Международная организация защитила права ребенка примеры в 2022 году

В мире действует особая Конвенция, ратифицированная практически всеми странами, кроме Сомали и США. Этот документ не только признает ребенка лицом, наделенным определенными правами. Конвенция дает возможность ему утверждать свои свободы, используя национальные административные и судебные процедуры. Сегодня Россия обязана представлять периодически в Комитет по защите прав ребенка Организации ОН доклады. В них отражается положение лиц, не достигших 18 лет, в стране. Комитет по защите прав ребенка выступает в качестве механизма реализации Конвенции. Ее положения считаются универсальными. Как отмечают многие специалисты, одним из наиболее существенных вкладов Конвенции в законодательство о правах человека является внедрение принципа перевода ребенка из «пассивного» объекта в активный субъект защиты.

Семейный кодекс закрепляет за ребенком возможность самостоятельно обеспечивать защиту своих прав. В случаях нарушений со стороны отца или матери, а также иных лиц, их замещающих, он может обратиться в орган попечительства и опеки, а после 14 лет – в суд. Однако на практике данное положение почти не реализуется. Это в первую очередь связано с тем, что в ГПК не определен статус несовершеннолетнего в ходе гражданского разбирательства, если он утратил попечение родителей. Таким образом, данная функция перекладывается на органы попечительства и опеки. Они должны принять жалобы ребенка и принять меры по устранению нарушений.

  • Предъявлением иска о лишении матери и (либо) отца родительских прав или их ограничении, а также отмене усыновления.
  • Непосредственным участием в судебном процессе по делам о защите прав детей.
  • Внесением предостережений о недопустимости нарушения свобод малолетнего и представлений об их устранении.
  • Предъявлением в орган попечительства и опеки, суд заявлений с требованием о восстановлении или признании оспоренного или ущемленного права ребенка.
  • Опротестованием актов административных органов, которые выполняют задачи по сохранению свобод малолетнего.

Особую актуальность сегодня представляет вопрос о детях, лишенных семьи. Они, в большинстве своем, оказываются выброшенными на улицу в связи с разными сложными ситуациями. Такие дети, как правило, проживают в ужасных условиях и являются жертвами тех или других видов насилия. Многие из них имеют разные серьезные заболевания. Большаинство этих детей вряд ли когда-то посещала школу или больше не обучается в ней. Если они переживут насилие, голод, проституцию, отчуждение общества, притеснения со стороны полиции, разного рода последствия, связанные с преступлением норм и правил, употребление наркотиков, низкооплачиваемую работу, тюремное заключение, то они вырастут, превратившись в безграмотных, потерянных для государства взрослых. Эта проблема должна решаться всеми заинтересованными органами и лицами. Особая роль в этом, несомненно, принадлежит государству.

В качестве важнейшей предпосылки для обеспечения защиты прав детей этими органами выступает их тесный контакт с КДН, ОВД, прокуратурой и прочими общественными и государственными институтами. Следует признать, что большинство нормативных актов, регулирующих данную сферу, преимущественно направлены на определение роли ведомств и установление границ их компетенции. В связи с этим усиливаются межведомственные барьеры, борьба за бюджетные средства, при том что механизм влияния и ответственность этих органов за неисполнение ими своих функций не прописан.

Ярким примером такого нарушения служит утверждение судьей одного из судов Новосибирска мирового соглашения между родителями двух несовершеннолетних детей. При этом местом жительства 13-летней дочери было определено с матерью. а местом жительства 7-летнего сына — с отцом. Мнение девочки-подростка при этом судом учтено не было.

  • проживать и воспитываться в семье (за исключением случаев, когда такое проживание влечет угрозу его жизни и здоровью), при отсутствии родителей или наличии родителей, лишенных прав — в госучреждениях;
  • иметь собственное имя, отчество и фамилию (с 14 лет — право на добровольную смену имени);
  • общаться с кровными родственниками отца и матери (в том числе после развода родителей);
  • открыто выражать свое мнение;
  • получать доход (стипендию, зарплату);
  • владеть движимой и недвижимой собственностью, унаследованной или полученной в дар.
  • оскорбления и унижение человеческого достоинства;
  • физическое насилие и угрозы насилием;
  • отсутствие заботы и халатное отношение к удовлетворению базовых потребностей ребенка;
  • оставление без присмотра на длительный срок;
  • воспрепятствование перемещениям, длительный запрет на выход за пределы дома или комнаты;
  • нецелевое расходование средств из материнского капитала — лишение детей причитаемой им по закону собственности;
  • лишение возможности получать полноценное питание, образование и медицинскую помощь.

В случае нарушения прав ребенка в школе родители, в первую очередь, должны обратиться за разъяснениями к педагогу или администрации школы. Если разъяснения родителей не удовлетворили, они имеют право подать письменную жалобу на имя директора образовательного учреждения и получить письменный ответ относительно сложившейся ситуации. Если письменный ответ также не удовлетворил родителей, можно обращаться в вышестоящие органы управления образованием.

В случае нарушения прав и законных интересов детей родителями либо опекунами, а также в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей по воспитанию, образованию, при злоупотреблении родительскими правами сам ребенок имеет право обратиться за защитой в органы опеки и попечительства, а при достижении подростком возраста 14 лет — в суд.

Защита прав иностранцев в споре о детях в России

Поэтому нет смысла ждать. Прежде всего необходимо понять, ратифицировала ли Российская Федерация и страна, гражданином которой является отец, Конвенцию о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей (Гаага, 25 октября 1980 г.). Если да, то необходимо обратиться в компетентные органы страны, где проживает отец ребенка, а также в компетентный орган в России – Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

Дело в том, что если нет международного договора, то ваши права придется защищать в общем порядке в России. Законодательство в России устанавливает равные права граждан России и иностранных граждан. Даже руководствуясь Семейным кодексом РФ, можно обязать мать ребенка предоставить ребенка для связи с отцом. При этом, если ребенку десять лет, то суд учитывает мнение ребенка. Например, если ребенок говорит, что хочет жить с отцом, суд должен учесть это мнение. В судебной практике часто случалось так, что ребенок высказывал свое мнение и суд отдавал ребенка отцу.

Если иностранец желает вернуть своего ребенка обратно в свою страну, действия должны быть предприняты немедленно. Это как раз тот случай, когда время играет против иностранца. Я объясню это. Когда мать ребенка приезжает в Россию, она начинает различные судебные процессы против отца ребенка. Развод (который в России можно сделать за один месяц), определение места жительства ребенка с матерью, взыскание алиментов с отца ребенка, жалобы на отца в правоохранительные органы и так далее. Все это делается для того, чтобы отцу было труднее выиграть судебный процесс по спору о ребенке.

С другой стороны, когда речь идет о создании семьи и рождении детей, неизбежно встает вопрос о правовом регулировании. Не всегда просто решить юридический вопрос между мужем и женой гражданам России. А что говорить, если жена гражданка России, а муж гражданин Германии, например. Международное право и международные договоры между Россией и другими странами начинают работать. И в этой области неизбежно возникают проблемы.

С другой стороны, если в суде будет установлено, что отец ребенка как-то ухудшил положение матери, это может негативно сказаться на гражданском деле. Другими словами, суд может ограничить общение отца с ребенком. Например, из-за того, что есть угроза вывоза ребенка из России.

Международная организация защитила права ребенка примеры в 2022 году

Это важные меры, но предстоит еще многое сделать для искоренения этого зла. Включение конкретной цели (16.2) в Повестку дня на период до 2030 года продемонстрировало стремление мира положить конец всем формам насилия в отношении детей. Мы все должны подключиться к работе для того, чтобы эта благородная цель стала реальностью для каждого ребенка.

С одной стороны, в «Замечании…» говорится, что государства обязаны защищать детей от «вредного и сомнительного контента». К таковому относятся расистские высказывания, сцены насилия, порнография, ложная информация, побуждение к противозаконной деятельности. Казалось бы, всё правильно, однако к «вредному и сомнительному контенту» отнесены ещё и гендерные стереотипы. Что наши «партнёры» под этим подразумевают, хорошо известно.

Конвенция запрещает смертную казнь для детей. В своем Замечании общего порядка № 8 (2006 г.) Комитет заявил, что «все государства-участники обязаны незамедлительно принять меры для запрещения и отмены всех телесных наказаний и всех других жестоких или унижающих достоинство видов наказания детей». Статья 19 Конвенции гласит, что государства-участники должны «принимать все соответствующие законодательные, административные, социальные и образовательные меры для защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия», но не упоминает телесные наказания . Толкование Комитетом этого раздела как включающего запрет на телесные наказания было отклонено несколькими государствами-участниками Конвенции, включая Австралию , Канаду и Соединенное Королевство .

Всемирный день ребенка справляют 20 ноября во многих развитых странах. Событие учреждено Резолюцией № 836 (IX) Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций (ООН) в1954 году. Дата не является общегосударственным выходным в России, однако связанные с ней акции поддерживаются властями.

Самый главный из них утверждает – каждый ребёнок имеет все основные права, которые должны признаваться как другими детьми, так и взрослыми. Запрещена дискриминация по таким признакам, как религия, язык, пол, цвет кожи, признак расы, политические или иные убеждения, национальное либо социальное происхождение, имущественное положение или любые другие обстоятельства, которые касаются как детей, так и членов их семьи.

Выплаты назначаются на год. До 1 января 2022 года за выплатой пособия нужно было обращаться дважды — после рождения и после достижения 1 года. С 2022 года при обращении за пособием его будут назначать сначала до 1 года, потом до 2 лет, а затем до 3 лет, то есть продлевать его нужно будет в год и в два. Для продления необходимо подать заявление и представить документы, список документов тот же, что и при первичном обращении, обновляется только справка о доходах.

Чтобы получить выплаты из материнского капитала, большинству семей не надо подтверждать свои доходы, указано на сайте ПФР. Ведомство само собирает эти сведения, пользуясь своими данными и системой межведомственного взаимодействия, куда поступают материалы, в том числе из Федеральной налоговой службы. Сообщать о своих доходах нужно, только если один из членов семьи — военный, спасатель, полицейский, служащий силового ведомства, или если кто-то из членов семьи получает стипендии, гранты или другие выплаты образовательных и научных организаций. Деньги на первого ребёнка начисляют маме из бюджета, а на второго — из материнского капитала. И это единственный случай, когда семья может обналичить средства маткапитала и потратить их на что угодно. В остальных ситуациях деньги можно израсходовать лишь на цели, строго определённые Законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», — улучшение жилищных условий, образование детей, накопительную пенсию матери и товары и услуги для детей-инвалидов.

Максимальная стоимость дня на больничном в 2022 году составляет 2 434 рублей. Размер пособия исчисляется исходя из среднего заработка за два предшествующих года. Если ребенок болеет в 2022 году, средний заработок его родителя должен считаться за 2022 и 2022 годы.

Ежемесячные выплаты беременным женщинам идут с 1 июля 2022 года. Размер их составляет 50 % от регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения. В среднем это – 6 350 руб. Размер пособия подлежит ежегодному увеличению в соответствии с ростом ПМ. Получать пособие могут женщины, вставшие на учет о беременности в ЖК на ранних сроках. Важным условием является подушевой доход семьи: он не должен превышать региональный ПМ. В отношении обеих выплат пока не ясно, за какой период будут считать доход. Информация прояснится в ближайшее время, информирует портал zen.yandex.ru

Декретные выплаты начисляют всем женщинам за 70 дней до родов и 70 дней после.
Для многоплодной беременности или родов с осложнениями срок отпуска больше. Например, пособие при родах двойни должны заплатить не за 140 дней, как обычно, а за 194 дня: 84 дня до родов, и 110 — после.

Рекомендуем прочесть:  Региональный материнский капитал в 2022 году липецк

Основные права несовершеннолетних детей в России

Основные гарантии прав – следующие документы: Конституция страны, Семейный кодекс Российской Федерации и Конвенция о правах детей. Последний документ был одобрен на одном из заседаний Ассамблеи ООН. Кроме того, защиту прав несовершеннолетних детей гарантируют различные ФЗ, в которых оговорены следующие моменты:

Самый главный из них утверждает – каждый ребёнок имеет все основные права, которые должны признаваться как другими детьми, так и взрослыми. Запрещена дискриминация по таким признакам, как религия, язык, пол, цвет кожи, признак расы, политические или иные убеждения, национальное либо социальное происхождение, имущественное положение или любые другие обстоятельства, которые касаются как детей, так и членов их семьи.

Ребёнком считается лицо, не достигшее совершеннолетия (восемнадцатилетнего возраста). Но существуют и исключения. Первый случай – если 16-летний подросток с согласия родителей (попечителя, усыновителя) устраивается на работу, подписав контракт или трудовой договор, занимается волонтёрством.

  1. Защиту жилого пространства.
  2. Тайну телефонных переговоров и переписки.
  3. Неразглашение личных сведений, в частности, об усыновлении, личной жизни и т.д.
  4. Возможность получить помощь в случае лишения семьи. В таких случаях права несовершеннолетних детей защищает государство.
  5. Защиту от принуждения работать на вредном производстве.

Законом детей разделили на две категории – малолетние и несовершеннолетние. В зависимости от категории детей в РФ, является ли он малолетним или несовершеннолетним детям и их родителям законом предусмотрены различные права и свободы. Малолетним считается ребёнок от рождения до четырнадцатилетнего возраста.

4. Государства-участники обязуются поощрять международное сотрудничество и развивать его с целью постепенного достижения полного осуществления права, признаваемого в настоящей статье. В этой связи особое внимание должно уделяться потребностям развивающихся стран.

2. Государства-участники принимают законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем чтобы обеспечить осуществление настоящей статьи. В этих целях, руководствуясь соответствующими положениями других международных документов, государства-участники, в частности:

2. Такие меры защиты, в случае необходимости, включают эффективные процедуры для разработки социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления, сообщения, передачи на рассмотрение, расследования, лечения и последующих мер в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, указанными выше, а также, в случае необходимости, для возбуждения судебной процедуры.

4. В тех случаях, когда такое разлучение вытекает из какого-либо решения, принятого государством-участником, например при аресте, тюремном заключении, высылке, депортации или смерти (включая смерть, наступившую по любой причине во время нахождения данного лица в ведении государства) одного или обоих родителей или ребенка, такое государство-участник предоставляет родителям, ребенку или, если это необходимо, другому члену семьи по их просьбе необходимую информацию в отношении местонахождения отсутствующего члена/членов семьи, если предоставление этой информации не наносит ущерба благосостоянию ребенка. Государства-участники в дальнейшем обеспечивают, чтобы представление такой просьбы само по себе не приводило к неблагоприятным последствиям для соответствующего лица/лиц.

2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.

Материнский капитал в 2022 году: размер, порядок получения и планируемые поправки

В случае принятия положительного решения о выдаче сертификата на материнский капитал оно вместе с сертификатом в форме электронного документа будет направлено в личный кабинет на портале госуслуг. Как правило, это происходит в течение 15 дней после регистрации рождения (ч. 3 ст. 5 Закона № 256-ФЗ). Кроме того, узнать о предоставлении материнского капитала можно, запросив выписку из федерального регистра путем направления по почте или через МФЦ запроса в ПФР или его территориальное подразделение.

Информацию об актуальном размере материнского капитала можно узнать, подав заявление о выдаче соответствующей справки. Последнее подается непосредственно в территориальный орган ПФР по месту жительства (пребывания) или фактического проживания, а заявителями, выехавшими на постоянное место жительства за рубеж и не имеющими места жительства (пребывания) на территории России, – непосредственно в ПФР. Также его можно направить по почте или в виде электронного документа через единый портал госуслуг или личный кабинет застрахованного лица. Справка о размере материнского капитала или его оставшейся части на бумажном носителе или в форме электронного документа выдается в течение 5 рабочих дней с даты приема заявления. Причем количество обращений заявителя за получением такой справки не ограничено (Порядок предоставления лицу, получившему государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, информации о размере материнского (семейного) капитала либо в случае распоряжения частью материнского (семейного) капитала – о размере его оставшейся части, утв. Приказом Минтруда России от 21 декабря 2022 г. № 862н).

В свою очередь, специфика направления средств материнского капитала на формирование накопительной пенсии заключается в том, что такой вариант использования маткапитала доступен только женщинам. При этом им предоставлено право даже после выбора такого направления использования маткапитала отказаться от него до дня назначения накопительной пенсии. В этом случае в течение полугода с даты направления территориальным органом ПФР получателям сертификата информации о поступлении возвращенных средств на счет ПФР они могут обратиться с заявлением о распоряжении маткапиталом по другим направлениям – допускается однократное продление указанного срока еще на шесть месяцев путем подачи соответствующего заявления. Пропуск этого срока грозит тем, что в течение трех месяцев ПФР опять направит средства материнского капитала на финансирование накопительной пенсии в тот же НПФ или управляющую компанию, в которых формировались средства пенсионных накоплений в пользу женщины (ст. 12 Закона № 256-ФЗ).

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (ч. 1 ст. 39 Конституции РФ). Одной из ключевых мер такого обеспечения является материнский капитал, нацеленный на создание условий, обеспечивающих семьям с детьми достойную жизнь. По данным Минтруда России, с момента введения этой дополнительной меры господдержки – с 1 января 2007 года – выдано 11,6 млн сертификатов на маткапитал.

  • женщинам, родившим (усыновившим) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
  • женщинам, родившим (усыновившим) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на получение материнского капитала;
  • мужчинам – единственным усыновителям второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшимся правом на дополнительные меры господдержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года;
  • женщинам, родившим (усыновившим) первого ребенка начиная с 1 января 2022 года;
  • мужчинам, являющимся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшимся правом на дополнительные меры господдержки, если решение суда об усыновлении вступило в силу с 1 января 2022 года (ч. 1 ст. ст. 3 Закона № 256-ФЗ).

В их задачи входит выявление детей, которые остались без родителей, ведут их учет. В соответствии с конкретными обстоятельствами потери попечительства матери или отца, эти органы выбирают формы устройства малолетних. Вместе с этим они осуществляют дальнейший надзор за условиями их образования, содержания и воспитания. Кроме этого, органы попечительства и опеки:

  • Иметь фамилию, отчество и имя.
  • Воспитываться и жить в семье.
  • Общаться с родственниками и родителями.
  • Изменить фамилию и имя.
  • Иметь имущество.
  • Защищать собственные права.
  • Получать медицинское обслуживание.
  • Выражать собственное мнение.
  • Получать образование и проч.

Защита прав ребенка в семье находится под контролем УК. В ст. 156, в частности, устанавливается полная уголовная ответственность за уклонение от выполнения обязанностей по воспитанию, если данное деяние сопровождается жестоким обращением с малолетним. Последнее может быть выражено в непредоставлении питания, систематическом унижении, нанесении побоев, издевательстве, запирании на долгое время в одиночестве в помещении. Защита прав детей возложена на органы попечительства и опеки при районных администрациях, инспекцию ПДН при РОВД, прокуратуру (в частности, на помощника прокурора, уполномоченного осуществлять эту деятельность), КДН.

Защита прав несовершеннолетних детей регулируется действующими нормативными актами. Основным из них выступает Конституция. Закон о защите прав ребенка содержит положения, предусматривающие его охрану от посягательств родителей. Главным образом это обеспечивает ответственность лиц, на чьем иждивении он находится, защищает от злоупотреблений. При жестоком обращении ребенок вправе обратиться в орган попечительства и опеки, а с 14 лет – в судебную инстанцию.

Сегодня практически во всех органах попечительства и опеки функции по защите прав несовершеннолетних исполняет обычно один сотрудник – инспектор. Вследствие этого вся работа, как правило, сводится к тому, что удается осуществить только неотложные действия. Главным образом они связаны с представительством в суде, подготовкой различных, часто непрофессиональных ввиду отсутствия соответствующих навыков и знаний, заключений по запросу судебного органа. В связи с этим защита прав ребенка не осуществляется должным образом. Это, в свою очередь, требует принятия мер по реформированию данной системы.

Неотъемлемую часть образования составляет воспитание. Так среди задач семейного воспитания Конвенция (ст.18) требует, чтобы «предпринимались все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы».

  • Ст.20 определяет задачи общественного воспитания детей (ухода за ними), лишившихся родителей. «Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык».
  • Ст.21 Конвенции определяет права ребенка при усыновлении в другой стране: «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным».
  • Принципиальной в обеспечении прав детей на воспитание является ст. 29 этого документа. Практически в ней регламентируются для стран-участниц приоритеты цели общественного воспитания:

Конвенция в ст. 28 гарантирует детям бесплатное и обязательное начальное образование и требует от государств-членов ООН поощрение развития различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечение его доступности для всех детей и принятия необходимых мер, как введение бесплатного образования. Конвенция значительное место уделяет право на доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств.

Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 году Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Через два года, в 1948 году Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека. В ее положениях и положениях Международных пактов 1966 года, касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты. Но первым актом ООН, касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребенка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества. К 20-летию принятия Декларации прав ребенка, ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребенка. В ознаменование этого был выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребенка. Автором первоначального проекта был польский профессор-международник Адам Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребенка. Во время работы над Конвенцией и после ее принятия Генеральной Ассамблеей были организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, имеющей глобальное значение для осуществления прав человека — прав детей. Конвенция принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года, 26 января 1990 года началось подписание Конвенции. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации ее двадцатью государствами. На Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств. В настоящий момент 193 страны либо подписали этот документ, либо стали участниками Конвенции в результате ратификации или присоединения к ней. Только [США] и [Сомали] пока не присоединились к Конвенции (госсекретарь США Олбрайт от имени США в 1995 году подписала Конвенцию, но тогдашний Президент США Билл Клинтон не представил её для ратификации в Сенат). СССР ратифицировал данную Конвенцию (дата ратификации Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года), Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 года. После ратификации тем или иным государством Конвенция приобретает на его территории статус закона, контроль за соблюдением которого осуществляет в государствах-участниках комитет в составе десяти экспертов. В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать как День прав ребенка.

Рекомендуем прочесть:  Где Взять Роспечатку Отчислегия Приставам Задолженность

Конве́нция ООН о права́х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребенка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребенка ратифицирована всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали.

Защита прав и достоинств ребенка

Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).

Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Конвенция о правах ребенка определяет, что «каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст.6), а государства и взрослые должны обеспечить «право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития» (ст.27, п.1).В России принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на охрану здоровья детей. В Законе «Об образовании» указано, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников».

В помощь семье и воспитанию детей дошкольного возраста, охране и укреплении их здоровья, развитию индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и другими постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием.

· Устав ДОУ – нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.
Конвенция о правах ребенка — правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить вза­имоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.
Реализация прав ребенка включает: защиту его от всех форм жестокого обращения, права на охрану жизни и здоровья, защиту его права на образование, права на игру, права на сохранение своей индивидуальности.

Конвенция – документ особого социально-нравственного значения, ибо она утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации, примат общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности. Конвенция провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи, она специально выделяет необходимость особой заботы государства и общества о социально депривилегированных группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях.

Конвенция утверждает ряд важных социально-правовых принципов. Главный из них – признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей и других опекунов.

В 1989 году 20 ноября Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она имеет равное значение для народов всех регионов мира.

Несмотря на то, что Конвенция устанавливает общие нормы, в ней учтены различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств, что позволяет, на основе общих для всех прав, каждому государству выбрать свои собственные национальные средства для выполнения этих норм. Это дает основание утверждать, что Конвенция имеет универсальный характер.

Конвенция утверждает, что свобода необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды, жилища, но и предоставления всегда этого в первую очередь, всегда в приоритетном порядке, детям.

7. Подготовка документов в целях установления опеки и попечительства, создания приемной семьи, помещения детей в приемную семью, усыновления, изменение фамилии и имени несовершеннолетнего, помещения несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей в воспитательные, лечебные учреждения или учреждения социальной зашиты.

Имущественные права ребенка. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V Семейного кодекса РФ (ст. 60 СК РФ). Ребенок является собственником принадлежащего ему имущества и приносимых им доходов.

В странах Западной Европы и США права и интересы ребенка защищает специальная судебно-правовая ветвь власти – ювенальная юстиция. Она включает в себя полицию, суды, прокуроров, обвинителей и социальные службы, занимающиеся защитой прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. С 2010 года ведется обсуждение необходимости введения подобной системы в России. Однако из-за большого числа противников этой инициативы единого мнения в этом вопросе нет.

Если ребенок остается один, то в США найдется множество желающих стать опекуном для него. Эта страна считается одной из лидеров в этом вопросе. В том числе усыновляются много детей из других стран. В нашей стране не так часто усыновляют (удочеряют) детей, кроме того, что это достаточно проблематично в бюрократической плане, менталитет российского народа не всегда адекватно принимает такие решения родителей. Уж тем более, к сожалению, сложно представить, чтобы русский человек взял на опекунство представителя другой расы, хотя, безусловно единичные случаи имеются. В Америке же подобная практика очень распространена. Интересен факт, что в США нет детских домов как таковых. В этой стране гораздо чаще дети, оставшись одни, практически сразу попадают в фостерную семью. Foster care (англ.) (патронажное воспитание) — термин, используемый для системы, в которой несовершеннолетние, нуждающиеся в опеке, передаются для воспитания в приёмную семью или семейный детский дом на платной основе (содержание детей оплачивает государство. От усыновления Foster care отличается тем, что услуги приёмных родителей оплачиваются, а так же они не получают полных прав на ребёнка и подконтрольны органам опеки. Причем если объявятся какие-то родственники, в первую очередь именно они имеют право на усыновление, а не фостерная семья. И контроль за такими семьями более строгий и тщательный.

В вопросах гарантирования и обеспечения прав ребёнка США занимают активную позицию, направляя средства на достижение данных целей. В последнее время службы социального обеспечения основное внимание уделяют вопросам нормальной жизни ребёнка в семье, обеспечения ему там надлежащих заботы и ухода, на которые он имеет право. В рамках такой деятельности социальные службы иногда сталкиваются со специфическими проблемами, которые находятся в центре общественного внимания:, пренебрежение детьми, плохое обращение с ними и т.д. Для решения этих проблем выделяются средства, направленные на исследования, разработку и апробирование программ и рекомендаций, на подбор персонала.

Статьи 42-45 обязывают государство способствовать распространению принципов и положений Конвенции, а также указывают на необходимость создания Комитета. Они определяют процедуру организации, процесс проведения выборов и возможность выйти в отставку, права членов Комитета и их обязанности, а также полномочия, касающиеся разнообразных специализированных учреждений по уходу за детьми и детских фондов.

Эксперты считают, что Конвенция ООН о правах ребенка внесла значительный вклад в улучшение рамочных условий для детей во всем мире. В этом сыграла большую роль программа организации «Цели развития тысячелетия». В ней определены задачи по борьбе с нищетой и голодом, а также в сферах здравоохранения и образования, которые должны быть выполнены до 2015 года.

Азербайджан ратифицировал Конвенцию 21 июля 1992 года. Что касается ратификации Конвенции, в Азербайджане президентом и Кабинетом министров было одобрено значительное количество законов, указов и постановлений, направленных на развитие системы социальной защиты детей. В этой связи Милли Меджлисом ратифицировали Конвенцию № 182 Международной организации труда , т.е. Конвенцию об искоренении наихудших форм детского труда , Рекомендацию № 190 Международной организации труда и Гаагскую конвенцию об усыновлении. Парламент Азербайджана в 2004 году.

В настоящий момент 193 страны либо подписали этот документ, либо стали участниками Конвенции в результате ратификации или присоединения к ней. Только [США] и [Сомали] пока не присоединились к Конвенции (госсекретарь США Олбрайт от имени США в 1995 году подписала Конвенцию, но тогдашний Президент США Билл Клинтон не представил её для ратификации в Сенат).

  • развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме;
  • воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединённых Наций;
  • воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;
  • подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
  • воспитание уважения к окружающей природе.

В помощь семье и воспитанию детей дошкольного возраста, охране и укреплении их здоровья, развитию индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и другими постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием.

· Устав ДОУ – нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.
Конвенция о правах ребенка — правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить вза­имоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.
Реализация прав ребенка включает: защиту его от всех форм жестокого обращения, права на охрану жизни и здоровья, защиту его права на образование, права на игру, права на сохранение своей индивидуальности.

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право: на воспитание, на развитие, на защиту, на активное участие в жизни общества

Рекомендуем прочесть:  Оквэд Розничная Продажа Лакокрасочных Материалов 2022

Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании».

Конвенция о правах ребенка определяет, что «каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст.6), а государства и взрослые должны обеспечить «право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития» (ст.27, п.1).В России принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на охрану здоровья детей. В Законе «Об образовании» указано, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников».

Проблема защиты интересов детей в международном праве

Права ребенка находят свое выражение в соответствующих конвeнциях и декларaциях: Декларация прав ребенка (Принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года); Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года); Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Принята Всемирной встречей на высшем уровне в интересах детей, Нью-Йорк, 30 сентября 2000 года) и так далее [2].

Основополагающие права детей: право на жизнь, включая выживание и здоровое развитие(ст. 6); право на регистрацию после рождения, на имя и на приобретение гражданства, право знать своих родителей и получать от них заботу(ст. 7); право на сохранение индивидуальности, включая семейные связи(ст. 8); право на единство семьи и право на поддержание контактов с родителями, если это не противоречит интересам ребенка(ст. 9); право на воссоединение с семьей и выезд за пределы своей страны вместе с ней(ст. 10); право свободно выражать свои взгляды и быть заслушанным в ходе любой судебной или административной процедуры(ст. 11); право на образование(ст. 28); право на защиту от употребления наркотических средств (ст. 33) и др. [1]. Умаление или несоблюдение этих прав приводит к ответственности нарушителя.

Другими словами, государства-участники обязуются в полной мере обеспечить соблюдение закрепленных прав детей и использовать всевозможные меры для защиты этих прав. Одна из важнейших целей международного мирового сообщества выражается в качественном развитии ребенка, обеспечение его прав и интересов.

  1. Ребенку принадлежат все права от рождения, в том числе право на имя и гражданство, неотъемлемые права любого государства.
  2. Обеспечение специальной охраны и определенных условий для развития детей с физической, морально-нравственной и психологической стороны.
  3. Каждый ребенок в равной степени может пользоваться социальным обеспечением и защитой, получения продовольствия, уход, заботу и медицинское обслуживание. Обеспечения многодетных и малоимущих семей. В том числе право на отдых и развлечения.
  4. Пресечение ущемления или принижения детей, являющихся неполноценными в силу физических, психических или социальных качеств. Такие дети должны получать особый режим содержания и развития.
  5. Обеспечение любви и заботы для полноценного развития ребенка как личности. То есть ребенка должны растить в любви и согласии, в моральном и материальном благополучии. В том числе дети не должны быть разлучены с матерью без достаточных на то оснований.
  6. Каждый ребенок имеет право на получение бесплатного образования, этобудет способствовать общему умственному и культурно-социальному развитию, что поможет воспитать полноценного члена общества, который будет приносить пользу.
  7. Ребенок первоочередно должен получать право на защиту и помощь.
  8. Ребенок должен тщательно охраняться небрежного и жестокого обращения, а также от разного рода угнетения. Дети, в том числе их ткани и органы, не должны быть объектом торговли. Нельзя их принять на работу, если они не достигли определенного возрастного предела, детям должны предоставляться специальные условия и временные рамки их работы, исключающие негативное влияние на здоровье, физическое, умственное и нравственно-моральное развитие.
  9. Пресечение угнетения и дискриминации со стороны расовых, культурно-религиозных и других различий детей. Сохранение нравственных устоев, развития терпимости, толерантности и дружбы народов мира; поощрение служения на благо мирового сообщества.

В Конвенции дается легальное определение понятия «ребенок», от которого отталкиваются законодатели национального и международного права: ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее [1]. Необходимо отметить, что границы возраста, физическая и умственная состоятельность делают ребенка особым субъектом правоотношений, что в полном объеме отражается в его статусном положении.

Сегодня практически во всех органах попечительства и опеки функции по защите прав несовершеннолетних исполняет обычно один сотрудник – инспектор. Вследствие этого вся работа, как правило, сводится к тому, что удается осуществить только неотложные действия. Главным образом они связаны с представительством в суде, подготовкой различных, часто непрофессиональных ввиду отсутствия соответствующих навыков и знаний, заключений по запросу судебного органа. В связи с этим защита прав ребенка не осуществляется должным образом. Это, в свою очередь, требует принятия мер по реформированию данной системы.

Резолюция ООН объявила, что с 2001 по 2010 годы XXI века пройдет международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей на планете. Проделано много работы, но пока что сложно оценить, насколько странам — участницам удалось своими действиями приблизиться к этой цели.

Основным международно-правовым документом, который регламентирует обеспечение прав ребёнка, является Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребёнка. Она была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году. Эта Конвенция является наиболее общепризнанным документом по вопросам прав человека в истории, поскольку она ратифицирована всеми странами мира, за исключением двух, и обеспечивает уникальное положение детей в центре движения ко всеобщему применению принципов прав человека. Она включает 54 статьи, которые детализируют индивидуальные права детей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей. Ратифицировав этот документ, национальные правительства взяли на себя обязательство защищать и обеспечивать права детей и договорились отвечать за выполнение этого обязательства перед международным сообществом. В ней излагаются основные права человека, которые принадлежат всем детям в мире в равной степени. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 16 августа 1990 г.

Государства-участники уважают ответственность, права и обязанности родителей и в соответствующих случаях членов расширенной семьи или общины, как это предусмотрено местным обычаем, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им признанных настоящей Конвенцией прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка.

Статьи 12-17 говорят о том, что когда ребенок становится достаточно взрослым, чтобы выразить свои мысли, он может свободно высказывать свое мнение относительно своей судьбы и иных вопросов, которые непосредственно касаются его жизни. Во время судебных заседаний или административных слушаний относительно интересов несовершеннолетнего он вправе заявить о том, какое решение считает лучшим лично для себя.

Согласно данной Концепции конституционное право — фундамент национальной правовой системы. Важнейшей задачей является реализация принципов и норм Конституции Республики Казахстан в первую очередь в деятельности органов государственной власти и ее должностных лиц, обеспечение при этом как прямого действия Конституции Республики Казахстан, так и реализации ее потенциала через законодательство и правоприменение. Усилия государственных и общественных институтов должны концентрироваться на претворении в жизнь созидательного потенциала Основного Закона.

По мнению Конституционного Совета, для наилучшего обеспечения интересов матери и ребенка, права которых затрагивает п. 5 ст. 47 Кодекса о браке и семье, необходима максимальная гармонизация мер государственной защиты конституционных ценностей, совершенствование брачно-семейного законодательства и унификация используемой в нем специальной терминологии.

В первую очередь этот интерес обусловлен сложностью вопроса, который возник в сферах, подпадающих под особую охрану государства. Речь идет о семье и правах ребенка. Конституционному Совету Республики Казахстан
(далее — Конституционный Совет) предстояло найти баланс при организации надлежащей охраны обеих сфер,
что и было сделано благодаря нормативному постановлению от 10.04.2022 N 3 «О проверке конституционности пункта 5 статьи 47 Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» (далее — нормативное постановление от 10.04.2022). Оно отражает вдумчивый подход государства к дальнейшему развитию брачно-семейных отношений и защите прав ребенка.

Аналогичным образом решение ЕСПЧ по делу Mazurek против Франции побудило французского законодателя 03.12.2001 принять Закон, вводящий равенство детей, рожденных в браке и вне его. Однако дискриминирующая терминология применялась вплоть до вступления в силу Ордонанса от 04.07.2005 года N 2005-759 . ЕСПЧ констатировал, что, по сути, все основы для соблюдения предписаний Конвенции имеются в конституциях, которым не соответствует специальное регулирование, взяв на себя функцию, схожую с функцией органа по охране Основного Закона.

В конституции многих государств традиционно включаются положения, подчеркивающие особую важность института семьи. Так, согласно ст. 41 Конституции Ирландии государство признает семью как естественный первоисточник и объединяющую основу общества, а также как нравственный институт, обладающий неотъемлемыми и неотчуждаемыми правами, предшествующими всякому позитивному праву и высшими по отношению к нему. Кроме того, государство гарантирует защиту семьи, ее организацию и авторитет как необходимую основу социального порядка, незаменимую для процветания народа и государства.

· «Игра — ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако и «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуще­ствлению указанного права», — утверждает Декларация прав ребенка.

Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании».

· «Государства-участники Конвенцииобязуются уважать права ребенка на сохранение его индивидуальности» (ст. 8).
У каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к окружающим. Индивидуальность – великий дар природы, но его легко уничтожить в детстве, когда человек еще не окреп. Взрослые призваны не только понимать личность ребенка, но и помогать малышу сохранить и развивать свою индивидуальность.

· Закон «Об образовании» утверждает право детей, облучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).

Права ребенка в современном мире

Современная жизнь часто ставит ребенка в чрезвычайные ситуации, когда он нуждается в особой защите. К таким чрезвычайным обстоятельствам Конвенция относит вооруженные конфликты, природные и экологические бедствия, все виды эксплуатации детей привлечение к уголовной ответственности, жестокое обращение и многое другое.

На защиту от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов, от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, сексуальной эксплуатации, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинство видов общения [ст.9, 33, 34, 35, 37].

ребенок, Украина, семья, защита, конвенция, отрасль защиты, материальное обеспечение, конвенция ООН, детский труд, генеральная Ассамблея ООН. Этапы формирования современной системы.

По данным государственной думы в России не соблюдается 13 основополагающих статей Конвенции по правам ребенка. Обратите внимание, что 18 из 37 млн. детей в настоящее время находится в зоне социального риска. Численность беспризорных детей в России от 2,5 млн. (по данным МВД), до 4 млн. (по данным независимых экспертов). Расчет число детей, занимающихся бродяжеством и попрошайничеством. Масштабы этой трагедии еще до конца не осознаны.

Анализ материалов о системах и методах воспитания детей в разных странах свидетельствуют о том, что дети всегда подвергались различным наказаниям, включая смертельную казнь и каторжные работы. К осознанию того, что ребенок обладает теми же правами, что и все люди, человечество пришло в конце XIX начале XX веков.

Adblock
detector