Административное Нарушение Прав Потребителя

6. Продажа отдельных видов технически сложных товаров с предварительно установленными программами для электронных вычислительных машин с нарушением установленного законодательством о защите прав потребителей требования об обеспечении возможности использовать отдельные виды технически сложных товаров с предварительно установленными программами для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства — члены Евразийского экономического союза, —

4. Неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), —

Примечание. В случае отказа двум и более потребителям одновременно в предоставлении товаров (выполнении работ, оказании услуг) либо доступе к товарам (работам, услугам) по причинам, связанным с состоянием их здоровья, или ограничением жизнедеятельности, или их возрастом, либо в случае соответствующего неоднократного отказа одному или двум и более потребителям одновременно административная ответственность, предусмотренная частью 5 настоящей статьи, наступает за такой отказ каждому потребителю и за каждый случай такого отказа в отдельности.

  1. продажа товаров (выполнение работ), на которые дол­жны быть установлены сроки годности или сроки службы, но они не установлены;
  2. продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге).

Действующее законодательство наделяет ряд государственных органов полномочиями по защите прав потребителей. Один из них Министерство по антимонопольной политике и его территориальные подразделения. Данный орган рассматривает дела о нарушении антимонополь­ного законодательства и осуществляет государствен­ный контроль за соблюдением законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. В этой области его деятельность можно подразделить на два главных направления:

  • фактическое основание административной ответствен­ности — административный проступок. Подавляющее большинство нарушений, подпадающих под административную ответственность не настолько вредны, чтобы их можно было квалифицировать как преступления. Поэтому законодатель считает их проступками;
  • наличие своих специфических видов взыскания, ко­торые по своей правовой природе относятся к числу адми­нистративных мер;
  • при привлечении к административной ответственнос­ти наступают особые административные отношения, регу­лируемые нормами административного и процессуального права, одним из субъектов этих отношений обязательно вы­ступает правонарушитель, а другой — представитель го­сударства, обладающий полномочиями по привлечению к административной ответственности.— наличие особого порядка привлечения к ответствен­ности:
  • внесудебный порядок рассмотрения дел (ст. 194 КоАП РСФСР);
  • сравнительная простота производства по времени. Дела об административных правонарушениях рассматриваются в 15-дневный срок со дня получения органом, правомочным рассматривать такие дела, протокола об административном правонарушении (ст. 257 КоАП РСФСР), также устанав­ливаются специальные сроки, которые характерны для не­которых составов правонарушений —3,5,7 дней (ч. 2 ст. 257 КоАП РСФСР);
  • сравнительно короткие сроки привлечения к ответ­ственности;
  • отсутствие судимости.

Поскольку административ­ные проступки менее вредны, чем преступления, админис­тративные взыскания менее суровы, чем уголовные наказа­ния. При этом многие из них часто не причиняют непосред­ственного материального вреда. Поэтому средства гражданско-правового принуждения в таких случаях не могут при­меняться. Административное взыскание может быть наложено не позднее 2-х месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — 2-х месяцев со дня его обнаружения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовно­го дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыс­кание может быть наложено не позднее месяца со дня при­нятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении. Постановление о наложении штрафа может быть обжало­вано в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в районный (городской) народный суд, реше­ние которого является окончательным. Жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня вынесе­ния постановления. Постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором.
Действующее административное законодательство предусматривает различные составы ад­министративных правонарушений в области финансов, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и др., за совер­шение которых граждане и юридические лица привлекаются к административной ответственности. Но по социальной значимости наиболее важными, являются нарушения прав потребителей в сфере торговли. В этой области выделяются следующие составы нару­шений и размеры ответственности по ним:

Предписание выносится в соответствии с принятым ре­шением в течение трех дней после разбирательства дела или оформляется в течение трех дней со дня составления акта проверки продавца (изготовителя, исполнителя). Предписание подлежит добровольному исполнению с обязательным уведомлением об этом антимонопольного орга­на. В случае уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения предписания о прекращении нарушений прав потребителей антимонопольные органы имеют право воз­буждать дело о привлечении виновных лиц к ответственно­сти. При этом на изготовителя (исполнителя, продавца) может быть наложен штраф в раз­мере до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Практика работы антимонопольных органов показывает, что большая часть предписаний о прекращении нарушения прав потребителей исполняется в добровольном порядке без принятия мер административного воздействия. Значитель­ная часчь требований потребителей, как правило, удовлет­воряется еще в период подготовки дела к рассмотрению на комиссии
Исполнители (изготовители, продавцы) имеют право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным полнос­тью или частично предписания антимонопольного органа либо об отмене или изменении постановления о наложении штрафа.
В пределах своей компетенции антимоно­польный орган и направ­ляет материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановле­нии действия данной лицензии или о ее досрочном аннули­ровании; в органы прокуратуры; другие правоохранитель­ные органы по подведомственности материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам пре­ступлений, связанных с нарушением предусмотренных за­коном прав потребителей.
По требованию государственного антимонопольного органа и его территориальных управлений продавцы, изготовите­ли, исполнители обязаны предоставить достоверные доку­менты, письменные или устные объяснения и иную инфор­мацию, необходимую для охраны интересов потребителей.
Наряду с антимонопольными органами в сфере защиты прав потребителей действуют и другие государственные органы. Так, контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг) осуществляют орга­ны государственного управления: Госстандарт России, Го­сударственный комитет санэпидемиологического надзора, Министерство экологии и природных ресурсов, Госторгинспекция и их территориальные органы и управления, а так­же другие федеральные органы исполнительной власти. В пределах своей компетенции эти органы вправе направлять предписания об уст­ранении нарушений требований к безопасности товаров, о снятии с производства, о прекращении выпуска и продажи таких товаров, о прекращении продажи товаров с истекшими сроками годности и службы и в случае, когда такие сроки не установлены, но должны быть, а также предписания о приостановлении продажи товаров при отсутствии надлежа­щей информации о них, об отзыве товаров от потребителей.
Федеральные органы исполнительной власти (их терри­ториальные органы) вправе налагать штрафы в случаях:

Административные правонарушения за нарушение прав потребителей кратко

Обращают на себя внимание и другие, более частные вопросы. Так, представляется, что после ст. 14.4 КоАП РФ, регулирующей общие правила продажи товаров, выполнения работ либо оказания услуг ненадлежащего качества или с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил, логично было бы расположить ст. 14.15 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за нарушение правил продажи отдельных видов товаров.

  • — основание административной ответственности является административное правонарушение;
  • — субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования;
  • — административные взыскания являются мерой административной ответственности и применяются за совершение административных

По требованию государственного антимонопольного органа и его территориальных управлений продавцы, изготовители, исполнители обязаны предоставить достоверные документы, письменные или устные объяснения и иную информацию, необходимую для охраны интересов потребителей.

Виды административной ответственности Предупреждение — вид взыскания, преследующий целью моральное осуждение правонарушителя. Предупреждение, как правило, производится в письменной форме и применяется за неосторожные правонарушения, совершаемые лицом впервые.

Рекомендуем прочесть:  Апелляционная Жалоба По Снижению Наказания По 158 Ч 3

Гражданские деликты делятся на договорные и недоговорные. К договорным относятся деликты, связанные с нарушением договорных обязательств: их неисполнением или ненадлежащим исполнением (ст. 393 ГК РФ). К недоговорным относятся деликты, связанные с вредом, причиненным личности или имуществу физического лица, либо с вредом, причиненным имуществу юридического лица ( ст. 1064 ГК РФ).

Статья 14

4. Неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), —

5. Отказ потребителю в предоставлении товаров (выполнении работ, оказании услуг) либо доступе к товарам (работам, услугам) по причинам, связанным с состоянием его здоровья, или ограничением жизнедеятельности, или его возрастом, кроме случаев, установленных законом, —

6. Продажа отдельных видов технически сложных товаров с предварительно установленными программами для электронных вычислительных машин с нарушением установленного законодательством о защите прав потребителей требования об обеспечении возможности использовать отдельные виды технически сложных товаров с предварительно установленными программами для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства — члены Евразийского экономического союза, —

Примечание. В случае отказа двум и более потребителям одновременно в предоставлении товаров (выполнении работ, оказании услуг) либо доступе к товарам (работам, услугам) по причинам, связанным с состоянием их здоровья, или ограничением жизнедеятельности, или их возрастом, либо в случае соответствующего неоднократного отказа одному или двум и более потребителям одновременно административная ответственность, предусмотренная частью 5 настоящей статьи, наступает за такой отказ каждому потребителю и за каждый случай такого отказа в отдельности.

Юридическая ответственность за нарушение прав потребителей

В современном законодательстве РФ уделяется большое внимание юридической ответственности продавца, изготовителя, исполнителя за нарушение прав потребителя. От наиболее существенных нарушений потребителей защищает административное, гражданское и уголовное законодательство.

Возмещение убытков потребителю обусловлено тем фактом, что они является существенным и распространенным последствием приобретения некачественного товара, выполненной работы или оказанной услуги. Эта форма ответственности имеет общее значение и применяется во всех случаях нарушения прав гражданина, если иное не предусмотрено законом или договором. Возмещение убытков направленно на восстановление имущественных прав потерпевшего за счет имущества правонарушителя. Таким образом, возмещение убытков является компенсационной мерой, которая позволяет возвратить имущественное положение потерпевшего в первоначальное состояние. Убытки могут выражаться в реальном ущербе и в упущенной выгоде.

Взыскание за административное правонарушение применяется только к лицу, его совершившему. Только лишь при наличии состава административного правонарушения лицо привлекается к административной ответственности. Взыскание налагается в точном соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

В зависимости от совершенного правонарушения назначается и мера административного взыскания,что за нарушение правил торговли влечет наложение штрафа от 3 до 25 минимальных размеров оплаты труда, за незаконную торговлю и реализацию товара от 3 до 100 минимальных размеров оплаты труда,продажу товаров, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям и эталонам качества, за продажу товаров без документов и нарушение государственной дисциплины цен и др.

Гражданское законодательство и Закон РФ «О защите прав потребителей» действуют в комплексе и дополняют друг друга. Основное регулирование отношений между потребителем, продавцом, изготовителем и исполнителем все-таки осуществляется нормами гражданского законодательства. Конституционная норма о гарантиях судебной защиты прав и свобод граждан предусматривает защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав судом, в соответствии с нормами о подведомственности.

Административная ответственность за нарушения прав потребителей

Санкция статьи 14.8 КоАП РФ предусматривает назначение административного штрафа, который варьируется в зависимости от характера нарушения и части статьи 14.8 КоАП РФ (с 1 по 3 включительно) для должностных лиц от пятисот до двух тысяч рублей, а для юридических лиц — от пяти до двадцати тысяч рублей.

Под предпринимательской деятельностью понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном закономпорядке»

Отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, не образуют состав данного административного правонарушения при условии, что количество товара, его ассортимент, объемы выполненных работ, оказанных услуг и другие обстоятельства не свидетельствуют о том, что данная деятельность была направлена на систематическое получение прибыли.

Объективная сторона совершение противоправного действия либо бездействия физическим, юридическим или должностным лицом, следствием которого явилось причинение морального, материального или физического (телесного) вреда интересам граждан, корпоративным образованиям или государству. (Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии); Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена; Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин). Осуществление деятельности без лицензии, нарушение порядка ценообразования.

Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Административная ответственность за нарушение законодательства о защите прав потребителей

Кроме того, сами составы таких административных правонарушений нередко предусматривают одновременно ответственность за нарушение как законодательства о защите прав потребителей, так и иного смежного законодательства. Указанные обстоятельства вызывают объективную необходимость более четкой правовой регламентации административной ответственности за данный вид правонарушений, так как от законного и обоснованного отнесения конкретных составов правонарушений к законодательству о защите прав потребителя зависит ряд важнейших теоретических и практических вопросов, в частности квалификация самих правонарушений, вопросы подсудности и подведомственности дел, исчисление сроков давности привлечения к административной ответственности и другие.

Кроме того, ВАС РФ отмечает, что судам необходимо также принимать во внимание цель законодательства о защите прав потребителей и его направленность на защиту и обеспечение прав граждан на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах). В этом смысле суды должны устанавливать, является ли защита прав потребителей приоритетной целью закона, регулирующего отношения, за посягательство на которые установлена административная ответственность .

Однако приведенные высшими судебными инстанциями критерии представляются весьма общими, недостаточно конкретными, что не способствует в полной мере обеспечению единообразия в судебной практике при применении данного законодательства. А в отдельных случаях может приводить к неоправданному расширению судейского усмотрения.

Федеральное государственное учреждение «Архангельский центр стандартизации, метрологии и сертификации» обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя И.А. Русаковой к административной ответственности на основании части первой ст. 19.19 КоАП РФ за нарушение требований технических регламентов и обязательных требований государственных стандартов.

Обращают на себя внимание и другие, более частные вопросы. Так, представляется, что после ст. 14.4 КоАП РФ, регулирующей общие правила продажи товаров, выполнения работ либо оказания услуг ненадлежащего качества или с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил, логично было бы расположить ст. 14.15 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за нарушение правил продажи отдельных видов товаров.

Административное Нарушение Прав Потребителя

– во включении в договор условий, ущемляющих установленные Законом № 2300-1 права потребителя (часть 2) (рекомендуем ознакомиться с постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 22 мая 2014 года по делу № А79-5334/2013, постановлениями ФАС Волго-Вятского округа от 5 мая 2010 года по делу № А29-11859/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 31 марта 2010 года по делу № А78-5948/2009);

Режим работы организаций, осуществляющих деятельность в сферах торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей должен включать: время начала и окончания работы и перерыва, если он предусмотрен; указание на выходные, а также на неполные (сокращенные) рабочие дни, если они предусмотрены.

На основании статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) наименование организации обязательно должно содержать указание на его организационно-правовую форму (например, открытое акционерное общество, закрытое акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью).

Рекомендуем прочесть:  Что делать если пристава арестовали в одном городе а проживаю в другом

Так, ФАС Уральского округа в своем постановлении от 15 января 2008 года № Ф09-11140/07-С1 по делу № А60-30764/07 согласился с выводами суда предыдущей инстанции о том, что в действиях предпринимателя усматривается нарушение части 1 статьи 14.8 КоАП РФ, поскольку на вывеске магазина предпринимателя отсутствует обязательная и необходимая информация о месте нахождения магазина, юридическом адресе, режиме работы магазина, отсутствует информация о государственной регистрации и наименовании органа его зарегистрировавшего;

Согласно правовой позиции, закрепленной в пункте 14 Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 24 октября 2006 года № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в качестве субъектов административной ответственности положения главы 14 КоАП РФ предусматривают граждан, должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Виды ответственности за нарушение прав потребителей

Документом могут быть определены только такие условия, которые ставят приобретателя в более выгодное положение, если сравнивать с законом. То есть, размер ответственности, определяется по договору, только если он установлен там в большем объеме. В иных ситуациях, берутся нормы ЗПП. Если соглашение определяет условия, ставящие приобретателя в худшее положение, то их можно оспорить, а за несоответствия взыскать компенсацию.

Если вследствие отсутствия необходимых сведений у приобретателя образовались сложности, и это привело к возникновению недостатков продукции, то продавец признается виновным. А если такие отклонения от нормы причинили вред имуществу, жизни или здоровью, то пострадавший должен требовать его возместить.

Все организации, осуществляющие прием денежных средств от покупателя, как наличным, так и безналичным способом, должны пользоваться кассовой аппаратурой. Исключения определены для узкого круга случаев, описанных в ФЗ No 54 от 22.05.2003. Если покупателю не выдается чек, то сумма штрафа для фирм может равнять размеру платежа, осуществленному без выдачи документа, подтверждающего оплату. Минимальный размер – 30 тыс.

Ответственность, предусмотренная за нарушение прав потребителей, бывает гражданско-правовой, административной, уголовной. Выбор нормативного акта, по которому будет происходить привлечение, то есть КоАП или УК, зависит от тяжести наступивших последствий. А вот гражданская наступает всегда. Она может быть самостоятельной или дополнять любую из указанных выше.

К ответственности привлекается человек, достигший возраста 16 лет, который в силу должностных инструкций отвечает за качество товара, работ, услуг. Или сотрудник сертификационного органа. От правонарушения, предусмотренного ст. 14.4 КоАП, преступление, определенное в ст. 238 УК, отличается объемами продаж. Отягчающими обстоятельствами, предусматривающими более суровое наказание, является:

наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

В соответствии со ст. 21 Закона это требование должно быть удовлетворено в течение 20 дней. Если требование потребителя добровольно удовлетворено не было, то неустойка исчисляется исходя из цены товара на момент вынесения решения суда, существующей в той местности, где требование должно было быть удовлетворен^).

наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет.

Статья 14.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил. Так, в случае продажи товаров, выполнения работ либо оказания населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

г) обман потребителей (ст. 200 УК РФ) — обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров или оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве инди- иидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), если эти деяния совершены в значительном размере, —

по заявлению общества с ограниченной ответственности «СМД Сервис» о признании незаконным и отмене постановления от 28.07.2023 N 538 Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области о привлечении к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; признании договора от 24.03.2011 N 0896 МГД/ТО договором возмездного оказания услуг,

Приведенные доводы о необходимости квалификации правонарушения по эпизоду маркировки товара единым знаком обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза «ЕАС» по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат отклонению, поскольку обществу вменяются противоправные действия, относящиеся к формам обмана потребителей.

По результатам проверок территориальными органами Роспотребнадзора было возбуждено лишь 86 дел об административных правонарушениях — по ч. 2 ст. 14.1, ч. 1 ст. 14.4, ч. ч. 1, 2 ст. 14.8, ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 44, ст. 4295; 2003, N 27, ст. 2700, 2708, 2717; N 46, ст. 4434; N 50, ст. 4847, 4855; 2004, N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3529, 3533; 2005, N 1, ст. 9, 13; N 10, ст. 763; N 13, ст. 1077; N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719, 2721; N 30, ст. 3104, 3131; 2006, N 1, ст. 10; N 10, ст. 1067; N 12, ст. 1234; N 17, ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 23, ст. 2380; N 31, ст. 3452), при этом только в 21 случае в качестве субъектов административной ответственности в виде штрафа выступали юридические лица (согласно информации, представленной управлениями Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, по Краснодарскому краю, Калужской, Воронежской, Липецкой, Московской и Свердловской областям).

4. Неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), —

Как результат, его всесторонняя защита гарантируется не только нормами гражданского права (статья 12 Закона N 2300-1), но и в административном порядке за счет возможности квалифицировать соответствующие виновные действия хозяйствующих субъектов по целому ряду статей КоАП РФ (часть 1 статьи 14.5, статья 14.7, часть 1 статьи 14.8, статьи 14.43, 14.44, 14.46).

Таким образом, законодатель вопросы ответственности за нарушения законодательства о защите прав потребителей отнес к ведению различных отраслей права, которые в соответствии с этим уполномочены как на установление составов конкретных правонарушений в этой сфере, так и на применении соответствующих принудительных мер и процессуальный порядок их применения.

Анализ данного определения свидетельствует, что законодатель отказался от субъективно-правового подхода к пониманию вины юридического лица, что представляется оправданным, поскольку, определение вины одного самостоятельного субъекта права через виновность другого не может считаться оптимальным, на что, как отмечено выше, указывалось многими учёными и практиками.

административной ответственности юридических лиц в современных условиях становится мощным рычагом государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов и одним из источников пополнения казны ввиду значительных размеров штрафов, применяемых к юридическим лицам.

В то же время ряд авторов связывают возникновение правоотношения не с моментом совершения правонарушения, а с моментом применения к нарушителю соответствующих санкций. Нельзя не отметить, однако, что при таком подходе правовая ответственность лишается своей объективности, поскольку ее существование связывается с актами деятельности Административное право: Учебник/ под ред. Л.Л. Попова.- М.:Юристъ,2005.-С.81.

Рекомендуем прочесть:  Льготы На Электричку Федеральным Пенсионерам В Спб Почему Нельзя Купить Билет В Автомате

Также обращает на себя внимание отсутствие в КоАП РФ правовой нормы с указанием обстоятельств, исключающих виновность юридического лица, несмотря на то, что Конституционный Суд РФ не раз указывал, что юридическое лицо не может быть признано виновным в совершении правонарушения при наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, См., например, Дугенец А.С. Административная ответственность в российском праве. Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М.,2005.-С.11, Колесниченко Ю.Ю. Некоторые аспекты вины юридических лиц, привлекаемых к административной ответственности // Журнал российского права.-2003.-№1.-С.76-81;

3. Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1-2 тыс. руб. ,на юр. лиц – 10-20 тыс. руб.

2. неустойка (пеня) взыскивается за каждый день просрочки сроков устранения недостатков товара и замены товара с недостатками, соразмерного уменьшения покупной цены товара, возмещения расходов на исправление недостатков товара потребителем. Возврата уплаченной за товар денежной суммы, возмещения причиненных потребителю убытков вследствие продажи товара ненадлежащего качества, а также за каждый день задержки выполнения требования потребителя о предоставлении на время ремонта либо до замены товара

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Срок устранения недостатков товара, не
может превышать 45 дней. Следует учитывать, что в соответствии с п. 2 ст. 20 закона «о защите прав потребителей» правительством РФ установлен перечень товаров длительного пользованияна которые указанное требование не распространяется.(автомобили, мотоциклы, мебель, электробытовые приборы-СВЧ печи, тостеры; гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия)

Настоящий Закон о защите прав потребителей регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав (в ред. ФЗ от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 25.10.2007 N 234-ФЗ)

  • Статья 495 ГК РФ. «Предоставление покупателю информации о товаре»
  • Статья 8 закона о защите прав потребителей. «Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)»
  • Статья 9 закона о защите прав потребителей. «Информация об изготовителе (исполнителе, продавце, владельце агрегатора)»
  • Статья 10 закона о защите прав потребителей. «Информация о товарах (работах, услугах)»
  • Статья 11 закона о защите прав потребителей. «Режим работы продавца (исполнителя)»
  • Риэлтерские услуги
  • Коммунальные услуги:
  • Выполнение работ (подряд):
  • Договор о реализации туристского продукта
  • Договор добровольного страхования имущества.
  • Включение банком в кредитный договор условий, ущемляющих права потребителей ( см. также Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 № 146 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с применением к банкам административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей при заключении кредитных договоров»

Примечание. В случае отказа двум и более потребителям одновременно в предоставлении товаров (выполнении работ, оказании услуг) либо доступе к товарам (работам, услугам) по причинам, связанным с состоянием их здоровья, или ограничением жизнедеятельности, или их возрастом, либо в случае соответствующего неоднократного отказа одному или двум и более потребителям одновременно административная ответственность, предусмотренная частью 5 настоящей статьи, наступает за такой отказ каждому потребителю и за каждый случай такого отказа в отдельности.

4. Неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), —

5. Отказ потребителю в предоставлении товаров (выполнении работ, оказании услуг) либо доступе к товарам (работам, услугам) по причинам, связанным с состоянием его здоровья, или ограничением жизнедеятельности, или его возрастом, кроме случаев, установленных законом, —

Виды ответственности за нарушение прав потребителей

  1. Право на безопасность товара или услуги для имущества, здоровья и жизни в процессе его использования, хранения и утилизации. Изготовитель обязан обеспечить ее в течение срока службы или срока годности. Для этого следует установить правила безопасной эксплуатации, которые прилагают к документации, указывают на этикетке или доводят до сведения потребителя любым другим способом. Продавец так же обязан сообщить покупателю все сведения о товаре или услуге.
  2. Право на информацию о производителе и продукции. Если продавец не предоставляет необходимые сведения сразу же и полностью, это расценивается как уклонение от заключения договора. В случае сообщения неполной информации о продукции и выявления недостатков в процессе ее использования, покупатель имеет возможность отказаться от товара или услуги, вернув его, и требовать возмещения убытков.
  3. Право на устранение недостатков, возврат или обмен некачественного изделия. Предъявить эти требования покупатель может в течение гарантийного срока или срока годности. Доставить крупногабаритный товар для ремонта, замены или возврата продавец обязан за свой счет или возместить потребителю расходы на доставку.
  4. Право на обмен качественного изделия. Если продукция не подошла покупателю по размеру, расцветке, составу, форме, он имеет возможность обменять ее в течение 2 недель с момента приобретения. При отсутствии аналогичного товара можно требовать возврата денег. Перечень продукции, которую вернуть нельзя, приведен в Постановлении № 55 от 1998 года.
  5. Право на отказ от выполнения работы или оказания услуги. При этом потребитель обязан оплатить исполнителю понесенные расходы.

Отношения между производителем, продавцом и покупателем регулируют Гражданский кодекс и Закон № 2300-1. Согласно положениям этих нормативных актов потребитель должен обладать информацией о цене и качестве продукции или услуги, быть уверен в ее безопасности для жизни и здоровья. Ему должна быть предоставлена возможность замены некачественного товара или его бесплатного ремонта. Изготовитель и продавец обязаны обеспечить эти условия. За нарушение прав потребителя они несут административную, имущественную и уголовную ответственность.

  1. Предоставлять качественный товар или услугу. Требования к качеству и безопасности продукции устанавливают нормативные документы, например, ГОСТы или технические регламенты на определенные группы изделий. Подтвердить соответствие этим критериям могут декларации или сертификаты соответствия, которые продавец обязан предъявить по требованию покупателя.
  2. Определить срок службы для товаров длительного использования, а также комплектующие детали для них. На некоторые виды продукции устанавливают срок годности, по окончании которого они становятся опасными для жизни и здоровья. Реализация такого товара запрещена.
  3. Обеспечить ремонт и техническое обслуживание в течение срока эксплуатации обязан производитель продукции. Изготовитель вправе установить на изделие гарантийный срок, в период которого он обязуется обменять некачественный товар, отремонтировать или вернуть покупателю деньги.
  4. Заменить некачественное изделие в течение недели, если нужна экспертиза – в течение 3 недель, если нужной модели нет в наличии – в течение месяца с момента получения претензии от покупателя. В случае, когда для обмена товара длительного пользования необходимо больше 7 дней, продавец обязан по требованию покупателя предоставить на время другой экземпляр с транспортировкой за свой счет.
  5. Соблюдать сроки выполнения работ, установленные договором. В случае их нарушения потребитель вправе требовать уменьшения цены или совсем отказаться от договора.

В Законе о защите прав потребителей установлены конкретные требования к юридическим лицам, которые изготавливают и производят товары, либо оказывают услуги гражданам. Согласно положениям Закона они обязаны обеспечить для потребителей следующие условия:

Согласно ст. 3 Закона № 2300-1 потребители имеют право на просвещение в сфере защиты их прав. Поэтому в настоящее время регулярно проводят информирование граждан в СМИ, издают специальную литературу, организуют «горячие линии» с участием представителей контролирующих органов.

Adblock
detector