Административная Ответственность Это Кратко И Понятно

Тема 10 Административная ответственность

• Административные наказания назначаются должностными лицами не подчиненным им правонарушителям. Этим административная ответственность отличается от дисциплинарной, при которой санкции применяются в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом.

Наличие объективной стороны административного правонарушения законодательство во многих случаях ставит в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, его вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности. Такие понятия, как «неоднократность», «повторность», «длящееся нарушение», характеризующие действие или бездействие, также могут входить в содержание объективной стороны административного проступка.

§ 2. Административная ответственность (развитие административной ответственности; характеристика административных правонарушений; административные взыскания; эффективность административной ответственности в области охраны окружающей среды.)Согласно КоАП РСФСР

3. Административная ответственность Административная ответственность за нарушения авторских и смежных прав устанавливается положениями K°декса Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 7.12 Кодекса) и сводится к возможности взыскания с нарушителей

Глава 1. Административная ответственность 1.1. Понятие административного правонарушения и административной ответственности. Виды административного наказанияАдминистративное право является одной из отраслей права России. Предмет данной отрасли права – общественные

— принцип презумпции невиновности (лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица;

Административная ответственность — применяется за совершение административных проступков. По сравнению с преступлениями они не так опасны, причиняют менее значительный вред общественным и частным ценностям. В Российской Федерации административные правонарушения установлены Кодексом об административных правонарушениях, а также отдельными федеральными и региональными законами. К административной ответственности привлекаются как физические лица, так и организации за нарушения норм отраслей публичного права. Субъектами, имеющими полномочия на привлечение к административной ответственности, являются многочисленные государственные органы и должностные лица. Наряду с судебным порядком, который менее распространен в данной сфере, существует и внесудебный — административный порядок привлечения к административной ответственности. Административный порядок отличает сравнительная простота, меньшая формализованность и оперативность. Административная ответственность применяется не в порядке подчиненности, не влечет судимости и увольнения с работы.

— штрафная (карательная) – состоит в том, что административная ответственность, с одной стороны, является средством кары правонарушителя, а с другой – средством предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и иными субъектами права (общая превенция);

— принцип законности (лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом);

Меры ответственности за правонарушения нормативно закреплены в санкциях правовых норм. Привлечение к ответственности по своей сути есть государственно-властная реализация санкции нормы применительно к конкретному правонарушителю. Поэтому меры ответственности всегда содержат для нарушителя дополнительные обременения, взыскания, негативные лишения как отрицательные последствия его правонарушения. Они всегда представляют собой претерпевание, правовой урон, обременения и отнюдь не сводятся к принудительному осуществлению одной только обязанности, которую нарушитель по каким-то причинам не выполнил. По характеру обременения меры ответственности могут иметь личный, имущественный, организационный характер.

Административная ответственность

3. Лишение специальных прав (права управления транспортным средством, права охоты и т.д.) – применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этих прав. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет. Лишение права управления транспортными средствами не применяется к инвалидам, за исключением случаев управления в состоянии опьянения.

1. Возмездное изъятие – мера административного нарушения, состоящая в принудительном изъятии предмета. который являлся орудием правонарушения. Изъятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Возмездное изъятие охотничьего оружия. боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не применяется к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

· административные наказания применяются широким кругом полномочных органов и должностных лиц: судьями; комиссиями по делам несовершенно летних и защите их структурными подразделениями и территориальными органами; административными комиссиями; иными государственными органами.

Особую область представляет административная ответственность организаций. Организации признаются субъектами нарушений, влекущих административную ответственность, если ими не соблюдаются нормы земельного, налогового законодательства, законодательства об охране окружающей среды, нарушаются требования государственных стандартов в области строительства, санитарных норм и т.д. основной мерой административной ответственности, применяемой к организациям, является штраф. Кроме штрафа, возможно приостановление действия лицензии на осуществление строительной деятельности или на право торговли сроком до трех месяцев.

4. Административный арест – применяется за правонарушение, близкие к преступлениям, либо за повторные грубые административные правонарушения. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до тридцати суток (ст. 3.9 КоАП).

Административная ответственность

Административная ответственность — ответственность гражданина или должностного лица перед государством (в лице полномочного административного органа) за правонарушение, обладающее меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлением (см. Административное… … Большая советская энциклопедия

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — одна из форм юридической ответственности ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за совершение ими административного правонарушения. За совершение административного правонарушения применяются административные наказания. К А.о.… … Юридическая энциклопедия

Административная ответственность — Административная ответственность вид юридической ответственности, которая определяет обязательства субъекта претерпевать лишения государственно властного характера за совершенное административное правонарушение. Содержание 1 Особенности… … Википедия

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — форма юридической ответственностиграждан и должностных лиц, за совершенное ими правонарушение. К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ виновные привлекаются на основании законо дательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения.… … Финансовый словарь

Административная ответственность — (a. managing responsibility; н. administrative Verantwortung; ф. responsabilite administrative; и. responsabilidad del Director) особый вид юридич. ответственности, причиной наступления к рой является административное правонарушение… … Геологическая энциклопедия

Что такое административная ответственность

Все правонарушения, за которые предусмотрена административная ответственность в обязательном порядке прописаны в действующем законодательстве – привлечь виновного к ответственности можно лишь за то деяние, которое было запрещено законом в момент его совершения.

В этом случае человек обращается в суд с жалобой, в которой указывает свое мнение по поводу того, почему он считает определенное ему административное взыскание неправильным и несправедливым. Очень часто суд принимает сторону заявителя и освобождает его ответственности. В частности, это бывает в тех случаях, когда полиция или другие органы неправильно составили материалы дела, или не учли при его рассмотрении важные обстоятельства.

В частности, не так давно в одной из европейских стран, министр был вынужден уйти в отставку после того, как полицейские остановили его за превышение скорости. Несмотря на то, что сам виновник пояснял свое нарушение служебной необходимостью (опаздывал на важную встречу), ему пришлось не только оплатить штраф, но и уйти из политики, поскольку оппоненты обвинили его в наплевательском отношении к законам и к опасности для окружающих.

В процессе рассмотрения дела, этот орган рассматривает материалы дела, пояснения стороны которая привлекается к ответственности, определяет, имело ли место данное нарушение, какое именно лицо его совершило. При назначении наказания (а точнее, административного взыскания) органы также обязаны учитывать значительность деяния, ущерб нанесенный проступком, личность нарушителя и многие другие обстоятельства.

Привлечение виновного к административной ответственности осуществляется только тем органом, который по закону имеет право привлекать лиц к ответственности по данному виду проступков. К примеру, нарушителей ПДД наказывают либо инспектора полиции, либо суды, а нарушителей налогового законодательства – инспектора налоговой службы.

Административная ответственность

Любые юристы сходу смогут назвать вам все виды административной ответственности, а также добавят краткий комментарий к каждому из них. Научиться разбираться в подобных тонкостях гораздо проще, чем вы можете себе представить, поэтому запоминайте, существуют следующие виды административной ответственности:

Рекомендуем прочесть:  Пособие малоимущим семьям в 2022 году калуга

Лишение определенной категории прав уже более серьезное наказание. Если вы нарушили права, предоставленные вам определенным компетентным органом власти, например, право охотиться, то государство вправе изъять их у вас, в данном случае к этой категории относятся: водительские права, права на охоту, использование радиоэлектронных систем и. т. д.

Исправительные работы могут быть установлены за различные нарушения, целью таких работ является удержание дохода нарушителя в пользу государства. Сумма такого материального «взыскания» составляет не более 20% к заработной плате и производится в течение некоторого периода.

Существует также административный арест, единственное наказание за административное нарушение, предполагающее лишение свободы. Правда, лишение это не слишком длительное, не более чем на 15 суток задержание управомоченными органами власти, которое применяется за наиболее тяжкие виды административных нарушений.

  • Административная ответственность за нарушение для всех равняется двум месяцам с момента совершения или обнаружения совершенного проступка.
  • Поэтому многие виновные люди стараются скрыться на данный период времени, дабы на время привлечения не нести ответственность и избежать наказания.

Административная ответственность наступает за проступки, которые с точки зрения общественной опасности граничат с преступлениями (например, нарушение правил дорожного движения, повлекшее дорожно-транспортное происшествие, мелкое хулиганство, мелкое хищение, неповиновение сотруднику милиции и другое).

Административное и административно-процессуальное законодательство находится только в совместном ведении (то есть в совместной деятельности и ответственности) Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Административная ответственность применяется за административный проступок, а административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (статья 3.1).

  1. административная ответственность имеет собственную нормативно-правовую основу, а это означает, что она устанавливается как законом, так и подзаконными актами, или же их нормами об административных правонарушениях;а ее нормы образуют самостоятельный институт административного права;
  2. назначается только за административные проступки;
  3. субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования;также субъект ответственности определяется широким кругом уполномоченных лиц;
  4. за административные проступки предусмотрены административные взыскания;
  5. административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц, например: исполнительной власти, местного самоуправления, их должностными лицами, судами (судьями) и другими;
  6. административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им по службе или работе лиц – правонарушителей;
  7. если применяется административное взыскание, то это не влечет за собой судимости и последующего увольнения с места работы;
  8. меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Понятие административного правонарушения содержится в статье 2.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федрации: «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (или наоборот, бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность». С учётом этого определения можно выделить следующие признаки административного правонарушения:

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Самостоятельный вид юридической ответственности физических и юридических лиц, установленной законодательством для защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций, охраны природных ресурсов, всех форм собственности, безопасности, охраны общественного порядка, а также порядка осуществления государственной власти. Административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения (проступка). Отличие административной ответственности от гражданской и уголовной ответственности состоит в том, что ряд взысканий, специфичных именно для административной ответственности, могут применяться в административном порядке, т.е. без обращения в суд. Имеет место и множественность субъектов административной юрисдикции, в т.ч. органов исполнительной власти и их должностных лиц, управо- моченных законом применять меры А.о.

Иностранные граждане и лица без гражданства несут административную ответственность на общих основаниях с гражданами РФ. Если иностранный гражданин пользуется на территории РФ иммунитетом от административной юрисдикции, вопрос о его ответственности разрешается дипломатическим путем.

Другие лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, в случаях, прямо предусмотренных в этих актах, несут за совершение административных проступков дисциплинарную ответственность, а в остальных случаях — А.о. на общих основаниях.

Другой специальный субъект ответственности — военнослужащие (в т.ч. военнослужащие органов ФСБ, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел), как правило, эти лица несут А.о. в дисциплинарном порядке. Исключение составляют проступки, связанные с нарушением правил режима Границы государственной РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил.

Специальным субъектом А.о. являются должностные лица, которые могут быть привлечены к А.о. за нарушения, связанные с несоблюдением установленных правил охраны здоровья населения, охраны природы, в сфере охраны порядка управления и др., обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.

В административном праве распространение получило и понятие «продолжаемое административное правонарушение», под которым понимается совершение одним и тем же лицом нескольких тождественных правонарушений, за каждое из которых нарушитель должен привлекаться к административной ответственности.

Структура административной ответственности определяется субъектами, основаниями и органами, имеющими право привлекать к административной ответственности. В настоящий момент структура административной ответственности является незыблемой и закреплена в нормах действующего административного законодательства.

  1. Административные правонарушения, посягающие на права граждан
  2. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.
  3. Административные правонарушения в области охраны собственности.
  4. Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.
  5. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике.
  6. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель.
  7. Административные правонарушения на транспорте.
  8. Административные правонарушения в области дорожного движения.
  9. Административные правонарушения в области связи и информации.
  10. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности.
  11. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг.
  12. Административные правонарушения в области таможенного дела
  13. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти.
  14. Административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
  15. Административные правонарушения против порядка управления.
  16. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.
  17. Административные правонарушения в области воинского учета.
Рекомендуем прочесть:  Расходы на мероприятия по культуре по какому косгу проводить расходы в 2022 году

Российское законодательство об административных правонарушениях и административной ответственности состоит из законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов. Конституцией РФ законодательство в данной сфере отнесено к кругу предметов совместного ведения. Базовым актом является КоАП РФ [2].

В теории административного права под составом административного правонарушения понимается единство установленных КоАП РФ [2] объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение. К объективным элементам состава относятся: объект посягательства, т.е. регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения, и объективная сторона административного проступка – внешние признаки, характеризующие противоправные действие или бездействие, результат посягательства, причинную связь между деянием и наступившими последствиями, место, время, обстановку, способ, орудия и средства совершенного административного правонарушения.

Административная ответственность: понятие, виды, принципы и особенности

Характеризуя понятие административной ответственности
многие учёные-административисты полагают, что административная ответственность — это форма реагирования органов государственного управления на административное правонарушение, выражающееся в
применении к нарушителю карательных административных
санкции. Однако в термин «реагирование» в этом случае
вкладывается содержание, только частично объясняющее
существо рассматриваемого явления. «Реагирование’
выражается в различных формах и применение взыскания —
одна из них. Поэтому характеризуя административную
ответственность и говоря о реагировании государства на
административное правонарушение,, следует отметить, что оно
в первую очередь выражается в том, что компетентный орган
или должностное лицо предъявляют обвинение правонарушителю и расследуют правонарушение. Важно подчеркнуть, что властные полномочия компетентного органа (должностного лица; применить к правонарушителю меры воздействия (доставление правонарушителя, составление
протокола) реализуются наряду с обязанностью проинформировать последнего о его праве давать объяснение по поводу свершенного деяния.

Характеризуя административную ответственность как реакцию
государственных органов на совершенное деяние,
запрещенное законом, следует подчеркнуть, что такая
реакция выражается в осуждении деяния, в «отрицательной
оценке» содеянного. Отрицательная оценка административного проступка — самостоятельная мера воздействия, реализуемая компетентным (юрисдикционным) органом.

В свое время подобные определения были предложены М.С.Студеникиной. 4 Хотя эти определения административной ответственности являются спорными по содержанию, следует признать глубоко правильной и оправданной ее попытку сформулировать единое понятие административной ответственности посредством синтеза двух определений — объективного и субъективного. Научные определения играют большую роль в правоведении и практической жизни. Они имеют важное теоретическое значение в процессе познания данной конкретной отрасли права, создания постоянного капитала отрасли правоведения, написания хороших учебников. Вместе с тем практика жизни показывает, что для того, чтобы понятие использовалось в обществе эффективно, запоминалось людьми, становилось частью их правосознания, ему нужно дать определение в законодательном акте. Определение развивает понятие, развертывает его содержание, вводит в самую его суть. Это — краткое (крылатое) объяснение, имеющее высшую качественную ценность. Поэтому роль определений очень велика в нормотворческом процессе. Кратко раскрывая существо правового явления в вводной части нормативного акта, они затем дают возможность законодателю более точно и свободно формулировать правовые нормы.

Введение.
1. Понятие и основные черты административной ответственно-сти. Административная ответственность сотрудников УИС России.
2. Понятие, виды и характеристика административных наказа-ний.
3. Обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения.
Заключение.
Список литературы.

При написании работы использованы нормативные акты Российской Федерации, специальная, научная и учебная литература, а также издания периодической печати авторов-правоведов, компетентных в рассматриваемых вопросах (например, Колесниченко Ю.Ю., Попов Л.Л. 1 ), список
которых приводится в конце настоящей работы.
В силу того, что административная ответственность
юридических лиц не лишена внутренних противоречий и
является предметом дискуссии, целью данного исследования
будет выявление таковых. Для достижения поставленной цели
намечен ряд задач, среди которых необходимо раскрыть:
Первое дать понятие административной ответственности,
рассмотреть ее структуру, основные признаки; второе рассмотреть основные виды административных наказании, назначаемых юридическим лицам за совершение ими административных правонарушений.

Принцип беспристрастной достоверности устанавливает то, что постановление о привлечении к административной ответственности не может быть принято иначе чем путем всестороннего, наиболее полного и объективного определения причин и условий каждого дела об административном правонарушении.

В этом отношении ответственность административного характера представляет собой юридическую обязанность лица пережить определенные ущемления, утвержденные мерами административной ответственности в связи с нарушением правил, которые охраняются этими мерами. Такие негативные ущемления могут обладать для правонарушителя нравственной, имущественной, личностной, законодательной ориентацией.

Иными словами, административная ответственность как проведение в жизнь административно-правовых мер воздействия, мобилизована для компенсации причиненного административным правовым преступлением невосполнимого ущерба и определяется для правонарушителя как наказание.

Признак неизбежности наказания определяется тем, что абсолютно каждое из административных правонарушений должно быть выявлено в интересах государства, а критерии и нормы этой ответственности за определенное законодательное нарушение обязаны быть применены оперативно и безотлагательно.

  • лицо должно нести административную ответственность только за то административное правонарушение, соответственно которого утверждена его вина;
  • лицо, относительно которого производится следствие по факту об административном правовом преступлении, устанавливается как невиновное, пока его виновность не будет определена в порядке, который предусмотрен КоАП, и утверждена постановлением судьи, органа или должностного лица, реализовавших дело об административном правовом преступлении, только при его вступлении в силу согласно законодательства лицу, при привлечении его к административной ответственности, не вменяется в обязанность доказывание своей невиновности, за исключением случаев, определенных КоАП. Это значит, что обязанность определения и доказывания виновности личности, которую принуждают к данной ответственности, возлагается на организацию или должностное лицо, начавшие по отношению к этому лицу дело об административном правовом нарушении и ведущие следствие по этому делу;

Замечание 1

Административная ответственность

Административная ответственность — Административная ответственность вид юридической ответственности, которая определяет обязательства субъекта претерпевать лишения государственно властного характера за совершенное административное правонарушение. Содержание 1 Особенности… … Википедия

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — форма юридической ответственностиграждан и должностных лиц, за совершенное ими правонарушение. К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ виновные привлекаются на основании законо дательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения.… … Финансовый словарь

Административная ответственность — (a. managing responsibility; н. administrative Verantwortung; ф. responsabilite administrative; и. responsabilidad del Director) особый вид юридич. ответственности, причиной наступления к рой является административное правонарушение… … Геологическая энциклопедия

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — одна из форм юридической ответственности ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за совершение ими административного правонарушения. За совершение административного правонарушения применяются административные наказания. К А.о.… … Юридическая энциклопедия

Административная ответственность — вид юридической ответственности, которая выражается в применении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность… … Административное право. Словарь-справочник

Вместе с тем, соответствии с разъяснениями, содержащимися в том же пункте 21 Постановления Пленума ВС РФ № 5, «с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. К ним, в частности, относятся административные правонарушения, предусмотренные статьями 12.8, 12.26 КоАП РФ».

  • достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
  • вменяемое лицо, т.е. способное по состоянию своего психического здоровья осознавать фактическую сторону и социальный смысл своего поведения и руководить им (ст. 2.8 КоАП РФ).
Рекомендуем прочесть:  Что платят за третьего ребенка в 2022 году в самаре

Пунктом 2 ст. 2.1 КоАП РФ установлен следующий порядок определения вины юридического лица: юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со статьей 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

  • зарегистрированные кандидаты на должность Президента РФ (ст. 42 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»);
  • члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»);
  • зарегистрированные кандидаты в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ст. 47 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»);
  • зарегистрированные кандидаты в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа местного самоуправления, зарегистрированный кандидат на должность выборного должностного лица местного самоуправления (ст. 41 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», далее — Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации);
  • Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (ст. 12 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»);
  • члены избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса, председатели избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (п. 18 ст. 29 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации);
  • судьи (ст. 122 Конституции РФ, ст. 15 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», ст. 16 Закона от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» ст. 2 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»);
  • прокуроры (ст. 42 и абз. 2 ст. 54 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре Российской Федерации).

Кроме того, на основе норм административного права могут применяться меры общественного воздействия в том случае, когда к нарушителю норм административного права, по мнению уполномоченного должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, целесообразно применить меры общественного воздействия (см. п. 2 ст. 4.2 и ст. 2.9 КоАП РФ).

Нормы административного права предусматривают различные виды юридической ответственности: уголовную, дисциплинарную, административную и материальную. Решение вопросов уголовной и частично материальной ответственности находится в компетенции судебной юрисдикции, остальные же виды юридической ответственности, и в первую очередь административной, дисциплинарной и частично материальной, – в компетенции административной юрисдикции.

Административная ответственность – это применение судьей, уполномоченным органом или должностным лицом установленных государством мер административного наказания на основании закона и в порядке, определяемом законом, к физическим и юридическим лицам за административные правонарушения, предусмотренные законодательством РФ и законами субъектов РФ, а также осознанная готовность виновного лица понести это наказание. Последнее важно тем, что формирует правосознание граждан и должностных лиц о справедливости наказания и профилактическом воздействии на лиц, совершивших административное правонарушение и не совершивших.

Административная ответственность имеет общие черты с другими видами юридической ответственности – уголовной, дисциплинарной, материальной, что выражается прежде всего в общей цели, которую преследуют все виды юридической ответственности по воспитанию правонарушителей, профилактике правонарушений, а иногда в принудительном характере мер воздействия на правонарушителей.

Правовое регулирование экономических отношений

Административная ответственность — вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченными органами государственного управления и их должностными лицами, а также судьями предусмотренных законом административных наказаний к лицам, совершившим административные правонарушения.

  • является штрафной ответственностью, т. е. направлена на наказание нарушителя (а не на восстановление имущественного положения кредитора, как в праве гражданском) и тем самым на предупреждение совершения правонарушений в будущем как самим виновным, так и другими лицами, которым стало известно о правонарушении и последовавшем за него наказании;
  • необходимым условием ее применения является вина нарушителя; объективное вменение не допускается. В административном праве, как и в уголовном, налоговом и других отраслях публичного права, действует презумпция невиновности: лицо считается невиновным, пока его вина в совершении административного правонарушения не будет установлена вступившим в законную силу постановлением правоприменительного органа или должностного лица, рассматривающего дело (в отличие от этого, в гражданском праве возможна ответственность без вины и действует обратная презумпция — презумпция виновности);
  • может воздействовать не только на имущественную сферу правонарушителя, но и на саму его личность (например, административный арест);
  • всегда применяется в пользу государства, а не потерпевшего (в частном же праве меры имущественной ответственности применяются в пользу кредитора, в том числе потерпевшего);
  • применяется только по инициативе специально уполномоченных государственных (муниципальных) органов и их должностных лиц (а не по усмотрению потерпевшего, как в частном праве);
  • не может быть понесена правонарушителем добровольно, без применения государственного принуждения (напротив, в гражданском и трудовом праве должник сам, не дожидаясь предъявления ему иска, может возместить причиненные кредитору убытки, уплатить ему неустойку и т. п.);
  • императивно установлена законом и не может быть изменена по соглашению сторон административного правоотношения.

Однако установление общих положений и принципов административной ответственности, перечня видов административных наказаний и правил их применения, порядка производства по делам об административных правонарушениях и исполнения постановлений о назначении административных наказаний относится к ведению Российской Федерации.

Как известно, важнейшим признаком правовой нормы является охрана ее государством. Эффективность правового регулирования общественных отношений обусловлена, в частности, тем, что требования норм права обеспечиваются в случае необходимости мерами государственного принуждения. Нормы административного права в этом смысле не являются исключением.

Следует, правда, иметь в виду, что административное принуждение не сводится к мерам административной ответственности. Помимо мер юридической ответственности выделяют административно-предупредительные меры, основной целью которых является предупреждение возможных правонарушений и которые носят принудительно-профилактический характер (досмотр вещей, личный досмотр, проверка документов, введение карантина и др.), а также меры пресечения, которые направлены на прекращение противоправных деяний, предотвращение их последствий (требование прекратить противоправное поведение, применение физической силы, специальных средств, оружия, административное задержание и т. п.).

Adblock
detector