Выдача Граждан Рф Иностранному Государству Производиться Тли Нет

2. Часть 1 ст. 13 конкретизирует положение ст. 61 Конституции РФ о том, что гражданин РФ, совершивший преступление на территории иностранного государства, не может быть выдан этому государству по его требованию. Однако это не означает освобождения российских граждан от ответственности и наказания за совершение преступлений на территории других государств, вопрос о преступности и наказуемости деяния решается в соответствии с УК.

1. Под выдачей (экстрадицией) понимается выдача лица, совершившего преступление, государством, на территории которого оно находится, другому государству, где было совершено преступление или гражданином которого оно является, для привлечения последнего к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

2. Положение ч. 2 ст. 61, закрепляющее обязательство государства защищать и оказывать покровительство находящимся за границей своим гражданам, получило развитие и уточнение в ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (действует в ред. от 18 июля 2006 г.).

Конкретные формы, способы и меры защиты прав и интересов российских граждан в иностранных государствах устанавливаются консульскими конвенциями или другими соглашениями. Если усилия дипломатических представительств и консульских учреждений не достигают положительных результатов, РФ вправе прибегнуть к иным мерам защиты, допускаемым международным правом.

Статья 13

2. В соответствии с международным договором РФ (многосторонним или двусторонним) выдача возможна в отношении находящихся в России иностранных граждан или лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации (ч. 2 комментируемой статьи). Так, например, государства — участники СНГ приняли 22 января 1993 г. Минскую конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам , где, в частности, обязались выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение. Двусторонние договоры об оказании правовой помощи, включающие вопросы экстрадиции, имеются у России с рядом государств ближнего и дальнего зарубежья. Федеральным законом от 25.10.1999 N 190-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, дополнительного протокола и второго дополнительного протокола к ней» ратифицирована Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г. .
———————————
СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1472; Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». 1997. N 2.

Выдача лица, совершившего преступление (экстрадиция), — это передача для привлечения к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора в отношении лица, обвиняемого в совершении преступления или осужденного государством, на территории которого он находится, другому государству, где было совершено преступление, или государству, гражданином которого он является. Часть 1 ст. 61 Конституции устанавливает, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству, что реализовано и в ч. 1 комментируемой статьи. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов России, в соответствии с ч. 1 ст. 12 УК подлежат уголовной ответственности по отечественному законодательству.

Статья 61 Конституции России

Согласно ст. 61 Конституции РФ и ст. 4, ч. 5 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», российский гражданин не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству. Этот запрет учитывает и норма Уголовного кодекса РФ (ч. 1 ст. 13), в соответствии с которой граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдачи этому государству. Невыдача российских граждан не означает освобождение их от уголовной ответственности за совершение преступлений на территориях иностранных государств. Правоохранительные органы России обязаны возбудить уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых в свершении преступлений на территории других государств и вернувшихся на территорию Российской Федерации. За преступления, совершенные российским гражданином за границей, он подлежит уголовной ответственности по законам своей страны. В этом принципе выражается ответственность гражданина перед своим государством, необходимость обеспечения принятых в государстве гарантий защиты его прав и интересов в уголовном процессе.

Рекомендуем прочесть:  Какие машины не поставят на учет в 2023 году

Установленный комментируемым положением Конституции РФ запрет на выдачу российских граждан другому государству следует отнести к нормам, обеспечивающим защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина. Запрет на выдачу российских граждан, по существу, воспроизводит правило о невыдаче собственных граждан, закрепленное многосторонними международными договорами (п. 1 ст. 2 Типового договора. Резолюция 45/116 ГА ООН от 14 декабря 1990 г.); региональными соглашениями (ст. 6 Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 г., ст. 57 Минской Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.); двусторонними соглашениями о правовой помощи по гражданским и уголовным делам (в частности, России с Албанией, Алжиром, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Ираком, Кипром, КНДР, Кубой, Монголией, Польшей, Румынией, Тунисом); двусторонними соглашениями, посвященными непосредственно вопросам выдачи, в том числе, экстрадиции преступников (например, ст. 3 Договора между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о выдаче от 26 июня 1995 г.). Нормы о невыдаче собственных граждан включены также в договоры Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам со странами — бывшими республиками СССР (с Литовской Республикой (ст. 62) от 21 июля 1992 г.; с Республикой Кыргызстан (ст. 62) от 14 сентября 1992 г.; с Азербайджанской Республикой (ст. 61) от 22 декабря 1992 г.; с Латвийской Республикой (ст. 62) от 3 февраля 1993 г.; с Республикой Молдова (ст. 61) от 25 февраля 1993 г. и др.).

Так как по условиям Конвенции выдаются граждане, совершившие преступления, наказание за которые наступает согласно законам запрашиваемой стороны, то в случае угрозы смертной казни, в выдаче может быть отказано, если не будут предоставлены гарантии в том, что смертная казнь не будет приведена к исполнению.

Настоящее призвание нашел в решении проблем уголовного права. Занимается адвокатской защитой уже несколько лет, выиграно более 3000 дел. К каждой ситуации подходит, как к уникальной, изучает все особенности, до мельчайших подробностей. Это и позволяет похвастаться столь высокой результативностью (около 98% процессов ― в пользу клиента).

Выдача лиц, совершивших преступление, осуществляется в порядке международного сотрудничества о правовой помощи на основе соответствующих международных договоров. Отсутствие такого договора не исключает выдачу лица иностранному государству, решение о которой принимается на основе дипломатических договоренностей.

Под выдачей (экстрадицией) понимается выдача лица, совершившего преступление государством, на территории которого оно находится, другому государству, где было совершено преступление или гражданином которого оно является, для привлечения последнего к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

В частности, не допускается: выдача гражданина России; лица, которому предоставлено убежище в Российской Федерации; лица, в отношении которого вступил в законную силу приговор суда или прекращено производство по уголовному делу; если деяние не является преступлением по законодательству Российской Федерации; при истечении сроков давности привлечения к уголовной ответственности или исполнения обвинительного приговора по российскому законодательству; при наличии вступившего в законную силу решения суда Российской Федерации о существовании препятствий для выдачи в соответствии с законодательством и международными договорами России.

Рекомендуем прочесть:  Если Льготы В Метро Для Студентов

Кроме того, выдача не состоится при наличии у российской стороны серьезных оснований полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос, было или будет подвергнуто в запрашивающем государстве пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания либо ему в процессе уголовного преследования не было или не будет обеспечено справедливое судебное разбирательство.

Статья 61 Конституции РФ

В принципе, государства могут допускать выдачу и собственных граждан. Так, Закон РФ от 28.11.1991 N 1948-1 «О российском гражданстве» (в ред. от 31.05.2002) (далее — Закон о гражданстве 1991 г.) фактически допускал такую выдачу «на основании закона или международного договора» (ч. 3 ст. 1). Действующий Федеральный закон от 31.05.2000 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 01.10.2008) (далее — Закон о гражданстве 2002 г.) вслед за Конституцией не содержит никаких условий возможной выдачи. Он просто запрещает ее (ч. 5 ст. 4).

1. Невозможность высылки гражданина РФ за пределы Российской Федерации приобрела конституционный уровень еще в апреле 1992 г. Она родилась с учетом советского опыта выдворения из страны лиц, критически настроенных к правящему режиму. Наиболее известный случай такого рода — высылка А.И. Солженицына в 1974 г. Иногда высылка граждан носила завуалированный характер: определенному лицу разрешалось выехать за границу, а затем во время его пребывания за рубежом его лишали гражданства и возможности возвращения на Родину.

Выдача Граждан Рф Иностранному Государству Производиться Тли Нет

2.Экстрадиция — акт правовой помощи, осуществляемый в соответствии с положениями специальных международных договоров и российского законодательства, заключающийся в выдаче иностранному государству лица, которое является обвиняемым в совершении преступления, направленного против интересов этого государства, тем государством, на территории которого находится данное лицо, а также выдача иностранным государством РФ ее гражданина, обвиняемого в совершении преступления по УК РФ, для привлечения указанных лиц к уголовной ответственности.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Институт выдачи преступника основан на многосторонних и двусторонних международных договорах РФ об обязанности сторон по их требованию выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

1. Институт выдачи преступника (экстрадиция) состоит в передаче лица, совершившего преступление, государством, на территории которого оно находится, запрашивающему государству. Последнее может быть государством, чьим гражданином является преступник либо на территории которого совершено преступление, либо в соответствии с международными договорами имеющим право запрашивать о выдаче.

2. Содержание части третьей комментируемой статьи теснейшим образом связано со статьей 460 УПК (см. текст данной статьи и комментарий к ней) и является ее логическим продолжением: исполнение запроса о выдаче иностранному государству его гражданина, совершившего преступление против этого государства и находящегося сейчас на территории Российской Федерации, осуществляется на тех же самых принципах, основаниях и условиях и в тех же процедурах, что и выдача виновного российской стороне.

4. Решение о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства, принимается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

  • уголовный закон России предусматривает за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, когда лицо выдается для уголовного преследования;
  • лицо осуждено иностранным судом к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию при выдаче для исполнения приговора;
  • иностранное государство может гарантировать, что выданное лицо будет подвергнуто преследованию только за преступление, указанное в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания оно может свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано либо выдано третьему государству без согласия России.
Рекомендуем прочесть:  Для Чего Нужно Свидетельство О Браке Родителей

В то же время Россия в соответствии с ее международным договором или на основе принципа взаимности может выдать иностранному государству его гражданина или лицо без гражданства, находящихся на территории нашего государства, для уголовного преследования или исполнения приговора за деяния, которые являются преступлениями по уголовным законам России и иностранного государства по запросу последнего. Выдача лица может быть произведена в случаях, если:

Что означает экстрадиция и когда она может быть применена

Как известно, Россия является участником Европейской конвенции о выдаче, поэтому должна выдавать преступников странам-участникам. Такие же обязательства у нее и по отношению к государствам, подписавшим вместе с ней в 1993 году Конвенцию стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Данный документ регулирует условия и устанавливает правила экстрадиции правонарушителей.

Понятие экстрадиции подразумевает арест подозреваемого и его последующую выдачу властям страны, которая этого требует. Причем стоит отметить, что арестованный не обязательно должен иметь гражданство той страны, которая требует его экстрадиции. Еще одним не более важным обстоятельством является индивидуальное рассмотрение каждого случая.

Исключение составляют страны, вошедшие в Европейский союз. Между ними заключено соглашение о выдаче преступника вне зависимости от того, гражданином какой из стран союза он является. Этим подчёркивается открытость отношений между объединёнными в союз странами.

  1. Если выдача преступника может повлечь за собой угрозу безопасности РФ.
  2. Если есть подозрения, что выдаваемое лицо будет подвергаться пыткам или будет унижено его достоинство.
  3. Если совершённое лицом преступление должно изучаться военным, а не уголовным правом.
  4. Если преступление признано политическим.
  5. Если запрашиваемое лицо преследуется в запрашивающем государстве по политическим, расовым, национальным или другим подобным причинам. При этом не играет роли: даёт ли РФ данному гражданину убежище или нет.
  6. Если есть вероятность того, что преступник будет преследоваться, кроме указанного преступления по расовым, религиозным, политическим мотивам.
  7. Если в РФ уже ведётся судопроизводство над данным лицом за то же самое преступление либо уже вынесен приговор и преступник отбывает наказание.

Статья 13

Так, в соответствии с российским уголовно-процессуальным законодательством выдача лица, совершившего преступление, осуществляется на основе взаимности. Это означает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу Российской Федерации будет произведена выдача.

Кроме того, в соответствии с международными договорами, если преступление, в связи с которым запрашивается выдача, наказуемо смертной казнью в соответствии с законом запрашивающей страны и если в отношении такого преступления смертная казнь не предусматривается законом запрашиваемой страны или обычно не приводится в исполнение, в выдаче может быть отказано, если запрашивающая страна не предоставит таких гарантий, которые запрашиваемое государство считает достаточными, о том, что смертный приговор не будет приведен в исполнение. В частности, такое положение содержится в Европейской конвенции о выдаче (Париж, 13 декабря 1957 г.), которую подписала Россия с оговорками и замечаниями, приведенными в Федеральном законе от 25 октября 1999 г. N 190-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, дополнительного протокола и второго дополнительного протокола к ней» .

Adblock
detector