История правового регулирования труда в россии

История развития трудового права в России

Приблизительно с XIII века найм труда приобретает черты определенного договорного типа. Характерным способом заключения договора найма работника в этот период является акт коммендации, заключавшийся в том, что в торжественной обстановке лицо, нанимающееся на работу и поэтому поступавшееся своей независимостью, вкладывало свои руки в руки господина, который в виде возмездия передавал ему какую-либо реальную или символическую вещь. Такой обряд означал переход обязанности по защите нанявшегося работника к господину. Акт коммендации свидетельствовал о неограниченной власти господина не только над результатами труда, но и над личностью нанявшегося работника. В России на первом этапе регулирования труда поступление в услужение было равносильно отречению от свободного состояния, и сама мысль о совмещении найма рабочей силы с личной свободой работника прививалась лишь постепенно. По Русской Правде наем в услужение только тогда не вел к холопству для нанимающегося, когда об этом оговаривалось в договоре. Такие оговорки встречались на практике очень редко. Однако если такая оговорка и была сделана, но работник состоял под хозяйской властью более шести месяцев, это рассматривалось как молчаливое согласие работника на закабаление хозяину до его смерти. Таким образом, Русская Правда знала два вида холопства: кабальное и полное. При кабальном холопстве нанявшийся был обязан отработать выданные ему вперед денежные средства. Если работник в течение шести месяцев отрабатывал кабалу, он выходил из состояния холопства. В противном случае он поступал в холопство до смерти хозяина. Полное холопство вообще исключало возможность выхода из этого состояния.

Во-вторых, трудовое право России формируется при широком участии трудовых коллективов и профсоюзов. Именно в трудовом праве, единственном в общей системе права страны, большое значение имеет локальное нормотворчество. Локальные нормы права призваны обеспечить набольшую эффективность трудового законодательства в конкретных условиях производства.

Главным нормативным актом, регулирующим трудовые отношения в дореволюционной России, стал Закон от 3 июня 1886 года «О найме рабочих и правилах надзора за фабричными заведениями». Данный Закон сохранил свою актуальность и в настоящее время. Им установлено правило, согласно которому «хозяин с нанявшимися должен обходиться справедливо и кротко, требовать от них токмо работы, условленной по договору или той, для которой наем учинен, платить им точно и содержать исправно» Закон «О найме рабочих и правилах надзора за фабричными заведениями» от 3.06.1886. Наем рабочих производился: а) на определенный срок; б) на неопределенный срок; в) на время исполнения какой-либо работы, с окончанием которой прекращался сам наем Ст. 9 Закон «О найме рабочих и правилах надзора за фабричными заведениями» от 3.06.1886. Договор найма заключался путем выдачи работнику расчетной книжки, в которой отражались основные условия найма рабочей силы. С момента поступления на работу работнику запрещалось без ведома хозяина брать другую работу. Хозяин разрабатывал правила внутреннего трудового распорядка организации, которые утверждались фабричной инспекцией труда и выставлялись во всех мастерских Ст. 18 Закон «О найме…» от 3.06.1886. Утвержденные таким образом правила становились обязательными для исполнения. Закон резко ограничивал основания прекращения трудовых отношений. К их числу отнесены дерзость, дурное поведение и болезнь работника. При найме на определенный срок каждая из договаривающихся сторон могла отказаться от договора, предупредив другую сторону о своем намерении за две недели Ст. 10 Закона «О найме…» от 3.06.1886. Стачка, подстрекание к ней, а равно самовольный отказ от работы запрещались под страхом тюремного ареста. Работник, не получивший в течение месяца заработную плату, имел право требовать в судебном порядке расторжения заключенного с ним договора Ст. 13 Закона «О найме…» от 3.06.1886. Если при рассмотрении жалобы работника суд устанавливал, что действительно имела место задержка заработной платы, то работнику присуждалось дополнительное вознаграждение в размере его двухмесячного заработка. Введение в действие Закона от 3 июня 1886 года означало возникновение новой отрасли права — трудового права. С принятием названного Закона у трудового права появились самостоятельный предмет и метод правового регулирования. Предметом новой отрасли стали отношения по найму рабочей силы и использованию ее в процессе труда. Метод трудового права заключался в том, что условия трудовой деятельности определялись путем заключения индивидуального договора найма с выдачей расчетной книжки и утверждения правил внутреннего трудового распорядка. Таким образом, и в трудовом праве России главенствующим в этот период являлся договорный способ определения условий труда, вмешательство государства в регулирование труда сводилось к минимуму.

Начало отделения личного найма на работу от найма имущественного и обособление первого в самостоятельный договорный тип было положено в Римском праве. И обычное последствие найма труда — подчинение работника хозяйской власти нанимателя — составляло в Риме чисто бытовое явление, не относившееся к области гражданского права. Данное последствие вообще не было урегулировано нормами права. Такой вид найма существовал в силу того, что не был запрещен государством. Государство не вмешивалось в отношения между нанимателем и нанявшимся. Поэтому власть хозяина над нанявшимся носила неограниченный характер.

Во-первых, трудовое право России должно отражать федеративный характер государства, действующего в условиях разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти России и органами власти входящих в ее состав республик.

Развитие трудового права в России

Не касаясь истории развития трудового законодательства Российской Федерации, отметим, что Трудовой кодекс РФ, принятый 30 декабря 2001 г. и с 1 февраля 2002 г. начавший действовать, — это четвертый кодекс о груде в период с 1917 г. До этого в нашей стране были приняты кодексы законов о труде (КЗоТ) в 1918 г., 1922 и 1972 гг. Кроме этого, в СССР в 1970 г. был принят другой кодифицированный нормативный акт — Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде.

Один из последних значимых законодательных актов — Федеральный закон от 07.02.2011 г. № З-ФЗ «О полиции», в ч. 2 ст. 34, говорит: «Действие трудового законодательства Российской Федерации распространяется на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел».

Углубление дифференциации правового регулирования труда. Это не только создание специальных норм-льгот, но и норм — приспособлений и изъятий. С целью оптимального разграничения правового регулирования труда различных категорий работников. Трудовой кодекс РФ предусмотрел целый ряд новых глав, регулирующих особенности отдельных видов трудовых отношений.

Труд государственных гражданских служащих регулируется Трудовым кодексом с учетом особенностей, предусмотренных специальными законодательными актами, например Федеральным законом от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Усиление правовой защищенности работников находит отражение в усилении роли договорного регулирования в этой области на различных уровнях, в установлении в централизованном порядке гарантий защищенности работников, которые не могут быть уменьшены при заключении договоров и соглашений, но могут быть увеличены. Возможность применения мер самозащиты — отказаться от работы в случае задержки зарплаты сроком более 15 дней (ст. 142 ТК РФ). Улучшение социальной защищенности работников в части применения законов об обязательном социальном страховании трудящихся.

История правового регулирования охраны труда в России»

Начиная с 1918 г., Советская власть стала брать под свой контроль вопросы охраны труда и социальной защиты трудящихся. Для этого в мае 1918 г. был принят новый декрет «Об учреждении инспекций труда», по которому впервые в советской стране была создана инспекция труда со своими задачами и правами

Несмотря на принятое в России законодательство, тяжелый и изнурительный труд, высокий производственный травматизм заставляли рабочих и крестьян бороться за свои права. Это особенно проявилось при создании и становлении социал-демократического движения в России. Уже на II съезде РСДРП (Российская социал-демократическая рабочая партия), состоявшемся в 1903 г., была принята первая Программа партии, которая гласила: «… В интересах охраны рабочего класса от физического и нравственного вырождения, а также и в интересах развития его способности к освободительной борьбе партия требует: ограничения рабочего дня восемью часами в сутки для всех наемных рабочих; установление законом еженедельного отдыха, непрерывно продолжающегося не менее 42 часов для наемных рабочих обоего пола во всех отраслях народного хозяйства; полного запрещения сверхурочных работ; воспрещения ночного труда (от 9 часов вечера до 6 часов утра); воспрещения предпринимателям пользоваться трудом детей в школьном возрасте (до 16 лет) и ограничения рабочего времени подростков (16-18 лет) шестью часами. …».

Фабричное законодательство Российской империи, включавшее себя нормы по охране возникло в конце XIX столетия из-за того, что нормы гражданского права оказались не в состоянии обеспечить подлинную защиту интересов наемного работника. Фабричное законодательство — система законодательных актов конца XIX — начала XX вв., регулировавших трудовые отношения в промышленности. Оно представляет собой симбиоз норм публично-правового и частноправового характера. Надзор за соблюдением фабричного законодательства – это, несомненно, административно-правовое начало фабричного законодательства. Тогда как договор найма труда своими корнями уходит в гражданско-правовой институт возмездного оказания услуг.

Преобразования Петра I, сделавшие в 1721 году Россию Российской Империей, привели к тому, что в этот период стали создаваться новые районы промышленного производства (Урал и др.). Параллельно с этим в России создавались мануфактуры в легкой промышленности. Для мануфактуры было характерно то, что в отличие от мелкотоварного производства, в ней происходило разделение ручного труда. Работниками на мануфактурах в период правления Петра I обычно становились крепостные крестьяне, которые «приписывались» к заводам и вынуждены были часть года работать на них. Правительство усиленно закрепляло к мануфактурам также «гулящих» людей, «татей». Все это привело к тому, что в петровскую эпоху произошли грандиозные сдвиги в экономике Российского государства.

С целью обеспечения законодательной поддержки в области охраны труда в декабре 1918 г. в России принимается первый «Кодекс законов о труде (КЗоТ) РСФСР», который практически не содержал положений, касающихся охраны труда, за исключением некоторых: запрета приема на работу несовершеннолетних (до 16 лет), лиц, не достигших 18 лет, запрета работы женщин в ночное время, в особо тяжелых и опасных для здоровья отраслях и т.п. Естественно, что принятый в короткие сроки КЗоТ имел существенные недостатки, которые потребовали его переработки уже в ближайшее время.

3. Трудовое право, как социально значимая отрасль права, прошло длительный процесс развития, обслуживая экономические и политические потребности нашей страны, формируя человеческое сознание от обязанности трудиться к свободе труда, помогая создавать фундамент для формирования бюджета и пенсионных накоплений, решая вопросы, прямо влияющие на стабильность государства и доверия власти. В целом следует выделить следующие этапы развития трудового права в России: досоветский, характеризующийся зарождением трудового права и формированием его отдельных институтов; советский, который следует назвать как этап становления кодифицированного трудового законодательства и эволюции институтов трудового права; третий этап постсоветский (период перестройки и современного состояния формирования рыночной экономики), на котором вместе с преемственностью сложившихся подходов к регулированию трудовых отношений, широко используются ратифицированные международные правовые акты и опыт зарубежных стран.

В стране шло форсированное развитие промышленности. В 1932-33 гг. в стране возник голод, вызванный резким переходом к промышленному развитию и коллективизацией в сельском хозяйстве, подорвавшей индивидуальные крестьянские хозяйства. Наблюдалось переселение народов из центральных регионов России на Кубань.

Рекомендуем прочесть:  Субсидии на ипотеку 2023

4.В настоящее время исследования в области трудовых отношений необходимы в силу возросшей значимости регулирования процесса труда. Трудовое право – социально значимая отрасль права. Стабильность власти напрямую зависит от стабильности трудовых норм и уровня контроля за их соблюдением. Любой перекос в трудовой политике может привести к социальному взрыву, особенно в экономически нестабильном обществе.

Обращение к истории становления и развития трудового права в настоящее время вызвано рядом факторов: во-первых, перестройка, происходившая в России, внесла серьезные коррективы в экономику, социальные устои, политическую ситуацию в стране, что прямо сказалось на содержании трудового законодательства; во-вторых, в настоящее время усилилось влияние международного законодательства на внутригосударственное законодательство, наблюдается внедрение мировых стандартов в национальное право отдельных государств; в-третьих, вобрав в себя нормы советского трудового права, многие страны ушли вперед в законодательном регулировании трудовых отношений по сравнению с Россией и их опыт нуждается в рассмотрении; в-четвертых, в настоящее время возникла необходимость определиться каким должно быть российское трудовое право, как сделать так, что бы его нормы были не просто закрепленными в законодательстве, но и реально действовали в жизни, исходя из социальной значимости трудового права и т.д.

Таким образом, следует констатировать тот факт, что крайне тяжелое положение рабочих вызвало волну социальных революционных протестов в обществе, которые можно было еще в этот период погасить коренными преобразованиями в области трудовых отношений. Необходимо было оперативно проводить законодательные реформы сверху, которые бы гарантировали снижение продолжительности рабочего времени, увеличение заработной платы, улучшение условий жизни и соблюдение требований охраны труда работодателями. Основные проблемные вопросы уже отражались в законодательстве предшествующего периода, они требовали безотлагательного решения. Однако правительство, не осознав всей серьезности ситуации, проявило политическую близорукость. Революционное движение продолжилось по нарастающей.

Правовое регулирование труда в России: история и современные тенденции развития

Кодекс Законов о Труде (КЗоТ) РСФСР 1918 года [21] был первым комплексным кодифицированным актом советского трудового законодательства, аналогов которому не было в мире, заложившим основу нового этапа в развитии трудового права. Он был разработан с учетом сложившегося дореволюционного законодательства, регулировавшего вопросы труда, поэтому можно говорить о преемственности норм. Однако перед государством ставились новые задачи, складывалась новая социально-экономическая ситуация, что не могло ни сказаться на содержании трудового законодательства. В стране осуществлялись преобразования в промышленности, происходил процесс национализации, возрождалось народное хозяйство, реформировался государственный аппарат, устанавливалась и закреплялась новая политическая власть, происходили изменения в социальной политике, шла гражданская война и борьба с контрреволюцией, наблюдалось крайне сложное международное положение, проводилась политика изоляции и санкций в отношении молодого советского государства рабочих и крестьян. В этих невероятно сложных условиях большая роль в стабилизации ситуации в стране отводилась трудовому законодательству. Кодекс подтвердил положения ранее принятых нормативных актов, изданных в послереволюционный период. Он распространил свое действие как на государственные, так и на частные предприятия. Следует отметить особенность трудового законодательства рассматриваемого периода: профсоюзы активно привлекались к разработке нормативных актов, они отстаивали интересы работников; на государственном уровне часто создавались совместные акты ВЦСПС (Всероссийский Центральный Совет Профессиональных Союзов) и Наркомтруда; профсоюзы выступали в качестве органа, рассматривавшего трудовые конфликты. Особая роль была отведена коллективным договорам, регулировавшим условия труда на конкретном предприятии. Следует отметить, что с усилением государственного регулирования ослабевало значение коллективных договоров.

В настоящее время трудовое право активно развивается в направлении исследования международных правовых стандартов в области труда. Выросшее в нашей стране, трудовое право шагнуло за ее пределы, развилось не только во внутригосударственном, но и в мировом масштабе. В современных условиях наблюдается унифицирующее воздействие международно-правового регулирования труда, международная трудовая миграция, универсализация механизмов признания и защиты трудовых прав и свобод, что привело к сближению национальных систем трудового права различных стран, имплементации в национальное право международных конвенций. Поэтому в современном трудовом праве появилось два новых направления — это международно-правовое регулирование труда и сравнительное правоведение. Они позволяют выявить мировые тенденции в развитии трудовых стандартов, положительный опыт зарубежных стран и оценить трудовое право России в свете международных стандартов и зарубежного опыта правового регулирования труда.

Реформы начала 1860-х годов XIX века (например, отмена крепостного права) способствовали развитию промышленного производства, широкого использования наемного труда. Эпоха «дикого капитализма» характеризовалась накоплением сверхкапитала за счет жесточайшей эксплуатации рабочих, в числе которых были дети, женщины. Народные массы после отмены крепостного права устремились в города в поисках лучшей жизни, однако нищенская заработная плата, сверх продолжительность рабочего дня (доходила до 18 часов), отсутствие отпусков, несоблюдение элементарных требований техники безопасности, удручающие условия проживания рабочих и членов их семей, строгие дисциплинарные взыскания, к которым относились не только штрафные санкции, но и физические наказания и т.д. делали невыносимым существование рабочего класса.

The research subject is the process of formation of labor law as an independent branch in the result of complication of social relations caused by economic development (development of industry and necessity to regulate the status of workers employed in industrial sector). The authors study the main stages of development of labor legislation, the evolution of methods of legal impact determined by economic and political factors, the basic principles underlying legal regulation of labor relations at the modern stage of development of state and society, the tendencies and prospects of the sector in the context of globalization of the world economy. The research methodology is based on the axiological approach, the comparative-legal and historical-legal methods, the principles of scientific character, objectivity, analysis of events if their correlation and historical interdependence. The analysis of history of legal regulation of labor relations in Russia allows concluding that Soviet law, which had formed on the basis of socialist principles of commonality and obligatoriness of labor, had significant impact in foreign legislation. At the present stage, Russian law, influenced by liberal values, has declared the principle of the freedom of labor. We observe an opposite tendency — a unifying impact of international legal regulation of labor, international migration, universalization of mechanisms of recognition and protection of labor rights and freedoms, implementation of international conventions by the national law.

Кроме того, в России действовало Полное собрание законов Российской империи (45 томов, подготовленное под руководством М.М. Сперанского, в них содержались акты с 1649 по 1825 г. г.), которое постоянно дополнялось. Труд работников разных отраслей промышленности первоначально регулировался различными Уставами, например, Горный устав, Устав путей сообщения. В редакции Свода законов 1913 года нормы относительно регулирования трудовой деятельности из всех Уставов были выделены в отдельный акт — Устав о промышленном труде [12] . Это законоположения, относившиеся к регулированию труда работников в промышленности. Там же в упорядоченном и обобщенном виде приводилась административная практика. Следует отметить, что все же остались отдельные положения о регулировании труда работников не вошедшие в этот Устав, а содержащиеся в отраслевом законодательстве.

Правовое регулирование общественного труда: краткий очерк истории

Для феодального общества характерно поглощение способности к труду личностью работника – объектом договора становилась не способность человека к труду, а сам человек, который передавал себя под покровительство хозяина. Хозяйская власть вышла на первое место; эта власть поддерживалась (и активно) государством (отношения слуги – господина; сюзерена – вассала). И крепостной крестьянин, и ремесленник основывали свой труд на личной зависимости (от помещика, от цеха); их труд организовывался в императивном порядке внешними по отношению к ним субъектами – государством, помещиком или цехом. Труд носил сословный характер (специальность приобреталась по рождению). Роль договора была ничтожной; применение труда опосредовалось патриархальным семейным, либо публичным административным правом.

4).Эпоха промышленного производства – Петровские времена. Принудительный труд рабочих – закрепление людей за фабриками, заводами; купечество превращается в сословие промышленников. Крепостное право – тормоз в развитии промышленности. Постепенно развивается применение вольнонаемного труда как наиболее эффективного.

Принцип свободы труда, торговли и промышленности был провозглашен как естественное право человека (по рождению) в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (Франция – Великая франц. рев-ция). – запрещение корпораций сословного или профессионального характера, формирование плюрализма форм трудовой деятельности. Но если лицо осуществляет свой труд не самостоятельно, а на средствах производства, принадлежащих другому – отношения м/у ними формируются на основе договора. Отношения между работодателем и работником регулировались нормами гражданского (цивильного) права, поскольку рассматривались эти отношения как обычная, известная еще в римском праве, частноправовая сделка – одна сторона продает свою рабочую силу (умение трудиться), другая – покупает ее по цене, о которой эти стороны договорились.

3).С формированием централизованного Русского государства происходит ограничение личной свободы всех слоев населения; закрепляется «всеобщая обязанность трудиться»; развивается система поместного землевладения – т.е. обусловленного службой царю; корпоративность по родственному признаку. Крестьяне постепенно в результате невозвращения ссуд становились постоянными должниками, закреплялись на земле; при этом не переставали быть податным населением (отсюда обязанность владельца обеспечить условия, при которых крестьянин был способен платить подати – дать земельный участок, ссуду на обзаведение; эту существовало до конца 18 века – «екатерининские вольности дворянству»). В городах – торгово-промышленные общины.

Первый КЗоТ – 1918 г., затем — 1922 год. 20-годы – расширение прав работников – договорной характер привлечения к труду, сокращение рабочего времени, повышена роль коллективных договоров, расширены права профсоюзов, льготы для женщин и несовершеннолетних. 30-е – 40-е годы – ограничение трудовых прав. Восстановление трудовых прав начато с 1956 года. В 1970 году были приняты Основы законодательства о труде Союза ССР и союзных республик и на основании их были утверждены республиканские КЗоТ. За рубежом кодексы законов о труде имеют Франция, Канада.

— важной предпосылкой стало в широком смысле влияние Запада, которое осуществлялось через знакомство русских специалистов с прогрессивным трудовым законодательством, преимущественно Германии, Великобритании и Франции, изучение тамошней правоприменительной практики, структуры и деятельности соответствующих правоприменительных органов. Все это оказывало существенное влияние на деятельность вышеназванных комиссий и содержание подготовленных ими законопроектов. Значительная часть первых российских ученых-трудовиков проходили обучение или стажировку в европейских вузах, как и некоторое число государственных чиновников;

Формирование российского трудового законодательства представляет собой длительный, сложный и многоуровневый процесс . Его предпосылки начали складываться еще в Средние века. Отдельные статьи, посвященные договорам о труде с лично свободными лицами, можно найти в Русской Правде, Псковской Судной грамоте, Соборном Уложении 1649 г., Указах Петра I. Отметим, что до середины XIX в. мы можем говорить только о процессе формирования предпосылок возникновения трудового законодательства. Первым трудоправовым законом с определенными оговорками можно считать Положение об отношениях между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми, поступающими на оные по найму, утвержденное 24 мая 1835 г. Этот Закон регулировал взаимоотношения хозяев фабрик и наемных работников, которые должны были строиться на началах добровольности и на основании гражданского законодательства о личном найме. Но Закон 24 мая 1835 г. правильнее отнести к пред- или прототрудовым, так как он казуистичен, большинство его норм имеют полицейский (административный) характер. Кроме того, в то время лично свободных среди нанимавшихся было относительно немного. Общие положения о договоре личного найма еще до отмены крепостного права были закреплены в ст. 2201 — 2290 Законов гражданских . Согласно ст. 2201 договор личного найма мог заключаться для выполнения домашних услуг, земледельческих, ремесленных и заводских работ, торговых и прочих промыслов. Он мог регулировать также всякую работу, не запрещенную законом. Легальное определение данного вида договоров отсутствовало, а договоры подряда и поставки регламентировались отдельно (ст. 1737 — 2011).

Рекомендуем прочесть:  Где Получить Выписку Из Домовой Книги В Балашихе Мкр Южный

См. подробнее: Акопова Е.М. Трудовой договор: становление и развитие. Ростов н/Д, 2001; Киселев И.Я. Трудовое право России. Историко-правовое исследование. М., 2001; Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс трудового права. В 2 т. Т. 1. М., 2009; Лушникова М.В., Лушников А.М., Тарусина Н.Н. Единство частных и публичных начал в правовом регулировании трудовых, социально-обеспечительных и семейных отношений. Ярославль, 2001; Соболев С.А. Очерки по истории трудового договора в России. Ижевск, 1999; Хохлов Е.Б. Очерки истории правового регулирования труда в России. Ч. 1. Правовое регулирование труда в Российской империи. СПб., 1999 и др.

— отмена крепостного права в 1861 г. привела к появлению обширного слоя лично свободных лиц и формированию относительно емкого рынка труда. Проблемы правового регулирования общественных отношений, связанных с наемным трудом данной категории лиц, переместились из сферы теории в практическую плоскость;

— акции протеста самих рабочих, особенно в 1875 — 1882 гг., направленные против плохих условий труда и произвола администраций, оказали мощное давление «снизу» и активизировали законотворческую деятельность. Отметим, что массовые выступления работников были универсальным побудительным мотивом в процессе принятия трудового законодательства во всех развитых странах;

Обязательной письменной формы трудового договора закон не устанавливает: наем считается состоявшимся с момента устрой договоренности, но все условия договора должны быть зафиксированы в расчетных книжках, которые должны выдаваться всем рабочим и служащим (кроме лиц административного персонала, пользующихся правом найма и увольнения, а также лиц, поступающих на срок менее недели) в течение семи дней со дня приема на работу. Расчетная книжка является основным документом для разрешения споров, возникающих на почве трудового договора; в случае неполноты или неясности в заполнении расчетной книжки тяжесть доказательства лежит в нанимателе. Невыдача расчетной книжки не может служить доказательством отсутствия трудового договора и содержание его могут доказываться как другими документами, так и свидетельскими показаниями, а наниматель за невыдачу расчетной книжки привлекается к административной ответственности (ст.29 КЗоТ; постановление НКТ СССР от 25 февраля 1924г.).

Считалось, что обычный трудовой договор является лишь основанием возникновения трудовых отношений между работником и работодателем, а трудовой контракт устанавливает еще и индивидуальные условия труда. В связи с этим утверждалось, что контракт — это особый вид трудового договора. Распространенной являлась точка зрения о том, что «понятие «трудовой договор» имеет и более широкое содержание, оно означает институт трудового законодательства, включающий нормы о приеме на работу, переводе на другую работу и увольнении. Контракт — это особый вид трудового договора, заключенного в соответствии с законодательством между работником и работодателем, в котором содержится более широкий перечень оговоренных непосредственно сторонами условий, в том числе по вопросам организации труда, его стимулирования, социально-бытового обеспечения, вопросов ответственности и др.».

Договоры с сельскими работниками могут быть заключаемы как словесно, так и письменно. Последние могут быть заключаемы как нотариальным, так и домашним порядком, причем договоры, заключаемые домашним порядком, могут быть свидетельствуемы в волостных правлениях и вносимы в и книги сделок и договоров. При заключении письменных условий составляется договор и расчетные листы. Договорный лист хранится у нанимателя, а расчетный у рабочего. Если договорный лист окажется нужным рабочему для вступления в другой договор, исполнение коего может быть совмещено с исполнением условий первого договора, то договорный лист может быть передан рабочему, но взамен сего им оставляется у первого нанимателя расчетный лист. По прекращении договора, договорный лист возвращается рабочему, а расчетный лист — нанимателю. В возвращенном договорном листе наниматель делает отметку о прекращении договора; отметка ограничивается одним удостоверением, что договор следует считать исполненным или прекращенным. Договорные и расчетные листы, установленным порядком засвидетельствованные, имеют силу судебных доказательств. Наниматель, заключивший договор найма по договорному листу, имеет право требовать к себе рабочего от всякого другого нанимателя, взыскивать убытки с последнего и преследовать его в уголовном порядке.

Условия трудового договора частично устанавливались по соглашению сторон, а частично определялись непосредственно законом. По соглашению сторон устанавливались место работы (предприятие или определенный цех, отдел) и род работы (характер, содержание работы, которая будет выполняться работником). Определение этих условий считалось обязательным при заключении любого трудового договора.

По общему правилу договор заключается между фабрикантом или его доверенным, с одной стороны, и отдельным рабочим — с другой. Появляется коллективный договор, в котором условия найма определяются не самим рабочим, нанимающимся на фабрику, а синдикатом рабочих или профессиональным союзом. При это коллективный договор отличается от наймом артели: это только совокупный договор. Сама артель вступает на работу на одинаковых условиях и отвечает солидарно перед нанимателем. Коллективный же рабочий договор вовсе не предполагает найма союза рабочих, а союз рабочих диктует те условия, на которых рабочий и работодатель могут заключить договор. Возможны и обратные случаи: коллективность оказывается на стороне фабрикантов.

Историческая эволюция правового регулирования труда и возникновение трудового права

Общественная практика и, прежде всего, обострявшиеся социальные антагонизмы настоятельно требовали активного вмешательства государ­ства в экономическую и социальную жизнь. К середине XIX века стал очеви­ден крах идеологии «невмешательства государства», и она была посте­пенно вытеснена идеями «государственного интервенционизма» и «соци­ального государства».

Первые буржуазные гражданские кодексы (ГК Франции 1804 г. и др.) в отношении договора найма услуг следовали римским традициям. Они включали этот договор в систему гражданско-правовых сделок, но уделя­ли ему очень мало внимания. Так, в ГК Франции договору найма услуг было посвящено всего лишь три статьи, одна из которых раскрывала понятие договора найма услуг; вторая запрещала пожизненное заключение таких догово­ров, а третья предусматривала, что при определении оплаты за услуги на веру принимались только показания хозяев.

Безработица, злоупотребления и произвол владельцев капитала, чрез­мерная эксплуатация наемных работников, их незащищенность от про­фессиональных рисков, их неуверенность в будущем, в стабильности сво­его положения в результате резких и непредсказуемых колебаний рыноч­ной конъюнктуры, падения производства, жестокость работодателей и менеджеров, усиление социального расслоения, имущественного нера­венства, обострение классовых конфликтов вплоть до кровавых столкно­вений рабочих и хозяев, — все эти и другие черты «дикого», «пещерного», «звериного» капитализма выявлены, глубоко проанализированы в трудах выдающихся мыслителей (экономистов, историков, социо­логов), а также в художественной литературе XIX и XX века.

В течение второй половины XIX века и первых десятилетий XX века до начала Второй мировой войны была сформирована в первоначальном виде основа трудового права. В указанные годы в большинстве капитали­стических стран появились законы, регулирующие трудовой договор, по­ложение профсоюзов, коллективный договор, забастовки, безопасность и гигиену труда, заработную плату, профессиональное обучение, рабочее время, время отдыха, охрану труда женщин и детей, положение органов рабочего представительства на предприятиях, порядок разрешения кол­лективных трудовых споров.

во-вторых, наличие особой, качественной специфики договора личного найма, содержанием которого является труд наемных зависимых работни­ков, т. е. прежде всего фабрично-заводского пролетариата. Последний до­говор, как утверждали эти юристы, серьезно отличается от других граж­данско-правовых договоров, в частности, от тех, чьим содержанием явля­ется трудовая деятельность.

Правовое регулирование труда

В то же время в отечественной юридической литературе высказывается точка зрения о том, что трудовые правоотношения в области государственной службы целиком являются предметом административно – правового регулирования, что противоречит международно – правовым нормам. Так, Международной организацией труда (далее – МОТ) приняты Конвенции № 151 «О защите прав на организацию и процедуры определения условий занятости на государственной службе» и Рекомендации МОТ № 159 «О процедурах определения условий занятости на государственной службе (о трудовых отношениях на государственной службе)».

Наряду с законом «О системе государственной службы Российской Федерации» принят ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», принятие данного закона создает правовую основу для эффективного трудового регулирования государственной гражданской службы, имея в виду и тот исторический опыт, который имелся в России до 1917 года.

В соответствии с Законом федеральная государственная служба рассматривается как профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться работниками и работодателями путем заключения и изменения коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

При этом следует помнить, что МОТ является специализированной организацией ООН в сфере труда, а изданные ею нормативные акты распространяют свое действие в сфере трудовых правоотношений. Таким образом, регулирование труда государственных служащих является предметом регулирования трудового права, при этом законодательство о труде государственных служащих состоит как из нормативных актов общего действия, так и специализированных нормативных актов, распространяющих свое действие только на категорию государственных служащих.

Как считал В. В. Громан — начальник отделения промышленного труда Министерства торговли и промышленности, «эти правила в названный Устав не включены, так как, с одной стороны, общие положения, касающиеся рабочих и служащих фабрично-заводских и горных предприятий, не касаются рабочих в прочих предприятиях, а с другой стороны, принято во внимание, что многие правила, касающиеся рабочих в последних предприятиях, издаются в порядке инструкционном’». Устав представляет собой специализированный инкорпорационный акт, в котором составлявшие его законы подверглись определенной, самой минимальной обработке и редактированию.

Фабрично-трудовое законодательство сформировалось в России в весьма короткие сроки. В течение 21 года (с 1882-го по 1903 г.) было последовательно принято девять главных законов, составивших костяк промышленного (рабочего) права. Конкретное нормативное наполнение этих актов мы рассмотрим в последующих разделах книги при анализе отдельных институтов фабрично-трудового законодательства, сейчас же обратимся к их смысловому содержанию.

Перечисленные законы — главные акты фабричного законодательства Российской империи. В период с 1903 г. по февраль 1917 г. указанные акты в определенной мере корректировались, но новые крупные законы не принимались, за исключением Временных правил о профессиональных обществах от 4 марта 1906 г которые легализовали профессиональные союзы. Как известно, в первой трети XIX в. в России под руководством М. М. Сперанского была проведена крупномасштабная систематизация всего законодательства и подготовлено Полное собрание законов Российской империи (45 томов), в котором были в хронологическом порядке помещены нормативные акты, принятые начиная с 1649 г. и заканчивая 12 декабря 1825 г. Собрание законов в дальнейшем регулярно обновлялось путем дополнительного включения в него вновь принимаемых актов.

Закон не содержал указаний относительно их содержания. Эти правил требовалось вывешивать на стенах рабочих комнат или фабричной конторы. Указанные правила, а также расчетные листы и книги должны были приниматься во внимание при рассмотрении споров между фабрикантами и рабочими. Никаких санкций за несоблюдение установленных норм предусмотрено не было. Второй акт запрещал фабрикантам назначать в ночные смены (от 12 часов ночи до 6 часов утра) детей до 12 лет. За нарушение этого закона также не было предусмотрено санкций, а наблюдение за его применением предоставлялось местным властям.

В то же время они, правда, боролись с наиболее резкими проявлениями эксплуатации труда, особенно детского… Промышленное право этой эпохи имело строго централизованный или публично-правовой характер; оно составляло лишь отрасль административного (полицейского) права». Законодательство, регламентировавшее взаимоотношения фабрикантов и свободных (или относительно свободных) работников в дореформенную эпоху, ограничивалось двумя главными актами.

Рекомендуем прочесть:  Зарплата фсин в 2023 году

В настоящее время в РФ отсутствует специальное законодательство, определяющее особенности участия государственных служащих, работников военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, учреждений и органов безопасности, органов налоговой полиции, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств РФ в системах социального партнерства.

Наряду с законом «О системе государственной службы Российской Федерации» принят ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», принятие данного закона создает правовую основу для эффективного трудового регулирования государственной гражданской службы, имея в виду и тот исторический опыт, который имелся в России до 1917 года.

В то же время в отечественной юридической литературе высказывается точка зрения о том, что трудовые правоотношения в области государственной службы целиком являются предметом административно – правового регулирования, что противоречит международно – правовым нормам [4] . Так, Международной организацией труда (далее – МОТ) приняты Конвегции 1978 г. № 151 «О защите прав на организацию и процедуры определения условий занятости на государственной службе» [5] и Рекомендации МОТ 1978 г. № 159 «О процедурах определения условий занятости на государственной службе (о трудовых отношениях на государственной службе)» [6] . При этом следует помнить, что МОТ является специализированной организацией ООН в сфере труда, а изданные ею нормативные акты распространяют свое действие в сфере трудовых правоотношений. Таким образом, регулирование труда государственных служащих является предметом регулирования трудового права, при этом законодательство о труде государственных служащих состоит как из нормативных актов общего действия, так и специализированных нормативных актов, распространяющих свое действие только на категорию государственных служащих [7] .

Запреты имеют абсолютный характер и не связаны непосредственно с исполнением государственным служащим официальных обязанностей. Если запреты нарушаются в процессе служебной деятельности, то это обстоятельство отягчает ответственность государственного служащего.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» юридически закрепляет видовую классификацию государственной службы, организационное и правовое обособление государственной гражданской, военной и правоохранительной служб как самостоятельных ее видов. В соответствии с Законом федеральная государственная служба рассматривается как профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. В свою очередь, государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации — это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения функций и полномочий субъектов РФ, а также полномочий государственных органов субъектов РФ и полномочий лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ [8] .

История правового регулирования труда в россии

С вступлением на престол Александра I в общественной жизни России наблюдается некоторое оживление, положение прессы и литературы несколько смягчается. Ведение цензурой было передано Министерству просвещения. В 1804 г. был принят Устав о цензуре, который сохранял предварительную цензуру, но разрешал толковать спорные вопросы в выгодном для автора свете. Несоблюдение требований Устава преследовалось в судебном порядке. Но механизм судебной защиты отсутствовал, что нередко приводило к произволу.

После первой русской революции специальный указ от 24 ноября 1905 г. декларировал устранение административного вмешательства в дела прессы, восстанавливался порядок судебной ответственности за нарушения в печати. Вместе с тем, главное управление по делам печати при МВД и полиции имело право конфисковать номера, приостанавливать неугодные издания, закрывать типографии.

Эти недостатки были в основном преодолены в российском Законе «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года, в котором понятие свободы массовой информации и цензуры дается более развернуто, что в итоге привело к пониманию объема правомочий по принципу «все, что не запрещено, то — разрешено». «Наука о человеке: гуманитарные исследования» . — 2009. — № 4 (декабрь).

Полномочия цензуры продолжали расширяться при Павле I. В 1797 году он предписывает все книги, кажущиеся сомнительными, представлять на рассмотрение Совету его императорского величества. Остальная цензура вверяется 3-му департаменту Сената. Так учреждается новая цензурная инстанция — литература подвергается непосредственному надзору правительства. Под влиянием внешних обстоятельств — революции во Франции, представлявшей своими идеями, в том числе с помощью прессы, угрозу существованию царской России — Павел I организовывает цензурные учреждения во всех портовых городах. Позже он запрещает ввоз из-за границы печатных изданий и музыкальных нот. Период правления Павла I явился самым трудным для развития отечественной периодики и книгоиздания.

Подведем итоги: во-первых, советское законодательство о СМИ, сохранив во многом запретительный характер, нацеливало одновременно их на более активную роль — агитатора и пропагандиста коллективных действий; во-вторых, будучи демократически декларированным, это законодательство не предусматривало реализацию демократических идей на практике.

Советское трудовое право

Появление крупной промышленности в России историческая наука связывает с деятельностью и реформами императора Петра I. Принятые им юридические акты способствовали развитию промышленного производства, обеспечивали возникавшие предприятия (мануфактуры и фабрики) рабочими руками с помощью методов, присущих феодализму (прикрепление к фабрикам крепостных крестьян, препровождение на заводы, рудники бродяг, нищих, преступников, а также установление максимального размера заработной платы и минимальной продолжительности рабочего времени).

Центральный комитет КПСС провел большие меры по «повышению благосостояния советского народа», в частности в своем Постановлении от 26 сентября 1967 г. № 888 было указано осуществить следующие мероприятия: «увеличить минимальный размер заработной платы рабочих и служащих всех отраслей народного хозяйства до 60 рублей в месяц; повысить в первом полугодии 1968 г. в среднем на 15 процентов тарифные ставки рабочим-станочникам машиностроительных и металлообрабатывающих предприятий и цехов во всех отраслях народного хозяйства; расширить льготы для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях; увеличить до 15 рабочих дней продолжительность отпуска тем рабочим и служащим, которые имеют в настоящее время отпуск общей продолжительностью 12 рабочих дней; продолжить дальнейшее снижение и отмену налогов с заработной платы рабочих и служащих. В этих целях снизить в среднем на 25 процентов ставки налогов с заработной платы от 61 до 80 рублей в месяц; повысить размеры пособий по временной нетрудоспособности рабочим и служащим при стаже работы свыше 8 лет до 100 процентов заработка и при стаже работы от 5 до 8 лет до 80 процентов заработка.» Также были проведены ряд мероприятий по улучшению пенсионного обеспечения, в частности: повышение размера пенсий инвалидам, снижения пенсионного возраста по старости для военнослужащих и др.

Однако с 1922 до конца 20-х годов наука трудового права пережила своеобразный переворот, который был связан с введением НЭПа и легализацией договорных трудовых отношений. В этот период было проведено несколько плодотворных споров, касающихся основных проблем данной отрасли: предмета, источников и соотношения с другими отраслями права.

В этот же период появился первый акт советского законода­тельства, касавшийся коллективных договоров. 2 июля 1918 г. СНК одобрил Положение о порядке утверждения коллектив­ных договоров (тарифов), устанавливающих ставки заработ­ ной платы и условия труда. Не вводя обязательности заклю­чения коллективных договоров, Положение детально опреде­ляло их содержание и предусматривало, что в них должны указываться: порядок приема на работу и увольнений, рабо­чее время и время отдыха (продолжительность рабочего дня, перерывы на обед, сверхурочные работы, отпуска), заработ­ная плата, норма выработки, организация производственного ученичества, порядок рассмотрения споров, вытекающих из коллективных договоров. В коллективном договоре должен был быть предусмотрен срок, на который он заключен, и порядок его изменений.

Он существенно модернизировал КЗоТ 1922 г., который давно уже превратился в анахронизм. Принятие Основ и но­вых кодексов дало толчок к существенному обновлению совет­ского трудового законодательства в целом. Уже в 70-е годы началось приведение различных актов по труду в соответствие с основополагающими актами кодификационного законодатель­ства, прежде всего с Основами. Были приняты Положение о правах ФЗМК (1971 г.), Положение о порядке рассмотрения трудовых споров (1974 г.), Типовые правила внутреннего тру­дового распорядка (1972 г.), Положение о правовой инспекции труда (1976 г.), Постановление Президиума ВЦСПС и Госком­труда о порядке заключения коллективных договоров (1971 г.), Положение о постоянно действующем производственном со­вещании (1973 г.).

С другой стороны, вновь приобрел актуальность вопрос, касающийся вынужденных переселенцев. Программы, создан­ные для оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, стали реализовываться, в том числе были разра­ботаны новые, направленные на более эффективную работу с бывшими соотечественниками, гражданами бывшего СССР, для оказания им помощи в адаптации. Все эти программы окажут положительное влияния на демографическую ситуа­цию в стране (за период с 2014 по 2023 гг. было принято около 800 тысяч человек, в основном бывшие граждане Республики Украина). Хотя, количество трудовых кадров увеличится, ка­чество улучшится несущественно. При этом в середине 2023 г. Росстат Российской Федерации опубликовал на своем сайте обновленный демографический прогноз до 2030 г. Основной момент, на который следует обратить особое внимание — это сокращение населения почти на десять миллионов к 2030 году, которое необходимо, предположительно, заменить иностран­ной рабочей силой, что выглядит на наш взгляд, нереалистич­но, так как на территории страны десять миллионов иностран­ных граждан по данным ФМС на 2023 г. Причем количество мигрантов сокращается в связи с экономическим спадом вну­три страны, им работать стало просто невыгодно.

Начиная с 2023 г. поток беженцев из региона ближнего Востока, Северной Африки и Афганистана в развитые страны Европы принял совершенно массовый характер, что несомнен­но повлекло за собой изменение в законодательстве, экономи­ческой и социальной сферах Стран Европейского Союза.

14 января 1993 г. было заключено Соглашение между Пра­вительством Российской Федерации и Правительством Укра­ины о трудовой деятельности и социальной защите граждан России и Украины работающих за пределами границ своих го­сударств. Подобное соглашение было заключено с Республи­кой Молдова. 19 июля 1994 г. заключено Соглашение между Правительством Российской Федерации и правительством Ре­спублики Армения о трудовой деятельности и социальной за­щите граждан России, работающих на территории Республи­ки Армения и граждан Peспублики Армения, работающих на территории Российской Федерации.

Исторический опыт правового регулирования мигра­ционных процессов на современном этапе дает возможность Российской Федерации выработать наиболее эффективный гуманистический подход к решению политических, эконо­мических и социальных аспектов трудовой и вынужденной миграции.

  1. В целях преодоления кризисной ситуации, аналогич­ной происходящей в Европейском союзе, на наш взгляд не­обходимо принять закон, регламентирующий, деятельность должностных лиц, а также разработать порядок расширения мест по содержанию беженцев, предусмотреть перевод работ­ников Главного управления по вопросам миграции на терри­торию субъекта Федерации, на котором ожидается критиче­ский приток беженцев.
  2. Необходимо произвести изменения в квотах на прием беженцев. Предлагаем сделать квоты не годичными, а квар­тальными, что позволит создать возможность по передачи квот (конкретно их финансирование) из одного региона в дру­гой, в котором наблюдается приток беженцев, выходящий за рамки квот. В случае использования всего объема квартальных квот региону отдается весь объем финансирования за год, и только после берутся средства по финансированию из других регионов.
  3. Необходимо произвести кодификацию миграционного законодательства. В миграционном кодексе решается целый ряд проблем таких как: наличие пробелов и противоречи­вость правовых норм, используемых для воздействия на участ­ников миграционных процессов; зависимость от нормативных правовых актов более низкого уровня; излишне высокий вес подзаконных актов; многие нормы, регламентирующие сход­ные группы общественных отношений «разбросаны» по раз­личным нормативно правовым актам, что затрудняет право­применительную деятельность.
Adblock
detector