14 // Справочная правовая система «Консультант плюс». 2023).

Пример. 3. Омский областной суд 24.11.2014 оставил в силе решение Советского районного суда г. Омска от 18 сентября 2014 года. Как было установлено судом, Подоляк Н.М. состоял в трудовых отношениях с ООО «ЗСК № 1», работал в должности водителя 1-го класса автомобиля ЗИЛ.

Как следует из акта о несчастном случае на производстве от 04.03.2014, причинами несчастного случая указаны: нарушение производственной дисциплины водителем автомобиля ООО «ЗСК № 1» Подоляк Н.М. в части того, что при закрывании ворот с электрическим приводом он не покинул опасную зону, чем нарушил п. 1.8. производственной инструкции по охране труда № 72 для водителя грузового автомобиля; ст. 214 ТК РФ; а также конструктивные недостатки и недостаточная надежность машин, механизмов, оборудования, которая выразилась в том, что движение ворот на накрытие продолжалось из-за отсутствия сигнала команды «Останов.» от кнопочного выносного пульта ПКЕ-222 вследствие того, что контакты кнопочного пульта были замкнуты по причине перекоса направляющей контактной группы после нажатия на нее Подоляк Н.М.

  1. Продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю.
  2. Продолжительность ежедневной работы некоторых категорий водителей (например, водителя служебного автомобиля) может быть увеличена до 12 часов. Однако общая продолжительность управления автомобилем в течение рабочего дня не должна превышать 9 часов. Оставшиеся 3 часа рабочего времени распределяются, например, на медицинский осмотр и подготовительно-заключительные работы (осмотр автомобиля перед началом работы, постановка автомобиля на стоянку или в гараж). Состав и продолжительность данных работ, а также продолжительность медицинского осмотра водителя устанавливаются работодателем.
  3. Для водителя могут быть установлены режимы сменной работы, ненормированного рабочего дня, режим гибкого рабочего времени, может быть предусмотрено разделение рабочего дня на части.
Рекомендуем прочесть:  Районный и северный коэффициент в иркутске 2023

При этом необходимо учитывать: если по условиям труда не может быть соблюдена ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, предусмотренная законом (40, 36 часов и др.), то необходимо ввести суммированный учет рабочего времени. В противном случае работодатель нарушает положения ч. 2 ст. 91, ст. 92 ТК РФ, устанавливающие предельно допустимую продолжительность рабочего времени.

Водитель ― одна из самых распространенных профессий в настоящее время. На каждом предприятии есть водитель легкового автомобиля или даже целый штат водителей грузовых автомобилей. Для данной категории работников очень важно правильно учитывать рабочее время, не допускать нарушений режима труда и отдыха водителей, создавать все необходимые условия для БЕЗОПАСНОЙ транспортировки грузов. Но, как свидетельствует практика, в том числе и судебная, работодатели очень часто пренебрегают даже элементарными правилами охраны труда водителей на предприятии.

  • Информацию об организации, в которой он собирается трудиться.
  • Требования к безопасности управления ТС.
  • Режим труда и отдыха в организации, его особенности.
  • Прохождение предрейсового осмотра автомобиля и медицинского осмотра водителя.
  • Информацию о нормах грузоподъемности автомобиля, нормах перевозки пассажиров в салоне. Работа с льготными, особыми категориями граждан при перевозке пассажиров, инвалидов.
  • Информирование об аварийных участках маршрута, знакомство со статистическими данными об авариях, во избежание их повторений.
  • Обучение работе с рейсовой документацией, приемами корректного заполнения путевых листов и других документов.

Этот документ опирается на нормы трудового законодательства, иных законодательных актов и представляет собой перечень необходимых условий, при которых водитель может быть допущен к управлению транспортным средством в конкретных условиях работы предприятия.

Обязанность организовать стажировку лежит на работодателе, это прямо прописано в законе (ст. 225 ТК). То есть, если во время какой-то проверки или ДТП обнаружится, что водитель не прошел нужные инструктажи и стажировку, то отвечать будет именно работодатель. Сами занятия со стажером проводят специалист по БДД (теоретические вопросы) и водитель-наставник (практика). Они же заполняют стажировочный лист и проводят итоговый зачет. Если у вас в организации нет ответственного по БДД, то прочтите эту статью: Нужен ли специалист БДД «неперевозчикам». Вполне возможно, что он вам нужен. Если предприятие добровольно придерживается ГОСТа 12.0.004-2023, то в экзаменах еще участвует специальная комиссия по ОТ. Впрочем, большинство предприятий идут по простому пути: Положение о стажировке разрабатывается исключительно по правилам о БДД. Это вполне законно и, на наш взгляд, разумно.

Руководство организации отслеживает процесс стажировки. Обычно эта обязанность возлагается на главного инженера, или другого, аналогичного по статусу и квалификации, сотрудника. Окончательное решение по результатам принимает руководитель, и несет за него полную ответственность.

Основной документ стажировки (стажировочный лист) утвержденной унифицированной формы не имеет. В каждой организации она разрабатывается индивидуально, и, как правило, включается во внутренние регламентные документы, утверждается руководителем.

Новые правила приема водителей на работу в 2023 году

Для оформления любого сотрудника на работу потребуются следующие документы: паспорт или заменяющий его документ, трудовая книжка, страховое пенсионное свидетельство (Трудовой кодекс ст.65). А если вы на работу берете водителя, то потребуются еще водительское удостоверение и медицинская справка о допуске к управлению транспортными средствами (ТК ст. 328) .

Для водителя, как и для любого другого сотрудника предприятия, предусмотрена должностная инструкция. Этот документ регламентирует перечень обязанностей, прав и ответственность водителей. И хотя он не относится к обязательным нормативным актам предприятия, юристы рекомендуют как можно точнее и тщательнее прописывать положения и пункты в данном документе, чтобы в дальнейшем не возникало возможности их двойного толкования.

Работа водителя непосредственно и постоянно связана с источником повышенной опасности — автомобилем. Первое, что кандидат на эту вакансию должен предъявить работодателю, — соответствующее водительское удостоверение. Просто знания правил дорожного движения и навыков вождения автомобиля, чтобы работать шофером, недостаточно: кандидат должен иметь право на управление транспортным средством, которое подтверждается соответствующим водительским удостоверением.

  • управление автомобилем,
  • своевременное прибытие на рабочее место и подача автомобиля к подъезду организации, а также постановка автомобиля в гараж после рабочей смены;
  • своевременная заправка топливом, доливка масла, и добавление прочих жидкостей, нужных для работы автомобиля;
  • следование правилам дорожного движения, соблюдение всех дорожных знаков, своевременное ознакомление со всеми изменениями, законодательно вносимыми в ПДД;
  • обеспечение безопасности пассажиров во время нахождения за рулем и движения автомобиля;
  • обеспечение сохранности имущества, находящегося в багажнике автомобиля;
  • контроль за сохранностью и целостностью самого автомобиля, в том числе оставление его на парковках и стоянках только с включенной сигнализацией, блокировка всех дверей и окон как во время движения, так и во время остановок;
  • ежедневный осмотр технического состояния автомобиля, своевременное устранение выявленных неисправностей собственными силами или при помощи специализированных автосервисов;
  • содержание автомобиля в чистоте и порядке, в том числе ежедневное утреннее мытье автомобиля на автомойке и еженедельная химчистка салона;
  • заблаговременная подготовка к дальним поездкам, ознакомление с картой местности и дорожными картами, выбор наиболее коротких маршрутов;
  • исключение употребления любых лекарств, препаратов, продуктов и жидкостей, способных повлиять на работоспособность водителя, концентрацию внимания, координацию движений и реакцию;
  • работа с маршрутными и путевыми листами, в том числе внесение сведений в документы по километражу, расходованию бензина и масла, пунктах назначения поездок и т.д., своевременное предоставление документации для отчетности;
  • выполнение распоряжений и поручений непосредственного руководителя.
  • бережное отношение к вверенному автомобилю.

Для того, чтобы подтвердить уровень профессионального образования или квалификации работник должен предъявить документ о его получении, если иное не установлено законодательством РФ. Соответствие соискателя необходимым требованиям к стажу работы подтверждается, обычно, его трудовой книжкой.

Приказом установлены требования, в частности, к следующим профессиям и должностям работников: –водитель легкового автомобиля (ТС категорий «B», «BE», включая легковое такси); –водитель грузового автомобиля (ТС категорий «C», «CE» и подкатегорий «C1», «C1E»); –водитель автобуса (ТС категорий «D», «DE» и подкатегорий «D1», «D1E»); –водитель автомобиля(ТС, осуществляющего перевозку опасного груза); –водитель автомобиля (крупногабаритного и/или тяжеловесного ТС или сопровождающего такое ТС); –водитель автомобиля (ТС, осуществляющего перевозку пассажиров и /или грузов в международном сообщении); –контролер технического состояния ТС автомобильного транспорта; –специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения; –консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов. Приказ Минтранса вступил в силу с 1 января 2023 года и действует до 1 января 2027 года. Также, с 1 января 2023 года утратил силу Приказ Минтранса России от 28.09.2023 N 287, который ранее устанавливал профессиональные и квалификационные требования к работникам юрлиц и ИП, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (конкретные виды перевозок, на которые прежние требования распространялись, указаны не были).

  • коммерческие перевозки – перевозки пассажиров (на основании договора перевозки или договора фрахтования) и/или грузов (на основании договора перевозки);
  • перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями– перемещение лиц (кроме водителя) и/или материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения вышеуказанных договоров. Требования распространяются и на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих такие перевозки самостоятельно.

Обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок, установлена п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ. Приказом Минтранса России от 31.07.2023 N 282 утверждены новые профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к работникам организаций и индивидуальных предпринимателей при осуществлении следующих видов перевозок:

С 1 января 2023 года применяются новые профессиональные и квалификационные требования к водителям организаций и ИП, занимающихся коммерческими перевозками и перевозками для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями. За неисполнение данных требований организацию могут оштрафовать на 100 тыс. руб.

Если сравнить положения новых требований с прежними, то, например: –водитель грузового автомобиля теперь должен знать правила использования тахографов, хотя уметь использовать их в работе он должен был и ранее; –установлено, что водитель грузового автомобиля может иметь иностранное водительское удостоверение в случаях, установленных законодательством РФ (ранее требования этого не позволяли и в этой части противоречили п. 13 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ);

Adblock
detector