Резерв по сомнительным долгам проводки 2021

В конце налогового периода бухгалтер производит инвентаризацию резерва. Могут возникнуть две ситуации: либо зарезервированных средств будет недостаточно, либо они будут недоиспользованы. Теоретически выплачиваемые отпускные могут совпасть с заранее подсчитанным резервом. Однако поскольку он формируется на основе плана, такой вариант маловероятен.

Начисление резерва отпусков в налоговом учете осуществляется ежемесячно, а процент отчислений берется исходя из отношения планируемых расходов по отпускам, включая взносы, к планируемым расходам на оплату труда. Определить такие затраты можно, например, исходя из соответствующих издержек прошедшего периода. Полученная доля умножается на фактический объем расходов на оплату труда.

Резервы по сомнительным долгам: формирование в бухгалтерском учете

Сомнительная дебиторская задолженность организации — это задолженность, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями (п. 70 Положения по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).

Согласно п.70 Положения по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам. Проводка в данном случае будут следующей:

Резерв по сомнительным долгам

Чтобы корректно отразить такой тип задолженности в балансе, создается особый тип резерва, который призван служить оценочным значением для бухучета. Это значит, что сумму задолженности в балансе нужно отражать, вычитая из нее средства, отнесенные в резерв. В содержании расходов или доходов необходимо обязательно отображать:

ПРИМЕР 2. В организации была ранее признана сомнительной задолженность в размере 10 000 руб. По ней был создан резерв в размере 7 тыс. руб., который потом был пополнен до 100% суммы долга. После истечения сроков исковой давности данная задолженность была признана безнадежной и списана в убыток. Рассмотрим проводки (каждая на свою дату проведения той или иной операции):

Резерв по сомнительным долгам — бухгалтерские проводки

  • периодичность проведения инвентаризации долгов;
  • признаки, по которым долг следует считать сомнительным;
  • критерии неплатежеспособности дебитора;
  • принципы оценки вероятности погашения долга в полной сумме или частично;
  • факторы, влияющие на размер создаваемого резерва.

Создание резерва по такой задолженности позволяет показать в бухучете и в бухотчетности реальные суммы долгов, ожидаемых к получению. Для чего это нужно? Во-первых, выполняется требование п. 1 ст. 13 закона РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ о достоверности бухгалтерских учетных данных, попадающих в отчетность и, соответственно, делающих эту отчетность достоверной. Во-вторых, экономический анализ, выполняемый с использованием цифр бухбаланса, в котором данные о величине дебиторской задолженности играют немаловажную роль, начинает осуществляться с учетом реальной информации по долгам, ожидаемым к получению. А экономический анализ, проведенный на конкретную отчетную дату и на ряд этих дат, — это процесс, итоговый результат которого интересен не только проверяющим органам или контрагентам, желающим убедиться в финансовой состоятельности анализируемого лица, но и самой организации, имеющей сомнительный долг.

Рекомендуем прочесть:  Надбавка По Северным Асино

Резервы по сомнительным долгам проводки примеры 2021 2021 года

  • когда резерв формируется по итогам года, лимит составляет 10% от выручки этого года;
  • когда резерв формируется по итогам отчетного периода, за лимит принимается наибольшая величина: либо 10% от выручки предыдущего года, либо 10% от выручки этого периода.

Резерв возможно сформировать, полагаясь на нормы НК РФ либо же сразу отнести полную сумму выявленного долга в резерв. Читателю нужно принять во внимание, что согласно стандартам бухучета размер резерва берется независимо друг от друга по всем сомнительным долгам исходя из финансовой ситуации фирмы-должника и вероятности оплаты им долга в полном объеме или частично.

Резерв по сомнительным долгам в 2021 году

С 2017 года произошли некоторые изменения в формировании резерва. Например, когда задолженность имеет встречный характер (дебитор должен компании, а компания имеет обязательство перед данным дебитором), то сомнительной признают ту часть долга, которая превышает обязательство. Прежде компании могли включать в резерв всю задолженность. Но на сегодняшний день это четко регламентируется налоговым законодательством (266 НК РФ). Причем необходимо учитывать, что впервые данное нововведение компании могли применить только по итогам 1-го квартала 2017 года. Резервы 2016 года следует учитывать также как это предусмотрено в НК РФ в прежней редакции.

Произошедшее изменение является выгодным для организаций в тех случаях, когда срок возникновения задолженности на конец года равен 45-90 дней, а за первый квартал текущего года более 90 дней. Долг в этом случае, включенный в резерв по итогам 1-го квартала в два раза больше долга, включенного в резерв по итогам года. Читайте также статью ⇒ КАК ПРОВЕСТИ ИНВЕНТАРИЗАЦИЮ РАСЧЕТОВ С ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ – ПОШАГОВЫЙ АЛГОРИТМ В 2021 ГОДУ

  • в виде задолженности заемщика по возврату выданного вами займа — по строке 1240 баланса за минусом резерва;
  • в виде другой сомнительной задолженности, в т.ч. задолженности заемщика по уплате процентов по займу, — по строке 1230 баланса за минусом резерва.

Отчисления в резерв по сомнительным долгам отражаются по строке 2350 «Прочие расходы» отчета о финансовых результатах (п. 11 ПБУ 10/99).

Организациям, плательщики налога на прибыль, признающие доходы и расходы методом начисления, предоставлено право создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, установленном ст. 266 НК РФ. Таким образом, при применении УСН, а также иных спецрежимов, резервы по сомнительным долгам не создаются.

Рекомендуем прочесть:  Выступления Для Потребителей К Всемирному Дню Защиты Прав Потребителей

О налоговом учете сомнительных и безнадежных долгов

Но в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.06.2014 № 4580/14 отражена иная позиция: если задолженность не участвовала в формировании резерва по сомнительным долгам, то при признании ее безнадежной она непосредственно учитывается в составе внереализационных расходов. Следование данной позиции позволяет налогоплательщику учитывать в расходах сумму безнадежной задолженности без уменьшения созданного резерва. Причем причины, по которой в отношении задолженности не формировался резерв, значения не имеют.

Однако, если сторонами договора являются взаимозависимые лица, формирование резерва без уменьшения его на сумму кредиторской задолженности может быть расценено как получение необоснованной налоговой выгоды: искусственное создание резерва. То есть, квалификация долга как сомнительного может быть оспорена.

К сведению:
С 2020 года в п. 8 ПБУ 18/02 добавлена фраза о том, что временная разница по состоянию на отчетную дату определяется как разница между балансовой стоимостью актива (обязательства) и его стоимостью, принимаемой для целей налогообложения.
Иными словами, используется так называемый балансовый метод расчета временных разниц. Это означает, что выявлять временные разницы по каждой операции больше не обязательно (хотя из п. 3 ПБУ 18/02 не исчезло упоминание об учете ВР на основании первичных учетных документов непосредственно по счетам бухгалтерского учета). Теперь сравнивать соответствующие налоговые и бухгалтерские показатели можно только на отчетную дату. Смотрите дополнительно: Обзор изменений ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (с отчета за 2020 год) (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, май 2020 г.); Вопрос: Бухгалтерские проводки при балансовом методе применения ПБУ 18/02 с 01.01.2020 (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2020 г.).

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поскольку резерв по сомнительным долгам в налоговом учете не создавался, разницы, возникающие при создании в бухгалтерском учете резерва по сомнительным долгам, признаются временными.
Учитывая, что при создании резерва часть разницы была признана постоянной, в учете следует произвести корректировку данных по счету 09 «Отложенные налоговые активы» в корреспонденции со счетом 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (если ошибка признается существенной) либо со счетом 99 «Прибыли и убытки» (если ошибка признается несущественной).

Если так, и разница все же есть, то нужно убрать сумму начисленного резерва из графы Сумма Кт с ресурса НУ в документе Операция, введенная вручную. Далее, если вы всегда определяли разницу как постоянную, на ресурсе ПР в графе Сумма Кт отражайте сумму разницы.
В 2020 году оснований для признания постоянной разницы между бухгалтерской стоимостью и налоговой величиной резерва сомнительных долгов нет никаких. Это однозначно — временная разница.

Добрый день, в организации создается резерв по сомнительным долгам только в бухгалтерском учете. Применяется ПБУ 18/02. Резервы проводим в 1С через операцию вручную -проводка Д-т 91.2 Кт 63. Как правильно отразить в данной операции проводки в налоговом учете для целей ПБУ 18/02 по д-ту сч. 91.2 и по к-ту сч. 63 как постоянные или временные разницы?

Рекомендуем прочесть:  Есть Ли Льгота На Проезд В Общественном Транспорте Ветеранам Труда В Рязани

Резервы по сомнительным долгам проводки примеры 2021 2021 года

Для учета таких операций в бухгалтерских проводках используется 63 счет. Очень часто организации приходится принимать меры по борьбе с последствиями дебиторской задолженности. Чтобы данные последствия оказались не столь существенными, предприятия могут обезопасить себя, создав резерв по сомнительным долгам.

Особенности создания и распоряжения резерва по сомнительным долгам законодательно однозначно не регламентированы. Организации должны самостоятельно разработать соответствующие положения и закрепить их во внутренних нормативных актах. При этом нужно учитывать общепринятые особенности регламентации финансовых резервов фирмы.

  • По претензиям, искам.
    Например, учреждение является одной из сторон судебного разбирательства. По предположению собственной юридической службы есть высокая доля опасения, что решение скорее всего не удовлетворят.
  • По реструктуризации.
    Например, в учреждении планируется провести реструктуризацию. Формирования резерва в части реструктуризации может включать: расходы на консультационные услуги для организации процесса реструктуризации; прекращение договора аренды помещения, а как следствие — расходы за неустойку; сокращение штата сотрудников, что приведет к затратам на переобучение/перемещение оставшихся работников.
  • По гарантийному ремонту.
    Например, учреждение занимается производством и продажей товаров, оказанием услуг. После продажи товара или оказания услуги возможны случаи наступления гарантийных обязательств в части гарантийного ремонта или гарантийного обслуживания. В целях равномерного списание расходов для выполнения гарантийных обязательств учреждение формирует соответствующих резерв.
  • По убыточным договорным обязательствам.
    Например, учреждение арендует помещение, но в деятельности использует его частично, тем самым убыточно.
  • По демонтажу и выводу основных средств из эксплуатации.
    Например, учреждение создает объект, который в дальнейшем будет демонтирован и участок, где он располагался, восстановлен.
  • резерв под снижение стоимости материальных запасов (регулируется СГС «Запасы», утвержден приказом Минфина РФ от 07.12.2018 №256н, действует с 01.01.2020);
    Например, учреждение бюджетной сферы реализует товары, которые с течением времени утратили свои первоначальные свойства полностью либо частично, или рыночные цены на аналогичные товары снизились. Реализация товара происходит по цене ниже балансовой стоимости или безвозмездно.
  • резерв по сомнительным долгам (регулируется СГС «Доходы», утвержден приказом Минфина РФ от 27.02.2018 №32н, действует с 01.01.2019);
  • резерв на оплату отпуска сотрудников в будущем периоде (в 2020 г. — Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 №157н; начиная с 01.01.2021 — СГС «Выплаты персоналу», утвержден приказом Минфина РФ от 15.11.2019 №184н).
    Например, учреждение создает резерв в текущем году для использования в будущем, который служит для выплат накапливаемых отпусков, компенсаций за неиспользованные отпуска, взносов во внебюджетные фонды.
Adblock
detector