Судебная практика в сфере социальной защиты

Правовые позиции КС РФ по отдельным вопросам

Увеличение для этих граждан минимально необходимого стажа работы (времени проживания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающего право на получение жилищных субсидий, не согласуется, кроме того, с требованиями статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку такое увеличение, даже если оно и обусловлено недостаточностью финансовых ресурсов, выделяемых на решение проблем переселения граждан из указанных районов и местностей, не может служить адекватным правовым средством обеспечения баланса между правами этих граждан и правомерными интересами общества и государства.

[. ] Отсутствие у гражданина статуса инвалида Великой Отечественной войны — притом что в годы Великой Отечественной войны он наравне с другими лицами, имеющими данный статус в силу подпункта 5 статьи 4 Федерального закона «О ветеранах», принимал участие в разминировании освобожденных от оккупации территорий, получил при этом, как и они, повреждение здоровья, повлекшее инвалидность, — противоречит общеправовому принципу справедливости и несовместимо с обязанностью государства охранять на основе юридического равенства достоинство личности, не допуская его умаления.

Федеральный законодатель, закрепляя право граждан на получение выплат такого характера, как жилищная субсидия, и определяя условия его возникновения, вправе, как следует из статей 71 (пункты «в», «е» и «з»), 37 (часть 3), 40 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, исходя из признаваемых и защищаемых Конституцией Российской Федерации целей и ценностей, вносить изменения в ранее установленные правила предоставления жилищных субсидий. В частности, в связи с недостаточностью бюджетных средств, выделяемых на переселение граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и организацию строительства для них жилья на территории Российской Федерации в районах с благоприятными природными и социально-экономическими условиями жизни, а также необходимостью первоочередного решения вопросов социальной поддержки особо нуждающихся граждан, проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях более длительное время, он может увеличить минимальную продолжительность стажа работы (времени проживания) в указанных районах и местностях, дающего право на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета.

[. ] изменение правового регулирования, обусловленное лишь датой нормативного оформления уже проводившихся работ по сбору боеприпасов и военной техники, разминированию освобожденных территорий и объектов при соблюдении всех прочих равных условий, препятствует наделению граждан, привлекавшихся к этим работам и получивших повреждение здоровья, повлекшее инвалидность, в период до февраля 1944 года, правовым статусом, в полной мере отражающим степень жертв и лишений, понесенных ими в связи с исполнением долга по защите Отечества, [. ] не согласуется с обязанностью государства охранять достоинство личности и вопреки конституционному принципу юридического равенства несоразмерно ограничивает права этих лиц на социальную защиту по сравнению с теми, кто получил повреждение здоровья при проведении тех же работ после февраля 1944 года. [. ]

[. ] при решении вопроса о выплате законному представителю ребенка-инвалида, нуждающегося по медицинским показаниям в транспортном средстве, денежной компенсации в размере 50 процентов страховой премии, уплаченной по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, возможность получения такой компенсации не может зависеть от того, кто является владельцем транспортного средства, фактически используемого для обеспечения нужд ребенка-инвалида, — сам ребенок-инвалид либо его законный представитель. [. ]

Судебная практика в сфере социальной защиты

Аналогичная позиция выражена судом и в случае необходимости обеспечения дорогим препаратом взрослого инвалида, страдающего социально значимым заболеванием. Спорный препарат не входит в стандарт специализированной медпомощи, но его назначила врачебная комиссия по жизненным показаниям.

При наличии у медицинского работника, прибывшего на работу в сельскую местность для осуществления трудовой деятельности в учреждение здравоохранения, права на получение единовременной компенсационной выплаты произвольный отказ от исполнения субъектом Российской Федерации публично-правовых обязательств по материальной поддержке такого работника недопустим.

Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.06.2023 утвержден Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан на основе изучения практики рассмотрения судами в 2023-2023 г.г. указанных споров.

Если медицинские документы о нуждаемости гражданина в бесплатном лекарстве оформлены неправильно – это не является основанием для отказа ему. Составление документов – обязанность учреждений здравоохранения, а не гражданина, который не должен нести неблагоприятные последствия в виде необеспечения необходимым лекарственным препаратом из-за несоблюдения лечебным учреждением порядка оформления соответствующей документации.

Получение уполномоченным органом, предоставляющим гражданину в качестве меры социальной поддержки компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, информации о наличии у получателя такой компенсации задолженности по этим платежам не может служить достаточным основанием для приостановления предоставления данной меры социальной поддержки, если информация о задолженности не была проверена уполномоченным органом и не выяснены причины ее образования.

Антон Алексеев полагает, что Конституционный Суд устранил правовой пробел в отношении сроков исковой давности по требованиям о компенсации морального вреда при нарушении трудовых прав работника. «Во-первых, Суд указал, что требования о компенсации морального вреда возникают при нарушении соответствующего права гражданина, но при этом являются самостоятельными и могут быть заявлены как совместно с требованиями о восстановлении такого нарушенного права гражданина, так и отдельно от них – после восстановления соответствующего права. Во-вторых, КС указал на необходимость соблюдения баланса прав работника и работодателя», – отметил он.

Марина Буянова отметила, что данный судебный акт разрешает вопрос о возможности отделения требований о взыскании компенсации морального вреда от основных исковых требований работника при рассмотрении индивидуальных трудовых споров: «КС признает возможным рассмотрение иска о компенсации морального вреда в том числе и после вынесения решения об удовлетворении основных исковых требований».

Вместе с тем, добавил Конституционный Суд, непредставление при поступлении на муниципальную службу сведений, обязанность представления которых прямо не установлена Законом, не должно повлечь, в том числе после поступления на муниципальную службу, соответствующие правовые последствия, что в полной мере относится к ситуации, когда лицо, поступающее на муниципальную службу, не указало в анкете сведения о судимости.

Суд постановил признать спорную норму права не противоречащей Конституции в той мере, в какой она в системе действующего правового регулирования не предполагает заключения с работником срочного трудового договора в целях обеспечения исполнения обязательств работодателя по заключенным им гражданско-правовым договорам об оказании услуг, относящихся к его уставной деятельности, а также последующего увольнения работника в связи с истечением срока трудового договора, если срочный характер трудовых отношений обусловлен исключительно ограниченным сроком действия указанных гражданско-правовых договоров.

Адвокат АП г. Москвы, д.ю.н. Марина Буянова полагает, что данным постановлением КС РФ разрешил давно назревший вопрос о порядке толкования и применения отдельных положений ч. 1 ст. 59 ТК РФ, определяющей основания заключения срочного трудового договора в связи с характером предстоящей работы и условиями ее выполнения. «Суд указывает, что срок действия гражданско-правовых договоров возмездного оказания услуг в той или иной сфере деятельности (в том числе в области охранной деятельности), устанавливаемый при их заключении по соглашению между работодателем, оказывающим данные услуги, и заказчиками последних, сам по себе не предопределяет срочного характера работы, выполняемой работниками в порядке обеспечения исполнения обязательств работодателя по таким гражданско-правовым договорам. Соответственно, спорная норма не может быть применена в качестве правового основания для заключения с этими работниками срочных трудовых договоров», – отметила она.

Судебная практика в сфере социальной защиты

Из материалов дела усматривается, что П. с 1 февраля 2023 г. городским центром жилищных субсидий была приостановлена, а затем прекращена выплата субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с наличием у нее задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее также — взнос на капитальный ремонт) за 18 месяцев.

Из нормативных положений федерального законодательства и регионального законодательства Алтайского края, в том числе Федеральной и Территориальной программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относится обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет бюджета субъекта Российской Федерации — Алтайского края) оказания гражданам, в частности, при болезнях нервной системы, медицинской помощи в соответствии с перечнем видов указанной выше помощи.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Л., суд первой инстанции руководствовался статьей 39 Конституции Российской Федерации, статьей 6 Федерального закона «О государственной социальной помощи», пунктом 4.4 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, и исходил из того, что отказ ответчика в предоставлении ребенку-инвалиду и сопровождающей его матери именных направлений (документов) для бесплатного проезда к месту прохождения лечения и обратно является неправомерным, поскольку ребенок-инвалид имеет право на получение гарантированного законом набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд к месту лечения и обратно, которое не поставлено в зависимость от источника финансирования медицинского лечения и осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации.

М. считает решения Департамента Смоленской области по социальному развитию о приостановлении и о последующем прекращении выплаты ей денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения, коммунальных услуг и уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме незаконными, поскольку по состоянию на 26 июля 2023 г. все текущие платежи по оплате названных услуг, а также взноса на капитальный ремонт ею были внесены.

В силу статьи 10 Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, пребывающие в государственных и негосударственных учреждениях города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся, студенты государственных образовательных учреждений города Москвы обеспечиваются бесплатным проездом на городском и пригородном пассажирском транспорте (кроме такси и маршрутного такси).

Министерством осуществлялся своевременный контроль за выполнением выданных предписаний. С целью пресечения нарушений законодательства Министерством в 2023 году выдано 18 предписаний об устранении нарушений законодательства в сфере социального обслуживания. Все выявленные нарушения устранены.

1) распоряжение Министерства социального развития Московской области от 09.06.2023 № 19РВ-56 «Об утверждении формы Проверочного листа (список контрольных вопросов), применяемого при проведении плановых проверок в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания»;

Вид контроля – региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания, в том числе за обеспечением доступности
для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг (далее – государственный контроль).

Рекомендуем прочесть:  Должны Ли Пристовы Оповещять Должника О Торгах Квартиры

1) Федеральным законом от 07.03.2023 № 56-ФЗ «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления
мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» внесены изменения в статью 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», согласно которым информация
о поставщиках социальных услуг размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

6) Закон Московской области № 58/2023-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Московской области» принят в целях приведения законодательства Московской области в соответствие с Федеральным законом от 14 ноября 2023 года № 324-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», а также расширения категорий граждан, которым социальные услуги на дому предоставляются бесплатно.

В рассматриваемом Постановлении выводы судов были сделаны не только относительно выплат в виде материальной помощи, оказанной работодателем своим работникам, в размере, превышающем 4 000 рублей, но и оплаты санаторно-курортного лечения, ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет, компенсации при увольнении в связи с выходом на пенсию.

ФСС РФ отказался принять к зачету расходы на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком, пособия по беременности и родам, принимая во внимание необоснованное включение в расчет среднего заработка при исчислении пособий сумм единовременной материальной помощи, выплаченной работникам в связи с рождением ребенка на основании положений коллективного договора.

Поскольку в соответствии с нормами законодательства материальная помощь в пределах 4 000 рублей не облагается страховыми взносами, то она не должна быть включена в расчет среднего заработка. (п.1 ч. 1 ст. 9 ФЗ № 212-ФЗ), а в расчет среднего заработка могут включаться только выплаты и вознаграждения, на которые начисляются страховые взносы в ФСС РФ (ч.2. ст. 14 ФЗ № 255-ФЗ от 29.12.2006).

! Таким образом, предоставляемые работодателем социальные выплаты в случаях, не предусмотренных законом, только тогда подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов, когда с учетом обстоятельств конкретного дела такие выплаты могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).

Кроме того, судами при рассмотрении споров относительно страховых взносов рассматривается правовая взаимосвязь между выплатами и результатами труда работника, в пользу которого выплата осуществляется. Такая взаимосвязь была определена Определениями Верховного Суда РФ от 10.09.2014 № 309-ЭС14-520, Верховного Суда РФ от 27.08.2014 № 309-ЭС14-377, ВАС РФ от 25.07.2013 № ВАС-9555/13.

1. Действующим правовым регулированием предусмотрено обеспечение детей-инвалидов всеми лекарственными препаратами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших препаратов для медицинского применения.

По жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации к индивидуальному применению пациентом может быть назначен лекарственный препарат, не зарегистрированный на территории Российской Федерации.

2. Отсутствие в федеральных и территориальных программах бесплатного оказания гражданам медицинской помощи наименования диагностического обследования не лишает ребенка-инвалида права на гарантированную ему законом бесплатную медицинскую помощь, включающую в себя в том числе и диагностику заболеваний.

3. Несоблюдение лечебным учреждением порядка оформления медицинских документов о нуждаемости страдающего социально значимым заболеванием гражданина в бесплатном обеспечении лекарственным препаратом по жизненным показаниям и ненадлежащий контроль за оформлением этих документов со стороны уполномоченного органа исполнительной власти не может лишать гражданина гарантированного ему государством права на получение лекарственного препарата бесплатно.

4. В случае ненадлежащего исполнения уполномоченной фармацевтической организацией обязательств по обеспечению лекарственными препаратами граждан, имеющих право на их бесплатное получение, что привело к необходимости приобретения гражданином из числа названных лиц лекарственного препарата за счет собственных средств, понесенные таким гражданином расходы могут быть возмещены за счет фармацевтической организации.

5. Достижение ребенком-инвалидом совершеннолетия до окончания получения им основного общего образования не является основанием для отказа в выплате одному из родителей такого ребенка компенсации затрат на его обучение, организованного на дому в связи с невозможностью посещать им образовательное учреждение по состоянию здоровья.

6. Наличие у гражданина, имеющего право в соответствии с действующим правовым регулированием на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, задолженности по этим платежам само по себе не может служить безусловным основанием для отказа гражданину в предоставлении таких мер социальной поддержки. Если причины возникновения задолженности уважительные, то в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

7. Получение уполномоченным органом, предоставляющим гражданину в качестве меры социальной поддержки компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, информации о наличии у получателя такой компенсации задолженности по этим платежам не может служить достаточным основанием для приостановления предоставления данной меры социальной поддержки, если информация о задолженности не была проверена уполномоченным органом и не выяснены причины ее образования.

8. Получатель социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, в связи с уважительными причинами досрочно расторгнувший трудовой договор, являвшийся обязательным условием получения социальной выплаты, не может быть лишен права на эту выплату.

9. Положения статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами к отношениям по предоставлению гражданам мер социальной поддержки применению не подлежат.

Практика рассмотрения споров о возмещении из средств Фонда социального страхования Российской Федерации расходов страхователей, связанных с выплатой работникам страхового обеспечения в связи с материнством

По данному вопросу арбитражными судами выработана единая правовая позиция, согласно которой отказ в возмещении расходов на выплату пособий в связи с материнством работнику, совпадающему в одном лице с работодателем и учредителем, является незаконным (постановления ФАС Северо-Западного округа от 10.06.10 по делу № А21-8375/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 06.05.10 по делу № А27-674/2010, ФАС Волго-Вятского округа от 08.12.10 по делу № А29-3288/2010). При этом сложившаяся судебная практика исходит из следующего.

Помимо трудового договора, для установления факта наличия трудовых отношений Фондом исследуются иные документы, имеющиеся у работодателя, в том числе штатное расписание работников, документы, составленные и подписанные застрахованным лицом, показания других работников и иные доказательства.

Статьей 1.4 Закона № 255-ФЗ установлены следующие виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в связи с материнством: пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

В целях предоставления гражданам гарантий социальной защиты в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права, закрепленными в Конституции Российской Федерации, установлены основы государственного регулирования обязательного социального страхования.

Судебная практика в сфере социальной защиты

  • Способностью сопереживать;
  • Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  • Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  • Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  • Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
  • Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
  • Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
  • Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
  • Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.
  • Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
  • Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
  • юридически грамотно квалифицировать факты и обстоятельства;
  • вскрывать и устанавливать факты правонарушений;
  • разрабатывать документы правового характера;
  • давать квалифицированные юридические консультации;
  • оказывать социальную помощь;
  • использовать компьютерные и телекоммуникационные системы.
  • Официальная зарплата, оплачиваемые больничные;
  • Широкие перспективы карьерного роста;
  • Обширные возможности работы в правовой сфере: органы социальной защиты, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, служба судебных приставов, налоговые и следственные органы, страховые организации, помощники юриста (нотариуса, адвоката), юрисконсульт в организациях.
  • Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
  • Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
  • Судебно-правовая защита граждан в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения.
  • Социально-правовая защита граждан.

После изучения профессиональных модулей и прохождения практики проводится итоговая аттестация в формате демонстрационного экзамена, который предусматривает моделирование реальных производственных условий для демонстрации студентами профессиональных умений и навыков.

СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституция РФ, а также иные нормативные правовые акты закрепили широкий ряд гарантий права на социальное обеспечение. Одной из основных гарантий надлежащей реализации права на социальное обеспечение является возможность защиты своего права. Так, Конституция РФ предоставляет каждому человеку возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и гарантирует своим гражданам государственную защиту их прав и свобод как в судебном, так и в административном порядке – в соответствии с ч.1 ст. 46 Конституции РФ «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

Типичными нарушениями действующего законодательства являются такие основания для обращения прокуроров в суд с заявлениями в защиту прав граждан, как: несвоевременная выплата заработной платы; несоблюдение работодателями сроков расчета при увольнении работников; невыплата выходного пособия при ликвидации предприятий либо сокращении штатной численности работников; непредоставление льгот отдельным категориям граждан; отказ учреждений Пенсионного фонда РФ в оплате пенсионерам проезда к месту отдыха и обратно; нарушения гарантий, касающихся социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; невыплата стипендий учащимся.

Однако наиболее распространенной используемой в нашем государстве формой защиты права на социальное обеспечение следует признать судебную защиту права. Именно суд вправе обязать государство и его органы исполнить свои обязательства перед гражданином и возместить причиненный ему ущерб – полномочия суда превращают его в мощную стабилизирующую силу, способную защищать права и свободы граждан, оберегать общество от разрушительных социальных конфликтов.

Содействие Конституционного Суда РФ реализации социальной политики государства обусловлено главным образом необходимостью исправления дефектов действующего социального законодательства и, тем самым, обеспечения конституционной защиты основных социальных прав и свобод человека и гражданина. В решениях Конституционного Суда находят разрешения многие вопросы судебной практики и практики защиты права на социальное обеспечение вообще – причем важен не только сделанный судом окончательный вывод, а обоснование такого вывода, поскольку в процессе обоснования Суд делает обобщения, оказывающие влияние как на разрешение других дел (в своем роде судебный прецедент), и на развитие социального законодательства [4, с.45]. Решения Конституционного Суда РФ не только способствуют устранению противоречий в правовой системе государства, последовательному развитию социального законодательства, но также устанавливают ориентиры для реформирования социального законодательства.

Рекомендуем прочесть:  Где Меняют Паспорт При Смене Фамилии По Замужеству В Любом Городе Или Где Прописан

Конституция Российской Федерации [1], как основополагающий системный нормативный правовой акт, признает человека, его права и свободы высшей ценностью, а их соблюдение и защиту – обязанностью государства. Одной из основ конституционного строя является принцип социального государства, нашедший воплощение в ч. 1 ст. 7 Конституции РФ. Указанный принцип провозглашает политику государства, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Виды и значение классификации споров по вопросам социального обеспечения

1.1. Споры, связанные с установлением юридических фактов, имеющих значение для назначения пенсии. К числу таких юридических фактов можно отнести наличие общего и специального страхового стажа, выслуги лет, достаточных для назначения соответствующего вида пенсии; наличие инвалидности, ее группа и причина; факт нахождения на иждивении; факт смерти лица и другие. На этот вид споров следует обратить особое внимание. Хотя предмет таких споров непосредственно не относится к виду социального обеспечения, данные споры возникают в связи с социальным обеспечением. Юридический факт сам по себе не представляет интереса, однако установление такого факта будет основанием для возникновения отношений по социальному обеспечению. Юридические факты могут устанавливаться как самостоятельно, так и в процессе рассмотрения спора о назначении пенсии.

В зависимости от того, кому принадлежит инициатива возбуждения спора, определяется, например, подведомственность данного спора. Так, в случае, если инициатором спора выступает государственный орган, то спор подведомствен суду. В случае же, когда спор инициируется противоположной стороной конфликта, применяется правило альтернативной подведомственности спора.

Необходимо отметить, что в судебной практике иногда встречаются необоснованные иски в связи с выплатой социальных пособий. Например, А.А. Гасанов обратился в Насиминский районный суд г. Баку с иском к Насиминскому районному отделению ГФСЗ о неуплате ему одновременно двух пособий. В своем иске он требовал платить ему эти пособия одновременно, что является незаконным и необоснованным .

В каждом конкретном конфликте стороне, которая считает нарушенными свои интересы и права, охраняемые законом, принадлежит инициатива обращения за разрешением данного конфликта в соответствующий юрисдикционный орган, что преобразует конфликт в спор и свидетельствует о крайней степени обострения противоречий конфликтующих сторон и о невозможности прийти к соглашению, удовлетворяющему интересы обеих сторон.

б) по поводу пособий и компенсационных выплат. В 1999 г. наибольшее количество споров было связано с определением 3-летнего срока для пенсионеров, своевременно не получивших назначенные им пенсии. Длительное время такие пенсии выплачивались только с назначением трехлетнего срока, такая практика была прекращена в январе 2003 г. после принятия Конституционным Судом Азербайджанской Республики решения о признании ст. 106 Закона «О пенсионном обеспечении граждан» не соответствующей ст. 38 Конституции Азербайджанской Республики ;

В статье отмечается, что действующим законодательством специально уполномоченный орган по защите социально-обеспечительных прав не предусмотрен. Ключевую роль в защите права гражданина на социальное обеспечение в настоящее время выполняют судебные органы. Вместе с тем развитие досудебных процедур разрешения споров в области социального обеспечения может способствовать более эффективной охране такого права. Автором рассматриваются законодательные инициативы в этой области. Анализируется судебная практика о компенсации морального вреда и проблема денежного определения размера такого вреда в случае нарушения права на социальное обеспечение, высказаны предложения по устранению и преодолению дефектов закона.

Ключевую роль в защите права гражданина на социальное обеспечение в настоящее время играют судебные органы. Такое право в условиях современной России действенно можно защитить главным образом путем обращения в суд. Возникающие споры суды напрямую разрешают своими постановлениями.

В различных отраслях российского права защита права граждан, контроль и надзор за соблюдением отраслевого законодательства осуществляются, как правило, специально уполномоченными органами. К примеру, в соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет федеральная инспекция труда. Статья 20 ЖК РФ определяет органы, осуществляющие государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль. Защита семейных прав в силу ст. 8 СК РФ осуществляется органами опеки и попечительства.

Вместе с тем это универсальный способ защиты для разрешения большинства разногласий, возникающих в области гражданских, жилищных, семейных, административных отношений. Такое положение дел объясняет чрезмерно высокую нагрузку на судебные органы. Так, к примеру, проведенное исследование показало, что в 2023 г. 62% судей перерабатывают в 2 и более раз, а еще 5% работает в 5 раз больше, чем должны [1].

The article notes that the current legislation does not establish a specially authorized body for the protection of social security rights. The judiciary now plays a key role in protecting the citizen’s right to social security. However, the development of pre-trial dispute resolution procedures in the field of social security may contribute to more effective protection of this right. The author considers the work of the legislator in this direction. The article analyzes the judicial practice in the field of compensation for moral damage and the problem of monetary determination of the amount of such damage in case of violation of the right to social security, offers to overcome the defects of the law.

В практике рассмотрения судами дел по нарушениям в сфере социального обеспечения лидирующее положение в количественном отношении занимают дела, связанные с реализацией прав граждан по пенсионному обеспечению между физическими лицами и Пенсионным фондом РФ.

Но серьезным упущением является тот факт, что законодательство практически не содержит единых норм, регламентирующих юридическую ответственность за совершенные правонарушения социальных прав, что в результате создает почву для правонарушений и безнаказанности. В праве социального обеспечения появилось больше специфических санкций правоограничительной направленности, которые допускают приостановление реализации права на некоторые виды социального обеспечения.

2) споры, возникающие из правоотношений по поводу социального обеспечения в «натуральной форме» (предоставление медицинской помощи и лечения; санаторно-курортного лечения; стационарного обслуживания; профессионального обучения и трудоустройства инвалидов; транспортных средств инвалидам; протезно-ортопедической помощи; льгот по системе социального обеспечения и др.).

По субъектам-участникам это органы социальной защиты населения, органы медико-социальной экспертизы, подразделения государственных внебюджетных фондов (ПФР, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования, медицинских учреждений). Классификация по порядку рассмотрения спора включает в себя споры, разрешаемые в административном или в судебном порядке.

Всё выше перечисленное с учетом полученных данных судебной практики позволяет прийти к нескольким выводам. Ответственность в праве социального обеспечения должна выполнять функцию по гарантиям реализации социальных прав граждан, закрепленных в Конституции РФ. Особое положение сторон правоотношений исключает применение санкций других отраслей права напрямую (гражданского, уголовного, административного, материального и дисциплинарного).

На основании п. 2 ст. 3 Закона Свердловской области от 07.03.2006 № 10-ОЗ «О социальном обслуживании населения в Свердловской области» одним из основных видов социального обслуживания населения в соответствии с федеральным законом является социальное обслуживание населения на дому. Среди субъектов, осуществляющих социальное обслуживание населения в Свердловской области ст. 4 указанного закона называет областные государственные учреждения социального обслуживания населения, в том числе комплексные центры социального обслуживания населения.

В силу п. 18 вышеназванного Положения о порядке и условиях предоставления в государственной системе социальных служб Свердловской области социального обслуживания на дому, снятие граждан с социального обслуживания производится на основании личного заявления обслуживаемого гражданина или его законного представителя, по истечении сроков обслуживания, при выявлении медицинских противопоказаний, нарушении договорных условий оплаты за обслуживание, норм и правил при предоставлении соответствующего вида услуг и общественного порядка. Социальное обслуживание гражданина прекращается при возникновении объективных препятствий к выполнению учреждением социального обслуживания условий договора на социальное обслуживание, зафиксированных в совместном акте обследования материально-бытовых условий, проведенного учреждением социального обслуживания с представителями территориального исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения.

В соответствии п. 3.1.2 Договора Центр имеет право расторгнуть в одностороннем порядке договор (снять обслуживаемого с социального обслуживания на дому), уведомив обслуживаемого не менее чем за 5 дней до момента расторжения, и потребовать оплату за фактически предоставленные социальные услуги в случаях: неоплаты обслуживаемым стоимости услуг в течение двух месяцев со дня предоставления услуг; нарушения обслуживаемым Правил поведения граждан при социальном обслуживании на дому.

Судебная коллегия полагает, что материалами дела не подтверждается наличие каких-либо обоснованных объективных причин для прекращения предоставления одного из основных видов социального обслуживания, требующегося Синицыной Г.Т. в силу наличия инвалидности и преклонного возраста, гарантированного государством.

Неоплата истцом предоставленных услуг на сумму (. ) руб. не является существенным нарушением со стороны истца условий договора, которое следует рассматривать с учетом конкретных обстоятельств дела в качестве основания для прекращения требующегося социального обслуживания инвалида (. ). Тем более, как указывала сама истец в суде апелляционной инстанции, она не отказывается оплатить указанную сумму при надлежащем оформлении соответствующего финансового документа.

Источники права социального обеспечения

Наряду с этим, Президентом РФ принимаются акты, касающиеся социального обеспечения отдельных групп населения. В частности, Указы Президента РФ от 6 мая 2008 г. № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов»; от 23 августа 2000 г. № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации».

Таким образом, органы местного самоуправления имеют право принимать акты по вопросам социального обеспечения. Основанием для их принятия может выступать как федеральный закон о делегировании соответствующих полномочий, так и собственная инициатива органа местного самоуправления.

3. Нормативные акты об отдельных видах социального обеспечения. В соответствии с этим основанием могут быть выделены нормативные акты о пенсионном обеспечении, о пособиях, о компенсационных выплатах, о социальном обслуживании, о государственной социальной помощи и т.д.

3) Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих. Данный закон устанавливает такие виды пенсий как пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца. Рассматриваемый закон регулирует вопросы, касающиеся круга лиц, имеющих право на пенсии, порядок реализации права на пенсию, условия, размер, порядок исчисления и выплаты пенсий, а также иные вопросы.

2. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2009 г. № 18-П «По делу о проверке конституционности пункта “а” части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей”, пункта 3 статьи 57 Закона Российской Федерации “Об образовании” и подпункта 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” в связи с жалобой гражданки Н. С. Лаппы», в соответствии с которым положения п. «а» ч. 3 ст. 29 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих и п. 3 ст. 57 Закона РФ «Об образовании» признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку эти положения по своему конституционно-правовому смыслу не препятствуют предоставлению самостоятельно (без направления на учебу в соответствии с международным договором РФ) поступившим в иностранные образовательные учреждения и обучающимся по очной форме обучения совершеннолетним детям умерших (погибших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, права на получение пенсии по случаю потери кормильца до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23 лет, на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но обучающимися в иностранных образовательных учреждениях по направлению на учебу в соответствии с международным договором РФ.

Рекомендуем прочесть:  О Внесении Дополнительных Реквизитов В Табель Учета Рабочего Времени В 2023 Для Коммерческой Организации

6. Наличие у гражданина, имеющего право в соответствии с действующим правовым регулированием на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, задолженности по этим платежам само по себе не может служить безусловным основанием для отказа гражданину в предоставлении таких мер социальной поддержки. Если причины возникновения задолженности уважительные, то в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

5.Достижение ребенком-инвалидом совершеннолетия до окончания получения им основного общего образования не является основанием для отказа в выплате одному из родителей такого ребенка компенсации затрат на его обучение, организованного на дому в связи с невозможностью посещать им образовательное учреждение по состоянию здоровья.

  1. Бесплатное получение лекарственных средств детям-инвалидом должно быть обеспечено даже в том случае, если требуемое лекарственное средство не зарегистрировано на территории РФ, не предусмотрено стандартом медицинской помощи или не входит в перечень жизненно необходимых лекарственных средств, отпускаемых населению при амбулаторном лечении по рецептам врачей бесплатно.

Основным законом страны, Конституцией РФ, установлено, что Россия -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это обеспечивается множеством нормативных актов национального законодательства, которое, в свою очередь, базируется на международном.

7. Отказ инвалида от получения государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг не лишает его права на обеспечение техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Постановлением Правительства Свердловской области от 05.07.2011 № 856-ПП установлен Перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственной системе социальных служб Свердловской области. Социальные услуги, входящие в перечень гарантированных социальных услуг предоставляются названным гражданам государственными учреждениями социального обслуживания Свердловской области на бесплатной, частично или полностью оплачиваемой основе.

Как следует из п. 4 Устава, названное Автономное учреждение входит в государственную систему социальных служб Свердловской области, является учреждением социального обслуживания населения, предназначенным для комплексного социального обслуживания граждан, нуждающихся в социальной поддержке, путем оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов.

Оценив представленные сторонами доказательства, в том числе результаты проверок, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при надлежащем оказании ответчиком услуг, истцом были нарушены пункты 1, 4, 5, 6, 9, 11, 13 Правил поведения при социальном обслуживании на дому, с которыми она была ознакомлена.

Синицына Г.Т. обратилась в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению «Комплексный центр социального обслуживания населения города Березовского» о признании незаконным одностороннего отказа от исполнения договора, понуждении к заключению договора.

Представитель ответчика исковые требования не признал, пояснил, что истцом до настоящего момента не оплачена часть оказанных социальных услуг на сумму (. ) руб., кроме того, истцом нарушались Правила поведения граждан, а именно Синицыной Г.Т. без объяснения причин социальные работники не впускались в квартиру, общение истца было невежливым, некорректным, оскорбительным, в результате чего от обслуживания отказалось большое количество социальных работников, нареканий к работе которых ранее не было.

Безусловно, споры, входящие во вторую группу, разрешаются в судах общей юрисдикции и сейчас, хотя пенсионное законодательство РФ во многом изменилось. Среди споров этой группы значительное место занимают споры, связанные с занятостью на работах с особыми условиями труда, установлением тождества профессий, должностей, организаций; в меньшей степени встречаются споры лиц, проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Научная новизна исследования состоит в том, что на основе проведенного комплексного анализа проблем судебной защиты прав российских граждан на социальное обеспечение разработан и предложен ряд рекомендаций по устранению недостатков правового регулирования отдельных форм и способов защиты прав российских граждан в области социального обеспечения.

Федерального закона социальные услуги, предусмотренные в п. 1.1. и 2 п. 1 ст. 6.2 настоящего Федерального закона предоставляются не реже, чем один раз в три года». Обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение связано с выплатой гражданам, получившим соответствующую услуги, денежных средств на оплату транспортных расходов к месту их лечения и обратно. В этой сфере также имеют место нарушения прав граждан, в связи с чем они обращаются в суды.

Суд обязал Министерство социальных отношений Челябинской области предоставить инвалиду путевку на санаторно-курортное лечение за 2013 г., отметив в своем решении, что право инвалида на получение санаторно-курортного лечения в качестве средства реабилитации не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия в соответствующем регионе иных лиц, нуждающихся в таком лечении. Санаторно-курортное лечение, как средство реабилитации инвалида, при наличии медицинских показаний должно предоставляться в рамках календарного года без каких-либо условий. Доводы ответчиков о недостаточности финансирования из федерального бюджета судом не были признаны обоснованными247.

В данном пункте следует исключить из продолжительности специального страхового стажа лиц, работающих за пределами Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, периоды командировок (более 15 календарных дней), протекавших за пределами Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, с использованием правил округления цифровых данных до одного года.

Дело № 50-АПГ14-2

В обоснование требований заявитель ссылался на то, что с 2013 года администрация Пушкинского психоневрологического интерната ограничивает время его общения с сыном в домашней обстановке, поскольку согласно оспариваемой норме общее время выбытия из интерната в течение календарного года не может превышать одного месяца.

В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу части 2 статьи 252 названного закона неявка в судебное заседание заявителя, представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии со статьёй 2 Федерального закона № 122-ФЗ законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов состоит из названного федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Кроме того, заявитель указывал, что оспариваемая норма нарушает его права и права сына-инвалида на общение, препятствует социально-трудовой адаптации инвалида в условиях домашней обстановки, реализации прав и обязанностей, предусмотренных частью 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой ЕВ., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

Наиболее действенным по защите социальных прав граждан России, на наш взгляд, является Европейский Суд по правам человека в Страсбурге. Однако по вопросам деятельности Суда в социальной сфере существуют проблемы. Прежде всего, речь идет о правомочности Суда рассматривать жалобы граждан Российской Федерации по социальным вопросам, так как ни Конвенция, ни Протоколы к ней не содержат положений о защите прав граждан в сфере социального обеспечения, он предназначен лишь для рассмотрения жалоб на нарушение политических и гражданских прав. Однако в статье 1 Протокола № 1 указано, что каждое физическое лицо имеет право беспрепятственно пользоваться своим имуществом и не может быть лишено своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. Таким образом, если считать, что пенсии и пособия, социальная помощь и другие виды социального обеспечения являются имуществом, принадлежащим гражданам Российской Федерации на праве собственности, очевидным является их право обращаться за защитой своего нарушенного права в Европейский Суд по правам человека. Европейский Суд, по практике последних лет, принимает жалобы граждан Российской Федерации после того, как они обратились за защитой своих нарушенных прав в районный и областной суды, получив не удовлетворившие их судебные решения. Возможно обращение гражданина Российской Федерации в Европейский Суд после решения Конституционного Суда, так как рассмотрение жалобы Европейским Судом не относится к конституционному правосудию, а является видом межгосударственной защиты прав и свобод человека. Допускается одновременное обращение гражданина в Европейский Суд и к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.

Международная Организация Труда контролирует применение международных норм в социальном обеспечении. Такой институт межгосударственной защиты прав человека является недостаточно эффективным, так как право обращения с жалобами в МОТ имеют лишь организации предпринимателей или трудящихся, но не отдельные граждане. Поэтому, полагаем, что такое положение представляется неоправданным и устаревшим.

Российская Федерация социальное государство согласно статье 7 Конституции РФ, в котором человек, его права, свободы и их защита являются высшей ценностью, а политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Признание и защита основных прав и свобод представляют собой фундаментальную основу социального государства и одновременно выступают необходимым элементом и основным условием всех происходящих общественных процессов в социальном государстве. Основной закон прав и свобод граждан и их защиты — Конституция РФ, в которой закрепляются охрана труда и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Кроме основного закона, создана огромная система законодательных документов и нормативно-правовых актов прав граждан и их защите, порой противоречащих друг другу и приводящих к их неправильному толкованию.

Распределение соответствующих благ через систему государственного социального обеспечения, когда гарантом такого обеспечения выступает само государство, объективно требует аккумуляции средств в соответствующих целевых финансовых источниках. Практическая деятельность государства по решению данной задачи выражается в том, что государство образует такие источники на федеральном уровне, законодательно закрепляя механизм их формирования и правовой статус. Были созданы страховые внебюджетные кредитно-финансовые системы: Пенсионный Фонд, Фонд Социального Страхования, Фонды Обязательного Медицинского Страхования.

Изучив правовые основы и механизмы защиты прав граждан, рассмотрев виды нарушений социальных прав на примерах судебной практики и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения с проведением соответствующего анализа правового регулирования в соответствующих разделах работы, можно сказать, что цель и задачи, поставленные в данной выпускной квалификационной работе, выполнены.

Adblock
detector