Компетенция органов местного самоуправления в области образования

Статья 31

Значительно изменена статья (31) о полномочиях органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования. А именно – к этим полномочиям отнесены: – организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; – организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района; – создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений; – обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; – учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования; – опека и попечительство. (22.08.04)

6) создание и ликвидация местных (муниципальных) органов управления образованием и (или) самоуправляемых школьных округов, определение их структуры и полномочий, назначение и увольнение по согласованию с государственными органами управления образованием руководителей местных органов управления образованием;

1. Органы местного самоуправления ответственны за: реализацию права граждан на получение начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования; ежегодную публикацию среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях.

3.1. Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению в части реализации государственного стандарта общего образования государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в подведомственных им общеобразовательных учреждениях, в том числе за счет субвенций, выделяемых из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам в соответствии с утвержденными законами субъектов Российской Федерации нормативами расходов на реализацию государственного стандарта общего образования на уровне не ниже федеральных нормативов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные и финансовые ресурсы для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в случаях и порядке, которые предусмотрены уставом муниципального образования.

В общем виде к исключительной компетенции в данной области он относит планирование, организацию, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования; обеспечение граждан, проживающих на данной территории, возможностью выбора общеобразовательного учреждения; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений; создание и ликвидация местных органов управления образования и (или) самоуправляемых школьных округов, определение их структуры и полномочий, назначение руководителей местных органов управления образованием; назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений, если иное не предусмотрено Типовым положением о данном типе и виде образовательного учреждения или решением местного органа местного самоуправления.

Компетенция в области образования разграничивается между муниципальными образованиями разных уровней в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, а между органами самоуправления данного уровня — в порядке, установленном уставом (положением) органов местного самоуправления.

НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ. ПОЛИТИКА — Государственное устройство. Главой государства номинально является британский монарх, которого представляет генерал губернатор, назначаемый по рекомендации новозеландского правительства; с 1960 х годов этот пост занимают граждане Новой Зеландии.… … Энциклопедия Кольера

Великобритания — I Великобритания (Great Britain) остров в Атлантическом океане, входящий в группу Британских островов (См. Британские острова). См. Великобритания (государство). II Великобритания (Great Britain) официальное название Соединённое… … Большая советская энциклопедия

НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ — 1) гос во на Ю. З. Океании. Расположено на одноименных о вах, по которым и получило название Новая Зеландия (англ. New Zealand). См. также Тасманово море. 2) о ва в юго зап. части Тихого океана. Первым к берегам о вов вышел в 1642 г. голл.… … Географическая энциклопедия

КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ — предметы их ведения и полномочия, обусловленные вопросами местного значения и закрепленные уставами муниципальных образований. Выделяются несколько групп полномочий органов местного самоуправления. В области бюджета и финансов эти органы… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления в области жилищных отношений — Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 года N 649 Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти образовано Федеральное агентство по строительству и жилищно коммунальному хозяйству, которое находится в ведении… … Жилищная энциклопедия

В области социальной защиты населения органы местного самоуправления обеспечивают проведение в жизнь действующего законодательства о выплате пенсий и пособий; выплачивают также из собственных или привлеченных средств доплаты к пенсиям и пособиям; организуют учет лиц, помощь которым осуществляется за счет средств местного бюджета; распоряжаются средствами фонда социальной защиты населения; принимают меры, направленные на улучшение жилищных, материальных и социально-бытовых условий инвалидов, семей, потерявших кормильцев, престарелых граждан, нуждающихся в обслуживании на дому. За счет местных бюджетов органы местного самоуправления вправе: устанавливать льготы по оплате жилой площади, медицинскому обслуживанию и санаторно-курортному лечению, коммунальных услуг и по проезду на общественном транспорте; скидки со стоимости инвалидных средств передвижения, топлива, одежды, обуви и других вещей, необходимых инвалидам, престарелым и иным гражданам, нуждающимся в социальной поддержке; предоставлять установленные законом льготы и помощь, связанные с охраной материнства и детства, улучшением условий жизни многодетных семей. Они также принимают меры к устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интернаты, интернаты при школах и на воспитание в семьи граждан, назначают опекунов и попечителей, контролируют выполнение ими своих обязанностей.

В области социально-культурного обслуживания населения органы местного самоуправления осуществляют управление всеми находящимися в их ведении учреждениями народного образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, физкультурно-спортивными учреждениями и др.

В области земельных отношений и охраны окружающей природной среды органы местного самоуправления изымают (в том числе путем выкупа) земельные участки для муниципальных нужд, устанавливают с учетом требований законодательства РФ правила землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, обеспечивают реализацию местных программ использования и охраны земель, а также осуществляют распоряжение земельными участками на подведомственной им территории, определяют правила пользования природными ресурсами; выносят решения о приостановлении строительства или эксплуатации объектов в случае нарушения экологических, санитарных, строительных норм и др. (ст. 11 Земельного кодекса РФ).

В области строительства, жилищного хозяйства, коммунального, бытового и торгового обслуживания населения, транспорта и связи органы местного самоуправления утверждают правила застройки населенных пунктов на подведомственной им территории; устанавливают в соответствии с действующим законодательством порядок продажи и передачи жилья в собственность граждан и организаций, сдачи жилья в аренду; выдают разрешение на строительство всех объектов производственного назначения; приостанавливают строительство, осуществляемое с нарушением утвержденных проектов, планов и правил застройки; руководят транспортными организациями и предприятиями, находящимися в муниципальной собственности; контролируют обслуживание пассажиров на вокзалах, пристанях и аэропортах; организуют работу предприятий связи; обеспечивают развитие радио и телевидения; организуют эксплуатацию коммунального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства, предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, входящих в состав муниципальной собственности; распределяют в установленном порядке муниципальный жилищный фонд; ведут учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляют им жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда; решают вопросы продажи домов и квартир, использования нежилых помещений, аренды зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности, а также выдают ордера на заселение жилой площади, за исключением домов, принадлежащих гражданам.

Рекомендуем прочесть:  Пособия по потере кормильца в 2023 году в московской области

В области управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на подведомственной им территории местного самоуправления, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, определяют в соответствии с законодательством условия приобретения, создания, преобразования объектов муниципальной собственности; утверждают перечень объектов муниципальной собственности, приобретение, создание и преобразование которых требует согласия органа местного самоуправления; устанавливают в соответствии с законодательством порядок назначения на должность и освобождения от нее руководителей муниципальных предприятий, учреждений, организаций; определяют условия и порядок разгосударствления и приватизации муниципальных предприятий и др.

Компетенция органов местного самоуправления в области образования и ее реализация в субъектах российской федерации

В разные годы был защищен ряд диссертационных исследований, в которых, в частности, рассматривались отдельные вопросы предоставления образовательных услуг на уровне местного самоуправления в Российской Федерации. Среди авторов этих работ И.С. Алексеева, А.И. Иванникова, М.Г. Ибрагимов, М.Ю. Дитятковский, К.Г. Оганесян, А.К. Куранов, Т.М. Матюшева, Р.А. Эфрикян и др.

Проблема финансирования деятельности образовательных организаций является одной из ключевых в контексте организации управления образованием в России. Федеральный и региональный бюджеты обеспечивают реализацию полномочий местного самоуправления в области образования в минимально необходимых объемах. Привлеченных средств муниципальных бюджетов и внебюджетных средств хватает только на покрытие текущих расходов. Далеко не все муниципальные районы и городские округа способны в необходимой мере помогать материально муниципальным образовательным организациям.

8. В связи с тем, что действующим законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении полномочия органов местного самоуправления искусственно разделены на сферы образования, культуры и спорта, социально-культурно-образовательная среда муниципальных образований оказалась разорванной в таких видах муниципальных образований как городские и сельские поселения. Полномочия в указанных сферах должны быть в одинаковой степени предоставлены всем видам муниципальных образований во избежание дисбаланса в предоставлении органами местного самоуправления услуг населению в социально-культурной сфере, для чего необходимо внести соответствующие изменения в ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Первая глава «Теоретико-методологические основы и современное нормативное закрепление полномочий органов местного самоуправления в области образования» включает четыре параграфа, которые посвящены общей характеристике полномочий органов местного самоуправления в области образования, характеристике сферы образования России и муниципального образовательного комплекса, становлению и развитию законодательства России, регулирующего вопросы компетенции органов местного самоуправления в области образования, общему анализу законодательства зарубежных стран в области образования.

После принятия в 2003 году Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ряда других правовых актов в рамках проводимой в России административной реформы, между органами государственной власти и органами местного самоуправления были разделены и полномочия по финансово-экономическому обеспечению деятельности образовательных организаций.

Мочия органов местного самоуправления в области образования

В сфере социально-культурного обслуживания населения органы местного самоуправления обладают следующими полномочиями: 1) осуществляют управление всеми находящимися в ведении муниципального образования учреждениями культуры, здравоохранения, социального обеспечения, физкультурно-спортивными учреждениями;

Органы местного самоуправления в соответствии с ФЗ ≪Об образовании≫ ответственны за получение гражданами обязательного основного общего образования, за ежегодную публикацию среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на территории муниципальных образований и находящихся в ведении органов местного самоуправления. Разграничение компетенции в области образования между муниципальными образованиями, территория одного из которых является частью территории другого, регулируется в порядке, установленном законами субъектов РФ.

Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций или объединений). Деятельность муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями, утверждаемыми Правительством РФ и разрабатываемыми уставами этих учреждений.

В управлении развитием физической культуры и спорта органы муниципального управления исходят из приоритета территориального принципа на основе самоуправления местных физкультурно-спортивных организаций. Основная цель — ориентация деятельности физкультурно-спортивных учреждений и общественных организаций преимущественно на развитие массовой физической культуры и спорта.

Органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны и насилия, жестокости, порнографии, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости.

Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года.

КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ — предметы их ведения и полномочия, обусловленные вопросами местного значения и закрепленные уставами муниципальных образований. Выделяются несколько групп полномочий органов местного самоуправления. В области бюджета и финансов эти органы формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы; образуют внебюджетные фонды, определяют их статус и целевое назначение; учреждают фонды для кредитования целевых программ и мероприятий для решения территориальных задач, в том числе фонды социальной защиты, дотационные фонды и др.

Условия контракта для главы местной администрации поселения утверждаются представительным органом поселения, а для главы местной администрации муниципального района (городского округа) — представительным органом муниципального района (городского округа) в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта Российской Федерации — в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Выборное должностное лицо местного самоуправления — должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Рекомендуем прочесть:  Транспортный налог тюменская область 2023

В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения — уставом муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.

Компетенции органов местного самоуправления в области образования

Органы местного самоуправления формируют местные (муниципальные) органы управления образованием, определяют их структуру и полномочия. В случае создания самоуправляемых школьных округов органы местного самоуправления создают соответствующие органы управления этих округов. По согласованию с государственными органами управления образованием органы местного самоуправления назначают и увольняют руководителей местных органов управления образованием. К ведению органов местного самоуправления относится также планирование, регулирование и контроль деятельности муниципальных органов управления образованием в целях осуществления государственной политики в области образования.

Статья 11

7) обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации и Брянской области в сфере образования на подведомственной территории, учет детей, подлежащих обучению на ступенях начального и основного общего образования, а также защита прав обучающихся и работников образовательных учреждений;

11) создание и ликвидация муниципальных органов управления образованием, определение их структуры и полномочий, назначение и увольнение по согласованию с областным органом управления образованием руководителей муниципальных органов управления образованием;

Качество предоставления образовательных услуг является одним из критерием оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, как следует из Указа Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности дея тельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».

На сегодняшний день система органов местного самоуправления в России представлена тремя обязательными органами – глава муниципального образования, представительный орган, исполнительно-распорядительный орган (администрация) муниципального образования, и дополнительным, учреждаемым в необязательном порядке, органом – контрольным органов местного самоуправления, а также иными органами, предусмотренными уставом муниципального образования.

Особое внимание сегодня уделяется принципу регионализации образования. Ос новными признаками региональной системы образования с точки зрения его органи зации являются: совокупность учебно-воспитательных организаций в регионе, обес печивающих возможность дифференциации образования и обучения в соответствии с интересами граждан и уровнем их подготовленности;

четвертый этап — 1917-1930 гг. — ликвидируется классовость среднего образова ния, складывается новая система органов управления народным образованием, в том числе и меняется компетенция органов местного самоуправления – советов, заменив ших городские и земские учреждения самоуправления;

Система образования в каждой стране носит конкретно-исторический характер, т. е. она обусловлена уровнем развития производительных сил и сложившимися про изводственными отношениями, отражает социально-экономические потребности об щества, характеризуется рядом национальных черт и особенностей.

Условия контракта для главы местной администрации посœелœения утверждаются представительным органом посœелœения, а для главы местной администрации муниципального района (городского округа) — представительным органом муниципального района (городского округа) в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта Российской Федерации — в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В области социально-культурного обслуживания населœения органы местного самоуправления осуществляют управление всœеми находящимися в их ведении учреждениями народного образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, физкультурно-спортивными учреждениями и др.

Глава местной администрации (см. ʼʼместная администрацияʼʼ) — глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления, которые в соответствии с Федеральным законом ʼʼОб общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерацииʼʼ и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года.

Какова компетенция органов местного самоуправления

Рассмотрим компетенцию трех видов должностных лиц: главы муни­ципального образования, главы администрации и председателя предста­вительного собрания. При этом следует учитывать, что в отдельных субъ­ектах Российской Федерации должности главы муниципального образования совмещены с должностью и главы администрации и предсе­дателя представительного органа.

4) оказывает помощь соответствующим органам в оформлении доку­ментов о привлечении лиц к административной ответственности за на­рушения санитарного состояния территории, потраву посевов, несоблю­дение правил содержания домашних животных, непринятие землепользователями мер по борьбе с сорняками;

Компетенция председателя представительного органа местного само­управления. Председателями представительного органа местного само­управления, как уже было замечено, могут быть главы муниципальных — образований, главы администраций, а также должностные лица, специ­ально избранные на эту должность и не выполняющие какие-либо иные полномочия в системе органов местного самоуправления.

Компетенция исполнительного органа местного самоуправления опре­делена конституциями и уставами ряда субъектов Российской Федерации, законами о местном самоуправлении отдельных субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Компетенция испол­нительных органов выражена либо через полномочия, предоставляемые главе местного самоуправления (главе администрации), либо через полно­мочия местной администрации, как коллегиального органа местного са­моуправления.

Под сильной компетенцией следует понимать компетенцию, дающую возможность главе муниципального образования самостоятельно решать большую часть вопросов местного значения без согласования с предста­вительным органом. Слабая компетенция предполагает согласование це­лого ряда вопросов с представительным органом.

Компетенция органов местного самоуправления

Компетенция органов МСУ – это концентрированное юр выражение материально-правового содержание деятельности лбого органа публичной власти представляющее собой совокупность принадлежащих ему субъективных прав и юр обязанностей обусловленные вопросами его предметов введенья.

1. В частности в рамках области экономического развития подведомственной территории муниципального образования существуют таки свои отрасли и сферы управления муниципальным хозяйством, как вопросы управления муниципальными финансами; вопросы касающиеся распоряжения и управления муниципальным имуществом, ЖКХ и благоустройство территории; дорожное строительство, архитектура и строительство; транспорт, связь, энергетика; охрана окружающей природной среды

2. В свою очередь внутри области социально-культурного развития подведомственной территории существуют такие самостоятельные отрасли и сферы муниципального управления – здравоохранение, начальное и общее образование, культура, осуществление молодёжной политики, физическая культура и спорт и вопросы социальной защиты нуждающихся категорий граждан.

3. В рамках области административно-политического развития в территории муниципального образования есть такие самостоятельные отрасли и сферы управления муниципальным хозяйством, например: вопросы ГО и ЧС, осуществление информационной политики и взаимодействие с общественными объединениями; установление развития международных внешне экономических связей, организация межмуниципального сотрудничества; охрана общественного порядка и взаимодействие с правоохранительными органами + мобилизационная подготовка населения.

Рекомендуем прочесть:  Личный листок по учету кадров следственный комитет

Что касается круга вопросов предмета ведения, отнесенное к компетенции органов местного самоуправления, то это есть материальная характеристика содержания деятельности самих органов местного самоуправления, т.е. те конкретные объекты муницип управления, на которые направлено воздействие соответствующих полномочий органов местного самоуправления.

Дошкольное образование предоставляется в дошкольных образовательных учреждениях. Однако допускается его предоставление и в общеобразовательных учреждениях, при наличии у них соответствующих лицензий (ст. 17 Закона РФ «Об образовании», Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении»). Выбор способов организации предоставления дошкольного образования — путем создания дошкольных учреждений либо создания комбинированных учреждений — находится в компетенции органов местного самоуправления .

И РФ, и субъекты РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты в сфере образования (пункты 2 статей 28, 29 Закона РФ «Об образовании»). Причем четко компетенция РФ и субъектов РФ в этой сфере не разграничена (какие вопросы кто из них вправе регулировать). Поскольку это предмет совместного ведения, то по умолчанию субъекты РФ вправе регулировать любые вопросы в этой сфере, не урегулированные или прямо не изъятые из их компетенции федеральным законодательством. Действует общее правило о том, что законы субъектов РФ не должны противоречить федеральным законам. В связи с этим незаконны такие положения законов некоторых субъектов РФ, которые регулируют такие вопросы федерального ведения, как: утверждение государственных образовательных стандартов; разработка и утверждение типовых положений о соответствующих типах и видах образовательных учреждений республиканского подчинения; установление порядка аттестации отдельных категорий педагогических работников, образовательного ценза педагогических работников; разработка перечня профессий и специальностей, получение которых без отрыва от производства и в форме экстерната не допускается; нострификация документов об образовании иностранных государств; установление дополнительных к федеральным строительных норм и правил, санитарных норм, норм охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений для муниципальных образовательных учреждений (они вправе это делать только в отношении региональных образовательных учреждений); и др.

  • финансовое обеспечение предоставления дошкольного, общего, дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам;
  • принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ в области образования;
  • разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей;
  • лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений;
  • обеспечение и проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся;
  • информационное обеспечение образовательных учреждений, организация обеспечения учебниками в соответствии с федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, и учебными пособиями, допущенными к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях;
  • организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации и проведение аттестации педагогических работников образовательных учреждений субъекта РФ и муниципальных образовательных учреждений;
  • надзор и контроль в сфере образования.

Содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется программой дошкольного образования. К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования. В настоящее время установлены временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении (к образовательным программам и педагогическим технологиям, а также к характеру взаимодействия персонала с детьми) (см. Приказ Минобразования России от 22 августа 1996 г. N 448). Именно в рамках основных образовательных программ дошкольное образование является общедоступным и бесплатным.

Обращаем внимание, что передача государственных полномочий на местный уровень должна быть осуществлена законом субъекта РФ о наделении полномочиями и имеющая место практика передачи законом субъекта РФ о бюджете субвенций местным бюджетам на осуществление полномочий без предварительной специальной передачи самого полномочия является незаконной .

· совместно с территориальными органами Государственного антимонопольного комитета РФ организовать мониторинг процессов демонополизации и конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства и влияния конкуренции на рынках жилищно-коммунальных услуг на уровень цен, качество обслуживания, надежность и экологическую безопасность оказываемых услуг.

Закон об общих принципах организации местного самоуправления относит принятие планов и программ развития муниципального образования и утверждение отчетов об их исполнении к исключительному ведению представительного органа местного самоуправления. Поскольку законодатель включил в предметы ведения местного самоуправления вопросы комплексного социально-экономического развития муниципального образования, можно предположить, что органы местного самоуправления будут широко применять в своей практике принятие комплексных планов социально-экономического развития наряду с получившими распространение в последние годы целевыми программами: «Жилье», «Социальная защита», «Здравоохранение» и др.

На федеральном уровне принимаются многие программы, имеющие отношение к проблемам развития либо всех муниципальных образований, либо муниципальных образований отдельных регионов, либо муниципальных образований того или иного вида (например, исторические города, наукограды, малые и средние города и т.д.). В них могут содержаться рекомендации органам местного самоуправления, определяться формы их участия в реализации данных программ. Так, в постановлении Правительства РФ от 20 декабря 1997 г. «О Программе демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998—1999 годы» органам местного самоуправления и органам исполнительной власти субъектов Федерации рекомендовано:

Планы экономического и социального развития муниципальных образований должны формироваться на основе группировки основных проблем, характерных для жизнедеятельности населения муниципальных образований и требующих своего разрешения. К таким проблемно-содержательным направлениям (разделам) планов социально-экономического развития могут быть отнесены следующие: а) финансово-экономическое; б) социально-культурное; в) коммунально-бытового, торгового и иного обслуживания населения; г) транспорта и связи; д) природно-экономическое; е)строительства и др.

Разработка проектов планов и программ развития муниципального образования осуществляется исполнительным органом местного самоуправления (местной администрацией). В структуре местной администрации (за исключением небольших сельских, поселковых муниципальных образований) имеются необходимые службы, отделы, которые осуществляют работу по подготовке проектов планов и программ развития муниципального образования. Ранее органами, организующими работу по планированию развития городского, районного хозяйства, разработку проектов планов социально-экономического развития, являлись плановые комиссии исполнительных комитетов. Сегодня органы, занимающиеся планированием развития муниципальных образований, именуются по-разному (отделы планирования и прогнозирования и т.п.). Однако в процессе планирования принимают участие все отделы, управления и службы местной администрации, ибо разработка проектов планов и программ развития муниципальных образований предполагает всестороннее технико-экономическое обоснование целей и задач планов, программ, а также составление балансов: финансового, денежных доходов населения, трудовых ресурсов, земельного и других, необходимых для управления экономическим и социальным развитием территории.

Adblock
detector