Конвенция по вопросам гражданского процесса характеристика

Конвенция по вопросам гражданского процесса характеристика

5.9. Адвокату следует учитывать, что при наличии у властей запрашиваемого государства любых сомнений в его полномочиях как компетентного запрашивающего органа, адвокату требуется при необходимости подтвердить такие свои полномочия (в том числе при помощи указания на статус адвокатов как компетентных органов в заявлении России по Конвенции, размещенном на сайте Гаагской конференции по МЧП (www.hcch.net/index_en.php?act=authorities.details&aid=638)) при помощи представления (в том числе и по электронной почте или по факсу) документа о своем статусе адвоката (целесообразно — надлежащим образом заверенного (например, апостилированного) и переведенного на государственный язык запрашиваемого государства).

Однако когда адвокат выступает представителем одной из сторон в третейском разбирательстве, включая международный коммерческий арбитраж, он вправе обращаться с запросом согласно Конвенции также и в ходе такого разбирательства в интересах представляемой стороны. Для целей Конвенции такой запрос будет являться внесудебным документом, исходящим от компетентного органа, назначенного Россией в заявлении по Конвенции.

Россия присоединилась к данной Конвенции в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2011 г. № 102-ФЗ с оговоркой. Конвенция вступила в силу для России 1 октября 2011 г. Текст Конвенции опубликован в «Собрании законодательства Российской Федерации» (19 декабря 2011 г., № 51 ст. 7452).

Приведены методические рекомендации касательно применения Гаагских конвенций по вопросам международного частного права и международного гражданского процесса. Они разработаны для адвокатов и могут использоваться российскими адвокатскими образованиями и/или адвокатскими палатами субъектов Федерации.

5.3. Хотя в самой Конвенции адвокаты не упоминаются, в п. II заявления России по Конвенции адвокаты названы в качестве органов (именно «органов»), компетентных согласно законодательству России обращаться в соответствии с Конвенцией к иностранным уполномоченным лицам в гражданских или торговых делах во всех случаях, при которых российский судебный или внесудебный документ необходимо направить за границу для передачи или вручения.

Вручение документов по гражданским или торговым делам лицам, находящимся за границей, производится в Договаривающихся государствах по просьбе консула запрашивающего государства, направляемой органу, который будет указан запрашиваемым государством. Просьба с указанием органа, от которого исходит передаваемый документ, имени и в каком качестве выступают стороны, адреса получателя, характера документа, о котором идет речь, должна быть изложена на языке запрашивающего органа. Этот орган направляет консулу подтверждение вручения документа или объяснение причин, по которым оно не могло состояться.

Вручение документов производится при содействии компетентного по законодательству запрашиваемого государства органа. Этот орган может, за исключением случаев, предусмотренных в статье 3, ограничиться вручением документа путем передачи его адресату, если последний примет его добровольно.

От граждан одного из Договаривающихся государств, имеющих место жительства в одном из этих государств и выступающих в судах другого из этих государств в качестве истцов или третьих лиц, не может быть потребовано никакого залога или обеспечения в какой бы то ни было форме на основании того, что они являются иностранцами или не имеют постоянного или временного места жительства в данной стране.

Однако при отсутствии соглашения, предусматривающего иной порядок, запрошенное государство имеет право требовать от запрашивающего государства возмещения сумм, уплаченных свидетелям или экспертам, а также судебных издержек, связанных с применением принудительных мер по указанию судебного исполнителя, если свидетели не явятся в суд добровольно, а также издержек, могущих возникнуть в связи с применением второго абзаца статьи 14.

По гражданским и торговым делам граждане каждого из Договаривающихся государств будут пользоваться во всех других Договаривающихся государствах бесплатной помощью, как собственные граждане этих последних государств в соответствии с законодательством государства, где требуется бесплатная правовая помощь.

Для выполнения условий, предусмотренных в пункте 1 и 2 второго абзаца, достаточно либо заявления компетентных властей запрашивающего государства, подтверждающего, что решение вступило в законную силу, или представление должным образом заверенных документов, свидетельствующих, что соответствующее решение вступило в законную силу. Компетентность указанных выше властей при отсутствии соглашения, предусматривающего иной порядок, удостоверяется высшим должностным лицом, возглавляющим органы юстиции запрашивающего государства. Упомянутые выше заявление и свидетельство должны быть составлены или переведены в соответствии с правилами, изложенными в пункте 3 второго абзаца.

3. Изложены ли постановления решения на языке запрашиваемых властей или на языке, о котором достигнута договоренность между двумя заинтересованными государствами, или к документу приложен перевод на один из указанных языков, и при отсутствии соглашения, предусматривающего иной порядок, засвидетельствован ли он дипломатическим или консульским представителем запрашивающего государства или присяжным переводчиком запрашиваемого государства.

Основные положения и значение Гаагской конвенции по вопросам гражданского процесса 1954 г

Среди многосторонних международных соглашений о правовой помощи основным универсальным регулятором порядка исполнения судебных поручений является Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. Конвенция определяет понятие «судебные документы» и устанавливает общее правило, что поручение передается консульским путем. Возможно отступление от этого правила: использование как дипломатического пути, так и непосредственных сношений судебных органов. Государства обязаны исполнять поручения, за исключением случаев, перечисленных в Конвенции.

Так, согласно ст. 17 Гаагской конвенции по вопросам гражданского процесса 1954 г. от граждан одного из договаривающихся государств, имеющих место жительства в одном из этих государств и выступающих в судах другого из этих государств в качестве истцов или третьих лиц, не могут быть истребованы залог или обеспечение в какой бы то ни было форме на основании того, что они являются иностранцами или не имеют постоянного или временного места жительства в данной стране. Это же правило применяется в отношении любых платежей, которые могли бы быть истребованы от истцов или третьих лиц в обеспечение судебных издержек.

Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. определяет очень узкий круг дел, предполагающих признание и исполнение за границей. Предусмотрен дипломатический путь обращения с просьбой об исполнении решения; при этом установлена возможность и упрощенного порядка обращения. Рассмотрение вопроса о разрешении принудительного исполнения производится компетентными органами государства места исполнения в соответствии с его национальным законодательством. Суд места исполнения не рассматривает иностранное решение по существу, а ограничивается установлением его формальной правильности.

В соответствии со ст. 18 Конвенции судебные решения об уплате судебных издержек и расходов, понесенных ответчиком и государством по делу, в котором истец или третья сторона освобождены от внесения обеспечения или залога в силу ст. 17 или законодательства государства, приводятся в исполнение бесплатно компетентными властями в каждом другом договаривающемся государстве по поручениям, передаваемым в дипломатическом порядке.

Правовым отношениям по гражданским и семейным делам посвящен раздел II Конвенции. Минской конвенцией о правовой помощи от 22.01.1993 г. урегулированы такие вопросы между странами-участниками в области гражданского процесса, как касаемо имущественных правоотношений, наследования, семейных дел, опеки, усыновления, заключения и расторжения брака. Кроме того Конвенцией урегулированы вопросы признания и исполнения судебных решений судов договаривающихся стран.

Вопросы международного права зачастую возникают в работе адвоката как по уголовным, так и по гражданским делам. Защита обвиняемого гражданина иностранного государства, защита доверителя соотечественника, совершившего преступление за пределами РФ, получение доказательств за рубежом, международная правовая помощь по гражданским делам, все это требует от адвоката, как от защитника по уголовному делу, так и как от представителя в гражданском процессе, определенной компетенции в вопросах международного права.

Международный обычай как источник (форма) международного права, определяется как правило поведения — длительно использующееся, проявляющееся в аналогичной обстановке (ситуации), признаваемое субъектом международных правоотношений. Международный обычай закреплен пунктом «b» части первой ст. 38 Статута Международного суда ООН, являющегося неотъемлемой частью Устава ООН (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.).

Международная правовая помощь между странами бывшего СССР по большей части регулируется Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в Минске 22 января 1993 года. Конвенция ратифицирована следующими странами участниками: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина. Как следует из названия Конвенции, документ регулирует международные правовые отношения между названными странами в сфере гражданского, семейного и уголовного права.

Раздел IV Минской конвенции от 22.01.1993 г. посвящен правовой помощи по уголовным делам. Так, указанным разделом предусмотрены вопросы межгосударственной выдачи лиц для привлечения к уголовной ответственности, взятия под стражу, перевозке, передаче предметов и порядке сношений по вопросам выдачи и уголовного преследования. Именно Минской конвенцией урегулированы вопросы привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений не только на территории одного государства но и на межгосударственном пространстве, определен порядок рассмотрения дел в случае подсудности их судам нескольких государств, определено национальное законодательство какой страны применимо в том или ином случае.

К многосторонним договорам, в частности, относятся Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.93, Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10.06.58 и Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20.03.92.

1. По делам о признании лица безвестно отсутствующим или объявлении умершим и по делам об установлении факта смерти компетентны учреждения юстиции Договаривающейся Стороны, гражданином которой лицо было в то время, когда оно по последним данным было в живых, а в отношении других лиц — учреждения юстиции по последнему месту жительства лица.

Рекомендуем прочесть:  Пособие для малоимущих в челябинской области

1. По делам о расторжении брака в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 28, компетентны учреждения Договаривающейся Стороны, гражданами которой являются супруги в момент подачи заявления. Если на момент подачи заявления оба супруга проживают на территории другой Договаривающейся Стороны, то компетентны также учреждения этой Договаривающейся Стороны.

1. Если в частях II — V настоящего раздела не установлено иное, иски к лицам, имеющим место жительства на территории одной из Договаривающихся Сторон, предъявляются, независимо от их гражданства, в суды этой Договаривающейся Стороны, а иски к юридическим лицам предъявляются в суды Договаривающейся Стороны, на территории которой находится орган управления юридического лица, его представительство либо филиал.

1. Договаривающиеся Стороны по просьбе оказывают друг другу в соответствии со своим законодательством помощь при установлении адресов лиц, проживающих на их территориях, если это требуется для осуществления прав их граждан. При этом запрашивающая Договаривающаяся Сторона сообщает имеющиеся у нее данные для определения адреса лица, указанного в просьбе.

Россия подписала Конвенцию о признании и исполнении иностранных решений суда по гражданским или торговым делам

По мнению эксперта, Конвенция потенциально может устранить указанную проблему, в связи с чем ее подписание Россией можно оценить как шаг навстречу потребностям бизнеса и правовой определенности в сфере признания и приведения в исполнение иностранных судебных решений. Однако для придания документу универсального характера потребуется участие в ней значительно большего количества государств, на что могут уйти годы. «Соответственно, говорить о правовом значении Конвенции для правоприменительной практики в ближайшей перспективе преждевременно – на данный момент она даже не вступила в силу, поскольку для этого требуется ее ратификация как минимум двумя государствами (ст. 28 Конвенции)», – резюмировал он.

Как ранее писала «АГ», Конвенция была принята 2 июля 2023 г. в рамках 22-й дипломатической сессии Гаагской конференции по международному частному праву и регулирует процедуру трансграничного исполнения вынесенных судебных решений. В ней, в частности, прописаны основания для признания и приведения в исполнение решений, отказа в выдаче экзекватуры, а также определяется исключительная юрисдикция судов. При этом из сферы действия Конвенции исключен ряд категорий дел, в том числе семейные споры, банкротные дела, споры в области интеллектуальной собственности.

Эксперт добавила, что Конвенция – это результат десятилетней работы профессионалов мирового уровня в сфере международного права. «Советую коллегам ознакомиться с текстом Конвенции уже сейчас, поскольку она, несомненно, будет широко использоваться в ближайшем будущем. Официальный текст доступен на английском, но в Сети уже можно найти и неофициальный перевод на русский язык», – заметила она.

Советник практики по разрешению споров юридической фирмы Allen & Overy Андрей Панов обратил внимание, что данная Конвенция применяется к решениям, вынесенным по процессам, при условии, что на момент начала процесса в суде и страна вынесения решения, и страна его исполнения являлись сторонами Конвенции. «На данном этапе ее подписали только пять стран, и, полагаю, ни одна еще не ратифицировала. Кроме того, Конвенция не применяется к решениям, вынесенным судом на основании “исключительных соглашений о выборе суда”, заключенных сторонами спора, – в этих случаях применяется Гаагская конвенция о Соглашениях о выборе суда (от 30 июня 2005 г.), которую Россия так и не подписала», – добавил эксперт.

В комментарии «АГ» руководитель Арбитражной практики VEGAS LEX Виктор Петров заметил, что Россия стала пятым государством, подписавшим Конвенцию. «Представляется, что ее подписание свидетельствует о нацеленности России на унификацию правового регулирования в сфере признания и приведения в исполнение иностранных судебных решений и устранение имеющихся правовых проблем в этой области, – пояснил эксперт. – Так, в настоящее время признание и приведение в исполнение решений иностранных судов осуществляются в России либо в соответствии с региональными международными договорами (в частности, Минской конвенцией и Киевским соглашением), либо в силу двусторонних договоров о правовой помощи, либо – в отсутствие соответствующих договоров – на основании принципов взаимности и международной вежливости».

Присоединение России к Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных судебных решений по гражданским или коммерческим делам: преимущества, недостатки, вклад и перспективы

1. Гарантии защиты. Устанавливая и признавая единые конвенционные правила признания и исполнения судебных решений, российские власти смогут предоставить иностранным и отечественным участникам достаточный уровень гарантий защиты своих интересов как внутри, так и за пределами юрисдикции РФ. Кроме того, международный режим признания и исполнения судебных решений поможет во многом упростить данный процесс для участников и существенно сократить расходы на судопроизводство подобного рода. Если посмотреть более широко, то это позволит гармонизировать общий инвестиционный климат в России, предоставив инвесторам надежный инструмент защиты своих прав в российской правовой системе.

6. Определенность. Конвенционный механизм устанавливает в статье 7 исчерпывающий перечень оснований для отказа в признании или исполнении решений. Наличие конкретных и установленных оснований создает гарантии от последующих злоупотреблений и произвольного толкования норм Конвенции.

3. Важно также отметить, что Конвенция будет применяется только к решениям, вынесенным судами. При таком подходе решения, принятые органами (советами), не будут признаваться и исполняться. Однако в некоторых странах споры об авторских правах рассматриваются не судами, а соответствующими ведомствами (квазисудебными органами). В этой связи российской стороне предлагается обсудить данный вопрос с другими потенциальными участниками Конвенции, определив ее границы в отношении данного аспекта.

2. Международное сотрудничество. Принимая во внимание существующую на данный момент конфронтацию между Западом и Россией, присоединение к Конвенции способствовало бы международному сотрудничеству (диалогу) между судебными сообществами по вопросам трансграничных правоотношений по гражданским и коммерческим делам. Подобная интеграция российской судебной системы в международную позволила бы не остаться в стороне от существующих интеграционных тенденций.

3. Инвестиционная привлекательность. Конвенция предусматривает создание системы признания и исполнения решений национальных судов во всех договаривающихся государствах. В этой связи, у государств, которые останутся «в стороне», есть риск понести репутационные издержки и оказаться менее привлекательными для инвестиционного и бизнес сообществ. Подобная изоляция российской стороны в условиях современной конъюнктуры развития международных отношений представляется менее продуктивной. Есть большие шансы полагать, что в результате присоединения к Конвенции и последующей имплементации ее положений, российская сторона сможет сделать шаг в сторону развития международной торговли и инвестиционной привлекательности.

В соответствии со статьей 21 Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15 ноября 1965 года (далее — Конвенция) Российская Федерация сообщает Министерству иностранных дел Королевства Нидерландов о следующем:
I. Центральным органом Российской Федерации для целей статьи 2 Конвенции, а также органом, компетентным принимать документы, передаваемые по консульским каналам, в соответствии со статьей 9 Конвенции, назначено Министерство юстиции Российской Федерации.
Адрес:
«Министерство юстиции Российской Федерации
ул. Воронцово поле, 4а
г. Москва
109830, ГСП, Ж-28
Российская Федерация»
Телефон: (7095) 200-15-79, (7095) 209-61-79

Если запрос о вручении соответствует положениям настоящей Конвенции, запрашиваемое государство может отказать в его исполнении только в том случае, если считает, что исполнение запроса может нанести ущерб его суверенитету или безопасности.
В исполнении не может быть отказано только на том основании, что запрашиваемое государство, согласно его законодательству, обладает исключительной юрисдикцией над предметом рассматриваемого дела, или что по его законодательству предъявление иска, лежащего в основе заявленного запроса, не допускается.
В случае отказа центральный орган незамедлительно информирует об этом заявителя с указанием причин.

Центральный орган запрашиваемого государства вручает или доставляет документ самостоятельно или иным образом обеспечивает его вручение:
a) либо в порядке, предусмотренном законодательством этого государства для вручения или доставки совершенных в нем документов лицам, находящимся на его территории;
b) либо, по ходатайству заявителя, в особом порядке, если такой порядок не является несовместимым с законодательством запрашиваемого государства.
За исключением случая, предусмотренного в пункте «b» части первой настоящей статьи, документ может всегда быть непосредственно доставлен такому адресату, который согласен его добровольно принять.
Если документ подлежит вручению в соответствии с частью первой настоящей статьи, центральный орган может потребовать, чтобы документ был составлен или переведен на официальный язык или один из официальных языков запрашиваемого государства.
Вместе с документом адресату доставляется та часть запроса, оформленная по образцу, прилагаемому к настоящей Конвенции, которая содержит основные положения документа, подлежащего вручению.

Настоящая Конвенция не затрагивает положений законодательства Договаривающегося государства, разрешающих не предусмотренные в предшествующих статьях способы передачи документов, поступивших из-за рубежа в целях их вручения или доставки на его территории.

Стандартные условия, указанные в образцах, прилагаемых к настоящей Конвенции, во всех случаях приводятся на французском или английском языке. Кроме того, они могут быть также приведены на официальном языке или одном из официальных языков запрашивающего государства.
Соответствующие графы бланков заполняются либо на языке запрашиваемого государства, либо на французском или английском языке.

К настоящей Конвенции после ее вступления в силу могут присоединиться с согласия всех Договаривающихся Сторон другие государства путем передачи депозитарию документов о присоединении. Присоединение считается вступившим в силу по истечении тридцати дней с даты получения депозитарием последнего сообщения о согласии на такое присоединение.

2. Каждая из Договаривающихся Сторон предоставляет другим Договаривающимся Сторонам бесплатно по их просьбе сведения о судимости лиц, осужденных ранее ее судами, если эти лица привлекаются к уголовной ответственности на территории запрашивающей Договаривающейся Стороны.

3. Вызванному лицу, указанному в пункте 1 настоящей статьи, запрашивающей Договаривающейся Стороной возмещаются расходы, связанные с проездом, а также пребыванием на ее территории и не полученная заработная плата за дни отвлечения от работы; эксперты имеют также право на вознаграждение за проведение экспертиз. В вызове должно быть указано, какие выплаты вправе получить вызванные лица; по их ходатайству учреждение юстиции запрашивающей Договаривающейся Стороны выплачивает аванс на покрытие соответствующих расходов.

2. Если заявитель не имеет на территории Договаривающейся Стороны местожительства или местопребывания, то достаточно представить документ, выданный соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением Договаривающейся Стороны, гражданином которой он является.

Рекомендуем прочесть:  Гражданин И 27 12 1968 Года Рождения Ликвидатор Последствий

2. При направлении запрашивающей Договаривающейся Стороной возбужденного уголовного дела расследование по этому делу продолжается запрашиваемой Договаривающейся Стороной в соответствии с ее внутренним законодательством. До направления поручения об осуществлении уголовного преследования запрашивающая Договаривающаяся Сторона решает вопрос о продлении сроков следствия, содержания обвиняемых под стражей и возобновлении производства по делу.

Основополагающим документом о правовой помощи по гражданским и семейным делам служит Гаагская Конвенция по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 г. Россия подписала этот важный международный документ позже.

Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 заменила собой действовавшие ранее Гаагские конвенции 1896 и 1905 по аналогичной проблематике. Она закрепила сложившуюся международную практику оказания учреждениями юстиции взаимной правовой помощи при рассмотрении в судах гражданских (и торговых) дел и устранила основные препятствия, затрудняющие доступ иностранцев в суды стран-участниц. В гаагской конвенции по вопросам гражданского процесса регулируется вручение судебных и внесудебных документов (судебных повесток и других извещений, копий исковых заявлений, нотариальных документов, если они касаются гражданских и торговых дел, и т.п.), а также исполнение судебных поручений о допросе или совершении иных процессуальных действий. При исполнении поручений применяется, как правило, процессуальное законодательство запрашиваемого государства, но по просьбе которого могут быть применены и нормы законодательства запрашивающего государства, если это не противоречит местным законам. Конвенция устанавливает случаи, когда в исполнении поручения может быть отказано. Конвенция предусматривает, кроме того, освобождение истцов-иностранцев от обеспечения уплаты судебных расходов (cautio judicatum solvi), которые может понести ответчик в случае отказа истцу в иске; исполнение судебных решений о взыскании судебных расходов; оказание бесплатной правовой помощи, т.е. освобождение сторон по делу — иностранцев от уплаты судебных расходов при доказанности их тяжелого имущественного положения на тех же условиях, что и собственных граждан, а также некоторые другие вопросы.

Примером регулирования такого вопроса государствами — участниками СНГ является ст
т.д.). Исходя из общих правил арбитражного процесса, отказ в исполнении судебного
* См., напр., ст. 13 Конвенции по вопросам гражданского процесса (далее — Гаагская Конвенция 1954 г.

В целях упрощения и ускорения процедуры оказания помощи, улучшения правового положения выступающих в судах граждан стран-участниц, создания правил, направленных на привлечение к сотрудничеству стран англо-американского права (в частности, США), разработаны и заключены три Конвенции (РФ в них не участвует): О вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам от 15 ноября 1965, О сборе за границей доказательств по гражданским и торговым делам от 18 марта 1970 и Об облегчении доступа к правосудию за границей от 25 октября 1980. В отношениях тех стран-участниц Г.к. 1954, которые заключили указанные конвенции, положения Г.к., относящиеся к соответствующей проблематике, перестали действовать.

Согласно Гаагской конвенции допускается заключение между странами-участницами двусторонних договоров о правовой помощи. РФ имеет такие договоры (соглашения) с Австрией (1970), Бельгией (1945—46), Венгрией (1958, с изм. 1971), Францией (1936), ФРГ (1956-57), Чехословакией (1982), Польшей (1957, с изм. 1980; в 1996 подписан новый договор, пока не вступивший в силу), Югославией (1962). В отношениях со странами-участницами, заключившими с РФ двусторонние договоры (соглашения) о правовой помощи, следует применять при отсутствии иной договоренности между государствами именно эти договоры; Конвенция применяется постольку, поскольку в договоре отсутствует соответствующее регулирование.

Гаагская конвенция 1954 по вопросам гражданского процесса

  • наименование страны, проставившей апостиль;
  • имя человека, который подписал документ;
  • его должность;
  • название учреждения, от которого исходит документация;
  • населенный пункт, в котором проходило удостоверение;
  • дата удостоверения;
  • наименование государственного учреждения, заверяющего документацию;
  • порядковый номер апостиля;
  • печать учреждения, заверяющего документацию;
  • подпись должностного лица, производившего заверение.

Если неприятель взимает в занятой им области установленные в пользу Государства налоги, пошлины и денежные сборы, то он обязан делать это, по возможности сообразуясь с существующими правилами обложения и раскладки их, причем на него ложится проистекающая из сего обязанность нести расходы по управлению занятой областью в размерах, в каких обязывалось к сему законное Правительство.

Языком апостиля может быть либо один из официальных языков конвенции (французский или английский), либо язык той страны, которая его проставила. В подавляющем большинстве случаев используется двуязычие, то есть одновременно язык проставившей апостиль страны и один из официальных языков конвенции.

Все средства, приспособленные для передачи сведений на суше, на море и по воздуху, для перевозки лиц и вещей, за исключением случаев, подлежащих действию морского права, склады оружия и вообще всякого рода боевые припасы, даже если они принадлежат частным лицам, также могут быть захвачены, но подлежат возврату с возмещением убытков по заключении мира.

Кроме того, в этом же году участниками договора стали Босния и Герцеговина, Сербия, Беларусь, Маршалловы острова. В 1993 году к договору присоединилась лишь одна страна – Белиз. Зато в следующем году Конвенцию ратифицировали сразу две страны – Сент-Китс и Невис, а затем и Армения. Эти страны получили сразу право свободно использовать апостиль практически во всех государствах договора, в том числе в России и в США. Австралия и Мексика стали членами Конвенции в следующем году. Безусловно, вступление этих крупных стран усилило позиции данного сообщества. В 1995 году также к договору присоединились Южно-Африканская Республика и Сан-Марино.

Нуждающиеся лица — граждане одного из Договаривающихся государств могут на равных с местными гражданами основаниях требовать бесплатной выдачи выписок о регистрации актов гражданского состояния. Документы, необходимые им для заключения брака, легализуются бесплатно дипломатическими или консульскими представителями Договаривающихся государств.

Если правовая помощь оказывается гражданину одного из Договаривающихся государств, то вручение документов по делу такого гражданина в другом Договаривающемся государстве, независимо от способа, посредством которого оно производится, не служит поводом для возмещения издержек запрашивающим государством запрашиваемому государству.

В любом случае свидетельство или заявление о нуждаемости должны выдаваться или приниматься органами власти по обычному местожительству иностранца или при отсутствии такового органами власти по его фактическому местожительству. Если эти последние органы власти не принадлежат к Договаривающемуся государству и не принимают или не выдают свидетельств или заявлений такого рода, будет достаточно свидетельства или заявления, выданного или принятого дипломатическим или консульским представителем страны, к которой принадлежит иностранец.

Орган судебной власти, к которому обращено судебное поручение, обязан его исполнить, пользуясь теми же средствами принуждения, какие допускаются при исполнении поручений властей запрашиваемого государства или ходатайств заинтересованных сторон. Принятие мер принуждения не является обязательным в тех случаях, когда речь идет о явке сторон в суд.

Каждое Договаривающееся государство после подписания или ратификации настоящей Конвенции или после присоединения к ней может посредством оговорки ограничить применение статьи 17 гражданами Договаривающихся государств, имеющими обычное местожительство на его территории.

3. Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшава, 12.10.1929 г.), Протокол относительно изменения Конвенции (Гаага, 28.09.1955 г.), Конвенция, дополнительная к Варшавской конвенции, для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицом, не являющимся перевозчиком по договору (Гвадалахара, 18.09.1961 г.)

13.Всемирная конвенция об авторском праве, пересмотренная в Париже 24 июля 1971 года, Дополнительный протокол № 1, касающийся применения настоящей Конвенции к произведениям лиц без гражданства и беженцев, и Дополнительный протокол № 2, касающийся применения указанной Конвенции к произведениям, издаваемым различными международными организациями (Париж, 24.07.1971)

11.Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (КГО/CLC) (Брюссель, 29.11.1969 г.), Протокол к Международной конвенции 1976 года (Лондон, 19.11.1976 г.) и Протокол 1992 года об изменении Международной конвенции (Лондон, 27.11.1992 г.)

· Решение о присоединении Российской Федерации к данной Конвенции принято Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1224. Россия приняла решение об отзыве заявления, сделанного при присоединении к Конвенции (Постановление Правительства РФ от 11.12.2012 № 1281)

2. Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 года (Брюссель, 25.08.1924 г.), Протокол об изменении Международной конвенции 1968 года (Брюссель, 23.02.1968 г.) и Протокол об изменении Международной конвенции 1979 года (Брюссель, 21.12.1979 г.)

Конвенция по вопросам гражданского процесса характеристика

Однако при отсутствии соглашения, предусматривающего иной порядок, запрашиваемое государство имеет право требовать от запрашивающего государства возмещения расходов, возникших в связи с участием должностного лица или применением особого порядка в случаях, указанных в ст. 3.

Совершено в Гааге 1 марта 1954 г., в единственном экземпляре, который будет находиться на хранении в архивах Правительства Нидерландов. Заверенная копия настоящей Конвенции будет разослана по дипломатическим каналам каждому государству, представленному на седьмой сессии Гаагской Конференции по международному частному праву.

Тюремное заключение за долги как средство исполнения или как предупредительная мера по гражданским или торговым делам не может быть применено и к иностранцам, являющимся гражданами одного из Договаривающихся государств, в тех случаях, когда оно не применяется к местным гражданам. Факт, который может быть использован гражданином, имеющим местожительство в данной стране, в качестве мотива для своего освобождения из тюремного заключения за долги, равным образом будет свидетельствовать в пользу гражданина Договаривающегося государства, даже если такой факт имел место за границей.

Орган судебной власти, к которому обращено судебное поручение, обязан его исполнить, пользуясь теми же средствами принуждения, какие допускаются при исполнении поручений властей запрашиваемого государства или ходатайств заинтересованных сторон. Принятие мер принуждения не является обязательным в тех случаях, когда речь идет о явке сторон в суд.

По гражданским и торговым делам граждане каждого из Договаривающихся государств будут пользоваться во всех других Договаривающихся государствах бесплатной правовой помощью как собственные граждане этих последних государств в соответствии с законодательством государства, где требуется бесплатная правовая помощь.

Консул осуществляет судебное представительство, если само заинтересованное лицо в процессе не участвует и не поручило вести дело судебному представителю (по правилам ГПК). Юридическим фактом – основанием возникновения представительства консула выступает международный договор. Поэтому ведение дела в суде осуществляется без какой-либо доверенности со стороны представляемого. В связи с этим в отечественной доктрине дискутировался вопрос: вправе ли консул, представляя гражданина своей страны в российском суде, осуществлять также распорядительные полномочия без особого на то поручения? Было высказано два противоположных суждения:

Рекомендуем прочесть:  Сколько дней дается 5а заключене договора посде пкбликауии плана графика в 2023 году

Актуальность указанные разделы Конвенции 1954 г. сохраняют только в отношениях с государствами – участниками данной Конвенции, не присоединившимися к конвенциям 1965 г. (например, Хорватия) и 1970 г. (например, Бельгия, Хорватия, Египет). Данные положения важно иметь в виду для правильного определения порядка передачи судебного поручения, что имеет значение для возможности его исполнения. Согласно ст. 1 Конвенции о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам судебный орган одного Договаривающегося государства, подписавшего Конвенцию, может в соответствии с положениями своего законодательства запросить посредством судебного поручения компетентный орган другого Договаривающегося государства о получении по гражданским или торговым делам доказательства или выполнении другого процессуального действия.

Данные положения исходят из воспринятой отечественным законодательством публично-правовой концепции, основанной на категории суверенитета. Вместе с тем в современном меняющемся мире находит признание частноправовой подход к проблеме признания и исполнения иностранных решений. Это означает, что право на признание иностранного судебного акта может рассматриваться как субъективное право гражданина, реализация которого не зависит от наличия международного договора или принципа взаимности. Пока такие суждения не общепризнаны и остаются в сфере предложений de lege ferenda как пожелания на будущее.

Соглашение сторон об изменении подсудности называется пророгационным. Об этом же говорит ч. 1 ст. 404 ГПК: по делу с участием иностранного лица стороны вправе договориться об изменении подсудности дела (пророгационное соглашение) до принятия его судом к своему производству. То же предусматривает и ст. 21 Минской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам: суды Договаривающихся Сторон могут рассматривать дела и в других случаях, если имеется письменное соглашение сторон о передаче спора этим судам.

Урегулирование в международных соглашениях порядка исполнения судебных поручений иностранных судов – важный аспект правовой помощи, позволяющий эффективно реализовать данный институт (например, предусмотреть возможность получения доказательств на территории другого государства с применением норм процессуального права запрашивающего суда, что чрезвычайно важно для последующего использования доказательства в суде).

По гражданским и торговым делам граждане каждого из Договаривающихся государств будут пользоваться во всех других Договаривающихся государствах бесплатной правовой помощью, как собственные граждане этих последних государств в соответствии с законодательством государства, где требуется бесплатная правовая помощь.

Каждый из этих способов вручения может применяться только в том случае, если это допускается соглашениями, заключенными заинтересованными государствами, или, при отсутствии соглашения, если не имеется препятствий со стороны государства, на территории которого вручение производится. Это государство не может препятствовать вручению, если в случаях, предусмотренных пунктом 3 первого абзаца настоящей статьи, документ должен быть вручен не в принудительном порядке гражданину запрашивающего государства.

В случае, если нуждающееся лицо находится не в той стране, в которой испрашивается оказание бесплатной правовой помощи, то просьба такого лица об оказании правовой помощи вместе со свидетельством или заявлением о нуждаемости и, в необходимом случае, другими поддерживающими его просьбу документами, облегчающими рассмотрение просьбы, может быть направлена консулом его страны властям, компетентным рассматривать указанную просьбу, или властям, определенным государством, где должна рассматриваться просьба.

Согласно статье 22 Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам (15 ноября 1965 г.) указанная Конвенция заменяет в отношениях между ее участниками, являющимися также участниками настоящей Конвенции, статьи 1 — 7 настоящей Конвенции. В отношениях России с другими странами это правило вступило в силу с 1 декабря 2001 г.

Согласно статье 29 Конвенции о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам (Гаага, 18 марта 1970 г.) указанная Конвенция заменяет в отношениях между ее участниками, являющимися также участниками настоящей Конвенции, статьи 8 — 16 настоящей Конвенции. В отношениях России с другими странами это правило вступило в силу с 30 июня 2001 г.

Например, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (принята в Минске 22 января 1993 года). Она предусматривает оказание правовой помощи посредством выполнения процессуальных действий, которые предусмотрены в законодательстве запрашивающей стороны. В Конвенции отражены вопросы подсудности и иные процессуальные вопросы.

В случае если решение о согласии на обязательность международного договора для России было принято в форме федерального закона, то при наличии противоречий применяются его правила, а не нормы внутреннего законодательства. Указанное обстоятельство обозначает международный договор как источник гражданского процессуального права.

В случае применения норм международных договоров следует учитывать, что согласно пункту 3 статьи 5 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных договоров РФ, не нуждающихся в издании внутренних государственных актов для применения, действуют в России непосредственно.

Вручение документов производится при посредстве властей, компетентных по законодательству запрашиваемого государства. Эти власти могут, за исключением случаев, предусмотренных в ст. 3, ограничиться вручением документа путем передачи его адресату, если последний примет его добровольно.

Вручение документов по гражданским или торговым делам лицам, находящимся за границей, производится в Договаривающихся государствах по просьбе консула запрашивающего государства, направляемой властям, которые будут указаны запрашиваемым государством. Просьба с указанием властей, от которых исходит передаваемый документ, имен и качества сторон, адреса получателя, характера документа, о котором идет речь, должна быть изложена на языке запрашиваемых властей. Эти власти направляют консулу подтверждение вручения документа или объяснение причин, по которым оно не могло состояться.
Все затруднения, возникающие в связи с такой просьбой консула, разрешаются дипломатическим путем.
Каждое Договаривающееся государство может заявить в уведомлении другим Договаривающимся государствам, что оно желает, чтобы просьбы о вручении документов, содержащие данные, указанные в первом абзаце, передавались ему дипломатическим путем.
Ничто в предыдущих положениях не препятствует тому, чтобы два Договаривающихся государства согласились разрешить непосредственные сношения между их соответствующими властями.

К просьбе прилагается копия документа, подлежащего вручению, в двух экземплярах.
Если документ, подлежащий вручению, составлен на языке запрашиваемых властей или на языке, о котором достигнута договоренность между двумя заинтересованными государствами, или если к этому документу прилагается его перевод на один из вышеуказанных языков, запрашиваемые власти, в случае, если в просьбе будет выражено о том пожелание, могут вручить означенный документ в порядке, установленном его внутренним законодательством для такого рода случаев, или в особом порядке, если он не противоречит этому законодательству. Если такого пожелания выражено не было, запрошенные власти вручат документ в порядке, предусмотренном ст. 2.
При отсутствии соглашения, предусматривающего иной порядок, точность перевода, о котором упоминается в предшествующем абзаце, должна быть удостоверена дипломатическим или консульским представителем запрашивающего государства или присяжным переводчиком запрашиваемого государства.

Подтверждение вручения имеет место или в виде удостоверенной расписки адресата с указанием даты или в виде свидетельства властей запрашиваемого государства, в котором констатируется факт вручения и указывается способ и дата вручения.
Расписка или свидетельство оформляются на одной из копий документа или в виде приложения.

Источники международного гражданского процесса

Если соотнести, образно говоря, географическую и правовую карты нашей планеты, то в сфере международного гражданского процесса (и международного частного права) можно выделить несколько центров правового притяжения, в рамках которых существует свой правовой режим, складывается наднациональное законодательство и юридическая система, а национальное право развивается под влиянием межгосударственных органов. К их числу относятся Европейский союз (ЕС), СНГ, Северная Америка, возможно, страны Латинской Америки. Что касается стран Азии и Африки, Тихоокеанского региона, то здесь ограниченность информации не позволяет сделать какие-либо обоснованные выводы.

Наднациональные акты. Такие акты издаются, например, Европейским Союзом. По юридической силе различаются регламенты, директивы, решения, рекомендации и заключения (ст. 249 Договора об учреждении Европейского сообщества). Среди них следует назвать Регламент Совета Европейского союза от 22.12.2000 г. N 44/2001 о юрисдикции, признании и принудительном исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам, вступивший в силу с 01.03.2002 г. (далее — Регламент 44/2001).

Определенное (особенно в сфере защиты прав человека) интегрирующее значение в правовой сфере оказывает Совет Европы, его законодательство и решения Европейского суда по правам человека. В этом плане акты Совета Европы оказывают влияние на страны как ЕС, так и СНГ. Что касается стран СНГ, то здесь наряду с соглашениями и конвенциями, охватывающими все государства СНГ, складывается более определенная и тесная правовая общность между отдельными группами государств, в частности между Россией и Беларусью; Россией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном.

Из неевропейских актов можно выделить Кодекс международного частного права (Кодекс Бустаманте), принятый на VI Международной американской конференции (вступил в силу 25.11.1928 г.). Он является региональным договором, заключенным между странами Центральной и Южной Америки, и представляет собой пример относительно полной кодификации норм международного частного права и международного гражданского процесса. Кодекс явился первым достаточно успешным опытом унификации, включает 437 статей и действует уже в течение более чем 70 лет для 15 государств Латинской Америки.*(516)

Многосторонние соглашения и договоры. Это, пожалуй, самая значительная часть правовой основы международного гражданского процесса. X. Шак в связи с этим замечает, что главной причиной конфликтов между конвенциями является огромное множество занимающихся разработкой международных договоров международных органов и организаций. «Утешает лишь то, что не из каждого яйца вылупится птенец», — пишет X. Шак*(505). В соответствии со сложившейся классификацией можно выделить универсальные и региональные соглашения. Часть из них посвящена преимущественно вопросам международного гражданского процесса, а другие содержат нормы как международного частного, так и процессуального права.

Adblock
detector