Диссертация Правовые Особенности Изъятия Земельного Участка Для Государственных И Муниципальных Нужд

В юридической литературе авторы обращают внимание на то, что в регулировании отношений, связанных с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, нет однозначного установления отраслевого приоритета между гражданским и земельным законодательством [6].

Кроме того, в ЖК РФ отсутствует закрепление обязанности выплаты возмещения пользователям жилых помещений, расположенных на изымаемом земельном участке. Ст. 32 ЖК РФ закрепляет положения об обеспечении прав собственника при изъятии у него жилого помещения вместе с земельным участком, однако ничего не говорит про иных лиц, имеющих правовые гарантии при осуществлении изъятия жилого помещения. Следовательно, по отношению к пользователям жилых помещений должны применяться положения, закрепленные в ч. 2 ст. 292 ГК РФ, согласно которым в случае отчуждения прав собственности на жилое помещение право пользования таким помещением прекращается.

Однако, действующее законодательство не раскрывает в полной мере, что именно подразумевается под объектами государственного и муниципального значения. Это в свою очередь вызвало появление в доктрине земельного права различных точек зрения. Рассмотрим некоторые из них. Так, А. К. Голиченков утверждает, что статус объекта федерального значения может быть установлен нормативными правовыми актами федерального уровня. А для объектов регионального значения- так же и нормативно правовыми актами субъекта Российской Федерации. [3, С. 185]

Существуют и иные позиции по поводу того, именно подразумевается под государственными и муниципальными нуждами [7, С. 10]. При этом становится очевидным тот факт, что ныне действующее законодательство не раскрывает в полной, достаточной мере, что именно подразумевается под государственными и муниципальными нуждами [8, С. 140].

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………… ………………. 3
Глава 1. Понятие и признаки земельного участка………………………………5
Глава 2. Общие положения об изъятии земельного участка…………………. 7
2.1 Основания для изъятия земельного участка………………………….7
2.1.1 Основания и порядок принудительного изъятия

    земельного участка……………………………………………………….. 16
    2.1.2 Изъятие неиспользуемых земельных участков…………………. 20
    2.2 Органы, уполномоченные осуществлять изъятие земельного участка…………………………………………………………… ………..25

2.3 Гарантии при изъятии земельных участков…………………………28
Глава 3. Процедура изъятия земельного участка……………………………. 34
3.1 Порядок изъятия земельного участка………………………………..34

    3.2 Определение рыночной стоимости земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества………………………..38

3.3 Возмещение убытков при изъятии земельного участка……………44
3.4 Способы защиты при изъятии земельного участка………………. 50
Заключение…………………………………………………… ………………….54
Список использованных источников…………………………………………..56

Дореволюционное законодательство определяло порядок оценки изымаемого имущества и выплаты вознаграждения за отчуждаемое имущество для публичных нужд (ст. 589). Следует отметить, что при этом конкретно не устанавливалось, кто должен выплачивать указанное вознаграждение. По мнению М.В. Венецианова, обязанность уплатить вознаграждение лежит именно на предпринимателе9. Кроме того, независимо от уплаты определенного оценкой вознаграждения, предприниматель обязан устроить и содержать за свой счет в указанных местах мосты, дороги, плотины, переезды, водостоки и тому подобные сооружения, возведение которых представляется необходимым для устранения убытков и неудобств, могущих произойти от осуществления предприятия, для которого производится отчуждение.

3. В целях защиты прав граждан и организаций в решении уполномоченного органа власти об изъятии земельного участка необходимо указывать: цель предстоящего изъятия, в том числе сведения о лицах, в интересах которых предполагается изъятие; срок, в течение которого предстоит осуществить изъятие; сведения об изымаемом земельном участке (местонахождение, кадастровый номер, площадь, категорию земель, целевое назначение, обременения (залог, рента и др.); данные о собственнике, землепользователе, землевладельце или арендаторе изымаемого земельного участка; поручения соответствующим органам об уведомлении правообладателей о принятом решении, заключении договора с оценщиком, об обеспечении государственной регистрации решения в установленном порядке; поручения соответствующим органам о подготовке проекта соглашения о выкупе с собственником или о возмещении убытков с иными правообладателями земельного участка и ознакомлении с ним указанных лиц; поручения соответствующим органам о совершении необходимых регистрационных действий.

Когда возможно изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Собственникам, осуществляющим строительство личных домов, следует понимать, как проводится изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд и при каких обстоятельствах процедура может быть применена к земле под принадлежащими им строениями. В статье описаны возможные причины отчуждения земель и требования к процедуре и документам.

Вопросы развития территорий регулируются Градостроительным кодексом. В рамках программ возможна смена предназначения участков, прокладка коммуникации, в том числе, затрагивая части территории, находящиеся в частной собственности. В рамках деятельности по развитию возможно изъятие земель, принадлежащих частным лицам и предприятиям. Следует иметь в виду следующие моменты, подтверждаемые судебной практикой:

Защита прав и интересов физических и юридических лиц при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Теоретической основой диссертации являются научные труды советских и российских ученых в области общей теории права: Н.Г. Александрова, Н.И. Матузова, А.В. Мицкевича, П.Е. Недбайло, В.С. Нерсесянца, А.С. Пиголкина, И.С. Самощенко, Ю.А. Тихомирова, К.В. Шундикова; в области земельного права: Г.А. Аксененка, З.С. Беляевой, С.А. Боголюбова, А.К. Голиченкова, Ю.Г. Жарикова, И.А. Иконицкой, Н.И. Краснова, О.И. Крассова, Н.А. Сыродоева; в области гражданского права: М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, В.П. Грибанова, О.Н. Садикова, Е.А. Суханова, В.В. Чубарова и других ученых, работы которых указаны в библиографии. Также использовались труды ученых-цивилистов дореволюционного периода: М.В. Венецианова, Л.А. Кассо, Д.И. Мейера, К.П. Победоносцева, И.А. Покровского, Г.Ф. Шершеневича и др.

«Иванов Андрей Геннадьевич Правовая природа налогового администрирования Специальность 12.00.14. – административное право; финансовое право; информационное право АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Москва – 2008 Работа выполнена на кафедре финансового права Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российская академия правосудия Научный руководитель: Заслуженный юрист Российской Федерации. »

Изъятие (выкуп) земельного участка для государственных и муниципальных нужд осуществляется на основании акта, принятого органом публичной власти. Порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством (п. 2 ст. 279 ГК РФ). Однако до настоящего времени данный вопрос не урегулирован надлежащим образом, в связи с чем в действующем законодательстве присутствует пробел.

К убыткам, причиненным изъятием для государственных или муниципальных нужд обладателю земельного участка относятся также стоимость водных источников (колодцев, прудов, скважин и т.п.), стоимость плодово-ягодных насаждений, а также защитных и иных многолетних насаждений, исходя из оценки саженцев и затратам на посадку и выращивание их до начала плодоношения или смыкания крон. При расчете валового дохода многолетних насаждений рекомендуется исходить из периодичности их плодоношения и нормативной урожайности плодово-ягодных продукций. При этом следует учитывать возраст, породно-сортовой состав и особенности пространственного размещения многолетних насаждений, а также возможность получения дохода от дополнительной продукции, получаемой с междурядий садов и виноградников.

Рекомендуем прочесть:  Если Я Имею Постоянное Место Работы Могут Ли Приставы Описать Имущество

Заказать работу заказать

Введение 2
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ .. 9
§ 1. Изъятие земельных участков, как основание принудительного прекращения
прав на использование земельного участка 9
§2. Нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие отношения по изъятию земельных участков для государственных или
муниципальных нужд 14
Глава II. ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ПУБЛИЧНЫХ НУЖД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК СПОСОБ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ 20
§1. Основания изъятия земельных участков для государственных или
муниципальных нужд по законодательству Российской Федерации 20
§2. Условия изъятия земельных участков для публичных нужд по
законодательству Российской Федерации 25
Глава III. ПОРЯДОК ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД ПО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 32
§1. Особенности подготовки и принятия решения об изъятии земельного
участка для публичных нужд 32
§2. Соглашение об изъятии земельных участков для государственных или
муниципальных нужд 42
§3. Особенности прекращения и перехода прав на земельный участок в связи с
изъятием для публичных нужд 52
Заключение 59
Список использованной литературы 66

Подводя итоги данного исследования работы, приходим к следующим выводам.
Законодательство Российской Федерации, определившее основания и порядок принудительного изъятия земельных участков для публичных нужд, в целом, базируется на общепризнанных принципах и нормах права, применяемых в других правовых системах. Общим является использование таких фундаментальных принципов, как ограничение целей изъятия — государственными и муниципальными нуждами, а также принципа справедливой компенсации стоимости изымаемого земельного участка. Процедура изъятия закреплена федеральными законами и позволяет, в определенной мере, гарантировать защиту прав, свобод и законных интересов собственников и других правообладателей земельных участков.
Приходим к выводу, что изъятие земельного участка — это правовой инструмент, дающий возможность принудительно отчуждать это имущество, в связи с возникшими государственными и муниципальными нуждами, для использования в публичных интересах. Основанием для изъятия земельного участка, для государственных или муниципальных нужд, может быть, как строительство государственно-значимых объектов, например, объектов федеральных энергетических систем, объектов обороны страны и безопасности государства, а также и выполнение международных обязательств.
Было установлено, что изъятие земельных участков у собственников для государственных и муниципальных нужд, в соответствии с законодательством, происходит путем выкупа и компенсации имущества связанного с землей. Преимущественно в ГК РФ и ЗК РФ установлена процедура изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд. Изъятие производится на основании решения федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, в зависимости от того для чьих нужд изымается земельный участок. При этом собственник земельного участка (либо лицо, владеющее участком на праве пожизненно наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования) должен быть письменно уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка, не позднее чем за год до предстоящего изъятия участка. Возможность выкупа земельного участка до истечения года со дня получения уведомления возникает только при условии согласия собственника участка.
Нами установлено, что решение об изъятии земельного участка подлежит государственной регистрации в Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии, по правилам недавно вступившего в силу ФЗ «О государственной регистрации недвижимости”. Как показал анализ судебной практики, наиболее распространенным видом споров, связанных с выкупом земельных участков для государственных или муниципальных нужд, являются споры об определении выкупной цены участка, а также об определении размера убытков, подлежащих возмещению. Положительное, в пользу истца, разрешение спора, в случае если он не согласен с выкупной ценой и с размером возмещения убытков, либо оспаривает правомерность изъятия земельного участка, требует поиска весомых аргументов и наличия всех оснований для удовлетворения иска. Ввиду запутанности и несовершенства законодательства, по данному вопросу, эта категория дел представляет особую сложность для правоприменителей.
Считаем, что необходимо учитывать, что оппонентом, по данной категории дел, являются органы публичной власти (государственной власти или местного самоуправления) поэтому все вопросы, связанные с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, требуют особого внимания, чтобы не допустить ущемления прав «слабой» стороны — граждан и юридических лиц, которые в результате изъятия теряют своё имущество.
Изложенное позволяет считать, что затронутые проблемы являются актуальными и практически значимыми. На основании закона, в публичных интересах, могут ограничиваться права граждан или юридических лиц (правообладателей земельных участков), но необходимо соблюдать баланс публичных и частных интересов. Защита прав на земельные участки, как недвижимое имущество, должно быть гарантировано, в частности, установлением исключительных случаев, когда возможно изъятия для государственных или муниципальных нужд, четко установленной процедурой совершения юридически значимых действий, компенсацией убытков в полом объеме.
Было установлено, что одной из ключевых проблем связанных с изъятием земель является отсутствие, к этому вопросу, централизованного подхода. В этот процесс вовлечены как городские, так и частные структуры, которые разрозненно занимаются изданием распорядительных документов об изъятии, оценкой и экспертизой, согласованием процедуры с владельцем, чье имущество подлежит изъятию, выплатой компенсации. Что на деле приводит, как к увеличению сроков ввода в эксплуатацию объектов, так и к разногласиям по компенсационным выплатам.
В заключение данной работы можно сделать вывод, что действующее законодательство по данной проблеме не вполне совершенно, так как недостаточно урегулированы отношения правообладателей земельных участков и государственных или муниципальных органов власти.
Пробелы в законодательстве позволяют государственным и муниципальным органам власти, используя служебное положение, принимать нужные решения при изъятии земельных участков, не в полной мере выплачивать правообладателям стоимость изымаемых участков, не
говоря уже о возможных убытках, которые практически доказать невозможно о чем свидетельствует изученная судебная практика.
Исходя из вышеизложенного, напрашивается вывод о том, что законодателям необходимо еще раз углубленно проработать как Гражданский кодекс РФ, так и Земельный кодекс РФ, для обеспечения гарантий по защите прав интересов лиц, вовлекаемых в эту процедуру.

Защита прав и интересов физических и юридических лиц при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

8. Принимая во внимание сложный юридический состав прекращения прав на земельные участки вследствие изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и отсутствие в Федеральном законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» специальных правил, регламентирующих процедуру внесения в Единый государственный реестр прав сведений в таких случаях, предлагается установить в указанном законе основания для государственной регистрации прекращения вещных прав граждан и юридических лиц на земельные участки, расторжения договоров аренды и безвозмездного срочного пользования земельными участками вследствие изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, а именно:

В то же время, поскольку защита прав и интересов физических и юридических лиц при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд возможна и в случаях, когда они нарушаются в результате неправомерных действий (бездействия), то в таких случаях применимы общие меры, в том смысле, что их применение возможно и при иных правонарушениях. При этом целями применения мер защиты являются, помимо восстановления нарушенного состояния, пресечение действий, нарушающих права и законные интересы физических и юридических лиц или создающих угрозу их нарушения, а также предупреждение последующих правонарушений.

Рекомендуем прочесть:  Что положено ветерану труда на пенсии в коми 2023 года

Собственник изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган, принявший решение об изъятии, либо в организацию, которая ходатайствовала об изъятии (п. 8 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ). Если же владелец земли не согласен с условиями соглашения, он может отказаться от его подписания или представить альтернативные предложения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы. Например, это может быть договор купли-продажи, в котором содержатся сведения о цене, если участок был приобретен недавно. А коммерческий директор холдинга Like Кирилл Упатов советует в подобных ситуациях проводить независимую оценку стоимости земли и прикладывать к предложениям ее результаты. Партнер компании «Найдем Адвоката» Снежана Мальфанова напоминает, что правообладатель проводит такую экспертизу самостоятельно и за собственный счет. Если уполномоченный орган согласится с этими доводами, размер возмещения может быть увеличен – правда, если изъятие проводится по ходатайству организации, орган должен будет согласовать это изменение с ней (п. 11 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ).

При определении размера возмещения не подлежат учету объекты недвижимого имущества и их неотделимые улучшения, расположенные на изымаемом земельном участке и произведенные вопреки разрешенному использованию или условиям договора. Кроме того, стоимость объектов, строительство которых начато после уведомления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, также не будет возмещена (п. 2, п. 8 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ).

С.Д. Афанасьева считает, что оптимальным решением данной проблемы будет использование судом индивидуального подхода к рассмотрению каждого конкретного дела, связанного с определенным видом изъятия . При этом она задается вопросами, будет ли оправдано обоснование какого-либо законодательного исключения решением суда и кто может гарантировать, что такие исключения не будут инициироваться в угоду частным лицам или группе частных лиц. Кто поручится, что земельные участки не будут фактически отняты у законных собственников без какой-либо возможности их возврата? В конечном итоге, по ее мнению, выходом из сложившейся законодательной неопределенности является «разработка единого регулятивного нормативного акта, закрепляющего нормы о процедуре изъятия земельных участков, который непременно бы включал четкую стратегию разрешения такого рода ситуаций. При этом необходимо ужесточение законодательной процедуры изъятия с указанием в законе всех возможных ограничений и установлением исчерпывающего перечня законодательных исключений (возможно, даже с запретом исключений)».
———————————
Афанасьева С.Д. Изъятие земельных участков для публичных нужд в России и США: некоторые актуальные вопросы защиты конституционных прав // Сравнительное конституционное обозрение. 2010. N 1.

О.М. Козырь, в свою очередь, заключает, что перечень оснований изъятия земельных участков для публичных нужд следовало бы в качестве не исчерпывающего включить непосредственно в ГК РФ и дополнить его правилом, согласно которому дополнительные основания для изъятия могут устанавливаться лишь федеральным законом. По ее мнению, поскольку гарантии досрочного прекращения права собственности связаны с конституционными гарантиями права частной собственности, они должны быть едиными на всей территории Российской Федерации .
———————————
Козырь О.М. Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд // Развитие основных идей Гражданского кодекса в современном законодательстве и судебной практике: Сб. статей / Под ред. С.С. Алексеева. М.: Статут, 2011.

Как было сказано выше, размер выкупа определяется сторонами соглашения. Если подобного согласия достичь не удается, то выкупная цена определяется арбитражным судом РФ. При этом судья берет во внимание рыночную стоимость, которая зафиксирована на момент судебного разбирательства.

Именно поэтому Земельный кодекс РФ закрепляет за государственными органами власти возможность осуществить принудительное изъятие земельного надела у собственника. Но при этом основания для принятия судом подобного решения должны быть хорошо аргументированы.

В судебной практике известны случаи, когда отчужденная собственность была возвращена ее законному владельцу по причине несоблюдения законных прав. Это возможно после подачи соответствующего искового заявления. Например, о признании недействительным факта передачи земельного участка в государственную или муниципальную собственность.

Законодательством также установлено понятие реквизиции, как лишение преимущественного владения участком в пользу государства или общества, которое устанавливается на ограниченный период или на постоянной основе. Такое действие допускается при чрезвычайных и экстренных ситуациях, катастрофах и иных обстоятельствах, при которых отчуждение территории требуется для исполнения срочных государственных задач.

Изъятие (выкуп) земельного участка для государственных и муниципальных нужд: вопросы теории и практики

— принятие решения об изъятии, его государственная регистрация;

— уведомления об изъятии;

— определение порядка выкупа и возмещения убытков;

— оплата выкупной цены и предоставление компенсаций;

— прекращение правообладателями соответствующих прав на земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимого имущества.

В юридической литературе высказаны различные точки зрения относительно правовой природы выкупа земельного участка для публичных нужд. По мнению Н.П.Кабытова, выкуп относится к правомерным действиям: юридическим актам, а именно — сделкам. При этом автор справедливо замечает, что хотя зачастую выкупу предшествуют принятие административного акта (решение об изъятии земельного участка) или судебного решения, данные юридические акты существуют наряду с юридическим фактом выкупа земельного участка; и их не следует смешивать. Выкуп земельного участка — это действия продавца (частного собственника земельного участка) и покупателя, направленные на отчуждение прежним собственником участка, приобретение его новым собственником и уплате выкупной цены*.
______________
* См.: Кабытов Н.П.Выкуп земельного участка как основание прекращения права частной собственности // Дис. канд. юрид. наук. Самара, 2004. С. 66.

Иную точку зрения высказывает В.А Евсегнеев. Как отмечает автор, с внешней (формальной) стороны принудительный (а тем более добровольный) выкуп земли у частного собственника может и должен быть осуществлен так же, как и обычная сделка купли-продажи земли. При этом, хотя передачу частной земли в публичную собственность в порядке ее принудительного выкупа нельзя признавать сделкой, но многие общие черты позволяют считать ее квазисделкой. Такая теоретическая конструкция, по мнению В.А. Евсегнеева, полезна с той точки зрения, что помогала бы оформлению всей операции как «настоящей» сделки*.
_______________
* См.: Евсегнеев В.А. Собственность на землю в фокусе интересов // Журнал российского права. 2004, август.N 8.

Подобной точки зрения придерживается и Д.Б. Горохов, который делает вывод, о том, что отношения по поводу изъятия земельного участка формально не считаются сделками, так как здесь нет «автономии воли» в смысле ст.2 ГК РФ, но по существу это сделки (квазисделки). Государство (в лице органов власти) при принудительном изъятии земельных участков распоряжается частными землями. В этом случае оно действует не в качестве собственника, а как публичная власть*.
_______________
* См.: Горохов Д.Б. Правовое регулирование сделок с земельными участками: автореф. канд. юрид. наук. — М., 1998. С. 32.

Следует отметить, что в ГК РФ, ЗК РФ и ФЗ N 310-ФЗ отсутствует единообразие в использовании термина «выкуп» и названии вида иска в случае принудительного изъятия земельного участка на основании решения суда.

Исходя из положений статей 279 — 283 ГК РФ, статей 45, 46, 49, 55, 63 ЗК РФ, выкуп земельного участка и расположенных на нем иных недвижимых объектов для государственных или муниципальных нужд представляет собой действия уполномоченного органа власти, направленные на прекращение прав на земельный участок у его собственника для удовлетворения возникших публичных нужд, и заключение соглашения с собственником о выкупной цене в соответствие со ст.281 ГК РФ. Следовательно, выкуп одна из форм изъятия земельного участка, которая применяется только к собственнику земельного участка и находящихся на нем иных недвижимых объектов.

Рекомендуем прочесть:  Ростовская область выплата на третьего ребенка

Изъятие земельного участка, который принадлежит правообладателю на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного (наследуемого) владения или аренды — действия уполномоченного органа власти, направленные на прекращение прав на земельный участок у его землевладельца, землепользователя, арендатора для удовлетворения возникших публичных нужд, и возмещение указанным лицам убытков в соответствие со ст.283 ГК РФ и ст.63 ЗК РФ. В случае если на земельном участке расположены иные недвижимые объекты, принадлежащие правообладателю на праве собственности, такие объекты выкупаются у собственника.

По нашему мнению, следует различать выкуп как процесс, а соглашение о выкупе как двух- или многостороннюю сделку (договор). Договорные отношения, связанные с выкупом, могут строиться различно, в зависимости от согласия правообладателя на изъятие, вида вещных прав на земельный участок и расположенные на нем иные недвижимые объекты.

В случае согласия собственника земельного участка на его изъятие, соглашение о выкупе может строиться по типу купли-продажи либо по типу договора мены земельными участками, если по желанию собственника ему взамен предоставляется равноценный земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену, а также путем заключения соглашения, содержащего условия, характерные для договора купли-продажи и договора мены (смешанное соглашение). Указанные договорные отношения более детально будут рассмотрены в следующих параграфах настоящей главы.

Более сложные ситуации возникают при отсутствии согласия собственника земельного участка. Согласно ст.282 ГК РФ при отсутствии согласия собственника на изъятие земельного участка либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления может предъявить иск о выкупе земельного участка в течение 3-х лет с момента направления собственнику участка уведомления об изъятии участка и находящихся на нем недвижимых объектов.

В соответствии с названием статьи 282 Кодекса выкуп осуществляется по решению суда. Несмотря на то, что содержание указанной статьи не предполагает установление исключений из общих правил, вместе с тем ФЗ N 310-ФЗ устанавливает изъятия из общих правил на период до 1 января 2014 года. Согласно п.31 ст.15 Закона, если соглашение о выкупе не заключено в течение 2-х месяцев со дня, когда лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества, предоставлена возможность ознакомиться с проектом такого соглашения, администрация Краснодарского края или орган местного самоуправления муниципального образования «город — курорт Сочи» вправе обратиться в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных недвижимых объектов. Таким образом, устанавливается специальный короткий срок, который, в отличие от общих правил, предусмотренных ст.ст.282 и 283 ГК РФ, исчисляется с момента, когда заинтересованному лицу предоставлена возможность ознакомления с проектом соглашения.

Анализ законодательства и правоприменительной практики по некоторым регионам позволяет сделать вывод о том, что реально может сложиться несколько ситуаций:

— собственник не согласен с изъятием земельного участка (но решение уполномоченного органа власти не обжаловал), выкупной ценой, сроками и другими условиями выкупа;

— собственник согласен с изъятием участка, выкупной ценой, но не согласен с другими условиями выкупа;

— собственник согласен с изъятием земельного участка, но не согласен с выкупной ценой, сроками выкупа.

Для разрешения возникших спорных вопросов целесообразно рассматривать их не только с позиций норм материального (ГК РФ, ЗК РФ и др.), но и норм процессуального права (ГПК РФ, АПК РФ), включая вопросы исполнения судебного решения, вступившего в законную силу. Принципиальное значение в таких делах имеет правильное определение предмета иска управомоченным органом власти при обращении в суд. Такой подход в конечном итоге позволит определить момент отчуждения недвижимого имущества в публичную собственность, прекращения прав собственника и иных правообладателей на земельный участок и расположенные на нем недвижимые объекты. Необходимо учитывать, что момент передачи земельного участка и момент его отчуждения могут не совпадать. Представляется, что в указанных ситуациях с учетом положений ст.282 ГК РФ предмет иска, а в дальнейшем и резолютивная часть судебного решения будут различными. Обозначенные проблемные вопросы более подробно рассматриваются в следующих параграфах настоящей главы.

Изъятие земельного участка может осуществляться и у лица, не являющегося его собственником. Статья 283 ГК РФ применительно к таким случаям не употребляет понятие «выкуп», а предусматривает прекращение прав владения и пользования на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного бессрочного пользования земельным участком, но применительно к правилам, предусмотренным для выкупа участка у собственника. ФЗ N 310-ФЗ расширяет перечень прав, которые прекращаются при изъятии земельных участков для размещения олимпийских объектов или развития территорий, прилегающих к ним. Кроме прав, указанных в статье 282 ГК РФ, при изъятии прекращаются право безвозмездного срочного пользования и аренды земельного участка (п.2 ст.15 Закона).

Таким образом, соглашение о выкупе и соглашение о возмещении убытков — это гражданско-правовые сделки, которым предшествует принятие решения об изъятии земельного участка и (или) расположенных на них иных недвижимых объектов, принятое уполномоченным органом власти. В законодательстве присутствует пробел относительно урегулирования порядка подготовки и принятия решений об изъятии земельных участков для публичных нужд и определения федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, уполномоченных принимать такие решения.

В настоящей книге комплексно с позиций гражданского, земельного, жилищного, градостроительного и гражданского процессуального законодательства рассматриваются актуальные теоретические и практические вопросы изъятия (выкупа) земельных участков и находящихся на них недвижимых объектов для государственных и муниципальных нужд, с учетом судебно-арбитражной практики, а также вопросы защиты права собственности и иных прав при изъятии земельного участка.

На основе анализа законодательства и правоприменительной практики показаны пробелы и противоречия в законодательстве, обоснованы предложения по его совершенствованию и совершенствованию правоприменительной практики.

Издание предназначено для специалистов, занимающихся вопросами изъятия (выкупа) земельных участков для публичных нужд, преподавателей, практикующих юристов, а также студентов и аспирантов. Может быть использовано как учебное пособие по дисциплинам «Гражданское право», «Земельное право» и спецкурсу «Сделки с недвижимым имуществом».

Защита прав и интересов физических и юридических лиц при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Анализ правоприменительной практики выявил ситуации, когда у лица, которому в последующем предоставляется земельный участок, отсутствуют денежные средства, в то время как возмещение причиненных изъятием убытков было предусмотрено за счет такого лица в соответствии с п. 3 ст. 57 ЗК РФ. Установление в федеральном законодательстве субсидиарной ответственности Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования в данных случаях, защитит право землепользователя, землевладельца, арендатора земельного участка на возмещение убытков, причиненных изъятием земельного участка для публичных нужд.

Первая глава «Правовая природа изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд», состоящая их трех параграфов, в целях выявления проблем защиты прав и интересов физических и юридических лиц посвящена исследованию правового явления – изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Adblock
detector