Стокгольмская конференция оон по окружающей среде

Стокгольмская конференция (1972 г

После этой конференции в мире формируется разветвлённая природоохранная инфраструктура. При ООН создается программа по окружающей среде (ЮНЕП), призванная координировать усилия всех государств в области охраны среды. В течение 20 лет (1972-1992) в большинстве государств мира создаются правительственные органы, ответственные за охрану среды. Во многих странах развивается природоохранительное законодательство, устанавливаются нормативные требования к окружающей среде, а также программы её улучшения. Стали выпускаться отчёты о состоянии окружающей среды, в т.ч. опубликованы отчёты о состоянии мировой окружающей среды в 1972–1982 гг. (Мировая окружающая среда, 1984).

В национальных рамках и в глобальном масштабе формируется природоохранная политика, ведутся научные и технологические разработки. Средства массовой информации намного шире освещают экологические проблемы. Возникает множество неправительственных экологических организаций и движений.

В этот период начинают выполняться крупные всемирные программы по окружающей среде: «Человек и биосфера», «Всемирная климатическая программа», «Международная геосферно-биосферная программа» и другие. Организуются системы мониторинга окружающей среды на глобальном (в отдельных аспектах) и национальном уровнях.

Конференция ООН по окружающей среде в Стокгольме в 1972г. и доклады Римскому клубу заставили думать о будущем. Конференция и работы о пределах роста показали, что окружающую среду и развитие цивилизации нельзя рассматривать раздельно, второе не отделимо от первого. Окружающая среда – место жизни людей и источник всех благ, а развитие – процесс удовлетворения потребностей в благах, способы которого непрерывно меняются научно-техническим прогрессом.

Анализ Стокгольмского плана действий показывает (Данилов-Данильян, 2000, с. 92), что все его 109 рекомендаций в целом относятся к 5-ти проблемам – оценка окружающей среды; управление окружающей средой; выявление и контроль глобальных загрязнений; экологическое образование, культура и информация; развитие и окружающая среда.

Конференция ООН по окружающей среде

Эта первая Конференция состоялась в Стокгольме в 1972г. и посвящалась проблемам окружающей среды, на ней присутствовали 113 стран. Началась работа и консолидированные действия политиков, ученых, правительственных и неправительственных организаций различных государств в этом направлении.

Четыре года спустя в 1987 в ее отчете « Наше общее будущее» основанное на собранных статистических данных и предварительных прогнозах работающих рабочих групп в различных областях науки прозвучало предупреждение о том, что человечеству необходимо многое изменить в своей деловой активности и образе жизни .в противном случае оно обречено .

Конференция ООН по окружающей среде и развитию проводилась в Рио-де-Жанейро одновременно с Встречей на высшем уровне по проблемам планеты Земля,что позволило свести вместе глав и высокопоставленных должностных лиц 179 правительств стран мирового сообщества ( в том числе не являющихся членами ООН).

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Стокгольмская конференция ООН 1972 года, проявив серьезную обеспокоенность состоянием окружающей человека природной среды и продолжающимся неконтролируемым ростом населения в развивающихся странах, создала специальную структуру ООН по окружающей среде ( ЮНЕП), которая совместно с другими институтами ООН провела большую работу по реализации Программы ООН по окружающей среде. [1]

До Стокгольмской конференции 1972 года большинство конвенций об охране окружающей среды было связано с сохранением живой природы. Не более чем исторический интерес представляют очень ранние конвенции об охране птиц ( например, Конвенция об охране птиц, полезных для земледелия, 1902 г.; подробнее см. Lyster. Конвенции об общей охране природы более значительны и более долгосрочны, хотя Вашингтонская конвенция о регулировании китобойного промысла 1946 г. и ее протокол 1956 г. особенно примечательны для этого периода — со временем в центре внимания этой конвенции, разумеется, оказалась уже не эксплуатация природных ресурсов, но их сохранение. [3]

В проекте Декларации Стокгольмской конференции ООН по окружающей человека среде записано: Человек имеет основное право на благоприятные условия жизни в окружающей среде, обладающей качеством, которое позволяет вести жизнь, полную достоинства и процветания, и несет главную ответственность за охрану и улучшение окружающей среды перед будущими поколениями ( Документы ООН А / конф. [9]

Политбюро отметило, что стокгольмская конференция открывает широкие возможности для проявления доброй воли государств, стремящихся к миру на европейском континенте. В нынешней значительно ухудшившейся международной ситуации Советский Союз, следуя принципиальной линии на снижение угрозы войны и упрочение устоев мира и разрядки, выступил на конференции вместе со своими союзниками с важными инициативами, направленными на создание атмосферы доверия, серьезно подорванного в результате милитаристского курса США и особенно размещения американских ракет первого удара на территории некоторых стран блока НАТО. Если бы, как это предлагают СССР и его союзники, все ядерные державы взяли на себя обязательства не применять ядерное оружие первыми, если бы страны НАТО согласились с предложением государств Варшавского Договора не применять вообще военную силу друг против друга, существенно возросла бы степень доверия и безопасности в Европе, да и во всем мире. [12]

Стокгольмской конференции дало глубокую трещину национальное единение в Англии, можно вывести вывод, будто мы обязаны заклеивать, а но углублять эту трещину. Принципиальный вопрос стоит так и только так: разрыв с оборонцами ( социал-шовинистами) или соглашение с ними. [2]

Важнейшими антропогенными источниками углекислого газа в атмосфере являются энергетика и транспорт, работающие на органическом топливе. Не случайно, основные выбросы углекислого газа приходятся на долю ведущих промышленно развитых стран: США — 25%, бывшего СССР — 19%, Европейского Союза — 14%, Китая — 10%, всего остального мира — 32%. Можно представить, какими будут цифры выбросов на душу населения. Это яркая иллюстрация порождения многих экологических проблем высокоразвитыми индустриальными странами, в частности чрезмерным потреблением ими ресурсов. По мнению ученых, выбросы углерода должны быть сокращены по крайней мере на 60% только лишь для того, чтобы остановить тенденцию к глобальному потеплению.

На Конференции был поставлен вопрос о том, что было бы справедливо передавать развивающимся странам или часть прибыли, полученной от использования их генетических ресурсов для сохранения биоразнообразия, или на льготных условиях новые технологии, способные содействовать решению вопросов охраны окружающей среды. Но на пути ее осуществления возникает много проблем, связанных с правом частной собственности.

Биосфера как область активной жизни Земли — это не только целостная природная система, но и уникальный банк генетических ресурсов. Генетические ресурсы являются основой селекционной работы по созданию новых сортов растений и пород животных, для биохимических процессов и биотехнологий, дающих, в частности, значительную часть ассортимента лекарственных препаратов. Не случайно, создатели Конвенции представили ее основной целью сохранение биоразнообразия на экосистемном, видовом и генетическом уровнях, устойчивое использование компонентов биоразнообразия и получение выгод, связанных и использованием генетических ресурсов и обменом соответствующими технологиями.

В биологическом разнообразии лидируют тропические страны. Считается, что в их лесах и прибрежных водах, в зонах коралловых рифов обитает до 2/3 всех видов планеты. Однако используются они в основном биотехнологическими компаниями промышленно развитых стран. На сегодняшний день ежегодная стоимость продукции, производимой с использованием биотехнологий, оценивается в 4 млрд. долл., к 2000 году она вырастет до 40-50 млрд. в год. Конкурентная борьба между соответствующими компаниями США, Западной Европы, Японии необычайно остра.

Серьезным «минусом» для Японии было то, что на Конференции не смог присутствовать премьер-министр Киити Миядзава. В распространенном на Конференции тексте его несостоявшегося выступления говорилось: «. Япония взяла курс на превращение в энерго- и ресурсосберегающее общество и резко улучшила состояние своей природной среды. Сегодня в Японии, на долю которой приходится 14% общемирового валового национального продукта, выбросы в атмосферу углекислого газа составляют менее 5%, а окислов серы — всего 1% от мирового объема выбросов. Благополучие Японии, достигнутое путем использования ресурсов планеты, возлагает на Японию обязанность играть лидирующую роль в международных усилиях по проблемам как окружающей среды, так и развития». С учетом экономического и научно-технического потенциала при современной экологической политике, одном из самых строгих природоохранных законодательств, претензии Японии выглядят вполне обоснованными.

Именно Стокгольмская конференция заложила основы сбалансированного и комплексного подхода к решению на глобальном уровне всего спектра экологических проблем. Кроме того, конференция оказала влияние и на внутреннюю политику многих государств, в национальных приоритетах которых прежде отсутствовали вопросы охраны природы.

Состоявшаяся в 1972 году Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде приняла два основных документа — Декларацию принципов и План мероприятий, сыгравших ключевую роль в развитии экологической политики государств и активизации международного сотрудничества в данной сфере.

План мероприятий содержит свыше ста пунктов, предусматривающих решение организационных, экономических, политических вопросов охраны окружающей среды, способы взаимоотношений государств и международных организаций. Одно их исторических решений конференции — создание постоянно действующего органа ООН по охране окружающей среды — ЮНЕП (UNEP, United Nations Environment Programme) – организации, которая выполняет административные функции по семи крупным конвенциям; образование Фонда окружающей среды. Кроме того, конференция провозгласила 5 июня Всемирным днем окружающей среды.

Декларация включает свыше двадцати принципов, в которых формулируется отношение мирового сообщества к проблеме окружающей среды. В частности, эти принципы предусматривают: сохранение природных ресурсов на благо нынешних и будущих поколений; право человека на благоприятные условия жизни в окружающей среде; сотрудничество при решении международных проблем окружающей среды; избавление человека и окружающей природной среды от последствий применения ядерного и иных видов оружия массового уничтожения. Стокгольмская декларация основана на признании её участниками необходимости общего подхода к восприятию проблем окружающей среды и созданию общих принципов ее сохранения и улучшения.

Рекомендуем прочесть:  Мат Капитал В 2023 Емли Ребенку 3 Года

Наиболее распространенной формой политической экологической ответственности являются санкции — принудительные меры военного или невоенного характера, применяемые против агрессора в случаях угрозы миру или международной безопасности. Они должны осуществляться только при наличии резолюции Совета Безопасности ООН. Другая форма политической ответственности — ресторация. Это обязанность государства-нарушителя восстановить прежнее состояние ОС и нести связанные с этим неблагоприятные последствия (например, восстановление качества воды, загрязненной по его вине). Материальная ответственность наступает при нарушении государством своих международных обязательств и связанного с этим материального вреда. Репарации — это возмещение причиненного материального ущерба денежными платежами, ценностями и услугами. Реституции — это возвращение, восстановление или замена в натуральном виде неправомерно изъятых, поврежденных или уничтоженных материальных ценностей. Порядок разрешения международных экологических споров обычно предусматривается в соответствующей конвенции, договоре или соглашении. Способы разрешения споров — переговоры, взаимные шаги к примирению спорящих сторон, обращение в Международный суд ООН или в Международный экологический суд. Поскольку международные экологические споры стали довольно частым явлением, возникла необходимость создания международных судебных учреждений, специализирующихся в этих вопросах. В 1993г. была учреждена Экологическая палата в составе Международного суда ООН в Гааге, в которую входят семь регулярных судей — членов Международного суда ООН. В 1994 г. был учрежден Международный суд экологического арбитража и примирения (Международный экологический суд), действующий как неправительственная организация. В состав судей были включены 29 юристов-экологов из 24 стран, включая Россию. Был принят Устав суда; местами постоянной дислокации его руководящих органов были избраны города Мехико-Сити (Мексика) и Сан-Себастьяно (Испания).

Стокгольмская конференция оон по окружающей среде

Когда Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла решение созвать Стокгольмскую конференцию 1972 года, приняв предложение правительства Швеции принять ее у себя, Генеральный секретарь ООН У Тан предложил Морису Стронгу возглавить ее в качестве Генерального секретаря Конференции, так как канадский дипломат (под руководством г-на Трудо) инициировал и уже более двух лет работает над проектом.

Швеция впервые предложила Экономическому и Социальному Совету Организации Объединенных Наций в 1968 году идею проведения конференции Организации Объединенных Наций по вопросам взаимодействия человека с окружающей средой. ЭКОСОК приняла резолюцию 1346 в поддержку этой идеи. Резолюция 2398 Генеральной Ассамблеи, принятая в 1969 году, постановила созвать конференцию в 1972 году и поручила Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций подготовить ряд докладов о том, что le = Global Environmental Institutionyear = 2006pher = leggepages = 22-23> > Подготовка к конференции была обширной, в течение четырех лет, включая 114 правительств, и более 30 000 долларов США.

Стокгольмская конференция побудила страны всего мира следить за состоянием окружающей среды, а также создавать природоохранные министерства и учреждения. Несмотря на это институциональное сопровождение, включая создание ЮНЕП, невыполнение большей части ее программы действий побудило Организацию Объединенных Наций провести последующие конференции. Конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию, созванная в Рио-де-Жанейро в 1992 году (Встреча на высшем уровне «Планета Земля» в Рио-де-Жанейро), Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию 2002 года в Йоханнесбурге и Конференция Организации Объединенных Наций Наций по устойчивому развитию в 2012 году (конференция по устойчивому развитию).

Одним из основополагающих вопросов, возникших в ходе конференции, является признание необходимости выделения средств на цели борьбы с нищетой в целях охраны окружающей среды. Индийский премьер-министр Индира Ганди в своем основополагающем выступлении на конференции выдвинула на первый план связь между управлением экологией и распределением бедности.

На самой конференции стали возникать разногласия между развитыми и развивающимися странами. Китайская делегация проявила на конференции терпение по отношению к Соединенным Штатам, выпустив меморандум из 17 пунктов, в котором говорится о политике Соединенных Штатов в Индокитае, а также во всем мире. Эта позиция воодушевила другие развивающиеся страны, которые составили 70 из 122 участвовавших стран. Многие страны, включая Пакистан, Перу и Чили, выступили с антиколониальными заявлениями, что еще больше беспокоит делегацию Соединенных Штатов. Настолько резкой была критика, что Роджерс Мортон, в то время секретарь внутренних дел, заметил «Я желаю, чтобы русские были здесь», чтобы отвлечь внимание китайских критиков.

Затем, 3 декабря 1968 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцию, в которой отмечается важнейшая роль благоприятной окружающей среды для соблюдения основных прав человека и надлежащего экономического и социального развития. Эволюция взглядов в данной области сопровождалась жесткими спорами и дискуссиями. Так, американский ученый Норман Э. Борлоуг, лауреат Нобелевской премии, получивший ее за вклад в «зеленую революцию», выступил против запрещения ДДТ и других ядохимикатов, критикуя призывы к ограничению вмешательства в окружающую среду. Он декларирует, что, не дав себе труда подумать, так называемые «защитники» природы и окружающей среды, а также слабо информированные люди, работающие в средствах массовой информации, начали крестовый поход с целью добиться запрещения сельскохозяйственных химикатов — пестицидов и удобрений. Мигель А. Оскорио де Альмейра, глава Бразильской делегации на Стокгольмской конференции, подверг сомнению обоснованность тревоги по поводу окружающей среды. Суть его выступления заключалась в следующем. Нам грозят таянием полярных льдов, за которым последует затопление многих крупных городов. Нам грозят истощением запасов кислорода на земле, вызванным чрезмерным его потреблением. Нам грозят раковыми заболеваниями. Нам грозят голодом. Слушая все эти ужасные пророчества, разумно задать вопрос: сколь велика их вероятность и как скоро все это может произойти? Что касается сроков осуществления этих пророчеств, то если речь идет о ближайшем десятилетии, необходимо предпринимать какие-либо действия. Если же, однако, мы имеем еще сто лет, то у нас есть время расширить и углубить наши знания, а значит, сократить риск возможных ошибок при решении данной проблемы. Если же это сотни тысяч или миллионы лет, то давайте просто забудем об этом — такой вывод он делает. Впервые принципы международного экологического сотрудничества были обобщены в Декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей среды в 1972 г. В этом документе в виде преамбулы сначала приведены рассуждения о сущности и причинах глобальной экологической проблемы, которые объясняют необходимость нового направления международного сотрудничества — сотрудничества в области охраны окружающей среды. Затем сформулированы 26 принципов, начиная с провозглашения основополагающего — права человека на жизнь в такой окружающей среде, «качественная сторона которой делает возможным достойный и благополучный образ жизни». Следующим шагом систематизации международно-правовых принципов охраны окружающей среды и регулирования природопользования была Всемирная хартия природы (ВХП), которая одобрена Генеральной Ассамблеей ООН и торжественно провозглашена в резолюции от 28 октября 1982 г. Как и другие обычные резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, названные выше декларации не имеют обязательной юридической силы, носят рекомендательный характер. Но их значение весьма велико, поскольку они приняты непосредственно Генеральной Ассамблеей ООН, обладающей самым высоким авторитетом, олицетворяющим волю всего человечества. В отличие от Стокгольмской декларации, Всемирная хартия природы принята и торжественно провозглашена путем голосования. Из 130 государств, представители которых участвовали в заседании Генеральной Ассамблеи ООН при рассмотрении данного вопроса, 111 государств проголосовали за резолюцию, 18 — воздержались и одно государство — США — проголосовало против. В содержании Всемирной хартии природы имеется определенное повторение принципов Стокгольмской декларации. Но в чем-то она идет дальше по пути генерализации международных юридических принципов охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Это видно из сравнения ряда положений Декларации и Хартии. В сентябре 1980 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцию «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущих поколений». Резолюция призывает все государства и народы предпринять конкретные меры по сокращению вооружений и разработке мероприятий по охране окружающей среды. В новейшем понимании принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды изложены в Декларации по окружающей среде и развитию, которая была единодушно принята участниками конференции ООН, состоявшейся в июне 1992 г. в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия). В Декларации Рио-де-Жанейро говорится, что Конференция ООН по окружающей среде и развитию, будучи созвана с 3 по 14 июня 1992 г., подтверждая Декларацию Конференции ООН по проблемам окружающей среды, принятую в Стокгольме 16 июня 1972 г., и стремясь развить ее, преследует цель установления нового, справедливого глобального партнерства путем создания новых уровней сотрудничества между государствами, ключевыми секторами общества и людьми, прилагая усилия для заключения международных соглашений, обеспечивающих уважение интересов всех и защиту целостности глобальной системы окружающей среды и развития, признавая комплексный и взаимозависимый характер Земли, нашего дома. По правовому и смысловому значению декларируемые принципы охраны окружающей среды можно подразделить на девять групп, во главу которых нужно определить принципы, утверждающие право граждан на благоприятную окружающую среду, хотя еще 20 лет назад приоритет отдавался суверенитету государств на использование природных ресурсов и охрану окружающей среды.

Главной целью охраны окружающей среды является в конечном счете установление гармонии между развитием человечества и благоприятным состоянием окружающей среды. Достижение этой цели в теоретическом аспекте требует ответа на ряд сложных вопросов, таких как: 1) насколько изменения качества окружающей среды, происходящие под влиянием развития человечества, угрожают физическому существованию самого человечества; 2) способны ли люди предотвратить наступление экологического кризиса; 3) что необходимо предпринять, чтобы решить проблему охраны окружающей среды, гарантировать право человека на благоприятную окружающую среду? Природа не признает государственных и административных границ, и усилия одного или нескольких государств не могут предотвратить экологического кризиса и дать ощутимых результатов в данной области. Понимание этих процессов диктует тенденции и принципы охраны окружающей среды. К основным международно-правовым источникам в области охраны окружающей среды относятся международные конвенции, договоры, соглашения, резолюции и документы международных организаций в части охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Важнейшее место в этом ряду отводится резолюциям Генеральной Ассамблеи ООН. Право окружающей среды тесно связано с морским, атомным, космическим и другими отраслями международного права. Всеобщая декларация о правах человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1948 г., не отразила прямо права людей на благоприятную природную среду, что в то время соответствовало относительно слабо выраженным отрицательным воздействиям окружающей среды на здоровье человека и распространенным взглядам. Представлялось вполне достаточным зафиксировать права человека на охрану жизни и здоровья. 18 декабря 1962 г. принимается резолюция «Экономическое развитие и охрана природы», в которой были одобрены инициатива и рекомендации, предложенные ЮНЕСКО. Данная резолюция выделяла три основных положения:

Рекомендуем прочесть:  Антибиотики Нарктики

Итак, первая группа включает принципы, закрепляющие приоритеты прав человека на благоприятную окружающую среду и устойчивое развитие. Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой. Право на развитие должно быть реализовано, чтобы обеспечить справедливое удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений в области развития и области окружающей среды. Для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него. Принцип 2 Стокгольмской декларации провозглашает, что природные ресурсы Земли, включая воздух, воду, землю, флору и фауну, и особенно репрезентативные образцы естественных экосистем, должны быть сохранены на благо нынешнего и будущих поколений путем тщательного планирования и управления по мере необходимости.

Основанием применения международной ответственности служит экологическое правонарушение, которое проявляется в основном либо в невыполнении субъектом международного права окружающей среды взятого на себя международного обязательства, либо в причинении экологического ущерба посредством загрязнения моря нефтью, трансграничного загрязнения окружающей среды соседнего государства и т.п.

Проблема международной ответственности государств является одной из сложнейших в международном праве и не имеет однозначного решения ни в доктрине, ни в практике межгосударственного общения. Она является коренной для обеспечения международного правопорядка*. Под международной ответственностью за экологические правонарушения понимается наступление для субъекта международного права окружающей среды, нарушившего предусмотренные им требования, неблагоприятных последствий.

Если после Стокгольмской конференции ООН была создана ЮНЕП, то одним из итогов Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Бразилия, 1992 г.) явилось создание в рамках ООН Комиссии по устойчивому развитию, которая является вспомогательным органом Экономического и социального Совета ООН (ЭКОСОС).

В контексте решений Стокгольмской конференции ООН по окружающей человека среде (1972 г.) Генеральная Ассамблея ООН одобрила в декабре 1972г. резолюцию № 2997 «Организационные и финансовые мероприятия по международному сотрудничеству в области окружающей среды». Этой резолюцией был учрежден новый межправительственный орган по вопросам охраны окружающей среды в рамках ООН – Программа ООН по окруж

Фонд окружающей среды создан в целях оказания дополнительной финансовой поддержки международным природоохранительным мероприятиям, которые осуществляются в рамках ЮНЕП. Фонд образуется на основе добровольных взносов стран и расходуется в соответствии с рекомендациями Совета управляющих ЮНЕП.

Праздник был провозглашен Генеральной Ассамблеи ООН. Датой проведения выбрано 5 июня — день начала работы Стокгольмской конференции по проблемам окружающей человека среды. Празднование этого Дня рассчитано на то, чтобы пробудить в каждом человеке желание способствовать охране окружающей среды.

Всемирный день окружающей среды, установленный ООН и ежегодно отмечаемый 5 июня, является для всех экологов и природоохранных организаций одним из основных способов привлечь внимание мировой общественности к проблемам окружающей среды, а также стимулировать политический интерес и соответствующие действия, направленные на охрану окружающей среды.

Стокгольмская Конференция ООН по проблемам окружающей человека среды открылась 5 июня 1972 года. На этом международном форуме впервые обсуждалась концепция устойчивого развития, которая в настоящее время является наиболее популярной концепцией развития человечества. На конференции была создана Стокгольмская декларация, установившая 26 принципов сохранения окружающей среды.

Сегодня, традиционно, Всемирный день окружающей среды — народное событие, сопровождающееся такими красочными зрелищами, как уличные митинги, парады велосипедистов, «зеленые» концерты, конкурсы сочинений и плакатов в школах, посадка деревьев, кампании по регенерации отходов и уборке территории и другие мероприятия.

Экология СПРАВОЧНИК

Стоить отметить также заключительный документ Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.) — программу «Повестка дня для XXI века», где дана обобщенная оценка эволюции цивилизации и, что особо существенно, фундаментальным образом обоснованный сделан вывод о жизненной необходимости перехода человечества к устойчивому развитию.[ . ]

Рамочная конвенция ООН по изменению климата. Конвенция была подписана в 1992 г. на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (ЮНСЕД). Высший орган Конвенции — конференция сторон, которая собирается регулярно в различных странах-сторонах Конвенции. На сегодняшний день состоялось 7 конференций сторон; последняя — осенью 2001 г. в Марокко.[ . ]

Перед лицом глобальной опасности изменения климата в 1992 году на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро странами-членами ООН была подписана рамочная Конвенция об изменении климата, которая ратифицирована Российской Федерацией 4 ноября 1994 года. В настоящее время Конвенция вступила в силу. Согласно статьям 4 и 12 Конвенции Российская Федерация обязана регулярно разрабатывать и представлять Конференции сторон Конвенции национальные программы и сообщения с подробным описанием политики и мер по регулированию антропогенных выбросов и стоков парниковых газов, а также мер по адаптации к изменениям климата.[ . ]

В 1987 г. Всемирная комиссия ООН по окружающей среде и развитию обострила вопрос о необходимости поиска повой модели развития цивилизации, опубликовав доклад «Наше общее будущее», широко известный как доклад Гру Харлем Бруп-дтлапда (премьер-министр Норвегии, возглавлявший работу комиссии). В 1989 г. Г енеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 44/428, призывающую организован, проведение па уровне глав государств и правительств специальной конференции, посвященной выработке стратег ии устойчивого, экологически приемлемого экономического развития цивилизации. Такая конференция ООН по окружающей среде и развитию состоялась в Рио-де-Жанейро (Бразилия) в июне 1992 г. с участием мировых лидеров и высокопоставленных должностных лиц 179 правительств стран мира. Конференция ясно показала, что экологическое развитие пе может остановиться, но оно должно пойти но иному пут и, перест ав столь активно разрушать окружающую среду.[ . ]

Во всех развитых странах качество воды является предметом особого внимания государственных органов, общественных движений, средств массовой информации и широких слоев населения. Экологическая ситуация в стране зависит не только от уровня загрязнения окружающей среды внутри национальных границ, но и от отношения к охране природы в соседних государствах. Многие правительства в основу своей политики в области охраны окружающей среды сегодня кладут принцип тесного международного сотрудничества при решении экологических проблем. Общее мнение представителей 178 государств и 30 международных организаций, собравшихся в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия) на Конференцию ООН по окружающей среде и развитию, выражено в ее декларации — мировое сообщество должно перейти к новой модели развития, при которой потребности нынешнего и будущих поколений будут удовлетворяться при максимальном сохранении окружающей среды.[ . ]

Конференция Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды (Стокгольмская Конференция)

II сессия в Женеве (8-19 февраля 1971 г.)- составил предварительную повестку дня Конференции; рассмотрел возможную форму и содержание декларации об окружающей человека среде; рассмотрел в предварительном порядке вопросы загрязнения морей, мониторинга или надзора, предельных объемов сброса загрязняющих веществ, охраны природы, почвы, профессиональной подготовки, обмена информацией и генетических задач и рекомендовал создать межправительственные рабочие группы соответственно по загрязнению морей, мониторингу, охране природы и почвам.

Вопрос о созыве международной конференции по проблемам окружающей среды был поднят Экономическим и Социальным Советом на его сорок пятой сессии. В резолюции по этому вопросу Совет подчеркнул, в частности, срочную необходимость усиления мероприятий как на национальном, так и на международном уровнях для ограничения и по возможности приостановки ухудшения окружающей человека среды.

1) задачи, поставленные на Конференции , могут быть реализованы только в результате тесного сотрудничества государств и только при условии, что их социальные, экономические и политические взаимоотношения встанут на новый уровень. Также страны-участницы считают, что должны быть разработаны такие средства, которые позволили бы ознакомить все население с проблемами охраны окружающей среды, а также тех лиц, которые будут вырабатывать соответствующие постановления для разрешения этой проблемы.

Проблема загрязнения, а также необходимость принятия мер по защите окружающей среды во все времена являлась актуальной. И, если в начале прошлого тысячелетия ухудшение состояния окружающей среды носило локальный характер, и данный вопрос мог быть урегулирован на местном, национальном уровне, то в новых условиях экологическая угроза требует совершенно нового отношения к себе. Уже в середине XX в. наметились глобальные изменения окружающей среды, поскольку интенсивное социально-экономическое развитие общества привело к определенным нагрузкам на природную среду и обострению экологической проблемы не только на локальном, региональном, национальном, но и на глобальном уровнях.

На Конференции были представлены следующие специализированные учреждения: Международная организация труда, Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, Международная организация гражданской авиации, Всемирная организация здравоохранения, Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, Всемирный почтовый союз, Международный союз электросвязи, Всемирная метеорологическая организация и Межправительственная морская консультативная организация. Были также представлены Международное агентство по атомной энергии и Генеральное соглашение по тарифам и торговле.

Международные конференции по окружающей среде

Окружающей среде посвящен пятый раздел Заключительного акта. В нем определяются цели, области, формы и методы экологического сотрудничества государств. В частности, международное экологическое сотрудничество имеет такие области сотрудничества, как борьба с загрязнением атмосферы, охрана вод от загрязнения, охрана морской среды, охрана почвы, заповедников, окружающей среды в городах, намечены фундаментальные исследования по экологии. В числе форм и методов такого сотрудничества предлагались: обмен информацией, организация конференций, обмен научными работниками, совместные разработки проблем охраны окружающей среды.

Рекомендуем прочесть:  Регистрация недостроенного дома на земельном участке в 2023 году

Основная задача в деятельности МСОП состоит в развитии международного сотрудничества государств, национальных международных организаций, отдельных граждан в области:
а) сохранения естественных экосистем, растительного и животного мира;
б) сохранения редких и исчезающих видов растений и животных, памятников природы;
в) организации заповедников, резерватов, национальных природных парков;
г) экологического просвещения.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), которое было образовано в 1957 г. для выполнения программы обеспечение ядерной безопасности и охраны окружающей среды от радиоактивного загрязнения. МАГАТЭ разрабатывает Правила строительства и эксплуатации атомных электростанций, проводит экспертизу проектируемых и действующих АЭС, дает оценку воздействия атомных материалов на окружающую среду, устанавливает нормы радиационной безопасности, проверяет их выполнение. Не подчинение отдельных государств этим требованиям, как показывает мировой опыт, может вызвать применение по решению Совета Безопасности ООН экономических санкций со стороны мирового сообщества.

Организация Объединенных наций по культуре, науке, образованию, (ЮНЕСКО) образована в 1948 г. со штаб-квартирой в Париже. Природоохранительную деятельность она осуществляет по нескольким направлениям:
a) руководство экологическими программами, в которых занято свыше 100 государств. Среди программ долгосрочная, межправительственная и междисциплинарная программа «Человек и биосфера» (МАБ), Международная программа по образованию в области окружающей среды, Международная гидрологическая программа и т. д.;
б) учет и организация охраны природных объектов, отнесенных к всемирному наследию;
в) оказание помощи развивающимся и другим странам в развитии экологического образования и подготовке специалистов- экологов, так под эгидой ЮНЕСКО в Алтайском государственном техническом университете открыта Международная кафедра ЮНЕСКО «Экологическое образование в Сибири».

При содействии МСОП проводятся международные конференции по охране природы, разрабатываются проекты международных конвенций по охране памятников природы, отдельных природных объектов и комплексов. По инициативе МСОП ведется Красная книга редких и исчезающих видов растений и животных, разработана программа «Всемирная стратегия охраны природы».

На конференции 1972 года было признано право человека на «свободу, равенство и адекватные условия жизни в окружающей среде». Также был принят план действий из 109 пунктов [3] , реализацией которого занялась предложенная на конференции организация ООН — Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП, создана в декабре 1972 года) [4] [5] . Также был создан Фонд окружающей среды. В честь конференции был установлен Всемирный день окружающей среды — 5 июня [6] .

Конференция по проблемам окружающей человека среды (Стокгольмская конференция) состоялась 5-16 июня 1972 года [1] . На этом международном форуме впервые обсуждалась концепция устойчивого развития, которая в настоящее время является наиболее популярной концепцией развития человечества. На конференции была создана Стокгольмская декларация (англ.) ( рус. [2] , установившая 26 принципов сохранения окружающей среды.

Конференция привлекла значительное внимание к проблеме защиты окружающей среды. Например, в период 1971-1975 годов в странах ОЭСР были приняты 31 закон в области охраны среды. За десять лет после конференции было создано около ста министерств охраны окружающей среды [4] .

Для проверки достоверности научных прогнозов Конференция задействовала международные программы по изучению и прекращению деградации окружающей среды («Человек и Биосфера», «Программа исследований Мирового океана», «Всемирная климатическая программа», «Международное гидрологическое десятилетие», программы изучения обезлесивания, опустынивания и т.п.). Результаты работ по программам было решено рассмотреть через 20 лет на следующей аналогичной конференции.

Впервые в истории была сделана попытка привлечь к практическому решению глобальных проблем как правительства стран мира, так и мировую общественность. Стокгольмская конференция положила начало быстрому развитию национальных и международных организаций, направляющих и координирующих деятельность по сохранению окружающей среды. Если до неё государственные органы (министерства) по охране окружающей среды были только в Швеции, США, Канаде, Великобритании и Японии, то после неё подобные структуры были организованы практически во всех государствах, в том числе в СССР. Возникло множество неправительственных экологических («зелёных») организаций и движений. Положено начало созданию в государствах правительственных органов, ответственных за охрану окружающей среды. Создана координирующая организация – ЮНЕП – «Программа ООН по окружающей среде» (филиал в России – ЮНЕПКОМ).

Конференция серьёзно отнеслась к мнению учёных о том, что окружающую среду и развитие цивилизации уже нельзя рассматривать раздельно, второе неотделимо от первого. Впервые в истории мировое сообщество на самом высоком уровне признало наличие и остроту глобальных проблем.

Вообще-то, для борьбы с опасностями, которые можно назвать «вечными», родители, родственники и окружающие с малых лет обучают детей вести здоровый образ жизни, правильно реагировать на экстремальные ситуации, уметь оказывать себе и окружающим посильную медицинскую помощь, объединять свои усилия против «врагов» — т.е. обеспечивать свою безопасность в повседневной жизни. Такое положение всем привычно и неудивительно. Привычно осознавая необходимость постоянного внимания к издавна известным опасностям для жизни, большинство людей думает, что в окружающем их мире всё и впредь будет так, как было всегда. Возникли, конечно, в последнее время некоторые новые опасности, связанные с ростом городов, с техническим прогрессом, с «экологией», но ведь и созданы специальные службы помощи человеку в новых условиях, в чрезвычайных ситуациях. В целом же, кажется людям, их жизнь, прогрессируя, становится все лучше, каждому человеку (и стране) надо лишь найти в ней свое место – пусть и приходится не забывать при этом о постоянных, с детства известных опасностях. Поэтому сенсационные публикации в средствах массовой информации о новых глобальных угрозах и, особенно, обнародование доклада Римскому клубу «Пределы роста» многими были восприняты как предсказание скорого конца света. Беспокойство общественности привело к созыву ООН Конференции по окружающей среде в Стокгольме в 1972 году с целью проверки и оценки результатов научных исследований. Настоятельные предупреждения учёных заставили общество думать о будущем.

Наряду с созданием правительственных органов, ответственных за охрану окружающей среды, было обращено внимание и на создание специальных государственных ведомств по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (особое значение имела впоследствии Чернобыльская катастрофа в 1986 году – в 1991 году в России было создано МЧС).

Одним из основополагающих вопросов, поднятых на конференции, является признание необходимости сокращения бедности для защиты окружающей среды. Премьер-министр Индии Индира Ганди в своем основополагающем выступлении на конференции подчеркнула связь между экологическим менеджментом и борьба с бедностью. [10]

На самой конференции начали проявляться разногласия между развитыми и развивающимися странами. Китайская делегация проявила враждебность по отношению к Соединенным Штатам на конференции, выпустив меморандум из 17 пунктов, осуждающий Политика США в Индокитае, а также по всему миру. Эта позиция придала смелости другим развивающимся странам, которые составили 70 из 122 участвовавших стран. Несколько стран, включая Пакистан, Перу, и Чили выступил с заявлениями антиколониального характера, что еще больше обеспокоило делегацию Соединенных Штатов. Критика была настолько резкой, что Роджерс Мортон, в то время министр внутренних дел, заметил: «Я бы хотел, чтобы русские были здесь», чтобы отвлечь внимание китайской критики. [7]

В 1972 году экологическое руководство не считалось международным приоритетом, особенно для глобального Юга. Развивающиеся страны поддержали создание ЮНЕП не потому, что они поддерживали экологическое руководство, а потому, что ее штаб-квартира расположена в Найроби, Кения, поскольку ЮНЕП будет первым агентством ООН, базирующимся в развивающейся стране. [4]

Швеция впервые предложила Экономическому и Социальному Совету ООН ЭКОСОС В 1968 году возникла идея проведения конференции ООН, посвященной взаимодействию человека с окружающей средой. ЭКОСОС принял резолюцию 1346 в поддержку этой идеи. Резолюция 2398 Генеральной Ассамблеи в 1969 году постановила созвать конференцию в 1972 году и потребовала от Генерального секретаря ООН подготовить ряд отчетов, в которых предлагалось сосредоточить внимание конференции на «стимулировании и предоставлении руководящих указаний для действий национального правительства и международных организаций» по решению экологических проблем. [5] Подготовка к конференции была обширной, продолжалась 4 года, включая 114 правительств, и стоила более 30 000 000 долларов. [6]

  1. Права человека должно быть утверждено, апартеид и колониализм осужден
  2. Природные ресурсы должны быть защищены
  3. Способность Земли к производитьвозобновляемые ресурсы должен поддерживаться
  4. Дикая природа должны быть защищены
  5. Невозобновляемые ресурсы нужно делиться и не истощать
  6. Загрязнение не должен превышать способность окружающей среды очищаться
  7. Повреждение загрязнение океана необходимо предотвратить
  8. Развитие необходимо для улучшения окружающей среды
  9. Развивающиеся страны поэтому нужна помощь
  10. Развивающимся странам нужны разумные цены на экспорт, чтобы управление окружением
  11. Экологическая политика не должен мешать развитию
  12. Развивающимся странам нужны деньги для разработки мер защиты окружающей среды
  13. Необходимо комплексное планирование развития
  14. Рациональное планирование должно разрешать конфликты между окружающей средой и развитием.
  15. Необходимо планировать населенные пункты для ликвидации проблемы окружающей среды
  16. Правительствам следует самостоятельно планировать соответствующие демографическая политика
  17. Национальные учреждения должны планировать освоение природных ресурсов государства
  18. Наука и технологии должны использоваться для улучшения окружающей среды
  19. Экологическое образование необходимо
  20. Необходимо поощрять экологические исследования, особенно в развивающихся странах.
  21. Государства могут использовать свои ресурсы по своему усмотрению, но не должны подвергать опасности других.
  22. Компенсация причитается государствам, находящимся под угрозой исчезновения
  23. Каждая нация должна устанавливать свои стандарты
  24. Должно быть сотрудничество по международным вопросам
  25. Международные организации должен помочь улучшить окружающую среду
  26. Оружие массового поражения должен быть устранен
Adblock
detector