Смс рассылка законно ли это

Закон об SMS-рекламе

Самый первый закон, который следует изучить перед созданием рассылки — № 126-ФЗ «О связи» (со всеми актуальными изменениями, включая требования № 272-ФЗ 2014 года). Он определяет понятие и требования к рассылкам в сетях мобильной связи, устанавливает сроки рассмотрения претензий со стороны клиентов (30-60 дней, согласно ст. 55).

Закон о связи (№ 126-ФЗ) под рассылкой определяет автоматическую передачу коротких текстовых сообщений, при этом нумерация может не соответствовать российским требованиям или отправление может не быть предусмотрено договорами о межсетевом взаимодействии с иностранными компаниями-операторами связи.

  1. в обязательном порядке иметь согласие клиента на получение рекламных сообщений. Согласие должно быть получено в явном виде, лучше всего на бумажном носителе (но не обязательно), в случае с алкоголем и табаком, получатели должны быть старше 18 лет;
  2. по первому требованию рекламораспространитель обязан прекратить рассылку в адрес заявителя;
  3. если по клиентам хранятся не только номера телефонов, но и другая персональная информация (такие данные как ФИО, возраст, образование, размер доходов и др.), в обязательном порядке необходимо получение разрешения на их обработку и хранение;
  4. клиенты могут потребовать не только прекращения рассылок, но и удаления персональных данных;
  5. в соответствие с новым законом заказчик рассылки обязан заключать официальный договор с оператором связи. То есть все сообщения в обход данного требования будут автоматически блокироваться.

Такое трактование рассылок позволяет действующим операторам связи выстроить автоматическую систему фильтрации подавляющей части спама, без чтения содержания (ведь, согласно сохранению тайны переписки, оператор не вправе получать доступ к личным сообщениям пользователей свой сети согласно требованиям закона «О персональных данных»).

Доказательство получения разрешения от клиентов ложится на инициатора рассылки. Примечательно, что суд может не принять в качестве доказательств ни бумажную анкету, ни электронные свидетельства согласия. Согласие должно быть дано в явном виде. Например, в бумажной анкете должны быть предусмотрены специальные поля и ясно оговорено получение рекламных сообщений, а электронные свидетельства должны позволять с достаточной достоверностью определить личность клиента (его идентификация) и его волеизъявление (так, например, простого указания номера телефона может быть недостаточно).

Если СМС не сохранилось, можно также взять распечатку входящих СМС от оператора связи и приложить его копию к заявлению в ФАС.Далее, в ходе разбирательства, когда компания не сможет предоставить доказательства согласия абонента (человек действительно не подписывался), она может получить штраф до 500 000 рублей.

Уголовный кодекс предостерегает от незаконного сбора или распространения сведений о частной жизни, составляющих личную или семейную тайну человека, без его согласия. Наказанием может стать штраф до 300 000 руб. и выше, принудительные работы, а также лишение свободы на срок до 4 лет. Не правда ли, суровое наказание за вторжение в частную жизнь?

Внимание! Заполнение форм на сайте и согласие с правилами веб-ресурса при регистрации не всегда может являться документальным подтверждением того, что согласие на СМС рассылку получено. Свежий пример – дело, возбужденное в январе 2013 в отношении сети школ English First Подробнее Более того, если клиент заполнял анкету, ее необходимо хранить до момента, когда человек не будет исключен из рассылки, чтобы при необходимости документально подтвердить факт подписки человека.

Чтобы получить законное право на рассылку СМС недостаточно иметь просто анкету. В ней должен быть набор обязательных полей, подтверждающих явное согласие абонента получать СМС рассылки. Отсутствие таких полей означает что компания не получила согласия человека. Поэтому при судебном разбирательстве, анкеты, в которых не содержится явного согласия на получение рассылок, не будут считаться доказательством в пользу компании и такая компания может получить штраф за незаконную рассылку. Поэтому, если организация получила в анкете номер, но не спросила согласия на рассылку — она не может быть основанием для отправки сообщений.

Глава 14 Трудового кодекса касается защиты персональных данных работников. Они могут обжаловать действия работодателя при обработке их персональных данных в судебном порядке, а виновные в нарушениях работники могут получить замечание, выговор или быть уволены.Увольнение по инициативе работодателя возможно за разглашение любой охраняемой законом тайны, в том числе персональных данных другого работника. Будьте осторожны, рассказывая кому-либо о своих коллегах.

Особенности наложения штрафов за СМС-рассылку

  • Наличие согласия абонента на получение СМС с рекламой. Желательно, чтобы согласие было получено в письменной форме.
  • Рассылка прекращается по первому требованию абонента.
  • Распространитель может знать не только номер абонента, но и его ФИО, возраст, объем доходов. В этом случае требуется получать разрешение на обработку данных.
  • ЮЛ должен удалять персональную информацию о клиенте по первому требованию последнего.
  • Распространитель должен оформлять соглашение с оператором связи.

15 января 2023 г. в Тульское УФАС России поступило обращение гр. (8953 443-25-25), направленное ФАС России по подведомственности, по вопросу получения им 07.11.2023 г. в 10:31 с номера +7 902 ///-42-11 рекламы следующего содержания: «Решение финансовых проблем, консультация по телефону 58-50-22», в отсутствие согласия абонента.
Из объяснений (+7 ////-25-25) следует, что своего предварительного согласия и одобрения на получение смс-сообщений от абонента номера +7 902 ///-42-11 он не давал.
Посмотреть мнение суда

  • Фирма не является распространителем рекламы.
  • Фирма отрицает факт того, что выполнялась рассылка.
  • СМС было направлено по ошибке не тому абоненту.
  • Текст сообщения не соответствует требованиям, изложенным в статье 3 ФЗ «О рекламе».
  • В сообщении отсутствовала реклама.
  • Отсутствует согласие абонента на рассылку.
  • Фирма не может подтвердить, что это согласие было получено.

Ранее организации активно применяли анкеты клиента. Однако сейчас они сменяются системами лояльности. Клиент предоставляет свои персональные данные взамен каких-либо льгот. К примеру, человеку выдается накопительная карта, позволяющая приобретать продукцию со скидками. Для пользования он должен активировать ее. Для этого нужно задействовать свой номер телефона, дав согласие на рассылку. Клиент не может указывать любые персональные данные. Приведенный номер телефона проверяется посредством кода активации.

Система лояльности предоставляет право предпринимателю использовать СМС-рассылку. Однако и в этом случае нужно помнить о мерах предосторожности. В частности, не рекомендуется использовать непроверенные номера. К примеру, клиент указал в бланке номер, который ему не принадлежит. То есть СМС приходит совершенно другому лицу. В этом случае на компанию накладывается штраф. Код активации позволит проверить номер, что исключает подобного рода ошибки.

Смотрим в ФЗ-38 «О рекламе»: рекламодатель несет ответственность за нарушение требований только в части правильности контента самого текста предложения. Обязанности по сбору согласия на получение рекламы никаким образом на него не возложено (может плохо искал?), есть обязанность по сбору согласия на обработку и передачу персональных данных, но как я написал выше — мобильный номер отдельно не является персональными данными.

В рассылке участвуют рекламодатель и рекламораспространитель. Последний де-факто является оператором, который передает информацию по Сети связи общего пользования и берет за это вознаграждение. И «Оператор» и «Сеть связи общего пользования» являются терминами ФЗ-126 «О связи» и должны быть регулируемыми на основании лицензирования по «Телематическим услугам связи» и «Услугам связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации». Если этого не будет, то наступает следующая ответственность:

  • Согласно Кодексу об административных правонарушенияхСтатья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до пятидесяти тысяч рублей
  • Согласно Уголовного Кодекса РФСтатья 171. Незаконное предпринимательство.

Но тут еще надо найти этого рекламораспространителя. При получении сообщения мы видим только номер мобильного телефона, но на кого зарегистрирован этот номер — официально этой информации не получить, возможно в рамках расследования, запросы такого рода могут делать только полиция и еще несколько правоохранительных организаций высшего порядка, таких, как ФСБ, ФСО, СВР и т.д.

Итак, если в случае СМС-рассылки есть понятные шаги по ограничению себя любимого, описанные на сайте ФАС, то в случае с различными IM* рассылками не все однозначно. Тот же самый ФАС не может определиться, является ли подобная рассылка нарушением законов:

  • ФАС РОССИИ: СПАМ В МЕССЕНДЖЕРАХ НАРУШАЕТ ЗАКОН
  • ФАС: ЗАКОНЫ РОССИИ ДЛЯ WHATSAPP НЕ ДЕЙСТВУЮТ

Роль рекламораспространителя может быть смещена на рекламодателя и таким образом подтверждена его обязанность по сбору согласия на получения рекламы. Например, есть договор на рассылку рекламы либо заказчик со своего личного номера рассылает рекламу, но сначала сообщение должно быть идентифицировано как реклама, а не личное сообщение:

Как избежать штрафа за СМС-рассылку

3. СМС-рассылки:

  • Отправляйте СМС-сообщения в удобное и комфортное для получателя время;
  • Составляйте тексты СМС-сообщений с учетом требований закона «О рекламе», так как штраф можно получить не только за спам, но и за ненадлежащую рекламу;
  • Отписывайте от рассылок абонентов, попросивших об этом.

1. База абонентов:

  • собирайте базу для СМС-рассылки сами;
  • не используйте чужих баз;
  • не рассылайте СМС по номерам телефонов звонивших Вам или Ваших бывших клиентов только на основании, что они Вам звонили или потребляли Ваши товары или услуги в прошлом;
  • не выгружайте базы получателей из социальных сетей или сайтов объявлений;
  • не генерируйте базы абонентов в Excel и т.п.

2. Согласие абонентов на получение СМС-рассылок:

  • Собирайте письменные согласия (теоретически согласия могут быть в любой доказуемой форме);
  • Храните оригиналы согласий;
  • Идентифицируйте абонента в согласии (ФИО, номер телефона, дата согласия, собственноручная подпись);
  • Указывайте способы отзыва согласия.

«1. Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.»

Итак, если Вы являетесь юридическим лицом, то за рассылку каждого сообщения без согласия можно получить штраф от 100 до 500 тысяч рублей. Анализ практики решений ФАС показывает, что:

  • Юридические лица обычно штрафуются на 100 тысяч;
  • Физические лица могут освобождаться от штрафа.

Надеюсь, что статья оказалась полезной для Вас и вашего бизнеса. Если что-то показалось вам слишком сложным, или если вы хотите обсудить грамотное внедрение правильных нормативных актов для работы с данными в Вашем бизнесе, то вы всегда можете присылать свои вопросы нам на почту: sales@outofcloud.ru.

Но следует иметь ввиду, что наше Российское законодательство — очень щадящее, по сравнению с Европейским. А так как заказчики, с которыми мы работаем, ориентированы также на клиентов, граждан стран Европейского Союза (а это аж 28 стран), то стоит иметь ввиду, что такие же нарушения, как и в РФ , но касательно ПД гражданина любой страны Европейского Союза, грозит компании штрафом в размере 20 млн евро или 4% от годового дохода компании, причем выбирается большая из сумм.

Рассылая письма подписчикам или покупателем, компания имеет дело с персональными данными. Согласие на обработку персональных данных подписчики дают непосредственно компании. Если же компания пользуется услугами подрядчиков, то она должна обязательно позаботиться о том, чтобы подписчик был проинформирован о том, что компания-заказчик может передавать персональные данные третьему лицу, подрядчику.

6) запрашивать и передавать — еще ноу-хау этого закона. Одна организация может по просьбе человека, чьи ПД она обрабатывает, передавать ПД другим третьим лицам. С высокой долей вероятности это сделано для оказания медицинских услуг, но закон однозначно этого не прописал.

1) выбирать какие персональные данные компания может обрабатывать — это значит, что не должно быть обязательных полей, без заполнения которых человек не сможет сделать заказ или пройти регистрацию в личном кабинете (это распространяется только на реально ненужные поля, т.е. сделать заказ на дом, не введя при этом домашний адрес — нельзя, но при этом паспортные данные или отчество для оформления заказа не нужны — поэтому их запрашивать компания (сайт) не имеют права).

Борьба с SMS-спамом: новые инструменты

При подаче обращения в ФАС России с жалобой на SMS-спам не забывайте прикладывать изображение SMS-сообщения (фотографию, скриншот), содержавшего рекламу и указывать на отсутствие Вашего согласия на получение таких рассылок. Кроме того, необходимо указать следующую фразу: «Я, (ФИО, серия и номер паспорта), даю согласие на получение ФАС России информации о детализации счета, телефонных соединениях, CMC-сообщениях, иных переданных данных на/от (абонентский номер телефона в сети оператора сотовой связи, название оператора сотовой связи». В противном случае ведомство не сможет запросить необходимые данные у оператора связи и привлечь его или заказчика рассылки к административной ответственности (письмо ФАС России от 31 октября 2013 г. № АК/43077/13 «О рекламе посредством СМС-сообщений»)

Изменения, которые вступили в силу 21 октября, направлены, прежде всего, на автоматизацию процесса борьбы с SMS-спамом. Они позволяют операторам отсеивать нежелательные потоки сообщений до их попадания к абонентам, не нарушая при этом действующее законодательство о связи, персональных данных и рекламе. Закон определяет, какие действия понимаются под рассылкой SMS-сообщений вообще:

Минус описанных инструментов борьбы с нежелательными рассылками заключается в том, что они касаются преимущественно рекламных сообщений, но не различного рода информационных рассылок (за исключением описанных случаев нарушения закона о защите прав потребителей). Также затруднительно отсеивание сообщений операторами на предварительном этапе, то есть до того, как они попадут к абонентам. Во-первых, операторы не имеют законных оснований отказывать в доставке сообщений, а во-вторых, для того чтобы понять, что сообщение является рекламным, необходимо проверить его содержимое – то есть нарушить тайну связи. В итоге в рамках закона о рекламе система функционирует в ручном режиме, когда с SMS-спамом можно бороться только по фактам жалоб абонентов.

Помимо ФАС России, проблемой нежелательных рассылок косвенно занимается также Роспотребнадзор – когда такие рассылки являются следствием навязывания потребителю услуг, непредставления ему необходимой информации при заключении договора, включения в него условий ущемляющих права потребителя и прочих нарушений Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее — закон о защите прав потребителей).

Основным инструментом борьбы с SMS-спамом являются нормы ст. 18 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – закон о рекламе). Так, распространение рекламы допускается только при условии предварительного согласия абонента на ее получение. При этом в спорных ситуациях, касающихся рассылок, рекламораспространитель обязан доказать наличие такого согласия.

Смотрим в ФЗ-38 «О рекламе»: рекламодатель несет ответственность за нарушение требований только в части правильности контента самого текста предложения. Обязанности по сбору согласия на получение рекламы никаким образом на него не возложено (может плохо искал?), есть обязанность по сбору согласия на обработку и передачу персональных данных, но как я написал выше — мобильный номер отдельно не является персональными данными.

Но тут еще надо найти этого рекламораспространителя. При получении сообщения мы видим только номер мобильного телефона, но на кого зарегистрирован этот номер — официально этой информации не получить, возможно в рамках расследования, запросы такого рода могут делать только полиция и еще несколько правоохранительных организаций высшего порядка, таких, как ФСБ, ФСО, СВР и т.д.

Итак, если в случае СМС-рассылки есть понятные шаги по ограничению себя любимого, описанные на сайте ФАС, то в случае с различными IM* рассылками не все однозначно. Тот же самый ФАС не может определиться, является ли подобная рассылка нарушением законов:

  • ФАС РОССИИ: СПАМ В МЕССЕНДЖЕРАХ НАРУШАЕТ ЗАКОН
  • ФАС: ЗАКОНЫ РОССИИ ДЛЯ WHATSAPP НЕ ДЕЙСТВУЮТ

В рассылке участвуют рекламодатель и рекламораспространитель. Последний де-факто является оператором, который передает информацию по Сети связи общего пользования и берет за это вознаграждение. И «Оператор» и «Сеть связи общего пользования» являются терминами ФЗ-126 «О связи» и должны быть регулируемыми на основании лицензирования по «Телематическим услугам связи» и «Услугам связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации». Если этого не будет, то наступает следующая ответственность:

  • Согласно Кодексу об административных правонарушенияхСтатья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до пятидесяти тысяч рублей
  • Согласно Уголовного Кодекса РФСтатья 171. Незаконное предпринимательство.

Роль рекламораспространителя может быть смещена на рекламодателя и таким образом подтверждена его обязанность по сбору согласия на получения рекламы. Например, есть договор на рассылку рекламы либо заказчик со своего личного номера рассылает рекламу, но сначала сообщение должно быть идентифицировано как реклама, а не личное сообщение:

Правилами предоставления коммунальных услуг № 354, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г. (далее по тексту — Правила 354), установлен перечень прав и обязанностей Исполнителя коммунальных услуг и Потребителей, которые предусмотрены в разделе IV. В пункте 31 Правил 354 установлен довольно внушительный перечень обязанностей Исполнителя, который составляет почти 30 пунктов, а в этом же разделе пунктом 32 предусмотрены и права Исполнителя, пусть и в меньшем, почти в 2,5 раза, количестве.

И все мы часто приходим в негодование, когда на наш мобильный телефон постоянно поступают различные сообщения, не всегда нам нужные и засоряющие память нашего устройства. Та-кие сообщения мы называем спамом. Думаю, понятие спама никому разъяснять не нужно, его знают даже детсадовцы и младшие школьники. И законодателем установлен запрет на рассылку таких сообщений без согласия абонентов сети связи.

Судебная практика и практика Федеральной антимонопольной службы по привлечению к ответственности операторов связи, различных юридических лиц, которые злоупотребляют смс-рассылками, многочисленна и практически единообразна, и не вызывает каких-либо сомнений в толковании правовых норм законодательства о связи по этому вопросу. На эту тему имеется куча судебных решений и решений УФАС, а также большое количество статей в сети Интернет и СМИ, поэтому приводить ее здесь не будем ввиду её ясности и определенности.
Административная ответственность, предусмотренная ст. 14.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) касается нарушения законодательства о рекламе. Иных мер ответственности за рассылку сообщений без согласия абонентов КоАП не предусмотрено.

Способы такого уведомления следующие:

  • путем передачи смс-сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя;
  • посредством телефонного звонка с записью разговора;
  • сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства;
  • размещения на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
  • передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи.

Одним из спорных моментов, вызывающих вопросы у правоприменителей, является вопрос о необходимости получения согласия абонента (читай, собственника или нанимателя помещения МКД) для получения смс-сообщений о задолженности за коммунальные услуги (КУ), а также иных уведомлений от управляющих организаций.

Статьей 44.1 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» (далее по тексту – Закон о связи) предусмотрено, что рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи (далее также — рассылка) должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки. Рассылка признается осуществленной без предварительного согласия абонента, если заказчик рассылки в случае осуществления рассылки по его инициативе или оператор подвижной радиотелефонной связи в случае осуществления рассылки по инициативе оператора подвижной радиотелефонной связи не докажет, что такое согласие было получено.

Законодательство РФ запрещает рекламировать наркотические и психотропные вещества, алкоголь, сигареты и другие табачные изделия. Распространитель рекламы не имеет права продвигать товары для взрослых и эскорт, сайты 18+, БАДы, лекарственные средства, азартные игры, поддельные документы, оружие. Запрещена пропаганда насилия.

Кратко перескажем суть, отметив ключевые моменты! СМС отправляются абонентам, которые выразили согласие на получение информации. И у вас должно быть документальное подтверждение согласия абонента на получение СМС. Если сообщения приходят абоненту, который не выразил согласия, то инициатор рекламы рискует получить штраф в размере до 500 000 рублей.

Полный список товар и услуг, запрещенных к рекламе, находится в федеральном законе «О рекламе». Перед заключением договора проверьте, не включен ли товар или услуга в этот список. Информацию о том, как грамотно и законно разослать СМС предоставляют менеджеры компании SigmaSMS в рамках услуги «Юридическая поддержка».

Важно! Чтобы избежать неприятных ситуаций, действуйте в рамках закона о СМС рассылках. Пополнять базу клиентов можно только легальными методами через грамотно составленные анкеты для пользователей. Анкеты должны храниться у вас, т.к. именно они служат доказательством законности рассылки.

Ответственность за распространение рекламных SMS/Email сообщений

Достаточные доказательства, свидетельствующие о том, что смс-сообщение отправлено с номера, принадлежащего ООО «Скарт», в материалах дела отсутствуют. Антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела не установлен абонентский номер, с которого отправлено сообщение следующего содержания: «ТАХI: успей получить дисконтную карту 30 % на проезд в такси! 2 772 772!».

Согласно части 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Антимонопольным органом направлялся запрос в ООО «ВымпелКом» о предоставлении необходимых документов и сведений, в том числе договора на оказание услуг связи по абонентскому номеру, находящемуся в пользовании Гризана В.Б., и информацию о том, с какого номера было отправлено смс-сообщение с смс-центра Билайн +79037011111 в 16:31:47 мин. 25.07.2007 на номер +7 904 894 44 33.»

“К таким доказательствам относятся: заявление абонента о получении им рекламы посредством электронной связи (с указанием номера телефона, на который поступило СМС-сообщение, а также номера телефона или буквенного обозначения, с которого поступила реклама), изображение рекламы, поступившей абоненту (фотография, скан-копия СМС-сообщения и т.п.), подтверждение факта поступления рекламы абоненту (например, детализация услуг связи от оператора, содержащая указание на факт соответствующего соединения), информация об отсутствии согласия абонента на получение такой рекламы, сведения о лице (лицах), распространивших указанную рекламу.”

“Между тем исследование и оценка указанных обстоятельств имеет существенное значение для принятия законного и обоснованного судебного акта в рамках рассматриваемого спора. Материалы дела свидетельствую о том, что факт распространения рекламы в интересах общества не оспаривается. Таким образом, бремя доказывания неиспользования спорного номера в период распространения рекламы лежит на привлекаемом лице (ООО “СЛАН” – собственнике абонентского номера 222-222, с которого распространялась реклама об оказываемых обществом услугах такси без согласия на это абонентов).”

В нашем случае, если все вышеназванные шаги Вы сделали правильно, и УФАС привлекло недобросовестного рекламораспространителя к административной ответственности, Вам остается самое простое действие – определить размер морального вреда, подлежащего компенсации и обратиться в соответствующий суд за его возмещением (пример иска приложен в виде образца для заполнения).

Вывод: Всем известно, что SMS рекламораспространители получают прибыль за счет количества абонентов, получивших их сообщения. У каждого рекламораспространителя есть собственные базы данных, с ФИО, номерами телефонов и т.д., где вы сами того не подозревая рассматриваетесь в качестве потенциального клиента. Следуя вышеназванной предложенной методике теперь и Вы можете получить свою «долю» от рекламы.

В части требования о компенсации морального вреда.
В соответствии со ст.151 ГК Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Поскольку Я не давал(а) предварительного согласия рекламораспространителю на получение рекламы в виде SMS — сообщений на свой мобильный номер, а иного рекламораспространителем доказано не было действиями ответчика мне причинен моральный вред .
В соответствии со статьей 15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
При решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
В силу ст. 1001 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и полного возмещения, предусмотренная законом денежная компенсация должна лишь отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания.
Кроме того, компенсация морального вреда не преследует цель восстановить прежнее положение человека, а направлена на то, чтобы вызвать положительные эмоции, которые могли бы максимально сгладить негативные изменения в психической сфере личности, обусловленные перенесенными страданиями.
На размер морального вреда, так же влияет и то обстоятельство, что ответчик до настоящего времени не принес истцу свои извинения, не принял меры, направленные на заглаживание причиненного вреда.
При таких обстоятельствах, с учетом требований разумности и справедливости полагаем возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме __________________ рублей.
Данная сумма в наибольшей степени отвечает требованиям разумности и справедливости, а также способствует восстановлению баланса между нарушенными правами истца и мерой ответственности, применяемой к ответчику.

В том числе и с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе).

В части требования о присуждении расходов на оплату услуг представителя
В целях зашиты моих нарушенных прав и представления моих интересов в суде я заключила Договор об услугах представителя, по условиям которого оплатила _________________________ стоимость его услуг в размере _______________ рублей, что подтверждается распиской от ________________.
На основании ст.98 ГПК Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны возместить все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии со статьей 100 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17 июля 2007 года N 382-О-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым — на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в части первой статьи 100 ГПК Российской Федерации речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.
Учитывая изложенное, принимая во внимание степень сложности дела, полагаю сумма в размере _____________ что уплачена представителю в разумных пределах и соответственно подлежит взысканию с Ответчика.
Кроме того, поскольку за оформление нотариальной доверенности представителя __________________ Истец уплатил(а) ____________ рублей, и полагаю что данные судебные расходы так же подлежат взысканию с Ответчика
Учитывая вышеизложенное, ПРОШУ:
1. Взыскать с _____________________в пользу _____________________ компенсацию морального вреда в размере ___________________ рублей; судебные расходы по оплате услуг представителя в размере ____________________ рублей, расходы по нотариальному оформлению доверенности в размере ___________________ рублей, а всего ___________________ рублей..

Два ключевых закона, которые надо соблюдать, если ты делаешь рассылки

Есть также специальные ПД — это расовая, национальная принадлежность, политические взгляды, религиозные или философские убеждения, состояние здоровья, интимной жизни. Их обработка не допускается! Кроме случаев, когда человек сам дал согласие на обработку именно этих персональных данных.

Массовость и содержание рассылки будет рассматриваться индивидуально и иметь значение при назначении наказания. Если в рассылке содержались вредоносные ссылки, которые повлекли уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации получателя, то это преступление и уже по ст 272 УК РФ.

Итак, при подготовке рассылки, если у вашей компании или у компании, для которой вы создаете рассылку, есть потенциальные покупатели из любой страны Европейского Союза, и эта компания подготовила свой сайт к Закону, главные пункты которого перечислены выше, то:

Обработка ПД — это одно слово, которое объединяет различные манипуляции с ПД: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача другим лицам, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение. Обработка может быть как с помощью технических средств (компьютера), так и без них (только на бумажных носителях). Обработка ПД осуществляется только с добровольного согласия человека. Письменное разрешение не обязательно, достаточно косвенного, например галочки напротив соответствующего пункта онлайн-анкеты.

Ну и конечно же — любая операция с ПД должна быть только с согласия человека, как в России, так и в Европейском Союзе это предусмотрено. Прежде чем начать обрабатывать ПД, нужно получить согласие (как правило с помощью добровольной галочкой со словами «Ознакомлен» или «Принимаю условия»)!

Но тут еще надо найти этого рекламораспространителя. При получении сообщения мы видим только номер мобильного телефона, но на кого зарегистрирован этот номер — официально этой информации не получить, возможно в рамках расследования, запросы такого рода могут делать только полиция и еще несколько правоохранительных организаций высшего порядка, таких, как ФСБ, ФСО, СВР и т.д.

Итак, если в случае СМС-рассылки есть понятные шаги по ограничению себя любимого, описанные на сайте ФАС, то в случае с различными IM* рассылками не все однозначно. Тот же самый ФАС не может определиться, является ли подобная рассылка нарушением законов:

  • ФАС РОССИИ: СПАМ В МЕССЕНДЖЕРАХ НАРУШАЕТ ЗАКОН
  • ФАС: ЗАКОНЫ РОССИИ ДЛЯ WHATSAPP НЕ ДЕЙСТВУЮТ

Смотрим в ФЗ-38 «О рекламе»: рекламодатель несет ответственность за нарушение требований только в части правильности контента самого текста предложения. Обязанности по сбору согласия на получение рекламы никаким образом на него не возложено (может плохо искал?), есть обязанность по сбору согласия на обработку и передачу персональных данных, но как я написал выше — мобильный номер отдельно не является персональными данными.

В рассылке участвуют рекламодатель и рекламораспространитель. Последний де-факто является оператором, который передает информацию по Сети связи общего пользования и берет за это вознаграждение. И «Оператор» и «Сеть связи общего пользования» являются терминами ФЗ-126 «О связи» и должны быть регулируемыми на основании лицензирования по «Телематическим услугам связи» и «Услугам связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации». Если этого не будет, то наступает следующая ответственность:

  • Согласно Кодексу об административных правонарушенияхСтатья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до пятидесяти тысяч рублей
  • Согласно Уголовного Кодекса РФСтатья 171. Незаконное предпринимательство.

Роль рекламораспространителя может быть смещена на рекламодателя и таким образом подтверждена его обязанность по сбору согласия на получения рекламы. Например, есть договор на рассылку рекламы либо заказчик со своего личного номера рассылает рекламу, но сначала сообщение должно быть идентифицировано как реклама, а не личное сообщение:

Законна ли смс рассылка

В законе о рекламе спам назван незаконным, однако только в том случае распространение рекламы и набор номера идет без участия человека программными средствами. Однако уже в том случае, когда выборку пользователей связи для рекламной рассылки делает оператор, смс-рассылка закона уже не нарушает (Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 15732/08).

Рассылка должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки.

Помимо оператора, есть ещё способы подписаться на смс рассылку: пополняете счет телефона через терминал. На многих, при пополнении счета, указано, что Ваш номер может быть использован в целях уведомления вас о скидках, акциях и распродажах. Суть соглашения такова: оплатили счет через терминал, значит согласились с условиями. В том числе и с их правом получать смс с рекламой на Ваш телефон.

Клиенты же оператора – конкретные лица с именем и фамилией, имеющие договора с оператором. В рамках рассылки собственным клиентам операторы не рекламируют, а информируют определенный круг своих абонентов о новых возможностях, акциях и распродажах. Абоненты, нежелающие получать рассылки операторов, уведомляют его об этом и не получают их.

У магазинов и других предприятий есть несколько способов получения мобильных номеров. Самый популярный из них – формирование клиентской базы в ходе прямых продаж. При оформлении дисконтных карт в супермаркетах, получении других льгот покупатели заполняют анкету, в которой указывают свои данные. В таких анкетах есть соответствующий пункт – согласие на получение информации об обновлениях модельного ряда, предстоящих распродажах и скидках. Такое же разрешение дают клиенты банковским учреждениям, страховым компаниям, потребителями услуг которых они являются. Отправкой СМС организации занимаются в рамках закона.

Письмо; ФАС России от N АК/65823/17; О распространении рекламы по сетям электросвязи посредством SMS-рассылки

Согласно части 1 статьи 44.1 Федерального закона «О связи» рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки. Рассылка признается осуществленной без предварительного согласия абонента, если заказчик рассылки в случае осуществления рассылки по его инициативе или оператор подвижной радиотелефонной связи в случае осуществления рассылки по инициативе оператора подвижной радиотелефонной связи не докажет, что такое согласие было получено.

Из постановления Арбитражного суда Московского округа от 30.03.2023 по делу N А40-60684/2014 в том числе следует, что суды с учетом конкретных обстоятельств дела, исходя из положений Федерального закона «О рекламе» и существующих договорных обязательств, а также роли оператора связи в распространении спорной рекламы, правомерно признали оператора связи рекламораспространителем указанного выше sms-сообщения, поскольку именно совместными действиями оператора связи, обеспечивающего подключение к сети электросвязи предоставления технических мощностей и оказание услуг связи, а также абонента осуществлялось непосредственное доведение sms-сообщений до конечных получателей.

Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» за нарушение статьи 18 данного закона ответственность несет рекламораспространитель. Соответственно, в указанных случаях оператор связи абонента, которому предназначена рассылка, может быть привлечен к ответственности в качестве рекламораспространителя за нарушение части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

Данная норма, по мнению специалистов ФАС России, закрепляет положение, согласно которому оператор связи абонента, которому предназначена рассылка, выполняет не только функции доставки сообщения, но также обеспечивает направление сообщения в сеть электросвязи, соответственно имеет правовую и техническую возможность оценить содержание сообщения, в том числе наличие у сообщения рекламного характера, и проверить у заказчика рассылки наличие согласия абонента на получение такой рассылки.

В соответствии с пунктом 25 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2023 году, утвержденным приказом ФАС России от 17.04.2023 N 523/17 (далее — План), ФАС России направляет разъяснение о распространении рекламы по сетям электросвязи посредством SMS-рассылки.

  • рассылки сообщений в целях информирования абонента в связи с перенесением абонентского номера, иных сообщений, которую оператор связи обязан осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • рассылки сообщений по инициативе федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций и других органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Также без согласия абонентов, исходя императивно установленной обязанности оператора связи в силу пункта 9 Правил предоставления услуг телефонной связи (утверждены Постановлением Правительства РФ № 1342 от 09.12.2014 г.), в порядке, определенном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, обеспечивать в зоне экстренного оповещения населения передачу сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите (далее соответственно — оповещение, сообщение экстренного оповещения).

Судебная практика и практика Федеральной антимонопольной службы по привлечению к ответственности операторов связи, различных юридических лиц, которые злоупотребляют смс-рассылками, многочисленна и практически единообразна, и не вызывает каких-либо сомнений в толковании правовых норм законодательства о связи по этому вопросу. На эту тему имеется куча судебных решений и решений УФАС, а также большое количество статей в сети Интернет и СМИ, поэтому приводить ее здесь не будем ввиду её ясности и определенности.
Административная ответственность, предусмотренная ст. 14.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) касается нарушения законодательства о рекламе. Иных мер ответственности за рассылку сообщений без согласия абонентов КоАП не предусмотрено.

Правилами предоставления коммунальных услуг № 354, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г. (далее по тексту — Правила 354), установлен перечень прав и обязанностей Исполнителя коммунальных услуг и Потребителей, которые предусмотрены в разделе IV. В пункте 31 Правил 354 установлен довольно внушительный перечень обязанностей Исполнителя, который составляет почти 30 пунктов, а в этом же разделе пунктом 32 предусмотрены и права Исполнителя, пусть и в меньшем, почти в 2,5 раза, количестве.

В данной статье мы выясним правовое обоснование направления управляющими организациями – исполнителями коммунальных услуг смс-сообщений о долгах и прочих уведомлений собственникам помещений МКД во взаимосвязи жилищного законодательства и законодательства о связи.

Статьей 44.1 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» (далее по тексту – Закон о связи) предусмотрено, что рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи (далее также — рассылка) должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки. Рассылка признается осуществленной без предварительного согласия абонента, если заказчик рассылки в случае осуществления рассылки по его инициативе или оператор подвижной радиотелефонной связи в случае осуществления рассылки по инициативе оператора подвижной радиотелефонной связи не докажет, что такое согласие было получено.

С учетом данных пояснений УФАС по Ульяновской области пришло к выводу, что ООО «Информация» в данном случае является рекламораспространителем (работники которого допустили опечатку и неправильно ввели номер абонента, давшего согласие на рассылку рекламных СМС-сообщений), а оператор связи ОАО «ВымпелКом», не имея возможности отслеживать передачу СМС-сообщений на предмет наличия согласия абонентов на их получение, не является в данном случае участником процесса распространения рекламы – ни рекламодателем, ни рекламопроизводителем, ни рекламораспространителем.”

“Изложенное позволяет сделать однозначный вывод, что непосредственно формирование списка номеров абонентов, текст сообщения, время рассылки и иные данные определяются заказчиком, он заходит посредством введения своего логина и пароля в систему и отправляет самостоятельно смс-сообщения с использованием предоставленной ему системы (доступа к системе). Исполнитель же только предоставляет доступ к системе через сеть интернет и в автоматизированном режиме система фильтрует информацию на предмет спама.

Антимонопольным органом направлялся запрос в ООО «ВымпелКом» о предоставлении необходимых документов и сведений, в том числе договора на оказание услуг связи по абонентскому номеру, находящемуся в пользовании Гризана В.Б., и информацию о том, с какого номера было отправлено смс-сообщение с смс-центра Билайн +79037011111 в 16:31:47 мин. 25.07.2007 на номер +7 904 894 44 33.»

“К таким доказательствам относятся: заявление абонента о получении им рекламы посредством электронной связи (с указанием номера телефона, на который поступило СМС-сообщение, а также номера телефона или буквенного обозначения, с которого поступила реклама), изображение рекламы, поступившей абоненту (фотография, скан-копия СМС-сообщения и т.п.), подтверждение факта поступления рекламы абоненту (например, детализация услуг связи от оператора, содержащая указание на факт соответствующего соединения), информация об отсутствии согласия абонента на получение такой рекламы, сведения о лице (лицах), распространивших указанную рекламу.”

“Кроме того, с учетом норм статьи 2.1 КоАП РФ суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что неисполнение юридическим лицом требований законодательства о рекламе вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работником не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от административной ответственности.”

Общество привлекли к ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 тыс. руб. за направление клиенту сообщения рекламного характера. СМС содержало не только рекламу, но и сведения о поступлении процентов на банковский вклад. То есть информация была персонифицирована и направлена конкретному лицу. В этом случае она не подпадает под определение рекламы согласно п. 1 ст. 3 Закона «О рекламе». Однако суд признал ее рекламой, так как по смыслу п. 1 ст. 18 Закона «О рекламе» она необязательно должна быть направлена на неопределенный круг лиц. Более того, информация, передаваемая посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, всегда предполагает индивидуализированного абонента-получателя.

  • К нам обратился ИП, который продает электронику через Интернет. В отношении него было возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ. Покупатель пожаловался на email-рассылку, на которую он не давал своего согласия. Мы выяснили, что ИП не получал согласие от покупателей на обработку персональных данных в рекламных целях. Но так как правонарушение было совершено впервые, в качестве наказания для ИП было выбрано предупреждение.
  • Региональная сеть офлайн-магазинов получила несколько претензий от покупателей по поводу незаконной рассылки рекламных СМС. Они ссылались на то, что не давали своего согласия на использование их данных в рекламных целях, и угрожали обратиться в Роскомнадзор.

(В статье «Как оператору исполнить обязанность по размещению баз с персональными данными на территории РФ» читайте о том, как выбрать стратегию выполнения требований закона к обработке персональных данных и оценить риски ее применения. А о том, какие потери могут понести предприниматели из-за несоблюдения требований Регламента о защите персональных данных и как этого избежать, читайте в статье «Российские компании подпали под действие европейского законодательства: каковы последствия?»

На почту покупателя был направлен электронный авиабилет с изображением рекламного постера третьего лица. Суд признал, что согласие клиента на обработку персональных данных не является основанием считать, что покупатель дал согласие и на получение рекламы от третьего лица.

  • Разместите на сайте политику обработки персональных данных и согласие на их обработку с обязательным указанием на рекламные цели.
  • Разместите на сайте чекбоксы (☒) для получения согласия с формами вышеуказанных документов.
  • Добавьте на сайте чекбокс (☒) для выражения согласия на получение рекламных материалов.
  • В случае продажи товаров, работ или услуг через Интернет разместите на сайте публичную оферту с информацией о том, что покупатель согласен с политикой обработки персональных данных и дает согласие на их обработку и на получение рекламных материалов.
  • Для доступа к личным кабинетам на сайте направляйте покупателям через СМС или по почте случайно сгенерированные логины и пароли (это делают не все).

К нам пришла ФАС, или Что бывает за несогласованную рассылку рекламных смс

  1. Пользователь получает проморассылку по смс, на которую, по его уверению, не давал согласия.
  2. В Федеральную антимонопольную службу поступает жалоба от пользователя.
  3. ФАС проводит проверку и выясняет, есть правонарушение или нет.
  4. Если оно выявляется, возбуждается дело об административном нарушении.
  5. Начинается разбирательство. Если вам повезёт и нарушение первое, ФАС может вынести предупреждение. В противном случае грозит штраф от 100 до 500 тысяч рублей.
  1. Клиент сначала может обратиться к оператору сотовой связи с жалобой, что он не предоставлял своих данных и не соглашался на рассылку. И к оператору у него резонный вопрос: «Почему мне приходят такие смс?»
  2. У операторов сотовой связи есть договорённости с смс-провайдерами — сервисами, с помощью которых проходят массовые смс-рассылки. Так оператор сотовой связи, который получил жалобу, переадресовал вопрос о наличии согласия провайдеру.
  3. Далее система рассылки обращается к нам как к рекламораспространителю: необходимо подтвердить согласие получателя.
  4. Мы просим подтверждение у нашего клиента — заказчика рекламы. Выясняется, что письменного согласия нет или оно хранится некорректно.
  5. Советуемся с платформой — платформа рекомендует нашему заказчику подготовить официальный ответ для ФАС. Заказчик сообщает, что абонент дал устное согласие.
  6. А через три месяца затишья смс-платформа сообщает, что пришёл запрос от УФАС о нарушении законодательства о рекламе. Мы следующие 🙂
  7. Ещё через месяц после этого запрос приходит нам.

В идеале — перестраховываться и сохранять согласие на каждый канал отдельно, будь то рассылка в вайбере или обычные смс. Обычно эта механика встроена в чекбоксы согласия. Пользователю нужно поставить галочку и подтвердить, что он готов получать рекламные материалы.

И хранить эти согласия нужно весь период, пока длятся коммуникации с пользователем, но не менее года. Дело в том, что срок привлечения к ответственности за правонарушение по части использования персональных данных составляет именно один год. В идеале — три, но любые персональные данные необходимо удалить по требованию пользователя.

  1. Договор с конечным заказчиком, в котором прописано, что базу данных пользователей предоставляет заказчик. И согласия на получение рекламных сообщений он собирает самостоятельно.
  2. Доказательства, что задача на данную рассылку и сама рассылка остановлены: это была разовая рассылка, и после её завершения мы отключили её для пользователя.
  3. Исходный файл с базой для рассылки, в котором содержится номер телефона истца и галочка в графе «Согласие на рассылку». Файл использовался как доказательство, что именно заказчик подтвердил согласие пользователя.
Рекомендуем прочесть:  Сроки выставления счетов фактур 2023
Adblock
detector