Выдача Иностранному Государству Гражданина Рф

2. Часть 1 ст. 13 конкретизирует положение ст. 61 Конституции РФ о том, что гражданин РФ, совершивший преступление на территории иностранного государства, не может быть выдан этому государству по его требованию. Однако это не означает освобождения российских граждан от ответственности и наказания за совершение преступлений на территории других государств, вопрос о преступности и наказуемости деяния решается в соответствии с УК.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Статья 13

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

2. В соответствии с международным договором РФ (многосторонним или двусторонним) выдача возможна в отношении находящихся в России иностранных граждан или лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации (ч. 2 комментируемой статьи). Так, например, государства — участники СНГ приняли 22 января 1993 г. Минскую конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам , где, в частности, обязались выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение. Двусторонние договоры об оказании правовой помощи, включающие вопросы экстрадиции, имеются у России с рядом государств ближнего и дальнего зарубежья. Федеральным законом от 25.10.1999 N 190-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, дополнительного протокола и второго дополнительного протокола к ней» ратифицирована Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г. .
———————————
СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1472; Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». 1997. N 2.

Кроме тог, в Конвенции предусмотрено право одной из стран, которые договариваются о выдаче гражданина подозреваемого или совершившего преступление, если законом этой страны не предусмотрена экстрадиция за отдельные преступления, хотя и наказывающиеся сроком более года, просто исключить их из сферы, где применяется Международный договор о выдаче граждан. В таких случаях подается с документацией о присоединении к Конвенции список правонарушений, по отношению к которым разрешается и может отказывается выдача граждан.

Выдача лиц совершивших преступление на территории других стран не относится непосредственно к уголовному праву. Однако, в связи с актуальностью этого вопроса в современном мире, экстрадиция в уголовном праве лиц, совершивших преступления, урегулирована нормами 13 статьи УК РФ, УПК РФ (гл. 54).

Выдача Иностранному Государству Гражданина Рф

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

  1. лицо, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, является гражданином Российской Федерации;
  2. лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, предоставлено убежище в Российской Федерации в связи с возможностью преследований в данном государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям;
  3. в отношении указанного в запросе лица на территории Российской Федерации за то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу;
  4. в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения сроков давности или по иному законному основанию;
  5. имеется вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации.
Рекомендуем прочесть:  Поддержка Молодых Семей Ульяновска 2023

9. Согласно договорам, как правило, выдача не имеет места, если: а) лицо, выдача которого запрашивается, является гражданином запрашиваемого государства; б) на момент получения запроса уголовное преследование согласно законодательству запрашиваемого государства не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности либо по иному законному основанию; в) в отношении лица, выдача которого запрашивается, на территории запрашиваемого государства за то же преступление были вынесены приговор или постановление о прекращении производства по делу, вступившие в законную силу; г) преступление в соответствии с законодательством запрашивающего и (или) запрашиваемого государства преследуется в порядке частного обвинения; д) выдача запрещена по законодательству запрашиваемого государства.

4. Конституционный запрет выдачи граждан РФ не является абсолютным. Формальное толкование ч. 1 ст. 61 Конституции позволяет сделать вывод о том, что возможна выдача (передача) российских граждан по запросу международного уголовного суда, полномочия и компетенция которого признаны Российской Федерацией. В настоящее время функционируют два таких суда: Международный трибунал по бывшей Югославии и Международный трибунал по Руанде, учрежденные решениями Совета Безопасности ООН.

Статья 13

2. Часть 1 ст. 13 конкретизирует положение ст. 61 Конституции РФ о том, что гражданин РФ, совершивший преступление на территории иностранного государства, не может быть выдан этому государству по его требованию. Однако это не означает освобождения российских граждан от ответственности и наказания за совершение преступлений на территории других государств, вопрос о преступности и наказуемости деяния решается в соответствии с УК.

1. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.
2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Часть 1 ст. 13 УК конкретизирует положение ст. 61 Конституции РФ о том, что гражданин РФ, совершивший преступление на территории иностранного государства, не может быть выдан этому государству по его требованию. Однако это не означает освобождения российских граждан от ответственности и наказания за совершение преступлений на территории других государств, вопрос о преступности и наказуемости деяния решается в соответствии с УК РФ.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

2)если имеются серьезные основания полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, было или будет подвергнуто в запрашивающем государстве пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания либо что этому лицу в процессе уголовного преследования не были или не будут обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные в статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и в статьях 2, 3 и 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод;

Рекомендуем прочесть:  Горки-10 На Автобусе Льготы Есть

5.Согласно Закону РФ от 25 октября 1999 г. № 190-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, Дополнительного протокола и Второго дополнительного протокола к ней» Российская Федерация в соответствии со статьей 1 Конвенции оставляет за собой право отказать в выдаче:

Статья 13

Выдача лиц, совершивших преступление, осуществляется в порядке международного сотрудничества о правовой помощи на основе соответствующих международных договоров. Отсутствие такого договора не исключает выдачу лица иностранному государству, а решается на основе дипломатических договоренностей.

2) лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, предоставлено убежище в Российской Федерации в связи с возможностью преследований в данном государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям;

Статья 61 Конституции России

Установленный комментируемым положением Конституции РФ запрет на выдачу российских граждан другому государству следует отнести к нормам, обеспечивающим защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина. Запрет на выдачу российских граждан, по существу, воспроизводит правило о невыдаче собственных граждан, закрепленное многосторонними международными договорами (п. 1 ст. 2 Типового договора. Резолюция 45/116 ГА ООН от 14 декабря 1990 г.); региональными соглашениями (ст. 6 Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 г., ст. 57 Минской Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.); двусторонними соглашениями о правовой помощи по гражданским и уголовным делам (в частности, России с Албанией, Алжиром, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Ираком, Кипром, КНДР, Кубой, Монголией, Польшей, Румынией, Тунисом); двусторонними соглашениями, посвященными непосредственно вопросам выдачи, в том числе, экстрадиции преступников (например, ст. 3 Договора между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о выдаче от 26 июня 1995 г.). Нормы о невыдаче собственных граждан включены также в договоры Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам со странами — бывшими республиками СССР (с Литовской Республикой (ст. 62) от 21 июля 1992 г.; с Республикой Кыргызстан (ст. 62) от 14 сентября 1992 г.; с Азербайджанской Республикой (ст. 61) от 22 декабря 1992 г.; с Латвийской Республикой (ст. 62) от 3 февраля 1993 г.; с Республикой Молдова (ст. 61) от 25 февраля 1993 г. и др.).

Наряду с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» обязательство государства по защите и покровительству граждан получило свое развитие и уточнение в Федеральном законе от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»*(283). Согласно ст. 3 данного Закона, граждане России, проживающие за рубежом, относятся к числу соотечественников. Закон определяет содержание и основы политики Российской Федерации в отношении названной категории граждан. Содержание государственной политики представляет собой совокупность правовых, дипломатических, социальных, экономических, информационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых Президентом РФ, органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 5 Закона). Законом предусматривается поддержка соотечественников в области прав и основных свобод человека и гражданина, в социальной сфере, а также в области культуры, языка и образования, информации.

Генеральная прокуратураРоссийской Федерации

Решение о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства, принимается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем. Это решение может быть обжаловано в суд.

Рекомендуем прочесть:  Можно Ли Принять К Учету Авансовый Отчет С Нефискальным Кассовым Чек

Кроме того, выдача не состоится при наличии у российской стороны серьезных оснований полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос, было или будет подвергнуто в запрашивающем государстве пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания либо ему в процессе уголовного преследования не было или не будет обеспечено справедливое судебное разбирательство.

Статья 61 Конституции Российской Федерации

Национальный режим выдачи устанавливается нормами УК и УПК РФ. Согласно ст. 13 УК («Выдача лиц, совершивших преступление»), к таким лицам относятся иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов РФ и находящиеся на ее территории. Они могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором РФ.

Более категоричной выглядит норма ст. 57 Конвенции СНГ 1993 г. о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам: выдача не производится, если лицо, выдача которого требуется, является гражданином запрашиваемой Договаривающейся Стороны.

1. Под выдачей (экстрадицией) понимается выдача лица, совершившего преступление государством, на территории которого оно находится, другому государству, где было совершено преступление или гражданином которого оно является, для привлечения последнего к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

1. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.
2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

  • уголовный закон России предусматривает за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, когда лицо выдается для уголовного преследования;
  • лицо осуждено иностранным судом к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию при выдаче для исполнения приговора;
  • иностранное государство может гарантировать, что выданное лицо будет подвергнуто преследованию только за преступление, указанное в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания оно может свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано либо выдано третьему государству без согласия России.

Пределы уголовной ответственности лица, выданного Российской Федерации, определяются ст. 461 УПК РФ. Лицо, выданное иностранным государством, не может быть задержано, привлечено в качестве обвиняемого, осуждено без согласия государства, его выдавшего, а также передано третьему государству за совершение преступления, не указанного в запросе о выдаче.

Подать запрос с требованием экстрадиции может только уполномоченное лицо государственного органа страны, отвечающего за данную процедуру (в России это генеральный прокурор), поэтому обычному гражданину образец запроса о выдаче преступника вряд ли понадобится.

Между Российской Федерацией и некоторыми иностранными государствами действуют соглашения об экстрадиции, однако статья 61 Основного закона РФ гласит, что российские граждане не могут быть высланы за пределы России по требованию других стран. В связи с этим международные договоры о выдаче преступников, заключенные Правительством России, содержат соответствующий пункт.

Adblock
detector