Говорящие Фамилии В Приступление И Наказание

Говорящие имена и фамилии в романе Ф

Крах теории для Родиона означал крах всего, все жизненных установок. Он теперь отделён от общества, отныне он – раскольник. Если бы не Соня Мармаледова, Раскольников не смог бы жить дальше. Соня – дочь Мармеладова, чистая девушка, робкая, о чем говорит её фамилия, но верующая, духовно богатая, даже долгое время работая по желтому билету (занимаясь проституцией), она не потеряла чистоты души. Соня показала Родиону свою «правду» – добро, веру в людей и Бога, искренность. Имя Софья выбрано Достоевским не случайно. Святая София – мать святых Веры, Надежды, Любви – мучениц, воспитанных своей матушкой в духе христианских ценностей и претерпевших страшные страдания от римских властей. Так и Соня Мармеладова «воспитала» Раскольникова, показала ему праведную жизнь по христианским заветам, ценность и благостность веры в Бога. Она, как и стародавние мученицы, борцы за веру, не помутнела душой, даже занимаясь неблагочестивым занятием, ради выживания.

Отличительными чертами великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского являются глубина, проникновенность, нравственная сила, недаром именно от него пошло философское течение «почвенничество». Социально-философский роман «Преступление и наказание» – популярный и известный не только в России, но и в мире шедевр Достоевского.

Говорящие фамилии: Раскольников, Разумихин, Лужин по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф

Родион Раскольников: фамилию этого героя можно трактовать по-разному. С одной стороны, эта фамилия обозначает раскол души Родиона после совершённого им преступления, он не может продолжать спокойное существование после совершённого им поступка, его одолевают муки, страх быть опознанным и пойманным. С другой стороны, эту фамилию можно объяснить так: раскольниками были те люди, которые обосабливались от основных идейных течений.

Родион создал свою собственную теорию, она была опубликована в журнале, и частично ею он руководствовался, идя на преступление. При том, эта теория совершенно противоречила основным жизненным законам, общепринятым правилам. Третья трактовка фамилии этого героя связана с расколом души: часть души — добрая, отзывчивая, способная на любовь и сострадание, часть — тёмная, решившаяся пойти на убийство и кражу; Дмитрий Прокофьевич Разумихин: фамилия этого героя происходит от слова «разум». И, действительно, Дмитрий Прокофьевич не обделён разумом: он один из первых заподозрил в Раскольникове болезнь. После этого он не оставлял больного без присмотра. Он разумно распоряжается средствами Родиона, дабы недорого и красиво его приодеть. Он предлагает Раскольникову подзаработать на уроках, грамотно объяснив ему план действий. Одним словом, в этих и многих других ситуациях в романе Разумихин действует рассудительно, с умом подходя к сложившейся ситуации; Пётр Петрович Лужин: сущность этого человека такая же мутная, грязная, как и производная от его фамилии (Лужин = лужа). Примеры: этот человек стремится жениться на Дуне лишь из корыстных побуждений. Вследствие некоторых событий, в письме матери и сестре Родиона, Лужин выставляет Раскольникова не в лучшем свете, надеясь поссорить его с семьёй. Наконец, он подло подставляет беззащитную Соню, подкинув ей деньги и обвинив в воровстве.

Значение Имен в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение

Всем известный писатель Ф. М. Достоевский отличается от других авторов невероятной нравственной силой и реалистичным взглядом на происходящие события, символизмом, в его произведениях мы встречаем очень глубокий смысл, а слог, который использует писатель, захватывает читателей и держит в напряжении до последних строк повествования. Федор Михайлович в каждой своей книге философствует и рассуждает над вопросами, будоражащими людей того времени. Одно из его самых популярных произведений, благодаря которому автор смог прославиться не только на своей родине, но и за границей, является «Преступление и наказание», оно относится как к социальному, так и к философскому роману.

Рекомендуем прочесть:  Дела О Выселении Совершеннолетних Детей

Как и ожидалось, фамилия Раскольникова имеет отношение к слову «раскол», раскольниками называли тех, кто обособился, стал одиночкой, один против всех. Главный герой не хочет подчиняться и следовать законам нравственности, и он создает новую теорию, которая совсем противоположное жизненным укладам общества.

Раскольников, по заданию, — Христос романного мира (как и всякий человек, по Достоевскому, в области своего бытия). Любой студент, будучи спрошенным, опознает икону Богоматери с Младенцем-Христом в последней фразе письма матери Раскольникова в самом начале романа: «Молишься ли ты Богу, Родя, по-прежнему и веришь ли в благость Творца и Искупителя нашего? Боюсь я, в сердце своем, не посетило ли и тебя новейшее модное безверие? Если так, то я за тебя молюсь. Вспомни, милый, как еще в детстве своем, при жизни твоего отца, ты лепетал молитвы свои у меня на коленях и как мы все тогда были счастливы!» (6, 34). И именно это задание им ощущается, определяя первый способ его бытия — и это же задание радикально трансформируется при включении меры и счета. Остается чувство ответственности и причастности — меняются только средства, которыми можно изменить ситуацию. Вместо самопожертвования и самоотдачи возникает идея жертвования другими — для пользы всех — собственно, теория Раскольникова. Теория возникает именно тогда, когда бледнеет — под аналитическим прицелом рассудка — непосредственное ощущение живой жизни и непосредственно данной правды. Теория возникает как желание получить тот же результат (исцеление мира) без самопожертвования и самоотдачи, перекладывая бремя жертвы на другого.

Дмитрий Прокофьевич Разумихин. Это один из двойников Раскольникова, его самый близкий друг. Безусловно, персонаж положительный. Раскольников убил. Убил и остался один. Один? Случайно ли в моменты, когда Раскольникову неимоверно трудно – болезнь ли это, или момент невыносимого одиночества – рядом появляется Разумихин? А кто больше всех помог Дунечке и Пульхерии Александровне, когда они только приехали в Петербург, и на них обрушилась сразу масса уничтожающих фактов: болезнь Роди, известие о его разговоре с Лужиным. И неизвестно, как бы кончился для них тот день, если бы не было рядом того же Разумихина. Он как-то непроизвольно снимает возникшее напряжение, успокаивает накалившиеся страсти. Дмитрий по-гречески «принадлежащий Деметре – богине земледелия», или земле. Земля, фундамент, опора для Раскольникова.

Раскольников преступление и значение фамилии

внутри которого действуют особые законы, в котором царит особая психологическая среда, особое пространство. Необычность этого мира прежде всего в том, что почти все центральные герои романа – люди, отверженные обществом, «бывшие». Раскольников – «бывший студент» (так он сам отвечает в полиции на вопрос о том, кто он).

Здесь у Достоевского воспроизводится известный афоризм Эзопа: «Здесь Родос, здесь и прыгай!». Эта басня рассказывала о некоем путешественнике, прибывшем на Родос и хваставшем тем, что некогда он совершил грандиозный прыжок в длину. В ответ на его хвастовство местные жители предложили ему «продемонстрировать свое умение». Так и Раскольников в романе Достоевского.

Говорящие фамилии в преступлении и наказании таблица

Раскольников стремится к высоким достижениям, но лень мешает довести начатое до конца. Такой человек склонен к поспешным выводам и легкомысленным поступкам. В семейной жизни идет по пути наименьшего сопротивления, но, если надумает развестись, ничто не сможет его остановить.

«Троечники» не могут быть рассудительными и расчетливыми лишь в том случае, когда речь идет о тех, кто им небезразличен. В любви и привязанности такие люди не знают полумер; они не замечают недостатков близких, позволяют им манипулировать собой, занимаются решением чужих проблем, не ожидая вознаграждения. Тем не менее, ладить с «троечником» трудно – он легко увлекается, часто меняет свои пристрастия и слишком много внимания уделяет внешней привлекательности, а также тому, что о нем думают другие.

Рекомендуем прочесть:  Что получу за рождение 4 ребенка в 2023 году

И если София, вообще, означает мудрость, то у Достоевского мудрость его Софий — смиренномудрие.внутри которого действуют особые законы, в котором царит особая психологическая среда, особое пространство. Необычность этого мира прежде всего в том, что почти все центральные герои романа – люди, отверженные обществом, «бывшие».

Имя хозяина, Андрей, значимое: по-гречески царь. Таким образом, автор указывает на властолюбие и гордыню самоуверенного купца. Отчество «Андреич» производно от имя «Андрей», значащего ‘мужественный’. Соответствие поведению героя здесь ироническое: Брехунов ведет себя во время метели отнюдь, а не мужественно, а сначала самонадеянно, затем — до неожиданного духовного перелома — трусливо и подло, бросая на верную смерть Никиту. Фамилия «Брехунов» указывает на ложность жизненной позиции Василия Андреича («брехать» — ‘лгать’).

Символика имен и фамилий в романе Ф

Соня, уже продавшая себя за еду и тепло для детей, «ушедшая в шестом часу и вернувшаяся в девятом» (так Достоевский прямо указывает на вновь явившуюся в ее жертве жертву Христову) [2] , все же делает Катерине Ивановне больно из-за мелочи — но и сама остро чувствует эту боль другого. Потому что другой для нее перестал быть другим. «Мы одно, заодно живем» — выговаривает она для Раскольникова истинный принцип человеческого бытия. И это «заодно» — уже не исходное невыделение личности из толпы и массы — а вольное возвращение личности, вполне развившейся и осознавшей себя, ко всем, ее желание принести все триумфальное чувство человека в его потенциальном величии, добытое личным страданием, всем.

Говорящая фамилия Раскольников произошла от слова «раскол», раскольниками называют тех, кто отделился, отвергнул основное течение. Родион подобно раскольникам отринул нравственные законы, изобрёл свою собственную нравственную теорию, которая противоречила жизни. Он был отколот от всех групп и слоёв, от всех течений и законов. Его последующее раскаяние, понимание всей тяжести преступления раскололо его душу, привнесло противоречие разума и души, теории и жизни.

Говорящие фамилии в преступлении и наказании таблица

Многие исследователи указывают на ассоциации, которые могли сложиться у автора романа (в его сознании — между страстной любовью Родиона Раскольникова к людям, его огромным желанием принимать участие в судьбе людей вопреки личным интересам и фанатизмом в отстаивании своей «идеи» ) с расколом как определенной стороной исторического самосознания русских народных масс.Другие исследователи говорят о двойном толковании фамилии Раскольникова.

Мармеладов лишился места в связи с сокращением, поэтому и начал пить. Историю жизни Мармеладова мы узнаём из его же уст. Свою слабость и свои пороки герой поднимал до вселенского масштаба, часто вел себя при этом излишне театрально «Жалеть, зачем меня жалеть! — вдруг завопил Мармеладов, вставая с протянутой вперед рукой, в решительном вдохновении, как будто только и ждал этих слов».

Женщина с отчеством Романовна гордая, никогда не сожалеет о содеянном, уступчивая.В этой фамилии чувствуется ирония автора над героем, возможно, этой фамилией он подчеркивает его далеко не сладкую жизнь.Мужское имя Семен “слышащий Бога”. Семен обладает такими качествами как доброта, энергичность и самолюбие.

Характер Софьи отличается серьезностью и в то же время импульсивностью. Женщина, названная этим именем, будет подвижной, деятельной, стремящейся многого достичь и успеть.Женщина с таким отчеством может постоять за себя, умеет найти выход из конфликтных ситуаций, находчивая, сентиментальная.Катерина (чистая, непорочная) , она импульсивна, горда, самолюбива, запасливая и жадноватая, надежная.Женщины с отчеством Ивановна импульсивные, расчетливы. В общении просты, искренние, готовы прийти на помощь.Разумихин – рассудительный, толковый, понятливый, мудрый человек.

Символика имен и фамилий в романе Ф

Крах теории для Родиона означал крах всего, все жизненных установок. Он теперь отделён от общества, отныне он – раскольник. Если бы не Соня Мармаледова, Раскольников не смог бы жить дальше. Соня – дочь Мармеладова, чистая девушка, робкая, о чем говорит её фамилия, но верующая, духовно богатая, даже долгое время работая по желтому билету (занимаясь проституцией), она не потеряла чистоты души. Соня показала Родиону свою «правду» – добро, веру в людей и Бога, искренность. Имя Софья выбрано Достоевским не случайно. Святая София – мать святых Веры, Надежды, Любви – мучениц, воспитанных своей матушкой в духе христианских ценностей и претерпевших страшные страдания от римских властей. Так и Соня Мармеладова «воспитала» Раскольникова, показала ему праведную жизнь по христианским заветам, ценность и благостность веры в Бога. Она, как и стародавние мученицы, борцы за веру, не помутнела душой, даже занимаясь неблагочестивым занятием, ради выживания.

Рекомендуем прочесть:  Если Потерял Льготный Билет На Общественный Транспорт

Мармеладов. С этой фамилией прямых ассоциаций с православной семантикой нет. Буквально мармелад — мягкий, желеобразный, на натуральной основе, не подлежащий длительному хранению, очень (даже слишком) сладкий продукт. Основные качества мармелада, особенно «мягкий» , «слишком сладкий» соответствуют чертам характера героя и его манере изъясняться. Можно лишь вспомнить, что Православие учит воздерживаться от удовольствий, многословия и остерегаться чрезмерности (ассоциации со словом «слишком» ) во всем: не только в земных делах, но даже в духовных подвигах.

Говорящие имена и фамилии в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Роман представляет собой яркое и правдивое отражение жизни российского общества середины девятнадцатого века – нищета, алкоголизм, девушки бедных семейств, вынужденные жить по жёлтому билету (Соня Мармеладова), беспредел ростовщиков (старуха-процентщица Алёна Ивановна).

Стихийный рост недовольства рабочих, крестьян, интеллигенции властно требовал крутого политического маневра, наподобие ленинского перехода к НЭПу в 1921 г. Под напором советского народа Вы «даровали» демократическую Конституцию. Она была принята всей страной с неподдельным энтузиазмом. Честное проведение в жизнь демократических принципов Конституции 1936 г., воплотившей надежды и чаяния всего народа, ознаменовало бы новый этап расширения советской демократии. Но в Вашем понимании всякий политический маневр – синоним надувательства и обмана. Вы культивируете политику без этики, власть без честности, социализм без любви[en] к человеку.

Таким образом, Достоевский выступает здесь как бы гениальным предвестником грядущих исторических событий, когда во имя «великих» идей разрешена была «кровь по совести», а родина Романовых, Россия, оказалась «расколотой» в буквальном смысле этого слова.Побочная сюжетная линия романа — линия Мармеладовых.

В этом – понимание Достоевским догм христианства, даже за смерть свою Лизавета не держит зла на Раскольникова, даже, несмотря на её убийство, она готова, пусть через другого, лишь только напоминавшего её, человека – Соню – помочь своему убийце вернуться к жизни.

Отличительными чертами великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского являются глубина, проникновенность, нравственная сила, недаром именно от него пошло философское течение «почвенничество». Социально-философский роман «Преступление и наказание» — популярный и известный не только в России, но и в мире шедевр Достоевского.

Андрей Семёнович Лебезятников – молодой человек, полный идей и теорий. Умом он не отличается, поэтому все его социальные и философские размышления робки и зачастую глупы. При этом Андрей Семёнович хочет показать себя умным человеком и преклоняется перед новыми, необычными социальными теориями, такими например как построение коммун. Здесь просматривается аналогия фамилии Лебезятникова со словом «лебезить» — заискивать.

Говорящие фамилии в преступлении и наказании таблица

В этом – понимание Достоевским догм христианства, даже за смерть свою Лизавета не держит зла на Раскольникова, даже, несмотря на её убийство, она готова, пусть через другого, лишь только напоминавшего её, человека – Соню – помочь своему убийце вернуться к жизни.

О значении же слова «раскольник» читаем в Полном православном богословском энциклопедическом словаре: «Раскольник — человек, избегающий единения с Православною Церковью и держащийся особенных обрядов» . Следует заметить, что эта фамилия в романе почти не употребляется, когда речь идет о матери и сестре главного героя. Имя героя также не кажется случайным.

Adblock
detector