Надо Ли Начислять Допвзносы В Пфр По Результатам Спецоценки, Если Должности И Работы Не Поименованы В Списке1,2 В 2023
Содержание
- 1 Как условия труда на рабочих местах влияют на дополнительные тарифы взносов в ПФР
- 2 Взносы в ПФР по доптарифу за работников, которые трудятся в особых условиях, от режима занятости не зависят
- 3 Взносы в ПФР по доптарифу за работников, которые трудятся в особых условиях, от режима занятости не зависят
- 4 Дополнительные страховые взносы: тарифы, размер и порядок уплаты
- 5 Доп Тариф По Страховым Взносам В 2023 Году По Спецоценке
- 6 Класс вредности 3 2 выход на пенсию
- 7 Платить ли допвзносы на ОПС, если спецоценка рабочих мест не проводилась
- 8 Надо Ли Начислять Допвзносы В Пфр По Результатам Спецоценки, Если Должности И Работы Не Поименованы В Списке1,2 В 2023
Как условия труда на рабочих местах влияют на дополнительные тарифы взносов в ПФР
Так, в отношении выплат лицам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется дополнительный тариф 6% в 2014 году и 9% в 2023 и последующих годах (ч. 1 ст. 58.3 закона о страховых взносах, пп. 1 п. 1 ст. 27 закона о пенсиях). А в отношении вознаграждений сотрудникам, которые заняты на работах, перечисленных в пп.пп. 2-18 п. 1 ст. 27 закона о пенсиях, используется тариф 4% в 2014 году и 6% в 2023 и последующих годах.
В свою очередь результаты этой оценки отражаются в отчете о ее проведении. Данный отчет составляется организацией, проводившей спецоценку, подписывается членами комиссии, сформированной работодателем, и утверждается председателем этой комиссии (ст. 15 закона о спецоценке). То есть датой завершения специальной оценки считается день утверждения отчета.
Обратите внимание, что взносы в ПФР по дополнительным тарифам (ст. 58.3 закона о страховых взносах) не следует путать с «дополнительными» взносами в ПФР в размере 10% (ч. 1 ст. 58.2 закона о страховых взносах). Последние исчисляются в отношении всех застрахованных лиц с выплат, превышающих предельную величину базы по страховым взносам.
Также стоит отметить, что заключить такое соглашение могут только работодатели, которые до сих пор не оформили результаты аттестации. Если же результаты уже оформлены, то придется заново оценивать условия труда на рабочих местах, но уже заключая новый договор о проведении спецоценки.
Основываясь на этом, Минтруд России указал следующее. Раз результаты спецоценки используются с даты утверждения отчета, то с этого же дня применяются дополнительные тарифы, установленные ч. 2.1 ст. 58.3 закона о страховых взносах. При этом за месяц, в котором был утвержден отчет, взносы по указанным тарифам уплачиваются только с части суммы, начисленной за период со дня утверждения отчета до конца месяца.
Взносы в ПФР по доптарифу за работников, которые трудятся в особых условиях, от режима занятости не зависят
Рассмотрев материалы жалобы, КС не нашел оснований для ее принятия к рассмотрению. При этом Суд напомнил, что, в отличие от налогов, страховые взносы имеют правовую специфику. Так, для страхователей-работодателей они являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы, а для застрахованных лиц – материальной гарантией пенсионного обеспечения в случаях лишения возможности иметь заработок (доход) или его утраты в силу возраста, состояния здоровья и т.д. При этом уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений (постановления от 24 февраля 1998 г. № 7-П; от 10 июля 2007 г. № 9-П; от 30 ноября 2023 г. № 27-П и др.).
«Ситуация изменилась с принятием Экономколлегией ВС определений от 1 ноября 2023 г. № 310-КГ18-10562 и от 19 декабря 2023 г. № 310-КГ18-13800, – отметил он. – Именно указанные судебные акты изменили правоприменительную практику в отношении данного вопроса, определив подход, в соответствии с которым базовым условием, при котором страховые взносы следует уплачивать по доптарифам, является занятость работников на соответствующих видах работ с особыми условиями труда, независимо от режима занятости (полной или частичной)». По мнению судов, пояснил Дмитрий Шнайдман, именно такой подход соответствует сущности обязательного соцстрахования, включая пенсионное, поскольку уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений, закрепленного в том числе Конституцией РФ.
В качестве правового обоснования применения указанного подхода, пояснил эксперт, определено, что законодательство не содержит исключений относительно начисления страховых взносов по доптарифу в отношении выплат работникам, занятым на видах работ с особыми условиями меньше 80% рабочего времени. Кроме того, в силу ст. 6 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС следует, что доптариф, составляя солидарную часть страхового взноса, не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных, занятых на упомянутых видах работ. «Поэтому доптариф, уплачиваемый организациями в целях обеспечения права работника на получение досрочной страховой пенсии по старости, имеет иное целевое назначение – обеспечение выплаты досрочных страховых пенсий в государственном масштабе», – подчеркнул Дмитрий Шнайдман.
При этом, подчеркнул КС, для таких работодателей законодательством предусмотрена возможность применения взамен установленных ч. 1 и 2 ст. 58.3 Закона о взносах (с 1 января 2023 г. – п. 1 и 2 ст. 428 НК) доптарифов взносов в ПФР на финансирование страховой пенсии, доптарифов (в том числе нулевого тарифа), дифференцированных в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, а также класса условий труда (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона о взносах; с 1 января 2023 г. – п. 3 ст. 428 НК).
Именно на этом факте, пояснил эксперт, выстроил свою позицию Конституционный Суд в рассматриваемом определении: не так важно, получит ли конкретный работник право на досрочную пенсию, – главное, что будет создан «источник» для ее финансирования для других работников, занятых на вредном производстве, чье право на досрочную пенсию однозначно и не оспаривается (эта логика изложена на стр. 7–8 определения).
Коды условий труда, которые дают право на досрочное назначение пенсии, указывают в графе 9 отчёта СЗВ-СТАЖ. Коды берут из классификатора Постановления Правления ПФР № 507п от 06.12.2023. Например, условия труда электросварщика ручной сварки, которой входит в Список № 1, помечают кодом 27-1.
Тарифы, которые нужно применять по результатам спецоценки, начинают действовать с даты внесения её результатов в федеральную государственную информационную систему (Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях» ). Компания-оценщик должна сообщить вам об этом не позднее трёх рабочих дней после внесения сведений.
Вредными считаются условия труда, которые могут привести к профессиональному заболеванию, а опасными — к травме. На рабочем месте на здоровье могут влиять высокий уровень шума, пыль, вибрация, излучение, плохое освещение, высокая или низкая температура и т. д. Вредных и опасных производственных факторов много, они бывают физическими, химическими, биологическими, психофизиологическими.
Взносы по доптарифу перечисляют в те же сроки, что и для обычных страховых взносов — не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором они были начислены. Если последний день уплаты — выходной или нерабочий, он переносится на ближайший следующий за ним рабочий день.
При оформлении платёжки для дополнительных страховых взносов в ПФР за вредные условия труда в 2023 применяют особые коды бюджетной классификации (КБК). Они будут разными в зависимости от того, на каких видах работ заняты «вредники» и проводилась ли спецоценка.
В общем случае сведения в Подраздел 2.4 вносятся в зависимости от класса условий труда, выявленного по результатам проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, специальной оценки условий труда или аттестации рабочих мест по условиям труда с учетом положений п. 5 ст. 15 Закона N 421-ФЗ.
— по строке 1 в графах 4-6 — данные о количестве рабочих мест, в отношении которых проведена специальная оценка условий труда, в том числе отнесенных к вредным и опасным условиям труда, содержащиеся в отчете о проведении специальной оценки условий труда. Если специальная оценка условий труда страхователем не проводилась, то в графах 4-6 проставляется «0».
Соответственно, как прямо следует из части 5 ст. 15 Закона N 421-ФЗ, в отношении рабочих мест, аттестованных до 2014 года, при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР должны применяться результаты аттестации, проведенной до 2014 года. При этом тарифы страховых взносов должны определяться согласно п. 2.1 ст. 33.2 Закона N 167-ФЗ и части 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ (смотрите также п. 1 письма Минтруда России от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579, письмо Минтруда России от 18.04.2014 N 17-3/В-171).
Частью 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ (далее — Закон N 421-ФЗ) установлено, что при определении размера дополнительных тарифов, установленных п. 2.1 ст. 33.2 Закона N 167-ФЗ и частью 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам проведенной до 2014 года аттестации рабочих мест признаны вредными и (или) опасными, применяются результаты этой аттестации. Они действительны до окончания срока своего действия, но не более чем до 31 декабря 2023 года включительно.
Как указано в вопросе, сотрудники выполняют работы по строительным профессиям, которые поименованы в Списке N 2. То есть при соблюдении всех необходимых условий, установленных Законом N 173-ФЗ (с 01.01.2023 — Законом N 400-ФЗ), данные сотрудники имеют право на пенсию по возрасту на льготных условиях.
Взносы в ПФР по доптарифу за работников, которые трудятся в особых условиях, от режима занятости не зависят
Общество, полагая, что у него как работодателя отсутствовали основания для исчисления страховых взносов по доптарифу, поскольку Л., занятый на вредном производстве (как сварщик) менее 80% рабочего времени, не обладал правом на досрочное назначение трудовой (с 1 января 2023 г. – страховой) пенсии по старости, обжаловало решение в арбитражный суд.
В жалобе в Конституционный Суд общество указало, что оспариваемые нормы (ч. 2 ст. 58.3 Закона о страховых взносах, а также абз. 7, 9, 10 ст. 3 и п. 2 ст. 33.2 Закона об обязательном пенсионном страховании и ст. 6 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС), предусматривающие необходимость уплаты страховых взносов по доптарифу за работников, занятых на работе с вредными условиями труда неполное рабочее время, и тем самым – введение тарифа взносов, не эквивалентного страховому обеспечению в системе ОПС, не учитывают конституционные принципы справедливости и равенства, не имеют экономического обоснования и не соответствуют социально-правовой природе страховых взносов.
«Ситуация изменилась с принятием Экономколлегией ВС определений от 1 ноября 2023 г. № 310-КГ18-10562 и от 19 декабря 2023 г. № 310-КГ18-13800, – отметил он. – Именно указанные судебные акты изменили правоприменительную практику в отношении данного вопроса, определив подход, в соответствии с которым базовым условием, при котором страховые взносы следует уплачивать по доптарифам, является занятость работников на соответствующих видах работ с особыми условиями труда, независимо от режима занятости (полной или частичной)». По мнению судов, пояснил Дмитрий Шнайдман, именно такой подход соответствует сущности обязательного соцстрахования, включая пенсионное, поскольку уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений, закрепленного в том числе Конституцией РФ.
Что касается довода заявителя о несоответствии оспариваемого регулирования правовым позициям КС, изложенным в Постановлении от 23 декабря 1999 г. № 18-П, то, как указал Суд, в данном постановлении рассматривался вопрос о тарифах страховых взносов в ПФР для самозанятых граждан – индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, глав КФХ, а также адвокатов, имеющих статус как плательщиков страховых взносов, так и получателей страхового обеспечения, а заявитель к данной категории не относится.
Конституционный Суд РФ опубликовал Определение от 24 декабря 2023 г. № 2890-О, в котором указал, что обязанность по уплате страховых взносов по дополнительному тарифу распространяется на всех работодателей, чьи сотрудники заняты на работах с особыми условиями труда, независимо от режима занятости (полной или частичной).
В случае, если работник занят на основной работе (с вредными условиями труда) и работе по совместительству (с обычными условиями труда), которые осуществляются в рамках трудовых договоров (трудовых отношений) с одним и тем же работодателем, страховые взносы по дополнительному тарифу исчисляются со всех начисленных работнику в данном месяце сумм выплат пропорционально количеству фактически отработанных часов на работах во вредных условиях труда.
С 1 января 2014 года для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, в частности, для плательщиков страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в п.п. 1 и 2–18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством РФ, класса условий труда взамен установленных дополнительных тарифов применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР:
Если работник занят на основной работе (с вредными условиями труда) и работе по совместительству (с обычными условиями труда) у одного работодателя, причем работа по совместительству осуществляется не в рамках трудовых отношений, а на основании отдельного гражданско-правового договора, страховые взносы по дополнительному тарифу исчисляются только с сумм выплат, начисленных в данном месяце за работу во вредных условиях труда в рамках трудового договора (трудовых отношений).
Страховые взносы по дополнительным тарифам в пользу работников, выработавших льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, пенсия которым назначена, но продолжающих работать на работах с особыми условиями труда, начисляются в общеустановленном порядке.
Порядок исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам с тех или иных выплат и вознаграждений в пользу работников зависит от занятости работника на работах, указанных в п.п. 1 и 2–18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ в месяце, в котором производится начисление данных выплат и вознаграждений независимо от условий занятости работника в периоде, за который эти выплаты и вознаграждения начисляются (то есть, если они производятся за прошлые периоды).
Работники должны быть уведомлены о результатах проверки их рабочих мест (ст. 15 Закона № 426). Компенсация за небезопасные условия труда определяется организацией самостоятельно, работники, на которых воздействуют вредные факторы окружающей среды, имеют право на следующие льготы:
Дополнительные взносы перечисляются исходя из наличия отчета СОУТ по рабочему месту, таблицы тарифов по классам опасности, без применения предельной базы взносов в ПФ. Проверка рабочих мест осуществляется специализированной компанией, входящей в реестр Минтруда. Повторное обследование рабочего места, как правило, не нужно проводить в течение следующих пяти лет.
С 2023 года вступили в силу Законы № 243, 250 от 03.07.2023, по нормам которых уплата страховых взносов должна осуществляться на реквизиты налоговой инспекции. При расчете дополнительных страховых взносов предельная база по ОПС не берется в расчет (ст. 421 НК).
- если годовой доход не превышает 300 тыс. р., переводится фиксированная сумма — 26545 р. за 2023 год, 29354 за 2023 г., 32448 за 2023 г.;
- если годовой доход превысил 300 тыс. р., страховой взнос уплачивается с применением доп. тарифа в 1% от превышения лимита.
Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 г № 665 установило списки конкретных работ (производств, профессий, должностей, специальностей, организаций), которые используются при досрочном назначении страховой пенсии по старости, и в отношении которых нужно начислять страховые взносы в пенсионный фонд по дополнительным тарифам.
Дополнительные страховые взносы: тарифы, размер и порядок уплаты
Что касается страховых взносов индивидуальных предпринимателей за себя, то по ним пониженные тарифы не устанавливались. Для всех ИП, независимо от вида деятельности и социальной категории (пенсионеры, многодетные, инвалиды и др.), действуют общие правила. Минимальный размер страховых взносов в 2023 году, как мы указали выше, составляет 36 238 рублей.
Основной целью данного закона является унификация процедуры оценки условий труда на рабочих местах как единого способа реализации установленного пенсионным законодательством механизма освобождения работодателей от обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд и механизма предоставления предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций, а также формирование комплекса мер экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда.
Размер ставки дополнительных страховых взносов зависит от результатов специальной оценки условий труда, которая не только устанавливает уровень условий труда, но и выявляет недостатки, которые работодатель обязан устранить и привести рабочее место в соответствие с установленными нормами. Их регулирует Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 №426-ФЗ, который, в том числе, устанавливает и сроки таких проверок — не реже 1 раза в 5 лет.
Начисление дополнительных страховых взносов в ситуации, когда работник находится в учебном отпуске, период которого не включается в льготный стаж. Порядок исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам с тех или иных выплат и вознаграждений в пользу работника зависит от его занятости на работах, указанных в пп. 1 и 2 – 18 п. 1 ст.
28 декабря 2013 года был принят закон о пенсиях № 400-ФЗ, а также закон № 426-ФЗ о специальной оценке условий труда, обязавший абсолютно всех страхователей-работодателей обеспечить своим работникам возможность безопасной работы, а рабочие места привести соответствие с требованиями российских нормативов охраны труда. До вступления в силу закона №426-ФЗ работодателями проводилась аттестация трудовых условий, а с 1 января 2014 года она заменена спецоценкой.
Начиная с 1 января 2013 года время работы на вредном, опасном или тяжелом производстве засчитывается в специальный стаж, позволяющий оформить пенсию досрочно, только в случае начисления и уплаты работодателем дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Тариф этих дополнительных взносов устанавливается ст. 428 Налогового кодекса РФ в зависимости от класса условий труда, которые определяются в результате специальной оценки условий труда на рабочих местах.
С полным перечнем всех предусмотренных производств, должностей, работ, подпадающих под список № 1 вредных профессий, можно перечне, утвержденном Постановлением № 10 от 26.01.1991 г. Право на льготную пенсию предоставляется при условии, что запись в трудовой книжке соответствует наименованию должности в предусмотренном перечне.
Опровергнуть данный подход можно через суд. Существует судебная практика, которая подтверждает право страхователя не платить дополнительные взносы с вознаграждений работникам за то время работы, которое не идет в зачет «вредного» стажа согласно правилам его расчета в целях назначения досрочной пенсии, в частности, когда выполнение работ во вредных условиях труда составляет менее 80% рабочего времени сотрудника.
Ответ есть в ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421‑ФЗ [3] и Информации Минтруда РФ «Типовые вопросы и ответы (разъяснение Минтруда России по наиболее часто встречающимся вопросам о специальной оценке условий труда)».
Как указал суд, пересмотр предоставляемых компенсаций сотрудникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями, возможен лишь по результатам специальной оценки условий труда – в случае их улучшения. Соответственно предписание ГИТ незаконно: условия труда были улучшены, что подтвердилось спецоценкой (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 02.12.2023 по делу № 33а-17454/2023).
Доп Тариф По Страховым Взносам В 2023 Году По Спецоценке
Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, размер которых зависит от классов экономического риска для разных видов деятельности, в 2023 году остались без изменений в диапазоне 0,2-8,5%.
С 1 января 2023 года зачетный механизм при исчислении страховых взносов на обязательное социальное страхование полностью упраздняется. Назначение и выплата страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию застрахованным лицам на всей территории Российской Федерации начинает выполняться территориальными органами Фонда социального страхования. Согласно статьи 431 второй части Налогового кодекса РФ, для работы будет использоваться механизм прямых выплат.
Наши специалисты готовы дать подробную консультацию по заполнению каждого отчета, проверить отчет на ошибки, расшифровать требования о корректировке и многое другое. Услуги по сдаче отчетности – помощь по ведению и сдаче бухгалтерской и налоговой отчетности для организаций всех форм собственности и всех систем налогообложения.
- К 1 классу относят оптимальные условия работы, не представляющие серьезной опасности или вреда.
- Ко 2 классу относят допустимые условия, которые не несут серьезного воздействия на здоровье. Считается, что периоды отдыха полностью восстанавливают состояние человека.
- К категории вредной среды относится 3 класс. Наносится вред здоровью, которые во время отдыха устранить не получится. В зависимости от подкласса начисляется от 2 до 7%.
- К 4 классу относятся опасные условия, приводящие к появлению профессиональных заболеваний и угрожающие жизни. Оплачивается дополнительный тариф в размере 8%.
Тем, кто надеялся на отмену СОУТ в 2023 году, пришлось разочароваться. Регулярная оценка рабочего места с 01.01 2023 теперь нужна всем. Работодателям, чьи сотрудники подвергаются опасности или вдыхают вредные испарения, придется платить в ПФР либо ПФ РФ более высокие отчисления.
Напомним, что применение дополнительных тарифов пенсионных взносов напрямую зависит от результатов специальной оценки условий труда. По ее итогам каждому рабочему месту присваивается определенный класс условий труда: оптимальный, допустимый, вредный и опасный. В свою очередь вредные условия труда делятся на четыре подкласса: первой, второй, третьей и четвертой степени. Если по итогам спецоценки условия труда признаны вредными или опасными, то работодатели в отношении выплат работникам, имеющим право на досрочную пенсию, должны применять дополнительные тарифы.
Сотрудники заняты на работах с вредными условиями труда (подкласс условий труда 3.3 — 3.1). При этом выполнение таких работ не дает им право на получение досрочной пенсии. Нужно ли в такой ситуации начислять страховые взносы по дополнительным тарифам? Нет, не нужно. Такой вывод следует из письма Минфина России от 24.05.18 № 03-15-06/35161.
В Минфине обращают внимание на то, что данное правило касается только тех категорий работников, которые заняты на работах, позволяющих досрочно выйти на пенсию (перечень таких работ приведен в подп. 1-18 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.13 № 400-ФЗ). Если же человек выполняет работу, которая не дает право на досрочную пенсию, то страховые взносы по доптарифам не начисляются, даже если по результатам спецоценки условий труда в отношении рабочего места установлен класс условий труда «вредный».
Класс вредности 3 2 выход на пенсию
Затем законодатели решили, что так дело не пойдет и нужно предоставлять гарантии и компенсации в зависимости от конкретных условий труда, для чего была разработана система аттестации рабочих мест. Минздравсоцразвития приказами [1] определило порядок проведения такой аттестации. При этом Список никто не отменял.
По результатам спецоценки условия труда газосварщика, работающего в помещениях, признаны вредными с подклассом 3.2. Списком для этой должности предусмотрен дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 12 рабочих дней. В то же время ст. 117 ТК РФ определено, что минимальная продолжительность такого отпуска составляет 7 календарных дней. Можно ли предоставлять работнику отпуск согласно ст. 117?
- Отправить по почте (только с описью вложений). Если не сделать опись, то документацию не допустят к рассмотрению.
- Пройти процедуру регистрации на сайте Пенсионного фонда. Гражданину потребуется сделать сканы всех документов и загрузить их в профиль.
- Посетить Многофункциональный центр. Нужно взять талончик и отдать документы специалисту.
- Лично обратиться в отделение Пенсионного фонда. Данный способ считается самым лучшим, так как сотрудники учреждения сразу же скажут гражданину о том, какие документы ему нужно донести.
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее семи календарных дней (ст. 117 ТК РФ) предоставляется работникам, на рабочих местах которых по результатам СОУТ установлены вредные условия труда 2-й , 3-й, 4-й степени либо опасные условия труда (класс 3,2 и выше). Указанный отпуск может быть и больше – его продолжительность для конкретного работника определяется трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов СОУТ.
В частности, при предоставлении сотрудникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, повышенная оплата труда), порядок и условия применения таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с теми, которые предоставлялись работнику до 01.01.2014, при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
Платить ли допвзносы на ОПС, если спецоценка рабочих мест не проводилась
Согласно действующему законодательству, выплаты на страхование (кроме платежей на «травматизм») перечисляются в пользу Налоговой службы. В отношении отдельных категорий работников определены дополнительные тарифы страховых взносов в 2023 году. Рассмотрим, какие тарифные ставки существуют, и от чего они зависят.
В счет страховых взносов на травматизм можно зачесть расходы на специальную оценку (п. 2 Правил, утв. приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н). Зачесть можно до 20 процентов от суммы взносов, начисленных за прошлый 2014 год. Или за три предшествующих года, если численность работников компании менее 100 человек и в течение двух прошлых лет она не получала из ФСС РФ средства на финансирование мероприятий по улучшению условий труда.
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, утверждены постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516. Чтобы период вредной работы засчитывался в стаж для досрочного назначения пенсии, сотрудник должен выполнять работу (п.
Спецоценка завершена в середине месяца. Как разъяснил Минтруд, датой завершения спецоценки является дата утверждения отчета о проведении спецоценки. Так что именно с этого дня нужно уплачивать взносы в ПФР по дифференцированным тарифа м Письмо Минтруда (п. 6) . В связи с этим за месяц, в котором утвержден отчет о проведении спецоценки, взносы надо уплачивать так:
Например, если рабочий поскользнулся и сломал ногу из-за того, что уборщица разлила ведро воды, то этот несчастный случай, хоть и будет травмой, полученной на производстве, но к вредным или опасным условиям труда ситуация никакого отношения не имеет. А вот снижение остроты зрения у контролера ОТК из-за постоянного напряжения глазного нерва при контроле качества мелких деталей является вредным воздействием условий труда, приведшим к возникновению заболевания.
Надо Ли Начислять Допвзносы В Пфр По Результатам Спецоценки, Если Должности И Работы Не Поименованы В Списке1,2 В 2023
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 мая 2013 года № 17-3/878
О дополнительных взносах при совместительстве
Департамент развития социального страхования рассмотрел обращение ЗАО «Актион-Медиа» от 21.05.2013 № 38-У по вопросу применения дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных статьей 583 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ), и сообщает следующее.
Согласно части 2 статьи 58 Федерального закона № 212-ФЗ дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации применяются для плательщиков страховых взносов – организаций в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2–18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ).
При этом упомянутые страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам начисляются в общеустановленном порядке на все выплаты и вознаграждения в пользу работника, признаваемые объектом обложения в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ, за исключением сумм, поименованных в статье 9 Федерального закона № 212-ФЗ.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ определено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений.
В соответствии со статьей 60 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Трудовой кодекс) с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей).
Учитывая изложенное, в случае частичной занятости работника в течение месяца при совмещении профессий как на работах с особыми условиями труда, поименованных в подпунктах 2–18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, так и на работах, не поименованных в подпунктах 1–18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, исчисление страховых взносов по соответствующему дополнительному тарифу осуществляется плательщиком страховых взносов со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений (включая доплату за совмещение профессий) пропорционально количеству фактически отработанных дней на соответствующих видах работ, поименованных в подпунктах 2–18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ.
Согласно статье 60 Трудового кодекса работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).
Таким образом, работа по совместительству выполняется работником на основании отдельного трудового договора, то есть в рамках отдельных трудовых отношений.
На выплаты, производимые в пользу работника за выполнение работ, не поименованных в подпунктах 1–18 пунк та 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, на условиях совместительства, страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам не начисляются.
2) Вопрос: В каком порядке начисляются страховые взносы по дополнительным тарифам на выплаты в пользу работников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели?
Ответ: Согласно частям 1 и 2 статьи 583 Федерального закона № 212-ФЗ дополнительные тарифы страховых взносов применяются для плательщиков страховых взносов — организаций в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ.
В случае занятости работника на работах, указанных в подпунктах 1 и 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-Ф3, на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели исчисление страховых взносов производится организацией по соответствующим дополнительным тарифам со всех выплат и вознаграждений, включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии с положениями части 1 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ, начисленных в пользу данного работника в связи с осуществлением работ с вредными и тяжелыми условиями труда.
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 мая 2013 года № 17-3/877
О дополнительных взносах при учебном отпуске
Департамент развития социального страхования рассмотрел обращение ЗАО «Актион – Медиа» от 21.05.2013 № 37 – У по вопросу применения дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных статьей 583 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ), и сообщает следующее.
Согласно части 2 статьи 583 Федерального закона № 212-ФЗ дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации применяются для плательщиков страховых взносов – организаций в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунк тах 2–18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ).
При этом упомянутые страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам начисляются в общеустановленном порядке на все выплаты и вознаграждения в пользу работника, признаваемые объектом обложения в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ, за исключением сумм, поименованных в статье 9 Федерального закона № 212-ФЗ.
В случае полной занятости работника в течение месяца на работах, указанных в подпунктах 2 – 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, исчисление страховых взносов осуществляется организацией по соответствующему дополнительному тарифу со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений (в том числе, с оплаты учебного отпуска), включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии с положениями части 1 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ.
В случае частичной занятости работника в течение месяца как на работах с особыми условиями труда, поименованных в подпунктах 2–18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, так и на работах, не поименованных в подпунктах 1–18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, исчисление страховых взносов по соответствующему дополнительному тарифу осуществляется плательщиком страховых взносов со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений (включая оплату учебного отпуска) пропорционально количеству фактически отработанных дней на соответствующих видах работ, поименованных в подпунктах 2–18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ.
Пенсионный фонд Российской Федерации в связи с вашим запросом о подтверждении с 1 января 2013 года периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ), сообщает.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона № 173-ФЗ и пунктом 13 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 года № 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета.
Согласно пункту 20 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных постановлением Минтруда России и ПФР от 27 февраля 2002 года № 17/19пб, в случае отсутствия в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования необходимых для назначения пенсии сведений решение о назначении пенсии принимается по имеющимся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В практическом плане это означает, что в случае отсутствия в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица необходимых сведений о стаже на соответствующих видах работ во внимание принимаются любые документы, подтверждающие все установленные условия, в том числе уплату (начисление) дополнительного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии со статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (например, справка страхователя, документ индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, представленный страхователем).
Отмечаем, что статьей 62 Трудового кодекса Российской Федерации установлена обязанность работодателя по письменному заявлению работника выдавать документы о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя.
Одновременно сообщаем, что вопросы о включении с 1 января 2013 года в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работ, предусмотренных подпунктами 1-18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, в случае отсутствия уплаты (либо уплаты не в полном объеме) страховых взносов в соответствии с дополнительными тарифами, могут быть рассмотрены с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года № 9-П.
6) Вопрос: Начисляются ли страховые взносы по дополнительным тарифам на выплаты, которые производятся в пользу работников, занятых в особых условиях труда, за счет средств бюджетных субсидий?
Ответ: Согласно частям 1 и 2 статьи 583 Федерального закона № 212-ФЗ дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации применяются для плательщиков страховых взносов — организаций в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-Ф3.
При этом упомянутые страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам начисляются в общеустановленном порядке на все выплаты и вознаграждения в пользу работника, признаваемые объектом обложения в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ, независимо от источника их финансирования (в том числе, если эти выплаты и вознаграждения производятся за счет средств бюджетных субсидий), за исключением сумм, поименованных в статье 9 Федерального закона № 212-ФЗ.
(+) Работник в течение месяца занят на вредных/опасных работах с разными классами условий труда. В этом случае взносы по дополнительным тарифам надо исчислить со всех начисленных в этом месяце работнику выплат пропорционально количеству рабочих дней (количеству часов), отработанных на соответствующих рабочих местах (Письмо Минтруда (п. п. 7, 8)).
(+) Минтруд в очередной раз указал, что если работник у одного и того же работодателя занят по основному месту на вредной/тяжелой работе, а по совместительству — на обычной работе по отдельному трудовому договору (Статья 60.1 ТК РФ), то на выплаты за совместительство взносы по доптарифу начислять не надо (Письмо Минтруда (п. 9)). Такую же точку зрения он высказывал и в прошлом году (Письмо Минтруда России от 29.05.2013 N 17-3/878).
Однако правильнее руководствоваться позицией Минтруда и выплаты, облагаемые/не облагаемые допвзносами при совместительстве, считать напрямую, без применения пропорции. Ведь право давать разъяснения по вопросам уплаты страховых взносов в ПФР предоставлено Минтруду (Часть 5 ст. 1 Закона N 212-ФЗ; п. 1 Постановления Правительства РФ от 14.09.2009 N 731).
(если) по результатам аттестации конкретного рабочего места условия труда признаны вредными или опасными, то взносы в ПФР с выплат работнику, трудящемуся на этом месте, надо платить по тарифам от 2 до 8% в зависимости от класса (подкласса) условий труда (3.1 — 3.4, 4) (Часть 2.1 ст. 58.3 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее — Закон N 212-ФЗ)). При этом Минтруд подчеркнул, что при наличии действующей аттестации работодатель просто обязан платить дополнительные взносы по дифференцированным тарифам. Отказаться от этого и платить взносы по общим тарифам 4 или 6% нельзя (например, при опасных условиях труда взносы надо платить по тарифу 8%, а не 6%) (Письмо Минтруда (п. 4));
(+) Если работники не трудятся на вредных/опасных работах, указанных в пп. 1 — 18 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (должности работников не поименованы в Списках N N 1 и 2 (Утверждены Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10)), но по результатам аттестации или спецоценки условия труда были признаны вредными или опасными, то с выплат этим работникам взносы в ПФР по доптарифам платить не нужно (Письмо Минтруда (п. 1)). Кстати, ПФР также указывал: из Закона о страховых взносах следует, что ключевым моментом для начисления допвзносов является именно занятость работника на работах с вредными/опасными условиями труда (Письмо ПФР от 30.12.2013 N НП-30-26/20622).
19 Июн 2021 klasterlaw 342