Законодательство рф об иностранных инвестициях

Федеральный закон Об иностранных инвестициях в Российской Федерации от N 160-ФЗ (последняя редакция)

Настоящий Федеральный закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.

Основные положения закона об иностранных инвестициях в РФ

Действие Закона не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и другие кредитные организации, страховые организации, в организации для достижения определенной общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной. Действие ст. 7 Закона по обеспечению гарантии перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу, ст.16 Закона о предоставлении льгот иностранному инвестору и коммерческой организации с иностранными инвестициями, по уплате таможенных платежей не распространяется на отношения, связанные с осуществлением резидентами особых экономических зон промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности. Деятельность иностранных инвесторов в указанных сферах регулируется соответствующим законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности, о страховании, о некоммерческих организациях, об особых экономических зонах.

«Срок окупаемости инвестиционного проекта» — срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта с использованием прямой иностранной инвестиции до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат коммерческой организации с иностранными инвестициями, или филиала иностранного юридического лица, или арендодателя по договору финансовой аренды (лизинга) приобретет положительное значение;

Закон определяет: правовое регулирование иностранных инвестиций на территории РФ, правовой режим деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями, устанавливает гарантии правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории РФ, льготы, предоставляемые иностранному инвестору и коммерческой организации с иностранными инвестициями, соблюдение иностранным инвестором антимонопольного законодательства РФ.

«Совокупная налоговая нагрузка» — расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате в виде ввозных таможенных пошлин (за исключением таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами), федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории РФ) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ) иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями, осуществляющими инвестиционный проект за счет иностранных инвестиций, на момент начала финансирования инвестиционного проекта.

Под иностранными инвесторами в вышеуказанном законе понимаются иностранные юридические лица; иностранные организации являющиеся и не являющиеся юридическими лицами; иностранные граждане; лица без гражданства, постоянно проживающие за пределами РФ; международные организации; иностранные государства.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Настоящий Федеральный закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.

2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации, и на отношения, определяющие порядок создания и прекращения деятельности на территории Российской Федерации представительств иностранных банков и иных иностранных кредитных организаций (за исключением отношений, регулируемых положениями пунктов 8 и 9 статьи 21 настоящего Федерального закона), филиалов иностранных страховых организаций (за исключением отношений, регулируемых положениями пунктов 8 — 10 статьи 21 настоящего Федерального закона), которые регулируются соответственно законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности и законодательством Российской Федерации о страховании.

Настоящий Федеральный закон также не распространяется на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в некоммерческие организации для достижения определенной общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной, которые регулируются законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях.

иностранный инвестор — иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации, за исключением иностранного юридического лица, находящегося под контролем гражданина Российской Федерации и (или) российского юридического лица; иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации, за исключением иностранной организации, не являющейся юридическим лицом и находящейся под контролем гражданина Российской Федерации и (или) российского юридического лица; иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации, за исключением иностранного гражданина, имеющего также гражданство Российской Федерации; лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами;

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 21.03.2002 г. №31-ФЗ, 25.07.2002 г. №117-ФЗ, 08.12.2003 г. N169-ФЗ, 22.07.2005 г. N117-ФЗ, 03.06.2006 г. N75-ФЗ, 26.06.2007 г. N118-ФЗ, 29.04.2008 г. N58-ФЗ, 19.07.2011 г. №248-ФЗ, 16.11.2011 г. №322-ФЗ (вступ. в силу 18.12.2011 г.), 06.12.2011 г. №409-ФЗ, 03.02.2014 г. №12-ФЗ, 05.05.2014 г. №106-ФЗ, 01.05.2023 г. №97-ФЗ, 18.07.2023 г. №165-ФЗ, 31.05.2023 г. №122-ФЗ, 24.02.2023 г. №27-ФЗ (вступ. в силу 24.08.2023 г.), 02.07.2023 г. №343-ФЗ)

Прямые инвестиции из-за рубежа способствуют росту производительности и состоянию техвооруженности отечественных предприятий, поскольку инвестируя капитал, зарубежный бизнес чаще всего приносит с собой обновленные технологии, эффективные методы организации производства и выход с продукцией на мировой рынок. Даже в случае, если товар будет реализовываться на внутреннем рынке, это также способствует росту экономики страны.

  • Правовая защита прав и интересов (например, компенсирование убытков, полученных в результате незаконных действий госорганов);
  • Возможность использования разнообразных форм и видов вложений;
  • Гарантии сохранения прав и обязанностей при переходе собственности или капитала от иностранного инвестора к какому-либо еще лицу (в соответствии с ГК РФ);
  • Гарантирование выплат компенсаций, в случае реквизиций (или национализации) предприятий, а также на случай изменения законов;
  • На разрешение споров, возникающих при ведении предпринимательства в РФ;
  • Гарантии вывода за рубеж законно полученных средств и имущества;
  • Права инвестора на приобретенные ценные бумаги и на участие в приватизации;
  • Возможность приобретения земельных участков, другой недвижимости.

Россия, как и другие государства, проводит политику регулирования притока капитала иностранного происхождения в основном в сферы стратегических отраслей экономики (военную промышленность, например), в остальном предоставляя иностранным предпринимателям (инвесторам) широкие возможности для производимых ими вложений, подкрепленные рядом законодательно установленных гарантий их сохранности.

Кроме гарантий зарубежным инвесторам предоставляются законные льготы на уплату таможенных платежей, при осуществлении ими приоритетных инвест-проектов (чья цена от 1 млрд. рублей в совокупности). Также льготы по налогообложению вправе устанавливать местные органы власти при реализации совместных проектов.

Основополагающим законом, регулирующим права иностранных предпринимателей на вложения и получение прибыли от них, а также условия ведения бизнеса в РФ, является ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Согласно гражданскому законодательству нашей страны (ГК РФ, ст. 2), его нормы прямо распространяются и на правоотношения, связанные с коммерческой деятельностью юридических лиц и граждан иностранных государств, с учетом ограничений, установленных ФЗ о иностранных инвестициях.

Федеральный закон от N 160-ФЗ (ред

2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации, и на отношения, определяющие порядок создания и прекращения деятельности на территории Российской Федерации представительств иностранных банков и иных иностранных кредитных организаций (за исключением отношений, регулируемых положениями пунктов 8 и 9 статьи 21 настоящего Федерального закона), филиалов иностранных страховых организаций (за исключением отношений, регулируемых положениями пунктов 8 — 10 статьи 21 настоящего Федерального закона), которые регулируются соответственно законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности и законодательством Российской Федерации о страховании.

Рекомендуем прочесть:  Стоимость потребительской корзины 2023

совокупная налоговая нагрузка — расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате в виде федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации) иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями, осуществляющими инвестиционный проект за счет иностранных инвестиций, на момент начала финансирования инвестиционного проекта;

Днем аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, являющемся информационной системой (далее также — реестр), либо прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица признается день внесения соответствующей записи в реестр.

10. В срок не более чем три рабочих дня со дня внесения в реестр записи об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица уполномоченный федеральный орган исполнительной власти направляет в электронной форме такие сведения в государственные внебюджетные фонды для регистрации или снятия с регистрационного учета филиала, представительства иностранного юридического лица в качестве страхователей и в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), в части, касающейся осуществления его полномочий, а также в Центральный банк Российской Федерации в отношении филиалов иностранных страховых организаций.

вступил в законную силу судебный акт, устанавливающий, что деятельность филиала, представительства иностранного юридического лица противоречит Конституции Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, создает угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности и национальным интересам Российской Федерации.

5. Иностранный инвестор, коммерческая организация с иностранными инвестициями, созданная на территории Российской Федерации, в которой иностранный инвестор (иностранные инвесторы) владеет (владеют) не менее чем 10 процентами доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале указанной организации, при осуществлении ими реинвестирования пользуются в полном объеме правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Федеральным законом.

Сделки, которые совершаются иностранными государствами, международными организациями или находящимися под их контролем организациями и в результате которых приобретается право прямо или косвенно распоряжаться более чем 25 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал российского хозяйственного общества, или иная возможность блокировать решения органов управления такого хозяйственного общества, подлежат предварительному согласованию в порядке, предусмотренном статьями 9-12 Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», за исключением сделок, в которых участвуют международные финансовые организации, созданные в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, или международные финансовые организации, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры. Перечень указанных международных финансовых организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

контролирующее лицо имеет право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более чем 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа контролируемого лица и (или) имеет безусловную возможность избирать более чем 50 процентов состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления контролируемого лица;

инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления прямой иностранной инвестиции, включающее проектно-сметную документацию, которая разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 21 октября 2011 года Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 248-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

6. Российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня коммерческая организация с иностранными инвестициями и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Федеральным законом.

Законодательство рф об иностранных инвестициях

Указом Президента РФ от 27 сентября 1993 г. «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями» [4] было установлено, что «вновь издаваемые нормативные акты, регулирующие условия функционирования на территории Российской Федерации иностранных и совместных предприятий, не действуют в течение 3 лет в отношении предприятий, существующих на момент вступления в силу этих актов. Данное положение не распространяется на нормативные акты, обеспечивающие более льготные условия функционирования на территории РФ иностранных и совместных предприятий».

В этот период принимается Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. №1545-I «Об иностранных инвестициях в РСФСР» [3] , где под иностранными инвестициями понимались все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) (ст.2).

В настоящее время законодатель начал проводит четкое различие между первым и вторым типом инвесторов, что выразилось в принятии новой редакции Федеральных законов «Об иностранных инвестициях в РФ» [13] и «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» [14] .

Первый этап развития законодательства об иностранных инвестициях, охватывает промежуток с 1989 по 1996 г. Этот этап начинается одновременно с проведением экономических реформ и совпадает с периодом «бурной» приватизации государственной собственности. Для начального периода характерно то, что законодатель на данном этапе еще не сформировал представление ни о самом предмете регулирования, ни о целях регулирования инвестирования, ни о методах регулирования, способных обеспечить цели регулирования. На данном этапе инвестор понимается в первую очередь как иностранный инвестор, в привлечении которого видится основная и главная цель регулирования [2] .

Одним из направлений развития законодательства стало движение в сторону диверсификации форм и способов осуществления инвестирования. Данное направление также связано с защитой прав инвесторов, поскольку расширение возможностей для маневра в смысле выбора форм и инструментов инвестирования создает дополнительные возможности для минимизации инвестиционных рисков за счет диверсификации инвестиционного портфеля [10] .

Законодательство рф об иностранных инвестициях

КОМПЕНСАЦИОННАЯ ТОРГОВЛЯ — часть торговых операций соответствующего государства, которая складывается из компенсационных сделок и компенсационных соглашений. Наивысшего подъема в СССР К.т. достигла в конце 70 х гг. Затем число операций резко упало. Современная ситуация в… … Энциклопедия юриста

Бразилия — Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство в Южной Америке. Территория 8,5 млн. кв.км. Столица… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Законодательство рф об иностранных инвестициях — (foreign investments legislation of RF) система нормативных правовых актов, регулирующих основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных… … Большой юридический словарь

Вьетнам, Социалистическая Республика Вьетнам — Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Государство в Юго Восточной Азии, на полуострове Индокитай. Территория 332 тыс … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

УСЛОВИЯ ТРУДА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА — лица, обладающие гражданством иностранного государства и не имеющие гражданства РФ, а также лица без гражданства, т.е. не принадлежащие к гражданству РФ и не имеющие доказательств принадлежности к гражданству другого государства, могут быть… … Энциклопедия трудового права

Законом N 185-ФЗ вводятся новые требования, связанные с формой выпуска ценных бумаг. Так, п. 2 ст. 1 этого Закона определяет акцию как «именную ценную бумагу». При этом п. 10 его ст. 1 предусматривает, что именные эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться только в бездокументарной форме, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Таким образом, устанавливается требование, согласно которому акции могут существовать только в бездокументарной форме. При этом, согласно ст. 2 Закона N 185-ФЗ, с момента вступления Закона в силу (т.е. с 4 января 2003 г.) ранее выданные сертификаты именных эмиссионных ценных бумаг приравниваются к выпискам из системы ведения реестра владельцев ценных бумаг.

Третий (современный) этап связан, с одной стороны, с преодолением последствий финансового кризиса 1998 г., а с другой — устранением причин его возникновения, скрытых в конечном итоге в законодательстве, стимулирующем или, наоборот, ограничивающем то или иное поведение участников рынка. Законодательство современного периода отличается следующими чертами.

С принятием Закона о государственной регистрации юридических лиц была введена единая система регистрации юридических лиц. Под государственной регистрацией, согласно Закону, понимается акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с нормами указанного Федерального закона. Таким органом является Министерство по налогам и сборам, которое формирует информационную базу для регистрации юридических лиц и осуществляет ведение Единого государственного реестра (п. 4) .

Рекомендуем прочесть:  Изменение Льгот Ветеранам Труда В 2023 Году В Г Тюмени

В Закон о рынке ценных бумаг включена новая ст. 51.1 «Особенности размещения и обращения ценных бумаг иностранных эмитентов». Условием допуска таких ценных бумаг к размещению и публичному обращению является наличие международного договора РФ или соглашения, заключаемого между соответствующими ведомствами, предусматривающего порядок их взаимодействия. Правительство РФ утверждает перечень международных финансовых организаций, ценные бумаги которых допускаются к размещению и публичному обращению в РФ. Учет прав на такие ценные бумаги осуществляется депозитариями, являющимися юридическими лицами в соответствии с законодательством РФ. Требования к документам для государственной регистрации проспектов и отчетов об итогах выпусков, к порядку раскрытия информации применяются с учетом изъятий, установленных актами ФКЦБ.

Названные договоры в то же время содержат весьма существенные различия. Договор о лизинге заключается между инвестором-арендодателем и равным по статусу участником рыночных отношений. Соглашение о разделе продукции заключается между государством, от имени которого выступают Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта Федерации, и инвестором. Договор лизинга регулируется ГК РФ (§ 6 гл. 34), а нормы Закона о лизинге носят характер специальных. Соглашение о разделе продукции в силу неравного положения сторон в договоре включает в себя условия, необходимые для того, чтобы это соглашение регулировалось в рамках гражданского законодательства. Статьи 17 и 23 данного Закона обеспечивают такую возможность реализации соглашения как гражданско-правового договора. Указанные статьи придают сходство соглашению о разделе продукции с концессионным договором, который в современной мировой практике также является институтом гражданского права.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНА; ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РФ

Во-первых — чрезвычайную декларативность многих его положений. В частности, раздел «Государственные гарантии защиты иностранных инвесторов» является скорее декларированием общих принципов, нежели собранием норм, чётко определяющих последствия принятия органами государства мер, нарушающих или ущемляющих права иностранных инвесторов.

В настоящее время в Государственной Думе рассматривается проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях», в котором предусматривается обеспечение необходимых условий для привлечения иностранных инвестиций в экономику России. Законопроект учитывает рекомендации международной организации — Организации по экономическому сотрудничеству и развитию по составлению законодательных актов об иностранных инвестициях, обобщившей опыт многих стран в этой области, и включает положения о национальном режиме и принципе недискриминации. Имеется в виду, что сам национальный режим (т.е. те равные экономические и правовые условия, в которых действуют российские и иностранные инвесторы ) должен быть радикально улучшен: кардинально должно быть изменено налогообложение, когда собираемость налогов должна достигаться не за счет непосильного для товаропроизводителей налогового бремени, а за счет ускорения экономического оборота; целенаправленной должна быть и политика государственной поддержки, стимулирования и финансирования инвесторов.

Закон «Об иностранных инвестициях в РФ» предусматривает осуществление иностранных инвестиций «путём долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами РФ . ; создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц; приобретения предприятий, имущественных комплексов, зданий и сооружений, долей участия в предприятиях, паёв, акций, облигаций и других ценных бумаг, а также иного имущества, которое в соответствии с действующим на территории РФ законодательством может принадлежать иностранным инвесторам; приобретения прав пользования землёй и другими природными ресурсами; приобретения других имущественных прав; иной деятельности по осуществлению инвестиций, не запрещённой действующим на территории РФ законодательством, включая предоставление займов, кредитов, имущества и имущественных прав».(ст.3).

Требование регистрации открытия филиала или представительства вступает в противоречие с действующим гражданским законодательством, согласно которому филиалы и представительства, в том числе и иностранных фирм, могут осуществлять свою деятельность в соответствии с полномочиями, предоставленными им юридическими лицами, структурными подразделениями которых они являются. Такой подход в принципе подтверждается действующими ведомственными нормативными актами в области налогообложения и валютного регулирования, а также рядом двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения.

Улучшение же инвестиционного климата, по прогнозам Правительства, способно привести к тому, что объём зарубежных капиталовложений в экономику России уже в 1998 году составит более 8 миллиардов долларов США. Чтобы добиться таких показателей важно осуществить пересмотр налоговой политики, рассмотреть возможность установления таможенных льгот, повысить уровень управления инвестиционными процессами и решить многие другие задачи комплексного характера. Речь идёт о большой и многосторонней работе по модернизации правового регулирования. Необходимо подготовить и принять серию новых законов и других правовых актов, отвечающих потребностям времени. Опыт ряда стран показывает, что даже при сложностях в экономике и известной нестабильности путем правового регулирования и создания для иностранного инвестора благоприятного правового режима им удается привлекать значительный иностранный капитал.

Законодательство рф об иностранных инвестициях

Во-первых, Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ. Данный Закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.

Во-вторых, па территории РФ действует Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», который определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, па территории РФ, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

Особое значение при правовом регулировании иностранных инвестиций играют международные соглашения и договоры. Так, Федеральным законом от 17 декабря 1996 г. № 154-ФЗ Российская Федерация ратифицировала Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений (Рим, 9 апреля 1996 г.). Данное соглашение предусматривает, что каждая из этих стран будет поощрять инвесторов другой страны осуществлять капиталовложения на своей территории и допускать такие капиталовложения в соответствии со своим законодательством. Подобные соглашения, как правило, содержат нормы, направленные на разрешение споров. Так, если спор между сторонами с участием иностранного инвестора не будет разрешен мирным путем в течение шести месяцев с даты письменного обращения об урегулировании спора, он может быть передан по выбору инвестора либо на рассмотрение в компетентный суд или арбитраж Договаривающейся Стороны, на территории которой капиталовложение осуществлено; либо арбитраж ad hoc, создаваемый в соответствии с Арбитражным регламентом Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли; либо иной международный арбитраж, о котором договорятся стороны в споре.

В-четвертых, правовое регулирование в этой сфере осуществляется на основе Федерального закона от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах», который регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств и иного имущества (в том числе и иностранного) путем размещения акций или заключения договоров доверительного управления в целях их объединения и последующего инвестирования в определяемые в cooтветствии с российским законодательством объекты, а также с управлением (доверительным управлением) имуществом инвестиционных фондов, учетом, хранением имущества инвестиционных фондов и контролем за распоряжением указанным имуществом.

Привлечение иностранного капитала в российскую экономику, с одной стороны, весьма благоприятно влияет на ее развитие, но, с другой стороны, Российское государство должно обеспечить гарантиями реализации имущественных прав иностранных инвесторов, не забывая об интересах государства и российских инвесторов. В связи с этим с 1994 г. в России создан и действует Консультативный совет по иностранным инвестициям, основной задачей которого является привлечение иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации и создание благоприятного правового, налогового, таможенного режима для зарубежных инвесторов.

Законодательство рф об иностранных инвестициях

В качестве иллюстрации к рассматриваемым положениям можно отметить, что совсем недавно Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации получила от компании «Базовый элемент» и некоторых других заявителей ходатайства о предварительном согласовании сделок по приобретению акций в уставном капитале НК «РуссНефть». Комиссия планировала рассмотреть ходатайство «Базового элемента» в отношении планируемой сделки, но отложила его ввиду отсутствия ряда обязательных документов.

Рекомендуем прочесть:  Акт Об Обнаружении Хищения Работником Образец

В статье 3 указанного Закона приводится следующее определение: «хозяйственное общество, имеющее стратегическое значение — хозяйственное общество, созданное на территории Российской Федерации и осуществляющее хотя бы один из видов деятельности,…. указанных в статье 6 настоящего Федерального закона». Как мы видим, первой характеристикой общества, имеющего стратегического значение, является то, что оно осуществляет хотя бы один из 39 видов деятельности, предусмотренных статьей 6 Закона 57-ФЗ. Это, однако, не единственный критерий. Так, если общество включено в реестр субъектов естественных монополий (п 6.36 Закона 57-ФЗ) или занимает доминирующее положение в областях, предусмотренных пп. 6.37 – 6.38 рассматриваемого Закона, такое общество также считается имеющим стратегическое значение.

Рассматриваемые нормы близко коррелируют с положениями п. 4 ст. 2 Закона 57-ФЗ, согласно которому положения Закона действительны не только на территории Российской Федерации, но и в отношении сделок, совершенных за пределами территории Российской Федерации, влияющих на деятельность российских обществ, имеющих стратегическое значение, и приводящих к установлению контроля над такими обществами.

а) дополнить частью 41 следующего содержания:
«41. Непредставление иностранным инвестором или группой лиц в уполномоченный орган информации о приобретении пяти и более процентов акций (долей), составляющих уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона влечет за собой лишение иностранного инвестора или группы лиц в судебном порядке по иску уполномоченного органа права голоса на общем собрании акционеров (участников) хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, до дня получения указанными лицами информации от уполномоченного органа о надлежащем выполнении ими требований статьи 14 настоящего Федерального закона. В этом случае принадлежащие иностранному инвестору или группе лиц голоса не учитываются при определении кворума общего собрания акционеров (участников) такого хозяйственного общества и подсчете голосов на общем собрании акционеров (участников) такого хозяйственного общества.»;

Аналогичным образом, Кайл Фриман, менеджер по международному бизнес-консультированию в компании Дезан Шира и Партнеры, сказал: «Хотя новый закон является правильным шагом для решения определенных проблем, с которыми иностранные инвесторы сталкиваются в Китае, но все же в его нынешней форме закон оказался обтекаемым по существу и его следует воспринимать больше как документ, представляющий лишь всеобъемлющие рамки».

Особенности российского законодательства об иностранных инвестициях

По своей правовой природе и соглашение о разделе продукции, и договор концессии являются гражданско — правовыми или договорными формами государственной гарантии. Вступая с иностранным инвестором в договор концессии или заключая соглашение о разделе продукции, государство в лице уполномоченного органа формулирует гарантии, адресованные непосредственно стороне, участвующей в договоре (соглашении) — иностранному инвестору. Необходимость включения в договор в качестве существенного условия гарантии государства объясняется тем, что оба вида прямых инвестиций, как правило, связаны с большим объемом инвестирования, длительным сроком окупаемости затраченных средств и высоким риском их потери или убытков.

Итак, основываясь на содержании ст.1 Закона, следует признать, что предметом его регулирования явились не столько порядок и условия осуществления предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории России, сколько предоставляемые последним гарантии и льготы, а также отдельные связанные с этим вопросы.

Что же понимается под иностранными инвестициями, обеспечиваемыми гарантиями и льготами со стороны Российского государства? Ответ на этот важнейший вопрос содержит статья 2, раскрывающая основные понятия, используемые в Законе: это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации [1].

В юридической литературе получили распространение понятия портфельных и прямых инвестиций. Эти понятия, связанные с правовым понятием «инвестиция», лишь приблизительно соответствуют понятиям реальных и финансовых инвестиций. Однако и деление инвестиций на прямые и портфельные не обязательно жестко связано с правовым понятием «инвестиция», а может отражать лишь ее экономическое содержание, если в законодательстве понятие «инвестиция» не получит определенного правового значения. В зарубежной литературе само деление инвестиций на прямые и портфельные получило распространение в связи с развитием рынка ценных бумаг и в особенности специализированных институтов, предназначенных для коллективных инвестиций (инвестиционных фондов). Портфель ценных бумаг таких институтов формировался специально для целей уменьшения рисков, связанных с помещением капитала в ценные бумаги и совершением сделок с ценными бумагами.

Федеральный закон об иностранных инвестициях в РФ относит к основным и понятие «прямая иностранная инвестиция» (ст. 2). К прямой иностранной инвестиции Закон относит приобретение доли или долей участия определенного размера (не менее 10%) в уставном капитале действующих или создаваемых в России коммерческих организаций; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного лица, создаваемого на территории России, а также деятельность иностранных инвесторов в качестве арендодателей по договору финансовой аренды (лизинга) [1].

Закон об иностранных инвестициях: содержание, нюансы и пояснения

Обратите внимание! В законе четко отображены все гарантии, которые предоставляются для иностранных инвесторов. Они необходимы для того, чтобы привлечь вложения граждан заграничных государств в России, и способствуют улучшению политической ситуации в стране.

  1. Приобретение более 25% акций или долей в стратегическом обществе или предоставление возможности по блокировке какого-либо решения.
  2. Покупка права, которое позволяет прямо или косвенно распоряжаться акциями и долями. Но их должно быть не более 5%.

Этот законодательный акт был разработан и введен в действие совершенно недавно. Тут есть некоторые дополнительные ограничения, которые напрямую касаются инвесторов из других государств. Они должны быть зарегистрированы в оффшорных документах. Здесь идет речь в частности о том, чтобы накладывать запрет на приобретение прав по контролю в отношении стратегического общества. Сейчас он распространяется только на оффшорные компании, а раньше использовался для иностранных предприятий, международных организаций, а также тех фирм, которые находятся под контролем организаций.

В законе под номером 165 сейчас четко прописано, что он направлен на изменение каких-то отдельных положений. Все они будут регулировать внедрение иностранных инвестиций, в том числе и в стратегические общества. Нужно отметить, что этот законодательный акт вносит изменения во многие федеральные законы, которые связаны с инвестициями. Среди самых главных изменений, о которых нужно знать каждому инвестору, стоит выделить следующие.

В нашей стране экономическая ситуация меняется каждый день. Именно в связи с этим возникает огромное количество вопросов, которые касаются напрямую привлечения иностранных инвестиций. Именно поэтому изменения в законодательство вносятся в постоянном режиме.

160 ФЗ; Об иностранных инвестициях в РФ

  • наименование иностранного учреждения;
  • название филиала или представительства;
  • организационно-правовая форма;
  • место расположения — точный адрес в России;
  • точный адрес расположения главного офиса в зарубежной стране, где была проведена регистрация учреждения;
  • цель создания филиала или представительства;
  • виды деятельности, которые вправе осуществлять филиал;
  • процедура и порядок управления представительством;
  • иные сведения, разрешенные по законодательству Российской Федерации.

Иностранные инвестиции подразумевают ценности имущественного и интеллектуального характера, которые вкладываются в предпринимательские виды деятельности с целью получения прибыли. В качестве вкладчиков выступают иностранные инвесторы. Вклады могут быть направлены на развитие и модернизацию основных фондов в области народного хозяйства или в ценные бумаги, научно-технические объекты и др. В Российской Федерации инвестиционную деятельность со стороны иностранных инвесторов регулирует Федеральный Закон № 160.

В Федеральном Законе № 160 описаны гарантии, предоставляемые иностранным инвесторам. Гарантии необходимы для привлечения вложений заграничных государств в России, что способствует развитию социально-экономической политики в стране. Уверенность во вкладах гражданам и компаниям других государств регламентируют — настоящий 160 ФЗ, международные договора и иные правовые нормативные акты. Все указанные законы свидетельствуют о предоставлении защиты интересов заграничных вкладчиков.

  • вклады, сделанные в банки и другие кредитные учреждения;
  • вложения, сделанные в страховые учреждения;
  • взносы, сделанные в некоммерческие учреждения определенного типа (образовательные, благотворительные, научные, религиозные — все подобные учреждения регламентируются иными законами о некоммерческих организациях).
  • создавать законы, указывающие на запреты иностранных вкладов;
  • осуществлять контроль за деятельностью заграничных инвесторов;
  • разрабатывать список наиважнейших инвестиционных проектов;
  • вырабатывать различные программы на федеральном уровне, которые поспособствуют привлечению заграничных инвесторов;
  • налаживать отношения в области международного инвестиционного сотрудничества с субъектами России;
  • проводить мероприятия надзорного характера за крупными инвестиционными проектами, и за заключением масштабных договоров о вкладах;
  • контролировать процесс заключения международных договоров о взаимной защите вкладов.
Adblock
detector