Освоение всех частей речи решает задача

Освоение грамматического строя представляет большую сложность для детей, поскольку грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлеченностью. К тому же грамматический строй русского языка отличается наличием большого числа непродуктивных форм и исключений из грамматических норм и правил.

Дети усваивают грамматический строй практически, путем подражания речи взрослых и языковых обобщений. В дошкольном учреждении создаются условия для освоения трудных грамматических форм, выработки грамматических навыков и умений, для предупреждения грамматических ошибок. Обращается внимание на освоение всех частей речи, освоение разных способов словообразования, разнообразных синтаксических конструкций. Важно добиться, чтобы дети свободно пользовались грамматическими навыками и умениями в речевом общении, в связной речи.

3. Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений). Без овладения грамматикой невозможно речевое общение.

а) Развитие диалогической (разговорной) речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Долгое время в методике обсуждается вопрос, нужно ли учить детей диалогической речи, если они овладевают ею спонтанно в процессе общения с окружающими. Практика и специальные исследования показывают, что у дошкольников необходимо развивать в первую очередь те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.

Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, — деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания, терпения.

Здесь можно найти решебники, ГДЗ, переводы текстов по школьной программе. Практически весь материал, собранный на сайте — сделанный для людей. Все решебники выполнены качественно, с приятной навигацией. Вы сможете скачать гдз, решебник английского, улучшить ваши школьные оценки, повысить знания, получить намного больше свободного времени.

Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребёнок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить её много раз, так как в процессе восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении — ещё и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы.

Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления.

Осознание явлений языка и речи углубляет наблюдения детей над языком, создает условия для саморазвития речи, повышает уровень контроля за речью. При соответствующем руководстве со стороны взрослых оно способствует воспитанию интереса к обсуждению языковых явлений, любви к родному языку.

Методика формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста

Формирование грамматического строя происходит постепенно. Сначала дети в своей речи не употребляют предлогов, могут путать род существительного и неправильно ставить ударение. В процессе онтогенеза и нормального речевого развития происходит обогащение словарного запаса, получение новых знаний об окружающем мире и предложения принимают правильный вид.

Дети в основном правильно строят простые распространенные предложения с однородными членами, с обособленными оборотами; используют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, прямую речь, употребляя соединительные, противительные и разделительные союзы. Речь детей характеризуется большей связностью, отсутствием зависимости от наглядной ситуации, т.е. контекстностью.

В методике от постепенного преобладания наглядного материала, от связи грамматических форм с наглядными жизненными ситуациями осуществляется переход к словесным приемам. Снижается роль игр с игрушками, больше используются картинки, словесные дидактические игры и специальные словесные грамматические упражнения (иногда это лексико-грамматические упражнения).

Проводятся те же дидактические игры, что и в младших группах: «Кто у кого», «Угадай, кого не стало», «Магазин игрушек». Содержание речевого материала в них меняется, становясь более сложным. Вводятся такие наименования животных, у которых детеныш называется по-другому: у лошади – жеребенок, у коровы – теленок, у свиньи – поросенок, у овцы – ягненок.

Рассматривая, например, парные картинки (кошка и котенок, мышь и мышонок, лошадь и жеребенок и др.), воспитатель учит детей образованию названий детенышей с помощью суффиксов -онок, -ёнок, формирует представление о том, что у кошки детеныш называется котенок, у мышки – мышонок, у утки – утенок, у медведицы – медвежонок, у лисы – лисенок.

Освоение всех частей речи решает задача

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов. Дошкольный возраст — период быстрого обогащения словаря, которое осуществляется не только за счет ознакомления с новыми предметами, их свойствами и качествами, новыми словами, обозначающими действия, но и за счет названий отдельных частей, деталей предметов, за счет использования новых суффиксов, приставок, которые дети начинают широко употреблять. Все чаще в речи ребенка появляются обобщающие существительные, прилагательные, обозначающие материал, свойства, состояние предметов. Многие слова из пассивного запаса слов переходят в активный словарь.

В педагогической и психологической литературе процесс овладения звуковым строем русского языка детьми дошкольного возраста изучен и описан достаточно полно в работах А. Н. Гвоздева, В. И. Бельтюкова, Д. Б. Эльконина, М. Е. Хватцева, Е. И. Радиной, М. М. Алексеевой, А. И. Максакова.

Овладение родным языком является значимым приобретением ребенка в дошкольном детстве, перестраивающим психику малыша, позволяющим ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Своевременное и правильное освоение речи — это одно из важных условий полноценного психического развития: дети с хорошо развитой речью легко вступают в общение с окружающими, могут понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре и т.д. И наоборот, невнятная речь затрудняет взаимоотношения ребенка с окружающими, нередко накладывая тяжёлый отпечаток на его характер: дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся молчаливыми, замкнутыми, застенчивыми, раздражительными.

В усвоении грамматического строя определяется следующая последовательность: сначала усваивается всё наиболее типичное, рядовое, все продуктивные формы в области словообразования и словоизменения (падежные окончания имён существительных, формы изменения глаголов по лицам, временам). Всё единичное, исключительное, нарушающее нормы этой системы, нередко подвергается вытеснению в речи ребёнка. Постепенно путём подражания речи окружающих образцы перенимаются в целом виде. Единичные, стоящие особняком слова усваиваются уже в школьном возрасте.

Осознание языковой действительности не является замкнутым в себе, чисто теоретическим (на элементарном уровне) отношением к функционирующим в речи языковым элементам и связям, отношением, изолированным от построения речевого высказывания, от речевых действий. На основе осознания языковых явлений речевые навыки и умения переводятся «из автоматического плана в план произвольный, намеренный и сознательный». Это обеспечивает большую эффективность речевого общения и дальнейшего овладения языком, речевого развития, в частности развития связной речи, формирования интереса к художественной речи и умений использовать в рассказывании языковые средства художественной выразительности. Развитие у ребёнка осознания языковой действительности, элементов языка в известной мере происходит и стихийно. Специальное формирование осознания языковых явлений начинает осуществляться при обучении старших дошкольников (как и первоклассников) членению предложения на слова и звуковому анализу слова.

Методика изучения частей речи

В качестве ведущего лингво-методического положения, определяющего последовательность изучения частей речи, выступает положение о целесообразности взаимосвязанного изучения в каком-либо отношении сходных языковых явлений. В начальных классах принят такой порядок изучения имен существительных, имен прилагательных и глаголов, согласно которому от общего’ ознакомления со всеми частями речи учащиеся переходят к изучению каждой из указанных лексико-грамматических групп. Такой подход создает благоприятные условия для сравнения частей речи уже на начальном этапе их изучения и тем самым способствует более четкому выделению основных сторон формируемых грамматических понятий.

Программа для начальных классов не предусматривает специального ознакомления учащихся с делением частей речи на самостоятельные и служебные, но практически учитель обращает внимание детей на признаки, по которым части речи делятся на указанные две группы. Так, учащиеся узнают, что имя существительное имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие всегда являются членами предложения, а такие слова, как предлог и союз, членами предложения не бывают.

Одной из ведущих задач изучения частей речи является развитие устной и письменной речи учащихся, включая обогащение словарного запаса детей новыми именами существительными, прилагательными, глаголами, уточнение смысла слов, которыми дети пользовались ранее, и развитие умения точно употреблять слова в связной речи.

Рекомендуем прочесть:  Открыть Счет Ип В Сбербанке В 2023 Году В Новороссийске

По мере изучения постепенно углубляются знания о грамматических признаках каждой части речи. I класс, согласно школьной программе, включает проведение классификации слов с учетом морфологического вопроса, на который они отвечают. II класс является центральным в формировании понятия «часть речи». Учащиеся знакомятся с совокупностью лексико-грамматических признаков, свойственных каждой части речи: роль в языке, обобщенное лексическое значение, категория рода, числа, времени (у глаголов), функция в предложении. В III классе углубляются знания о морфолого-синтаксической стороне каждой части речи: изменение имен существительных и имен прилагательных по падежам, глаголов по лицам. Также в III классе большое место занимает формирование навыков правописания окончаний.

Распределение слов по лексико-грамматическим разрядам (частям речи) осуществляется на основании трех признаков: а) семантического (обобщенное значение предмета, действия или состояния, качества и т. д.), б) морфологического (морфологические категории слова) и в) синтаксического (синтаксические функции слова)3.

Одним из основных средств речевого развития является обучение. Это – целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений. Роль обучения в овладении ребенком родным языком подчеркивалась Константином Дмитриевичем Ушинским, Елизаветой Ивановной Тихеевой, Александрой Платоновной Усовой, Евгенией Александровной Флериной и другими. Елизавета Ивановна Тихеева, первая из последователей К.Д. Ушинского, использовала термин «обучение родному языку» применительно к детям дошкольного возраста. Она считала, что «систематическое обучение и методическое развитие речи и языка должны лежать в основе всей системы воспитания в детском саду».

На занятиях внимание ребенка целенаправленно фиксируется на определенных языковых явлениях, которые постепенно становятся предметом его осознания. В повседневной жизни исправление речи не дает желаемого результата. Дети, увлеченные какой-либо другой деятельностью, не обращают внимания на речевые образцы и не следуют им,

Анализ поведения детей показывает, что присутствие взрослого стимулирует употребление речи, они начинают говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. Поэтому в методике рекомендуется как можно больше и чаще разговаривать с детьми.

Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчеркивалось такое требование к речи ребенка, как ее правильность. Ставилась задача «научить детей чисто и правильно говорить на родном языке, т.е. свободно пользоваться правильным русским языком в общении друг с другом и взрослыми в различной деятельности, свойственной дошкольному возрасту». Правильная речь рассматривалась как: а) правильное произношение звуков и слов; б) правильное по смыслу употребление слов; в) умение правильно изменять слова согласно грамматике русского языка

Однако анализ практики показывает, что не все воспитатели умеют организовать и использовать общение в интересах развития речи детей. Широко распространен авторитарный стиль общения, в котором преобладают указания, распоряжения педагога. Такое общение носит формальный характер, лишено личностного смысла. Более 50% высказываний воспитателя не вызывают ответной реакции детей, не хватает ситуаций, способствующих развитию объяснительной речи, речи-доказательства, рассуждений. Овладение культурой, демократическим стилем общения, умением обеспечить так называемое субъект-субъектное общение, при котором собеседники взаимодействуют как равноправные партнеры, является профессиональной обязанностью воспитателя детского сада.

План:

    1. Цель развития речи детей с ТНР.
    2. Задачи развития речи.
    3. Принципы развития речи.

Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей — формирование устной речи и на­выков речевого общения с окружающими на основе овла­дения литературным языком своего народа.

Дети усваивают грамматический строй практически, путем подражания речи взрослых и языковых обобщений. В дошкольном учреждении создаются условия для освоения трудных грамматических форм, выработки грамматических навыков и умений, для предупреждения грамматических ошибок. Обращается внимание на освоение всех частей речи, освоение разных способов словообразования, разнообраз­ных синтаксических конструкций. Важно добиться, чтобы дети свободно пользовались грамматическими навыками и умениями в речевом общении, в связной речи.

5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи обеспечивает подготовку детей к обучению грамоте. «В подготовительной к школе группе речь впервые стано­вится для детей предметом изучения. Воспитатель развива­ет у них отношение к устной речи как языковой действи­тельности; он подводит их к звуковому анализу слов». Де­тей учат также производить слоговой анализ слова, анализ словесного состава предложений. Все это способствует фор­мированию нового отношения к речи. Предметом осозна­ния детей становится речь’.

На самом деле усвоение языка происходит не только и не столько в результате простого повторения. Это процесс творческий, когда ребенок на основе готовых форм, заим­ствованных из речи взрослых, поиска связей, отношений между элементами языка, правил строит свои высказыва­ния. Вполне очевидно, что эти выводы в корне меняют подходы к проблеме обучения родному языку в детском саду. Главным в обучении должен быть не метод имитации, а организация творческого познания слова, действий с ним.

Словарная работа в детском салу проводится на основе ознакомления с окружающей жизнью. Ее задачи и содер­жание определяются с учетом познавательных возможнос­тей детей и предполагают освоение значений слов на уров­не элементарных понятий. Кроме тою, важно, чтобы дети освоили сочетаемость слова, его ассоциативные связи (се­мантическое поле) с другими словами, особенности упот­ребления в речи. В современной методике большое значе­ние придается развитию умений выбирать наиболее под­ходящие слова для высказывания, употреблять многознач­ные слова в соответствии с контекстом, а также работе над лексическими средствами выразительности (антонимы, синонимы, метафоры). Словарная работа теснейшим обра­зом связана с развитием диалогической и монологической речи.

Лексическая сторона речи . К пяти годам приём сравнения и сопоставления сходных и различных предметов (по форме, цвету, величине) прочно входит в жизнь детей и помогает им обобщать признаки, выделять из них существенные. Дети свободно пользуются обобщающими словами, группируют предметы в категории по родовому признаку.

У детей встречаются ошибки в чередовании согласных, в употреблении существительных во множественном числе в родительном падеже, трудности в образовании повелительного наклонения глаголов. Трудности для ребёнка представляют сочетание существительных с числительными, местоимениями, употребление причастий, глаголов хотеть, звонить. Усвоение грамматики продолжается развитием элементов логического, отвлеченного мышления, формированием языковых обобщений.

В педагогической и психологической литературе процесс овладения звуковым строем русского языка детьми дошкольного возраста изучен и описан достаточно полно в работах А. Н. Гвоздева, В. И. Бельтюкова, Д. Б. Эльконина, М. Е. Хватцева, Е. И. Радиной, М. М. Алексеевой, А. И. Максакова.

Особое место в формировании речевой готовности детей старшего дошкольного возраста к школе занимает развитие связной речи. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Основная функция связной речи — коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах — диалоге и монологе. В лингвистической и психологической литературе диалогическая и монологическая речь рассматриваются в плане их противопоставления. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе, а также мотивами. Несмотря на существенные различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую, а монолог может приобрести диалогические свойства.

На шестом году ребенок овладевает грамматическим строем и пользуется им достаточно свободно. Однако в речи детей все еще встречаются грамматические ошибки. Освоение грамматического строя представляет для детей большую сложность, поскольку грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлечённостью. К тому же грамматический строй русского языка отличается наличием большого числа непродуктивных форм и исключений из грамматических норм и правил. Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом А. Н. Гвоздевым. Усвоение грамматического строя речи происходит в виде усвоения грамматических категорий, которые характеризуются наличием знания. Время и последовательность усвоения отдельных категорий зависят от характера их назначений. У детей вызывает затруднение усвоение тех форм, конкретное значение которых не связано логикой детской мысли, то есть то, что не ясно по значению. Исключительно сложным и длительным оказывается усвоение категорий рода. Род усваивается с морфологической структурой существительных. В отношении существительных наиболее трудно усвоение окончаний, в отношении глаголов — овладение основами, в отношении прилагательных словообразование (сравнительная степень). [39]

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ — (англ. children s language development, speech development in childhood) возникновение понимания речи и ее произнесения в раннем возрасте при общении со взрослыми, последующее обогащение словаря, грамматических и стилистических структур речи в… … Большая психологическая энциклопедия

РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ РЕБЕНКА — (англ. motor development in children). В отличие от детенышей многих животных, ребенок к моменту рождения не обеспечен готовыми наследственно фиксированными механизмами регуляции движений. Однако еще в период эмбрионального развития мышечная… … Большая психологическая энциклопедия

Развитие социального поведения людей (development of human social behavior) — Соц. поведение занимает в жизни людей наиважнейшее место, и потому его развитие требует внимания. Соц. поведение включает не только взаимодействие чел. с др. людьми, но и с миром вещей, к рые приобрели свое смысловое значение и статус благодаря… … Психологическая энциклопедия

РАЗВИТИЕ РЕЧИ в школе — целенаправленная пед. деятельность по формированию речи учащихся вооружение школьников навыками практич. владения родным лит. языком как средством общения. В процессе работы по Р. р. учащиеся овладевают произносительными, лексич., морфологич. и… … Российская педагогическая энциклопедия

Разви́тие ре́чи (или онтогенез речи, ср. также англ. Language development ) — широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле — человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.

Рекомендуем прочесть:  Акты Приема Передачи Завхоза В Школе Основных Средств

Грамматический строй речи, значение его усвоения для речевого, умственного развития детей

А.Н.Гвоздевым раскрыта следующая закономерность. В усвоении грамматического строя наблюдается определенная последовательность: сначала усваивается все наиболее типичное, рядовое, все продуктивные формы в области словообразования и словоизменения (падежные окончания имен существительных, формы изменения глаголов по лицам, временам).

Современные исследователи детской речи считают: ребенок овладевает грамматическим строем языка в неразрывной связи со всем ходом своего психического развития, в единстве с развитием предметно-практической деятельности, обобщения мышления. Они показали, что осознание грамматических явлений происходит на основе обучения, у детей начинает формироваться чувство языка, способность к обобщению.

На пятом году жизни детям предоставляется большая самостоятельность в образовании трудных грамматических форм, с которыми они встречались раньше. Однако образец остается при этом ведущим приемом обучения. Он используется в случаях нетипичного изменения слов с целью предупреждения ошибок.

Д.Б. Эльконин подчеркивал, что овладение грамматическим строем языка активно происходит на основе диалогической речи ребенка и взрослого. Он приводил данные в отношении усвоения грамматического строя русского языка в раннем детстве (по А.Н. Гвоздеву) и отмечал, что показателем развития связной речи служит употребление союзов. По мнению Д.Б. Эльконина, овладение языком в раннем детстве служит основой для всего психического развития ребенка.

В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен узнать его механизм и научиться им пользоваться. Следует обратить внимание детей на способ образования слов при помощи суффиксов (учитель – учительница) или приставок (ехал – уехал – переехал – выехал); сформировать навыки образования слов по аналогии.

Суждение — это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением.

В своей речи ребенок пользуется сложными предложениями, хотя некоторые типы предложений еще вызывают у него затруднения. Предлоги и союзы употребляются в самых разнообразных значениях.
Перед оратором стоит очень трудная задача – заинтересовать слушателей, настроить их на восприятие речи, установить с ними контакт, удержать внимание аудитории до конца выступления.

Одни исследователи относят их к самостоятельным частям речи, другие считают их особыми формами глагола. Причастие и деепричастие действительно занимают промежуточное положение между самостоятельными частями речи и формами глагола. В данном пособии мы придерживаемся точки зрения, отражённой, например, в учебнике: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Л. Русский язык. Теория. 5–9 классы. М., 2001.

Осознание явлений языка и речи углубляет наблюдения детей над языком, создает условия для саморазвития речи, повышает уровень контроля за речью. При соответствующем руководстве со стороны взрослых оно способствует воспитанию интереса к обсуждению языковых явлений, любви к родному языку.

В современной методике большое значение придается развитию умений выбирать наиболее подходящие слова для высказывания, употреблять многозначные слова в соответствии с контекстом, а также работе над лексическими средствами выразительности (антонимы, синонимы, метафоры). Словарная работа теснейшим образом связана с развитием диалогической и монологической речи.

Для формирования грамматического строя очень важно общения ребенка с его сверстниками и взрослыми. Общение с окружающими людьми происходит постепенно: оно включает понимание речи и ее активное использование с учетом фонетического и грамматического оформления.

Развитие словаря и грамматического строя речи происходит постепенно. Сначала дети в повседневной речи не употребляют предлогов, могут неправильно ставить ударение и путать род существительного. Но в процессе нормального развития речи происходит обогащения словаря, ребенок получает больше знаний об окружающем мире через общение, в результате чего он может правильно строить предложения.

Формирование грамматического строя речи – это важное условие совершенствования мышления детей. Оно усваивается самостоятельно в процессе повседневного общения ребенка с окружающими людьми. В этом процессе очень важную роль играют благоприятные условия в семье, состояние нервной системы малыша, нормальный уровень развития фонематического слуха и словаря.

Формирование структуры предложения. Эта задача решается при помощи детских сказок. Педагог рассказывает сказку, ребенок внимательно слушает, после чего он должен составить краткий пересказ услышанного. Другой способ – составление рассказа по одной или серии картинок.

К сожалению, многие дети испытывают сложности при формировании собственных речевых высказываний. Основная проблема заключается в том, что детям сложно давать развернутые ответы на вопросы, им трудно составлять рассказы или пересказывать их содержание. Поэтому проблема развития лексико-грамматического строя речи очень актуальна.

Глава III Система работы по развитию речи в детском саду

Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи. Данный принцип основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации. Он вытекает из цели развития речи детей в детском саду – развития речи как средства общения и познания – и указывает на практическую направленность процесса обучения родному языку.

В процессе речевого общения с детьми воспитатель использует и невербальные средства (жесты, мимика, пантомимические движения). Они выполняют важные функции: помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов. Соответствующий меткий жест помогает усвоению значений слов (круглый, большой.), связанных с конкретными зрительными представлениями. Мимика и фонация помогают уточнить значение слов (веселый, грустный, злой, ласковый.), связанных с эмоциональным восприятием; способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого); помогают приближению учебной обстановки на занятиях к обстановке естественного общения; являются образцами поведения для детей; выполняют наряду с языковыми средствами важную социальную, воспитывающую роль (И. Н. Горелов).

В условиях возможности выбора разных программ ключевое значение приобретают знание педагогом возрастных возможностей детей и закономерностей речевого развития, задач речевого воспитания, а также умение воспитателя анализировать и оценивать программы с точки зрения их влияния на полноценное развитие речи детей. Особое внимание следует обращать на то, как обеспечивается развитие всех сторон речи, соответствуют ли требования к речи детей возрастным нормативам, достигаются ли общие цели и задачи развития речи, обучения родному языку и воспитания личности.

Средством развития речи в широком смысле является культурная языковая среда. Подражание речи взрослых является одним из механизмов овладения родным языком. Внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых (Н. И. Жинкин). Следует учитывать, что, подражая окружающим, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи. Поэтому к речи педагога предъявляются высокие требования: содержательность и одновременно точность, логичность; соответствие возрасту детей; лексическая, фонетическая, грамматическая, орфоэпическая правильность; образность; выразительность, эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость; знание и соблюдение правил речевого этикета; соответствие слова воспитателя его делам.

Самостоятельная глава «Развитие речи» выделяется в разделе «Обучение на занятиях», а в старшей и подготовительной к школе группах и в разделе «Организация жизни и воспитание детей». В подготовительной к школе группе требования к речевому развитию детей отражены в главе «Родной язык», поскольку именно в этом возрасте сообщаются некоторые лингвистические знания и у детей углубляется осознание явлений языка и речи.

Тема: « Самостоятельные части речи» Цель: изучение и первичное закрепление новых знаний, полученных по теме: « Самостоятельные части речи»

В сказочном королевстве Лингвинии (а такое королевство существует) Язык является могущественным и смелым королём, Грамматика — строгой, любящей порядок, королевой, у которой есть целая свита принцесс. Морфология — одна из прекраснейших принцесс этого королевства. Именно от неё зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать её слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Союз и Частица.

Обратите внимание на карту. Посмотрите , какие огромные земли занимает страна Лингвиния. Увидели? Вот сегодня мы с вами и начнём путешествие по этой огромной стране. А в конце урока вы мне ответите на вопрос: Правомерно ли королевство Лингвиния занимает такое огромное пространство?(Отсроченный вопрос)

Обратите внимание на то, что у вас на парте лежат карточки красного и зелёного цвета. Это наш светофор. Работает он очень просто : во время опроса все учащиеся сигналят мне ,знают они ответ или нет. Зеленый – знает, красный- нет. Работать должны все. Если поднял зеленую карточку – отвечай. Но секрет в том, что один из вас будет оценивать ответы. Я дам листок (протокол опроса) и за кем – то из вас будем наблюдать, сколько раз вы подняли красную карточку, а сколько зеленую и смогли ответить на вопрос или нет.

  1. Имя существительное – обозначает какой-то предмет, то есть то, к чему можно задать вопрос «кто?» , если он одушевленный, или «что?», если неодушевленный: человек, вода, любовь, небо, войско, листва. Сразу вас направляю на свою статью про одушевленные и неодушевленные имена существительные, чтобы вы не путали их с живыми/неживыми предметами.
  2. Имя прилагательное – обозначает признаки этих самых предметов. Отвечает на вопросы «какой?» и «чей?». Примеры: маленький, опасный, злой, приятный, лисий, человеческий.
  3. Имя числительное – обозначает либо количество, либо порядок следования предметов, которые кто-то считает. Сравните. Количество: (сколько?) десять яблок, сто солдат, пятьдесят автомобилей. Порядок: (какой?) первый, сотый, сороковой.
Рекомендуем прочесть:  Выкопировка Из Устава Это

Чтобы назвать действия, которые выполняют предметы, или которые выполняются сами по себе, нужны глаголы. Они отвечают на два основных вопроса: (что делать?) писать, редактировать, учить, хихикать; (что сделать?) написать, отредактировать, выучить, похихикать. Недавно я опубликовал несколько статей про вид, времена, наклонения глагола, а также про инфинитив – его неопределенную форму. Читайте.

  1. Вопрос. К самостоятельным словам всегда можно задать вопрос: (кто?) человек, (какой?) отважный, (что сделал?) переплыл.
  2. Значение. Они всегда что-то значат, то есть вы их произносите и что-то себе представляете: подушка (сразу представили ту, на которой спите), вафля (даже запах можно почувствовать), кувыркаться (вспомнили уроки физкультуры).
  3. Роль в предложении. Самостоятельные слова всегда являются членами предложения – мы подчеркиваем их как подлежащее, сказуемое, определение, обстоятельство или дополнение.

Чтобы в языке не было путаницы, все его слова надо было упорядочить. Поэтому было введено такое понятие как часть речи. Это группа «одинаковых» слов, то есть таких, у которых абсолютно одинаковые морфологические признаки: один вопрос, схожее значение, часто похожая роль в предложении.

На наречие похожа еще одна часть речи – категория состояния. Это, по сути, наречие, но в таком предложении, где нет подлежащего (то есть в безличном): «Холодно. Одиноко. Грустно» – вроде бы наречие, отвечает на вопрос «как?», но глагола рядом нет. Поэтому обозначает не признак действия, а состояние природы или человека.

Развитие грамматического строя речи

Формирование грамматического строя речи – это важное условие совершенствования мышления детей. Оно усваивается самостоятельно в процессе повседневного общения ребенка с окружающими людьми. В этом процессе очень важную роль играют благоприятные условия в семье, состояние нервной системы малыша, нормальный уровень развития фонематического слуха и словаря.

Для формирования грамматического строя очень важно общения ребенка с его сверстниками и взрослыми. Общение с окружающими людьми происходит постепенно: оно включает понимание речи и ее активное использование с учетом фонетического и грамматического оформления.

Развитие словаря и грамматического строя речи происходит постепенно. Сначала дети в повседневной речи не употребляют предлогов, могут неправильно ставить ударение и путать род существительного. Но в процессе нормального развития речи происходит обогащения словаря, ребенок получает больше знаний об окружающем мире через общение, в результате чего он может правильно строить предложения.

Формирование структуры предложения. Эта задача решается при помощи детских сказок. Педагог рассказывает сказку, ребенок внимательно слушает, после чего он должен составить краткий пересказ услышанного. Другой способ – составление рассказа по одной или серии картинок.

К сожалению, многие дети испытывают сложности при формировании собственных речевых высказываний. Основная проблема заключается в том, что детям сложно давать развернутые ответы на вопросы, им трудно составлять рассказы или пересказывать их содержание. Поэтому проблема развития лексико-грамматического строя речи очень актуальна.

Формирование синтаксической речи дошкольника

Таким образом, можно проследить последовательность работы над формированием синтаксическихумений у детей младшего возраста: дети учатся односложно отвечать на вопросы, строить простое предложение, оформлять и распространять его (с помощью воспитателя) за счет однородных членов, а затем – употреблять обобщающие слова перед однородными членами; наконец они подводятся к составлению сложных предложений.

В речи ребенка пятого года жизни увеличивается количество простых распространенных и сложных предложений. Вместе с тем замечено, что дети не всегда правильно строят предложения, нарушают порядок слов, употребляют по два подлежащих («папа и мама, они.», переставляют слова, опускают или заменяют союзы, мало используют определений и обстоятельств.

Воспитатель обращается к детям: «К нам в гости пришел зайчонок. Он очень огорчен, потому что получил от друга письмо, а прочесть его не может – дождем размыло некоторые слова. Зайчонок не может догадаться, что там было написано. Давайте поможем ему». Воспитатель читает зайкино письмо, в котором содержатся незаконченные предложения,например: «Мы сделали лодку, чтобы…» и т. д.

Развитие синтаксической стороны речи осуществляется и на занятиях по обучению монологической речи. Разные виды рассказов побуждают ребенка использовать различные синтаксические структуры. В описании наиболее часто используются простые предложения, поскольку это необходимо для характеристики героя или предмета. Повествовательные рассказы требуют изложения событий в определенной временной последовательности, поэтому возникает необходимость в употреблении глагольной лексики и разных видов предложений.

Овладение навыками построения сложных предложений требует осмысления значений союзов сочинения и подчинения. Необходимо активизировать в речи дошкольников употребление сочинительных союзов (а, но, и, то-то, служащих для связи слов в предложении и для связи предложений, и подчинительных союзов (что, чтобы, потому что, если, когда, так как) для связи предложений.

Урок русского языка, проведённого в 5 классе по теме; Различение частей речи по вопросам и значению

Познавательные: осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя); ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения; устанавливать алгоритм распознавания склонения имени существительного;

Коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других; работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

— Наша речь состоит из слов, затем мы с вами выяснили, что слова обозначают предметы, признаки предметов, действия предметов, некоторые связывают слова в предложении. По этим признакам слова делятся на группы: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги. Эти группы называются частями речи. То есть, существительные, прилагательные, глаголы, предлоги – это части речи.

Освоение всех частей речи решает задача

Принцип развития языкового чутья («чувства языка»). Язы­ковое чутье — это неосознанное владение закономернос­тями языка. В процессе многократного восприятия речи и использования в собственных высказываниях сходных форм у ребенка на подсознательном уровне формируются анало­гии, а затем он усваивает и закономерности. Дети начина­ют все более свободно пользоваться формами языка при­менительно к новому материалу, комбинировать элементы языка в соответствии с его законами, хотя и не осознают их1. Здесь проявляется способность запоминать, как тради­ционно используются слова, словосочетания. И не только запоминать, но и использовать их в постоянно меняющих­ся ситуациях речевого общения. Данную способность сле­дует развивать. Например, по мнению Д. Б. Эльконина, дол­жна поддерживаться стихийно возникающая ориентиров­ка в звуковой форме языка. В противном случае она, «вы­полнив в минимальной степени свою функцию, необхо­димую для овладения грамматическим строем, свертыва­ется и перестает развиваться». Ребенок постепенно теряет свою особую языковую «одаренность». Нужно всемерно поощрять различные упражнения в форме игрового мани­пулирования словами, на первый взгляд кажущиеся бес­смысленными, но имеющие для самого ребенка глубокий смысл. В них ребенок имеет возможность развивать свое вос­приятие языковой действительности. С развитием «чувства языка» связано формирование языковых обобщений.

Таким образом, для развития речи используются разно­образные средства. Эффективность воздействия на детскую речь зависит от правильного выбора средств развития речи и их взаимосвязи. При этом определяющую роль играет учет уровня сформированное™ речевых навыков и умений де­тей, а также характера языкового материала, его содержа­ния и степени близости детскому опыту.

Внутри каждой задачи выделяются стержневые момен­ты, лежащие в основе формирования коммуникативно-ре­чевых умений и навыков. В развитии словаря — это работа над смысловой стороной слова, в монологической речи — отбор содержания высказывания, освоение способов со­единения слов, предложений; в развитии диалогической речи — умений слушать и понимать собеседника, взаимо­действовать с окружающими, участвовать в общем разго­воре.

Программа детского сада создает перспективы для раз­вития детей в школе. Она имеет преемственные связи с программой по русскому языку в начальных классах. В детском саду формируются такие качества уст­ной речи, которые получают дальнейшее развитие в пер­вом классе школы. Богатый словарь, умения ясно и точно выражать свои мысли, избирательно и сознательно пользо­ваться языковыми средствами являются предпосылками успешного обучения русскому языку и овладения всеми учебными предметами.

В зависимости or этапа обучения, т. е. в зависимости от того, формируется речевой навык (умение) впервые или закрепляется и автоматизируется. От этого зависит выбор методов и приемов обучения (на первоначальном этапе обучения рассказыванию используются совместное расска­зывание воспитателя с детьми, образец рассказа, на более поздних этапах — план рассказа, его обсуждение и др.).

Ктп по русскому языку 4 класс

Соотносятстроки о человеке и пословицу, решают орфографические задачи, доказывают выбор букв, определяют части речи, даютхарактеристику предложений, подчёркивают главные члены, сравнивают употребление слова в разных падежах.

Анализируют и сравнивают особенностиформ каждого времени глагола, устанавливают способы определения времени, лица, рода,выполняютобщий способ действия для нахождения неопределённой формы,определяют грамматические признаки глаголов,изменяют слова, ставят в начальную форму.

Анализируюттексты,конструируют предложения с однородными членами,определяют порядок слов, выбирают союзы, решают вопросы о запятых. Находят примеры предложений с однородными членами в книгах, объясняют их использование, списывают,обсуждают различные вопросы языка и речи.

Систематизируют сведения об окончаниях, достраивают неполные ряды, находят в тексте глаголы, анализируют их, указывают требуемые сведения, изменяют формы по заданным параметрам, списывают,выявляют и отмечают

Придумываюти конструируют записки. Читают текст, анализируют его, озаглавливают,составляют план, обсуждают средства языка, обдумывают по памятке текст изложения и пишут его, выполняют указанные грамматико-орфографическиедействия

Adblock
detector