На каком уровне социального партнерства действуют соглашения

Весь порядок заключения этого правового акта построен на переговорах и урегулировании непосредственных разногласий. Для начала разрабатывается проект документа (чаще инициаторами проекта выступают работодатели). Далее представители второй стороны знакомятся с проектом. Все пункты обсуждаются, и при наличии спорных вопросов оформляется протокол разногласий. Далее при помощи примирительной комиссии оформляется протокол разногласий. Когда совместное соглашение будет подписано, его можно считать заключенным. В день подписания следует издать приказ по предприятию, а в самые сжатые сроки – отправить уведомление в инспекцию, которая в настоящее время осуществляет контроль законодательства и норм в этой области.

Порядок, сроки разработки и заключения согл-й определяются комиссией, формируемой сторонами на равноправной основе из наделенных необходимыми полномочиями представителей. Согл-я заключаются в письменной форме, на срок не менее чем на один год и не более чем на три года. Подписывается согл-е на каждой странице уполномоченными представителями. Подписанные генеральное, тарифное (отраслевое) и местное согл-я подлежат обязательной регистрации соответственно в республиканском органе гос. управления по труду и его местных органах, т.е. в Мин-ве труда и соц.защиты РБ и в местных органах по труду Мин-ва труда и соц.защиты РБ.

С февраля 2002 года вступил в силу новый Трудовой кодекс, вытеснив из русского языка привычную аббревиатуру КЗоТ. Соответственно появилось огромное количество вопросов, на решение которых уйдет масса времени. В частности, необходимо заключить трудовые договора с каждым работником.

Права и обязанности сторон трудового договора порождаются теми условиями, которые определяются самими договаривающимися сторонами и устанавливаются в трудовом договоре, а также теми условиями, которые в результате заключения трудового договора становятся обязательными для сторон в соответствии с Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Таким образом, коллективный договор и коллективное соглашение имеют общую природу и некоторые общие моменты. Но они имеют достаточно серьезные различия относительно области применения, а также характера проблем. Несмотря на то, что сторонам предоставляется определенная свобода при обсуждении и оформлении проекта документа, законодательство очень строго к соблюдению процедур, предусмотренных для работы над ним.

Коллективный договор заключается в письменной форме в организациях любых организационно-правовых форм, их обособленных подразделениях (по вопросам, относящимся к компетенции этих подразделений). Проекты коллективного договора обсуждаются на общем собрании коллектива организации. Подписывается коллективный договор на каждой странице уполномоченными представителями сторон. Подписанный коллективный договор регистрируется в местном исполнительном или распорядительном органе по месту нахождения (регистрации) нанимателя. Для этого наниматель представляет в соответствующий орган: 1) заявление с просьбой о регистрации; 2) подписанный на каждой странице коллективный договор; 3) копии документов, подтверждающих полномочия сторон на подписание коллективного договора. Регистрация осуществляется в течение двух недель с момента подачи заявления с соответствующей записью в специальном журнале, а на первой странице представленного коллективного договора ставится штамп о регистрации.

Значение социального партнерства заключается в том, что оно: а) в трудовом праве является новым методом правового регулирования труда, служащим для урегулирования противоречий интересов работников и нанимателей, органов государства; б) призвано налаживать взаимоотношения работников и нанимателей согласно формам и принципам, предусмотренным ТК РБ.

Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами либо со дня, установленного в соглашении. Действие соглашения распространяется на работников, нанимателей, орган исполнительной власти, которые уполномочили участников соглашения разработать и заключить его от их имени.

Социальное партнерство; значение социального партнерства; принципы социального партнерства; стороны социального партнерства; представительство интересов работников; организационно-правовые формы социального партнерства; консультации; коллективные переговоры; коллективный договор, соглашение, генеральное соглашение, тарифное соглашение, местное соглашение; ответственность за неисполнение обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением.

Каждая из сторон имеет право направить другой стороне письменное требование о проведении коллективных переговоров по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, соглашения, другая сторона обязана начать переговоры в семидневный срок. По соглашению сторон коллективные переговоры могут быть начаты в другой срок. Для ведения переговоров стороны создают комиссию на равноправной основе (из нечетного количества) уполномоченных представителей. Представители должны иметь документ, подтверждающий их полномочия. Наниматели обязаны предоставлять информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Межрегиональный уровень имеет в системе социального партнерства свои особые функции. В первую очередь, на этом уровне происходит регулирование в сфере отношений между несколькими субъектами Российской Федерации. В коллективном договоре учитываются все права и обязанности сторон указанных субъектов РФ.

Регулирование отношений в сфере труда может быть государственным или коллективно-договорным. Регулирование со стороны государства осуществляется с помощью нормативных актов. При этом государство может выступать и одной из сторон трудовых отношений. А вот коллективно-договорное регулирование включает не только своевременное проведение переговоров, но и заключение соответствующих соглашений.

На этих уровнях регулируются те отношения, которые возникают на определенной территории РФ. Кроме этого, существует также отраслевой уровень, на котором координируются отношения в сфере тех или иных отраслей. Если же говорить о социальном партнерстве в организациях, то это так называемый локальный уровень.

Регулирование трудовых отношений в РФ на федеральном уровне всегда осуществляется с помощью Генерального соглашения, которое должно заключаться между партнерами. Кроме того, на этом уровне свои функции постоянно выполняет специальная комиссия, которая является уполномоченным для регулирования отношений органом. Его членами являются представители Правительства Российской Федерации, профсоюзов и добровольных объединений работодателей.

На каждом предприятии требуется система, которая гарантировала бы полноценное и взаимно выгодное сотрудничество между работодателем и работниками. Как раз для этого используется социальное партнерство, то есть мероприятия, направленные именно на регулирование трудовых взаимоотношений. Обычно оно имеет двухстороннюю основу.

Отличие коллективного договора от социально партнерского соглашения

В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.

В соответствии со ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – «ТК РФ») установлено, что одной из наиболее важных задач трудового законодательства является создание правовых условий для достижения согласования интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей), государственных органов, для правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

3. Юридическая сила. В обоих случаях перечень вопросов остается открытым. То есть по существу сфера действия данных актов совпадает. Но как будет решаться вопрос, если он урегулирован одновременно и коллективным договором. Трудовой кодекс ставит Коллективный договор и соглашения на один уровень. Если при перечислении нормативно правовых актов законодатель четко указал, какие из актов имеют приоритет при коллизии, то в случае с коллективными договорами и соглашениями этот вопрос не решен. (ст. 5, 8, 9, 40, 46 ТК РФ)

В соответствии со ст. 50 ТК РФ коллективные договоры и соглашения подлежат обязательной уведомительной регистрации в соответствующем органе по труду. Однако такая регистрация не является обязательным условием применения коллективных договоров и соглашений.

Рекомендуем прочесть:  Распространяется ли бесплатный проезд для пенсионеров на ласточку

В соответствии со ст. 23 ТК РФ Социальное партнерство в сфере труда – система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

В отличие от трудового договора (который является обязательным), коллективный договор не обязателен для заключения . Более того, коллективный договор может быть заключен не во всей организации, а только в любой её части или филиале. Коллективный договор — достаточно редкое явление в современном российском труде, заключением коллективных договоров обычно занимаются крупные компании, в которых обычно присутствует профсоюзный орган. Индивидуальные предприниматели практически никогда не составляют коллективных договоров.

В ТК РФ коллективный договор определяется как правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40). Это определение в целом соответствует закрепленному в ст. 2 Рекомендации МОТ N 91 «О коллективных договорах», которая определяет коллективный договор как всякое письменное соглашение относительно условий труда и найма, заключаемое, с одной стороны, между работодателем, группой работодателей или одной или несколькими организациями работодателей и, с другой стороны, одной или несколькими представительными организациями трудящихся или, при отсутствии таких организаций, представителями самих трудящихся, надлежащим образом избранными и уполномоченными согласно законодательству страны.

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями. В то же время в коллективные договоры не могут включаться условия, снижающие уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством, а если такие условия содержатся в коллективном договоре, то они не могут применяться (ст. 9 ТК РФ).

При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта соглашения в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров, а при проведении коллективных переговоров по подготовке проекта генерального соглашения в течение шести месяцев со дня их начала стороны должны подписать соглашение на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта РФ, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.

В отличие от коллективного договора, соглашение наряду с социально-трудовыми может регулировать и экономические отношения (обязательства сторон по обеспечению устойчивого экономического развития конкретной отрасли). Соглашения в зависимости от уровня и состава участников могут быть генеральными, межрегиональными, региональными, территориальными, отраслевыми (межотраслевыми). При этом отраслевые (межотраслевые) соглашения могут заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном и территориальном уровнях.

Региональные и территориальные соглашения должны заключаться по общему правилу до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Порядок, сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются комиссией. Комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров, а также предложить им формы возможного участия в коллективных переговорах.
Работодатели, получившие указанное уведомление, обязаны проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя. Соглашение подписывается представителями сторон.
Практика заключения соглашений позволяет выделить общие обязательства сторон по обеспечению устойчивого экономического развития конкретной отрасли. Очевидно, соответствующие положения можно рассматривать как направленные на регламентацию экономических отношений. 5. Соглашение должно заключаться в пределах компетенции представителей сторон и не может содержать положений, которые выходят за рамки предоставленных им полномочий. Это правило относится главным образом к представителям работодателей, поскольку они от лица работодателей принимают на себя обязательства по обеспечению установленных соглашением условий труда. Представители работодателей должны действовать в пределах предоставленных им полномочий, в противном случае может встать вопрос о действительности заключенного соглашения. 6.

46 ТК РФ). Рекомендуемый круг вопросов, которые могут быть урегулированы при помощи коллективного соглашения, аналогичен тематике коллективных договоров (ч. 2 ст. 46 ТК РФ). При этом стороны могут самостоятельно установить задачи, требующие решения. Разграничение коллективных договоров и соглашений: критерии Соглашение и коллективный договор — разницаможет быть определена по следующим критериям:

Соглашение действует в отношении: — всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; — работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; — органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

При реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения сохраняет своё действие в течение всего срока реорганизации. При смене формы собственности организации сохраняет своё действие в течение 3 месяцев со дня перехода прав собственности. При ликвидации организации сохраняет своё действие в течение всего срока проведения ликвидации.

Социальное партнерство

(в муниципальном образовании), уровень организации. Формами социального партнерства являются коллективные переговоры, взаимные консультации, участие работников, их представителей в управлении организацией, участие представителей работников и работодателей в досудебном и внесудебном разрешении трудовых споров.

Сторонами коллективного договора выступают работники организации , филиала, представительства организации и работодатель — юридическое лицо либо филиал, представительство. Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. В него могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по вопросам оплаты труда, выплаты пособий, компенсаций, занятости, переобучение, высвобождения работников, улучшения условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи, регулирования рабочего времени и времени отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков (ст. 41 ТКРФ)ит.д. Коллективным договором устанавливаются, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными Законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

Основным актом, комплексно регулирующим вопросы труда и социальной защиты работников в организации, является коллективный договор. Коллективные договоры являются наиболее распространенной ша практике формой договорного регулирования труда. По определению ст. 40 ТК РФ, коллективный договор — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Коллективный оговор не является обязательным актом работодателя и принимается при наличии соответствующей инициативы сторон.

Отношения социального партнерства — это отношения с участием коллективных субъектов трудового права либо их представителей. Представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы или иные представители, избираемые работниками. Представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора являются руководитель организации или уполномоченные им лица. Органы социального партнерства — это комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. В субъектах Российской Федерации и на территориальном уровне создаются трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В организациях — двухсторонние комиссии из представителей работников и работодателя.

Рекомендуем прочесть:  Ударник коммунистического труда приравнивается к ветерану труда 2023

Правовые нормы, регулирующие отношения, именуемые «социальное партнерство», впервые получили закрепление в основном отраслевом источнике. Социальное партнерство определяется в законе как система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ). Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Трудовое право

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях. Коллективный договор — правовой акт, заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей на уровне организации (или у индивидуального предпринимателя) и регулирующий социально-трудовые отношения изданном уровне. Коллективный договор можно рассматривать в качестве дополнительной гарантии защиты трудовых прав работников, ибо, как правило, в нем содержатся дополнительные льготы и гарантии, какие-либо преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

Виды соглашений. По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними. Двухсторонние соглашения заключаются представителями работников и представителями работодателей. В трехстороннем соглашении, помимо этого, принимают участие соответствующие органы государственной власти или местного самоуправления.

Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства

В коллективный договор включаются обязательства работников и работодателя по наиболее важным для работников вопросам: оплата труда, выплата пособий, компенсаций, переобучение, условия высвобождения работников, рабочее время и время отдыха, улучшение условий и охраны труда работников, оздоровление и отдых работников и членов их семей и т.п.

  • федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
  • межрегиональном уровне, где устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;
  • региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
  • отраслевом уровне, где устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
  • территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
  • локальном уровне, где устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда, т.е. на уровне одного работодателя (организации).

В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.

Хотя коллектив и может иметь собственный управляющий орган в виде профсоюза или бригадира, правила подписания соглашения те же, что и для индивидуальных договоров. Каждый член коллектива подписывает общий договор и получает свою копию коллективного соглашения.

В отличие от коллективного договора, соглашение наряду с социально-трудовыми может регулировать и экономические отношения (обязательства сторон по обеспечению устойчивого экономического развития конкретной отрасли). Соглашения в зависимости от уровня и состава участников могут быть генеральными, межрегиональными, региональными, территориальными, отраслевыми (межотраслевыми). При этом отраслевые (межотраслевые) соглашения могут заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном и территориальном уровнях.

При этом коллективное соглашение, в подписании которого задействованы три стороны, как правило, предполагает, что одним из его участников является уполномоченный представитель государственного органа. В нашей статье вы можете ознакомиться с примерами таких соглашений.

При этом законом не ограничивается право не соглашаться с вносимыми в одностороннем порядке новшествами. А, так как у каждого человека возможно своё, индивидуальное видение ситуации, при согласовании изменений коллективного договора, исходя из количества участников, весьма вероятны споры.

3. Последний уровень взаимодействия социальных партнеров — локальный (сотрудничество в рамках организации либо с работодателем — индивидуальным предпринимателем). На этом уровне заключается коллективный договор, предусматривающий взаимные обязательства работников и работодателя.

На федеральном уровне могут заключаться генеральное и отраслевые (межотраслевые) соглашения; на межрегиональном уровне (два или более субъектов РФ) — межрегиональное и отраслевые (межотраслевые) соглашения; на региональном уровне (субъект РФ) заключаются региональное и отраслевые (межотраслевые) соглашения; на территориальном уровне (муниципальное образование) — территориальное соглашение.

Хотя комментируемая статья определяет цель коллективного договора как установление обязательств работников и работодателей, надо иметь в виду, что экономическое и правовое положение социальных партнеров различно. В связи с этим никаких дополнительных (по сравнению с трудовыми договорами, правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями) обязательств на работников возложить нельзя. Они могут лишь отказаться от проведения забастовки по условиям, включенным в коллективный договор, при своевременном и полном их выполнении (см. коммент. к ст. 41).

Социальное партнерство

Органами социального партнерства являются создаваемые на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, ведению коллективных переговоров и подготовке проектов коллективного договора, соглашений, их заключения, а также для организации контроля за выполнением коллективного договора и соглашений. Комиссии формируются из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями (ст.48 ТК РФ). В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников. Соглашение подписывается представителями сторон. Коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду.

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 01.05.1999 г.г. №92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель — индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

В современной России второе десятилетие идет интенсивный процесс экономических, социальных, политических и правовых преобразований. Изменения, которые произошли за этот период во всех сферах жизнедеятельности, и в первую очередь в отношениях собственности, коренным образом повлияли на характер социально-трудовых отношений.

органам, их принимающим: законы и постановления Верховного Совета, а теперь – Государственной Думы РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства, положения, правила, приказы, решения, принятые министерствами и ведомствами по вопросам труда, его оплаты и охраны, а также рекомендации, разъяснения и др. Федеральный закон принимается Государственной Думой РФ и затем одобряется Советом Федерации и подписывается Президентом РФ. Законы субъектов Федерации не должны противоречить Конституции РФ и Федеральным законам;

Рекомендуем прочесть:  Федеральный закон о снижении процентной ставки по ипотеке для многодетных семей 2023

Для утверждения документа необходимо проведение коллективных переговоров. Стороны оговаривают содержание будущего соглашения, и придя к согласию по всем пунктам подписывают его. Законом не установлено обязательных требований к содержанию документа. В нем могут быть прописаны различные условия, примерный перечень которых отражен в ст. 41 ТК РФ.

В соответствии со ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – «ТК РФ») установлено, что одной из наиболее важных задач трудового законодательства является создание правовых условий для достижения согласования интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей), государственных органов, для правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

Есть условия, которые для применения ко всем работникам предприятия надо закрепить в коллективном договоре (или в трудовом договоре с каждым из работников). Определяются по договоренности между представителями сторон. 6. Дата вступления в действие. День его подписания полномочными представителями сторон либо установленный коллективным договором день. День подписания сторонами или установленный в соглашении день. В порядке присоединения — со дня официального опубликования предложения присоединиться к соглашению (сначала должен быть опубликован текст соглашения). 7. Порядок принятия. Определяется сторонами. Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров.

В случае противоречия правил установленных указанными актами будет применяться общее правило ТК РФ о невозможности применения акта, ухудшающего положение работника. Таким образом, применяться будет тот акт который содержит более выгодные для работника условия. То же правило применяется и при противоречии разного уровня соглашений или разного уровня коллективных договоров.

Работодатель – это физическое лицо (гражданин) либо юридическое лицо (организация), состоящее в трудовых отношениях с работником на основании заключённого трудового договора, иных актов и являющееся стороной указанного договора. В установленных законодательством случаях в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделённый правом заключать трудовые договоры.

В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта РФ. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.

После этого происходит детальная проработка содержательной части будущего коллективного договора. Очень важно на данном этапе проявление сторонами максимального уважения друг к другу и строгое соблюдение законодательных норм, что, как правило, регулируется юристами и специалистами кадровых служб. Все итоги работы фиксируются в протоколах заседаний.

  • оплата труда (в том числе установление размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), установление соотношения размера заработной платы и размера ее условно-постоянной части, а также определение составных частей заработной платы, включаемых в ее условно-постоянную часть, установление порядка обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы);
  • гарантии, компенсации и льготы работникам;
  • режимы труда и отдыха;
  • занятость, условия высвобождения работников;
  • подготовка и дополнительное профессиональное образование работников, в том числе в целях модернизации производства;
  • условия и охрана труда;
  • развитие социального партнерства, в том числе участие работников в управлении организацией;
  • дополнительное пенсионное страхование;
  • другие вопросы, определенные сторонами.

При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта соглашения в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров, а при проведении коллективных переговоров по подготовке проекта генерального соглашения в течение шести месяцев со дня их начала стороны должны подписать соглашение на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Какие соглашения существуют в системе социального партнерства

Соглашения могут быть двусторонними — заключаемыми работодателями и профессиональными союзами (объединениями профсоюзов), и трехсторонними — заключаемыми с участием органов исполнительной власти или органов местного самоуправления. Вид соглашения определяется по соглашению между представителями работников и работодателей.

Региональные законы о социальном партнерстве определяют виды соглашений, заключаемых в соответствующем субъекте РФ, и их содержание. Например, Закон г. Москвы от 11.11.2009 N 4 «О социальном партнерстве в городе Москве» предусматривает заключение Московского трехстороннего соглашения, городских отраслевых (межотраслевых) соглашений, окружных соглашений.

По выбору сторон могут заключаться иные соглашения, например профессиональные, отраслевые территориальные и т.д. Часть 10 ст. 45 ТК предусматривает возможность заключения соглашений на любом уровне социального партнерства, т.е. в современных условиях допустимы и соглашения на уровне организации, однако в этом случае они должны быть посвящены «отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений» (ч. 10 ст. 45 ТК).

Помимо этих форм коллективным договором могут быть предусмотрены иные, например участие представителей работников в работе коллегиальных органов управления организацией. Это право закреплено за профсоюзами ст. 16 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», однако указанный Закон не содержит гарантий реализации этого права. Поэтому фактически оно может быть реализовано лишь в порядке, предусмотренном сторонами социального партнерства. Например, представительному органу работников АО коллективным договором может быть предоставлено право вносить предложения при формировании повестки дня общего собрания акционеров, выступать на общем собрании по вопросам, затрагивающим интересы работников, участвовать в обсуждении указанных вопросов и в голосовании и т.п.

Необходимо отметить, что четкого разграничения между формами социального партнерства и формами участия работников в управлении организацией ТК не проводит. В связи с этим совместное принятие управленческих решений, например, может рассматриваться не только как форма социального партнерства, но и как форма участия работников в управлении организацией. То же можно сказать о согласовании решений с представительным органом работников. Эти формы сотрудничества также могут найти отражение в коллективном договоре.

Понятие и уровни социального партнерства

Социальное партнерство – это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами гос власти, органами МСУ, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования ТО и иных непосредственно связанных с ними отношений.

При наличии в организации 2х и более первичных профсоюзных организаций ими создается единый представительный орган. Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой первичной профсоюзной организации.

контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;

2. В зависимости от уровня определяется содержание социально-трудовых отношений. На федеральном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в целом в Российской Федерации. Взаимодействие сторон осуществляется на трехсторонней основе в рамках РТК. Основополагающим документом, устанавливающим общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне, является Трудовой кодекс Российской Федерации и Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005–2007 годы от 29.12.2004.

На межрегиональном уровне осуществляется социальное партнерство в двух и более субъектах РФ. Данная норма была введена новой редакцией Кодекса, исходя из административного деления РФ, предполагающего наличие федеральных округов. Кроме того, учитывалась практика осуществления социального партнерства на уровне двух регионов.

Adblock
detector