Административная Ответственность Депутатов Государственной Думы

По своей природе парламентский иммунитет предполагает наиболее полную защиту депутата при осуществлении им собственно депутатской деятельности (реализации депутатских полномочий, выполнении депутатских обязанностей). Его нельзя привлечь к уголовной и административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата. Если же в связи с такими действиями депутатом были допущены нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законодательством, возбуждение уголовного дела, проведение дознания и предварительного следствия, досудебное производство по административным правонарушениям могут иметь место только в случае лишения его неприкосновенности. Без лишения депутата неприкосновенности для него не может наступить ответственность за действия (или бездействие), связанные с выполнением депутатских обязанностей.

Основы ответственности за нарушение конституции, обеспечения прямого действия конституции, законов, устранения несоответствия одних актов другим обычно устанавливаются самой конституцией. Этому служит принцип верховенства конституции, исключающий легитимность любых правовых актов, противоречащих конституции.

В случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий депутата Государственной Думы орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору РФ.

Важную роль играет конституционный контроль, обеспечивающий соответствие правовых актов конституции страны. В ряде государств для обеспечения единства правового поля учреждены прокуратура, уполномоченный по правам человека, ведомства по охране конституции. Полномочия этих органов, составляющие механизм защиты конституции и законов, предусматривают возможность применения определенных мер воздействия к органам власти и должностным лицам. В своей совокупности эти полномочия служат гарантией защиты прав граждан, сохранения конституционного строя и законности, а также защиты от злоупотребления властью, нарушения пределов компетенции органов власти, возможности узурпации власти и т. д[2].

Ответственность в конституционном праве устанавливается совокупностью правовых принципов и норм, предусматривающих воздействие на органы государственной власти и должностных лиц в случае нарушения конституции и других норм конституционного права (конституционные деликты). Целью такого воздействия является недопущение нарушений или восстановление нарушенных правовых положений[1].

Федеральный закон О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от N 3-ФЗ (последняя редакция)

Настоящий Федеральный закон определяет права, обязанности и ответственность сенатора Российской Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее — сенатор Российской Федерации, депутат Государственной Думы соответственно), их помощников, предусматривает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении ими своих полномочий.

Ответственность депутата Государственной думы наступает в особом порядке. Наличие специальных правил для парламентариев связано с достаточно высоким статусом этих лиц. По своей сути, иммунитет предусматривает максимальную защиту служащих при осуществлении ими своей деятельности.

На современном этапе развития российской избирательной системы можно говорить о наличии не только законодательной базы, соответствующей общепринятым демократическим стандартам и регулирующей избирательные процедуры, но и о работающей на постоянной основе системе избирательных комиссий, профессионально занимающихся вопросами проведения выборов и референдумов.

Правовой статус депутата Государственной Думы является одним из видов особого статуса, который предоставляется отдельным категориям граждан в силу особенностей их деятельности и правового статуса. Этот статус имеет свою специфику: дополнительные права, обязанности, ответственность, гарантии, предусмотренные законодательством, что отличает депутата Государственной Думы от других государственных служащих.

При этом, целесообразно дополнить федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» отдельными положениями, которые могут содержать дополнительные гарантии самого депутата в случае его непосредственного привлечения к конституционной ответственности.

Нельзя обойти вниманием то, что Россия в некотором роде превосходит государства, имеющие многолетний опыт проведения демократических выборов: в Российской Федерации приняты и действуют законы, не имеющие аналогов в зарубежной электоральной практике. Речь о том, что политическим партиям, допущенным к распределению мандатов в Государственной Думе, предоставлены гарантии равного освещения их деятельности на государственных общедоступных теле- и радиоканалах в межвыборный период. Соответствующим образом обеспечены гарантии эфирного равенства партий, представленных в законодательных собраниях регионов России[2].

Статьей 91 Конституции РФ установлено, что Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью. Содержание данного положения не раскрывается. В ст. 93 Конституции РФ говорится, что Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения.

Анализ содержания депутатского иммунитета парламентариев Российской Федерации, в том числе и в области привлечения их к административной ответственности, свидетельствует, что он не ослабевает. Так, наряду с изложением содержания ст. 98 Конституции РФ, определившей неприкосновенность членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, в Федеральном законе от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее — Закон N 3-ФЗ) добавлено и уточнено: член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, подвергнуты допросу. Их неприкосновенность распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на переписку.

Депутатский иммунитет членов парламента существует в большинстве стран. Он возник и был необходим во времена противостояния парламентов и монархов для ограждения представителей народа от своеволия монархов и их служб. В настоящее время в условиях становления демократии во многих странах тенденции развития конституционного права характеризуются ослаблением депутатской неприкосновенности. Например, в США конгрессмены за совершенные преступления подвергаются аресту на общих основаниях. Во Франции в соответствии с поправкой к Конституции, внесенной в 1995 году, депутатский иммунитет действует только на период сессии и не распространяется на уголовно наказуемые деяния. В конституционном праве КНР, в отличие от российского, предусмотрен институт отзыва депутата, нарушившего закон или дисциплину или грубо пренебрегающего своими обязанностями, то есть как за преступления, так и за административные правонарушения.

В ч. 1 ст. 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), именуемой «Принцип равенства перед законом», говорится, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также от других обстоятельств.

В ч. 2 ст. 6 Конституции РФ подчеркивается, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Ст. 19 Конституции РФ гласит: все равны перед законом и судом. Этот основополагающий конституционный принцип полностью закреплен и в российском законодательстве об административной ответственности.

К разработке поправок они приступили после скандала на эту тему в Челябинской области: в этом году ряд депутатов заксобрания отказались предоставить сведения о своих доходах, расходах и имуществе. При этом они ссылались на то, что не получают зарплату в парламенте региона и поэтому не видят срочности в публикации деклараций. Позднее в «Единой России» выяснили, что о своих финансах не отчитались около трех процентов депутатов во всех регионах РФ.

Решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти Свердловской области принимается руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по Свердловской области (статья 448 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

Отказ Государственной Думы Российской Федерации дать согласие на лишение депутата Государственной Думы неприкосновенности является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, и влекущим прекращение таких дел. Решение о прекращении соответствующего дела может быть отменено лишь при наличии вновь открывшихся обстоятельств

Руководствуясь частью 2 статьи 13 ФЗ «Об общих принципах организации…», в случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно – розыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами.

5. Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования. На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, — 1 депутат.

Можно ли привлечь депутата к административной ответственности

После окончания дознания, предварительного следствия или производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, дело не может быть передано в суд без согласия Государственной Думы Российской Федерации (статья 19 ФЗ «О статусе…»).

Отказ Государственной Думы Российской Федерации дать согласие на лишение депутата Государственной Думы неприкосновенности является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, и влекущим прекращение таких дел. Решение о прекращении соответствующего дела может быть отменено лишь при наличии вновь открывшихся обстоятельств

Государственная Дума рассматривает представление Генерального прокурора Российской Федерации в порядке, установленном регламентом Государственной Думы, принимает по данному представлению мотивированное решение и в трехдневный срок извещает о нем Генерального прокурора Российской Федерации. Решением Государственной Думы от Генерального прокурора Российской Федерации могут быть истребованы дополнительные материалы. В рассмотрении вопроса на заседании Государственной Думы Российской Федерации вправе участвовать депутат Государственной Думы, в отношении которого внесено представление.

Решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти Свердловской области принимается руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по Свердловской области (статья 448 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

Руководствуясь частью 2 статьи 13 ФЗ «Об общих принципах организации…», в случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно – розыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами.

Рекомендуем прочесть:  Какая выплата на второго ребенка 2022

Права и обязанности депутатов в России

— устанавливаемые законом условия и предпосылки выполнения депутатами своих задач и функций, осуществления депутатских полномочий. Организационные гарантии состоят в том, что государство и его органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации обязаны создавать все условия для успешного выполнения депутатами своих задач и полномочий. При поездках, связанных с осуществлением депутатской деятельности, депутату возмещаются все гостиничные расходы и выплачиваются суточные. Всеми видами транспортных средств, кроме такси, депутат ГД пользуется бесплатно, причем независимо от исполнения (неисполнения) при этом депутатских обязанностей. Депутат имеет право на внеочередное поселение в гостиницах. Ежегодный оплачиваемый отпуск депутата ГД имеет продолжительность 48 рабочих дней, при этом депутату выплачивается пособие на лечение в размере его двойного ежемесячного денежного вознаграждения. Медицинское и бытовое обеспечение депутата ГД предоставляется на условиях, установленных для федерального министра. Для депутатов ГД предусмотрено обязательное государственное страхование жизни и здоровья за счет федерального бюджета на сумму годового денежного вознаграждения соответствующего депутата. Аналогичные правила сейчас устанавливают для своих депутатов субъекты РФ. Гарантии трудовых прав для депутата, выполняющего свои обязанности на освобожденной основе, заключаются в том, что по окончании срока полномочий или по окончании их осуществления на постоянной основе депутату предоставляется его прежняя работа. Гарантии личной неприкосновенности заключаются в том, что депутаты не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, подвергнуты обыску или допросу без согласия представительного органа, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Зачастую неприкосновенность депутатов распространяется также на их жилые и служебные помещения, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые средства связи, а также принадлежащие им документы. Для лишения вопроса о депутатской неприкосновенности соответствующий прокурор должен обратиться с представлением к представительному органу.

Депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску без согласия Государственной Думы.

Ответственность в конституционном праве устанавливается совокупностью правовых принципов и норм, предусматривающих воздействие на органы государственной власти и должностных лиц в случае нарушения конституции и других норм конституционного права. Основы ответственности за нарушение конституции, обеспечения прямого действия конституции, законов, устранения несоответствия одних актов другим обычно устанавливаются самой конституцией. Этому служит принцип верховенства конституции, исключающий легитимность любых правовых актов, противоречащих конституции.

Неприкосновенность парламентария не означает его освобождения от ответственности за совершенное правонарушение, в том числе уголовное или административное, если такое правонарушение совершено не в связи с осуществлением собственно депутатской деятельности.

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому деяния, направленные на организацию занятия попрошайничеством, если лицо ранее не привлекалось к ответственности за их совершение — влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток.

Депутату представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц. Предусматривается ли сохранение заработной платы по месту работы за время отсутствия депутату представительного органа муниципального образования при осуществлении своих полномочий на непостоянной основе?

Частью 2 статьи 5.5 Закона Ставропольского края № 20-кз «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае» предусмотрена административная ответственность за несоблюдение должностным лицом государственного органа Ставропольского края, органа местного самоуправления, организации, общественного объединения установленных сроков предоставления депутату Думы Ставропольского края документов, сведений, ответов на его депутатские запросы и обращения.

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому деяния, направленные на организацию занятия попрошайничеством, если лицо ранее привлекалось к ответственности за их совершение привлекается к уголовной ответственности. Максимальный размер наказания может составить до десяти лет лишения свободы. В Пояснительной записке указывается, принятие указанных проекта позволит существенно снизить количество лиц, незаконно эксплуатируемых на сегодняшний день организаторами попрошайничества, в большой степени искоренить указанное социальное явление, что положительно скажется как на судьбе конкретных граждан, попавших под влияние таких организаторов попрошайничества, так и на нравственном уровне общества в целом.

Ч.4 этой статьи прописывает порядок возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий депутата Государственной Думы

Задача 22. После того, как гражданин Сычев А.К. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственной Думы по 142 избирательному округу (Ростовская область), им была проведена пресс-конференция с участием журналистов областных газет, а также представителей городской телерадиокомпании. На этой встрече представитель избирательного объединения, которое выдвинуло кандидата, распространял среди журналистов напечатанный в 10 экземплярах пресс-релиз (объемом в один лист формата А 4), в котором содержалась оценка ситуации в области и в стране и кратко излагались причины, побудившие его идти на выборы. На следующий день одна из областных газет по собственной инициативе практически полностью перепечатала на своих страницах этот пресс-релиз. Впоследствии в областную избирательную комиссию поступила жалоба о том, что распространяя пресс-релизы, кандидат нарушил установленный порядок выпуска агитационных печатных материалов. Рассмотрев эту жалобу, избирательная комиссия вынесла ему предупреждение.

Меня эта история сразу насторожила, так как на связь владелец страницы не выходил. После того, как он появился, он сообщил, что якобы, телефон у него украли в такси, о чем он заявил в правоохранительные органы. Доказательства, что им были сказаны эти слова, имеются.

Обвиняемый, а уже и сознавшийся в преступлении, Марк Коньков убил Карину без явного мотива: убил очень жестоко, с помощью ножа, нанеся только в шею 14 ножевых ранений, в живот, выбив глаз, зубы и нанеся еще много повреждений, на все этого ему потребовалось 40 минут.

Уполномоченный кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации заключил с неким п договор о сборе подписей. П, однако, собирая подписи избирателей в поддержку кандидата в депутаты, осуществлял подкуп избирателей, и за каждую подпись давал 10 рублей. Избирательная комиссия установила, что п таким образом собрал 5% подписей от всех голосов поданных за кандидата. Опишите действия избирательной комиссии. Какие меры ответственности должны быть приняты к сборщику подписей?

3.Руководитель Аппарата принимает решение об объявлении конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в Аппарате Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации не позднее чем за: а) четыре месяца до его проведения б)два месяца до его проведения в)пяти месяца до его проведения г)три месяца до его проведения

Ответственностьв конституционном праве устанавливается совокупностью правовых принципов инорм, предусматривающих воздействие на органы государственной власти идолжностных лиц в случае нарушения конституции и других норм конституционногоправа (конституционные деликты). Целью такого воздействия является недопущениенарушений или восстановление нарушенных правовых положений[1].
Основыответственности за нарушение конституции, обеспечения прямого действияконституции, законов, устранения несоответствия одних актов другим обычноустанавливаются самой конституцией. Этому служит принцип верховенстваконституции, исключающий легитимность любых правовых актов, противоречащихконституции.
Важнуюроль играет конституционный контроль, обеспечивающий соответствие правовыхактов конституции страны. В ряде государств для обеспечения единства правовогополя учреждены прокуратура, уполномоченный по правам человека, ведомства поохране конституции. Полномочия этих органов, составляющие механизм защитыконституции и законов, предусматривают возможность применения определенных мервоздействия к органам власти и должностным лицам. В своей совокупности этиполномочия служат гарантией защиты прав граждан, сохранения конституционногостроя и законности, а также защиты от злоупотребления властью, нарушенияпределов компетенции органов власти, возможности узурпации власти и т. д[2].
Отэтой ответственности отличается ответственность за нарушениеконституционно-правовых норм, которую несут граждане и должностные лица подругим отраслям права (уголовному, административному, гражданскому).
Чтоже касается собственно конституционно-правовой ответственности, то она не имеетни материального, ни репрессивного характера. На гражданина, если он не являетсядолжностным лицом, эта ответственность не распространяется.
Втоталитарном государстве ответственность носит формальный характер ираспространяется на несущественные государственно-правовые отношения. Но вдемократическом, правовом государстве ответственности гораздо больше, и онавыступает как реальная гарантия против концентрации власти и злоупотребленияею. Ответственность должна распространяться на должностных лиц и органы нетолько низшего и среднего звена, но и самого высшего. Законами предусмотренавозможность применения в определенной процедуре мер воздействия вплоть дороспуска представительных органов.
Конституционно-правоваяответственность иногда представляет собой реализацию санкции, указанной вконституционно-правовой норме. Такой санкцией выступает и отмена незаконныхактов, и лишение депутата его полномочий. В российском конституционном правезакреплена ответственность всех государственных органов за соответствие своихактов Конституции РФ, эту ответственность реализует Конституционный Суд[3].
Конституционнаяответственность чаще всего носит политический и моральный характер. Например,потеря политической репутации профессионального политика может оказаться вполнедостаточным наказанием за антиконституционные действия. Только в определенныхслучаях эта ответственность требует наличия вины того или иного должностноголица, которая должна устанавливаться с соблюдением законных процессуальныхправил. Поэтому конституционная ответственность часто выполняет скореепрофилактическую функцию. В процессуальных формах эта ответственность устанавливаетсятолько судебными органами.
Немного конкретнее обответственности депутатов Государственной Думы. Депутаты Государственной Думыобязаны соблюдать этические нормы. Ответственность за нарушение парламентариемуказанных норм устанавливается Регламентом палаты[4].Депутаты Государственной Думы представляют декларации о доходах и сведения обимуществе, принадлежащем им на праве собственности. Информация о нарушениях,выявленных в результате проверки налоговыми органами Российской Федерации,подлежит опубликованию в «Ведомостях Федерального Собрания РоссийскойФедерации».
ДепутатыГосударственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока ихполномочий. Они не могут быть привлечены к уголовной или к административнойответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы,подвергнуты обыску без согласия Государственной Думы, кроме случаев задержанияна месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключениемслучаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечениябезопасности других людей.
Неприкосновенностьпарламентариев распространяется на их жилые, служебные помещения, багаж, личныеи служебные транспортные средства, переписку, используемые ими средства связи,а также на принадлежащие им документы.
ДепутатыГосударственной Думы не могут быть привлечены к уголовной и административнойответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, идругие действия, соответствующие их статусу, в том числе и по истечении срокаих полномочий. Если в связи с такими действиями член Совета Федерации, депутатГосударственной Думы допустили публичные оскорбления, клевету или иныенарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом,возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствияили начало производства по делу об административном правонарушении,предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебномпорядке, осуществляется только в случае лишения депутата Государственной Думынеприкосновенности. Депутаты Государственной Думы вправе отказаться от дачисвидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах,ставших им известными в связи с выполнением ими своих обязанностей[5].
СогласноПостановлению Конституционного Суда РФ от 20 февраля 1996 г.[6]эти положения распространяются лишь на действия по осуществлениюпарламентариями их деятельности в качестве депутата Государственной Думы.
Вслучае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу обадминистративном правонарушении, предусматривающем административнуюответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий депутатаГосударственной Думы орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщаетоб этом Генеральному прокурору РФ.
Еслиуголовное дело возбуждено или производство по делу об административномправонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемуюв судебном порядке, начато в отношении депутата Государственной Думы, связанныхс осуществлением им своих полномочий, Генеральный прокурор в недельный срокпосле получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести всоответствующую палату Федерального Собрания представление о лишении депутатаГосударственной Думы неприкосновенности (в соответствии со ст. 98 КонституцииРФ и Федеральным законом от 08.05.1994 №3-ФЗ (ред. от 12.05.2009) «О статусечлена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы ФедеральногоСобрания Российской Федерации»[7].
Послеокончания дознания, предварительного следствия или производства по делу обадминистративном правонарушении, предусматривающем административнуюответственность, налагаемую в судебном порядке, дело не может быть передано всуд без согласия Государственной Думы.
Особыйпорядок привлечения депутата к уголовной или к административнойответственности, налагаемой в судебном порядке, составляет одну из существенныхчерт парламентского иммунитета.
Посвоей природе парламентский иммунитет предполагает наиболее полную защиту депутатапри осуществлении им собственно депутатской деятельности (реализациидепутатских полномочий, выполнении депутатских обязанностей). Его нельзяпривлечь к уголовной и административной ответственности за высказанное мнение,позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусудепутата. Если же в связи с такими действиями депутатом были допущенынарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральнымзаконодательством, возбуждение уголовного дела, проведение дознания ипредварительного следствия, досудебное производство по административнымправонарушениям могут иметь место только в случае лишения егонеприкосновенности. Без лишения депутата неприкосновенности для него не можетнаступить ответственность за действия (или бездействие), связанные свыполнением депутатских обязанностей.
ИзКонституции РФ, однако, следует, что неприкосновенность парламентария неозначает его освобождения от ответственности за совершенное правонарушение, втом числе уголовное или административное, если такое правонарушение совершеноне в связи с осуществлением собственно депутатской деятельности. Расширительноепонимание неприкосновенности в таких случаях вело бы к искажениюпубличноправового характера парламентского иммунитета и его превращению вличную привилегию, что означало бы, с одной стороны, неправомерное изъятие изконституционного принципа равенства всех перед законом и судом, а с другой-нарушение конституционных прав потерпевших от преступлений и злоупотребленийвластью. Поэтому с соблюдением ограничений, предусмотренных Конституцией РФ, вотношении парламентария допустимо осуществление судопроизводства на стадиидознания и предварительного следствия или производства по административнымправонарушениям вплоть до принятия решения о передаче дела в суд в соответствиис положениями Уголовного кодекса и Уголовно-процессуального кодекса РФ, КодексаРФ об административных правонарушениях без согласия соответствующей палатыФедерального Собрания.
Вместес тем это не означает лишения парламентария неприкосновенности. Следственныедействия в отношении депутатов Государственной Думы должны осуществляться поднепосредственным надзором Генерального прокурора РФ, ибо именно он вносит в ГосударственнуюДуму представление о лишении парламентария неприкосновенности. Если палата,рассмотрев представление, установленным большинством голосов не примет наосновании имеющихся материалов решения о лишении депутата неприкосновенности,вопрос о его предании суду снимается. Без согласия палаты судебноеразбирательство не может иметь места.
Итак,депутаты Государственной Думы обязаны соблюдать нормы, установленные законом.Конституционная ответственность депутатов чаще всего носит политический иморальный характер.
ДепутатыГосударственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока ихполномочий. Они не могут быть привлечены к уголовной или к административнойответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы,подвергнуты обыску без согласия Государственной Думы.
Неприкосновенностьпарламентария не означает его освобождения от ответственности за совершенноеправонарушение, в том числе уголовное или административное, если такоеправонарушение совершено не в связи с осуществлением собственно депутатскойдеятельности.
2.Соотношениекатегорий «орган государственной власти» и «государственный орган»
РоссийскаяФедерация осуществляет свою деятельность посредством государственных органов.Органы государства — это один из каналов, через который народ, согласноКонституции РФ (ст. 3), осуществляет свою власть.
Являясьгражданами или коллективами граждан, организованными государством дляосуществления его деятельности, органы государства характеризуются следующимиосновными чертами[8]:
1.Каждый государственный орган наделен государственно-властными полномочиями,позволяющими ему решать в пределах предоставленных ему прав определенныевопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими государственнымиорганами, должностными лицами и гражданами, и обеспечивать исполнение этихактов.
Государственно-властныеполномочия присущи всем органам государства, которые потому и названыКонституцией РФ органами государственной власти. Другое дело, что этиполномочия у различных государственных органов могут иметь различные формыпроявления в зависимости от тех конкретных задач и функций, которые онивыполняют.
Государственно-властныеполномочия находят выражение в компетенции государственных органов, под которойследует понимать совокупность предметов их ведения и полномочий, которыми онинаделены в отношении этих предметов ведения.
Компетенцияорганов государства определяется Конституцией РФ, конституциями и уставами еесубъектов, законами Российской Федерации и ее субъектов, указами Президента РФ,постановлениями Правительства РФ и исполнительных органов ее субъектов,положениями об органах и другими нормативными правовыми актами.
Надосказать, что властными полномочиями в Российской Федерации располагают нетолько органы государства, но и органы местного самоуправления. Однако властныеполномочия последних не носят государственного характера и не осуществляются отимени Российской Федерации.
2.Каждый государственный орган образуется в установленном государством порядке.Так, порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом (ст. 81Конституции). Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатовГосударственной Думы тоже устанавливаются федеральными законами (ст. 96Конституции).
3.Каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять егозадачи и функции. Так, согласно Конституции РФ (ст. 127) Высший Арбитражный СудРФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иныхдел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренныхфедеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью идает разъяснения по вопросам судебной практики.
4.Каждый государственный орган действует в установленном государством порядке.Например, согласно Конституции РФ[9] (ст.114), порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральнымконституционным законом. Федеральным конституционным законом в соответствии сКонституцией РФ (ст. 128) устанавливается и порядок деятельностиКонституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РоссийскойФедерации и иных федеральных судов.
5.Каждый государственный орган является составной частью единой системы органовгосударственной власти Российской Федерации. В Конституции РФ (ст. 5)указывается, что федеративное устройство России основывается на единствегосударственной власти.
Вышеизложенноедает основание сделать вывод о том, что государственный орган являетсягражданином или коллективом граждан, которые наделены государственно-властнымиполномочиями, уполномочены государством на осуществление его задач и функций идействуют в установленном государством порядке.
Всегосударственные органы образуются в установленном государством порядке ипредставляют часть единой системы органов государственной власти РоссийскойФедерации.
Помимоорганов государственной власти в систему государственных органов РоссийскойФедерации входят также и другие государственные органы, осуществляющие, какправило, различные вспомогательные, совещательные и другие такого рода функции,которые определяются органами государственной власти, при которых, обычносостоят эти государственные органы. В этом и состоит принципиальная разницамежду категориями «орган государственной власти» и «государственный орган».
Вчисло государственных органов входят, например, Администрация ПрезидентаРоссийской Федерации, обеспечивающая деятельность Президента России; СоветБезопасности Российской Федерации, обеспечивающий условия для реализацииПрезидентом Российской Федерации конституционных полномочий по защите прав исвобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, еенезависимости и государственной целостности, а также ряд других государственныхорганов.
Остановимсяподробнее на характеристике двух названных государственных органов.
АдминистрацияПрезидента РФ создана в 1991 году в качестве рабочего аппарата для обеспечениядеятельности Президента РСФСР и вице-президента РСФСР, реализацииконституционных полномочий Президента РСФСР и размещается на Старой площади — вбывшем комплексе зданий ЦК КПСС.
Основныефункции Администрации — организационное обеспечение деятельности Президента,Совета безопасности, консультативных и совещательных органов при Президенте иобеспечение их взаимодействия с органами законодательной и исполнительнойвласти; подготовка предложений, рекомендаций и прогнозно-аналитическихматериалов по стратегии общей политики Российской Федерации; выработкапредложений по законопроектной деятельности Президента; обеспечениегосударственной кадровой политики в президентских и исполнительных структурах;разработка мер по разъяснению политики Президента; обеспечение президентскогоконтроля за исполнительной властью; обеспечение кодификации правовых актов;подготовка, оформление и выпуск документов, подписанных Президентом;официальное опубликование актов Президента и Правительства; организацияпротокольных мероприятий, проводимых Президентом.
АдминистрациюПрезидента возглавляет Руководитель Администрации, назначаемый на должностьПрезидентом. Руководитель Администрации утверждает структуру и штатноерасписание подразделений Администрации, распоряжается финансовыми средствами впределах сметы расходов Администрации.
СоветБезопасности Российской Федерации. В настоящее время правовое положение СоветаБезопасности определяется Конституцией Российской Федерации (ст. 83, п. «ж»); ЗакономРоссийской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 (ред. от 26.06.2008) «Обезопасности»[10] (разделIII); другими законодательными актами.
СоветБезопасности осуществляет подготовку решений Президента Российской Федерации повопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения защиты жизненноважных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешнихугроз, проведения единой государственной политики в области обеспечениянациональной безопасности.
Всостав Совета Безопасности входят Председатель Совета Безопасности, которым подолжности является Президент Российской Федерации, Секретарь СоветаБезопасности, постоянные члены и члены Совета Безопасности, включаемые в составСовета Безопасности и исключаемые из него Президентом Российской Федерации попредставлению Секретаря Совета Безопасности. Члены Совета Безопасностипринимают участие в заседаниях Совета Безопасности с правом совещательногоголоса.
Основныеорганизационно-правовые формы работы Совета Безопасности- заседания,оперативные совещания, совещания по стратегическому планированию, рабочиесовещания, а также заседания его рабочих органов — постоянных межведомственныхкомиссий, научного совета и его секций.
Основнымизадачами Совета Безопасности являются:
— информационно-аналитическое обеспечение деятельности Президента РоссийскойФедерации и Совета Безопасности по вопросам обеспечения защиты жизненно важныхинтересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз,оценка этих угроз, выявление их источников, а также подготовка аналитическихматериалов по указанным вопросам, прогнозов изменения внутренних и внешнихусловий и факторов, влияющих на обеспечение национальной безопасности;
— обеспечение деятельности Совета Безопасности по разработке стратегии развитияРоссийской Федерации и обеспечения национальной безопасности, включая критериии показатели национальной безопасности, по организации подготовкигосударственных программ обеспечения национальной безопасности и осуществлениюконтроля за реализацией этих программ;
— подготовка предложений по вопросам обеспечения национальной безопасности, атакже по вопросам деятельности федеральных органов исполнительной власти,связанной с реализацией федеральных программ обеспечения национальнойбезопасности и решений Совета Безопасности;
— разработка методологии стратегического планирования развития РоссийскойФедерации с учетом задач обеспечения национальной безопасности;
— обеспечение деятельности по осуществлению контроля за реализацией федеральнымиорганами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации решений Совета Безопасности;
— подготовка предложений по совершенствованию государственной политики в областивоенно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностраннымигосударствами;
— организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности СоветаБезопасности.
Врамках реализации вышеуказанных задач аппарат Совета Безопасности обеспечивает:
— разработку проектов планов работы Совета Безопасности и подготовку заседанийСовета Безопасности и материалов к ним;
— подготовку оперативных совещаний и совещаний по стратегическому планированию;
— подготовку доклада Президенту Российской Федерации о состоянии национальной безопасностии мерах по ее укреплению;
— подготовку документов по вопросам стратегии развития Российской Федерации иобеспечения национальной безопасности;
— деятельность межведомственных комиссий и научного совета при СоветеБезопасности, разработку проектов планов их работы.
Крометого, аппарат Совета Безопасности ведет работу по вопросам, связанным среализацией основных функций Совета Безопасности во внешнеполитической,экономической, военной, информационной и иных сферах обеспечения национальнойбезопасности, обеспечивает анализ и прогнозирование состояния национальнойбезопасности, организует мониторинг состояния национальной безопасности сиспользованием механизма критериев и показателей национальной безопасности, атакже проведение научных исследований в интересах решения задач, возложенных наСовет Безопасности.
Итак,любой орган государственной власти обладает государственно-властнымиполномочиями и компетенциями, образуется в установленном государством порядке,уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции, действует вустановленном государством порядке, является составной частью единой системыорганов государственной власти.
Помимоорганов государственной власти в систему государственных органов РоссийскойФедерации входят также и другие государственные органы, осуществляющие, какправило, различные вспомогательные, совещательные и другие такого рода функции,которые определяются органами государственной власти, при которых, обычносостоят эти государственные органы (например, Администрация ПрезидентаРоссийской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации).

Рекомендуем прочесть:  Какова минимальная заработная плата в 2022 году

Списокиспользованной литературы
1. РоссийскаяФедерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]:[принята 12.12.1993 г.] // Российская газета. – 1993. – 25 дек.
2. РоссийскаяФедерация. Законы. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутатаГосударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации [Текст]:[Федеральный закон №3-ФЗ от 08.05.1994 (ред. от 12.05.2009)] // Собрание законодательстваРФ. — 1999. — №28. -Ст.3466.
3. РоссийскаяФедерация. Законы. О безопасности [Текст]: [Федеральный закон № 2446-1 от 5марта 1992 г. (ред. от 26.06.2008)] // Российская газета. — №103. — 06.05.1992.
4. РоссийскаяФедерация. Государственная Дума Федерального Собрания. Постановление. ОРегламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации [Текст]:[от 22.01.1998 №2134-II ГД (ред. от 14.10.2009)] // Собрание законодательстваРФ. — 1998. №7. — Ст. 801.
5. РоссийскаяФедерация. Конституционный Суд. Постановление. По делу о проверкеконституционности положений частей первой и второй статьи 20 Федеральногозакона от 8 мая 1994 года «О статусе депутата Совета Федерации и статуседепутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[Текст]: [от 20.02.1996 № 5-П] // Собрание законодательства РФ. — 1996. — №9. — Ст.828.
6. Баглай,М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов [Текст] / М.В. Баглай. — М.: Норма, 2007. — 784 с.
7. Козлова,Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник [Текст] / Е.И.Козлова, О.Е Кутафин. — М.: Проспект, 2008. – 608с.
8. Ржевский,В. А. Основы государства и права [Текст] / В.А. Ржевский-. Ростов-на-Дону:Феникс, 2003. – 688с.

Таким нарушением может стать непринятие действий по предотвращению конфликта интересов или разглашение служебной информации. «Если нарушение совершено впервые – депутату будет объявлено предупреждение, за повторное нарушение он может быть лишен руководящей должности — в комитете или во фракции. И эта информация будет полностью открыта для граждан — размещена на официальном сайте Государственной Думы и в «Парламентской газете», — отмечал Председатель ГД Вячеслав Володин

Рекомендуем прочесть:  Годовая Премия Сбербанк Сколько

Не имеют права депутаты и «получать в связи с осуществлением соответствующих полномочий не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц».

  • участие в пленарных заседаниях, работе комитетов и комиссий, а также в парламентских слушаниях;
  • внесение законопроектов и поправок к ним;
  • внесение парламентского и направление депутатского запроса;
  • обращение с вопросами к членам Правительства, приглашенным на заседания.

Парламентские запросы Государственная Дума (они принимаются на заседаниях большинством голосов) может направлять Председателю и членам Правительства РФ, Генеральному прокурору, председателям Следственного комитета, Центрального банка, Центральной избирательной комиссии, Счетной палаты, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления, а также ПФР, ФСС и ФОМС.

Еще одно право депутата — на первоочередной прием. По вопросам своей деятельности депутат пользуется правом на прием в первоочередном порядке руководителями и другими должностными лицами федеральных, региональных и муниципальных органов власти, организаций независимо от форм собственности, органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных сил.

Особенности привлечения к административной ответственности депутатов

В отношении судьи КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, ВС республики, краевого и др. решение по вопросу о привлечении к административной ответственности принимается судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по представлению Генерального прокурора РФ. В отношении иных судей — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого и др. также по представлению Генерального прокурора РФ. К судьям применяется два вида дисциплинарной ответственности (осуществляет квалификационная коллегия судей): предупреждение, досрочное прекращение полномочий.

Понятие и признаки административного правонарушения. Понятие состава административного правонарушения, его элементы и признаки (объективные и субъективные). Понятие объекта административного правонарушения. Виды объектов: общий, родовой, непосредственный, а также основной, дополнительный, факультативный. Предмет административного правонарушения. Понятие объективной стороны состава административного правонарушения.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, предусмотренные частью 2 статьи 8.16, статьями 8.17 — 8.20, частью 2 статьи 19.4 КоАП РФ, подлежат административной ответственности на общих основаниях (ч.2 ст.2.6 КоАП РФ).

Нормативное обоснование неприкосновенности депутатов Государственной Думы Российской Федерации и Законодательного Собрания Свердловской области. Порядок привлечения к уголовной и административной ответственности депутатов – основные тезисы настоящей статьи.

На должность депутат может претендовать любой гражданин, достигший восемнадцати лет. Особых требований к образованию закон не предъявляет. Кроме того, закон о правовом положении иностранных граждан допускает возможность баллотироваться на должность депутата местного созыва иностранцам, имеющим право на постоянное проживание, то есть вид на жительство.

Административная Ответственность Депутатов

Депутат является представителем уполномоченных органов Российской Федерации и выбирается в местном избирательном округе с помощью народного голосования (Статья 2 ФЗ).

Из-за неприкосновенности, административная ответственность депутатов не наступает на протяжении всего срока занимаемой должности. Государственный служащий не может подлежать аресту, обыску и досмотру личных предметов. Исключением станут моменты совершения преступления и представление опасности для окружающих людей. В каких случаях действия правоохранительных органов законны, а в каких нет, поможет разобраться онлайн консультация юристов Московской области и Москвы.

Если началось производство по делу, касающемуся административной ответственности депутата, из-за проблем с его полномочиями, главный прокурор, в течение недели после получения информации от органов следственного дознания, должен лишить депутата права неприкосновенности. Когда дознание, производство по делу в порядке суда закончено, оно не может быть передано далее без получения одобрения от Государственной Думы.

Административная ответственность депутатов не наступает в случае выражения своего мнения по какому-либо вопросу, обозначения позиции. При допущении публичной клеветы и оскорблений в адрес кого-либо, которые караются российским законодательством, прежде чем возбуждать дело, проводить следствие, начинать разбираться в деле административного нарушения, необходимо лишить депутата его неприкосновенности. Государственный служащий также вправе отказаться от совершения показаний, если дело связано со случаем, касающимся его прямых обязанностей.

Неприкосновенность депутатов также касается их переписки, транспортного средства, багажа, телефонной связи и жилья. Но они обязаны соблюдать все этические нормы, при подозрении о нарушение которых должны предъявить сведения об имуществе и декларацию о доходе. Если подозрения о нарушении норм подтвердятся, информация о них будут опубликованы в «Ведомостях Федерального Собрания РФ».

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва. Полномочия вы борного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.

Городская Дума подотчетна и подконтрольна только населению города. Все иные органы и должностные лица местного самоуправления городского округа подотчетны и подконтрольны населению непосредственно, а также городской Думе по всем вопросам их деятельности. 3. Городская Дума состоит из 36 депутатов, избираемых на муниципальных выборах по смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системе сроком на 5 лет.

Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.

Принятый закон сохраняет право использовать печать. Но ее наличие или отсутствие не будет создавать для предпринимателя юридических последствий, подчеркнул глава комитета промышленной политики Виктор Галасюк. «Мы исключаем требование об обязательном использование печатей.

В соответствии с пунктом «к» статьи 72 Конституции Российской Федерации административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что обусловливает многоуровневое правовое регулирование деятельности административных комиссий. К полномочиям субъектов Российской Федерации в данной сфере отнесено решение вопросов создания административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации, а также установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (подпункты 24.1 и 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных)

Содержание Порядок привлечения к уголовной и административной ответственности депутатов. Депутат — лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (Статья 2 ФЗ

Изучая определение статуса депутата, как правового положения в представительных органах власти, которое определяет политико-нормативную природу депутатского мандата, а также подотчетность и подконтрольность населению, можно выделить ответственность трех основных видов.

12.05.2022 4 мая президент России Владимир Путин подписал принятые парламентом поправки в закон «О статусе членов Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы ФС РФ», предусматривающие возможность Госдумы досрочно лишать мандатов парламентариев, систематически невыполняющих свои обязанности, решением большинства депутатов. Эксперты ЦСИ «Чёрный куб» проанализировали документ и вынесли свои оценки.

Маркунин Роман Сергеевич кандидат юридических наук, доцент, Саратовская государственная юридическая академия (e-mail: Дисциплинарная ответственность депутатов Государственной Думы: исторический и современный аспекты В статье исследуются вопросы дисциплинарной ответственности депутатов первого и современного российских парламентов.

Депутат — лицо, которое избирается определенными лицами для последующей службы в органах власти. Лицо может быть назначено депутатом при выборах по партийным спискам. Его основная цель — представление интересов граждан-избирателей в области защиты их прав, властных структурах, которые были закреплены в Конституции и законах.

Adblock
detector