Анализ Эпизода Преступление И Наказание Убийство Старухи

Убийство старухи-процентщицы анализ эпизода

Накануне Раскольников взял в столовой топор и приготовил уловку для старухи. Он пришел к ней как обычно. Когда Алена Ивановна отвернулась, он задней частью топора прорубил ей голову. Острие было направлено на него. Это очень символично, ведь Родион убил не старуху, а себя, свою душу.

Фёдор Михайлович в своём романе «Преступление и наказание» открывает общество бедного района Петербурга XIX века, доведённое до отчаяния и способное на убийство. Затравленный жизнью и погрязший в долгах человек, по причине вседозволенности и нелепой теории об обычных и Великих людях, решается на преступление Алёны Ивановны – никчёмной злой «воши», считая, что сможет избавить мир от злой и жадной старухи-процентщицы.

Молодой человек долго готовился к убийству. Во-первых, прежде всего к данному действию его побудила его философия о разделении людей на великих и низших. Родион считал себя личностью выдающейся, поэтому и решил убить процентщицу, которую считал человеком низшим. Это должно было проверить его теорию. Во-вторых, герой был очень беден, но он переживал не только за себя. Накануне он получил письмо от матери, где она говорила, что Авдотья, сестра героя, собирается выйти замуж по расчету, чтобы помочь своей семье. Раскольников не хотел, чтобы она выходила замуж за нелюбимого. Также к этому можно отнести и другие причины. Герой услышал нелестную беседу о старухе на улице, увидел в парке обесчещенную девушку.

Родион не может в себе носить столь тяжелый груз, решаясь рассказать о своем страшном грехе Соне Мармеладовой, занимавшейся «непристойной работой» ради того, чтобы прокормить отца, мачеху и троих её детей. Герой нашел в ней родственную страдающую душу, понимая, что только она сможет его понять. Придя домой к Соне, спустя неделю после убийства, Раскольников поведал детали убийства старухи.

Девушка предлагает молодому человеку во всем признаться и раскаяться перед народом. В болезненном полубреду, надев крест, отчаянный студент отправляется к следователю. По пути, кинув милостыню какой-то старушке, услышал в ответ «Сохрани тебя Бог!». Движимый отчаянием, Раскольников понимает, что единственный способ очищения от греха – это искреннее покаяние перед Богом и народом. Склонив на Сенной площади (вблизи Успенской церкви) голову к земле, не обращая внимания на окружающую публику, поцеловал ее. Выдержав оскорбительную брань и игнорируя окрики толпы, побрел дальше. Измученный и уставший, внезапно осознает, что дошел до дверей следователя.

• Сам Достоевский определяет содержание своего произведения таким образом: «Это — психологический отчет одного преступления. Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения.

Но, как и в реальности, это светлое, гармоничное начало наталкивается во сне Раскольникова на противостоящий ему мрак невежества, жестокости, бездушия. Не здесь ли источник раздвоенности сознания героя, которое приводит его к созданию бесчеловечной теории? Ведь непосредственно перед этим сном находится эпизод, связанный с девочкой, которую пытается совратить некий господин. Та светлая сторона натуры, которая в Раскольникове никогда не умирала, заставляет его вступиться за незнакомую ему девушку, как потом во сне он пытается защитить несчастную лошадь, жестоко забиваемую пьяными мужиками.

Раскольников вспоминает, что «в кабаке всегда была толпа, так орали, хохотали, ругались, безобразно и сипло пели и часто дрались». Церковь, напротив, представляется герою красивой и величественной, с ней связаны воспоминания о близких людях -умерших бабушке и маленьком брате. Церковь и кабак — два противоположных начала: духовное, христианское начало и начало порочное, злое, темное («Возле кабака дорога. и пыль на ней всегда такая черная»)

Услышанный в трактире разговор студента с офицером о той же «глупой, ничтожной, злой старушонке, никому не нужной» еще сильнее убеждает Раскольникова, «что одна жизнь старухи может спасти тысячи жизней. Одна смерть – и сто жизней взамен!». В грязном трактире слушает Раскольников шутовскую и трагическую речь пьяного Мармеладова о его семнадцатилетней дочери Сонечке, о ее подвиге, жертве, о спасенном ею, страшной ценою, семействе.

Веселье пьяных людей не внушает окружающим, в частности маленькому Роде, ничего, кроме страха. Чуть дальше вдоль дороги находится городское кладбище, а на нем – церковь. Совпадение их местонахождения означает, что какой бы ни был человек, он все равно начнет свою жизнь в церкви и закончит ее там же. Церковь не случайно находится в трехстах шагах от кабака. Это небольшое расстояние показывает, что человек в любой момент может прекратить свою пошлую жизнь и, обратившись к Богу, который все простит, начать новую, праведную жизнь.

Преступление и наказание: анализ эпизода убийства старухи-процентщицы

Внешней причиной, толкающей героя на преступление, являются испытываемые им моральные страдания при виде безответных и униженных людей. Герой наблюдает историю семейства Мармеладовых и проникается жалостью к Соне и ненавистью к бездушным растлителям вроде Свидригайлова или франта на мосту. Письмо матери, в котором она повествует о жертве, приносимой ради него сестрой, также утверждает героя в мысли о необходимости противодействовать злу в лице таких жестоких и беспринципных людей, как Лужин или процентщица.

Анализ эпизода убийства подтверждает две мысли. Раскольников убивает старуху-процентщицу, чтобы подтвердить свою теорию о людях обыкновенных и исключительных и доказать себе, что он именно исключительный. Для него это тест, проверка своих способностей. И сам автор посредством художественно выразительных средств уже в 6-й главе опровергает теорию главного героя.

В качестве одного из ключевых, идейно значимых в романе «Преступление и наказание», анализ эпизода убийства старухи-процентщицы очень важен для понимания смыслового наполнения произведения в целом. Для первой части отрывок является кульминационным, для всего романа — сюжетной завязкой. В эпизоде описывается не только глубочайшее духовное падение героя, но и через художественно-структурные элементы передается позиция автора, его отношение к мотивам действий Раскольникова.

О действительных мотивах преступления читатель узнает уже после убийства, из разговора героя со следователем Порфирием Петровичем. Родион Раскольников озвучивает мысль, которая будет лейтмотивом проходить через всю идейную и сюжетную канву романа:

Однако автор посредством сюжетных поворотов дает понять читателю, что герой заблуждается в своей теории. Сначала некстати возвращается Лизавета, которую Раскольников не собирался убивать, потом его под угрозу разоблачения ставит случайный посетитель старухи.

Убийство старухи-процентщицы Раскольниковым

Вынашивая свою теорию, Раскольников с каждым днём всё больше убеждается в своей правоте, ему кажется откровением то, что поначалу он считал шуткой. Герой причисляет себя к числу исключительных людей, которым разрешено всё – даже убийство. Если цель принесёт благо большинству, то можно преступить через то, что считается законом – божьим и человеческим. Жестокость теории не смущает Родиона, ведь не все человекоединицы одинаково ценны. Он сам разрешает себе выбрать жертву, которая будет участвовать в эксперименте. Цель этого действа – подтвердить, что он тоже “великий”, не “материал” и не “вошь”.

Душевные терзания, сны, осознание собственной слабости, несостоятельности убивают героя на протяжение долгих лет. Такое наказание страшнее любой казни, любого приговора. Раскольникову приходится убить не только старуху, но и её сестру Лизавету, которая случайно вернулась домой и стала невольной свидетельницей. Всё, что он делает в этот момент происходит будто бы во сне, молодой человек находится на грани потери сознания, не отличает реальность от забытья. Взяв драгоценности, он покидает дом старухи и прячет их, чтобы после воспользоваться добром во благо нуждающихся.

В романе “Преступление и наказание” Ф.М. Достоевский тщательно прорисовал время и общество, которые толкают человека на совершение преступления. Доведённый до отчаяния человек создаёт собственную теорию, которая должна изменить его жизнь, а вседозволенность – решить проблемы других страдающих. Совершённое Раскольниковым убийство старухи-процентщицы – это результат крайнего отчаяния загнанного жизнью в угол человека.

Ошибка Раскольникова в том, что человеческая жизнь одинакова ценна, кем бы ни был другой человек – злодеем или святым. Люди не должны решать, кому жить, а кого можно лишить жизни; не они создали этот мир, не им и вершить судьбы. Обстоятельства складываются таким образом, что всё будто бы подталкивает Родиона к убийству старухи: он случайно подслушивает разговор Лизаветы, становится свидетелем беседы людей, осуждающих Алёну Ивановну, встречает пьяную обманутую девушку и ему становится страшно за судьбу своей сестры.

Нельзя сказать, что Раскольников готовился к убийству хладнокровно и бесчувственно: он переживает, его разрывают на части мысли о необходимости что-то изменить, помочь всем знакомым, которые крайне нуждаются в деньгах, спасти сестру от брака с нелюбимым. Накануне преступления он видит сон о лошади, где её, маленькую и беззащитную забивает насмерть пьяная толпа. Человечность старается победить, подсознание кричит о том, что он совершает ошибку, но механизм не остановить. Родион приходит к старухе, вручает ей заклад, его голос срывается…Раскольников убивает старуху-процентщицу. Фатальность этой сцены просто гениальная: автор показывает убийство глазами убийцы, который по сути является жертвой… Жертвой своей философии, которая заставит его страдать гораздо страшнее, чем может представить себе герой.

Преступление и наказание анализ эпизода убийство старухи

Главная причина преступления Раскольникова На первый взгляд можно подумать, что Раскольников идет на убийство ради денег старухи. Да, Раскольников беден и ему хочется выбраться из нищеты быстро и без усилий. Но деньги не являются главной причиной и мотивом убийства.

Когда Ф.М. Достоевский находился на каторге, он сталкивался там не только с политическими преступниками, но и с уголовниками – ворами и убийцами. Писатель внимательно изучал их истории и обоснования своих преступлений, в связи, с чем Достоевский пришел к выводу, что в большинстве своем преступления были совершены на почве недовольства людей социальным устройством России. Люди были недовольны социальным неравенством, крестьяне после отмены крепостного права в большинстве своем остались нищими и обездоленными, они шли в большие города, где начинали пьянствовать, грабить и убивать.

Рекомендуем прочесть:  Региональный капитал за рождение третьего ребенка удмуртия

Когда Раскольников видит мещанина, обвинившего его в смерти старухи, он воспринимает его как сон. Это связано с тем, что сама реальность в романе фантастична, чему способствует образ Петербурга, его атмосфера духоты, имеющая символический смысл. На протяжении романа Родион Раскольников пять раз видит сны.

Достоевский по праву считается писателем-психологом. В романе «Преступление и наказание» психологический анализ состояния преступника до и после совершения убийства слит воедино с анализом «идеи» Раскольникова. Роман строится так, что читатель постоянно находится в сфере сознания героя — Раскольникова, хотя повествование ведется от 3 лица.

С ны в романе Достоевского «Преступление и наказание» несут огромную смысловую нагрузку, и это очень важно донести до учащихся. Подросткам следует показать, что эпизоды снов — не только увлекательное чтение. Сны в романе не только помогают понять героев, проникнуть в потаённые уголки человеческой души, узнать истинные стремления и ценности героев, их переживание персонажами во многом определяет их дальнейшие поступки, а значит, и последующие события произведения.

«Преступник всегда возвращается на место преступления» — с подобными мыслями Раскольников приступал к замыслу убить; он с самого начала считал себя лучше и умнее остальных, мол, он-то точно не «попадётся» и сделает всё чисто. Родион тщательно продумывал своё преступление и днём и ночью. Он будто бы готовился к этому всю свою жизнь и начал свою подготовку с простого «подслушать разговор», а закончил добычей топора и психологическим настроем на убийство живого человека.

Может показаться, что рассуждение на тему, кого же убил Раскольников, немного нелепо, ведь понятно же, что старушку и её сестру, однако не всё так просто. Само убийство лишь начало цепочки событий, ведущих к гибелям ни в чём не виновных людей. Можно сказать, что этих двух Родион убил собственноручно, но есть и другие жертвы:

  • Герой принёс бабку и её сестру, как он считал, «в жертву» во благо чужого счастья, хотя на самом деле сделал это исключительно для себя самого.
  • Никакого альтруизма в теории Раскольникова нет, им двигало только желание «оправдать» себя и причислить к «право имеющим», к таким, как его кумир Наполеон.
  • Теория с самого начала неверна, так как люди не могут делиться на «тех, кого убивают» и «тех, кто убивает». Часть самого героя старается разубедить его в верности теории, большую роль в этом играют сны Родиона.
  • Человеческая жизнь ценна абсолютно одинаково, и совершенно не имеет значения, хороший человек или плохой, он, так же, как и все, имеет право на жизнь, и никто не может её у него забирать.

Нельзя сказать, что герой равнодушно относился к убийству и проводил свою подготовку бесчувственно и хладнокровно. Он боялся, его разрывало на части от неопределённости, от страха: перед жертвой, перед законом и, конечно, перед самим собой и своими убеждениями; он боялся, что не сможет оправдать собственных ожиданий, что он та самая никчёмная «вошь» якобы недостойная жизни. Отрывки его мыслей постоянно путались, сбивали с толку, собирались и разлетались снова, но всё равно не переставали толкать его к роковому дню — дню убийства никому не нужной старухи.

В основе преступления лежит теория Родиона Раскольникова о делении людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Именно эта идея в голове героя привела его к жестокому убийству и, как следствие, наказанию за содеянное. Саму теорию воспринимает и одобряет «тёмная сторона» персонажа, которая презирает слабых людей и восхищается такими, как Наполеон. Светлая же пытается бороться с заблуждениями разума и привести к искуплению, к примеру, при помощи снов, которые достаточно важны в романе.

Анализ сцены преступления в романе «Преступление и наказание» (Ф

Жертвы ужасного преступления — это сводные сёстры Алена Ивановна и Лизавета. Первая — скупая и злая старуха, которая задешево берет ценности в залог под высокие проценты. Алена Ивановна скрытна, осторожна, недоверчива, редко выходит из дома без необходимости и скрупулезно копит богатства. Лизавета же — очень скромная, тихая, забитая женщина в возрасте около тридцати лет. Она покорно исполняет все, что ей говорит Алена Ивановна, терпит ее побои и ни словом ей не прекословит. О людях, которые приходят к запертой двери убитых, читатель узнает немного. Это бедняки разных возрастов, но обоим нужны деньги, которые они надеются получить, заложив что-то Алёне Ивановне.

Федор Достоевский — один из самых популярных мировых авторов. Из-под его пера вышли произведения такой глубины, что вот уже несколько поколений читателей со всех концов света погружаются в них, не переставая находить для себя что-то новое и полезное. «Преступление и наказание» — это роман о падении человека в пучину отчаяния, морального разложения и спасении через покаяние и страдания. В нем автор выразил всю безысходность безрадостной жизни бедного Петербурга и судьбу истерзанной души гордеца Раскольникова. Перед Вами анализ важнейшего эпизода этого произведения: ужасающего преступления главного героя.

Большое значение в сцене преступления имеют предметы, которые появляются в поле зрения читателей. Например, топор Раскольникова, страшное орудие убийства, которым он обрубает нить жизни старухи и ее сестры. Его лезвие холодно и бесчувственно. В руках Родиона он получает власть над судьбами людей, более того, наделяет эти руки новой силой. Топор не чувствует вины, ему не надо скрывать того, что им сделано. Это Раскольникову приходится смывать с него кровь, оттирать ее от древка. Металлу топора противостоят два креста и образок на шее Алены Ивановны, как бы Святая троица, и образа святых на стенах комнаты процентщицы. Они видят его ужасные деяния, следят за ним, и нигде не скрыться преступнику от божественного провидения. Образ креста появится в романе снова — Соня Мармеладова подарит Раскольникову простой деревянный крестик, благословляя того на покаяние, когда он вспомнит и о Боге, и о морали. Достойны также внимания кошель с деньгами Алены Ивановны и ее драгоценности — мирские богатства, ради которых Родион расстается с богатствами душевными.

Сцена преступления имеет первостепенное значение для всего романа. Она являет собой низшую точку падения Раскольникова. В предыдущих главах читатель наблюдал, как исступленный студент медленно разрушает моральные основы своей жизни. И в момент убийства любые границы добра и зла стираются. Для него больше нет ни Бога, ни идеала, он опускается на самое дно бездны безнравственности и преступает не только гражданский, но и моральный закон. В этот момент он даже забывает о смысле задуманного, берет только те ценности, которые на виду. Не удивительно, что с их помощью он так ничего и не сделает для блага людей.

Седьмая глава романа рассказывает о том, как Раскольников реализует свой план убийства. Он приходит к процентщице Алене Ивановне и дает ей сверток с “папиросочницей”, которую он якобы хочет заложить. И пока старуха копается с этим свертком, Родион бьет ее топором по голове (острием на себя, героиня погибает от удара задней части топора), и она падает замертво. После этого студент крадет ее кошель, срывает с ее шеи ключ и достает из потайного ящика драгоценности.

Анализ Эпизода Убийство Старухи Процентщицы Преступление И Наказание

Одна из таких идей вселилась в душу петербургского студента Родиона Романовича Раскольникова. Эта теория заключалась в том, что люди делились на тех, кто безропотно подчинялся новому порядку и восставал против него. Человек обладал силой, сравнимой с Божьей, и был вправе вершить судьбы людей, нарушать закон, быть с Богом наравне. Можно жертвовать сотнями, чтобы спасти тысячи…

Где-то часы пробили половину восьмого. Время бежало поразительно быстро. Раскольников шел, как на казнь. На лестнице старухиного дома ему посчастливилось незамеченным пройти мимо маляров, которые работали в квартире на втором этаже, распахнув входную дверь. Он еще сомневался в своем решении, но позвонил к процентщице. Дверь открыли не сразу: подозрительная хозяйка прислушивалась, — но после третьего звонка запор сняли.

Родион не может в себе носить столь тяжелый груз, решаясь рассказать о своем страшном грехе Соне Мармеладовой, занимавшейся «непристойной работой» ради того, чтобы прокормить отца, мачеху и троих её детей. Герой нашел в ней родственную страдающую душу, понимая, что только она сможет его понять. Придя домой к Соне, спустя неделю после убийства, Раскольников поведал детали убийства старухи.

1. Чувства Раскольникова до убийства. С одной стороны может показаться, что Раскольников хладнокровно планирует убийство старухи. Он делает петлю для топора из старой рубашки. Прошивает эту петлю, чтобы было надежнее. Нитки и иголку готовит заранее. Делает подобие «заклада» — вещи, которую он собирается заложить у процентщицы.

Ошибка Раскольникова в том, что человеческая жизнь одинакова ценна, кем бы ни был другой человек – злодеем или святым. Люди не должны решать, кому жить, а кого можно лишить жизни; не они создали этот мир, не им и вершить судьбы. Обстоятельства складываются таким образом, что всё будто бы подталкивает Родиона к убийству старухи: он случайно подслушивает разговор Лизаветы, становится свидетелем беседы людей, осуждающих Алёну Ивановну, встречает пьяную обманутую девушку и ему становится страшно за судьбу своей сестры.

Теперь проанализируем сам эпизод убийства. Каждую секунду Раскольникова охватывало невероятной силы волнение, он не контролировал себя: «Ум его как бы померкал мгновениями, а тела своего он почти и не чувствовал на себе…». Он испытывал противоположные эмоции: то ему было страшно, то он говорил уверенно, даже с раздражением. А как Раскольников убил её?

Главный герой, недовольный собственным социальным и материальным положением юноша, замучил себя вопросом – почему он не имеет право пользоваться нужными ему благами, тогда как это имеют право делать другие, менее достойные на его взгляд. Почему он не имеет право делать то, что хочет? Ведь он достоин, а другие нет. Если сказать коротко, главного героя просто задушила зависть ко всем и ко всему. Зависть — это порождение гордости, гордость порождает внутреннюю неполноценность, так как подобным людям всегда чего-нибудь не хватает.

Рекомендуем прочесть:  Перечень документов для получения социальной стипендии 2023

Так как он возомнил себя вершителем судеб и властителем чужых жизней, он решил убить женщину, которая занималась ростовщичеством и брала немыслимые проценты, кроме того, личностно была ему неприятна. Он решает не просто убить, но и ограбить ее, воспользоваться ее деньгами. Грех убийства влечет за собой грех еще одного убийства и кроме того, наиболее противоестественный грех – убийство беременной женщины.

Одна из таких идей вселилась в душу петербургского студента Родиона Романовича Раскольникова. Эта теория заключалась в том, что люди делились на тех, кто безропотно подчинялся новому порядку и восставал против него. Человек обладал силой, сравнимой с Божьей, и был вправе вершить судьбы людей, нарушать закон, быть с Богом наравне. Можно жертвовать сотнями, чтобы спасти тысячи…

Что же получает Раскольников в итоге? Он хотел – могущество и деньги, а получает – опустошенность, душевные муки совести. И только тогда он понимает, что есть на этом свете то, что дороже денег, власти и могущества, это чистая и спокойная совесть. Он понимает это слишком поздно.

Эпизод начинается с описания комнаты, в которой жила Мармеладова. Ее жилище находилось в доме «на канаве», «трехэтажном, старом и зеленого цвета». Обстановка в комнате была убогой, «походила как будто на сарай»: на окнах не было занавесок, а стены закрывали «обшмыганные и истасканные» обои. Казалось бы, в такой бедной и нищенской обители нет места духовно чистой Соне. Но с первых же реплик девушки, разговаривающей с Раскольниковым, мы убеждаемся в обратном. Об окружающих людях героиня говорит только хорошие слова, с теплом отзывается о «заикающихся» хозяевах, с любовью вспоминает об отце и матери. В каждом ее предложении мы слышим жалость и сострадание к близким людям, хотя, казалось бы, Соне есть из-за чего самой быть обиженной на жизнь.

Анализируемый эпизод является очень важным в романе «Преступление и наказание». Именно в нем теория Раскольникова о «властьимущих» сталкивается с покорностью кроткой Сони перед жизненными обстоятельствами Во время очередной встречи Родиона с девушкой происходит чтение библейской притчи о воскрешении Лазаря. Именно в этой сцене романа мы понимаем, какой по-настоящему сильной является Соня и как несостоятельна теория Раскольникова.

После чтения Родион переходит к «делу»: он предлагает Соне бросить все, «рассудить серьезно и прямо», «сломать что надо, раз навсегда, да и только». Но мы видим, что он колеблется, говорит уже не с той решимостью, которая была в начале. Раскольников раскрывается перед девушкой, он готов признаться ей, пока еще не раскаиваясь в содеянном им преступлении.

Роман Достоевского «Преступление и наказание» — величайшее философско-психологическое произведение. Главного героя романа – Родиона Раскольникова — никак нельзя назвать обычным преступником. Это молодой человек с философским складом ума, анализирующий свои мысли и поступки, всегда готовый прийти на помощь другим.

История Сони – это обычная житейская история, характерная не только для середины XIX века, но и для любого времени. Но что заставило автора романа обратить особое внимание на эту девушку? Прежде всего, совершенная чистота Сони, которую не смогла убить жизнь, которой она живет. Даже её внешний облик свидетельствует о внутреннем величии.
Впервые Раскольников видит Соню, когда приносит домой её отца, которого переехала лошадь. Мармеладова была одета соответственно своему роду занятий (перекупленное через третьи руки цветастое платье, соломенная шляпка с ярким пером). Но потом она постепенно раскрывает свой внутренний мир, и Раскольников поражается тому, насколько несчастна и чиста эта девушка.

Анализ Эпизода Преступление И Наказание Убийство Старухи

Знакомство с Мармеладовым производит на Раскольникова большое впечатление. Особенно его потрясла история Сонечки, которая вынуждена стать проституткой, чтобы спасти себя и свою семью от нищеты. Наутро он получает письмо от своей матери, в котором она пишет о своем приезде к нему с его сестрой Дуней, которая собралась замуж. В женихи ей выискался некто Лужин – человек расчетливый и лживый. Мать Родиона надеется на то, что жених дочери даст средства для восстановления в учебе ее сына. Размышляя о жертвах Сонечки и Дуни, Родион еще более укрепляется в своем желании убить старуху-процентщицу, чтобы избавить этот мир от такого гнусного человека, который наживается на несчастии других людей. Настал день, когда он выполняет задуманное. Однако все пошло не так, как он ожидал. Когда он зарубил топором старуху, в квартиру вернулась ее сестра Лизавета. Чтобы избавиться от свидетеля, Раскольников убивает и ее. Затем он крадет ценные вещи из квартиры убитых и скрывается с места преступления. Украденное он прячет и не решается им воспользоваться. Цепочка обстоятельств, приведших главного героя к мысли о злодеянии, легко прослеживается в романе «Преступление и наказание». Краткое содержание не позволяет передать все подробности данного преступления.

Родион Раскольников – бывший студент, живущий на чердаке одного старого дома. Денег у него нет, хозяйке дома он за все должен. Одет он скверно. В таких лохмотьях постеснялся бы выйти на улицу даже бродяга. В данное время живет тем, что закладывает свои немногочисленные ценные вещи старухе-процентщице. Настал день, когда ему пришлось отнести ей свое последнее сокровище. Родион задумывает убить старуху. По дороге к ней он размышляет о том, как было бы хорошо избавить мир от этой «старой и злой вдовицы». Заложив свои серебрянные часы, бывший студент идет домой, а по пути заходит в трактир, где знакомится с Мармеладовым, спившимся чиновником. Тот рассказывает Родиону о своей горькой жизни, о том, что его жена Катерина Ивановна заставляет его дочь Соню пойти на панель, чтобы справиться с нищетой. С описания условий жизни и наружности главного героя начинается роман «Преступление и наказание». Содержание его кратко приведено в этой статье.

После совершенного убийства Раскольников чувствует себя больным и разбитым. От окружающих его людей не укрылось его лихорадочное состояние. Ему начинает казаться, что все вокруг знают о его страшной тайне. Родион идет к следователю Порфирию Петровичу затем, чтобы якобы узнать судьбу его ценных вещей, заложенных у старухи. На самом деле он надеется отвести подозрение от себя. Опытный следователь быстро догадывается о том, что перед ним сейчас убийца старушек, но доказать ничего не может. Осмысление главным героем своего ужасного поступка красочно передано автором в романе «Преступление и наказание». Краткое содержание не позволяет полностью передать терзания и душевные мучения Родиона Раскольникова.

Бродя по Петербургу, наш герой размышляет о том, правильно ли он сделал, что совершил убийство. В это время на проезжей дороге происходит трагедия – карета переезжает человека, который получает страшные травмы. Ним оказывается Мармеладов. Родион спешит на помощь и отдает свои последние деньги на доктора для спившегося чиновника. Однако это уже не может помочь Мармеладову, и вскоре он умирает. В доме бывшего чиновника он знакомится с его дочерью Сонечкой и женой Катериной Ивановной. Упадок нравственных и семейных ценностей прослеживается в романе «Преступление и наказание», герои которого отвержены обществом. Знакомство главного героя с Соней – это надежда его на светлое будущее, на понимание с ее стороны и примирение его с окружающими людьми.

Родион чувствует себя одиноким среди людей. Его душа жаждет понимания. В надежде на это он сближается с Сонечкой Мармеладовой. Ему кажется, что именно она, преступившая, как и он, закон и поправшая моральные человеческие принципы, способна его понять. Раскольников признается ей в убийстве старушек. Соня уверяет его в том, что ему необходимо сдаться и понести наказание во искупление этого тяжкого греха. Ведь в данном убийстве сознался невиновный человек – маляр Миколка. Однако молодой человек не согласен с нею. Он надеется еще «побороться». Придя к себе домой, он находит там Порфирия Петровича, который пришел, чтобы убедить преступника явиться в полицию с повинной. Прежде чем пойти на это, Родион прощается с родными и Сонечкой. В полиции он делает официальное заявление. Раскольникова отправляют на каторгу в Сибирь. Соня селится рядом с ним. Постепенно убийца убеждается в том, что преступление – великий грех, и его нужно искупить. Родион берет в руки Евангелие.

Ученики признаются, что после таких уроков хочется перечитать текст, а в сущности, прочитать его впервые, уже понимая, о чём идёт речь. Кроме этого, на уроке-беседе исключён столь пугающий ребят момент контроля, никто ни на чём их не ловит, поэтому у них нет никакого психологического зажима.

Поиски правды, обличение несправедливого устройства мира, мечта о «счастье человечества» в этот период сочетались в характере писателя с неверием в насильственную переделку мира. Убежденный, что ни в каком устройстве общества невозможно избегнуть зла, что зло исходит из души человека, Достоевский отвергал революционный путь преобразования общества. Поднимая вопрос лишь о нравственном усовершенствовании каждого человека, писатель обратился к религии.

Этот урок проводился в 10-м классе обычной барнаульской школы, находящейся в социально неблагополучном районе. Здесь нет модных сегодня новых технологий — вы увидите череду вопросов по тексту эпизода и ответов на них. Кому-то такое построение урока — беседа по произведению — покажется излишне традиционным, но для моих детей, среди которых много нечитающих или с трудом разбирающихся в сложных текстах, оно “срабатывает”.

И тем не менее именно в произведениях этого русского писателя можно найти объяснение многих нынешних социальных проблем. В частности, я имею в виду психологическую неустойчивость всей новоевропейской культуры. В основе такой неустойчивости лежит безудержная жажда власти.

Сам же человек за прошедшее столетие нисколько не изменился. Но давайте по-порядку. Попробуем, к примеру, узнать, о чем бы думал, если бы оказался реальным человеком, один из персонажей, которого Достоевский блестяще описал в романе «Преступление и наказание». Речь, конечно же, идет о Родионе Раскольникове.

Рекомендуем прочесть:  Нужно Ли На Енвд Огформлять Путевые Листы Работникам На Личных Автомобилях

Письменный анализ сцены «Убийство старухи» (Достоевский Ф

1. Чувства Раскольникова до убийства. С одной стороны может показаться, что Раскольников хладнокровно планирует убийство старухи. Он делает петлю для топора из старой рубашки. Прошивает эту петлю, чтобы было надежнее. Нитки и иголку готовит заранее. Делает подобие «заклада» — вещи, которую он собирается заложить у процентщицы.

Завязывает дощечки в белую бумагу и завязывает ленточкой. И все это заготавливает заранее, за месяц до убийства. Но какие мысли бродят в голове героя романа до совершения убийства? До того, как он стал думать о преступлении произошло несколько событий. Это и история Сонечки Мармеладовой. Это и письмо от матери о Дунечке, которая готова продать себя, чтобы помочь семье выбраться из нищеты. Раскольникова гнетет мысль о том, что огромное количество хороших и добрых людей вынуждены страдать за других, быть «униженными и оскорбленными». И вот он начинает думать о мерзкой старухе, от которой идет только зло всем окружающем людям, которая заставляет их еще больше страдать. И в нем возникает мысль: «что одна жизнь старухи может спасти тысячи жизней. Одна смерть – и сто жизней взамен!» Ему кажется и он утверждается во мнении, что зло возможно, если оно может принести добро другим людям. Достоевский гениальный писатель — он еще в 19 веке чувствовал, что будет через полвека, уже в веке 20. Люди как раз и начнут решать эту проблему: может ли зло принести добро. Было сказано в одном романе 30-х годов («Вся королевская рать», Роберт Уоренн) «Ты должен сделать добро из зла потому, что его больше не из чего сделать». Писатель показывает, что ничего из этого не получается и все заканчивается трагедией. И в это же время, уже в реальности, в Германии, пытались создать счастье для своей нации за счет других, тоже из зла попытались сделать добро и пришли к фашизму и уничтожили десятки миллионов людей. Достоевский показывает, что герой соглашается с эти тезисом, убеждает сам себя в своей правоте. Он до последнего момента не был уверен, что он пойдет на преступление. И вот, после месяца раздумий Раскольников идет делать добро из зла. 2. Чувства во время убийства. Достоевский подробно описывает, как произошло саму убийство. У меня возникает чувство, что Раскольников здесь действует как хладнокровный и расчетливый убийца, хотя и находится в сильном волнении. Но он все просчитывает, хладнокровно срезает ключи, находит золото. Потом отмывает топор и руки, осматривает и вытирает одежду от пятен крови. Кажется, он смог совершить преступление и стать выше всяческих нравственный терзаний. Но тут появляется Лизавета и Раскольников убивает ее. Мне кажется, что убийство Лизаветы наиболее сильно показывает порочность мыслей Раскольникова. Ведь ему пришлось убить именно ту, из «униженных и оскорбленных», ради счастья которых он и пошел на убийство. Все его теории сразу же разваливаются — он убил невинную! Убийство Лизаветы нельзя ничем оправдать. Только нелепой случайностью. Но это не случайность, все закономерно. Именно в этой сцене Достоевский и показал что из зла можно сделать только зло. Я думаю, что «наказание» для Раскольникова наступило сразу же его «преступлением» — в момент убийства Лизаветы. Все его теории счастья за счет жизни других оказались ложными и преступными. Дальше он действует как автомат — выжидает, идет домой и ложится спать. 3. Чувства после убийства. После убийства душу Раскольникова раздирают муки совести и страх перед разоблачением. Но не это главное в его терзаниях. Видимо, он не понял и по прежнему считает, что его теория верна. Что можно сделать добро из зла и недостойные люди могут быть убиты. А все так плохо произошло из-за того, что он не смог, “не переступил, на этой стороне остался”» оказался «тварью дрожащей». «Чем, чем, — думал он, — моя мысль была глупее других мыслей и теорий, роящихся и сталкивающихся одна с другой на свете, с тех пор как этот свет стоит? Стоит только посмотреть на дело совершенно независимым, широким и избавленным от обыденных влияний взглядом, и тогда, конечно, моя мысль окажется вовсе не так. странною.» Он так и не понял своего преступности своего поступка. И уже только в конце он приходит к мысли, что его преступление было бессмысленным злом, которое может породить только зло. Только появление Сони Мармеладовой рядом с ним в тюрьме и мысли о религии дали ему надежду на духовное возрождение.

Первые — абсолютное большинство — материал, «служащий единственно для зарождения себе подобных», люди, живущие в послушании. Вторые — «собственно люди» — те, кто имеет дар или талант сказать «новое слово». Все они в большей или в меньшей мере преступники. Действительно, в науке, искусстве, политике каждый незаурядный человек переступает через сложившиеся нормы. Именно за этими людьми будущее, они «двигают мир и ведут к цели». Раскольников считает, что во имя своей идеи, во имя лучшего они имеют моральное право на преступление, на кровь, на убийства. Естественно, что герой вынужден сам задуматься над вопросом: а кто я? «Тварь я дрожащая или право имею?» Жизнь поставила Раскольникова перед необходимостью твердо сказать «да» или отречься от своей преступной идеи. Здесь и письмо матери, и страшные уличные сцены, и рассказ о Соне.

Противопоставлением характеров Мармеладовых и Лужина, Раскольникова и Разумихина, Свидригайлова и Дунечки Раскольниковой автор подчеркнул контрасты современной ему действительности с ее социальным неравенством, угнетением одних и богатством и вседозволенностью других.

Раскольникову не удается изгнать непрошеного гостя. Тот желает выговориться. В юности Свидригайлов был шулером, кутил, делал долги, за которые его посадили в тюрьму. Марфа Петровна выкупила его за «тридцать тысяч сребреников». В течение семи лет они жили в деревне, никуда не выезжая. На именины жена подарила ему документ об этих тридцати тысячах, выписанный на чужое имя, а также значительную сумму денег.
Свидригайлов считает себя невиновным в смерти жены, но признается, что уже три раза видел привидение, на что Раскольников предлагает ему сходить к доктору. Свидригайлов считает, что «привидения — это, так сказать, клочки, отрывки других миров, их начало. «. Кроме того, Свидригайлов оправдывается в своем поведении в отношении Дуни, пытается доказать, что он не преследовал невинную девушку, так как способен на глубокие чувства. Он предлагает свое содействие в расстройстве свадьбы Дуни с Лужиным, готов дать Авдотье Романовне десять тысяч рублей, которые ему не нужны. Просит Расколь-никова, чтобы он устроил ему встречу с сестрой. После этого уходит и сталкивается в дверях с Разумихиным.

Достоевский, писатель-гуманист, показал, какой трагедией оборачивается новое социальное переустройство общества для простого человека. Стремление жить честно приводит к краху Мармеладовых. Чтобы хоть как-то прокормить свою семью, Соня вынуждена принести себя в жертву. Аналогична и судьба любимой сестры Раскольникова Дуни. Ради будущего своего брата она готова выйти замуж за бездушного дельца Лужина. Маленький человек оказывается незащищенным от бесчеловечных законов общества.
Достоевский справедливо утверждал, что вернуться в этот мир, снова стать полноправным членом общества можно, лишь воспротивившись человеконенавистническим идеям, очистившись страданием. Вдумчиво читая роман, невольно осознаешь, как глубоко автор проник в души и сердца своих героев, как постиг человеческий характер, с какой гениальностью поведал о нравственных потрясениях главного героя.

За Словом идет Дело — убийство старухи. Кроме ростовщицы, убитой «по плану», Раскольников убивает — «случайно» — Лизавету. «Случайно» его вину берет на себя Миколка — еще одна едва не загубленная жизнь. «Случайно» из-за преступления сына сходит с ума и умирает мать героя. Раскольников — матереубийца. Невольный? Конечно. По чувству — невольный. А по «теории двух разрядов»? И не ведала мать, что, читая статьи Роди, приговор она себе читала смертный.

Анализ эпизодов из преступление и наказание

Именно ее можно считать формальной развязкой всего произведения – здесь Раскольников признается в убийстве «официальным лицам». Однако этот момент лишь малая часть главы, значение которой намного важнее как для развития образа главного героя, так и для всего романа в целом. Огромную роль в данном эпизоде играет Сонечка Мармеладова.

Нельзя отрицать и то, что девушка его привлекала, а, следовательно, главный герой надеялся именно от нее получить поддержку и понимание. По мнению Раскольникова, Соня Мармеладова тоже нарушила нравственные законы, но ему было еще неизвестно и непонятно, почему она так поступила. Конечно, где же ему, строящему свою жизнь по какой-то глупой теории, понять любовь ко всему живому миру и оценить жертву, на которую пошла бедная девушка, испытывающая эту любовь.

Раскольников приходит к Соне как к равной, способной (по его мнению) вершить судьбы и властвовать так же, как и он. Но что он видит? Место, где живет Соня, не показывает на умение этой девушки управлять даже своей судьбой. Однако, именно это серое место так похоже на темную сторону его души.

Смерть Мармеладова, «отставного титулярного советника», описывается в седьмой главе второй части романа «Преступление и наказание». Главные участники эпизода – сам Мармеладов, его жена Катерина Ивановна, дети, Родион Раскольников. Кроме того, здесь учавствует немало и второстепенных персонажей, таких, как доктор, священник, полицейские и прочих, чья роль состоит в том, чтобы более полно передать обстановку, в которой человек провел свои последние минуты.

Несколько раз он порывается уйти из участка, но постоянно какие-то мелочи задерживают его. Он встречает следователя Пороха, который не догадывается о причинах его прихода и разговаривает с ним о всяких мелочах. Раскольников отвечает отрывисто и с неохотой, его мысли заняты совершенно другими заботами.

Adblock
detector