Предоставление информации о бенефициарах контрагенту

Статья 6

1. Юридическое лицо обязано располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона.

4. Юридическое лицо вправе запрашивать у физических и юридических лиц, являющихся учредителями или участниками данного юридического лица или иным образом контролирующих его, информацию, необходимую для установления своих бенефициарных владельцев и обновления полученных сведений.

5. Физические и юридические лица, являющиеся учредителями или участниками юридического лица или иным образом контролирующие его, обязаны представлять данному юридическому лицу имеющуюся у них информацию, необходимую для установления его бенефициарных владельцев, а также сведения об изменении такой информации. Передача такой информации (сведений) в соответствии с положениями настоящей статьи не является нарушением законодательства Российской Федерации о персональных данных.

6. Юридическое лицо обязано представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, по запросу уполномоченного органа или налоговых органов. Порядок и сроки представления информации о бенефициарных владельцах юридического лица и о принятых мерах по установлению в отношении таких бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, определяются Правительством Российской Федерации.

8. Для целей настоящей статьи под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия.

Ни ФНС, ни Росфинмониторинг не предложили какой-нибудь хотя бы рекомендательной формы для списка бенефициарных владельцев, в связи с чем его можно составить на свое усмотрение. Основное условие: список должен содержать сведения, перечисленные в абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 7 закона № 115, а именно:

Кроме того, справку о бенефициарах уполномочен запросить банк (п. 14 ст. 7 закона № 115). Может он понадобиться и для участия в торгах. Многие положения о закупках включают требование показать всю цепочку связей и огласить бенефициаров, что признается законным требованием (решение Московского УФАС России от 17.08.2023 по делу № 1-00-1338/77-15).

Банки обычно предлагают свою форму справки, где могут указать несколько расширенный или наоборот суженный (в случае, когда допустима упрощенная идентификация клиента согласно подп. 1.11 п. 1 ст. 7 закона № 115) перечень сведений. Форма сведений о бенефициарах для торгов в рамках закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ предлагается заказчиком вместе со всей конкурсной документацией и диктуется обычно положением о закупках соответствующего заказчика.

Сведения о бенефициарных владельцах, под которыми в ст. 3 закона № 115 понимаются физлица, владеющие компаниями или оказывающие влияние на их управление (напрямую или через других лиц), являются обязательной частью документации юридического лица, совершающего операции с деньгами или имуществом. Под владением понимается не менее чем 25%-е участие.

Таким образом, образец справки о бенефициарах может быть предложен запросившей его уполномоченной организацией/органом или составлен самостоятельно. Обязав ряд юридических лиц выяснять и хранить сведения о бенефициарных владельцах, законодатель не предложил формы документа, содержащего актуальные сведения о таковых.

Днем направления в уполномоченный орган государственной власти электронного сообщения в соответствии с подпунктом «б» пункта 5 настоящих Правил считается день, указанный в расписке должностного лица уполномоченного органа государственной власти, получающего оптический или цифровой носитель информации с сопроводительным письмом, или в квитанции об отправке почтового отправления.

Запросы подписываются руководителем (заместителем руководителя) Федеральной налоговой службы, начальником структурного подразделения Федеральной налоговой службы, руководителем (заместителем руководителя) ее территориального органа. Запросы Федеральной службы по финансовому мониторингу и ее территориальных органов вправе подписывать должностные лица, определенные приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу.

В случае обнаружения юридическим лицом неполноты, неточностей или ошибок в ранее представленных сведениях о бенефициарных владельцах юридическое лицо не позднее 3 рабочих дней со дня их обнаружения повторно направляет откорректированные сведения в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.

15. При получении юридическим лицом уведомления об отказе в приеме электронного сообщения юридическое лицо обязано устранить причины, повлекшие непринятие электронного сообщения, и в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления об отказе в принятии электронного сообщения повторно направить электронное сообщение в уполномоченный орган государственной власти в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.

Правила
представления юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», по запросам уполномоченных органов государственной власти

Как заполнить сведения о цепочке собственников (бенефициаров): пошаговая инструкция

Таким образом, у каждого предприятия имеется некоторое количество лиц, физических или юридических, которые извлекают доход из его деятельности. У таких лиц, в свою очередь, тоже нередко имеются выгодоприобретатели — лица, которые извлекают доход уже из их деятельности. Выстраивается полноценная цепочка.

Непосредственно информация о собственниках контрагента, включая конечных бенефициаров, предоставляется в виде справки. Получив справку, заказчик проверяет ее с помощью открытых источников: ЕГРЮЛ, ЕГРИП, сайт ФНС, иные источники в интернете, например официальный сайт компании.

Заказчики, работающие по 223-ФЗ, вправе запрашивать сведения о выгодоприобретателях поставщика, подрядчика или исполнителя. Это необходимо, чтобы исключить коррупционные схемы, при которых деньги по договору после прохождения ряда подставных лиц окажутся в руках недобросовестных чиновников.

Как правило, такая информация требуется не от всех участников тендера, а только от победителя. Чтобы заказчик имел уверенность, что победитель предоставит такие сведения, при проведении процедуры каждый участник предоставляет гарантийное письмо по запросу справки о цепочке собственников, в котором обещает в случае победы выдать необходимые сведения.

  1. Указывая в таблице то или иное лицо, следует подкрепить информацию соответствующим документом. При использовании документов, опубликованных в электронном виде, укажите ссылку на них, бумажные документы следует отсканировать и приложить к справке.
  2. Для каждого упомянутого лица следует указать ОКВЭД.
  3. При упоминании физических лиц, следует указать их Ф.И.О., реквизиты паспортов, гражданство и адреса мест регистрации — это персональные данные, поэтому предоставлять их компания вправе только после получения письменного разрешения лица.
  4. В перечень включается информация обо всех выгодоприобретателях, как иностранных, так и российских.

Как предоставить информацию о бенефициарах компании

  • регулярно, но не реже одного раза в год обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать полученную информацию;
  • хранить информацию о своих бенефициарных владельцах и о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, не менее 5 лет со дня получения такой информации.

При получении компанией уведомления об отказе в приеме электронного сообщения (если ответ был направлен в электронном виде) компания обязана в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления об отказе в принятии электронного сообщения повторно направить электронное сообщение (п.15 Правил).

Кроме того, сведения о бенефициарах компании в определенных случаях должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности (п.7 ст.6.1 Закона №115-ФЗ). Так, если компания в отчетном периоде осуществляла операции со связанными сторонами (в т.ч. с бенефициарами), то в бухгалтерской отчетности должна быть приведена соответствующая информация. Например, виды операций, характер отношений, объем операций каждого вида (п.10 ПБУ 11/2008).

  • владеющее прямо или косвенно (через третьих лиц) более 25 % в капитале компании;
  • контролирующее действия компании (т.е. физическое лицо имеет возможность влиять на важнейшие решения компании (например, заключение сделок, выдача займов и гарантий, получение кредитов и т.п.).
  • на учреждения органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, госкорпорации, компании, в которых более 50 процентов акций (долей) в капитале принадлежит государству;
  • эмитентов ценных бумаг, допущенных к организованным торгам;
  • иностранные компании, ценные бумаги которых прошли процедуру листинга на иностранной бирже, входящей в перечень ЦБ РФ;
  • международные организации;
  • иностранные структуры без образования юридического лица, организационная форма которых не предусматривает наличия бенефициарного владельца (п.2 ст.6.1 Закона №115-ФЗ, информационное сообщение Росфинмониторинга б/н от 30.01.2023 г.).

Важно отметить, что повторный запрос направлялся в течение нескольких месяцев с момента отправки первоначального. Согласно закону лицо, которому назначено наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления ( ст. 4.6 КоАП РФ).

Формально представление сведений по истечении пяти рабочих дней со дня получения запроса может рассматриваться как основание для привлечения к ответственности даже в том случае, если указанные сведения были представлены до составления протокола об административном правонарушении ( Постановление Московского городского суда от 15 ноября 2023 года по делу № 4а-6053/19).

Тем не менее в одном из дел юридическое лицо было освобождено от административной ответственности, поскольку обоснованными и доступными в сложившихся обстоятельствах мерами были признаны направленные в адрес компаний-участников юридического лица письма с просьбой представить информацию об учредителях/участниках/бенефициарных владельцах-физических лицах таких компаний (Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 13 декабря 2023 года по делу № 16-90/2023).

Рекомендуем прочесть:  Где И Как Пополнить Социальную Карту Пенсионера

Нами не выявлена практика, в соответствии с которой налоговые органы или Росфинмониторинг пытались привлечь к ответственности за непредставление сведений по повторному запросу после того, как лицо уже было признано виновным в совершении административного правонарушения.

Тем не менее, суды при рассмотрении споров отказывали в привлечении к ответственности по сходным составам правонарушений (например, ст. 19.7.3. КоАП РФ «Непредставление информации в Банк России») за непредставление информации на основании повторного запроса с тем же содержанием ( Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30 августа 2023 года № Ф09-4474/17 по делу № А07-16995/2023).

  • Распоряжение своей долей в фирме. К примеру, лицо может продавать свою долю.
  • Контроль над исполнением обязанностей руководителем фирмы.
  • Назначение на должность и увольнение гендиректора.
  • Участие в различных собраниях: акционерных, учредительных.
  • Получение прибыли от работы фирмы в объеме дивидендов.

Бенефициарами могут быть как один, так и несколько фактических владельцев фирмы. Отличительный признак таких собственников – наличие возможности различной степени влияния на деятельность компании. Установить бенефициаров, как правило, сложно. Дело в том, что информация о таких владельцах может вовсе не фигурировать в документах фирмы. Также сведения о собственниках могут содержаться в официальных бумагах, но степень их участия может быть занижена. Отсутствие информации о бенефициарах может быть связано с этими причинами:

Вопрос: Какие документы нужно получить для установления бенефициарного владельца от иностранной организации? Когда запрашивать подтверждение иностранного резидентства для применения положений соглашения об избежании двойного налогообложения?
Посмотреть ответ

В законодательстве других стран бенефициар и выгодоприобретатель – это тождественные понятия. Однако в законах РФ различают эти термины. Бенефициарный владелец – понятие более узкое. Бенефициар, в отличие выгодоприобретателя, владеет большее 25% долей в капитале фирм. У этого лица есть доступ к управлению. То есть бенефициарный владелец – это более значимый участник. По этой причине именно бенефициаров пытаются выявить официальные структуры.

ВАЖНО! Для предупреждения нарушения прав рекомендуется оформлять соглашения в письменном виде. В договоре нужно прописать положения, устанавливающие контроль над организацией. В них можно вписать пункты о необходимости неразглашения информации, возмещения ущерба от неправомерных или непрофессиональных действий.

О предоставлении документального подтверждения сведений о бенефициарных владельцах

Согласно пункту 2 Правил представления юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», по запросам уполномоченных органов государственной власти, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.07.2023 N 913 (далее — Правила), юридические лица представляют документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — сведения о бенефициарных владельцах), по запросам уполномоченных органов государственной власти, направленным в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через операторов электронного документооборота, соответствующих требованиям, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, или на бумажном носителе.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6.1. Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — ФЗ N 115) юридическое лицо обязано располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 ФЗ N 115.

В силу пункта 6 статьи 6.1 ФЗ N 115 юридическое лицо обязано представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, по запросу уполномоченного органа или налоговых органов. Порядок и сроки представления информации о бенефициарных владельцах юридического лица и о принятых мерах по установлению в отношении таких бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, определяются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 4 Правил определено, что при получении запроса юридическое лицо представляет сведения о бенефициарных владельцах в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса. При этом статьей 6.1 ФЗ N 115 и Правилами не установлена обязанность по представлению юридическим лицом по запросу налогового органа одновременно со сведениями о бенефициарных владельцах копий документов, подтверждающих данные сведения.

Поставщики полностью раскрывают данные о владельцах — от юридических лиц до конечных бенефициаров из числа физических лиц. Поставщики готовят сведения в соответствии со 115-ФЗ и Единым реестром юридических лиц. Госзаказчики проверяют информацию через открытые онлайн-ресурсы: ЕГРЮЛ и ЕГРИП, официальный сайт ФНС и другие.

Представители СМП (малого и среднего предпринимательства) — это небольшие компании или ИП, у которых один владелец. Крупными предприятиями владеют несколько организаций. Кроме того, в перечне владельцев крупного бизнеса есть и физические лица, и акционеры, и долевые участники. Весь список владельцев компании — это и есть информация о цепочке собственников контрагента, включая бенефициаров, которая поможет заказчику узнать, у какого юридического или физического лица больше вложений в уставный капитал. Такие сведения поставщик обязан предоставить по запросу заказчика.

Раскрытие сведений о владельцах компании помогает государственным заказчикам избегать коррупции, аффилированности и заключения договоров с подставными лицами для дальнейшей выгоды чиновничьего аппарата (поручения председателя правительства №ВП-П13-9308 от 28.12.2011, письмо АП РФ №П24-746 от 30.12.2011).

По правилам цепочка собственников для ИП не составляется. У ИП нет иных выгодоприобретателей, кроме самого предпринимателя. Если у индивидуального предпринимателя требует подобную информацию, ему необходимо составить ответное письмо о том, что он единственный владелец и получатель прибыли собственного бизнеса.

Настройте индивидуальный профиль и получайте сообщения о новостях и поправках сразу, как они появляются в системе. А пояснения экспертов и сравнение редакций НПА помогут понять запутанные формулировки и разобраться в новых правилах. Попробуйте бесплатно!

115-ФЗ: какие документы банк может запрашивать у клиентов на законных основаниях

Что конкретно говорится в данных нормативных документах? Например, ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ гласит, что при проведении идентификации клиента, его представителя, выгодоприобретателя, а также обновлении информации о них банки вправе требовать представления соответствующих документов.

По закону банки обязаны идентифицировать представителя клиента (включая единоличный исполнительный орган), выгодоприобретателя клиента. А также принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарного владельца. Если это все физические лица (а бенефициарный владелец – это только физлицо), и неважно, являются ли они сотрудниками фирмы или нет, то банки обязаны требовать информацию, содержащую их личные данные.

Как поясняют сами банки, в подобных объемах документы ими запрашиваются не просто так. Это не их личная прихоть, а требования Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов….» и Положения Банка России от 15.10.15 № 499-П «Об идентификации клиентов…».

По некоторым данным сроки установлены, по другим — в нормативке написано, что банки устанавливают их сами. ЦБ считает нормальным сроком 3-7 дней, обычно банки такие сроки и устанавливают. Если банк устанавливает большие сроки, ЦБ считает, что это сделано специально, чтобы помочь клиенту уклониться от процедур Федерального закона от 07.08.2001 №115.

Также банк может отключить систему дистанционного обслуживания (Интернет-банк). Тогда клиент сможет распоряжаться счетом только посредством подачи бумажных платежек, что не слишком удобно, когда клиент находится, например, во Владивостоке, а банк – в Москве. И даже если клиент принесет такую бумажную платежку, банк всегда сможет воспользоваться правом на отказ в проведении операции.

Предоставление информации о бенефициарах контрагенту

Согласно абзацу 13 статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ бенефициарный владелец — в целях указанного Федерального закона физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.

В соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ субъекты первичного финансового мониторинга обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов, в том числе по установлению в отношении них сведений, в объеме как в отношении клиента — физического лица.

Задача Методических рекомендаций — повышение эффективности процедур идентификации клиентов (представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев), а также оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Настоящие Методические рекомендации предназначены для применения организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями , перечисленными в статье 5 Федерального закона N 115-ФЗ (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, надзор за которыми в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, осуществляет Банк России) в целях эффективного выявления бенефициарных владельцев своих клиентов.

Данные Методические рекомендации также могут использоваться адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторами при работе с клиентами, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента операции, указанные в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ, а также при выявлении операций, в отношении которых имеются основания полагать, что сделки или финансовые операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Рекомендуем прочесть:  Дает Государство Ветерану Труда Землю В Собсвенность

Кто такой бенефициар

При этом для получения прибыли могут заключаться различные соглашения. В качестве бенефициара может выступать физическое и юридическое лицо, которое в результате деятельности компании должно получить деньги или прибыль (выгоду, доходы). В частности, получение доходов возможно при владении акциями фирмы.

Правоотношения между бенефициаром и контрагентом формируются с учетом интересов каждой из сторон. Цепочка сотрудничества такова, что в случае неисполнения обязательств контрагентом, выступающим в качестве должника перед кредитором, они возлагаются на третью сторону, принимающую на себя его обязательства.

Также по просьбе контрагента предоставить защиту может страховая организация, когда необходимо уплатить бенефициару денежную сумму в соответствии с условиями обязательства. В таком случае, чтобы цепочка правоотношений между сторонами замкнулась, для получения денег кредитор должен предоставить соответствующее требование в письменном виде. Образцы таких требований и порядок их предъявления, как правило, предварительно согласуются сторонами.

Обычно гарантия оформляется по инициативе контрагента, который в соответствии с основным договором выступает в качестве должника. На него возлагаются обязательства, в соответствии с которыми он должен выполнить условия договора в установленные сроки, включая требования, предъявляемые к качеству оказания услуг.

Наделение собственника лишь правом подписания документов будет служить основанием для возникновения особых подозрений. Поскольку в этом случае владелец будет считаться номинальным, а не истинным бенефициаром. При этом поиск настоящего конечного собственника не составит труда, так как для этого достаточно изучить цепочку владельцев счетов.

В соответствии с указанной нормой обязанность по установлению бенефициарных владельцев не распространяется на:
1) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, государственные внебюджетные фонды, государственные корпорации или организации, в которых Российская Федерация, субъекты Российской Федерации либо муниципальные образования имеют более 50 процентов акций (долей) в капитале;
2) международные организации, иностранные государства или административно-территориальные единицы иностранных государств, обладающие самостоятельной правоспособностью;
3) эмитентов ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, которые раскрывают информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;
4) иностранные организации, ценные бумаги которых прошли процедуру листинга на иностранной бирже, входящей в перечень, утвержденный Банком России;
5) иностранные структуры без образования юридического лица, организационная форма которых не предусматривает наличия бенефициарного владельца, а также единоличного исполнительного органа.

Кроме того, юридические лица обязаны также регулярно, но не реже одного раза в год обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах, документально фиксировать, хранить информацию о своих бенефициарных владельцах, либо о принятых мерах по установлению сведений в отношении бенефициарных владельцев, а также представлять указанную информацию по запросам уполномоченного органа (Росфинмониторинг) и налоговых органов (далее — уполномоченные органы государственной власти).

Для целей статьи 6.1 Федерального закона N 115-ФЗ под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия.

21 декабря 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 23.06.2023 N 215-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» который дополнил Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон N 115-ФЗ) статьей 6.1, устанавливающей обязанность юридических лиц раскрывать информацию о своих бенефициарных владельцах.

Также отмечаем, что обязанность по установлению, хранению, обновлению и представлению информации о бенефициарном владельце юридического лица, либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений распространяется на всех юридических лиц, за исключением юридических лиц, указанных в абзацах 2 — 5 подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.

  • Юридические лица с долей государственного участия в капитале более 50%;
  • Эмитентов ценных бумаг, допущенных к организованным торгам;
  • Иностранные компании, торгуемые на иностранных биржах, входящих в перечень ЦБ;
  • Иностранные структуры без образования юридического лица;
  • Международные организации.

В связи с этим юридическое лицо имеет право запрашивать у своих учредителей, участников и контролирующих лиц информацию, необходимую для установления своих бенефициарных владельцев, а учредители, участники и контролирующие лица обязаны предоставлять эту информацию (п. 4-5 статьи 6.1 115-ФЗ).

  • «Выявлять своих бенефициарных владельцев»;
  • «Принимать меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцах обязательной информации»;
  • «Располагать документально подтверждённой информацией о своих бенефициарных владельцах или о принятых мерах по их установлению»
  • «Ежегодно обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать полученную информацию»;
  • «Хранить не менее 5 лет информацию о своих бенефициарных владельцах и (или) о мерах, предпринятых по установлению в отношении них обязательной информации»;
  • «В течение 5 дней предоставлять по запросам Росфинмониторинга и ФНС России информацию и документы, подготовленные в соответствии с требованиями Постановления Правительства № 913». Форма запроса от ФНС утверждена Приказом ФНС России от 20.12.2023 N ММВ-7-2/824@.

Возможны случаи, в которых информация о бенефициарных владельцах не может быть установлена. При таких условиях главная задача юридического лица – сформировать и постоянно обновлять доказательную базу о принятых мерах по установлению своих бенефициарных владельцев. Если контролирующий орган сочтёт доказательную базу достаточной, то юридическому лицу удастся избежать административной ответственности Из Письма Росфинмониторинга от 29.07.2023 N 01-04-05/17015:

20 мая вступают в силу изменения в НК РФ (Федеральный закон от 20.04.2023 N 100-ФЗ). По новым правилам иностранные организации (за исключением организаций, оказывающих услуги в электронной форме) и иностранные структуры без образования юридического лица обязаны ежегодно до 28 марта подавать в ФНС сведения об учредителях, бенефициарах и управляющих по состоянию на 31 декабря отчётного года. Также необходимо будет раскрывать порядок косвенного участия (при наличии) физических лиц и публичных компаний в случае, если доля их прямого и (или) косвенного участия превышает 5%.

Предоставление информации о бенефициарах контрагенту

Бенефициарным владельцем может быть признано физическое лицо (или же несколько физических лиц), которые напрямую или косвенно выступают в роли владельцев юридического лица, либо могут оказывать серьёзное влияние на те решения, которые принимаются юридическим лицом. При этом бенефициарный владелец не обязательно «прописывается» в правоустанавливающих документах компании/организации в качестве собственника, хотя и извлекает ключевую финансовую выгоду из деятельности компании/организации.

Бенефициаром принято называть физическое или юридическое лицо которое имеет определённую финансовую выгоду(простыми словами – получает деньги), согласно условиям долговых документов/договоров различного характера. Бенефициар может также получать доход от трастов, иметь выгоду при передаче в пользование брокеру акций акционеров и т.д. Понятие бенефициар в России имеет достаточно интересную историю и свои особенности.

Бенефициарный владелец может не раскрывать свою личность. Подобное явление – не редкость в разного рода номинальных фирмах, которые используются для ведения незаконной деятельности (коррупция, отмывание доходов, финансирование террористических организаций и т.д.).

Бенефициарный владелец был определён Федеральным законодательством только в законе «О противодействии отмыванию доходов, полученных незаконным путём» и «О противодействии финансирования терроризма» (ФЗ №115 от 07 августа 2011 года). Однако юридическими правами бенефициар фактически не наделён до сих пор.

Согласно требованиям современного законодательства, все организации, которые осуществляют операции с имуществом, денежными средствами и т.д., должны предоставлять сведения о бенефициарах. Кроме того, эти сведения должны предоставляться по запросам уполномоченных органов.

В связи с этим, дабы не портить деловые связи, мы рекомендуем предпринимателям представлять информацию по запросу (если, конечно, это не противоречит политике компании), тем более что практически вся запрашиваемая информация находится в открытых источниках — прежде всего в Едином государственном реестре юридических лиц.

Однако насколько такое требование соответствует действующему законодательству? Даже если забыть о вопиющей юридической безграмотности поручения (так, понятие собственника организации в той или иной мере применимо по нашему законодательству только к учреждениям и унитарным предприятиям, а у обществ с ограниченной ответственностью или акционерных обществ, которые как раз и составляют большинство контрагентов государственных или окологосударственных компаний, собственников нет, а есть участники и акционеры; бенефициар же по российскому законодательству — и вовсе понятие исключительно из банковской сферы), необходимо констатировать тот факт, что представление такой информации не предусмотрено ни одним из ныне действующих законов, а потому требование пункта 4 поручения является незаконным.

Более того, в некоторых случаях представление такой информации будет прямо нарушать действующее законодательство, в частности, раскрытие информации о физических лицах без их согласия является нарушением ст.7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных». И в случае такого несанкционированного разглашения информации лицо, представившее данные, может быть привлечено к гражданско-правовой и административной ответственности. В частности, ст.13.11 КоАП РФ за несанкционированное распространение персональных данных предусматривает штраф для граждан в размере от 300 до 500 руб., для должностных лиц — от 500 до 1 000 руб., для организаций — от 5 000 до 10 000 руб.

2012 год начался для многих организаций с получения от их контрагентов — энергетических компаний, компаний связи, подразделений холдингов «Газпром», «Транснефть», «РЖД» — грозных писем с требованием представить информацию о своих бенефициарах. В письмах указывалось, что представление такой информации обязательно в соответствии с поручением Председателя Правительства РФ №ВП-П13-9308 от 28 декабря 2011 г., а в случае если требуемая информация не будет представлена, то будут предприниматься меры по расторжению заключенных договоров. Насколько законно такое требование — попробуем разобраться.

Рекомендуем прочесть:  Сколько кв м положено на человека в оренбурге

Также встречаются высказывания о том, что требование раскрытия информации будет включено в законы о закупках, однако пока это не произошло. Более того, из представленного в Государственную Думу проекта изменений в Гражданский кодекс РФ исключено существовавшее в прежних проектах требование к иностранным компаниям, согласно которому для получения допуска к деятельности на территории России они должны раскрывать информацию о бенефициарах.

На электронный запрос ответ нужно дать в электронной форме. Сведения передаются по каналам ТКС через операторов электронного документооборота (п. 2, 7 Правил). Электронное сообщение следует заверить усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 3 и 6 Правил).

В структуре владельцев юридического лица нет того, кто прямо или косвенно владеет более чем 25% в уставном капитале. Но есть физическое лицо, которое владеет менее чем 25% и дополнительно на основании доверенности (корпоративного договора) вправе распоряжаться голосами, принадлежащими другим владельцам. Такое лицо будет бенефициаром.

Совершение указанных действий позволит, по нашему мнению, подтвердить, что общество приняло обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению своих бенефициаров, так как их принятие обязательно в соответствии с п. 1 ст. 6.1 Закона о противодействии легализации преступных доходов. Такими мерами является направленный на выявление и установление необходимых сведений в отношении своих бенефициаров порядок действий, который самостоятельно разработало общество (письмо Росфинмониторинга от 29.07.2023 № 01-04-05/17015).

Если эмитент ценных бумаг или акционерное общество раскрывает в ограниченном составе и (или) объеме информацию, в том числе в проспекте ценных бумаг, необходимо направить в Банк России уведомление с информацией, которая не раскрывается и (или) не предоставляется. Форма уведомления и порядок его направления определены указанием Банка России от 21.03.2023 № 5096-У.

Юридические лица обязаны хранить информацию о своих бенефициарных владельцах и о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений не менее пяти лет со дня получения такой информации. Несмотря на то что закон обязывает устанавливать, обновлять и хранить только саму информацию о бенефициарных владельцах, документы, подтверждающие достоверность такой информации, понадобятся компании в любом случае. По запросам Росфинмониторинга и ФНС России компания обязана представлять документально подтвержденные сведения.

Бенефициарный владелец — как ответить на запрос

  • Контролирует общество через договор. Пример1 — Если лицо, которое прямо или косвенно не владеет долей (акциями) в обществе, но на основании договора или другой сделки (например, договор залога) имеет право его контролировать и давать указания органам управления обществом, то оно будет являться бенефициарным владельцем;
  • Распоряжается голосами других владельцев по доверенности. Пример2 — Если в составе юридического лица нет участников, которые прямо или косвенно владеют долей более чем 25%, но есть физическое лицо, которое может распоряжаться голосами (долями) других владельцев (например, по доверенности), то такое физическое лицо будет являться бенефициарным владельцем;
  • Доли размыты. Пример3: Если в обществе участвуют как физические, так и юридические лица, и каждому из них принадлежит менее 25% доли (акций), то стоит установить владельцев этих юридических лиц. Если будет установлено, что какое-либо физическое лицо (владелец) является также владельцем входящего в состав общества юридического лица, то необходимо сложить принадлежащие ему проценты в уставном капитале. Если совокупный размер будет более 25% уставного капитала, то такое физическое лицо является бенефициарным владельцем.
  • учреждения в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправления, госкорпораций, а также организаций, у которых более 50 процентов акций (долей) в капитале принадлежит государству, субъектам РФ либо муниципальным образованиям;
  • эмитенты ценных бумаг, допущенных к организованным торгам;
  • иностранные организации, у которых ценные бумаги прошли процедуру листинга на иностранной бирже из перечня Центробанка;
  • международные организации.

Организации обязаны располагать данными о своих бенефициарных владельцах. Их необходимо актуализировать не реже одного раза в год и хранить 5 (пять) лет. Также необходимо их раскрывать в случае запроса из налоговых органов или Росфинмониторинга (ст. 7 Закона № 115-ФЗ).

Всё чаще компании начали получать из налоговых органов и Росфинмониторинга запросы о бенефициарных владельцах. Такой запрос может получить любая компания, даже малое предприятие. ФНС также утвердила и форму запроса (приказ ФНС от 20.12.2023 № ММВ-7-2/824). Таким образом контролирующие органы проверяют законность операций, предотвращают отмывание денежных средств и прочих активов преступным путем, борются с терроризмом.

  1. ФИО бенефициарного владельца;
  2. гражданство;
  3. дата рождения;
  4. место жительства или пребывания;
  5. ИНН (если есть);
  6. паспортные данные (данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства пребывать или проживать в России).

Сведения о бенефициарном владельце: образец заполнения

Но вернемся к понятию бенефициаров юрлица. Каждая организация обязана хранить сведения о своих бенефициарных владельцах. Образец таких сведений должен содержать ряд обязательных данных, как то ФИО, дата рождения, гражданство, паспортные данные, а также данные миграционной карты или документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание или проживание в России, адрес места жительства и, в случае его наличия, ИНН. Данный перечень установлен пунктом 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, а статья 6.1 того же нормативного акта обязывает юридическое лицо не только единоразово собрать и запротоколировать данные сведения, то и регулярно и ежегодно обновлять информацию о своих бенефициарах. Причем запрашивать данные для этого организация может непосредственно у своих владельцев, а они в свою очередь обязаны ей их предоставить.

В действующем законодательстве нет установленной формы подачи информации о бенефициарах. Образец сведений о бенефициарных владельцах составляется в свободной форме в ответ на полученный запрос контролеров. С учетом выше приведенных данных, которые должен включать такой ответ, он может выглядеть следующим образом:

Непредставление запрошенных сведений, а также сам факт нарушения обязанностей по хранению или обновлению сведений о собственных бенефициарах грозит компании штрафом в размере от 100 000 рублей до 500 000 рублей. Руководитель такой организации также может быть оштрафован на сумму 30 000-40 000 рублей (ст. 14.25.1 КоАП РФ).

Статьей 3 выше упомянутого закона №115-ФЗ понятие бенефициарного владельца юридического лица применяется в отношении физического лица, которое на прямую или через третьих лиц владеет более 25% в уставном капитале юридического лица либо имеет возможность контролировать его действия. Бенефициаром физлица является само физлицо, проще говоря каждый гражданин самостоятельно блюдет свои интересы, принимает решение и несет за них ответственность. Впрочем, законом предусмотрены и исключения: бенефициарным владельцем физлица может быть иное физлицо.

Данные контролирующие организации имеют право делать запросы компаниям на бумаге или в электронном виде. Причем в последнем случае компания также обязана ответить электронно – по телекоммуникационным каналам связи либо же файловым документом на оптическом или цифровом носителе с приложением сопроводительной бумажной версии (п. 5 Правил, утв. Постановлением № 913). Сведения предоставляются строго на дату, указанную в запросе. На оформление ответа отводится 5 рабочих дней со дня получения документа из контролирующего органа.

Сведения о бенефициарном владельце

На практике часто возникают вопросы относительно разграничений правового смысла терминов «бенефициарный владелец» и «выгодоприобретатель». Статья 3 ФЗ № 115 указывает, что выгодоприобретатель — это лицо, интерес которого обеспечивается действиями другого лица. Данный интерес может подтверждаться наличием договора между ними (поручения, агентирования и т. д.) либо учредительными документами (если одна организация является владельцем доли в уставном капитале другой).

Порядок получения информации о клиентах и их бенефициарах определяется пунктом 5.4 статьи 7 ФЗ № 115. В частности, при приеме на обслуживание, выполнении операции в интересах клиентов или сверке информации банк или иная организация вправе требовать следующие документы:

Согласно пункту 1 статьи 6.1 ФЗ № 115, каждая организация обязана иметь достоверные сведения о своих бенефициарах, а также предпринимать необходимые меры для их получения. Обозначенная информация должна обновляться как минимум 1 раз в год и храниться в течение 5 лет с момента ее получения. Имеющиеся сведения о своих бенефициарах организация, согласно пункту 6 статьи 6.1 ФЗ № 115, обязана предоставлять органам ФНС или Росфинмониторинга при получении соответствующих запросов от них.

Перечень лиц, в отношении которых необходимо выполнять блокировку операций, можно найти и на сайте Росфинмониторинга. В силу пункта 1 статьи 7 ФЗ № 115 организация обязана не только блокировать операции, совершаемые обозначенными лицами, но и информировать об этом Росфинмониторинг. Кроме того, в силу подпункта 7 пункта 1 статьи 7 ФЗ № 115 организации обязаны минимум 1 раз в 3 месяца проводить сверку списка своих клиентов с перечнем лиц на сайте данной структуры, в отношении которых должно применяться блокирование операций, и отчитываться перед ней о проведенных сверках.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 7 ФЗ № 115 банки и иные организации, обязанные проводить идентификацию своих клиентов, должны по запросам Росфинмониторинга предоставлять полученную информацию для проведения государственного контроля. Также в обязанность организациям вменяется проведение проверки своих клиентов и их бенефициаров на предмет необходимости блокирования осуществляемых ими операций. В частности, блокирование проводимой операции должно быть выполнено в случае, если совершающее их лицо причастно к экстремистской или террористической деятельности либо подозревается в легализации незаконно полученных доходов.

Adblock
detector