Оценка Рабочего Места Сроки Штрафы

Штраф за отсутствие СОУТ в 2021 году

Проверка направлена на выявление вредных факторов на производстве, она необходима для определения класса условий труда. Например, аттестация по электробезопасности. Процедура, которая рассчитана на проверку знаний электротехнического и электротехнологического персонала предприятия, в компетенцию которого входит монтаж, эксплуатация, обслуживание, отладка и ремонт электроустановок. Если работники не прошли аттестацию, то к деятельности с использованием электроустановок он не допускается. СОУТ осуществляется компанией, имеющей аккредитованную лабораторию для контроля рабочих мест.

Законом предусмотрено предоставление отчёта в экспертную организацию не позднее 3 рабочих дней, ознакомление работников с данными отчета в течение 30 дней. СОУТ не проводится для надомников, сотрудников, работающих дистанционно, лиц, оформивших трудовые отношения с работодателями физическими лицами. Не предусмотрена проверка на вакантных рабочих местах.

Ранее действовавший федеральный закон от 28.12.2013 № 426‑ФЗ установил очередность проверки один раз в 5 лет. Закон № 503‑ФЗ от 30.12.2020 отменил плановые проверки, установил перечень причин для внеплановой процедуры. Внеплановая проверка проводится в течение 6 или 12 месяцев после наступления какого-либо из нижеперечисленных вариантов.

Если подобные нарушения были выявлены ранее, применима дисквалификация должностного лица на срок 1–3 года, приостановка работы предприятия до 90 дней. В случае нанесения тяжкого вреда здоровью человека размер штрафа увеличивается до 400.000 руб., предусмотрены обязательные или исправительные работы, лишение свободы.

Если СОУТ была проведена несвоевременно или с нарушениями, организация получит официальное предупреждение. В документе будет установлен срок для устранения нарушений. Если работодатель вовремя отреагирует, наказание не последует. Отказ от проведения чреват серьезными последствиями для руководителя. Если произошёл несчастный случай, не проведение СОУТ становится доказательством вины. Если вам необходима помощь, обратитесь в компанию НОПСС. Наши эксперты проконсультируют, дадут рекомендации, проведут аттестацию сотрудников.

Спецоценка условий труда: за что штрафуют кадровиков

В трудовом договоре должны быть указаны условия труда работника. Они определяются спецоценкой или аттестацией. Если трудовой договор оформлялся до проведения спецоценки, то необходимо заключить с работником дополнительное соглашение о том, что он знает, в каких условиях ему придется трудиться.

Если положением о кадровом подразделении или должностной инструкцией на кадровика возложена определенная обязанность, касающаяся спецоценки, а сотрудник ее не исполняет или исполняет с нарушениями, то он может быть подвергнут дисциплинарной ответственности. Например, если за кадровиком была закреплена обязанность найти организацию, занимающуюся проведением спецоценки условий труда, а он этого не сделал, то руководитель может наложить дисциплинарное взыскание.

В случае нарушения регламента проведения и работы с результатами спецоценки условий труда, закон предусматривает ряд санкций. В отношении должностных лиц применяется четыре вида ответственности: дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная.

Для отдельных категорий работников предусмотрены дополнительные льготы и компенсации. Классы вредных или опасных условий труда кадровик должен брать из карты аттестации или спецоценки. Например, если у сотрудника, в соответствии с установленным классом вредности, сокращенная рабочая неделя, а он хочет за доплату работать больше положенного времени, то следует составить дополнительное соглашение, в котором надо указать, сколько у работника будет часов в неделю и какая будет доплата. Изначально в трудовой договор подобную информацию включать нельзя.

Гражданско-правовая ответственность наступает, если кадровик не выполнил свои обязанности в части проведения спецоценки и применения результатов спецоценки, и это повлекло причинение ущерба, в том числе другим работникам. Тогда возможно возложение на кадровика гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков: сначала заплатит работодатель, а потом он вправе подать в суд и взыскать с нерадивого кадровика уплаченную сумму.

  • невыполнение требования об обязательном информировании работников об условиях их труда;
  • отсутствие публикации сведений о результатах СОУТ на сайте организации;
  • непредоставление данных об итогах спецоценки в уполномоченные государственные органы;
  • другие проступки.

Штраф за отсутствие СОУТ в 2020 году – не единственное наказание в этой сфере, которому может подвергнуться должностное лицо, предприниматель или организация. Статья 5.27.1 предусматривает полностью аналогичное наказание не только за непроведение СОУТ, но и за несоблюдение правил ее выполнения. При этом нужно учитывать, что в соответствии с действующим законодательством к виновникам применяются штрафы за СОУТ за каждое рабочее место: соответственно, крупные организации, где имеется много должностных позиций, могут штрафовать на суммы весьма серьезных размеров.

Проведение спецоценки условий труда обязательно для подавляющего большинства работодателей. Такое требование установлено федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ. Исключение составляют только те организации, которые сотрудничают исключительно с надомными или удаленными работниками: им проводить СОУТ не нужно. А вот для тех, кто нарушил правила ее выполнения или вовсе пренебрег этой обязанностью, действующим законодательством предусмотрены серьезные санкции.

Пока денежные взыскания и другие виды ответственности за несоблюдение правил проведения спецоценки налагаются преимущественно специалистами Государственной инспекции труда при проведении плановых и внеплановых проверок выполнения трудового законодательства. Однако Роструд уже предупредил работодателей о том, что в ближайшем будущем эта система начнет действовать автоматически.

Провести СОУТ при образовании новой организации нужно в течение года с момента ее регистрации. Например, если компания зарегистрирована в январе, к следующему январю спецоценка уже должна быть проведена. После этого выполнять такую операцию нужно каждые пять лет. Впрочем, работодатели, у которых на предприятии есть только рабочие места с оптимальными или допустимыми условиями труда, могут оформить особую декларацию о соответствии и подать ее в Государственную инспекцию труда: в этом случае действие декларации будет продлеваться автоматически каждые пять лет. Однако если в компании произойдет несчастный случай, будет выявлено профессиональное заболевание либо нарушение трудового законодательства, декларация перестанет действовать, и руководству придется организовывать спецоценку во внеочередном порядке. Компаниям, имеющим рабочие места с вредными или опасными условиями проводить СОУТ нужно каждые пять лет.

Выбор организации. Я обзвонила десяток компаний, выбрала три с нормальной для меня ценой, проверила, чтобы у них была аккредитация, а потом вспомнила, в какой компании из трех со мной дружелюбнее говорили по телефону. С этой компанией я заключила стандартный договор.

Оценку условий труда проводятся на всех рабочих местах, которые включены в перечень. На аналогичных рабочих местах СОУТ достаточно сделать в отношении 20% от общего числа таких мест, но не меньше двух мест. Результаты будут распространяться на все аналогичные места. Если выяснится, что хотя бы одно рабочее место из числа тех, что ранее были признаны аналогичными, не является таковым, проверку проводят на всех рабочих местах.

Такая организация и ее эксперты должны быть независимы. Например, СОУТ не могут проводить чиновники, которые контролируют сферу деятельности фирмы, в которой проводится спецоценка, и проводят государственную экспертизу условий труда. Проверку не должны делать организации и эксперты, которые имеют финансовые или родственные связи с компаниями, где проводится спецоценка.

Компании без рабочих мест — все сотрудники удаленные. Не нужно оценивать рабочие места дистанционных и надомных работников: если, например, дизайнер или швея работают дома и это прописано у них в трудовом договоре — оценку проводить не нужно. Не нужно оценивать вакантные места — это когда место есть, а на нем никто не работает.

  1. Требовать, чтобы организация, проводящая СОУТ, обосновала результаты.
  2. Требовать, чтобы организация, проводящая спецоценку, представила документы, подтверждающие соответствие оценки требованиям, установленным законом.
  3. Требовать, чтобы организация, проводящая СОУТ, подтвердила, что внесла сведения о проведенной проверке в информационную систему учета.
  4. Обжаловать действия или бездействие организации, проводящей СОУТ.

Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

Рекомендуем прочесть:  Медаль За Доблестный Труд В 2021 Году Как Представить Сотрудника Куда Обратиться

При подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель также должен сообщить ФСС результаты специальной оценки условий труда (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП. Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены (письмо Роструда от 28 ноября 2016 г. № ПГ/31983-03-3).

Какие штрафы за СОУТ

В конце декабря 2018г., подошел к концу срок специальной оценки условий труда. На основании закона РФ N 426-ФЗ от 28.12.2013 г., проверка обязательна для каждого работодателя. На исполнение правительство выделило 4 года. Будут ли штрафы за СОУТ после 1 января 2020 года для тех, кто не уложился вовремя? О том, что такое СОУТ поговорим в статье.

СОУТ — это исследование рабочих зон на предмет наличия факторов, опасных для жизни и здоровья работника или отсутствие таковых факторов. Процедура также призвана улучшить качество и своевременность начисления утвержденных выплат сотрудникам, работающим в условиях с повышенным риском.

Действие закона о проведении СОУТ вступило в силу с 2014г., но полноценно электронная система Минтруда, куда вносят показатели проверки, заработала в 2015г. Те, кто прошли проверку раньше, могли неправильно отразиться в электронной базе или не отразиться в ней вовсе.

Проверка совершается раз в пятилетку. Для этого создается специальная комиссия с участием лица, отвечающего за ОТ на предприятии, одного из членов профсоюза в лице работника и экспертов привлеченных из спец. организаций. Для проведения оценки составляется приказ или распоряжение. По итогам проверки заполняется декларация, которая отправляется в электронном виде в базу данных Минтруда.

  • денежный штраф, 400 тыс. руб. и более или до года тюремного заключения — при нанесении существенного вреда здоровью работника (ч. 1);
  • до 4 лет тюремного заключения — если нарушение повлекло смерть работника (ч. 2);
  • до 5 лет тюремного заключения — если нарушение повлекло смерть 2 работников и более (ч. 3).

Спецоценка условий труда: за что штрафуют кадровиков

В трудовом договоре должны быть указаны условия труда работника. Они определяются спецоценкой или аттестацией. Если трудовой договор оформлялся до проведения спецоценки, то необходимо заключить с работником дополнительное соглашение о том, что он знает, в каких условиях ему придется трудиться.

Гражданско-правовая ответственность наступает, если кадровик не выполнил свои обязанности в части проведения спецоценки и применения результатов спецоценки, и это повлекло причинение ущерба, в том числе другим работникам. Тогда возможно возложение на кадровика гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков: сначала заплатит работодатель, а потом он вправе подать в суд и взыскать с нерадивого кадровика уплаченную сумму.

В частности, если в трудовом договоре или допсоглашении не указано, в каких условиях будет трудиться работник, за это налагается штраф. Для должностных лиц (руководителя организации или кадровика) он составит от 10 до 20 тысяч рублей, а для юрлиц — от 50 до 100 тысяч рублей.

Уголовная ответственность наступает, когда работодатель не провел спецоценку рабочего места, и это повлекло тяжкие последствия. Например, работник трудился во вредных или опасных условиях, а поскольку спецоценка не производилась, обеспечения необходимыми средствами индивидуальной защиты не было предусмотрено. В результате произошел несчастный случай со смертельным исходом или причинением тяжкого вреда здоровью.

Если положением о кадровом подразделении или должностной инструкцией на кадровика возложена определенная обязанность, касающаяся спецоценки, а сотрудник ее не исполняет или исполняет с нарушениями, то он может быть подвергнут дисциплинарной ответственности. Например, если за кадровиком была закреплена обязанность найти организацию, занимающуюся проведением спецоценки условий труда, а он этого не сделал, то руководитель может наложить дисциплинарное взыскание.

Специальная оценка условий труда

Выход в свет Федерального закона № 421-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «О специальной оценке условий труда» повлек за собой изменения в Кодексе об административных правонарушениях РФ и в Уголовном кодексе РФ.

  • Нарушение работодателем определенного ФЗ порядка проведения СОУТ (специальной оценки условий труда) на рабочих местах либо ее не проведение. На должностные лица налагается штраф, в размере 5-10 тысяч рублей, на юридические лица — 60-80 тысяч рублей.
  • Допуск сотрудников к работе без прохождения обязательного и периодического медицинских осмотров. На должностные лица налагается штраф, в размере 10-20 тысяч рублей, на юридические лица — 80-100 тысяч рублей.
  • Допуск к осуществлению трудовой деятельности работника, не прошедшего обучение и проверку знаний по ОТ в установленном порядке. На должностные лица налагается штраф, в размере 15-20 тысяч рублей, на юридические лица — 110-130 тысяч рублей
  • Не предоставление работникам средств ИЗ (индивидуальной защиты).На должностные лица налагается штраф, в размере 20-30 тысяч рублей, на юридические лица — 130-150 тысяч рублей.
  • Не соблюдение гос. нормативов по ОТ по обеспечению безопасности сотрудников при эксплуатации сооружений, зданий, оборудования и т.д. На должностные лица налагается штраф, в размере 5-10 тысяч рублей, на юридические лица — 50-70 тысяч рублей
  • Нарушение трудового законодательства и других нормативно-правовых актов, которые содержат нормы трудового права. На должностные лица налагается административный штраф в размере 1-5 тысяч рублей, на юридические лица 30-50 тысяч рублей.
  • Нарушение ТЗ (трудового законодательства) и других нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, лицом, которое ранее уже подвергалось админ. наказанию за аналогичное нарушение.
    На должностные лица налагается штраф в размере 10-20 тысяч рублей, на юридических — 50-70 тысяч рублей.
  • Нарушение требований ОТ, совершенное лицом, отвечающим за их выполнение, повлекшее по неосторожности причинение тяжелого вреда здоровью человека. Штраф до 400 тыс.рублей либо лишение свободы сроком на 1 год с невозможностью занимать определенные должности;
  • То же, повлекшее смерть человека по неосторожности — лишение свободы до 4 лет.
  • То же, повлекшее смерть двух лиц и более — лишение свободы до 5 лет.

Аттестация рабочих мест: сроки и порядок в 2019 году, условия и суть

Законодатель побеспокоился и о переходном периоде. Работодатель, который провел аттестацию рабочего места по старому законодательству (до 1 января 2014 года) освобожден от обязанности проводить спецоценку до момента истечения срока действия результатов данной аттестации.

Как отмечают специалисты, введение полностью нового механизма связано с тем, что аттестация рабочих мест, проводимая ранее, не давала нужного эффекта и не могла обезопасить рабочих. Нововведение должно дать стимул предпринимателям относиться с должным вниманием к спецоценке, а санкции призваны обеспечить принудительное выполнение установленных правил.

Срок действия декларации — 5 лет. Затем ее продлевают. Если в течение этого срока зафиксирована производственная травма или профзаболевание и работодатель по ним отчитался трудовым инспекторам, проводят внеплановую СОУТ. Ознакомиться с классами вредности нужно, когда в ходе СОУТ выявили вредные или опасные условия труда (3-4 классы вредности). Шаг 6 Отчет по СОУТ визируют все участники. Затем его утверждает председатель комиссии.

Специальная оценка условий труда в 2019 году, последние изменения которой интересуют многих, определяет, насколько комфортно человеку работать в своем кабинете, цехе, уличной территории. СОУТ 2019 призвана обеспечить безопасность людей во время трудового процесса.

  • индивидуальные предприниматели платили от одной до пяти тысяч рублей;
  • юрлицам нарушение выливалось в копеечку – от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.
  • Орган, привлекающий к ответственности работодателей за данную категорию правонарушений – Роструд.
  • Повторное нарушение грозит ИП штрафом в тридцать-сорок тысяч рублей, юрлицам – от ста до двухсот тысяч рублей.
  • Так что стоит задуматься, что лучше — позаботиться о правильности оценки рабочего места или заплатить штраф, а то и потерять прибыль, которая не будет получена из-за приостановления деятельности фирмы либо индивидуального предпринимателя.

В состав комиссии, которая будет подтверждать отсутствие оснований для внеплановой СОУТ, лучше всего включать тех же специалистов, которые привлекались ранее при проведении спецоценки у вас на предприятии. Детально рассказывать, что в акте должно быть не стану, предлагаю вашему вниманию образец, все где все подробно изложено.

Специальная оценка условий труда (сокращенно СОУТ) – это обязательная процедура, при проведении которой проводится анализ состояния условий труда на рабочих местах, выявляются потенциальные опасные факторы, готовятся мероприятия для снижения вредного воздействия, и перечень полагающихся компенсация работникам за работу в неблагоприятных условиях.

В случае если вас все полностью устраивает и не обнаружено никаких замечаний и вопросов, то отчет о проведении специальной оценки условий труда следует подписать всеми членами комиссии и утвердить председателем. Уже большая часть дел сделана, но пошаговая инструкция проведения СОУТ вовсе на этот не заканчивается, остается еще много важных моментов, которые нельзя упустить впереди.

Еще один пример, охранники КПП в смену работает 3 человека, сутки через трое, функционал совершенно одинаковый, значит, три рабочих места. Но производя расчет по форме, имеем два аналогичных. С расчетом покончено, читаем алгоритм проведения СОУТ и переходим к перечню рабочих мест. Определенной законом формы нет, поэтому вы вправе составить его на свое усмотрение, но обязательно, утвердив работодателем. Для понимания того, как примерно таблица должна выглядеть, приведу свой образец.

Рекомендуем прочесть:  Льготы Пенсионерам Для Проезда В Электричках В Спб

Выявление вредных и опасных факторов – это уже обязанность специализированной организации, но для понимания полной картины происходящего организовывая порядок проведения СОУТ, нужно знать и про этот момент. После сбора информации, исследования рабочих мест и проведения замеров, специализированная организация переходит к определению степени вредности, которые, в свою очередь, делятся на 4 класса.

Какую ответственность несет работодатель за непроведение специальной оценки условий труда

Если судить по действовавшей до принятия СОУТ ситуации, работодателям гораздо дешевле обходилось проведение АРМ, нежели выплаты штрафных санкций. На деле часто получалось, что беспокоиться они начинали и принимать какие-либо действия только после того, как в их дверь уже «постучались» инспекторы.

В частности, если в трудовом договоре или допсоглашении не указано, в каких условиях будет трудиться работник, за это налагается штраф. Для должностных лиц (руководителя организации или кадровика) он составит от 10 до 20 тысяч рублей, а для юрлиц — от 50 до 100 тысяч рублей.

При несоблюдении безопасных условий работы, повлекших за собой смерть работника, в отношении виновного применяется мера ответственности в виде обязательных исправительных работ сроком в 4 года с лишением возможности трудоустройства на отдельные должности на период в 3 года.

Если положением о кадровом подразделении или должностной инструкцией на кадровика возложена определенная обязанность, касающаяся спецоценки, а сотрудник ее не исполняет или исполняет с нарушениями, то он может быть подвергнут дисциплинарной ответственности. Например, если за кадровиком была закреплена обязанность найти организацию, занимающуюся проведением спецоценки условий труда, а он этого не сделал, то руководитель может наложить дисциплинарное взыскание.

СОУТ выполняется независимой экспертной комиссией. Основная задача — выявление или подтверждение факторов, на основании которых производству может быть присвоен повышенный класс вредности или опасности. При наличии таковых комиссия проводит необходимые обследования, замеры и другие действия, направленные на определение степени вредности.

Главный недостаток АРМ — ее непродуктивность. Ее невыгодно было проводить работодателю, не было заинтересованности в дальнейшем исполнении мероприятий по совершенствованию системы охраны труда компании. Это была проверка для проверки — чтобы уменьшить размер выплат в ПФ, ее выводов было недостаточно.

Там, где обнаружены вероятные негативные обстоятельства, проводится более детальная, так называемая инструментальная проверка. По ее итогам представляющие опасность рабочие места распределяются по классам (подклассам). В то же время, места работы, где не обнаружено вредных производственных факторов освобождаются от дальнейших проверок (ст.11 No 426-ФЗ). На такие рабочие места оформляется Декларация соответствия условий труда госстандартам по ОТ. Она действует 5 лет с возможностью продления.

Обновленная процедура одобрена в рамках No 426-ФЗ от 28.12.13 по поручению Президента, получила обозначение СОУТ — Специальная оценка условий труда. Это целостный объем работ по мониторингу условий труда на местах, в ней рассматриваются задачи охраны труда, социального обеспечения сотрудников, планируются расходы предприятий на повышение безопасности работы. Многое из предыдущего порядка аттестации рабочих мест работников сохранено, но есть и существенная разница. При проведении аттестации рабочих мест (АРМ) проверялись все рабочие зоны практически без исключений.

Вопрос, по понятным причинам, отнюдь не праздный. А порождён он довольно странным письмом Министерства труда и социальной защиты (реквизиты ниже), которое вводит в заблуждение тех, кто не знает, как разрешаются противоречия между нормами права. (И что-то мне подсказывает, что под такую характеристику подпадает подавляющее большинство организаций, относящихся к малому бизнесу, для которого проблема с обязанностью аттестации особенно актуальна.)
Итак. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 г. № 342н был утверждён Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. В этом документе содержался страшный для многих работодателей пункт 4:

Формально эти два суждения не являются исключающими друг друга: в одном случае речь идёт о работниках, занятых исключительно за компьютерами, а в другом — за компьютерами и (или) оргтехникой. Однако не будем забывать, что письмо — это письмо, юридической силой нормативного акта оно не обладает; при этом его содержание отличается от содержания приказа (который таким актом, в свою очередь, является). Особенно заметна разница в случаях, когда рабочим местом является компьютерный стол. Согласно Порядку, он не подлежит аттестации. Согласно письму — подлежит. (Об этом ниже.) Так кто же всё-таки прав?

Порядок проведения специальной оценки условий труда

  1. Создать комиссию. В рамках подготовки к выполнению спецоценки работодатель должен сформировать особую комиссию. Порядок деятельности комиссии по проведению СОУТ и ее состав утверждается особым приказом.
  2. Составить список рабочих мест. Основная задача комиссии – определить места, на которых должна быть проведена проверка, и выяснить, какие из них следует считать аналогичными. Согласно части 6 статьи 9 426-ФЗ аналогичными считаются позиции с одинаковыми основными параметрами – например, оборудованные идентичными инженерными системами и предназначенные для выполнения работ по одной специальности. Статья 16 указывает, что при наличии таких позиций организации разрешается проводить оценку только 20% из них. Однако общее количество мест для проверки должно составить не меньше двух.
  3. Подобрать компанию-исполнителя. Руководитель организации определяет компанию, которая будет выполнять необходимые работы. Она должна быть зарегистрирована в специальном реестре Минтруда. Присутствие в этом реестре подтверждает, что компания отвечает всем требованиям к исполнителю работ по СОУТ, которые зафиксированы статьей 19 426-ФЗ.
  4. Заключить договор на выполнение работ. Документ содержит права и обязанности обеих сторон, порядок проведения и оформления результатов СОУТ. Он составляется в двух экземплярах, каждый из которых обладате одинаковой юридической силой.
  5. Определить график работ. На практике обычно компания-исполнитель предлагает конкретный план, который направляется на утверждение работодателю. При необходимости он вносит требуемые корректировки в соответствии с положением о порядке проведения СОУТ, а затем утверждается его окончательная редакция. После этого график работ закрепляется приказом руководителя организации.
  6. Передать данные о начале работы в Федеральную государственную информационную систему (ФГИС). Этот этап появился в процедуре СОУТ только с 1 января 2020 года. Он обусловлен вступлением в силу федерального закона от 27.12.2019 № 451-ФЗ. Согласно ему, организация-исполнитель обязана проинформировать государственный орган о начале работ. Работодателю, на объектах которого проводится оценка, присваивается идентификационный номер. Он потребуется на следующих этапах.
  7. Передать документы. Для выполнения оценки рабочих мест исполнителю потребуется изучить документацию, которая содержит характеристики параметров технологического процесса с точки зрения присутствия потенциально опасных факторов. В ее состав входят эксплуатационная документация на оборудование, проекты производственных помещений, технологические карты и другие документы, отражающие специфику производственной деятельности предприятия.
  8. Выявить наличие вредоносных факторов. После окончания всех предыдущих этапов исполнитель, с которым заключен договор, приступает непосредственно к процедуре СОУТ. Ее первым шагом будет идентификация присутствия вредных и опасных факторов на рабочих местах. Места, где такие факторы не обнаружены, или интенсивность их воздействия находится в границах разрешенных пределов, относятся к категории оптимальных (1 класс). Если воздействие негативных факторов дает работнику возможность полностью восстановиться к началу следующей смены без дополнительных усилий, такие места относятся к группе допустимых (2 класс). Для этих мест нужно будет составить декларацию, подтверждающую выполнение государственных нормативов по условиям труда.
  9. Измерить интенсивность влияния вредоносных факторов. На местах, где такие факторы обнаружены, с использованием профессионального оборудования проводятся замеры уровня их воздействия. Результаты проведенных замеров должны быть утверждены комиссией по СОУТ, созданной организацией. По результатам таких замеров месту будет присвоен конкретный класс вредности в соответствии с методикой, приведенной в законе 426-ФЗ и приказе № 33н. Вредные условия труда делятся на четыре подкласса – 3.1, 3.2, 3.3 и 3.4. Опасные условия имеют один класс – 4.
  10. Составить отчет о выполнении СОУТ. Отчетная документация отражает результаты измерений и выводы, к которым пришли эксперты в ходе своей работы. На каждое проверенное место заполняется отдельная карточка, которая прикладывается к отчету. Все документы составляются по форме, приведенной в приложении к приказу Минтруда № 33н.
  11. Утвердить отчет. Составленная отчетная документация передается на утверждение работодателю. Утверждением занимается комиссия по СОУТ: каждый ее член должен поставить свою подпись, подтверждающую, что он согласен с приведенными данными. Если это не так, он должен письменно выразить свою позицию и приложить этот документ к отчету. На проверку и утверждение документа работодателю отводится тридцать календарных дней. После этого нужно проинформировать исполнителя о том, что его работа принята, в течение трех рабочих дней.
  12. Подать сведения во ФГИС. В соответствии с новым порядком этот этап становится ключевым в рамках процедуры СОУТ. Результаты оценки теперь можно применять только после того, как они внесены в систему под тем идентификационным номером, который был присвоен работодателю в самом начале. Обязанность по подаче таких сведений возлагается на исполнителя. Он должен сделать это за10 рабочих дней с момента, когда заказчик утвердил отчет. Последний вправе контролировать выполнение этой обязанности.
  13. Выполнить обязанности работодателя. Федеральный закон № 426-ФЗ предусматривает для работодателя обширный список действий, которые должны быть осуществлены по результатам СОУТ.
Рекомендуем прочесть:  До Скольких Лет Продлевают Удостоверение Многодетной Семьи

Порядок выполнения СОУТ организацией регулируется действующим федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ. Согласно этому нормативному документу выполнение спецоценки стало обязательным почти для всех работодателей. Исключение, зафиксированное статьей 3 426-ФЗ, составляют фирмы, которые привлекают к сотрудничеству только надомных или удаленных работников. Все остальные, включая торговые организации, промышленные производства, офисные компании и проч. обязаны проводить СОУТ.

С момента создания новой организации необходимо осуществить процедуру в течение 12 месяцев. По истечении этого срока она должна проводиться каждые пять лет. Однако если компания имеет только рабочие места, которые согласно приказу Минтруда № 33н отнесены к группе оптимальных или допустимых, работодатель может использовать упрощенный порядок.

Для этого ему нужно оформить декларацию, подтверждающую, что позиции в компании соответствуют действующим государственным требованиям. Если в течение пяти лет на предприятии не произойдет каких-то происшествий, например, несчастного случая или выявления профессионального заболевания, срок действия декларации будет продлен автоматически. Выполнять СОУТ при этом не нужно. Но если такое происшествие случится, декларация аннулируется, и потребуется выполнить внеочередную процедуру.

  • составление декларации о соответствии условий труда на конкретных позициях действующим государственным требованиям. Такой документ составляется только для мест, отнесенных к группе оптимальных или допустимых. Декларация подается в территориальное отделение Государственной инспекции труда по месту работы компании. Ее можно направить в бумажном или электронном виде. Во всех случаях сделать это нужно в течение 30 рабочих дней с даты утверждения отчета;
  • проинформировать сотрудников компании о результатах СОУТ на их местах. Это условие связано с тем, что действующее трудовое законодательство защищает права работника на получение достоверной информации об условиях его труда. Для документирования выполнения этой обязанности предоставить сотруднику такие данные нужно в письменной форме. При этом он должен поставить подпись, подтвердив, что ознакомился с ними. На это организации отводится 30 календарных дней с даты утверждения отчета;
  • опубликовать данные об итогах процедуры на официальном веб-портале компании. Это делается для обеспечения доступа широкой общественности к таким данным – например, ими может заинтересоваться потенциальный соискатель или сотрудник контролирующих органов. На это у компании также есть 30 календарных дней с даты утверждения отчета;
  • передать данные об итогах СОУТ в соответствующее территориальное подразделение Фонда социального страхования. Для направления этих данных используется особая форма 4-ФСС. Эта информация будет использована при расчете тарифов для организации для внесения взносов в рамках системы страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  • разработать систему компенсаций для работников. Сотрудники, которые работают во вредных и опасных условиях, по итогам процедуры получают право на разные льготы и компенсации, предусмотренные законодательством. Например, это может быть сокращенная рабочая неделя, дополнительный отпуск, предоставление молока и другие меры;
  • зафиксировать данные, полученные в результате СОУТ, документально. Порядок оформления специальной оценки условий труда предполагает, что в первую очередь на основании этой информации нужно изменить содержание трудовых договоров с работниками. Их обновленные редакции должны содержать данные о классе вредности занимаемого рабочего места, а также системе льгот и компенсаций, предусмотренной для конкретного сотрудника. Для уже действующих работников эти сведения оформляются посредством составления приложения к трудовому договору. Для новых работников они прописываются в самом документе.

Непроведение спецоценки – что грозит работодателю

На основании ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, причем КоАП РФ устанавливает административную ответственность за невыполнение этой обязанности. ВС РФ в Постановлении от 09.08.2016 г. № 57-АД16-5 разъяснил, в каком случае работодатели могут быть привлечены к такой ответственности.

Периодичность спецоценки – раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона о спецоценке). При этом ч. 4 ст. 27 Закона установлено, что если до дня его вступления в силу в отношении рабочих мест была проведена аттестация по условиям труда, спецоценка в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации.

Между тем ВС РФ в Постановлении № 57-АД16-5 указал, что при применении мер административной ответственности к работодателям, не проводившим спецоценку, ГИТ необходимо исследовать вопрос о том, предусмотрены ли штатным расписанием организации рабочие места, относящиеся к названным в ч. 6 ст. 10 Закона о спецоценке, и есть ли основания для внеплановой спецоценки (например, организация нового рабочего места). Только при наличии первого или второго фактора наказание за непроведение спецоценки законно.

Но на практика инспекторы ГИТ уже не раз накладывали штрафы на таких работодателей, причем немалые. Санкции Стаей 5.27.1 КоАП РФ установлены следующие санкции за нарушение работодателем установленного порядка проведения спецоценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение:

Проведение спецоценки урегулировано Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон о спецоценке). Методика проведения спецоценки, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкция по заполнению утверждены Приказом Минтруда России от 24.01.2014 г. № 33н.

При этом согласно части 14 статьи 209 ТК, порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Однако в настоящее время он не установлен. Существует стандарт, направленный на реализацию нормы раздела X «Охрана труда» ТК. Так, при создании системы управления охраной труда рабочая группа определяет опасности и проводит оценку рисков, вытекающих из существующей или предполагаемой производственной среды и организации труда (п. 6.1.5 ГОСТ Р 12.0.007-2009. «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию», утв. приказом Ростехрегулирования от 21.04.2009 № 138-ст; далее – ГОСТ Р 12.0.007-2009). Определять опасности и оценивать риски следует постоянно (пп. 8.5.1.1, 9.4.1–9.4.2 ГОСТ Р 12.0.007-2009).
Учитывая отнесение в соответствии с трудовым законодательством вопросов обеспечения и функционирования системы управления охраной труда к исключительной компетенции работодателя, им самостоятельно определяются набор и порядок реализации мероприятий по управлению охраной труда с учетом необходимости соблюдения государственных нормативных требований охраны труда. Конкретный срок, в который необходимо произвести идентификацию опасностей и оценку профессиональных рисков, законом не определен. При этом непроведение оценки профессиональных рисков может повлечь административную ответственность по части 1 статьи 5.27.1 КоАП, что подтверждается судебной практикой (например, решением Санкт-Петербургского городского суда от 28.11.2019 № 7-2071/2019 по делу № 12-587/2019, где должностное лицо ГИТ пояснило, что несмотря на отсутствие нормативной базы, четко регламентирующей порядок расчета рисков, работодатель не освобождается от этой обязанности положениями ТК). Также организации не нужно самостоятельно производить расчет рисков, она может обратиться в специальную организацию.

Типовое положение о СУОТ содержит предписания работодателям, как им нужно поступать, но это не говорит о том, что исполнению этот нормативный акт не подлежит. Документ носит обязательный, а не рекомендательный характер, несмотря на его название.
Довод о том, что Типовое положение о СУОТ соблюдать не нужно, основан на неверном толковании закона. Документ разработал Минтруд с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, как того требует статья 209 Трудового кодекса. Поэтому его обязаны соблюдать все организации. Документ содержит типовую структуру и основные положения о СУОТ (решение Аскизского районного суда Республики Хакасия от 29.01.2020).

Суд отмечает, что на сайте Онлайнинспекция.рф структурные подразделения или должностные лица Роструда в рамках своих полномочий выражают личное мнение по вопросам применения трудового законодательства. Такие разъяснения носят рекомендательный характер, относятся к конкретным ситуациям и не являются правовыми актами (решение Октябрьского районного суда г. Иваново от 12.02.2020 по делу № 2а-156/2020). Кроме того, как мы видим, позиция государственной инспекции труда в судах однозначна – оценка профессиональных рисков обязательна для каждой организации.

Статья 212 Трудового кодекса обязывает работодателя создать и обеспечить функционирование системы управления охраной труда (СУОТ). При этом пункт 8 Типового положения о системе управления охраной труда (утв. приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н, далее – Типовое положение о СУОТ) устанавливает, что в положение о СУОТ обязательно должны включаться процедуры управления профрисками и информирования работников об уровнях профрисков. При этом ГИТ и судебные органы отмечают, что оценка профрисков – неотъемлемая часть СУОТ, без которой систему нельзя считать функционирующей.
Отсутствие нормативной базы, которая четко регламентирует порядок расчета рисков, не освобождает работодателя от этой обязанности, установленной Трудовым кодексом. При этом необязательно самостоятельно рассчитывать риски, работодатель вправе обратиться в специализированную организацию (решение Санкт-Петербургского городского суда от 28.11.2019 № 7-2071/2019 по делу № 12-587/2019).

Порядок расчета уровней профрисков до сих пор не утвердили, поэтому работодатели считают процедуру необязательной. Такое мнение приводит к несчастным случаям и штрафам, которые компании пытаются оспорить. Мы изучили судебную практику, мнения представителей Правительства и Роструда и выявили частые заблуждения, которые мешают вашим коллегам правильно организовать систему управления охраной труда и избежать штрафов.

Adblock
detector