697 о единой системе межведомственного электронного взаимодействия

у) обеспечение органов и организаций контекстной справочной информацией и материалами, необходимыми для работы с элементами инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;

е) обеспечивают в соответствии с порядком функционирования и подключения к федеральной государственной информационной системе «Федеральный ситуационный центр электронного правительства» устранение неисправностей, выявленных в ходе мониторинга системы взаимодействия, а также соблюдение процедур, предусмотренных техническими требованиями и требованиями к качеству;

в) обеспечение обмена электронными сообщениями, включая реестры информации (в том числе с использованием машиночитаемых и неструктурированных вложений), между органами и организациями, информационные системы которых подключены к системе взаимодействия (далее — обмен сообщениями);

р) обеспечение возможности самостоятельной регистрации и изменения органами и организациями параметров информационных систем, видов сведений единого электронного сервиса, используемых при обмене сообщениями, настройки правил доступа к видам сведений, а также использования других средств самообслуживания в соответствии с техническими требованиями;

б) в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации или решениями президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.

АИС МФЦ ДЕЛО — решение для автоматизации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Основная цель внедрения АИС МФЦ – повышение качества работы МФЦ. Это достигается путем взаимодействия со СМЭВ, РСМЭВ, УЭК, ИАС МКГУ, ГИС ГМП, Центром Телефонного Обслуживания, а также с федеральной государственной информационной системой «ЕСИА»:

Особенности использования СМЭВ и подключения к ней информационных систем отдельных органов и организаций определяются соглашениями между Минкомсвязь России, являющимся оператором СМЭВ 4 , и органом и организацией, являющейся участником СМЭВ. Минкомсвязь России осуществляет координацию деятельности по подключению к СМЭВ, обеспечивает её функционирование и ведение реестра электронных сервисов.

Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2014 № 991-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утв. распоряжением Правительства РФ от 25.12.2013 № 2516-р».

получение, обработку и доставку электронных сообщений в рамках информационного взаимодействия участников СМЭВ, обеспечение фиксирования времени их передачи, целостности и подлинности, указания их авторства и возможности предоставления сведений, позволяющих проследить историю движения электронных сообщений;

Интеграция информационных систем в рамках СМЭВ осуществляется в соответствии с Техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия (утв. приказом Минкомсвязь России от 27.12.2010 № 190).

Осуществление межведомственных запросов через систему межведомственного взаимодействия

Система межведомственного электронного взаимодействия (далее- СМЭВ) представляет собой федеральную государственную информационную систему, включающую информационные базы данных, в том числе содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам, сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме, а также программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие информационных систем органов и организаций через СМЭВ. Создана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Положение о СМЭВ утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия», технические требования к взаимодействию информационных систем с использованием СМЭВ утверждены Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 27.12.2010 г. № 190 «Об утверждении технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
Задачами СМЭВ в инфраструктуре Электронного правительства являются:
Государственные функции в электронном виде. Обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.
Государственные услуги в электронном виде. Обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
Системная магистраль информационного взаимодействия. Технологическое обеспечение информационного взаимодействия с применением системы взаимодействия достигается путем использования сервис-ориентированной архитектуры, представляющей собой совокупность электронных сервисов, построенных по общепринятым стандартам, а также путем использования единых технологических решений и стандартов, единых классификаторов и описаний структур данных.
С использованием СМЭВ взаимодействуют информационные системы органов или организаций, оказывающих государственные услуги или участвующих в оказании государственных услуг.
При информационном обмене с использованием СМЭВ при оказании государственных услуг выделяются следующие взаимодействующие стороны:
1. Информационная система органа или организации, оказывающего государственную услугу. Данные информационные системы обеспечивают:
формирование, подписание электронной подписью органа власти или организации межведомственного запроса;
направление межведомственного запроса с использованием СМЭВ в адрес участника информационного обмена поставщика информации;
получение с использованием СМЭВ ответа на направленный ранее межведомственный запрос;
сохранение содержимого направляемых межведомственных запросов и получаемых ответов на данные запросы, а также информации о фактах направления межведомственных запросов и получения ответов на них (номер запроса; дата и время отправки; информация об уполномоченном лице, направившем запрос; дата и время получения ответа, прочая информация).
2. Информационная система органа или организации, участвующего в оказании государственной услуги. Данные информационные системы обеспечивают:
получение с использованием СМЭВ межведомственных запросов от ИС потребителя;
подготовку ответов на межведомственные запросы, подписание подготовленных ответов электронной подписью органа или организации;
направление с использованием СМЭВ ответов на межведомственные запросы в адрес ИС потребителя;
сохранение содержимого получаемых межведомственных запросов и направляемых ответов на данные запросы, а также информации о фактах получения межведомственных запросов и направления ответов на них (номер запроса; дата и время получения запроса; дата и время направления ответа, информация об уполномоченном лице, подготовившем ответ, если ответ формируется не автоматически; прочая информация).
Положительная сторона СМЭВ:
Граждане избавлены от необходимости собирать документы в различных государственных органах.
Теперь гражданин, обращающийся за государственной услугой, должен предоставить только документы личного хранения. Все остальные справки собирает само ведомство.
Государственный орган не вправе требовать от граждан или организаций, обратившихся за госуслугой, сведения, которые уже имеются в распоряжении другого государственного органа.
В порядке межведомственного взаимодействия, Филиал запрашивает у исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления следующие документы, необходимые для государственного кадастра учета недвижимого имущества:
Документ, подтверждающий принадлежность земельного участка к определенной категории земель, решение об отнесении земельного участка к землям определенной категории;
Документ, подтверждающий установленное разрешенное использование земельного участка, решение об установлении вида разрешенного использования земельного участка;
Решение о переводе жилого помещения в нежилое или о переводе нежилого помещения в жилое;
Разрешение на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости;
Документ, устанавливающий адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости, решение о присвоении адреса объекту недвижимости.
В настоящее время система межведомственного электронного взаимодействия успешно работает, филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области посредством СМЭВ направляются запросы в органы местного самоуправления. Так же в Главном управлении информационных технологий и связи Омской области, которое является оператором государственной информационной системы Омской области «Региональная система межведомственного электронного взаимодействия», еженедельно проводятся селекторные совещания с главами муниципальных районов по работе в СМЭВ.

697 о единой системе межведомственного электронного взаимодействия

Настоящее Положение определяет назначение и правила формирования и функционирования единой системы межведомственного электронного взаимодействия (далее — система взаимодействия), а также основы информационного обмена, осуществляемого с ее применением между информационными системами федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, многофункциональных центров, иных органов и организаций (далее — органы и организации) в целях предоставления государственных и муниципальных услуг, документов (сведений), размещенных в государственных информационных системах и иных информационных системах, и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

Система взаимодействия представляет собой федеральную государственную информационную систему, включающую информационные базы данных, в том числе содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам (далее — электронные сервисы), о программных и технических средствах, обеспечивающих единый документированный способ взаимодействия информационных систем органов и организаций посредством технологии очередей электронных сообщений, обеспечивающей взаимодействие программ в асинхронном режиме, не требующей установки между ними прямой связи и гарантирующей получение передаваемых электронных сообщений (далее — единый электронный сервис), и сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений, а также программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие.

с) осуществление контроля сведений при обмене сообщениями на предмет соответствия данным, содержащимся в федеральной государственной информационной системе «Единая система нормативной справочной информации» в соответствии с предварительно настроенными правилами, установленными техническими требованиями;

б) получение, обработку и доставку электронных сообщений при обмене сообщениями с обеспечением фиксации времени передачи, целостности и подлинности электронных сообщений, указания их авторства и возможности предоставления сведений, позволяющих проследить историю движения электронных сообщений;

у) обеспечение органов и организаций контекстной справочной информацией и материалами, необходимыми для работы с элементами инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;

ф) обеспечение обмена данными между органами и организациями с использованием регламентированных запросов на декларативных языках программирования в соответствии с техническими требованиями, а также с применением органами и организациями типового тиражируемого программного обеспечения, предназначенного для предоставления государственных данных из информационных систем участников взаимодействия другим участникам взаимодействия, их трансформации, загрузки, хранения и обработки регламентированных запросов (далее — типовое программное обеспечение витрин данных), являющегося частью системы взаимодействия или иного программного обеспечения, реализующего функциональность типового программного обеспечения витрин данных; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.05.2023 № 733)

4. Федеральным органам исполнительной власти, государственным внебюджетным фондам обеспечить взаимодействие информационных систем, используемых при предоставлении государственных услуг и исполнении государственных функций, с единой системой межведомственного электронного взаимодействия в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением, и техническими требованиями. (С 9 марта 2023 г. в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2023 № 1347)

Рекомендуем прочесть:  Корни с чередованием клан клон правило

Межведомственное информационное взаимодействие

Федеральная служба по аккредитации в рамках реализации положений постановления Правительства РФ от 8 сентября 2010 г.№ 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» разработала требования к составу и структуре информации, а также форматы обмена данными, обеспечивающие взаимодействие Федеральной службы по аккредитации и органов, участвующих в межведомственном обмене сведениями при предоставлении государственных и муниципальных услуг, по предоставлению сведений из реестров Федеральной службы по аккредитации:

АИС МФЦ ДЕЛО — решение для автоматизации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Основная цель внедрения АИС МФЦ – повышение качества работы МФЦ. Это достигается путем взаимодействия со СМЭВ, РСМЭВ, УЭК, ИАС МКГУ, ГИС ГМП, Центром Телефонного Обслуживания, а также с федеральной государственной информационной системой «ЕСИА»:

Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 № 1382 «О присоединении информационных систем организаций к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме».

Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2014 № 991-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утв. распоряжением Правительства РФ от 25.12.2013 № 2516-р».

Постановление Правительства РФ от 08.06.2011 № 451 «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме».

получение, обработку и доставку электронных сообщений в рамках информационного взаимодействия участников СМЭВ, обеспечение фиксирования времени их передачи, целостности и подлинности, указания их авторства и возможности предоставления сведений, позволяющих проследить историю движения электронных сообщений;

Перечень услуг Росгидромета, предусматривающих межведомственное взаимодействие

  • Лицензирование деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях
  • Лицензирование выполнения работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления

Кроме того в состав системы межведомственного взаимодействия входят программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие информационных систем органов и организаций, используемых при предоставлении в электронной форме государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.

Федеральная государственная информационная система межведомственного взаимодействия включает в себя информационные базы данных, содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам и электронным сервисам, а также сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме.

Обмен данными документами будет осуществляться посредством межведомственного взаимодействия. Вместе с тем, пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ определенны группы документов, которые заявитель при обращении за государственной услугой должен предоставить самостоятельно к данным документам относятся:

  • документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, в том числе военнослужащих, а также документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца;
  • документы воинского учета;
  • свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния;
  • документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства или по месту пребывания;
  • документы, подтверждающие предоставление лицу специального права на управление транспортным средством соответствующего вида;
  • документы, подтверждающие прохождение государственного технического осмотра (освидетельствования) транспортного средства соответствующего вида;
  • документы на транспортное средство и его составные части, в том числе регистрационные документы;
  • документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина;
  • документы о соответствующих образовании и (или) профессиональной квалификации, об ученых степенях и ученых званиях и документы, связанные с прохождением обучения, выдаваемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность;
  • справки, заключения и иные документы, выдаваемые медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность и входящими в государственную, муниципальную или частную систему здравоохранения (в том числе: амбулаторные и стационарные карты, заключения ВК и т. п.);
  • документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации, переданные на постоянное хранение в государственные или муниципальные архивы;
  • решения, приговоры, определения и постановления судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
  • учредительные документы юридического лица;
  • решения, заключения и разрешения, выдаваемые органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации об опеке и попечительстве;
  • правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • документы, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы;
  • удостоверения и документы, подтверждающие право гражданина на получение социальной поддержки;
  • документы о государственных и ведомственных наградах, государственных премиях и знаках отличия.

Государственным заказчиком и оператором единой системы межведомственного электронного взаимодействия (оператором СМЭВ) Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия определяет Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязи России), которое осуществляет координацию деятельности по подключению к СМЭВ, обеспечивает функционирование СМЭВ и ведение реестра электронных сервисов.

В функции ФСО в рамках создания и развития МЭДО входит: организационное и методическое обеспечение, ведение адресных справочников, создание и обеспечение эксплуатации технико-технологической инфраструктуры МЭДО, а также поддержание ее в рабочем состоянии, обеспечение информационной безопасности МЭДО.

Для этого нужно обратиться к поставщику или разработчику используемой информационной системы для выполнения им работ по реализации нужных сервисов и интерфейсов. При необходимости нужно получить в Минкомсвязи России информацию по требованиям к электронным сервисам и интерфейсам.

В соответствии с этим документом единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) – это федеральная государственная информационная система, предназначенная для организации информационного взаимодействия между информационными системами участников СМЭВ в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

● обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием универсальной электронной карты и с использованием единого портала (Федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»);

697 о единой системе межведомственного электронного взаимодействия

  • возможность прямого взаимодействия региональных министерств и ведомств, органов местного самоуправления, организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, находящихся на территории одного субъекта, через СМЭВ;
  • внедрение дополнительных средств контроля, маршрутизации сообщений, возможности автоматического исполнения последовательностей межведомственных запросов и ограничения передачи сообщений в случае нарушения правил взаимодействия и др.

Как известно, действующее налоговое законодательство предусматривает возможность осуществления физическими лицами добровольных единых платежей в бюджет в счет исполнения обязанности по уплате отдельных налогов (налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц). Эта норма, в частности, установлена статьёй 45.1. «Единый налоговый платеж физического лица» Налогового кодекса Российской Федерации.

  • образование субъекта внутреннего финансового аудита (далее — ВФА) в условиях отсутствия кадров и (или) необходимых профессиональных знаний и навыков у должностных лиц (работников) главного администратора (администратора) бюджетных средств для осуществления ВФА;
  • принятие решения об упрощенном осуществлении ВФА;
  • принятие решения о передаче полномочий по осуществлению ВФА;
  • принятие главными администраторами бюджетных средств полномочий по осуществлению ВФА от администраторов бюджетных средств (казенных учреждении) и одновременное осуществление ведомственного контроля в их отношении;
  • необходимость осуществления ВФА финансовыми органами в отношении бюджетных процедур, связанных с составлением и организацией исполнения бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) и др.

Правительством Российской Федерации скорректированы полномочия отдельных ведомств. Внесены изменения в Положение о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России. Расширены полномочия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра).

Отдельные изменения затронули вопросы определения арендной платы за земельные участки. В их числе — корректировка норм, устанавливающих принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582). Установлено, что Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии должны быть утверждены Методические рекомендации по применению утверждённых принципов определения арендной платы.

Постановление Правительства РФ от 8; сентября 2010; г

а) обеспечение передачи запросов, иных документов и сведений, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и поданных заявителями через единый портал, в подключенные к системе взаимодействия информационные системы органов и организаций, обязанных предоставить испрашиваемые государственные (муниципальные) услуги;

2. Система взаимодействия представляет собой федеральную государственную информационную систему, включающую информационные базы данных, в том числе содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам (далее — электронные сервисы), сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме, а также программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие информационных систем органов и организаций, используемых при предоставлении в электронной форме государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.

утвердить технические требования к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия и обеспечить их публикацию в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

11. В целях осуществления информационного взаимодействия с использованием системы взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций органы и организации в соответствии с техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в системе взаимодействия, утверждаемыми Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:

д) хранение информации, содержащейся в реестре электронных сервисов информационных систем органов и организаций, подключенных к системе взаимодействия (далее — реестр электронных сервисов), и мониторинг работоспособности электронных сервисов, включенных в данный реестр.

10. Подключению к системе взаимодействия подлежат: а) федеральные государственные информационные системы, используемые при предоставлении государственных услуг и исполнении государственных функций федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов; б) региональные системы межведомственного электронного взаимодействия, создаваемые в субъектах Российской Федерации в целях обеспечения предоставления в электронной форме государственных услуг и исполнения государственных функций исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также предоставления муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций органами местного самоуправления; в) отдельные информационные системы иных органов и организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций на основе договоренности указанных органов или организаций и оператора системы взаимодействия; г) информационные системы государственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральным законом полномочиями по исполнению государственных функций и предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, с использованием которых исполняются указанные функции и предоставляются такие услуги. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.10.2023 г. № 1296)

Рекомендуем прочесть:  Единовременная Выплата Пенсионерам Репрессированным

е) размещают и актуализируют в федеральной государственной информационной системе «Единая система нормативной справочной информации» информацию технического характера, используемую в межведомственном электронном взаимодействии для обеспечения единообразного представления объектов информационного обмена, сведения о которых содержатся в государственных и муниципальных информационных ресурсах и используются в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления при исполнении государственных и муниципальных функций и предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронном виде, в соответствии с Положением о единой системе нормативной справочной информации и с учетом перечня нормативной справочной информации, подлежащей размещению в указанной системе, которые утверждаются Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 09.10.2014 г. № 1037; от 20.11.2023 г. № 1391)

б) получение, обработку и доставку электронных сообщений в рамках информационного взаимодействия органов и организаций с обеспечением фиксации времени передачи, целостности и подлинности электронных сообщений, указания их авторства и возможности предоставления сведений, позволяющих проследить историю движения электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме; в) возможность использования централизованных баз данных и классификаторов информационными системами, подключенными к системе взаимодействия; г) защиту передаваемой информации от несанкционированного доступа, ее искажения или блокирования с момента поступления указанной информации в систему взаимодействия до момента передачи ее в подключенную к системе взаимодействия информационную систему; д) хранение информации, содержащейся в реестре электронных сервисов информационных систем органов и организаций, подключенных к системе взаимодействия (далее — реестр электронных сервисов); (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2023 г. № 839)

3. Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в 3-месячный срок: обеспечить введение единой системы межведомственного электронного взаимодействия в эксплуатацию; утвердить технические требования к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия и обеспечить их публикацию в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

6. Установить, что днем поступления межведомственного запроса в орган или организацию считается день помещения межведомственного запроса в очередь запросов в соответствии с техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 11.08.2023 г. № 785)

– обеспечение технологической возможности информационного взаимодействия существующих и вновь создаваемых государственных информационных систем, муниципальных информационных систем и иных информационных систем, предназначенных для выполнения государственных задач;

На концептуальном уровне, СМЭВ, выступая в роли интеграционной шины и/или интеграционного брокера, не отвергает концепции автоматизации деловых процессов (для государственных органов, работающих преимущественно с документом – создания систем документооборота), а является дополнительной к ней. Система электронного документооборота реализует сквозной процесс предоставления государственной услуги, система межведомственного электронного взаимодействия обеспечивает участие в этом процессе ранее несвязанных ресурсов, предоставляя транспортную и логическую среду для обмена стандартизованными сообщениями между системой документооборота (системой исполнения деловых процессов) и внешними информационными ресурсами. При этом за счет выбора в качестве транспорта системы обмена сообщениями, базирующейся на открытых стандартах, к СМЭВ могут быть подключены как вновь создаваемые информационные системы, так и существующие, созданные на различных программно-аппаратных платформах [75].

Перечень государственных услуг с элементами межведомственного и межуровневого взаимодействия, предоставляемых Аппаратом Правительства Республики Мордовия, исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия, был определен в распоряжение Правительства Республики Мордовия от 8 августа 2011 г. № 507–р [56].

СМЭВ является полностью защищенной средой – она обеспечивает безопасность передаваемой информации от точки подключения отправителя сообщения до точки подключения его получателя. Система базируется на основе защищённой криптографическими средствами сети передачи данных [4].

Необходимо отметить, что при реализации задач межведомственного документооборота в рамках оказания госуслуг так или иначе необходимо решать задачи взаимодействия с различными информационными ресурсами. Решение этой задачи требует реализовать функции взаимодействия, обнаружения ресурсов, поддержания списка доступных ресурсов, разработку стандартов взаимодействия и т.п., что, в конечном итоге, приведет либо к созданию
отдельной подсистемы межведомственного взаимодействия, либо к взаимодействию систем по принципу «точка – точка». Последний вариант приводит к неконтролируемому росту затрат на внедрение новых регламентов оказания госуслуг и огромной избыточности реализуемых функций [65].

Четвертый этап связан с построением инфраструктуры электронных госуслуг и межведомственного взаимодействия, включая развертывание системы удостоверяющих центров. К настоящему времени эта работа практически завершена, начато нагрузочное тестирование построенной инфраструктуры, однако, по словам Попова, у правительства до сих пор нет полной уверенности в том, что данная инфраструктура сможет «переварить» нагрузку, которая возникнет после ввода СМЭВ в эксплуатацию. По утверждению исполнителей проекта, технических проблем, относящихся к инфраструктуре, на федеральном уровне сегодня не существует, однако подключение к ней отдельных субъектов не отлажено до конца.

  • 28 декабря 2011 г. постановлением правительства РФ №1184 утверждены правила обеспечения перехода федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде при предоставлении государственных услуг [14] .

Минкомсвязи России представила на Подкомиссии отчет об основных показателях функционирования инфраструктуры электронного правительства (ИЭП). По состоянию на начало июня 2023 года, на Едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) зарегистрировано 15,9 млн пользователей. Всего в России открыто 6,7 тыс. точек для регистрации граждан в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). В мае 2023 года через портал госуслуг получено 1,3 млн федеральных и 194 тыс. региональных и муниципальных услуг. Федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) отправили в СМЭВ 47 млн запросов федеральных и 9,7 млн региональных сведений. Доступность федеральных сервисов ИЭП составила 95%.

Третий этап. Грядущие изменения требуют приведения нормативно-законодательной базы в соответствие с новой архитектурой межведомственного электронного взаимодействия, что составляет суть третьего этапа «дорожной карты». Значительная часть этой работы уже выполнена благодаря вступлению в силу с 1 июля 2011 года Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», тем не менее считать ее полностью законченной еще рано.

в) обеспечение передачи на единый портал запросов, иных документов и сведений, обработанных в информационных системах органов и организаций, а также информации оходе выполнения запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг и результатах их предоставления.

Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия.
2. Установить, что Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
является государственным заказчиком и оператором единой системы межведомственного электронного взаимодействия;
осуществляет координацию деятельности по подключению к единой системе межведомственного электронного взаимодействия.
3. Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в 3-месячный срок:
обеспечить введение единой системы межведомственного электронного взаимодействия в эксплуатацию;
утвердить технические требования к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия и обеспечить их публикацию в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
4. Федеральным органам исполнительной власти в соответствии со сроками реализации этапов перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде, установленных Правительством Российской Федерации, обеспечить подключение информационных систем, используемых при предоставлении государственных услуг и исполнении государственных функций, к единой системе межведомственного электронного взаимодействия в соответствии с Положением, утвержденным настоящим Постановлением.
5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:
обеспечить создание и функционирование региональных систем межведомственного электронного взаимодействия в соответствии с Положением, утвержденным настоящим Постановлением;
определить операторов региональных информационных систем межведомственного электронного взаимодействия и принять меры по заключению указанными операторами соглашений в соответствии с пунктом 14 Положения, утвержденного настоящим Постановлением.

1. Настоящее Положение определяет назначение и правила формирования и функционирования единой системы межведомственного электронного взаимодействия (далее — система взаимодействия), а также основы информационного обмена, осуществляемого с ее применением между информационными системами федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, многофункциональных центров, иных органов и организаций (далее — органы и организации) в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.
2. Система взаимодействия представляет собой федеральную государственную информационную систему, включающую информационные базы данных, в том числе содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам (далее — электронные сервисы), сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме, а также программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие информационных систем органов и организаций, используемых при предоставлении в электронной форме государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.
3. Целью создания системы взаимодействия является технологическое обеспечение информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме.
4. Система взаимодействия предназначена для решения следующих задач:
обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;
обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием универсальной электронной карты и федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — единый портал);
обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.
5. Технологическое обеспечение информационного взаимодействия органов и организаций с применением системы взаимодействия достигается путем использования сервис-ориентированной архитектуры, представляющей собой совокупность электронных сервисов, построенных по общепринятым стандартам, а также путем использования единых технологических решений и стандартов, единых классификаторов и описаний структур данных.
6. Основными функциями системы взаимодействия являются:
а) обеспечение передачи запросов, иных документов и сведений, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и поданных заявителями через единый портал, в подключенные к системе взаимодействия информационные системы органов и организаций, обязанных предоставить испрашиваемые государственные (муниципальные) услуги;
б) обеспечение обмена электронными сообщениями между органами и организациями, информационные системы которых подключены к системе взаимодействия, при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций;
в) обеспечение передачи на единый портал запросов, иных документов и сведений, обработанных в информационных системах органов и организаций, а также информации о ходе выполнения запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг и результатах их предоставления.
7. В целях исполнения своих функций система взаимодействия обеспечивает:
а) доступ к электронным сервисам информационных систем, подключенных к системе взаимодействия;
б) получение, обработку и доставку электронных сообщений в рамках информационного взаимодействия органов и организаций с обеспечением фиксации времени передачи, целостности и подлинности электронных сообщений, указания их авторства и возможности предоставления сведений, позволяющих проследить историю движения электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме;
в) возможность использования централизованных баз данных и классификаторов информационными системами, подключенными к системе взаимодействия;
г) защиту передаваемой информации от несанкционированного доступа, ее искажения или блокирования с момента поступления указанной информации в систему взаимодействия до момента передачи ее в подключенную к системе взаимодействия информационную систему;
д) хранение информации, содержащейся в реестре электронных сервисов информационных систем органов и организаций, подключенных к системе взаимодействия (далее — реестр электронных сервисов), и мониторинг работоспособности электронных сервисов, включенных в данный реестр.
8. Электронные сообщения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, не подлежат обработке в системе взаимодействия.
9. Оператор системы взаимодействия осуществляет:
а) обеспечение функционирования системы взаимодействия в соответствии с законодательством Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации;
б) подключение информационных систем к системе взаимодействия;
в) формирование и ведение реестра электронных сервисов.
10. Подключению к системе взаимодействия подлежат:
а) федеральные государственные информационные системы, используемые при предоставлении государственных услуг и исполнении государственных функций федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов;
б) региональные системы межведомственного электронного взаимодействия, создаваемые в субъектах Российской Федерации в целях обеспечения предоставления в электронной форме государственных услуг и исполнения государственных функций исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также предоставления муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций органами местного самоуправления;
в) отдельные информационные системы иных органов и организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций на основе договоренности указанных органов или организаций и оператора системы взаимодействия.
11. В целях осуществления информационного взаимодействия с использованием системы взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций органы и организации в соответствии с техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в системе взаимодействия, утверждаемыми Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
а) разрабатывают электронные сервисы и поддерживают их работоспособность;
б) поддерживают работоспособность программных и технических средств информационных систем, подключенных к системе взаимодействия;
в) осуществляют прием, обработку и передачу электронных сообщений с использованием системы взаимодействия;
г) обеспечивают достоверность информации, содержащейся в электронных сообщениях, передаваемых с использованием системы взаимодействия.
12. Использование системы взаимодействия органами и организациями, информационные системы которых подключены к системе взаимодействия, осуществляется на безвозмездной основе.
13. Доступ органов и организаций к электронным сервисам для осуществления информационного взаимодействия через систему взаимодействия предоставляется для получения информации, содержание и объем которой необходимы в целях реализации полномочий, возложенных на эти органы и организации нормативными правовыми актами.
14. Особенности использования системы взаимодействия и подключения к ней информационных систем отдельных органов и организаций определяются в рамках соглашений между Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и органами и организациями, являющимися операторами указанных информационных систем.

Рекомендуем прочесть:  Штрафы за лося без лицензии 2023

697 о единой системе межведомственного электронного взаимодействия

8. Установить, что датой и временем поступления межведомственного запроса в информационную систему, подключенную к единой системе межведомственного электронного взаимодействия, считаются дата и время помещения межведомственного запроса в технологическую очередь запросов единого электронного сервиса единой системы межведомственного электронного взаимодействия в соответствии с техническими требованиями.

в) отдельные информационные системы иных органов и организаций (в том числе участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций) в случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации или решениями президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности;

в) обеспечение обмена электронными сообщениями, включая реестры информации (в том числе с использованием машиночитаемых и неструктурированных вложений), между органами и организациями, информационные системы которых подключены к системе взаимодействия (далее — обмен сообщениями);

а) обеспечение передачи электронных сообщений, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций и поданных заявителями через единый портал, в подключенные к системе взаимодействия региональные системы межведомственного электронного взаимодействия, информационные системы органов и организаций, обязанных предоставить испрашиваемые государственные и муниципальные услуги, исполнить государственные и муниципальные функции;

б) получение, обработку и доставку электронных сообщений при обмене сообщениями с обеспечением фиксации времени передачи, целостности и подлинности электронных сообщений, указания их авторства и возможности предоставления сведений, позволяющих проследить историю движения электронных сообщений;

в) отдельные информационные системы иных органов и организаций (в том числе участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций) в случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации или решениями президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности;

6. Рекомендовать региональным операторам в случае определения в соответствии с пунктом 5 настоящего постановления способа осуществления регионального межведомственного электронного взаимодействия посредством региональной системы межведомственного электронного взаимодействия обеспечить функционирование такой системы, а также ее взаимодействие с единой системой межведомственного электронного взаимодействия в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением, и техническими требованиями.

обеспечение предоставления в электронной форме государственных и муниципальных услуг, а также документов (сведений), размещенных в государственных информационных системах и иных информационных системах, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — единый портал);

к) обеспечивают обработку статусных сообщений, предусмотренных подпунктом «о» пункта 6 настоящего Положения, изменяют параметры работы своих информационных систем и осуществляют повторную отправку сообщений в систему взаимодействия после исправления выявленных нарушений;

ж) обеспечение контроля обмена сообщениями на соответствие технологическим правилам выполнения запросов или рассылок сообщений, устанавливаемым оператором системы взаимодействия (в части использования единого электронного сервиса), а также органами и организациями (в части использования видов сведений единого электронного сервиса) с учетом административного регламента предоставления государственной или муниципальной услуги либо административного регламента исполнения государственной или муниципальной функции, а также на основании записей в государственной информационной системе, обеспечивающей учет информационных взаимодействий;

Изначально СМЭВ была создана для взаимодействия органов власти в рамках предоставления госуслуг, но с 2013 г. к ней активно стали подключаться и кредитные организации (помимо проверки паспортных данных, банки передают через СМЭВ в Казначейство информацию о платежах за услуги бюджетных учреждений). В том числе банки стали обращаться к ФМС через СМЭВ.

С точки зрения гражданина, основной плюс СМЭВ в том, что при ее функционировании граждане избавлены от необходимости собирать документы в различных государственных органах. При обращении за госуслугой гражданин обязан предоставить только документы личного хранения (паспорт, свидетельство о рождении). Все остальные справки собирает само ведомство. Государственный орган не вправе требовать от граждан или организаций, обратившихся за госуслугой сведения, которые уже имеются в распоряжении другого государственного органа.

Базовые функции СМЭВ – ведение реестра электронных сервисов, ведение политик безопасности, применяемых к зарегистрированным электронным сервисам, маршрутизация сообщений к зарегистрированным электронным сервисам при синхронном и асинхронном взаимодействии, протоколирование обращений к сервисам, оповещение оператора (Минкомсвязи) СМЭВ о сбоях в работе сервисов, подписание электронных сообщений электронной подписью и другие функции.

В целом, под инфраструктурой электронного правительства власти России подразумевают совокупность государственных информационных систем (ГИС), программно-аппаратных средств и сетей связи, обеспечивающих при оказании услуг и осуществлении функций в электронной форме взаимодействие госорганов, граждан и юридических лиц. В состав существующей инфраструктуры входят, помимо СМЭВ, портал госуслуг (ЕПГУ), единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА), система досудебного обжалования решений, принятых при осуществлении госуслуг, единая система нормативной справочной информации и др.

В конце августа 2023 г. на заседании подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг одобрен план развития Единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) на 2023-2023 гг.

Арбитражный суд Саратовской области

Технически СМЭВ представляет собой комплекс программно-аппаратных средств и информационных баз данных, выполняющих функции регламентированной передачи сообщений между информационными системами по полностью защищенным каналам связи с использованием технологии электронных сервисов, оператором которого выступает Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Судебный департамент обладает полномочиями по организации разработки, внедрения и обеспечения функционирования программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения судебной деятельности: по организации и осуществлению мероприятий по формированию единою информационного пространства федеральных судов и мировых судей, поддержке функционирования и развитию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие»; по обеспечению в пределах своих полномочий доступа к информации о деятельности судов.

В рамках совершенствования деятельности по данному направлению планируется обеспечить в Судебном департаменте функционирование шлюза доступа к СМЭВ в круглосуточном режиме, а также обеспечение доступа к сервисам СМЭВ в продуктивной среде, в том числе с рабочих мест работников Судебного департамента для взаимодействия с Государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах. ФНС России, Росреестром, Роскомнадзором, ФССП России.

Федеральным государственным бюджетным учреждением «Информационно-аналитический центр поддержки ГАС «Правосудие» (далее ФГБУ ИАЦ Судебного департамента) также заключен договор, обеспечивший возможность в тестовом контуре направлять запросы судебной системы в ФНС России посредством СМЭВ.

В контексте рассматриваемого вопроса также следует отметить, что согласно Указу Президента Российской Федерации от 02.04.2013 №309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» Судебный департамент включен в перечень должностных лиц, наделенных полномочиями по направлению запросов в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции.

Постановление Правительства РФ от N 697 (ред

утвердить технические требования к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия и обеспечить их публикацию в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

  1. Федеральным органам исполнительной власти в соответствии со сроками реализации этапов перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде, установленных Правительством Российской Федерации, обеспечить подключение информационных систем, используемых при предоставлении государственных услуг и исполнении государственных функций, к единой системе межведомственного электронного взаимодействия в соответствии с Положением, утвержденным настоящим Постановлением.
  2. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:

Adblock
detector