Примеры унитарных государств в современном мире

Что такое унитарное государство — примеры и признаки

  1. проживание в границах государства этнически однородного населения, обладающего одним языком, общими культурными традициями, а также схожими ценностными ориентациями и установками;
  2. конфессиональное единство и общность исторического прошлого;
  3. выраженное внешнее давление, которое привело к образованию единого мнения населения в отношении врага;
  4. формирование особой политической культуры, основанной на добровольном подчинении элите для индивидуальной и общей пользы (Япония).

В Новое время сильные централизованные державы превратились в могущественные колониальные империи, которые длительное время определяли вектор мирового развития. Примеры унитарного государства такого типа — Британская империя, Нидерланды, Франция, в более ранний период Испания.

Закрепляя за определенной территорией права автономии, власти наделяют ее самостоятельностью в решении проблем местного самоуправления. Чаще всего права автономии отражены в Конституции, однако иногда они сами разрабатывают статуты, опирающиеся на законодательство государства.

Законодательство таких стран всегда закрепляет единство и неделимость его территорий. Закон не дает возможности инициировать сецессию (то есть выделение из состава государства), хотя сохраняет право для каждого народа на самоопределение. Оно может реализоваться через действие международно-правовых актов, обеспечивающих признание этноса (что это?) на уровне мирового сообщества.

Этимология термина «унитарный» (лат. «единство») точно отражает механизм организации управления, в котором все политические решения принимаются только центральными органами. Это обеспечивает единую социально-экономическую, политическую и духовную модель развития общества.

Унитарное государство

Альтернативной формой государственного устройства является федерация. Ее основной признак разделение власти по вертикали, когда часть полномочий передается субъектам образования (областям, республикам, краям, штатам, кантонам и др.).

  • Децентрализованными. Формирование структурных органов власти не регулируется центральными. Это Великобритания, Япония, Новая Зеландия.
  • Централизованными. Региональных лидеров назначают в столице. Примеры Нидерланды, Узбекистан.
  • Относительно централизованными. Сочетающие местное и централизованное правление. Спецификой этих стран является наличие административного контроля из центра за работой местных органов власти.
  • Национально-территориальную место компактного проживания какой-либо народности, которой передано право самостоятельно решать часть вопросов государственного уровня (обучение на национальном языке, принятие собственных законов и пр.). Пример такого образования Нахичеванская автономная республика в Азербайджане.
  • Экстерриториальную право принятия решений по вопросам государственной важности в этом случае приобретают этнические меньшинства. Например, албанская диаспора в составе Северной Македонии.
  • Простые. Страна делится только на административно-территориальные единицы (например, Польша, Франция) либо вообще не имеет такой градации из-за небольшой площади (Мальта, Аруба и др.). При этом подразделение может включать в себя несколько уровней (к примеру, в Польше воеводства, поветы, гмины).
  • Сложные. Страна имеет в своем составе несколько автономий с признаками собственной государственности (Фарерские острова и Гренландия в составе Дании и др.).

Суверенным называется государство, имеющее четко обозначенную территорию, постоянное население и правительство. Оно не зависит от других стран, свободно в принятии решений и проведении собственной политики. Также оно может подписывать международные договора, соглашения, вступать в различные объединения и др. Осуществление этого спектра полномочий подразумевает и признание конкретного государства другими странами.

Унитарное государство — (от лат. unitas единство; англ. unitarian/unitary state; фр. unitaire) в конституционном праве форма государственного устройства, при котором территория государства подразделяется на административно территориальные единицы (области, округа,… … Энциклопедия права

Унитарное государство — (от лат. unitas – единство) – одна из форм территориально политической организации и управления государством, в которой реализуется принцип распределения власти между центром и местными органами, политико правовой статус входящих в государство… … Политология. Словарь.

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО — УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО, форма государственного устройства, при котором управление осуществляется центральной властью. Территория унитарного государства подразделяется на административно территориальные единицы (области, края, департаменты) в… … Современная энциклопедия

Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

унитарное государство — Государство, на территории которого нет федеративных единиц (штатов, земель и пр.), но часть властных полномочий передана административно территориальным единицам: департаментам, областям, районам, например Франция или Польша … Словарь по географии

  • единый государственный язык и Конституция;
  • общее гражданство;
  • отсутствие политически самостоятельных территориальных образований;
  • единая денежная единица;
  • распространение центральной системы органов госвласти на всю территорию;
  • единое правовое пространство.

Его можно реализовать и без выделения в отдельное государство, например, через признание мировым сообществом существования этноса. Если УГ — республика, то ее парламент практически всегда однопалатный, потому что нет потребности во втором представительском органе — административные единицы лишены политических полномочий.

Унитарное устройство является большим плюсом для малых и средних стран с умеренно однородным населением. Это обусловлено тем, что все насущные вопросы можно централизовать, не делегируя регионам дополнительных полномочий. В современной политологии выделяют такие признаки унитарного государства:

  • Территория ФГ состоит из территорий его субъектов.
  • Система законодательства и органы государственной власти имеет два уровня — общефедеральный и субъектов федерации (СФ).
  • СФ могут иметь конституции, принимать собственные законодательные акты, но не имеют права выхода (сецессии) из состава федерации.
  • Все федеральные законы имеют приоритет над законами СФ.
  • ФГ могут иметь некоторые элементы, присущие государству — гражданство, герб, столицу.
  • Финансовая зависимость СФ от федеральной власти — не имеют собственных денежных знаков, им не разрешается их эмиссия.
  • СФ не имеют возможности вступать в международные союзы или выступать на политической арене от своего имени.

Определение унитарного государства (УГ) дается в политологии: «Если административно-территориальные единицы, на которые разделена страна, не имеют ярко выраженных признаков суверенности, обязаны подчиняться центральной власти и проводить ее политику на своей территории, то такое государственное образование считается унитарным».

Унитарные государства в современном мире

Эта форма по­казала свою жизнеспособность в Западной Европе в виде Европейско­го Сообщества. При существовании экономических предпосылок (об­щего рынка) и единой правовой среды (создаваемой, в частности, судом ЕС в Люксембурге). Происходит углубление государственной интеграции, что может выразиться в переходе к конфедеративному государственному устройству, а то и к федеративному государствен­ному образованию (интеграционные процессы последних лет в рамках Европейского Сообщества говорят о том, что его страны шаг за ша­гом приближаются к уровню государственной интеграции, характерной для федерации) 7 .

«Унитарное государство обычно называют простым государством, оно делится административно-территориальные единицы. В унитарном государстве высока степень централизованного руководства и регулирования жизни государства в целом и многих хозяйственных, социальных и иных процессов в частности, хотя у органов административно-территориальных единиц государства в местных делах степень самостоятельности может быть вполне достаточной. Центр старается не подменять местные органы и не вмешиваться в их деятельность, если она основана на законе. И все-таки в унитарном государстве не исключено вмешательство центра в жизнь отдельных территорий, в том числе и отмена актов местных органов представительной и исполнительной власти. К тому же, хотя органы административно-территориальных единиц и имеют возможности обращения в центральные государственные органы, однако их влияние на решение вопросов в центре гораздо скромнее, чем в федеративном государстве, и выражается, как правило, в просьбах и ходатайствах, далеко не всегда юридически обязательных для центральных органов.» [1]

В ряде случаев предоставление политической автономии преследует цель — снять напряженность в межнациональных отношениях. Это, в частности, лежало в основе предоставления политической автономии курдам на севере Ирака, которая, впрочем, неоднократно нарушалась иракскими властями.

Федерация как особая форма государственного устройства начала возникать вместе с появлением в XVII – XVIII веках республик, вместе с волной буржуазно — демократических ре­волюций. Пожалуй, наиболее известным примером федерации могут послужить Соединенные Штаты Америки.

В научной литературе он рассматривается как нормальная, наиболее распространенная и естественная форма государственной организации. Для наиболее эффективной реализации основной функции государства – управления обществом, унитарная форма государственного устройства является оптимальной. Не случайно большая часть современных государств являются унитарными.

  • Одно законодательства и общий для всех регионов главный документ – Конституция.
  • Единая судебная система, использующая одинаковые законы.
  • Единая денежная система, бюджета у отдельных регионов определяется общим количеством денег у страны.
  • Одна налоговая система.
  • Единое гражданство для всех жителей страны.
Рекомендуем прочесть:  Образец заполнения 3 ндфл на лечение зубов в 2023 году

Государство является особой формой организации общество, которая происходит по ряду определенных причин. Население может координироваться из-за проживания на одной местности, имея одну культуры или какие-то черты. В зависимости от разных факторов выделяется несколько форм государственного устройства.

В Российской Федерации такая форма госустройства невозможна по одной простой причине – каждый из имеющихся субъектов обладает своими особенностями. Среди них могут быть разные культуры, климатические условия, направления экономического развития и так далее. Практически все централизованные государства в Новое время стали крупными колониальными державами. Типичные примеры – Голландия, Франция и Британская империя.

Унитарное государство — это одна из ФГУ, особенность которой заключается в том, что каждый субъект страны не является суверенным и подчиняется центральной власти. В каждом районе, регионе, области (или любом другом субъекте) местные власти являются проводниками «воли центра». В большинстве государств именно данная форма применяется для управления обществом. Причина использования понятна – центральная власть может без особых проблем проводить все необходимые манипуляции без выдачи суверенитетов подконтрольным районам.

  • Простые. Особенность заключается в небольшой площади страны, из-за чего деления на административные единицы не происходит. Примером могут служить Мальта или Науру. Второй вариант – присутствует деление на территориальные единицы, как в Польше или Алжире.
  • Сложные – в состав таких стран может входить несколько автономий, хорошим примером является Китай.
  • Регионалистские – в составе находятся только автономные регионы, которые в совокупности являются федерацией.
  • Национально-территориальные – в стране живут представители одной нации, у которых имеется право самостоятельно создавать органы власти и добавлять свой язык в качестве второго государственного.
  • Экстерриториальные – государственные вопросы могут решать этнические меньшинства, как албанцы в Македонии.

2. Сложные — если в составе есть одна или несколько территориальных единиц с особым положением. При этом автономия может быть административной (другой язык для общения и судопроизводства) или политической (право законотворчества в пределах региона). Достаточно часто регионы страны имеют равный статус, а столичный округ находится на особом положении (Индонезия).

В известном человеку мире насчитывается более 200 государств и зависимых территорий. Они имеют разный политический строй, различаются по территории, культурному и бытовому укладу населения, отношению к религии. Но основное различие в странах связано с их административно-территориальным устройством. По этому признаку все государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные. Наибольший интерес представляет именно первая категория.

Унитаризм — один из 3-х видов административного устройства и самый «популярный». В настоящее время в списке унитарных государств насчитывается 85 % от всех стран и территорий в мире. Старейшие государства мира (страны Европы, Африки и Азии) имеют такую административную организацию. Она может быть закреплены нормативно, в Конституции (Польша, Испания, Греция, Португалия и пр.) или просто подразумеваться.

В широком смысле под унитарным устройством понимают форму национально-государственной организации территорий, при которой все части страны находятся под управлением одной системы органов власти. На территорию также распространяется одна система законов, налогов и повинностей, без привилегий и изъятий.

2. Децентрализованные — в звеньях управления этих стран функционируют избираемые органы (чиновники) и отсутствует административный надзор на низовыми органами власти. В списке унитарных государств такого типа довольно крупные образования — Швеция, Франция, Дания, Италия и др.

В разных государствах присутствуют отличные друг от друга модели, ибо каждая из них составляется в соответствии с представлением власти и народа об удобстве управления. Данной схемой организации работы действительно выгодно пользоваться в большой стране, где просто физически и практически невозможно за всем уследить из единого центра.

Неотъемлемой и важнейшей особенностью является именно сохранение независимости и свободы, которой обладают органы власти. Законодательные структуры работают в каждом государстве-конфедерате по-своему, никоим образом не влияя друг на друга. Соприкосновение партнеров союза происходит в тех точках, которые имеют для них всех общую важность. Как правило, это внешняя политика и оборона.

Франкоязычные африканцы тоже пользуются этой моделью. Воеводство в Польше занимает главенствующую позицию, в то время как сеймики исполняют руководство на отдельных территориях. Из общин посылаются представители. Индонезия также характеризуется унитаризмом. Там выбираются советы. Их решения должны быть утверждены губернатором, который назначается свыше.

Часто бывает, что унитарное государство открывает свои земли для проживания многих народностей. Они могут претендовать на собственные законы и национальную автономию. Армия для всех общая. Ею управляют центральные органы, представляющие государственную власть.

Условия обычно оговариваются и могут меняться в зависимости от специфики того или иного объединения. Они могут быть как равноправными, так и наделять некоторых своих членов большими полномочиями. Форма эта встречается весьма редко. И это скорее не модель страны, а действительно союз отдельных стран, которые сходятся только в самых крайних ситуациях и расходятся так скоро, как решают общие для них вопросы.

Форма государственного устройства тесно связана с территориальным признаком государства. Она дает возможность понять, из каких административно — территориальных единиц состоит государство, каков их правовой статус и взаимоотношение между собой и центральными органами государственной власти.

Унитарное государство характеризуется единством власти, территории и населения. В унитарном государстве действует единое гражданство и имеется одна конституция. Характерный признак унитарного государства выражается в наличии права на принятие законов только центральным органам государства.

Унитарное государство, как форма государственного устройства, представляет собой цельное государство, отдельные части которого иногда могут обладать автономной (политико-административное устройство). Значительное количество унитарных государств имеют административно-территориальное деление (районы, области, кантоны и т.п.), в которое укладывается и существующая автономия, то есть самоуправляющиеся образования.

Проблема территориального устройства возникла после того, как увеличившиеся размеры территории государства, потребовали создания специальных органов и учреждений для управления периферией. Таким образом, форма государственного устройства – административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями и между центральными и местными органами государственной власти.

Территориальное устройство, или территориальная организация, государства – это система, взаимоотношений между государством в целом, то есть его центральной властью, и территориальными составными частями, точнее говоря – их населением и действующими там органами публичной власти.

Характеристики и примеры унитарных состояний

Аналогично, существует только одна Конституция, в то время как в некоторых федеральных штатах их несколько. Среди унитарных государств, которые обычно происходят от старых абсолютных монархий, выделяется пример Франции. Централизация в европейской стране очень высока, и даже в последние годы восстановлены полномочия, присвоенные департаментам.

  • 1 Характеристики
    • 1.1 Централизация
    • 1.2 Законодательная и судебная власть
    • 1.3 Единственная конституция
  • 2 типа
    • 2.1 Централизованное унитарное государство
    • 2.2 Децентрализованное унитарное состояние
  • 3 Различия с федеративным государством
    • 3.1 Централизованная мощность в сравнении с распределенной мощностью
    • 3.2 Национальная судебная и законодательная власть против федеральной
    • 3.3 Одна конституция против нескольких
    • 3.4 Структура управления
  • 4 Примеры унитарного государства
    • 4.1 Франция
    • 4.2 Эквадор
    • 4.3 Италия
    • 4.4 Сан-Марино и Ватикан
  • 5 ссылок

В них есть только один центр принятия решений, обычно расположенный в его столице. У него есть центральное правительство, парламент и высший суд. В случае больших стран обычно возникает проблема удаленности власти с наиболее периферийными территориями: в конечном итоге она может оказаться в центре и нанести ущерб периферии..

Унитарное государство, также называемое простым государством, — это государство, в котором суверенитет, население и территория описаны в их законах как уникальные. Обычно страны, имеющие такую ​​структуру, происходят из старых абсолютных состояний, хотя могут быть исключения.

Могут быть регионы, провинции или департаменты с несколькими компетенциями, но основная их часть сосредоточена в центральном правительстве; Судебная и Законодательная власть также централизована. На всей территории нет никаких различий в законах, и обычно существует юридическое лицо, обладающее большей властью, чем те, которые могут существовать на других уровнях.

УНИТА́РНОЕ ГОСУДА́РСТВО

УНИТА́РНОЕ ГОСУДА́РСТВО (франц. uni­taire – еди­ный, от лат. unitas – един­ст­во), фор­ма гос. уст­рой­ст­ва, при ко­то­рой со­став­ные ча­сти го­су­дар­ст­ва яв­ля­ют­ся ад­ми­ни­стра­тив­но-тер­ри­то­ри­аль­ны­ми еди­ни­ца­ми и не име­ют ста­ту­са гос. об­ра­зова­ния. У. г. име­ет од­ну кон­сти­ту­цию, од­но за­ко­но­да­тель­ст­во, од­но гра­ж­дан­ст­во, еди­ную од­но­уров­не­вую сис­те­му ор­га­нов гос. вла­сти и управ­ле­ния, од­ну су­деб­ную сис­те­му, еди­ный бюд­жет и на­ло­го­вую сис­те­му и т. д., все уров­ни вла­сти вклю­че­ны в еди­ную об­ще­го­су­дар­ст­вен­ную ад­ми­ни­ст­ра­цию. В адм.-терр. еди­ни­цах У. г., на­ря­ду с ор­га­на­ми, из­би­рае­мы­ми на­се­ле­ни­ем (пред­ста­ви­тель­ная власть и гла­ва ад­ми­ни­ст­ра­ции), есть на­зна­чае­мый го­су­дар­ст­вом (пре­зи­ден­том, пра­ви­тель­ст­вом, ми­ни­стер­ст­вом внутр. дел) пред­ста­ви­тель (пра­ви­тель­ст­вен­ный ко­мис­сар, пре­фект и др.), ко­то­рый об­ла­да­ет над­зор­но-кон­троль­ны­ми функ­ция­ми и ре­ша­ет ко­ор­ди­на­ци­он­ные, со­гла­со­ва­тель­ные и ин­те­гра­тив­ные за­да­чи (стра­ны Тро­пич. Аф­ри­ки, Ин­до­не­зия, Еги­пет и др.).

Рекомендуем прочесть:  Транспортный налог в мордовии 2023

Унитарное государство это

Унитарное государство — это форма государственно-территориального устройства, при котором все административно-территориальные образования находятся в подчинении центральной власти и не имеют никаких законодательных собственных полномочий. Дочитав статью до конца, вы сможете узнать более подробнее об этом.

Абсолютным антиподом конфедерации можно назвать унитарный тип правления. Современное унитарное государство — это устройство, в котором все части территории государства объединены принципом административного подчинения. Ни одна территория унитарного государства не имеет суверенитета и даже не вправе рассчитывать на его получение без изменения формы государственного устройства.

Исходя из выше сказанного, можно дать следующее определение унитарного государства: Унитарная форма государства заключается в централизованной вертикали власти. В результате стремления мирового сообщества к принципам свободы, равенства, демократии, сегодня практически все унитарные государства добровольно перешли на стадию децентрализации, то есть исключили авторитарно-командный стиль из государственного управления. Такое переосмысление схемы руководства обществом в перспективе приведет к тому, что каждый человек сможет активно принимать участие в государственной жизни, то есть стать полноценным строителем своего государства, а не пассивно ждать изменений.

Но, автономные республики не могут представлять свои интересы на международной политической арене, участвовать в межгосударственных компаниях по личной инициативе, корректировать государственные правила, закрепленные в Конституции государства (например, менять государственный язык, валюту, административно-территориальное деление, границы и пр). Говоря простыми словами, при решении столь крупных вопросов государственного значения обязательно необходимо согласие/разрешение центральных органов власти.

Административно-территориальные единицы унитарного государства – это области, земли, вотчины и прочие единицы. Каждой структурной единицей унитарного государства управляет избираемый (или назначаемый) орган власти, который в свою очередь находится в строгом подчинении к выше стоящим органам управления. Вертикальное подчинение является главным признаком унитарного государственного правления.

Важно! В широкой автономии административно-территориальных образований состоит отличительная особенность федерации от унитарного государства. Федеративная форма устройства

  • Теологическая – религиозное течение раннего Средневековья. Влияние церкви диктовало божественность всего сущего, а виды унитарных государств – дело рук Господних. Ярый последователь такой точки зрения – Фома Аквинский.
  • Патриархальная – Аристотель был уверен, что в основе каждой страны лежит разросшаяся семья. Власть же рассматривается, как продолжение отцовской (монарха) заботы о детях – поданных.
  • Договорная – феномен частной собственности стимулировал поиск методов ее защиты. С этой целью группа людей (народ) добровольно объединился по заранее оговоренным условиям.
  • Органическая – виды унитарных государств рассматриваются как человеческий организм с обилием составляющих. Г. Спенсер считал людей клетками организма, взаимодействие которых заставляет функционировать ткани и органы (государственный аппарат).
  • Теория насилия – считается, что воинственность и вражда племен привела к формированию новообразований из осколков от унитарного государства. Действительно, история знает немало таких примеров (Золотая Орда), но абсолютизировать роль насилия не стоит.
  • На территории проживает население, имеющее один язык, культурную близость, схожесть менталитетов.
  • Экономически оправданное объединение. Однако обязательными условиями является: единая валюта и налогообложение, общность природных ресурсов и правовой системы.
  • Внешнее давление, как инструмент манипуляции на унитарные государства.
  • УГ без автономий – полнота власти распространяется на всю территорию. Список стран: Швеция, Польша, Болгария, Ирландия, Япония.
  • УГ с отдельными автономиями – составные части могут принимать свои законы: Франция, Великобритания, Уэльс, Узбекистан.
  • Децентрализованная страна, состоящая из самоуправляемых частей: Испания, Италия.
  • различия в менталитете и культуре населения,
  • экономическая «зависимость» регионов друг от друга,
  • недостаточный уровень жизни, низкая скорость принятия решений «в центре»,
  • политическая культура народа низкая, умы граждан легко поддаются манипуляциям и пропаганде.

Что такое унитарное государство: факторы образования, признаки и примеры стран

  • ограниченная территория, население которое подчиняется установленным правилам и законам;
  • другие страны не имеют права вмешиваться в политическую организацию;
  • власть осуществляется через определенные институты;
  • наличие аппарата, который координирует действия народа и органов власти.

Сейчас наука рассматривает все теории возникновения государства не по отдельности, а в комплексе. Саморазвитие общества играет главную роль, ведь благодаря ему осуществляется координационная и направляющая работа, которая контролирует внутренние механизмы. Из определенных потребностей появились государства, политико-экономические особенности которых стали удовлетворять предпочтения индивидов.

  1. Единая валюта.
  2. Один язык и Конституция.
  3. Общее гражданство.
  4. В составе страны нет политически самостоятельных территориальных образований.
  5. Центральная власть в унитарной форме распространена на всей территории.
  6. Одно правовое пространство.

Унитарное устройство государства (УГ) существовало еще до 20-го столетия. Оно считается первой (в сравнении с федерацией), основополагающей формой, которая заложила фундамент государственной власти. Это такой тип устройства, когда административные округа одной страны не имеют признаков суверенности и подчиняются центральной власти, проводя ее политику на собственной территории.

Несколько сотен лет назад особой популярностью пользовалась теория о теологическом происхождении государства. К ней пристраивали и мифологические концепции, где говорилось о космическом происхождении страны. Также государственные образования ассоциировали с живым организмом. Их прогресс считали результатом социальной эволюции.

  • простые — к ним относятся или совсем маленькие страны, в которых не целесообразно выделять отдельные регионы (Мальта, Люксембург), или разделенные, но не имеющие в составе автономных образований (Франция, Польша);
  • сложные — в их состав входят автономии (Дания, Испания, Грузия).

Чаще всего ФГ имеют двухпалатный парламент, одна из палат которого представляет интересы СФ, например, земли, штаты Индии. Части унитарного государства имеют разные названия, которые обычно складываются исторически: в Украине — области, в Германии — земли, в Индии и США — штаты, в Польше — воеводства, в Англии — графства, в Италии — провинции. Даже мини-государства имеют административное деление — Люксембург на кантоны, а Сан-Марино на кастелли.

Немаловажную роль при создании единого государства играла конфессиональная принадлежность и общее историческое прошлое населяющих его территорию людей. Иногда УГ образовывались под воздействием сильного внешнего давления, когда одни народы сплачивались под угрозой быть захваченными и ассимилированными другими. В некоторых странах большинство принимало решение добровольно подчиниться уже сложившимся территориальным элитам, видя в этом всеобщую пользу.

Определение унитарного государства (УГ) дается в политологии: «Если административно-территориальные единицы, на которые разделена страна, не имеют ярко выраженных признаков суверенности, обязаны подчиняться центральной власти и проводить ее политику на своей территории, то такое государственное образование считается унитарным».

Государство — это политическое устройство общества, действующее на ограниченной территории и отвечающее за соблюдение интересов всех слоев граждан. У этого образования обязательно должны быть работающие механизмы регулирования общества, институты управления и подавления. Такому союзу отдельных личностей обычно соответствуют общие интересы и единая цель, общая территория, образ жизни, языковые и культурные традиции.

Федерация состоит из субъектов федерации, которые могут иметь разные наименования. Например, в России — республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, в США, Мексике, Бразилии — штаты, в Австрии — земли, в Швейцарии — кантоны.

Согласно действующей Конституции, Россия – федеративное государство. Каждая республика, входящая в состав России имеет свою конституцию и законодательство, а края, области и города имеют свой устав и законодательство. Но, Конституция и федеральные законы носят общеобязательный характер.

Унитарное государство – это государство, имеющее такое устройство, при котором существует единственная централизованная система органов государственной власти, административно-территориальные части не обладают политической самостоятельностью (подчиняются общим законам).

Таким образом, составные части унитарных государств не обладают признаками суверенитета: они управляются по законам, принимаемым центром. Так, территория составных частей может быть изменена общегосударственным законом, при этом не требуется согласие местных органов власти или населения.

Унитарные государства могут быть централизованными или децентрализованными в зависимости от объема полномочий, предоставляемых административно-территориальным единицам. В централизованных унитарных государствах подчинение региональных органов власти центру осуществляется через назначаемых им должностных лиц (Нидерланды, Польша). В децентрализованных унитарных государствах региональные органы власти формируются независимо от центра как органы местного самоуправления (Япония, Италия).

а) Простым или сложным. Унитарное государство, не имеющее автономных образований, называется простым (Болгария, Польша), а с автономией (одной или несколькими) — сложным (Финляндия, Дания). Автономия — это самоуправление определённой части территории государства, отличающейся национальными, бытовыми, географическими условиями.

Унитарное государство — это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. В свою очередь унитарное государство может быть:

Рекомендуем прочесть:  Гарантия На Покупку Бу Товара

Палаты унитарных государств, как правило однопалатны. Унитарный характер государства не исключает наличия автономных образований (Италия, Испания). В зависимости от наличия автономий различают простые и сложные унитарные государства. Простые состоят только из административно-территориальных единиц (Польша, Тайланд). Сложные унитарные государства имеют в своем составе те или иные формы автономии (Никарагуа).

б) Централизованным — управление в региональных единицах осуществляется назначаемыми сверху чиновниками. Децентрализованным (Великобритания) — наоборот, на всех уровнях административно-территориального деления есть выборные органы. Относительно централизованным (Франция) — управление в региональных единицах осуществляется как назначаемыми чиновниками, так и выборными органами.

Для децентрализованных унитарных государств характерны более или менее широкая самостоятельность регионов и мест в отношении центра, который либо вообще не имеет назначаемых им представителей в областях (регионах) и на местах, либо имеет их лишь в среднем звене с ограниченной компетенцией, наряду с действующим в этом звене органом местного самоуправления и широким местным самоуправлением в низшем звене (Франция, Великобритания и др.).

В Польше ст. 3 Конституции четко определяет, что она есть «единое государство», а ст. 15 указывает, что в нем «территориальное устройство обеспечивает децентрализацию публичной власти». Её политико-территориальная структура включает 49 воеводств, включая воеводство г. Варшавы. Воеводства как среднее звено организации государственной власти, осуществляющие деконцентрацию власти центра, не имеют представительных органов и управляются единолично воеводами, назначенными Председателем правительства и являющимися органами правительственной администрации и представителями правительства в воеводстве. На нижнем уровне осуществляется территориальное самоуправление, основной единицей которого является община (гмина), выполняющая публичные задачи, не закрепленные за органами иных публичных властей и иными единицами территориального самоуправления. Воевода осуществляет надзор за деятельностью органов территориального самоуправления.

«Унитарное государство обычно называют простым государством, оно делится административно-территориальные единицы. В унитарном государстве высока степень централизованного руководства и регулирования жизни государства в целом и многих хозяйственных, социальных и иных процессов в частности, хотя у органов административно-территориальных единиц государства в местных делах степень самостоятельности может быть вполне достаточной. Центр старается не подменять местные органы и не вмешиваться в их деятельность, если она основана на законе. И все-таки в унитарном государстве не исключено вмешательство центра в жизнь отдельных территорий, в том числе и отмена актов местных органов представительной и исполнительной власти. К тому же, хотя органы административно-территориальных единиц и имеют возможности обращения в центральные государственные органы, однако их влияние на решение вопросов в центре гораздо скромнее, чем в федеративном государстве, и выражается, как правило, в просьбах и ходатайствах, далеко не всегда юридически обязательных для центральных органов.» [1]

Подавляющее большинство стран мира (около 85%) избрало унитарную форму своего политико-территориального устройства. Это — Китай и Япония, Великобритания и Франция, Италия и Испания, Египет и Марокко, Польша и Венгрия, Украина и Беларусь, Греция и Норвегия, Финляндия и Швеция, Португалия и Нидерланды, Румыния и Болгария, Иран и Ирак, Саудовская Аравия и Сирия, Чехия и Словакия, Турция и Ливия, Ливан и Израиль, Казахстан и Узбекистан, Дания и др.

В большинстве из них ни в официальном наименовании страны, ни в основах ее конституционного строя их унитарная форма обычно не указывается, а во многих конституциях таких государств нет специальных статей и разделов, посвященных этим вопросам. Но нередко в других такое определение в том или ином виде содержится.

Формы территориального устройства государства

  • Территория федеративного государства в политическом и административном отношении не является единым целым. Территория состоит из территорий субъектов федерации, лишённых права в полной мере участвовать в международных отношениях и, как правило, не имеющих права на отделение.
  • Субъекты федерации располагают конституционной и законодательной властью, то есть они имеют право принимать свою конституцию и принимать в рамках разделения полномочий действующие законы на своей территории. В соответствии с принципом подчинения эти законодательные акты должны соответствовать федеральному закону. Федеральные законодательные органы могут также издавать специальные правовые акты для отдельных членов федерации.
  • Субъекты федерации могут иметь собственную правовую и судебную систему.
  • Существует двойное гражданство: каждый гражданин в большинстве стран является гражданином союза и принадлежать соответствующим субъектам федерации.
  • Общий федеративный парламент обычно является двухпалатным. Интересы субъектов федерации представляет верхняя палата. Существует два принципа представления составных субъектов федерации: принцип равного представительства (например, в Соединённых Штатах по 2 сенатора от каждого из 50 штатов и в Швейцарии по 2 депутата от каждого из 26 кантонов в Совете кантонов) и принцип представительства, дифференцированный по населению (в Австралии, Канаде, Германии).
  • Между федерацией и её субъектами существует разделение полномочий. Политическая практика различных федеральных земель указывает на три типа решений в этом отношении. Это:
  1. дуалистический федерализм (в США, Швейцарии, Мексике, Бразилии, Австралии), где федеральная конституция штата устанавливает сферу исключительной компетенции профсоюзов путём выявления вопросов, по которым только федеральные органы могут издавать нормативные акты; все остальные, не предусмотренные конституцией, входят в компетенцию субъектов федерации,
  2. принцип исключительной компетенции ассоциации и сфера так называемых конкурентных компетенций (в Австрии, Германии),
  3. трёхчастная система разграничения компетенций, состоящая в разграничении исключительных компетенций союза, исключительных компетенций составных частей ассоциаций и совместных компетенций центральных органов власти и органов федерации (например, в Индии).
  • единая конституция;
  • единое гражданство;
  • общая система права;
  • единые органы власти и управления;
  • административно-территориальные единицы, которые не имеют статуса государственных образований и не обладают суверенными правами.

Федеральные налоги, как правило, составляют большинство. Они идут в федеральную казну, федеральный бюджет и расходуются на общегосударственные нужды. Местные налоги идут на нужды самого субъекта федерации, в котором проживают эти люди и действуют эти организации.

Так, например, до 1848 года Швейцария была конфедерацией. В 1982 году Гамбия и Сенегал объединились в конфедеративный союз, образовав Сенегальскую конфедерацию, которая распалась несколько лет спустя. СНГ (объединение стран бывшего Советского Союза) тоже имеет ряд признаков, характерных для конфедераций (но реально таковой не является).

Федерация (в пер. с лат. ассоциация, союз) – это форма правления, при которой федеральные административно-территориальные единицы, являющиеся частью государства, имеют определённую правовую и административно-политическую независимость. Иначе говоря, федерация – это государство, состоящее из частей, наделённых автономиями (республик, федеральных земель, областей, провинций, кантонов, эмиратов, автономных округов, краёв и др.), но имеющих общее (федеральное) правительство.

Унитарное государство это

  • Национально-территориальную место компактного проживания какой-либо народности, которой передано право самостоятельно решать часть вопросов государственного уровня (обучение на национальном языке, принятие собственных законов и пр.). Пример такого образования Нахичеванская автономная республика в Азербайджане.
  • Экстерриториальную право принятия решений по вопросам государственной важности в этом случае приобретают этнические меньшинства. Например, албанская диаспора в составе Северной Македонии.

Конститу́ция (от лат. constitutio «устройство, установление, сложение») — основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу. Конституция определяет основы политической, правовой и экономической систем государства. Конститу́ция — учредительный документ государства, в котором изложены основные цели создания государства. В подавляющем большинстве стран Конституция принимается учредительным собранием либо путём референдума.

Унитарное государство– это целостное централизованное государство, административно—территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами. Так как основным признаком унитарного государства является целостность, то естественно следующее: единственный высший орган государства, единое гражданство, единая конституция, что создает организационно—правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории страны. Органы административно—территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении центра и местных представительных органов.

Например, фискальные органы составляют материальную основу государства, а законодательные осуществляют правотворчество. К главным характеристикам государства относятся форма правления, форма государственного устройства и политический режим. Правление может быть монархическим, когда власть передается по наследству, и республиканским — органы управления формируются в результате выборов.

Такой же точки зрения придерживаются и Э.П. Григонис и В.П. Григо-нис, подтверждая, что унитарное государство — «это слитное государство, не разделенное на более мелкие государственные образования, состоящие только из административно-территориальных единиц (округов, губерний, провинций и т.д.) либо из административно-территориальных единиц и автономных образований» [6, с. 62].

Adblock
detector