Где Прописано Что Постановление Об Отказе О Не Достижении Возраста Уголовной Ответственности Нужно Направлять В Комиссию По Делам Несовершеннолетних

направление запросов в федеральные государственные органы, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, территориальные (муниципальные) комиссии о представлении необходимых для рассмотрения на заседании комиссии материалов (информации) по вопросам, отнесенным к ее компетенции;

принимают на основании информации органов и учреждений системы профилактики о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, меры к устранению выявленных нарушений и недостатков, обеспечивают конфиденциальность указанной информации при ее хранении и использовании;

Муниципальное образование Глазовский район

К примеру, тринадцатилетний несовершеннолетний совершил кражу. Уголовная ответственность за данное преступление предусмотрена статьей 158 Уголовного кодекса Российской Федерации. Сотрудниками полиции установлены достаточные данные, указывающие на наличие признаков данного преступления. Однако, в соответствии с вышеизложенными нормами закона, данный несовершеннолетний не может быть привлечен к уголовной ответственности, так как не достиг возраста ее (ответственности) наступления. В связи с чем, принимается решение об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием в действиях данного несовершеннолетнего состава преступления, предусмотренного статьей 158 Уголовного кодекса Российской Федерации.

За истекший период 2023 года органами предварительного расследования по указанным основаниям принято свыше 20 решений об отказе в возбуждении уголовного дела. Этот показатель незначителен, учитывая, что всего принято свыше 2000 решений об отказе в возбуждении уголовного дела по различным основаниям.

Уголовный процесс

Суд рассматривает ходатайство и дело в порядке, предусмотренном ч. 4, 5, 7, 8 и 10 ст. 108 УПК, за исключением правил, устанавливающих процессуальные сроки. При этом он вправе прекратить дело и применить к несовершеннолетнему обвиняемому принудительные меры воспитательного воздействия. Причем суд в постановлении о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия вправе возложить на специализированное учреждение для несовершеннолетних контроль за исполнением требований, предусмотренных принудительной мерой воспитательного воздействия.

В ч, 2 ст. 432 УПК, кроме того, предусмотрено право суда на помещение несовершеннолетнего подсудимого в специализированное учреждение для несовершеннолетних на срок до наступления совершеннолетия, но не более трех лет (это правило относится только к случаям совершения преступлений средней тяжести). Срок пребывания несовершеннолетнего осужденного в специализированном учреждении для несовершеннолетних может быть: прекращен (при достижении им совершеннолетия и если отпала необходимость в дальнейшем применении этой нормы); продлен (для завершения им общеобразовательной или профессиональной подготовки).

Где Прописано Что Постановление Об Отказе О Не Достижении Возраста Уголовной Ответственности Нужно Направлять В Комиссию По Делам Несовершеннолетних

Более детально порядок направления документов в комиссию определяет п. 91.1 Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел РФ, утв. Приказом МВД от 15 октября 2013 г. N 845. Он предписывает сотрудникам ПДН ОВД, осуществляющим производство по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в СУВУЗТ, направлять в КДН копию постановления о прекращении уголовного дела или материалы об отказе в его возбуждении в отношении несовершеннолетних в возрасте от 11 до 18 лет, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода, для рассмотрения возможности применения к данным несовершеннолетним мер воспитательного воздействия или ходатайства перед судом об их помещении в СУВУЗТ.
Субъектами принятия процессуального решения о прекращении уголовного дела и об отказе в возбуждении уголовного дела выступают следователь, дознаватель, орган дознания, руководитель следственного органа. В случаях, предусмотренных ст. ст. 25 и 25.1 УПК, прекращение уголовного преследования осуществляется судом.
Указанные субъекты уголовно-процессуальной деятельности или прокурор обязаны незамедлительно передать оригиналы или копии материалов прекращенного уголовного дела или материалов об отказе в его возбуждении в КДН.
Однако нормативно период времени такой незамедлительной передачи не установлен, что вызывает неоднозначность его толкования правоприменителем. Поэтому полагаем, что передача прекращенного уголовного дела или материалов об отказе в его возбуждении должна происходить не позже дня, следующего за днем вынесения постановления о прекращении уголовного дела или постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
Целью передачи материалов о прекращении уголовного преследования служит необходимость рассмотрения КДН вопроса о возможности применения к несовершеннолетним, не подлежащим уголовной ответственности, мер воспитательного воздействия или возбуждения перед судом ходатайства о помещении этих несовершеннолетних в СУВУЗТ в соответствии с ФЗ «Об образовании», для чего законодателем устанавливается 10-дневный срок, исчисляемый со дня получения материалов, указанных в абз. 1 п. 1 комментируемой статьи.
В то же время следует признать, что прежде всего такой целью является не решение вышеуказанных вопросов, а предупреждение совершения несовершеннолетними новых преступлений.
Рассматривая поступившие материалы, КДН может принять одно из следующих решений:
1) отказать в применении мер воспитательного воздействия к несовершеннолетнему и в заявлении ходатайства перед судом о помещении ребенка в СУВУЗТ.
Такое решение может быть принято, если установлено, что преступление несовершеннолетний совершил в силу случайного стечения обстоятельств, что он раскаивается в содеянном, исправился, законные представители ребенка надлежаще осуществляют свои функции по воспитанию и содержанию ребенка;
2) принять решение о необходимости помещения несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, в СУВУЗТ;
3) отказать в применении помещения несовершеннолетнего в СУВУЗТ и применить меры воспитательного воздействия к нему.
В случае принятия комиссией решения ходатайствовать перед судом о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в СУВУЗТ соответствующее постановление комиссии и представленные материалы незамедлительно направляются в орган внутренних дел и прокурору.
В своих постановлениях о ходатайстве перед судом о направлении в спецшколу закрытого типа комиссии часто указывают срок содержания подростков, что не входит в их функции.
Пример: КДН района Теплый Стан рассматривала вопрос о помещении в СУВУЗТ несовершеннолетнего Р. Как отмечено в постановлении, в комиссию поступило заявление от его матери с просьбой об этом. Комиссия постановила ходатайствовать перед судом о направлении Р. в СУВУЗТ сроком на 2 года, что является нарушением п. 1 ст. 26 комментируемого Закона, устанавливающего, что материалы в комиссию передаются лишь органом внутренних дел или прокурором (см. постановление КДН района Теплый Стан г. Москвы от 4 апреля 2006 г.) .
———————————
См.: Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2006 году: приложение к Постановлению Московской городской Думы от 18 апреля 2007 г. N 62.

Рекомендуем прочесть:  Окоф ноутбукв сборе в 2023 году

3. Пункт 2 комментируемой статьи наделяет органы внутренних дел и (или) органы прокуратуры правом направлять запросы о предоставлении документов, необходимых для рассмотрения судом вопроса о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в СУВУЗТ. Однако п. 2 комментируемой статьи не устанавливает перечень таких документов, а лишь указывает, что эти документы являются необходимыми.
Полагаем, что к таким «необходимым» документам следует относить не только те, которые перечислены в п. 1 ст. 27 комментируемого Закона, но и иные документы, которые по усмотрению сотрудников органов внутренних дел и органов прокуратуры необходимы для подготовки материалов в целях их рассмотрения судом для принятия решения о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в СУВУЗТ.
Например, к таким документам могут быть отнесены также документ об установлении опеки над несовершеннолетним, справка о состоянии здоровья законного представителя.
Кроме того, в п. 2 комментируемой статьи не детализированы «соответствующие» органы и учреждения, обязанные по запросам органов внутренних дел и (или) органов прокуратуры предоставлять необходимые документы.
Безусловно, к ним в первую очередь относятся образовательные организации, медицинские учреждения, органы опеки и попечительства, в распоряжении и (или) в ведении которых имеются документы, необходимые для решения вопроса о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в СУВУЗТ.
Вместе с тем указанный перечень организаций не является исчерпывающим. Так, к примеру, документы о назначении пенсии могут быть истребованы от регионального управления ПФР.
Для получения вышеуказанных документов от органов и учреждений органы внутренних дел и органы прокуратуры направляют запросы.
Так, согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции» полиция имеет право запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации.
Также ст. 6 ФЗ «О прокуратуре» предусматривает безусловное исполнение в установленный срок требований прокурора, вытекающих из его полномочий, перечисленных в ст. ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Закона. Статистическая и иная информация, документы (в том числе электронные документы, подписанные электронной подписью в соответствии с законодательством), справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение 5 рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов — в течение 2 рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки.
Срок исполнения запросов органов внутренних дел и (или) органов прокуратуры в соответствии с п. 2 комментируемой статьи составляет 10 суток, которые исчисляются с момента получения органами и учреждениями запросов.
Моментом начала исчисления данного срока выступает дата регистрации запроса в общем отделе (канцелярии) соответствующего органа или учреждения либо лицом, на которое возложены обязанности по ведению делопроизводства в органе или учреждении. Срок исполнения запросов органов внутренних дел и (или) органов прокуратуры включает в себя не только рабочие дни, но и выходные дни.
4. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает процедуру назначения медицинского, в том числе психиатрического, освидетельствования несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, для решения вопроса о возможности помещения их в СУВУЗТ, гарантируя соблюдение их прав и законных интересов.
Медицинское освидетельствование — это медицинская процедура, проводимая с целью установления у несовершеннолетнего наличия или отсутствия заболевания, препятствующего его содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа.
Порядок проведения медицинского освидетельствования определен Правилами медицинского освидетельствования несовершеннолетнего на наличие или отсутствие у него заболевания, препятствующего его содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 г. N 259. Согласно п. 7 данных Правил медицинское освидетельствование проводится в течение 15 рабочих дней со дня получения руководителем медицинской организации Постановления.
Приказом Минздравсоцразвития от 5 мая 2012 г. N 482н утвержден Перечень мероприятий, проводимых при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего на наличие или отсутствие у него заболеваний, препятствующих его содержанию и обучению в СУВУЗТ органа управления образованием, и перечень участвующих в проведении указанного медицинского освидетельствования врачей-специалистов.
Данные вопросы могут более детально регламентироваться на региональном уровне. К примеру, постановлением областной межведомственной КДН Ростовской области от 13 апреля 2023 г. N 2.3-П/8 утверждены Методические рекомендации по подготовке материалов о помещении несовершеннолетних в СУВУЗТ органов управления образованием. В них разъясняется, что в проведении медицинского освидетельствования несовершеннолетних принимают участие следующие врачи: педиатр, детский хирург, детский эндокринолог, невролог, травматолог-ортопед, офтальмолог, оториноларинголог, акушер-гинеколог, детский уролог-андролог, подростковый психиатр, психиатр-нарколог, фтизиатр, дерматовенеролог.
Любая форма активного туберкулеза, болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), слепота, нарушение вестибулярной функции, гормонозависимая астма, последствия травм, отравлений и других воздействий внешних причин, требующие индивидуального ухода за больным, являются заболеваниями, препятствующими содержанию и обучению несовершеннолетних в СУВУЗТ, поскольку они включены в Перечень заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в СУВУЗТ органов управления образованием, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 518.
Поскольку согласно п. 3 комментируемой статьи проводится в том числе и психиатрическое освидетельствование (освидетельствование, проводимое на предмет установления психических расстройств и расстройств поведения), то устанавливается также наличие или отсутствие таких заболеваний, как, например, шизофрения, психические расстройства, аффективные расстройства, невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства, расстройства психологического развития, умственная отсталость.
Основаниями для проведения медицинского, в том числе психиатрического, освидетельствования являются следующие юридические документы:
1) постановление начальника органа внутренних дел или прокурора. Данное постановление будет легитимным для проведения такого освидетельствования, если на его осуществление дал согласие сам несовершеннолетний либо его родители или иные законные представители в случае, если несовершеннолетний не достиг возраста 15 лет. При этом подп. 1 п. 3 комментируемой статьи не устанавливает форму такого согласия. Полагаем, что в целях подтверждения наличия такого согласия оно должно быть дано в письменной форме.
В приложении N 28 Инструкции, утв. Приказом МВД от 15 октября 2013 г. N 845, приведен бланк постановления начальника органа внутренних дел о направлении на медицинское освидетельствование несовершеннолетнего;
2) постановление судьи является основанием для проведения медицинского, в том числе психиатрического, освидетельствования при условии, что несовершеннолетний, достигший возраста 15 лет, и (или) его родители или иные законные представители не дали согласия на проведение вышеуказанного медицинского освидетельствования.
В то же время Правилами, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 г. N 259, предусмотрено, что медицинское освидетельствование проводится в ходе предварительного расследования на основании постановления следователя или дознавателя, в производстве которого находится уголовное дело. Считаем, что в этой части необходимо рассмотрение вопроса о внесении необходимых изменений в данные Правила.
5. Пункт 3.1 комментируемой статьи содержит процедурные нормы, конкретизирующие алгоритм получения разрешения на проведение медицинского, в том числе психиатрического, освидетельствования в случае, если несовершеннолетний, не подлежащий уголовной ответственности, и (или) его родители или иные законные представители не дали согласия на такое освидетельствование.
В этом случае начальник органа внутренних дел или прокурор обращается в суд с заявлением о проведении вышеуказанного освидетельствования. Требование к такому заявлению п. 3.1 комментируемой статьи не устанавливает. Исходя из положений п. 3 комментируемой статьи, можно определить, что такое заявление подается в письменной форме с указанием того, что несовершеннолетний нуждается в помещении в СУВУЗТ, для чего необходимо:
— установить состояние здоровья несовершеннолетнего и возможность его помещения в СУВУЗТ, подтверждающее отсутствие у него заболеваний, включенных в перечень заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в СУВУЗТ;
— дать рекомендации по оказанию ему психолого-медико-педагогической помощи и определению форм его дальнейшего обучения и воспитания.
К такому заявлению должны быть приложены прекращенное уголовное дело в отношении такого несовершеннолетнего или материалы об отказе в его возбуждении, а также постановление КДН, в котором содержится ходатайство о направлении указанного несовершеннолетнего в такое специальное учреждение.
Кроме того, к заявлению в обязательном порядке должно быть приложено постановление начальника органа внутренних дел или прокурора о проведении медицинского освидетельствования, в том числе психиатрического, а также материалы, которые подтверждают тот факт, что несовершеннолетний, не подлежащий уголовной ответственности, достигший возраста 15 лет, и (или) его родители или иные законные представители отказались от проведения такого медицинского освидетельствования.
В то же время п. 3.1 комментируемой статьи не определяет содержание указанных материалов. Полагаем, что к ним можно отнести:
— письменно оформленный отказ несовершеннолетнего и (или) его родителей или иных законных представителей от проведения в отношении несовершеннолетнего медицинского освидетельствования;
— либо постановление начальника органа внутренних дел или прокурора о проведении медицинского освидетельствования, в том числе психиатрического, со свидетельской надписью несовершеннолетнего и (или) его родителей или иных законных представителей, подтверждающей факт такого отказа.
Такое заявление подается в суд по месту жительства несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности. В качестве места жительства несовершеннолетнего признается место, где он постоянно или преимущественно проживает (жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых он зарегистрирован по месту жительства).
6. Пункт 3.2 комментируемой статьи определяет срок и порядок рассмотрения судом заявления начальника органа внутренних дел или прокурора о проведении медицинского освидетельствования несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, которое подается в случаях, предусмотренных п. 3.1 комментируемой статьи.
Срок рассмотрения такого заявления составляет 3 суток, которые исчисляются с момента подачи указанного заявления, то есть с момента регистрации данного заявления в канцелярии суда.
В течение указанного срока заявление начальника органа внутренних дел или прокурора о проведении медицинского освидетельствования несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, рассматривается судьей единолично, то есть судом в составе одного судьи.
По результатам рассмотрения данного заявления при отсутствии согласия несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности и достигшего возраста 15 лет, и (или) согласия его родителей (иных законных представителей) суд выносит одно из следующих постановлений:
— о проведении медицинского освидетельствования несовершеннолетнего;
— отказе в удовлетворении заявления начальника органа внутренних дел или прокурора о проведении медицинского освидетельствования несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности.
В постановлении суда должно быть указано обоснование принятия одного из таких решений.
7. Пункт 4 комментируемой статьи определяет порядок действий врачебной комиссии медицинской организации государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения, определенной органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения, в случае, если ею будет выявлено, что у несовершеннолетнего имеются заболевания (одно из заболеваний), которые указаны в Перечне, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 518.
Наличие таких заболеваний не позволяет поместить несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, в СУВУЗТ в целях его содержания и обучения, поскольку, с одной стороны, необходимо лечение самого несовершеннолетнего, а с другой стороны, недопустимо нарушение прав и законных интересов тех несовершеннолетних, которые уже содержатся в СУВУЗТ.
В этом случае все имеющиеся материалы в отношении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в обязательном порядке передаются в КДН.
Пункт 4 комментируемой статьи не определяет субъекта, который должен передавать такие материалы, но из п. 3 комментируемой статьи следует, что это могут быть начальник органа внутренних дел, прокурор и суд.
Эти материалы должны передаваться в КДН для решения вопроса о применении в отношении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, мер воспитательного воздействия.
Кроме того, п. 4 комментируемой статьи не устанавливает срок, в течение которого должны передаваться материалы о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в СУВУЗТ в КДН.
8. В п. 4.1 комментируемой статьи определен механизм подготовки рекомендаций по оказанию несовершеннолетнему, в отношении которого рассматривается вопрос о помещении в СУВУЗТ, психолого-медико-педагогической помощи и определению форм его дальнейшего обучения и воспитания.
Для этого формируется психолого-медико-педагогическая комиссия, которая проводит комплексное обследование несовершеннолетнего.
Комплексное обследование несовершеннолетнего — процедура диагностики развития несовершеннолетнего на предмет выявления наличия у него различных видов отклонений, заболеваний и определения специальных образовательных потребностей и социальных условий, в которых необходимо обучать и воспитывать ребенка.
Процессуальным основанием комплексного обследования несовершеннолетнего выступает постановление начальника органа внутренних дел или прокурора.
В каждом субъекте РФ создана сеть постоянных межведомственных психолого-медико-педагогических комиссий. Комплексное обследование несовершеннолетнего включает медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое обследование .
———————————
Подробнее см.: Психолого-медико-педагогическая консультация / под ред. Л.М. Шипицыной. СПб.: Детство-пресс, 2010.

Рекомендуем прочесть:  Что положено при рождении 3 ребенка в 2023 году в ростове-на-дону

Где Прописано Что Постановление Об Отказе О Не Достижении Возраста Уголовной Ответственности Нужно Направлять В Комиссию По Делам Несовершеннолетних

а) полное наименование комиссии, ее местонахождение, место приема заявления о выдаче решения (далее — заявление) (с указанием почтового адреса, схемы проезда общественным транспортом, конкретного места (помещения) подачи заявлений), время приема заявлений, номера телефонов для получения информации по вопросам принятия комиссией решения;

в) справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданная в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

По мнению заявителя, оспариваемые нормы противоречат статьям 21 (часть 1), 23 (часть 1), 46 (части 1 и 2) и 49 Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют отказывать в возбуждении уголовного дела в связи с недостижением лицом, предполагаемо совершившим преступление, возраста уголовной ответственности без согласия его близких родственников и (или) законных представителей.

Определение Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2023 г. № 1005-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гунцева Александра Николаевича на нарушение конституционных прав его несовершеннолетнего сына пунктом 2 части первой статьи 24 и частью третьей статьи 27 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации”

Adblock
detector