Выдача Граждан Рф Другим Государствам

Статья 13 УК РФ

1. Под выдачей (экстрадицией) понимается выдача лица, совершившего преступление, государством, на территории которого оно находится, другому государству, где было совершено преступление или гражданином которого оно является, для привлечения последнего к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Статья 61 Конституции России

Установленный комментируемым положением Конституции РФ запрет на выдачу российских граждан другому государству следует отнести к нормам, обеспечивающим защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина. Запрет на выдачу российских граждан, по существу, воспроизводит правило о невыдаче собственных граждан, закрепленное многосторонними международными договорами (п. 1 ст. 2 Типового договора. Резолюция 45/116 ГА ООН от 14 декабря 1990 г.); региональными соглашениями (ст. 6 Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 г., ст. 57 Минской Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.); двусторонними соглашениями о правовой помощи по гражданским и уголовным делам (в частности, России с Албанией, Алжиром, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Ираком, Кипром, КНДР, Кубой, Монголией, Польшей, Румынией, Тунисом); двусторонними соглашениями, посвященными непосредственно вопросам выдачи, в том числе, экстрадиции преступников (например, ст. 3 Договора между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о выдаче от 26 июня 1995 г.). Нормы о невыдаче собственных граждан включены также в договоры Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам со странами — бывшими республиками СССР (с Литовской Республикой (ст. 62) от 21 июля 1992 г.; с Республикой Кыргызстан (ст. 62) от 14 сентября 1992 г.; с Азербайджанской Республикой (ст. 61) от 22 декабря 1992 г.; с Латвийской Республикой (ст. 62) от 3 февраля 1993 г.; с Республикой Молдова (ст. 61) от 25 февраля 1993 г. и др.).

Под выдачей понимается акт правовой помощи, содержание которого заключается в обязанности участников международного соглашения о выдаче осуществлять передачу лиц, обвиняемых в совершении преступления на территории запрашивающего государства, для привлечения к уголовной ответственности. Такое понимание вытекает из содержания договоров о выдаче. По общему правилу договоры о выдаче устанавливают обязанность выдачи гражданина иностранного государства, содержат перечень преступлений, влекущих за собой выдачу, обстоятельств, исключающих выдачу, и возможного отказа в выдаче, определяют последствия невыдачи собственных граждан, регламентируют порядок заявления просьб о выдаче и процедур выдачи, закрепляют условия заключения под стражу и передачи лиц, подлежащих выдаче.

Статья 13

1. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.
2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Рекомендуем прочесть:  Что получают малоимущие семьи в 2023 году калужская область

2. Часть 1 ст. 13 конкретизирует положение ст. 61 Конституции РФ о том, что гражданин РФ, совершивший преступление на территории иностранного государства, не может быть выдан этому государству по его требованию. Однако это не означает освобождения российских граждан от ответственности и наказания за совершение преступлений на территории других государств, вопрос о преступности и наказуемости деяния решается в соответствии с УК.

Выдача Граждан Рф Другим Государствам

Экстрадиция лица для исполнения наказания может быть на основании и в понятии юридической точки зрения обвинительного приговора, вынесенного страной, которая затребует выдачу преступника. Передача лиц для исполнения приговора проходит также на основании условий и по принципам международного договора, в тех случаях, когда опять-таки деяние, совершенной этим лицом признано преступлением в понятии обеих странах.

Так как по условиям Конвенции выдаются граждане, совершившие преступления, наказание за которые наступает согласно законам запрашиваемой стороны, то в случае угрозы смертной казни, в выдаче может быть отказано, если не будут предоставлены гарантии в том, что смертная казнь не будет приведена к исполнению.

Выдача Граждан Рф Другим Государствам

Под выдачей (экстрадицией) понимается выдача лица, совершившего преступление государством, на территории которого оно находится, другому государству, где было совершено преступление или гражданином которого оно является, для привлечения последнего к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

  1. если уголовный закон предусматривает за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования;
  2. если лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию;
  3. когда иностранное государство, направившее запрос, может гарантировать, что лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без согласия Российской Федерации.

Соблюдение процедуры экстрадиции не позволяет запрашиваемой стороне уклониться от рассмотрения данного требования, если государство, запрашивающее выдачу преступника, в свою очередь, предоставило все необходимые доказательства его вины, а также доводы, на основании которых может быть применена экстрадиция.

В средствах массовой информации мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда человек, нарушивший закон или подозреваемый в уголовном деле, чтобы избежать наказания выезжает за пределы России и спокойно проживает в одном из иностранных государств. Однако это не является решением проблемы, так как во многих странах действует экстрадиция. Это, конечно, длительный и бюрократический процесс, но свои плоды он приносит. В этом материале попробуем разобраться, что значит экстрадировать подозреваемого/обвиняемого в преступлении.

Согласно ч. 1 ст. 63 Конституции Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права (см. также Положение о порядке предоставления РФ политического убежища, утв. Указом Президента РФ от 21.07.1997 N 746 (в ред. от 01.12.2003)) . Однако для отказа в выдаче какого-либо лица в связи с его преследованием за политические убеждения не обязательно, чтобы ему в Российской Федерации было предоставлено политическое убежище.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3601; 2003. N 49. Ст. 4755.

Рекомендуем прочесть:  Как выглядит бланк полиса осаго

8.1. В соответствии с российской договорной практикой выдача производится за деяния, которые являются преступлениями по законам как запрашивающего, так и запрашиваемого государства и за совершение которых (в случае запроса о выдаче для привлечения к УО) предусматривается наказание в виде лишения свободы, как правило, на срок не менее одного года или более тяжкое наказание (в договоре с Ираком — не менее двух лет) либо (в случае запроса о выдаче для приведения приговора в исполнение) лицо, выдача которого запрашивается, осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев (в соответствии с Европейской конвенцией о выдаче — не менее четырех месяцев).

Статья 13

1. Под выдачей (экстрадицией) понимается выдача лица, совершившего преступление государством, на территории которого оно находится, другому государству, где было совершено преступление или гражданином которого оно является, для привлечения последнего к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов
Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы
иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания
в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Международное сотрудничество в сфере выдачи лица, совершившего преступление, для уголовного преследования или исполнения приговора

Направление запроса о выдаче лица на основе принципа взаимности осуществляется тогда, когда в соответствии с законами обоих государств деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, является уголовно наказуемым и за его совершение предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание – в случае выдачи лица для уголовного преследования, либо лицо осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев – в случае выдачи лица для исполнения приговора.

  • наименование и адрес запрашивающего органа;
  • полное имя лица, дата его рождения, гражданство, место жительства и другие данные о его личности. К запросу по возможности прилагаются описание внешности, фотография и иные материалы, позволяющие идентифицировать личность;
  • фактические обстоятельства совершенного преступления и правовой квалификации деяния, характер и размер причиненного им ущерба с приведением текста уголовного закона, предусматривающего ответственность за совершение этого деяния, санкции закона;
  • место и время постановления приговора, вступившего в законную силу, либо постановления о привлечении в качестве обвиняемого с приложением заверенных копий этих документов.

Статья 13

2. Международно-правовые нормы устанавливают правило, согласно которому собственные граждане не выдаются по требованию государства, на территории которого было совершено преступление. Российский гражданин, совершивший преступление на территории иностранного государства, не выдается для уголовного преследования этому государству (ч. 1 ст. 13 УК). В данной норме закреплено суверенное право Российской Федерации наказывать своих граждан за преступления, совершенные вне ее пределов, по своим уголовным законам (исходя из принципа гражданства).

Институт выдачи преступника основан на многосторонних и двусторонних международных договорах РФ об обязанности сторон по их требованию выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

Статья 13

По сложившейся международной практике государство требует выдачи преступника в тех случаях, когда преступление совершено на территории этого государства, преступник является гражданином или подданным этого государства, преступление совершено против интересов государства, требующего выдачи, или причинило ему вред. Если преступления совершены на территории ряда стран или затрагивают интересы нескольких государств, вопрос о выдаче решается на основе международных договоров, норм международного права. При этом лицо, совершившее преступление, вне зависимости от страны привлечения к уголовной ответственности должно нести ответственность за все совершенные им преступления.

Рекомендуем прочесть:  Льготы Пенсионерам Подмосковья В 2023 Году

Предоставление Российской Федерацией политического убежища производится указом Президента Российской Федерации. Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации. В этой связи предоставление политического убежища означает и недопущение выдачи лица, которому оно предоставлено, другому государству.

Статья 61 Конституции Российской Федерации

По смыслу российского уголовного законодательства, под выдачей понимается акт правовой помощи, осуществляемый в соответствии с положениями специальных договоров и норм национального уголовного и уголовно-процессуального законодательства, заключающегося в передаче преступника другому государству для суда над ним или для приведения в исполнение вынесенного приговора.

Согласно ст. 3 ФЗ Закона, граждане РФ и лица, имеющие двойное гражданство и проживающие за рубежом, относятся к числу соотечественников. Соответственно ФЗ определяет содержание и основы национальной политики в отношении названной категории граждан, которая представляет «собой совокупность правовых, дипломатических, социальных, экономических, информационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых Президентом РФ, органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации» (ст. 5). Законом предусматривается поддержка соотечественников в области прав и основных свобод человека и гражданина, в социальной сфере, а также культуры, языка и образования, информации.

Правовую основу помимо вышеуказанных документов составляют правовые акты и договоры международного масштаба. Россия имеет подписанные соглашения о сотрудничестве по вопросам выдачи с 65 странами. Совершить экстрадицию можно без наличия договора в рамках равноценного обмена между государствами.

Еще одно фундаментальное отличие заключается в том, что на родине депортируемый не будет подвержен преследованию и наказанию. За депортацию даже штраф не предусмотрен, а перелет оплатит государство, которое ее осуществляет. Правда, въезд в страну будет закрыт минимум на 5 лет. Общее между терминами в том, что депортация наравне с экстрадицией запрещена в отношении своих граждан.

Закон об экстрадиции

Передача граждан входит в сферу компетенции Министерства иностранных дел и лично Генерального прокурора. Соответствующие просьбы поступают к Генпрокурору, рассматривающему поступившие запросы и принимающему решение, по итогам консультации с представителями МИД.

  • обвиняемые относятся к гражданам Украины;
  • они не просили в РФ политического убежища;
  • в запросе представлены неопровержимые доказательства виновности данных лиц;
  • запрос подан с соблюдением предусмотренных формальностей;
  • передача согласуется с необходимыми для этого условиями.

Одним из главных оснований для классификации видов выдачи служит их функциональное назначение, поскольку же выдача осуществляется в целях уголовного преследования или приведения в исполнение приговора, постольку можно обозначить следующие ее виды: выдачу обвиняемого и выдачу осужденного.[34, c. 155]

Но иногда Генпрокурор РФ может принять решение об отсрочке или выдаче на временной основе. Необходимость отсрочки может объясняться проведением дополнительного расследования обстоятельств задержания обвиняемого, рассмотрения ходатайства о предоставлении убежища и пр.

Adblock
detector