Все Риски С Точки Зрения Авторских Прав На Объекты Архитектуры (Здания, Сооружения, Памятники И Т Д) –

Объекты авторского права на произведения архитектуры

Представляется, что из перечисленных составляющих проекта на строительство произведением архитектуры как объектом авторского права можно считать только архитектурные решения (основные чертежи и т. д.) раздела «Архитектурно-строительные решения». Ведь только они создаются творческим трудом в полном смысле этого слова. Все остальные составляющие проекта, будь то технологические решения, сметная документация и прочее, не требуют творческого подхода в процессе своего создания.

Во-первых, построенное здание является воплощением творческой идеи автора. Это воплощение идеи автора архитектурного проекта даже можно назвать более полным и наглядным по сравнению с проектом или документацией для строительства. М. Г. Диканский точно заметил: «Если бы законодатель. хотел бы признать готовое здание лишенным защиты, он, конечно, не стал бы охранять и чертежи, — это было бы совершенно бесполезно».

Содержание авторских прав носит имущественный и неимущественный характер. Прежде всего, архитектору принадлежит неимущественное право на имя и авторство на созданный объект или оформленный проект. Это право не аннулируется даже при заключении договору купли-продажи или лицензионного соглашения. Исключительные права, напротив, имеют денежную оценку и могут выступать предметом договорных отношений.

  • все проекты индивидуальной или массовой застройки утверждаются государственными комиссиями, в том числе с указанием авторства;
  • для строительства нового объекта архитектуры выдается разрешение надзорных органов – для этого представляются сведения об авторе проекта;
  • архитектурная документация проходит через экспертизы на федеральном, региональном или муниципальном уровне, где также проверяются сведения об авторе.

Авторские права на архитектурное произведение: проблемные вопросы (Стрелкова К

Таким образом, несмотря на то что архитектурные произведения указаны в перечне объектов авторских прав, закон сегодня в достаточной мере не раскрывает эти понятия. Как следствие, появились расхождения в их толковании.
Особенно острым представляется вопрос отнесения зданий и сооружений к архитектурным произведениям. Ряд ученых считают, что к объектам авторских прав в области архитектуры нельзя относить здания. К примеру, Хаутов Д.К. пишет: «Произведения архитектуры и градостроительства должны иметь объективную форму выражения. Формой выражения такого рода произведений является проект. Построенное по проекту здание (сооружение) не может выступать произведением архитектуры или объектом авторского права» [1]. Сходная позиция у А. Думанской и О.П. Попова — авторы также считают, что здание объектом авторских прав не является: «Построенное по проекту здание (сооружение) не может выступать произведением архитектуры или объектом авторского права» [2]. Мерзликина Р. тоже придерживается этого мнения: «Не может быть объектом авторского права и архитектурный объект — здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений созданные на основе архитектурного проекта» [3]. Таким образом, с учетом всех представленных позиций авторскими правами охраняется лишь архитектурное решение, выраженное в проекте, а здание является результатом деятельности не архитектурной, но строительной, не требующей творческого вклада.
Но есть авторы, которые с представленными позициями не согласны. Например, А.П. Сергеев считает, что здания и сооружения являются основной объективной формой, в которой воплощается произведение [4]. Шестакова К.Д., основываясь на европейском опыте, тоже признает здание объектом авторских прав [5]. «Отдельно от процесса возведения строения использование архитектурного проекта теряет всякий смысл» [6], — поддерживает данную точку зрения Слесарюк Н.В.
Очевидно, что при отсутствии единого подхода в теории разрешить вопрос на практике сложнее.
В попытках разобраться в данном вопросе интересным представляется тезис Люкшина А.М. о том, что «объект авторского права в архитектуре один — само произведение архитектуры, которое может воплощаться в различных формах: архитектурном проекте, документации для строительства, созданной на основе архитектурного проекта, или архитектурном объекте» [7]. Достаточно легко для восприятия: один объект — архитектурное произведение и несколько его форм. Однако если возникают вопросы в отношении объектов архитектуры, тогда достаточно трудно, не являясь архитектором, понять, зачем нужно выделять и архитектурный проект, и строительную документацию, когда авторское право изначально защищает только творчество, а значит, только творческую составляющую документации, что суть и есть архитектурный проект.
Статья 2 ФЗ «Об архитектурной деятельности» гласит: «Архитектурный проект — это архитектурная часть документации для строительства и градостроительной документации, содержащая архитектурные решения, которые комплексно учитывают социальные, экономические, функциональные, инженерные, технические, противопожарные, санитарно-эпидемиологические, экологические, архитектурно-художественные и иные требования к объекту». Нужно ли в таком случае выделять документацию для строительства как отдельный элемент произведения архитектуры? Для того чтобы разобраться в этом вопросе, следует рассмотреть все стадии создания и развития архитектурного произведения.
Итак, первая стадия — это создание архитектурного проекта — стадия «П». В процессе ее рождается творческая часть, непосредственно совокупность архитектурных решений. Следующая стадия «Р» включает рабочий проект (РП) и рабочую документацию (Р). Разделение процесса на стадии является существенным для деятельности архитектора: стадия «П» — это чистое архитектурное творчество, замысел и идея, стадия «Р» дорабатывает результаты первого этапа в документации для строительства. При этом зачастую стадию «Р» осуществляет не первоначальный автор-архитектор, а иные лица. Именно здесь кроется ответ на вопрос, почему стоит учитывать результаты обеих стадий.
Дело в том, что при разработке строительной документации без согласия автора никакие изменения в проект вноситься не могут [8]. «Таким образом, автор архитектурного проекта также признается автором документации для строительства, разработанной на основе этого проекта» [9]. Также дела обстоят и с макетами, которые удобны в демонстрации архитектурного проекта: это тоже объекты авторских прав, и права на них принадлежат автору проекта.
Следует отметить, что при выполнении стадии «Р» иными лицами допустимы условия соавторства: при выполнении строительной документации или возведении макета у проектировщиков могут быть предложения к автору, получив согласие на которые они могут как-либо изменить первоначальные архитектурные решения. Соавторство может быть только добровольным: если согласия автора нет, то речь идет не о соавторстве, а о нарушении авторских прав.
Пример из судебной практики [10]: автор проекта потребовал компенсацию с ответчика за вмешательство в творчество без его согласия. Истец ООО «Контур» разработал проектную документацию для строительства жилого дома. В ходе строительства к истцу обратился заказчик с тем, чтобы тот изменил свой проект, добавил количество этажей и секций. Получив на заявленную просьбу отказ ввиду опасности этого предприятия, заказчик обратился к ответчику. Ответчик, без согласия на то истца, выполнил задание заказчика, тем самым нарушил авторские права. Суд требования истца удовлетворил и предъявил к ответчику требование о выплате компенсации. Вывод: права архитектора имеют первостепенное значение — даже если заказчик просил переделать существующий проект, ответчик не мог игнорировать то обстоятельство, что он вмешивается в архитектурное решение, автором которого сам не являлся.
Итак, когда проект и строительная документация готовы, может начинаться стадия возведения объекта. Возвращаясь к архитектурным объектам, необходимо напомнить, как уже было отмечено, что существуют две полярные позиции. Одна из них сводится к игнорированию архитектурного объекта с точки зрения защиты авторских прав, вторая состоит в признании объекта, равно как и проекта, подлежащими защите. Анализ отечественного и международного законодательства помогает прийти к выводу, что непризнание архитектурного объекта полноценным объектом авторских прав невозможно. Например, статья 1273 ГК РФ не допускает свободное воспроизведение произведений архитектуры в личных целях без согласия автора и выплаты ему вознаграждения. Или статья 1292 ГК РФ о праве доступа: в соответствии с ней «автор произведения архитектуры вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять фото- и видеосъемку произведения». Закон наделяет архитектора и правом авторского надзора за осуществлением реализации его проекта. Это значит, что без согласия архитектора строительные изменения, достройки и перестройки не могут иметь места.
Комитет по архитектуре Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) и ЮНЕСКО дает следующее определение произведениям архитектуры — это «здания и аналогичные сооружения, если они содержат оригинальные творческие элементы, как по форме, так и конструкции. » . Таким образом, здание и на международном уровне признается объектом авторских прав.
———————————
«Works of architecture are buildings and similar constructions provided they contain original creative elements as to their form design or ornaments irrespective of the purpose of buildings or similar constructions» (Committee of Governmental Experts on Works of Architecture). 20 — 22 October 1986. http://unesdoc.unesco.org/images/0008/000848/084827eb.pdf.

Рекомендуем прочесть:  Где В Квитанции Найти Октмо

Наконец, ввиду существования такого явления, как плагиат, то есть непосредственного копирования внешней формы здания, несправедливо игнорировать права автора на архитектурные объекты. С этой точки зрения, интересным кажется исследование Коротича А.В. о так называемых архитектурных близнецах [11]. Полное «списывание» наружных элементов, несущих композиционную ценность, воспроизведение уже существующего здания, создание архитектурного близнеца — это такой же плагиат, как и копирование проекта. Скажем, если форма здания, его геометрический образ, силуэт, цветовое и фактурное решение, композиционно значимые элементы, а также световая обработка здания полностью повторяют оригинал, то вызывает сомнение непреднамеренное копирование всех составляющих архитектурного произведения. Разве не будет в таком случае нарушения прав автора? Разве можно игнорировать эту форму архитектурного произведения?
———————————
Критерии, представленные Коротичем А.В.

Из этого прямо следует, что архитектурные решения, зафиксированные на эскизах, чертежах, а также решения, воплощенные в материальной форме (в виде построенных зданий и сооружений или их отдельных частей) с точки зрения авторского права охраняются абсолютно одинаково, начиная с момента их фиксации или с момента фактического воплощения.

Творческий замысел архитектора или проектировщика, не выраженный на бумаге или в каком-либо ином материальном объекте или носителе, то есть архитектурное решение существующее только в мыслях его автора, правовую охрану не получает , поскольку в данном случае не выполняется обязательное условие о выражении произведения в объективной форме.

Все Риски С Точки Зрения Авторских Прав На Объекты Архитектуры (Здания, Сооружения, Памятники И Т Д) –

Такие права могут быть как переданы третьим лицам во временное пользование по модели лицензионного договора, так и отчуждены навсегда. На практике чаще всего заключаются смешанные договоры, которые сочетают в себе элементы договора подряда на выполнение проектно-изыскательских работ, а также лицензионного договора либо договора об отчуждении исключительного права на произведение. Особенно важно при заключении подобного рода договоров прямо предусмотреть, отчуждаются ли исключительные права раз и навсегда третьему лицу или просто передаются в пользование на определенное время. В случае, если исключительные права передаются в пользование без намерения отчуждения, целесообразно предусмотреть в договоре срок и способы такого использования. Имеет смысл также детально урегулировать вопросы о том, разрешает ли автор впоследствии вносить изменения в архитектурный проект, а также созданный на основании него архитектурный объект.

Рекомендуем прочесть:  Где Можно Приобрести Школьный Проездной На Автобусе Липецк

Даже на стадии строительства объекта и сдачи его в эксплуатацию автор макетов, чертежей и проектов имеет право на защиту своих произведений от изменений. При этом использование в процессе строительства иных строительных материалов и техники, нежели те, которые были предусмотрены автором проекта, если это не отразится на внешнем облике архитектурного объекта, не будет являться нарушением авторских прав архитектора.

В силу своего социально-экономического предназначения, технических характеристик и давней правовой традиции здания, как и многие другие архитектурные объекты, имеют долгий срок «жизни». Поэтому анализ ситуации с их фотографированием, кино — видеосъемкой должен проводиться с учетом исторических условий постройки.

Нарушение авторских прав (например, при видеосъемке здания и последующей телевизионной трансляции полученного видеоматериала без согласия автора в отсутствие установленных законом оснований такой видеосъемки и трансляции) влечет ответственность, предусмотренную ст. 49 Закона «Об авторском праве». Наиболее популярная санкция закреплена в пп. 6 п. 1 ст. 49: взыскание компенсации в размере от 20 до 50.000 минимальных заработных плат (на текущий момент — от 140.000,00 тенге до 350.000.000,00 тенге). В данном случае ответственное лицо — собственник телевизионного СМИ.

Авторское право на архитектурный проект

Это значит, что архитектор имеет право использовать или разрешать другим лицам использовать свое сооружение под своим настоящим именем, псевдонимом или анонимно. Он всегда будет признаваться автором, вне зависимости от любых обстоятельств. Никто не вправе вносить какие бы то ни было изменения в проект, макет или эскиз без разрешения архитектора, даже в том случае, если эти изменения улучшили бы проект. Вернемся здесь еще раз к тому, что является объектом авторского права в архитектуре. Речь не идет о всей проектной документации на строительство объекта, а только о конкретной ее части, которая описывает творческий замысел автора.

  • практическая реализация проекта, то есть строительство здания или иного объекта архитектуры;
  • воспроизведение произведения — изготовление чертежей по макету или эскизу или, наоборот, макета по чертежам и т.п., фотографирование, сканирование или копирование произведения, скачивание на электронный носитель, если чертеж или макет сделан в цифровом виде;
  • передача проекта или его копий другим лицам (дарение, продажа и т.п.);
  • публичная демонстрация и доведение произведения до всеобщего сведения (например, публикация на открытом электронном ресурсе);
  • переработка.
Рекомендуем прочесть:  Норматив воды на человека в месяц 2023 без счетчика

Произведение архитектуры как объект авторского права

Сфера авторского права – невероятно широка. Сюда включаются и литературные, графические, аудиовизуальные произведения. Если о литературе, фотографиях или картинах говорят достаточно много и часто, то архитектурное направление освещено куда хуже. Вместе с тем, в РФ ежедневно создаются новые архитектурные проекты, по ним возводятся здания, комплексы и мемориалы, на создание привлекательных, функциональных и надежных архитектурных решений тратится много сил, времени и денег.

Согласно ГК РФ (ст. 1259), результат творческой деятельности и созданные автором произведения – являются объектами авторского права (АП). Их создатель — физическое лицо, творческими силами которого было создано произведение, обладает комплексом прав по отношению к своему творению. В тексте статьи отдельно указывается, что архитектурные решения, в том числе в виде макетов, проектов или чертежей – также являются объектом АП. В этой статье мы попробуем осветить, как рассматриваются проектирование объектов архитектуры с точки зрения интеллектуальной собственности.

Adblock
detector