Административная Ответственность На Предприятии

Основной мерой административной ответственности, применяе­мой к организациям, является штраф. Его размеры за определенные виды правонарушений подлежат индексации в установленном поряд­ке. Предусматриваются также другие меры ответственности. Так, за правонарушения в области строительства, кроме штрафа, возможно приостановление действия лицензии на осуществление строительной деятельности сроком до трех месяцев.

Тем не менее законодательство об административной ответствен­ности организаций еще не представляет собой систему, сложившуюся на основе четкой концепции законодателя. Как отмечено, действуют пока лишь отдельные акты либо их нормы, содержащиеся в разных за­конах.

В предшествующие годы коллективные субъекты административ­ной ответственности, в том числе в виде штрафа, были известны административному праву. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1961 июня 1961 года «О дальнейшем ограничении штрафов, налагаемых в административном порядке» было отменено наложение штрафов в административном порядке на предприятия, учреждения и организации и установлено их наложение на должност­ных лиц. Таким образом усиливалась личная ответственность долж­ностных лиц за укрепление правопорядка на порученных им участках работы и устранялось ее обезличенное возложение на предприятия, учреждения и организации. Практика была такова, что ответственно­стью последних покрывалась безответственностью других — конкрет­ных виновников — штрафы не затрагивали их материального поло­жения.

В настоящее время организации признаются субъектами нару­шений, влекущих административную ответственность, в основном зе­мельного, налогового законодательства, законодательства об охране окружающей среды, правонарушений в области строительства. Виды правонарушений, а иногда их понятие, конкретизируется в законода­тельстве, устанавливающем за них административную ответствен­ность. Так, под правонарушением в области строительства понимается несоблюдение обязательных требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, проектов, других нормативных актов в области строительства, влекущее снижение и потерю прочности, устойчивости, надежности зданий, строений, соо­ружений, их частей и т.д.

Действующим законодательством субъектами административной ответственности признаются, как правило, организации, имеющие статус юридического лица. Из этого правила есть частные и конкрет­ные исключения (например, филиалы предприятий могут привле­каться к административной ответственности за некоторые нарушения налогового законодательства).

КоАП РФ Статья 2

Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 — 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 — 15.31, 15.37, 15.38, частями 9 и 9.1 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 — 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), совершившие административные нарушения, предусмотренные частью 9 статьи 20.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Физические лица, осуществляющие деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.32.6 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

(в ред. Федеральных законов от 09.02.2009 N 9-ФЗ, от 17.07.2009 N 160-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 02.12.2013 N 326-ФЗ, от 21.12.2013 N 363-ФЗ, от 21.12.2013 N 375-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 05.05.2014 N 122-ФЗ, от 21.07.2014 N 255-ФЗ, от 30.03.2023 N 67-ФЗ, от 05.10.2023 N 275-ФЗ, от 03.11.2023 N 307-ФЗ, от 28.11.2023 N 344-ФЗ, от 03.07.2023 N 231-ФЗ, от 03.07.2023 N 372-ФЗ, от 28.05.2023 N 100-ФЗ, от 26.07.2023 N 189-ФЗ, от 14.11.2023 N 325-ФЗ, от 27.12.2023 N 510-ФЗ, от 06.02.2023 N 7-ФЗ, от 05.04.2023 N 76-ФЗ)

Административная ответственность

Административная ответственность является разновидностью юридической ответственности, устанавливаемой государством. То есть она стоит в одном ряду с уголовной, дисциплинарной и материальной ответственностью и имеет все признаки правовой ответственности: наступает при наличии вины; на основе норм права; за правонарушения; является разновидностью государственного принуждения, т.е. влечет за собой наступление неблагоприятных последствий; итоговая правовая оценка деяния и нарушителя от имени государства, выраженная юрисдикционным актом компетентного органа; это ответственность за правонарушения, т.е. ретроспективная, или негативная ответственность.

8. Порядок привлечения к административной ответственности характеризуется простотой, оперативностью и экономичностью. В некоторых ситуациях привлечение к ответственности осуществляется в условиях усеченного процесса, когда реализация материальных и процессуальных норм превращается в единое целое (наложение штрафа на месте).

Вина применительно к юридическим лицам имеет иное содержание по сравнению с виной физических лиц, поскольку характер вины (умысел или неосторожность) юридических лиц здесь соотносят с принятием или непринятием необходимых и возможных мер юридическим лицом для предотвращения нарушения и его последствий.

В КОАП РФ предусматривается административная ответственность юридических лиц. В их число входят те предприятия, организации, учреждения, фонды, которые включены в реестр юридических лиц, и те, которые не имеют статуса юридического лица. К последним, в частности, относятся общественные объединения, которые приобретают административно-правовой статус до их регистрации как юридических лиц.

9. Привлечение к административной ответственности не влечет для нарушителя судимости. Закон предусматривает возможность освобождения от административной ответственности. При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Существуют обстоятельства, исключающие административную ответственность работника. Первое из них – это малозначительность проступка. Второе – это отсутствие вины сотрудника в его совершении. Наконец, возможность применения наказания утрачивается с истечением сроков давности. Напомним, что она составляет 2 месяца со дня совершения того или иного проступка. Если же наказание налагает суд, то срок давности равен 3 месяцам. Когда лицо уже получило на руки постановление о наложении штрафа оно вправе его обжаловать в вышестоящую инстанцию, либо же в суд. Для этого у человека есть только 10 дней.

К административной ответственности могут быть привлечены и сотрудники при исполнении ими служебных обязанностей. Например, это касается кассиров и бухгалтеров. Здесь они могут быть подвергнуты санкциям за нарушения норм наличного обращения, а также в финансовой сфере. Должностные лица, отвечающие в компании за охрану труда, могут быть подвергнуты административным санкциям за нарушение норм закона в данной сфере.

Рекомендуем прочесть:  Первая забастовка рабочих в россии

Как известно, провинившийся сотрудник может быть привлечен к дисциплинарной, материальной и даже уголовной ответственности. Однако за ряд поступков возможна и административная ответственность работника. Она может принимать различные формы, начиная от предупреждения и заканчивая административным арестом на срок до 15 суток. Кроме того, если сотрудник, находящийся за рулем автотранспорта предприятия, совершил грубое нарушение правил дорожного движения, то за это его могут лишить водительских прав.

Административная ответственность работника может наступить независимо от должности. Однако чаще всего к ней привлекаются руководители за нарушения, допущенные в работе компании. В зависимости от характера проступка, директор может быть как оштрафован, так и подвергнут более серьезному наказанию в виде дисквалификации.

Каждый случай привлечения работника предприятия к административной ответственности имеет свои особенности. Чтобы разобраться в них, жители Москвы и Московской области могут воспользоваться бесплатной юридической консультацией в режиме онлайн. В ходе нее можно узнать относительно возможных санкций, которые могут последовать за то или иное совершенное правонарушение. Помимо этого, юрист поможет найти аргументы для того чтобы избежать наказания или свести его размер к минимуму.

Наступает административная ответственность за правонарушения, менее опасные для общества, чем преступления. Разновидностей административных проступков множество. В Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) они сгруппированы по сферам, к которым относится нарушенная правовая норма: область охраны труда и здоровья населения; охраны окружающей среды, памятников истории и культуры; сельское хозяйство, транспорт и т. д.

Объектадминистративного правонарушения — это то, что защищается административно-деликтным законом и на что посягает административное правонарушение. КоАП охраняет от посягательств общественные отношения. Ими являются отношения, обеспечивающие защиту человека, его прав и свобод, законных интересов, права юридических лиц, общественный порядок и в целом установленный правопорядок.

Единственным исключением из данного правила является возможность применения к иностранному гражданину одной меры, которая не может использоваться по отношению к гражданину, — выдворение из страны. Безусловно, за мелкие нерегулярные проступки настолько жестко никто реагировать не будет, но если они носят систематический характер или являются действительно очень серьезными, то подобный тип наказания можно считать абсолютно оправданным. Нужно помнить, что никаких поблажек по незнанию законодательство в данном случае не делает.

Выделение нормативного основания в отличие от фактического не является корректным. По сути дела имеются в виду правовые нормы, устанавливающие административную ответственность, при отсутствии которых она невозможна. Однако их наличие само по себе также исключает привлечение человека к административной ответственности, если им не совершено правонарушение.

Административными взысканиями являются: предупреждение; штраф; возмездное изъятие или конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения; лишение специального права, предоставленного нарушителю, исправительные работы, административный арест.

Административная Ответственность Предприятий

У административной ответственности предприятий много общих моментов с ответственностью физических лиц, но есть и свои особенности. Для наказания также распространено применение штрафных санкций. Система денежных взысканий устанавливается законодательством Российской Федерации. Организации всегда обязаны отвечать за определенные нарушения, и не имеет значение, кто из ее членов виновен в них. Ответственность коснется любого лица, связанного с предприятием. Административное нарушение коллективного объекта может быть виновным и противоправным, в таких случаях привлечение к ответственности будет осуществляться по Трудовому Кодексу предприятия.

Административная ответственность предприятий – это ответственность, наступающая при нарушении организациями законов и государственных дисциплин. Для привлечения к ответу необходимо, чтобы деяние, совершенное предприятием было запрещенным и вредным. Меры в случае нарушения норм применяются в соответствии с основными способами административного принуждения.

Административная ответственность предприятий еще не сложилась в четкую систему законодательства и сочетает в себе выписки из законов, касающиеся юридических и должностных лиц. Наиболее часто субъектами административного правонарушения признаются организации с юридическим статусом или должностные лица, входящие в определенную структуру. Ответственность тех и других во многих случаях может наступить за несоблюдение налогового законодательства.

Каждым год с развитием экономической ситуации в стране число запретов для организаций стало возрастать. Вместе с тем увеличилось число нарушений, они становятся разнообразней. Чтобы разобраться во всех тонкостях и не преступить грань закона, понадобиться квалифицированная помощь юриста. В Москве и Московской области ее можно получить через онлайн консультацию с опытными специалистами.

При преступлении норм и законов предприятием, виновными могут оказаться некоторые должностные лица. Если лицо, не соблюдающее правила, не установлено, вина и ответственность ложится на всю организацию. Предприятию придется отвечать за нарушения в земельном, строительном законодательстве, при загрязнении окружающей среды, незаконном строительстве, не соблюдении норм при возведении зданий. Наказанием будет являться штраф в размере, установленном соответствующим законом.

Административная ответственность — что это, виды и срок давности привлечения к ответственности

Для административной ответственности прежде всего характерно то, что между должностным лицом (или органом), которое налагает административное взыскание, и лицом, которое совершило административное правонарушение, обычно отсутствуют отношения подчиненности (по службе или работе).

Согласно п. 2 ст. 2.10 КоАП РФ в случае, если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

Список должностей сотрудников, которые заключают договора полной материальной ответственности, разрабатывается и утверждается самой религиозной организацией. Другими словами, при включении работника в перечень лиц, заключающих контракт, он не имеет права отказаться от подписания сделки такого рода.

Применяться в качестве и основных, и дополнительных могут конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

За нарушения этих административных правил применяются разнообразные виды ответственности: уголовную, дисциплинарную, административную и материальную (для лиц, на которых не распространяется действие норм трудового права). Кроме этого, на основе норм административного права могут применяться меры общественного воздействия, наказание и иные предупредительные меры.

Административная ответственность организаций (юридических лиц) Петров Михаил Петрович

3. Административная ответственность юридических лиц должна устанавливаться только законодательными актами России и ее субъектов. Она может быть систематизирована в едином нормативном акте , более того, в нем возможно закрепить нормативную основу административной ответственности и физических, и юридических лиц, но вряд ли это целесообразно делать, учитывая своеобразие коллективного субъекта ответственности.

Вопрос о системе административных взысканий за коллективные правонарушения имеет приоритетное научное и практическое значение по отношению к проблемам характеристики каждого взыскания в отдельности. На сегодняшний день стоит задача определить круг мер, относящихся к административно-штрафным санкциям, налагаемым на организации за административные правонарушения, выделить их системные признаки, классифицировать взыскания, определить, таким образом, роль и значение каждого из них для системы взысканий в целом.

Проблема вины коллективных субъектов существует уже давно. Главным образом она рассматривается в цивилистике и в международном праве. Труды ученых — цивилистов пестрят различными точками зрения по этому вопросу , который дискутируется по настоящее время . Новый Гражданский Кодекс Российской Федерации также установил виновную ответственность должника и кредитора за исполнение своих обязательств, что прямо установлено в статье 4012.

Но это отнюдь не значит, что у органов исполнительной власти и местного самоуправления не должно быть полномочий в области установления административной ответственности юридических лиц, напротив , там где это необходимо, они должны быть. Однако «признавая за исполнительной властью возможность временного, эпизодического отступления от законов во имя общественной пользы, конституционных принципов, ее право целесообразно действовать в условиях крайней необходимости , следует подчеркнуть , что это не более чем исключение из разрешительного порядка ее функционирования» . Наверное, это самая важная задача , стоящая сегодня перед российским законодателем в условиях кодификации и постоянного обновления норм об административной ответственности организаций.

Рекомендуем прочесть:  Стоимость перевода нежилого помещения в жилое 2023

Постановлением СНК РСФСР от 17 декабря 1918 г. » О реквизиции на железнодорожных станциях товаро — багажа и грузов» установлена конфискация предметов , провозимых предприятием или физическим лицом без соответствующих разрешений , или сверх норм, а также запрещенных к свободной продаже.»2

Административная ответственность руководителя организации

Самое распространенное наказание — штраф. Для должностных лиц его размер составляет 5000-10 000 рублей, для юрлиц — от 30 000 до 100 000 рублей. За серьезные нарушения руководителю грозит предупреждение или же дисквалификация —невозможность занимать руководящие должности и управлять юридическим лицом сроком от 6 месяцев до 3 лет.

Штрафы, которые придется заплатить в результате тех или иных нарушений перечислены в КоАП. Так, наиболее «дешево» руководителю обойдутся несоблюдение сроков подачи налоговой декларации, отсутствие лицензии, необходимой при занятии некоторыми видами деятельности, и нарушение правил продажи определенных категорий товаров.

Привлечение ООО к ответственности в лице его директора осуществляется государством, точнее — его должностными лицами в соответствии с возложенными на них задачами и функциями (полицией, налоговыми органами, органами надзора за соблюдением трудового законодательства и пр.).

  • непредставление или нарушение сроков предоставления налоговой отчетности (наши эксперты подготовили очень полезный материал про санкции за неуплату налогов, читайте его здесь);
  • несоблюдение правил работы с наличкой;
  • работы без кассового аппарата;
  • ненадлежащего управления юрлицом;
  • невыплаты заработной платы и пр.

Административная ответственность организации и директора лично наступает и в случае отказа подать по запросу ФСН данные о налогоплательщике-контрагенте. Другими словами, если налоговые органы запрашивают у компании документы, их необходимо предоставить. Отказ считается налоговым правонарушением.

Административная ответственность предприятий

У меня вопрос, если водитель грузовика, принадлежащего предприятию совершил ДТП, то должны ли работники ГИБДД при составлении протокола уведомлять предприятие о совершенном ДТП, ведь в этом случае административная ответственность наступает у предприятия. Спасибо.

Водителем нашего предприятия было совершено ДТП, он въехал в двигающийся впереди МАЗ. В результате ДТП принадлежащий нашему предприятию автомобиль ГАЗ 31105 (Волга) получил серьезные повреждения. Оба автомобиля застрахованы по ОСАГО. Определением ГИБДД об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении установлен факт нарушения нашим водителем ПДД установлен (несоблюдение дистанции и несоблюдение обязанности по обеспечению надлежащей скорости движения), установлено также, что данное ДТП произошло в результате нарушения нашим водителем ПДД. Однако, принимая во внимание, что за эти нарушения административная ответственность не предусмотрена в возбуждении дела об административном правонарушении было отказано. В связи с тем, что факт нарушения нашим водителем ПДД, послуживших причиной ДТП был зафиксирован, мы не обращались ни к одной страховой компании, т.к. в соответствии с условиями договора с нашей страховой компанией данная ситуация не является страховым случаем, а к страховщику МАЗа, по нашему мнению у нас нет оснований для обращения, т.к. по сути, вред нашему автомобилю был причинен по вине нашего водителя. Мы обратились в суд с иском о взыскании стоимости ремонта автомобиля с нашего работника. Однако, в судебном порядке адвокат нашего работника заявила ходатайство о замене ненадлежащего ответчика, который судья удовлетворила. Нас обязали привлечь в качестве ответчика страховую компанию, в которой по ОСАГО застрахован МАЗ.

Предприятие осуществило вывоз производственного мусора на берег реки, впоследствии мусор смыло в реку, что повлекло, соответственно ее загрязнение и массовую гибель рыбы. Ответственность в данном случае может наступить по ст. 250 УК, или все же будет иметь место административная ответственность?

На территории предприятия произошло столкновение между автомобилем и автопогрузчиком, принадлежащим этому предприятию. Автогражданская ответственность водителя автомобиля застрахована, страховка автогражданской ответствености у водителя погрузчика в компании не предусмотрена. Страховая компания выплатила предприятию страховку и требует в суде возмещения ущерба у водителя автопогрузчика. Административная коммисия установила вину водителя автопогрузчика.

Я получил ответ, что административная ответственность гасится через год, но дело в том, что служба безопасности предприятий через своих знакомых в УВД имеет доступ к электронной базе данных, где эти сведения хранятся уже по прошествии восьми лет. Отсюда вопрос — можно ли официально удалить сведения из электронной базы ИЦ УВД по прошествии восьми лет?

Ответственность работников предприятия за нарушение требований безопасности

Не допускается применение дисциплинарных взысканий не предусмотренных кодексом. Для применения дисциплинарного взыскания существует процедура: работодатель требует объяснение в письменной форме, в случае отказа — составляетсясоотвтетствующий акт при свидетелях. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее 1 месяца после обнаружения дисциплинарного проступка, не считая болезни работника, времени, необходимого для учета мнения представительного органа работников, отпуска. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее 6 месяяцев со дня совершения проступка, а при ревизии — не позднее 2 лет со дня его соверешния. За каждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Оно применяется в форме приказа, и предъявляется работнику под роспись в течение 3 дней со дня взыскания. Может быть обжаловано в государственной инспекции по труду или в суде. Взыскание действительно в течение 1 года.

Глава 19 «Преступление против конституционных прав и свобод человека и гражданина». Статья 143 УК РФ. Часть 1: нарушение правил техники безопасности или других правил охраны труда, совершенных лицом, но котором лежат обязанности по соблюдению этих правил, если это привело к нанесению тяжкого вреда, наказывается: штрафом в размере до 200 000 рублей, или в размере зарплаты или другого дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 1 года. Часть 2: То же деяние, повлекшее за собой по неосторожности смерть человека наказывается лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Для количественного определения Pi используют метод анализа опасности с помощью дерева происшествий. Дерево происшествий – модель происшествия, включающая конкретное головное происшествие, связанное с помощью логических выражений с промежуточными или исходными предпосылками, обусловившими в совокупности его появление.

Взрыв возможен, когда одновременно происходят 3 события: и образование опасной смеси и отказы аварийной системы взрыво-пожаро защиты, и появление источника зажигания. В свою очередь, взрывоопасная смесь образуется или при разрушении оборудования, или при ошибке оператора. Появление же источника зажигания возможно или при искрении электропроводки, или при наличии горячих поверхностей.

КТ=Д/Т, где: Д – количество дней нетрудоспособности, Т – количество травм. В приведенной формуле коэффициент тяжести не отражает фактической тяжести несчастных случаев, т.к. при расчете не берутся случаи, нетрудоспособность которых не закончилась в отчетный период, а так же этот показатель не учитывает потерь, связанных с полным выбытием погибших из трудового процесса, поэтому при статистическом методе используется коэффициент нетрудоспособности:

Примечание. Под должностным лицом юридического лица, при определении вины юридического лица, следует понимать физическое лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции исполнительного органа, руководителя, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в юридическом лице, а также иных работников организации, в результате действий (бездействий) которых совершено правонарушение, подпадающее под меры административной ответственности, применяемые к юридическим лицам.

7. Административная ответственность юридического лица представляет собой урегулированное нормами права применение в особом порядке специально уполномоченными государством органами, судами и должностными лицами административных наказаний к обладающим административной правосубъектностью организациям, зарегистрированным в качестве юридического лица и совершившим административное правонарушение.

Изучение проблем административной ответственности организаций-юридических лиц может быть успешным только при условии тесной взаимосвязи и глубоких знаний правовых норм, регулирующих административную ответственность иных субъектов — граждан и должностных лиц, а также знаний других отраслей права (конституционного, гражданского, финансового и др.).

Проделанная работа позволила автору внести предложения в действующее законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях, которые нашли свое отражение в разработанном проекте Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Рекомендуем прочесть:  Гипотеза И Санкцияук Рф

Важно также отметить, что доминирующая ранее точка зрения об административной ответственности как ответственности преимущественно физических лиц, в настоящий момент законодателем снята. КоАП РФ сегодня регулирует административную ответственность не только физических, но и юридических лиц.

Обобщая сказанное, можно дать следующее определение: административная ответственность юридических лиц — это применение к организациям, обладающим соответствующей административной правосубъектностью, административных наказаний за неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных государством правил, норм и стандартов с целью государственного осуждения противоправной деятельности, обеспечения выполнения возложенных на них обязанностей, предупреждения правонарушений.

Применение административных наказаний за нарушение земельного законодательства. В качестве мер административного наказания законодательство отдает предпочтение штрафам, которые налагаются за самовольное занятие земельного участка, самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, порчу земель, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв и др.

Статьей 8.32 КоАП установлена административная ответственность юридических лиц за нарушение правил пожарной безопасности в лесах. Эти правила обусловливаются характером выполняемых юридическими лицами в лесах тех или иных видов работ, например, рубка леса, торфодобыча, эксплуатация трубопроводов, проходящих через лесные массивы, нефтегазодобыча и др.

Административная ответственность юридических лиц за нарушения таможенных правил (предусмотрена гл. 16 КоАП РФ). За нарушение таможенных правил юридическими лицами предусмотрена административная ответственность в виде следующих наказаний: 1) предупреждение; 2) штраф в сумме до 400 минимальных размеров оплаты труда либо штраф в размере от одной десятой до трехкратной стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения; 3) конфискация товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения либо предметами административного правонарушения.

Административную ответственность юридических лиц характеризуют традиционные признаки состава административного правонарушения (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона). Однако они обладают существенными особенностями, отличающими их от аналогичных признаков, характеризующих состав административного правонарушения, совершаемого физическими лицами. Прежде всего и в основном это касается понятия вины.

Помимо перечисленных выше мер административной ответственности, в качестве основной к должностным лицам может применяться новая, ранее не предусмотренная санкция – дисквалификация(ст.3.11 КоАП РФ) , которая заключается в лишении лица права либо замещать определенные должности государственной и муниципальной службы, либо занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров и др.Распространяется данное наказание и на арбитражных управляющих. Указанная мера административной ответственности назначается только судом и устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

4) иные лица, выполняющие в организации организационно-распорядительные функции (главный бухгалтер, руководители отделов и т.д.).
Особенность указанных субъектов определяется их правовым статусом. Наделение должностных лиц особым кругом полномочий предопределяет особенности их ответственности. Так, главный бухгалтер организации является особым должностным лицом любой организации, так как через него осуществляется вся хозяйственная деятельность организации. Кроме того, главный бухгалтер, как правило, является представителем организации во взаимоотношениях с налоговыми органами.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.
Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и также несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.
Следует иметь в виду, что главный бухгалтер и руководитель организации не несут ответственность за налоговые правонарушения, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, поскольку это не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах. В данном случае ответственность наступает непосредственно у юридического лица. Но в то же время должностные лица организаций могут быть одновременно с этим привлечены к административной ответственности (п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях»). Исключение из этого правила составляют правонарушения, хотя и предусмотренные Налоговым кодексом РФ, но не связанные непосредственно с уплатой налогов и сборов.

Должностные лица, выполняющие функции представителя власти, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные полномочия в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, являются субъектами административной ответственности различных групп правонарушений, составы которых содержит Особенная часть Кодекса (раздел II). Непосредственно составы административных правонарушений устанавливаются в соответствующих статьях КоАП РФ, федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации. КоАП не содержит специальной главы (как это реализовано в УК РФ) посвященной правонарушениями должностных лиц. Поэтому составы правонарушений «разбросаны» по всему кодексу.

Должность — понятие, которое определяет круг служебных обязанностей, права и пределы ответственности, в том числе и государственного ,служащего, требования к его профессионально-квалификационной подготовке. Она характеризует содержание выполняемой служащим работы, определяет его правовое положение.

В действующем КоАП РФ впервые закрепляется понятие должностного лица. Этот термин использовался и в старом Кодексе 1984 года, но критерии отнесения служащих к должностным лицам не были определены, в результате чего достаточно долгое время при определении круга должностных лиц правоприменители руководствовались определением, данным в уголовном законодательстве ( примечание к ст.285 УК РФ). Теперь же данное в КоАП определение сохранило смысловое единство данного понятия в законодательстве.

К административно-распорядительным функциям относятся такие, как: руководство коллективом, расстановка и подбор кадров, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и дисциплинарной ответственности к подчиненным, а к административно-хозяйственным — полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, и иные действия.

В качестве дополнительного наказания, применяемого к должностным лицам, КоАП называет конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения. Учитывая множество постановлений и определений Конституционного Суда Российской Федерации, отменяющих административный порядок конфискации, законодатель теперь прямо указывает на то, что данное взыскание может применяться только в судебном порядке.

Также служебными лицами признаются должностные лица иностранных государств (лица, занимающие должности в законодательном, исполнительном или судебном органе иностранного государства, в том числе присяжные заседатели, другие лица, осуществляющие функции государства для иностранного государства, в частности, для госоргана или госпредприятия), иностранные третейские судьи, лица, уполномоченные разрешать гражданские, коммерческие или трудовые споры в иностранных государствах в порядке, альтернативном судебному, должностные лица международных организаций (работники международной организации или любые другие лица, уполномоченные такой организацией действовать от ее имени), а также члены международных парламентских ассамблей, участником которых является Украина, судьи и должностные лица международных судов.

Вместе с тем следует иметь в виду, что некоторые другие нормативные акты могут использовать и принципиально иные определения должностного лица, применимые к государственной или муниципальной службе. Так, например, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. определяет должностное лицо местного самоуправления как выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления. Вполне очевидно, что данное определение гораздо шире, чем используемые в Уголовного кодекса и КоАП, так как под него попадают практически все муниципальные служащие. В то же время в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подчеркивается, что указанное определение должностного лица используется только для целей настоящего Закона. Таким образом, при привлечении муниципальных служащих к административной и уголовной ответственности следует руководствоваться определениями, приведенными в Уголовного кодекса и КоАП, в иных случаях — в Законе о местном самоуправлении.

Работники предприятий, учреждений, организаций, выполняющие профессиональные (адвокат, врач, учитель и т.п.), производственные (например, водитель) или технические (машинистка, охранник и т.п.) функции, могут признаваться служебными лицами только при условии, что наряду с этими функциями они исполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности.

Adblock
detector