Высшая Юридическая Сила Конституции Рф: Понятие И Содержание
Содержание
Верховенство Конституции РФ проявляется не только по отношению к законодательству, которое будет принято в будущем, но и к законодательству, принятому до вступления Конституции РФ в силу. Так, в п. 2 раздела II Конституции РФ говорится, что «законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации».
Конституция РФ обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам: ни один правовой акт, принимаемый в стране (федеральный закон, акт Президента РФ, Правительства РФ, акт регионального, муниципального или ведомственного правотворчества, договор, судебное решение и т. д.), не может противоречить Основному Закону, а в случае противоречия (юридических коллизий) приоритет имеют нормы Конституции. Верховенство Конституции РФ проявляется и по отношению к прежнему российскому законодательству: в соответствии с ч. 2 разд. 2 Конституции РФ законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции, применяются в части, ей не противоречащей. При этом для некоторых положений прежнего законодательства, в частности уголовно-процессуального, не соответствующих Основному Закону, установлен переходный период для приведения в соответствие с Конституцией РФ. О верховенстве Конституции РФ говорится непосредственно в конституционном тексте (ч. 2 ст. 4, ч. 1,2 ст. 15). Обеспечение юридического верховенства Конституции РФ – задача всех без исключения государственных органов и должностных лиц, однако ведущее место в механизме охраны Конституции принадлежит специализированному органу конституционного контроля – Конституционному Суду РФ.
Конституция РФ – конституция кодифицированная (консолидированная), т. е. представляет собой единый, достаточно лаконичный документ, содержащий принципиальные положения, закрепляющие и регулирующие различные аспекты общественных отношений. Этим она отличается от некодифицированных конституций некоторых государств, например, Великобритании, Израиля, состоящих из большого набора различных источников, в том числе и неписаных.
Конституция РФ обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам: ни один правовой акт, принимаемый в стране (федеральный закон, акт Президента РФ, Правительства РФ, акт регионального, муниципального или ведомственного правотворчества, договор, судебное решение и т. д.), не может противоречить Основному Закону, а в случае противоречия (юридических коллизий) приоритет имеют нормы Конституции. Верховенство Конституции РФ проявляется и по отношению к прежнему российскому законодательству: в соответствии с ч. 2 разд. 2 Конституции РФ законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции, применяются в части, ей не противоречащей. При этом для некоторых положений прежнего законодательства, в частности уголовно-процессуального, не соответствующих Основному Закону, установлен переходный период для приведения в соответствие с Конституцией РФ. О верховенстве Конституции РФ говорится непосредственно в конституционном тексте (ч. 2 ст. 4, ч. 1,2 ст. 15). Обеспечение юридического верховенства Конституции РФ – задача всех без исключения государственных органов и должностных лиц, однако ведущее место в механизме охраны Конституции принадлежит специализированному органу конституционного контроля – Конституционному Суду РФ.
В 15 статье Основного закона сказано, что Конституция обладает высшей юридической силой. Документ имеет прямое действие, а сфера его применения распространяется на всю территорию России. Федеральные законы и другие, принимаемые в России правовые акты не могут идти в разрез с Основным законом.
В 1993 году в российском государстве была принята очередная Конституция – закон высшей юридической силы, провозглашающий Российскую Федерацию правовым государством с демократическим политическим режимом. В основу новой Конституции была положена идеология естественных неотъемлемых прав человека.
Положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров принимаются соответствующие правовые акты.
Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее чем через десять дней после дня их принятия.
По месту и роли основные функции Конституции подразделяются на социальные и правовые. К социальным относятся политическая, идеологическая, программная, информативная, организационная функции. Правовыми (юридическими) функциями Конституции являются учредительная, закрепительная, регулятивная и охранительная.
- Верховенство Конституции означает, что государство, государственная власть в лице государственных органов, а также организации, объединения, граждане подчиняется Конституции. Согласно статье 4 Конституция имеет верховенство на всей территории РФ. Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
- Высшая юридическая сила Конституции. Согласно статье 15 Конституции РФ Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Высшая юридическая сила Конституции означает, что все законы и иные нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции, в противном случае действуют нормы Конституции.
- Центральное место во всей правовой системе. Конституция является «ядром» правовой системы, основным законом государства. Она координирует законодательство и направляет правотворческий процесс, устанавливает порядок принятия законов, основные виды подзаконных актов.
- Особая охрана Конституции. В охране Конституции задействована практически вся система органов государственной власти. Президент РФ является гарантом Конституции. Конституционный Суд РФ проверяет конституционность ряда нормативных правовых актов, причём акты, признанные неконституционными, утрачивают силу.
- Особый порядок принятия, изменения и пересмотра Конституции. Особый, усложнённый порядок изменения и пересмотра Конституции характеризует её как «жёсткую» (в отличие от «гибких» конституций, изменяемых в том же порядке, что и другие законы), обеспечивает её стабильность.
Высшая Юридическая Сила Конституции Рф: Понятие И Содержание
По данному вопросу должен быть подписан международный договор рФ с иностранным государством о его принятии в состав РФ в качестве нового субъекта. Такой международный договор должен регулировать вопросы: 1) наименования и статуса нового субъекта РФ; 2) порядка приобретения гражданства РФ гражданами иностранного государства и распространения на них в полном объеме правового статуса гражданина РФ; 3) правопреемства в отношении членства иностранного государства в международных организациях, его имущественных активов и пассивов; 4) действия законодательства РФ на территории нового субъекта РФ; 5) функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления иностранного государства на территории нового субъекта РФ.
Акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ считаются принятыми, если в этот орган на момент вынесения актов избрано не менее 2/3 от установленного числа депутатов, а на заседании присутствовало не менее установленного законами субъекта РФ числа депутатов.
Отличительные признаки конституции РФ
Для признания их неконституционными, а значит незаконными, существует Конституционный Суд РФ, а на территории республик-субъектов государства — Уставные Конституционные суды. Такого рода акты не могут издавать даже влиятельные должностные лица, даже Президент. Его указы также должны соответствовать Основному Закону.
Положения Закона обязательны к неукоснительному исполнению всеми гражданами государства, создаваемыми на территории страны организациями и различными органами власти. Причем неважно, о каком уровне власти идет речь: о федеральных инстанциях или органах местного самоуправления. Здесь эта особенность Конституции важна, учитывая, что властные структуры имеют право издавать нормативные акты и распространять их действие на население определенных территорий, в том числе всю страну.
В-шестых, из системного единства Конституции и права России в целом следует, что общепризнанные принципы и нормы международного права также образуют системное единство, что требует учета их взаимосвязанности. Указанные принципы и нормы в равной мере императивны, и каждый из них должен рассматриваться в контексте всех других принципов, что, в частности, исключает их оценку в качестве противоречащих друг другу или вступающих в противоречие с Основным Законом. Последнее особенно часто наблюдается при сопоставлении принципов самоопределения народов и политического единства и территориальной целостности государств.
Содержащаяся в комментируемом положении гарантия распространяется не только на конституционные, но и на иные права, свободы и обязанности граждан и иных физических лиц, постоянно или временно пребывающих на территории РФ, на которых в силу ч. 3 ст. 62 Конституции распространяется национальный режим и которые пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданам РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. При этом не имеет значения, осуществляются права, свободы и обязанности человека и гражданина индивидуально или коллективно.
2. Суд общей юрисдикции или арбитражный суд, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации федерального закона или закона субъекта Российской Федерации, не вправе применить его в конкретном деле и обязан обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности этого закона. Обязанность обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с таким запросом, по смыслу частей 2 и 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 2, 15, 18, 19, 47, 118 и 120, существует независимо от того, было ли разрешено дело, рассматриваемое судом, отказавшимся от применения неконституционного, по его мнению, закона, на основе непосредственно действующих норм Конституции Российской Федерации.
Выражение «общепринятые принципы и нормы международного права» можно обнаружить в резолюциях международных организаций, в документах политического характера. Так, в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 г., говорится, что каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, и обязательства, вытекающие из международных договоров, действительных согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Высшая юридическая сила конституции российской федерации
Одним из принципов конституционного строя современной России провозглашено народовластие. Оно подразумевает возможность народа осуществлять свое влияние на происходящие в стране процессы непосредственно или через органы публичной власти и муниципального управления.
Первый раздел содержит 9 глав, посвященных характеристике конституционного строя государства и его федеративному устройству, свободам и правам человека и гражданина, органам публичной власти и муниципального управления, а также процедуре изменения Основного закона.
07 Апр 2021 klasterlaw 389