Кто является уполномоченным по правам человека в РФ в 2023 году

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

Темы научных исследований: защита прав и интересов личности в уголовном судопроизводстве; реабилитация незаконно подвергнутых мерам принуждения или невиновно осужденных. В кандидатской диссертации «Уважение чести и достоинства личности как принцип советского уголовного процесса» (защитила в 1988 г.), в докторской диссертации по юриспруденции «Нравственные основы уголовного процесса» (защитила в 1997 г.) и научных работах предложила ввести в закон нормы о свидетельском иммунитете (сегодня закреплена в ст. 51 Конституции); о запрещении использовать в качестве доказательств показания, полученные путем насилия, угроз и иных незаконных мер; о денежной компенсации за моральный ущерб, причиненный незаконным привлечением к уголовной ответственности, о принесении реабилитированному публичного извинения (сегодня закреплены в гл. 18 УПК) и т.д. Практически все предложения внедрены в законодательство.

Более 20 лет прослужила в органах внутренних дел, занималась разработкой законов и других правовых актов, направленных на защиту прав и свобод человека, борьбу с преступностью, взаимодействовала с Федеральным Собранием Российской Федерации, участвовала в разработке более 70 законопроектов.

В 2011 году переизбрана депутатом Государственной Думы шестого созыва. Была членом рабочей группы по реализации положений ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации; председателем Комиссии по законодательству и регламенту Парламентского собрания Союзного государства России и Беларуси.

Кавалер Ордена Александра Невского, Ордена Почёта, имеет благодарность от Президента Российской Федерации В.В. Путина, благодарность от Правительства РФ, отмечена почётными грамотами Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания, Орденом святой Ольги Патриарха Московского и всея Руси, многими ведомственными наградами.

Кто является уполномоченным по правам человека в РФ в 2023 году

С ноября 1991 до февраля 1994 года работала министром социальной защиты населения Российской Федерации. В середине января 1994 года она приняла решение не входить в состав реорганизуемого правительства РФ, подала прошение об отставке, которая была принята 25 февраля 1994 года.

В 1990 году Ковалев фигурировал в сообщениях СМИ как участник движения «Гражданское действие» [24], член оргкомитета движения «Демократическая Россия» [23]. Как участник избирательного блока «Демократическая Россия» [18] Ковалев принял участие в выборах и стал депутатом Съезда народных депутатов России, после чего вошел в президиум Верховного Совета РФ и был избран председателем Комитета по правам человека Верховного Совета. Выступил одним из авторов Российской Декларации прав человека и гражданина (январь 1991 года), а также сыграл ведущую роль в разработке 2-й главы («Права и свободы человека и гражданина») Конституции России и ряда федеральных законов, затрагивающих проблематику прав человека — «О реабилитации жертв политических репрессий» (1991), «О чрезвычайном положении» (1991), «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах» (1993) [26], [22].

Заслуженный юрист РФ; опубликовал свыше 200 научных работ (монографии, статьи, главы в учебниках) по проблемам конституционного права, теории государства и права, политологии, среди них монографии «Механизм действия Советской Конституции», «Право на защиту», «Гражданин России. Историко-правовой очерк».

В 1994—1996 годах Ковалев резко критиковал действия российских властей в Чечне. С первых дней войны в республике он работал в районе боевых действий [9]. Возглавил Миссию уполномоченного по правам человека на Северном Кавказе (позднее — Миссия общественных организаций под руководством С.А.Ковалева), созданную при поддержке общества «Мемориал» и ряда других общественных организаций. В некоторых сообщениях СМИ отмечалось, что депутат и его сподвижники сыграли решающую роль в спасении заложников в Буденновске в июне 1995 года (Шамиль Басаев, лидер боевиков, захвативших более тысячи человек в городской больнице, объявил тогда, что готов вести переговоры только с Ковалевым [15]) [26]. В 1995 году (еще до Буденовска) Ковалев стал кавалером Большой звезды ордена «Рыцарь Чести» Чеченской Республики Ичкерия (правозащитник отказался получать награду до конца чеченской войны и принял орден лишь в январе 1997 года [11]) [16].

В 1954 году Ковалев окончил биологический факультет МГУ имени Ломоносова [26]. До 1956 года работал в университете старшим лаборантом, в 1956—1959 годах учился в аспирантуре кафедры физиологии животных. В 1960 году Ковалев занял должность младшего научного сотрудника МГУ, в 1961 году — старшего инженера, затем младшего научного сотрудника Института биофизики АН СССР. В 1964 году Ковалев защитил кандидатскую диссертацию [26] и был назначен заведующим отделом межфакультетской лаборатории математических методов в биологии [7]. В сообщениях СМИ о научной деятельности Ковалева упоминалась его специализация — биофизик, специалист в области нейронных сетей (по другим данным, специалист по клеточным мембранам [7]). За годы работы Ковалев опубликовал более 60 научных работ [26].

Это должностное лицо, которое должно рассматривать жалобы граждан РФ и находящихся на территории нашей страны иностранцев и лиц без гражданства на решения, действия или бездействие госорганов, органов местного самоуправления, должностных лиц, госслужащих и т. д.

Уполномоченным может быть гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ, имеющий познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Уполномоченному запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории России.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

Уполномоченный освобождается от должности по истечении срока исполнения его полномочий, возможно также досрочное прекращение его полномочий в случаях: нарушения предъявляемых к нему законом требований; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного.

Уполномоченный по окончании календарного года представляет доклад Президенту РФ, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания РФ, в Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Генеральному прокурору РФ и Председателю Следственного комитета РФ (п. 1 ст. 33 ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»).

Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Формирование единой системы государственной защиты прав человека на всей территории Российской Федерации, начало которому было положено более 20 лет назад, завершилось в 2023 г. Во всех 85 субъектах Российской Федерации в настоящее время действуют специальные законы об уполномоченных по правам человека, на основании которых прошли необходимые назначения (выборы) должностных лиц органами законодательной власти субъектов Российской Федерации.

Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению, а также направить запрос уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации.

Кроме того, институт уполномоченного по правам человека способствует развитию международного сотрудничества. ФЗ от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» установлено, что уполномоченный по правам человека может представлять рекомендации о заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам его ведения.

Институт уполномоченного по правам человека является государственным органом, который участвует во всех четырех структурных элементах механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина: в охране, защите, пропаганде прав и свобод и оказании квалифицированной юридической помощи.

Федеральная палата адвокатов РФ подписала соглашение о взаимодействии с уполномоченным по правам человека в РФ. Взаимодействие осуществляется посредством обмена информацией, разработки и реализации мер по защите прав человека в РФ, требующих совместного участия.

  1. обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица. а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;
  2. обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  3. обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;
  4. изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;
  5. обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, применённым или подлежащим применению в конкретном деле.
Рекомендуем прочесть:  Новые законы для граждан армении в россии 2023

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

  • восстановлению нарушенных прав,
  • совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права,
  • развитию международного сотрудничества в области прав человека,
  • правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — назначенное Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц. Данный институт впервые в российской практике введён Конституцией Российской Федерации 1993 г. (пунктом «е» ч.1 ст. 103), которая устанавливает, что Уполномоченный по правам человека назначается Государственной Думой и действует в соответствии с федеральным конституционным законом. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы. Уполномоченный вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях.

Федеральный конституционный закон от N 1-ФКЗ (ред

При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции.

2. В случае задержания Уполномоченного на месте преступления должностное лицо, произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу, которая должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры. При неполучении в течение 24 часов согласия Государственной Думы на задержание Уполномоченный должен быть немедленно освобожден.

2. Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.

2. Уполномоченный вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или административному делу, делу об административном правонарушении либо уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с исполнением им своих обязанностей.

3. Каждая кандидатура, выносимая на тайное голосование при назначении Уполномоченного, выдвинутая в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального конституционного закона, включается в список для тайного голосования двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

13. Рекомендовать палатам Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть проект федерального закона, уточняющего понятие «пытка» в соответствии с Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 39/46 от 10 декабря 1984 г.) и устанавливающего усиление ответственности за совершение представителями власти уголовно наказуемого деяния с применением пытки.

8. Минфину России подготовить совместно с Минюстом России и ФСИН России и представить в Правительство Российской Федерации предложения о выделении из федерального бюджета дополнительных бюджетных ассигнований на расширение сети исправительных центров и создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства осужденных к принудительным работам в рамках реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года.

б) представить предложения, предусматривающие возможность предоставления пособий и льгот руководителям некоммерческих организаций, которые решением коллегиального органа управления некоммерческой организацией осуществляют свою деятельность без выплаты им вознаграждения, и при необходимости обеспечить внесение соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации;

5. Правительству Российской Федерации совместно с комиссиями Государственного Совета Российской Федерации по направлениям «Сельское хозяйство» и «Экология и природные ресурсы» проанализировать условия осуществления деятельности по выращиванию лесов на землях сельскохозяйственного назначения, которые не используются по целевому назначению, обеспечить ведение учета результатов такой деятельности и создание необходимых условий ее осуществления, в том числе в целях реализации климатических проектов, и при необходимости представить предложения о внесении соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации.

10. Минпросвещения России в целях увековечения памяти жертв среди мирного населения в годы Второй мировой войны предусмотреть в примерном календарном плане воспитательной работы дни, посвященные памяти о геноциде народов нацистами и их пособниками, в том числе 27 января, Международный день памяти жертв Холокоста, как день освобождения Красной Армией узников фашистского лагеря смерти Аушвиц-Биркенау (Освенцим).

Кроме того, институт уполномоченного по правам человека способствует развитию международного сотрудничества. ФЗ от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» установлено, что уполномоченный по правам человека может представлять рекомендации о заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам его ведения.

Институт уполномоченного по правам человека является государственным органом, который участвует во всех четырех структурных элементах механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина: в охране, защите, пропаганде прав и свобод и оказании квалифицированной юридической помощи.

Федеральная палата адвокатов РФ подписала соглашение о взаимодействии с уполномоченным по правам человека в РФ. Взаимодействие осуществляется посредством обмена информацией, разработки и реализации мер по защите прав человека в РФ, требующих совместного участия.

См. Меморандум Уполномоченного по правам человека в РФ и Министерства обороны РФ о взаимодействии в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также гражданского персонала Вооруженных Сил РФ (Москва, 11 ноября 2009 г.)

См. Соглашение Генеральной прокуратуры РФ и Уполномоченного по правам человека в РФ от 24 июля 1998 г. о формах взаимодействия Генеральной прокуратуры РФ и Уполномоченного по правам человека в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

  • восстановлению нарушенных прав,
  • совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права,
  • развитию международного сотрудничества в области прав человека,
  • правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
  1. обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица. а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;
  2. обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  3. обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;
  4. изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;
  5. обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, применённым или подлежащим применению в конкретном деле.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — назначенное Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц. Данный институт впервые в российской практике введён Конституцией Российской Федерации 1993 г. (пунктом «е» ч.1 ст. 103), которая устанавливает, что Уполномоченный по правам человека назначается Государственной Думой и действует в соответствии с федеральным конституционным законом. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы. Уполномоченный вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях.

Рекомендуем прочесть:  Фз 273 о противодействии коррупции изменениями на 2023 год

В Российской Федерации первый Омбудсмен назначен в 1994 году. Его правовой статус определён Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (1997). На эту должность Государственной думой назначается лицо, являющееся гражданином РФ, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Срок полномочий 5 лет. Воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ влечёт установленную законом ответственность.

ОМБУДСМЕН (от шведского ombudsman — поверенный агент, представитель) — уполномоченный по правам человека, назначенный парламентом на основе закона в целях осуществления независимого контроля за исполнением конституционных обязательств государства о признании и соблюдении прав и основных свобод человека и их защиты.

Официальные названия должности в разных странах различаются. Например, в РФ и почти во всех странах СНГ Омбудсмен называется Уполномоченным по правам человека, в Испании — Защитником народа, во Франции — Медиатором, в Италии — Гражданским защитником, в Нидерландах — Национальным Омбудсменом. Впервые должность парламентского Омбудсмена (должностного лица парламента) учреждена риксдагом Швеции в 1809 году.

Омбудсмен назначается на должность парламентом на срок, установленный законом. Он не может совмещать свои полномочия с другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской или научной), иметь частную практику, сохранять за собой иные государственные или общественные должности.

Омбудсмен осуществляет на всей территории государства независимый контроль за признанием и соблюдением прав человека в решениях и действиях государственных органов и органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, командования воинских частей и администрации мест принудительного содержания, а также при производстве предварительного расследования и судебном разбирательстве. По жалобам обратившихся к нему заявителей Омбудсмен осуществляет государственную защиту их нарушенных прав. При проверке жалобы Омбудсмен вправе беспрепятственно посещать соответствующие государственные органы; запрашивать и безвозмездно получать необходимые сведения, документы, материалы и принятые ими нормативные правовые акты; получать объяснения от должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; проверять деятельность соответствующих органов и служб; знакомиться с уголовными и гражданскими делами и делами об административных правонарушениях; поручать компетентным государственным органам и научным учреждениям проведение экспертных и аналитических исследований. Омбудсмен в зависимости от затрагиваемых вопросов вправе вносить главе государства или правительству предложения о заключении, денонсации или приостановлении действия международных договоров. Он же руководит национальным органом по правам человека.

Отмечается, что ежегодно в среднем на 20% растет число обращений в адрес уполномоченного по вопросам деятельности органов опеки и попечительства. В аппарате уполномоченного отмечают, что в рамках мониторинга деятельности этих органов систематически выявляются нарушения прав детей и это говорит о необходимости «пересмотра подходов как в управлении, так и в постановке задач» в этой сфере.

19 июня 2023 года президент России Владимир Путин, выступая на съезде «Единой России», заявил, что кандидатура Анны Кузнецовой должна войти в пятерку лидеров федерального списка от партии «Единая Россия» (ЕР) на выборах в Государственную Думу. Съезд партии утвердил ее кандидатуру в пятерке лидеров.

Существуют определённые обстоятельства, при обнаружении которых, уполномоченный по защите несовершеннолетних может быть снят со своей должности. Эти обстоятельства прописываются в региональном и федеральном законодательстве. В ст. 13 Закона 1-ФКЗ приведён исчерпывающий список:

  • своевременный контроль над исполнением и полноценным соблюдением всех нормативных актов, принятых на региональном и федеральном уровне и касающихся несовершеннолетних детей. От всех подчинённых уполномоченных лиц должны быть представлены своевременные отчёты по данным направлениям;
  • при обнаружении нарушений, полное содействие в рамках восстановлений прав;
  • повсеместный контроль над тем, как уполномоченные местные органы устраняют нарушения в рамках выявленных нарушений, при необходимости, разработка мероприятий и дача рекомендаций;
  • анализ практики, обобщение полученных результатов, работа над их улучшением с привлечением специалистов;
  • психологическая и иная работа с родителями, чьи дети оказались в сложной ситуации как психологически, так и психически;
  • обеспечение сотрудничества и взаимодействия различных сродных инстанций для решения возникших проблем;
  • проведение работы с родителями или иными законными представителями детей по программам обучения и просвещения относительно защиты детских прав;
  • обеспечение охранных мер для отпрысков против правонарушений, которые могут быть совершены против них.
  • контроль за исполнением и полноценным соблюдением любых нормативных актов и законов, которые касаются несовершеннолетних. В данном случае не имеет значение происхождение акта, который может являться отечественным или принятым на международном уровне;
  • содействие восстановительному процессу при нарушении прав;
  • контроль за деятельностью местных органов, работающих в сфере устранения нарушений. Дополнительно им могут выдаваться рекомендации;
  • обобщение и анализ практики с привлечением специалистов или учреждений;
  • оказание помощи родителям, чей отпрыск оказался в сложной ситуации;
  • обеспечение взаимодействия различных инстанций;
  • просвещение родителей и их детей об их правовых возможностях, а также о комплексе обязательств по защите прав;
  • обеспечение охраны лиц младше 18 лет от различных правонарушений в их сторону, в том числе любых насильственных форм обращения.

Тысячи обращений и десятки законодательных инициатив: итоги работы уполномоченного по правам человека за 2023 год

Особо значимыми являются: увеличение с 2 до 6 месяцев срока на обжалование в кассационном порядке приговора или иного итогового судебного решения, вступившего в законную силу в период с 1 октября 2023 года, усиление общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и акт о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания.

За 2023 год к омбудсмену поступило 55 015 обращений: 44 413 письменных и 8 742 телефонных звонка, из них 1 862 — коллективных. На личных приемах граждан принято 684 человека. В итоге были восстановлены права 1500 граждан. Среди них труженики 12 предприятий и жители 91 населенного пункта с неблагоприятной экологической обстановкой и жильцы 8 жилых домов, в которых произведен текущий и капитальный ремонт, и 4 жилых домов, признанных аварийными.

По инициативе омбудсмена внесены изменения в закон «Об оружии» и отдельные законодательные акты в части усиления контроля в сфере оборота оружия. В комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Москальковой были направлены предложения о внесении поправок в проекты федеральных законов, предусматривающих закрепление правового статуса лица, подавшего заявление о совершении преступления, и предложения по совершенствованию законодательства, устанавливающего усиление уголовной ответственности за пытки.

В 2023 году Татьяна Москалькова стала полноправным членом Ассоциации омбудсменов Средиземноморья и была переизбрана в состав правления Европейского института омбудсмена. 12 октября 2023 г. под эгидой омбудсмена проведена V Международная научно-практическая конференция «Проблемы защиты прав человека на евразийском пространстве: обмен лучшими практиками омбудсменов». В ней приняли участие более 250 человек: зарубежные омбудсмены и руководители национальных правозащитных учреждений из 26 государств и представители 9 международных организаций.

24–25 ноября при содействии Москальковой состоялось заседание Всероссийского координационного совета уполномоченных по правам человека по вопросам реализации жилищных прав граждан, реализации положений ФЗ от 18 марта 2023 г. № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации».

Сивакова: с 1 января 2023 года пожилым гражданам в России положены льготы, о которых умолчали

Так, с февраля за оплату долгов нельзя будет списать всю пенсию. Теперь после списания должно будет оставаться около 13,8 тыс. рублей, то есть прожиточный минимум. И такой остаток нельзя списывать независимо от размера долга, но только если это не долг по алиментам. Не могут вообще списывать долг с пенсии по потери кормильца, выплат ветеранам и инвалидам.

Не платят пенсионеры также налог на земельный участок площадью до 600 кв. м, налога на одно жилье, будь то квартира или дом, гараж, помещение для творческой мастерской и хозпостройку до 50 кв. м, размещенную на личном участке. Ряд регионов освободили пенсионеров от уплаты налога за личный транспорт.

Пенсионеру не нужно оплачивать госпошлину, если он пользуется услугами нотариуса и оформляет нотариальное удостоверение доверенностей для получения пенсий и пособий, а также за выдачу свидетельства при наследовании дома или квартиры. Также госпошлина не взымается, если пенсионер переоформляет в МФЦ свою недвижимость, приобретенную до 1998 года.

Пенсионеры, имеющие инвалидность первой или второй группы могут получать бесплатно лекарства. Для безработных инвалидов третьей группы, и пенсионеров без инвалидности, получающих минимальную пенсию, лекарства предоставляются со скидкой в 50%. Ряд регионов предоставляет инвалидам возможность бесплатно полечить зубы, или пройти курс лечения в санатории.

В документе закрепляется право уполномоченного лично представлять ежегодный доклад на заседании законодательного органа государственной власти субъекта Федерации. Предусматривается право регионального уполномоченного принимать меры, предусмотренные законом не только при рассмотрении жалоб, но и при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод человека и гражданина, либо в случаях, имеющих особое общественное значение при защите интересов лиц, неспособных самостоятельно использовать правовые средства защиты.

Рекомендуем прочесть:  Действие Социальной Карты Москвича На Территории Московской Области

Предлагается закрепить требования к кандидату уполномоченного по правам человека в регионе, порядок его назначения на должность, срок полномочий, ограничения и запреты, а также принципы и гарантии деятельности, порядок рассмотрения жалоб, взаимодействие с органами госвласти. Это сказано в законопроекте, который Госдума планирует рассмотреть во втором чтении 19 февраля.

Авторами инициативы об общих принципах организации работы уполномоченных по правам человека в регионах выступили члены Совета Федерации во главе с председателем Комитета палаты по конституционному законодательству и госстроительству Андреем Клишасом. Они указали, что должность регионального омбудсмена является государственной должностью субъекта РФ, при осуществлении своих полномочий омбудсмен «независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц, а также неподотчетен им».

Устанавливается, что региональный омбудсмен назначается на должность законодательным органом власти субъекта РФ в порядке, утверждаемом регионом. Кандидатуры до рассмотрения должны пройти согласование с федеральным уполномоченным по правам человека. Для утверждения на посту кандидат должен набрать большинство голосов депутатов законодательного органа власти региона. Отдельная статья законопроекта регулирует порядок прекращения полномочий регионального омбудсмена.

А Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова отметила, что в законопроекте должен быть четко отражен статус уполномоченного по правам человека в субъекте РФ. «Сейчас сказано, что уполномоченный является государственным служащим субъекта Федерации. Но это не просто супермен, который в единственном лице может выполнять задачи. Это персонифицированный орган, этому органу нужно определить какой-то статус», — сказала она.

Кто является уполномоченным по правам человека в РФ в 2023 году

Должникам обязаны оставлять сумму в размере федерального прожиточного минимума в целом по России (на 2023 год это 13 793 рубля) или регионального, если он выше федерального. Ещё приставы не могут взыскивать долги с пенсий по потере кормильца, пенсий и пособий, выплачиваемых инвалидам и ветеранам

Пенсионеры в зависимости от региона проживания освобождаются от уплаты транспортного налога. Основания для предоставления льгот устанавливают власти субъекта, и чаще всего льгота на уплату транспортного налога касается машин, мощность двигателя которых не превышает 100−150 лошадиных сил.

В зависимости от региона проживания пенсионер имеет право на бесплатное получение дополнительных медицинских услуг, например протезирования зубов и лечения в санатории. А пенсионерам, получающим минимальную пенсию, положена скидка на приобретение лекарств в размере 50%

В случае получения пенсий или других выплат на банковскую карту НСПК «Мир» человек освобождается от уплаты комиссии за её обслуживание, а снятие наличных денег также доступно без дополнительной оплаты услуг банка. Также в 2023 году у пенсионеров появились льготы, связанные с налогами.

На компенсацию за подключение газа в дом прежде всего вправе рассчитывать малоимущие пенсионеры. Заявление на компенсацию за дополнительные работы можно подать через «Госуслуги», но для этого требуется подтверждённая учётная запись. Предоставить эту услугу государство должно в срок до десяти календарных дней, а зарегистрировать обращение в системе должны в тот же день

Во-первых, финансовые организации обязаны «организовать взаимодействие» с финансовым уполномоченным. Не стоит думать, что «взаимодействие» финорганизации с финуполномоченным сводится исключительно к ее обязанностям: принимать участие в рассмотрении обращения; предоставлять по запросу финансового уполномоченного разъяснения, документы и (или) сведения, связанные с рассмотрением обращения; уплачивать взносы, а также размещать в местах оказания финансовых услуг, в том числе на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацию о праве потребителей финансовых услуг на направление обращения финансовому уполномоченному (п. 3 ст. 28 Федерального закона № 123-ФЗ). Закон предусматривает и право финансовой организации в рамках ее «взаимодействия», такая организация имеет «право взять на себя обязательство добровольно исполнять решения финансового уполномоченного» (подп. 4 п. 3 ст. 28 Федерального закона № 123-ФЗ).

Кроме финансово-коррупционных факторов, введение должности Уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, очевидно, преследует цель уменьшения объема работы чиновников ЦБ РФ, занимающихся рассмотрением жалоб потребителей. Создание дублирующей структуры для разрешения споров явно должно снизить объем работы для самого ЦБ. При этом, количество чиновников ЦБ РФ, занимающихся рассмотрением жалоб потребителей, и их оклады, вряд ли будет сокращено. Наоборот, необходимо комплектовать аппарат главного финансового уполномоченного и «финансовых уполномоченных в сферах финансовых услуг», кроме того, потребуются люди для работы в АНО «Служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного».

Принципиально, что обращение по указанным спорам к финансовому уполномоченному – является обязательным для потребителя финансовой услуги, только после этого, в случае несогласия с решением финансового уполномоченного, потребитель финансовой услуги вправе обратиться в суд (п.п. 2 и 3 ст. 15 Федерального закона № 123-ФЗ). Тем самым законодатель ввел, мой взгляд, «редкого зверя» — обязательный досудебный порядок для граждан в СОЮ (навскидку, до этого для граждан обязательный досудебный порядок в СОЮ был предусмотрен только в налоговых спорах).

Я думаю, этот порядок определения размера взносов превзошел порядок расчета так называемых «пенсионных баллов». Внешне все выглядит красивым и обоснованным, якобы учитывается куча факторов, но реальный размер взноса для финансовой организации определить заранее невозможно, устанавливается он неким Советом службы, по его произвольному усмотрению. Порядок формирования Совета службы см. в ст. 7 Федерального закона № 123-ФЗ.

количества обращений, которые поступили к финансовому уполномоченному в отношении финансовой организации и по которым финансовым уполномоченным принято решение об отказе в удовлетворении требований потребителей финансовых услуг, за квартал, за который уплачивается взнос;

Постановление Правительства РФ от N 28; О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации

21. Проверка соблюдения лицензионных требований лицензиатом осуществляется посредством проведения профилактических мероприятий и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

45. Эксперт и (или) экспертная организация в рамках внеплановой документарной проверки дают заключение, в котором указывается, кем и на каком основании проводилась экспертиза, ее содержание, а также даются обоснованные ответы на поставленные перед экспертом (или) экспертной организацией вопросы и делаются выводы.

29. По итогам рассмотрения возражения лицензиату в течение 20 рабочих дней со дня получения возражения направляется ответ на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным доступным для лицензиата способом, включая направление ответа в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, рассмотревшего возражения.

56. Эксперт и (или) экспертная организация по результатам экспертизы в рамках внеплановой выездной проверки дают заключение, в котором указывается, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, даются обоснованные ответы на поставленные перед экспертом (или) экспертной организацией вопросы и делаются выводы.

Учет объектов лицензионного контроля осуществляется лицензирующим органом посредством ведения реестра лицензий, осуществляемого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2023 г. N 2343 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий».

Эксперты прокомментировали Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ за 2023 г

«Ситуация с домашним насилием может измениться только в результате введения государством нулевой толерантности к этому явлению, когда каждый подтвержденный факт насилия будет заканчиваться арестом или более суровым видом наказания. Однако такого предложения доклад не содержит – только констатацию факта», – подчеркнул Антон Лебедев.

По мнению адвоката, председателя КА Уральского федерального округа Ильи Сливко, Уполномоченный, возможно, не всегда правильно трактует суть поступающих обращений граждан либо по каким-то причинам уклоняется от анализа работы правоохранительной системы. «Очевидно, что общество волнует не изменение процессуальных понятий, а несовершенная система правосудия», – подчеркнул он.

Андрей Коновалов поддержал инициативу омбудсмена по созданию государственного фонда, целью которого была бы выплата компенсаций жертвам преступлений. Как справедливо отмечено в докладе, размер компенсаций, которые удается получить потерпевшим непосредственно с причинителей вреда, в настоящее время крайне низок, и, по мнению эксперта, государству следует рассмотреть данное предложение.

По мнению руководителя ООО «Юридическая Контора “Щит и Меч”» Андрея Коновалова, омбудсмен обратила внимание на ряд действительно важных моментов – например, чрезмерную суровость уголовно-процессуальных процедур и наказаний; необходимость принятия поправок, позволяющих приостанавливать производства по уголовному делу по специальному основанию, связанному с особым режимом; необходимость внесения корректив в практику избрания меры пресечения в виде заключения под стражу; предложение о необходимости отказа от стадии возбуждения уголовного дела; создание фонда выплат компенсаций жертвам нераскрытых преступлений и т.д.

Согласно докладу по вопросам соблюдения прав участников уголовного процесса в связи с пандемией в адрес уполномоченного поступило 306 обращений. Самая большая группа обращений касалась объективности, полноты и сроков предварительного расследования (125 обращений). По вопросам объективности, полноты и сроков проведения доследственных проверок, а также обоснованности избрания и продления меры пресечения в виде заключения под стражу на горячую линию Уполномоченного поступило 110 обращений. Указывается, что по вопросам законности, обоснованности и справедливости приговоров по уголовным делам на горячую линию поступило 48 обращений.

Adblock
detector