Высшая Юриическая Сила

Какой правовой акт обладает высшей юридической силой

Начнем с индивидуальных правовых актов, ключевым признаком которых является однократное властное решение. Такой документ называется индивидуальным, так как он направлен на конкретного субъекта. Действие акта прекращается после окончания регулируемых отношений. Примером индивидуального правового акта является решение властного субъекта. Это могут быть награждения, увольнение, присвоение премии и другие организационные моменты.

Классические нормативные акты в виде законов не могут менять содержание Конституции РФ — им не хватит юридической силы. Единственная разновидность правовых актов, которая может добавлять и менять содержание Конституции РФ — это федеральные конституционные законы (ФКЗ).

Высшая юридическая сила конституции Российской Федерации: понятие, содержание и прямые действия

Первый раздел содержит 9 глав, посвященных характеристике конституционного строя государства и его федеративному устройству, свободам и правам человека и гражданина, органам публичной власти и муниципального управления, а также процедуре изменения Основного закона.

В научной среде ведутся дискуссии по поводу юридической силы таких законов. Одни ученые считают, что конституционные законы такого типа можно поставить на второе место по юридической силе после Конституции. Другие же признают за законами о поправках к Конституции высшую юридическую силу, равную юридической силе Основного закона.

Особое юридическое значение имеют акты судебных органов, правовое поле которых не выяснено в полной мере. Действующее законодательство РФ дает право Верховному Суду и Высшим Арбитражным Судам на основе обобщения судебной практики давать разъяснения для нижестоящих в иерархической лестнице судов. Эти разъяснения являются обязательными и непосредственно влияют на судебную практику. При несоблюдение этого правила судебный акт, имеющий высшую юридическую силу, может быть отменен. Если он был вынесен без учета положений, которые содержатся в разъяснениях. Они достаточно сильно влияют на повышение качества всей законодательной системы, а также учитываются правообразующими органами при развитии законодательной базы государства.

Правительственные акты принимаются как постановления и распоряжения, которые не должны противопоставляться решениям Президента, а также Конституции РФ и законам РФ. В отношении актов федеральных органов правительственные акты имеют большой вес. Нормативные правительственные правовые акты принимают обычно в формате постановлений.

Статья 15 Конституции Российской Федерации с Комментариями

1. Смысл понятия «высшая юридическая сила», употребленного в первом предложении комментируемой части, раскрыт в ее втором предложении (о котором см. ниже). Говоря проще, конституция — это закон законов, высший закон государства. Он обязателен абсолютно для всех государственных и самоуправленческих органов, учреждений и организаций, общественных объединений, любых должностных лиц, а также частных юридических и физических лиц, находящихся на российской территории, независимо от их государственной принадлежности. Для зарубежных государственных органов, учреждений и организаций России, их должностных лиц и иных сотрудников, для граждан России и ее юридических лиц он обязателен и за ее пределами.

Рекомендуем прочесть:  Выплаты По Сокращении Штата Работников Уис

Вместе с тем нельзя отрицать того, что в международном праве определенно действуют немало многосторонних универсальных международных договоров как по числу участвующих в них государств, так и по своим целям, носящим глобальный характер. Именно такие международные договоры наряду с международным обычаем являются источниками норм общего международного права, универсальных принципов и норм международного права, хотя они и не содержат указаний на то, что закрепленные в них положения являются общепризнанными принципами и нормами международного права. В их числе можно назвать: Устав ООН, Венскую конвенцию о праве международных договоров 1969 г. (Ведомости СССР. 1986. N 37. ст. 772), Венскую конвенцию о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. (Ведомости СССР. 1964. N 18. ст. 221), международные пакты по правам человека от 19 декабря 1969 г. (Ведомости СССР. 1976. N 17. ст. 291), Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. (СЗ РФ. 1997. N 48. ст. 5493), другие, не менее важные многосторонние международные соглашения.

Верховенство Конституции РФ означает ее приоритетное положение в системе нормативно-правовых актов, действующих на территории России. «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» — закрепляет ч. 1 ст. 15 Конституции РФ.

5. Особый порядок принятия, изменения и пересмотра Конституции. Особый, усложнённый порядок изменения и пересмотра Конституции (Глава 9 статьи 134 — 137), характеризует её как «жёсткую» (в отличие от «гибких» конституций, изменяемых в том же порядке, что и другие законы), обеспечивает её стабильность.

Словарь юридических терминов: Высшая юридическая сила конституции

Высшая юридическая сила конституции — это особое юридическое свойство, отличающее ее от других актов. Оно заключается в том, что нормы Конституции всегда имеют перевес над положениями иных законов, а тем более актов исполнительной власти; законы и подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в Конституции органами и по установленной ею процедуре; в случае противоречия закона Конституции он либо отменяется, либо приводится в соответствие с ней.

Введение в конституционное право с разъяснением сложных вопросов | Страница 26 | Онлайн-библиотека

В учебниках по конституционному (государственному) праву понятие « высшая юридическая сила » нередко включается в логический объем понятия « верховенство конституции ». Однако при всей близости этих понятий они представляют собой два самостоятельных свойства . Да и Конституция РФ их различает. Так, в ее ст. 4 устанавливается, что «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации», а в ч. 1 ст. 15 – что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу , прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации».

Рекомендуем прочесть:  Субсидиарная ответственность генерального директора с 2023 года

Об этом говорится, например, в Постановлении Конституционного Суда РФ, принятом в 2023 г.: «Поскольку Россия, по смыслу статей 15 (части 1 и 4), 79 и 125 (часть 6) Конституции Российской Федерации, не вправе заключать международные договоры, не соответствующие Конституции Российской Федерации , а правила международного договора, если они нарушают конституционные положения, имеющие, несомненно, особо важное для России значение, не могут и не должны применяться в ее правовой системе, основанной на верховенстве Конституции Российской Федерации , обязанностью органов государственной власти при имплементации международных договоров, предполагающей соотнесение законодательства Российской Федерации с ее обязательствами по международным договорам, являются признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, как они определены Конституцией Российской Федерации, и недопущение нарушений основ конституционного строя».

Юридическая сила

Нормативные правовые акты действуют со дня вступления в силу до утраты силы. При этом они имеют силу только на территории государства, либо автономного или муниципального образования. По степени применимости акты делятся на законы и подзаконные акты, юридическая сила которых ниже. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу.

Юридическая сила документа в ГАС «Выборы» — 14) юридическая сила документа свойство документа в ГАС Выборы , в соответствии с федеральным законодательством позволяющее использовать документ отдельно или в сочетании с другими документами для совершения юридически значимых действий. … … Официальная терминология

7. Важнейшим признаком высшей юридической силы основных прав человека является особый, усложненный порядок их пересмотра. В соответствиисо ст. 135 Конституции РФ положения гл. 1, как и гл. 2 и 9 Конституции РФ, не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

а) программируется развитие законодательства. Поскольку права человека определяют сферу его индивидуальной автономии, постольку законодатель в силу веления нормы ст. 18 Конституции не может издавать законы, которыми данная сфера могла бы сужаться. Эти права и свободы — своеобразная узда для законодателя;

Юридическая сила нормативных правовых актов: иерархия НПА

Остановимся на соотношении юридической силы законов субъектов РФ и федеральных НПА. Из анализа ст. 76 Конституции РФ и ст. 3 закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.1999 № 184-ФЗ можно сделать вывод о приоритете регионального НПА над федеральным, если он принят:

Много споров существует о том, можно ли называть Конституцию законом. Системный анализ норм (в т. ч. положений самой Конституции) позволяет сделать вывод, что термины «конституция» и «закон» не равнозначны. Например, в ч. 1 ст. 15 Конституции РФ эти понятия четко разграничиваются.

Гдз по обществознанию 9 класс Боголюбов ФГОС Параграф 12

В первую очередь, статья 10 Конституции РФ говорит нам о разделении властей на исполнительную, закодательную и судебную, то есть об одном из важных принципов демократического (правового) государства. Если не обращать внимание на то, что статья 82 и статья 83 главы 4 Конституции допускают верховенство президента над ветвями власти, то статья 10 подтверждает отсутствие единовластия. Во-вторых, статья 11 говорит о разделенных предметах ведения и полномочиях между разными государственными институтами, а также между регионами и федеральным центром. Поэтому и статья 11 подтверждает, что Конституция не допускает единовластия в РФ.

Высшая ценность, определенная Конституцией для государства, заключается в правах человека. Конституция РФ в 1 разделе так и провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Смысл и назначение этого постулата заключается в том, что государство обязано признавать, соблюдать и защищать эти права.

  • как политический документ, закрепляющий соотношение политических сил в государстве в борьбе за власть;
  • как идеологический документ, содержащий основные задачи общества и государства;
  • как юридический документ, обладающий особой правовой силой.
Рекомендуем прочесть:  Как рассчитывается отпуск в 2023

Одна их важнейших характеристик Конституции — это ее верховенство. Данное понятие связано с трактовкой роли документа в иерархической структуре законодательства. Несмотря на то, что все законы и подзаконные акты имеют юридическую силу, Конституция в сравнении с ними стоит на ступень выше. Она всегда обладает высшей юридической силой, распространяя свое влияние на всю территорию государства.

Юридическая сила

• федеральные законы;
• указы Президента РФ;
• постановления Правительства РФ;
• законы субъектов РФ;
• нормативные правовые акты федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти;
• нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ;
• нормативные акты органов местного самоуправления;
• локальные нормативные акты.

Если вопрос согласно Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов (к таким вопросам относятся, в частности, природопользование, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды и др.), то по данному вопросу могут приниматься (издаваться) как федеральные, так и региональные нормативные правовые акты. При этом федеральные акты имеют приоритет перед региональными.

2) законы, придавшие международным договорам обязательную и более высокую юридическую силу, чем иные законодательные акты (это осуществляется посредством принятия законов о ратификации международных договоров, присоединения к ним или их утверждения); по существу такие международные договоры занимают доминирующее место в иерархии актов государства (см. ст.8 Конституции);

Программные законы упоминаются в ст. 104 Конституции, правовых системах некоторых стран, например в сфере государственного строительства Франции, хотя, как отмечают французские авторы, это понятие не обладает никакой спецификой. Программные законы – это обычные законы, которые, как принято считать, содержат изложение скорее общих принципов, чем конкретных предложений, что, естественно, предполагает издание большого числа актов регламентирующего характера, относящихся к их применению.

Adblock
detector