Административная Ответственность Физических Лиц

КоАП РФ Статья

2. В случае, если в статьях разделов I, III, IV, V настоящего Кодекса не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

5. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

7. В случаях, указанных в частях 3 — 6 настоящей статьи, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

Статья 2.1 КоАП РФ определяет, что правонарушение — это обладающее признаками противоправности и виновности деяние, за которое кодексом предусмотрена ответственность. Для привлечения любого субъекта к ответственности необходимо, чтобы после рассмотрения дела было доказано наличие состава нарушения. Он состоит из нескольких элементов, одним из которых является субъект нарушения.

Для наступления ответственности помимо установления субъекта нарушения подлежат выяснению остальные элементы его состава, а именно: объект, субъективная сторона, объективная сторона. Если все четыре элемента имеют место, это основание для того, чтобы сделать вывод о виновности нарушителя и назначить ему наказание.

  1. При назначении наказания физлицу правоприменитель учитывает в том числе личность виновного, соответственно, первой особенностью являются особые правила назначения наказаний (например, юридические лица личностью не обладают).
  2. Исключительно физлицу могут быть назначены такие виды наказания, как арест, лишение водительских прав, выдворение, запрет на посещение спортивных мероприятий.
  3. Размер штрафа для граждан не может быть выше 5 000 рублей, а в исключительных случаях (по некоторым статьям КоАП РФ) — выше 7 000 или 10 000 рублей. Для остальных субъектов он намного выше.
  4. Физлица могут являться недееспособными или малолетними, что освобождает их от наказания. Должностные лица и юрлица малолетними и недееспособными быть не могут.
  5. В отношении физлиц могут применяться исключительные смягчающие обстоятельства, характерные только для данной категории нарушителей. Речь идет о раскаянии (тогда как юрлицо, в частности, раскаяться не может), состоянии аффекта, несовершеннолетии, беременности.
  6. Только физлицу может быть причинен моральный вред, который подлежит взысканию с виновного нарушителя в порядке гражданского судопроизводства.
  7. Только физлица могут нести ответственность за ряд нарушений, предусмотренных КоАП РФ (например, за побои или занятие проституцией).
  8. Присутствие физлиц при рассмотрении дела (в отличие от других субъектов) может быть признано обязательным, если назначается наказание в виде ареста, выдворения, обязательных работ.
  9. Судья или должностное лицо не имеет права рассматривать дело, если физлицо, которое привлекается к ответственности, состоит с ним в родственных отношениях. У юридического лица, как известно, родственников быть не может.
  10. В отношении физлица производство по делу может быть прекращено ввиду его смерти (отсутствует правопреемство). Если же умер, например, директор юрлица, организация всё равно будет привлечена к ответственности.

Административная Ответственность Физических Лиц

Наряду с законностью иногда в качестве самостоятельного принципа юридической ответственности выделяют и принцип поп bis in idеm («не дважды за одно»), согласно которому никто не должен дважды нести уголовную, административную или иную ответственность за одно и то же правонарушение. Этот принцип относится к применению штрафных (карательных) санкций и не противоречит тому, что к правонарушителю, подвергнутому административной ответственности (карательной санкции, например, штрафу), применяются и восстановительные санкции. Например, хулиган, разбивший витрину магазина, не только подвергается штрафу по ст. 20.1 КоАП РФ («Мелкое хулиганство»), но и обязывается возместить причиненный правонарушением ущерб (оплатить стоимость разбитой витрины).

Кроме того, говоря об относительном, а порою и весьма условном характере связей и зависимостей права и свобод человека от той или иной формации, весьма важным представляется иметь в виду не только межформационную историческую среду, но и внутриформационные, зачастую весьма противоречивые условия, при которых возникают и реализуются те или иные права.

В то же время принцип «не дважды за одно» нельзя противопоставлять такому принципу, как принцип двусубъектности ответственности, характерному именно для административного права. Этот принцип означает, что, например, за совершение по сути одного правонарушения допускается привлечение одновременно юридического лица к административной и физического лица, непосредственно виновного в этом, — к административной или уголовной ответственности. Так, в частности, если при перемещении через таможенную границу России незадекларированного товара неким абстрактным акционерным обществом при наличии признаков так называемой «коммерческой» контрабанды таможня выяснит, что недекларирование товара произошло по вине конкретного сотрудника этого акционерного общества, уполномоченного в силу своих служебных обязанностей на совершение данной процедуры (процедуры декларирования), то наряду с привлечением к административной ответственности самого юридического лица по ст.16.2 КоАП РФ («Недекларирование или недостоверное декларирование товаров и/или транспортных средств») должно быть привлечено к уголовной ответственности и конкретно виновное в этом физическое лицо по ст.188 УК РФ («Контрабанда»). То есть, правонарушение по сути, казалось бы, одно, а субъектов ответственности может быть два.

При возбуждении и рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего лица должностное лицо ФССП России, уполномоченное возбуждать и (или) рассматривать дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица. В случае принятия такого решения должностное лицо ФССП России извещает законного представителя в порядке, предусмотренном ст.25.15 КоАП РФ.

Следует учитывать, что лица, оказывающие юридическую помощь лицам, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе в силу закона пользоваться всеми процессуальными правами, предусмотренными КоАП РФ в отношении представляемых ими лиц. В связи с этим специальные полномочия, например на ознакомление со всеми материалами дела об административном правонарушении, обжалование и т.д. могут в доверенности не оговариваться.

К административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Должностное лицо – это лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

А также члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица, за совершение ряда административных правонарушений, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях РФ.

За административные правонарушения, за исключением специально предусмотренного перечня административных правонарушений, за которые наступает административная ответственность на общих основаниях, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.

Административная ответственность физических лиц

  • Правоспособность административно-правового характера, которая означает способность лиц приобретать административные права и обязанности. Административная правоспособность является частью общей правоспособности лица.
  • Дееспособность административно-правового характера, которая означает практическую способность осуществлять свои права и нести соответствующие обязанности.

Под специальным субъектом административной ответственности принято понимать физическое лицо, которое обладает правосубъектностью и достигло установленного законом возраста, совершившее правонарушение, относящееся к административной отрасли права, и имеющее в составе правонарушения специальные признаки.

Граждане, лица без гражданства, бипатриды и граждане несут административно-правовую ответственность на общих основаниях. Правонарушения иностранных граждан, обладающих иммунитетом на территории государства, рассматриваются в соответствии с договоренностями, достигнутыми путем дипломатических переговоров.

Особым субъектом административной ответственности может быть только физическое лицо, которое обладает правосубъектностью и достигло установленного законом возраста, совершившее правонарушение, относящееся к административной отрасли права, но из-за специального статуса, подпадает под действие исключений их общих положений о производстве.

К лицам, в возрасте от 16 до 18 лет, применяется взыскание в виде штрафа, предупреждения, принесения извинений. Административные дела данных лиц рассматривают комиссии по делам несовершеннолетних. Законными представителями и защитниками несовершеннолетних могут выступать родители, попечители, представители соответствующих органов и служб.

  • не свидетельствовать против себя
  • отказаться от дачи объяснений или дать объяснения
  • знакомиться со всеми материалами дела
  • предоставлять доказательства, заявлять ходатайства
  • пользоваться юридической помощью защитника
  • пользоваться иными процессуальными правами, в том числе, заявлять отводы, подавать жалобы, получать судебные акты и т.п.
Рекомендуем прочесть:  Государственных Гарантий Предусмотренных Действующим Семейным Законодательством

Достаточно часто физические лица привлекаются к тем или иным видам административной ответственности. Кого можно привлечь к данному виду ответственности, каков порядок привлечения граждан к наказанию по КоАП РФ, на эти и другие вопросы читайте ответы далее.

  1. После того, как будет обнаружен факт совершения физлицом административного правонарушения, подлежит составлению протокол об административном правонарушении. После составления такого протокола административное дело считается возбужденным
  2. Физлицу должны быть разъяснены его права и обязанности.
  3. Физлицо, подлежащее привлечению к ответственности, вправе дать пояснения по обстоятельствам дела, которые могут быть отражены в протоколе совершения правонарушения, а также в иных протоколах, либо записаны отдельно и приобщены к материалам дела
  4. Если имеется необходимость в проведении экспертизы, тогда назначается соответствующая экспертиза
  5. Далее материалы дела подлежат направлению для рассмотрения судом, уполномоченным органом или должностным лицом, которые выносят постановления по делу, как правило, о привлечении к ответственности
  • дело может быть возбуждено не только на основании протокола, но и на основании, например, определения о возбуждении дела
  • в отдельных случаях должностным лицом может быть сразу на месте вынесено постановление по делу об административном правонарушении
  • при необходимости может проводиться административное расследование

В КоАП РФ не выделены какие-либо специальные статьи для несовершеннолетних, получается, что несовершеннолетний может быть привлечен по всем статьям КоАП РФ как физлицо. Кроме того, физлицо при достижении 16 лет может быть признано полностью дееспособным в порядке эмансипации.

Административная ответственность юридических лиц

Эти элементы вины образуют общее понятие вины юридического лица как признака совершенного им правонарушения и элемента его юридического состава. Таким образом, исключается представление о возможности невиновной ответственности юридических лиц как якобы отличительной особенности административной ответственности организаций, предприятий и учреждений.

Иными словами, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за правонарушение юридическое лицо.

Объективная вина, как это установлено ст. 2.1 КоАП, представляет собой вину юридического лица с точки зрения государственного органа, назначающего административное наказание в зависимости от характера конкретных действий или бездействия юридического лица, нарушающего установленные правила, т. е. юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Административную ответственность юридических лиц характеризуют традиционные признаки состава административного правонарушения (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона). Однако они обладают существенными особенностями, отличающими их от аналогичных признаков, характеризующих состав административного правонарушения, совершаемого физическими лицами. Прежде всего и в основном это касается понятия вины.

Естественно, понятие вины применительно к юридическим лицам должно иметь иное содержание, чем в тех случаях, когда к административной ответственности привлекаются физические лица. При этом выяснение характера вины в отношении юридических лиц через призму классического понимания умысла или неосторожности является беспредметным. В административном праве может существовать комплексное понимание вины юридического лица, включающее объективный и субъективный подходы.

Таким образом, к доказыванию по делу об административном правонарушении относится момент привлечения правонарушителя к ответственности: до или после реорганизации. В том случае если привлечение к ответственности предприятия (юридического лица) произошло после окончания процедуры его реорганизации, то тогда соответственно административный штраф за нарушение в сфере законодательства о налогах и сборах исключается. По той причине, что организация, которая является правонарушителем, перестает к этому моменту существовать как юридическое лицо, и в результате чего все ее права и обязанности переходят к одному или нескольким правопреемникам, в отличие от ответственности, которая всегда индивидуальна. Если же юридическое лицо привлекли к имущественной административной ответственности до реорганизации, но по факту ни какого исполнения не произошло, то в таком случае возможно применение взыскания на имущество правопреемникa, но без привлечения правопреемникaк ответственности за правонарушение, которое было содеяно его предшественником, так как у приемника вина отсутствует. За исключением тех некоторых случаев когда присутствуют умышленные согласованные действия, направленные на то чтобы уклонится от уплаты налогов и сборов.

Дисквалификация состоит в лишении физического лица права входить в совет директоров (наблюдательный совет), занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Административное наказание в виде дисквалификации назначается только судьей.

1) минимальному размеру оплаты труда (далее — МРОТ), без учета районных коэффициентов, установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения. Под минимальным размером оплаты труда понимается гарантируемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека;

Административная ответственность обладает своей собственную нормативно – правовой основой, отличной от нормативно-правовых основ других видов ответственности, и ее нормы образуют самостоятельный институт административного права. Административная ответственность устанавливается законами, подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях.

Развитие налогового законодательства невозможно без комплексного и системного подхода к применению норм об ответственности за налоговые нарушения. Ответственность за налоговые нарушения формируется в рамках специального регулирования имущественных отношений при налогообложении. Налоговый кодекс РФ содержит исчерпывающий перечень видов противоправных налоговых правонарушений. Закрепленное в НК РФ понятие вины не исключает применения налоговой санкции за совершение по неосторожности налогового правонарушения, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать. Субъектами, к которым применяется мера ответственности, согласно Кодексу, являются налогоплательщики (организации и индивидуальные предприниматели, физические лица), плательщики сборов, а также налоговые агенты.

3. Особенности административной ответственности граждан Российской Федерации и иных физических лиц, относящихся к категории специальных субъектов административной ответственности, устанавливаются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

1. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста, по достижении которого наступает административная ответственность, и совершившие административное правонарушение на территории Новосибирской области, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

4. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Новосибирской области административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

Страница 1 ); Административная ответственность физических и юридических лиц

В первой части работы рассмотрено понятие и основание административной ответственности. Далее рассмотрена административная ответственность физических лиц, виды административных наказаний. В заключительной части работы изучена административная ответственность должностных и юридических лиц.

Трейдинг криптовалют на полном автомате по криптосигналам. Сигналы из первых рук от мощного торгового робота и команды из реальных профессиональных трейдеров с опытом трейдинга более 7 лет. Удобная система мгновенных уведомлений о новых сигналах в Телеграмм. Сопровождение сделок и индивидуальная помощь каждому. Сигналы просты для понимания как для начинающих, так и для опытных трейдеров. Акция. Посетителям нашего сайта первый месяц абсолютно бесплатно .

К моменту разработки проекта Кодекса РФ об административных правонарушениях ответственность юридических лиц (предприятий, организаций) была установлена за широкий круг деяний в области таможенного, налогового, земельного, природоохранного законодательства, пожарной безопасности и т.д.

Возникновение административной ответственности в отношении физических и юридических лиц возможно в самых различных сферах как пример, при таможенных отношениях, в налогообложении, и т.д. Но при этом не возникает оснований для выделения каких-то особенных видов ответственности (таможенной, налоговой и пр.).

Учитывая большой объем законодательного материала, разработчики проекта КоАП РФ первоначально хотели ограничиться включением в него лишь норм об ответственности юридических лиц, которые действовали на тот момент. Но в ходе работы над особенной частью проекта возникла убежденность относительно целесообразности в целом ряде составов правонарушений добавления в перечень субъектов ответственности и юридических лиц. Разработчики исходили из предположения, что предприятие или организация может быть субъектом данного правонарушения, и полагали, что ничего страшного не произойдет, если практика покажет, что юридические лица не совершают предусмотренные данной конкретной нормой кодекса правонарушения. Но будет гораздо хуже, если возникает необходимость привлечь за совершение правонарушения юридическое лицо, а легитимной возможности для этого не окажется.

Статья КоАП РФ

Особенностью административной ответственности юридических лиц выступает то, что КоАП РФ допускает привлечение к административной ответственности тех юридических лиц, которые административное правонарушение не совершали, но являются правопреемниками юридических лиц, такие нарушения допускавших, то есть случаев реорганизации. Частью 1 ст. 57 Гражданского кодекса РФ предусмотрены пять форм реорганизации юридического лица: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Все они учтены в комментируемой статье.

Рекомендуем прочесть:  Судебные приставы воскресенск часы работы

Определенные сложности возникают при решении вопроса об административной ответственности юридических лиц при разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц. Комментируемая статья в данном случае определяет, что к ответственности привлекается то юридическое лицо, к которому, согласно разделительному балансу, перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

При ответе на данный вопрос следует исходить из того, что Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» термин «разделительный баланс» был не просто исключен, а заменен термином «передаточный акт» (п. 13 ст. 1). Соответственно, к административной ответственности при разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц должно привлекаться то юридическое лицо, к которому перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение, согласно передаточному акту.

Акционерное общество «Красноярская региональная энергетическая компания» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю о признании незаконным и отмене Постановления от 21.09.2015 по делу А452-14.32/15. Судом было установлено, что постановлением по делу об административном правонарушении от 21.09.2015 N А452-14.32/15 ООО «КРЭК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ООО «КРЭК» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

При этом, как следует из материалов дела, 22.01.2015 деятельность ООО «КРЭК» прекращена путем реорганизации в форме преобразования в АО «КРЭК», о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись (ГРН 2152468056739). В оспариваемом постановлении по делу об административном правонарушении от 21.09.2015 N А452-14.32/15 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признано ООО «КРЭК».

Юридические услуги, адвокат, закон, юрист, суд, консультация, развод

Неисполнение обязанностей либо нарушение запретов квалифицируется как правонарушение и поэтому влечет неблагоприятные последствия для нарушителя.
Ответственность за совершение правонарушений установлена федеральными законами. Уголовный кодекс РФ содержит свод запретов, нарушение которых является наиболее тяжким видом правонарушений, и, как следствие, предусматривает наиболее тяжкие виды наказаний. Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает основания ответственности за менее тяжкие правонарушения. Кроме того, основания привлечения к ответственности содержатся и в других законах: Налоговом кодексе РФ, Таможенном кодексе РФ, Гражданском кодексе РФ.
Каждый должен представлять, что совершение одного и того же противоправного действия или бездействия может повлечь за собой юридическую ответственность (дисциплинарную, материальную, гражданскую, административную или уголовную). Квалификация ответственности зависит от сопутствующих нарушению обстоятельств, наличия (отсутствия) умысла и вины, а также от степени опасности (тяжести) последствий, явившихся результатом этого нарушения.
В российском законодательстве отсутствует легальное определение понятия «ответственность». Теория права выработала большое количество определений ответственности, но единой точки зрения на этот вопрос нет.
Под юридической ответственностью понимают:
— наказание за совершенное правонарушение;
— реализацию санкции нормы права;
— меру государственного принуждения, которая выражается в отрицательных последствиях для правонарушителя;
— обязанность претерпевать определенные лишения личного или имущественного характера;
— порицание как совершенного правонарушения, так и правонарушителя;
— особое правоотношение, возникающее в связи с совершенным правонарушением.
Таким образом, юридическая ответственность — это необходимость лица подвергнуться мерам государственного принуждения за совершенное правонарушение .
———————————
Малько А.В. Краткий курс теории государства и права. Саратов, 2004. С. 107.

В науке административного права имеет место и иной подход к вине юридического лица. Он основан на приоритете объективного аспекта в деятельности юридического лица. Аналогичное по конструкции понятие вины имеется в гражданском и предпринимательском праве. При таком рассмотрении вина юридического лица определяется как «комплекс негативных элементов, характеризующихся дезорганизацией деятельности юридического лица, непринятием им необходимых мер для надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей, неприложением требуемых усилий для предупреждения правонарушений и устранения их причин» .
———————————
Овчарова Е.В. Административная ответственность юридических лиц: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2001. С. 13.

Проблема административной ответственности организаций не получила не только в законодательстве, но и в теории приемлемого разрешения. В правовых актах термин «административная ответственность» почти не применяется. Чаще говорится об ответственности в административном порядке, но это не одно и то же.
Переход к рыночным отношениям, появление хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм закономерно возродили административную ответственность юридических лиц в виде штрафа. Это отчасти объясняется тем, что новые условия позволили усилить влияние административного штрафа на укрепление законности в деятельности юридических лиц, поскольку его крупные размеры призваны ощутимо отражаться на их имущественном положении. В ряде случаев узаконена возможность сочетания административной ответственности юридических и должностных лиц.
Тем не менее законодательство об административной ответственности организаций еще не представляет собой систему, сложившуюся на основе четкой концепции законодателя.
Действующим законодательством субъектами административной ответственности признаются, как правило, организации, имеющие статус юридического лица. Из этого правила есть частные и конкретные исключения (например, филиалы предприятий, не являющиеся юридическими лицами, могут привлекаться к административной ответственности за некоторые нарушения налогового законодательства).
Признаки субъекта административного правонарушения в виде организаций чаще всего фокусируются в деяниях тех или иных физических лиц, чаще должностных. Если деяния в законе обезличены, т.е. не обозначены лица, которые могут быть признаны виновными в совершении административного правонарушения, вина коллективного образования определяется по противоправным последствиям его деятельности. Например, когда речь идет об умышленном нарушении организацией законодательства, его норм, субъектами такого нарушения являются должностные лица или иные его работники. Субъектами такого правонарушения могут быть признаны одновременно соответствующие должностные лица и организация в целом.
Субъектами многих видов правонарушений признаются юридические лица, исключая их должностных лиц, например загрязнения земель химическими и радиоактивными веществами и других нарушений земельного законодательства, правонарушений в области строительства.
В настоящее время организации признаются субъектами нарушений, влекущих административную ответственность, в основном земельного, налогового законодательства, законодательства об охране окружающей среды, правонарушений в области строительства. Виды правонарушений, а иногда их понятия конкретизируются в законодательстве, устанавливающем за них административную ответственность. Так, под правонарушением в области строительства понимается несоблюдение обязательных требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, проектов, других нормативных актов в области строительства, влекущее снижение и потерю прочности, устойчивости, надежности зданий, строений, сооружений, их частей и т.д. .
———————————
Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Ч. 1. М.: Теис, 1994. С. 245.

Налоговые санкции, установленные НК РФ, взыскиваются в судебном порядке как с юридических лиц, так и с физических лиц — предпринимателей, обладающих этим статусом. Штрафы за нарушения в области налогов с должностных лиц, установленные КоАП РФ, уплачиваются добровольно, в случаях отказа либо невозможности добровольной уплаты штрафа — в порядке исполнительного производства. Порядок привлечения должностных лиц за нарушение в области налогов установлен КоАП РФ. Так, из анализа гл. 28 КоАП РФ следует, что, для того чтобы привлечь должностное лицо за совершение налогового правонарушения, должностному лицу налогового органа необходимо возбудить дело об административном правонарушении путем составления протокола по собственной инициативе, по сообщению правоохранительных и иных государственных органов местного самоуправления, заявлениям физических лиц, проведя при необходимости административное расследование с вынесением соответствующего определения. Далее: заявление о привлечении должностного лица к ответственности, протокол и материалы административного правонарушения направляются должностными лицами налоговых органов в суды (арбитражные и общей юрисдикции) для рассмотрения дела об административном правонарушении. Суд в 15-дневный срок со дня получения материалов при соблюдении всех процессуальных норм, предусмотренных гл. 29 КоАП РФ, выносит постановление о назначении административного взыскания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Процессуальные нормы по рассмотрению дел об административных правонарушениях детально проработаны законодателем в КоАП РФ. Однако при рассмотрении дел об административных правонарушениях суды также руководствуются нормами АПК РФ, ГПК РФ, которые предусматривают свой, отличный порядок рассмотрения дел. Таким образом, приходят в противоречие нормы процессов административного, арбитражного и гражданского.
В случае обжалования решений суда о взыскании налоговых санкций по Налоговому кодексу действуют правила АПК РФ и ГПК РФ, а обжалуемый судебный акт носит название «Решение», в случае обжалования постановлений о наложении штрафов на должностных лиц за нарушение законодательства в области налогов действует правило гл. 3 КоАП РФ.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ правонарушения выявляются в результате проведения налоговых выездных камеральных проверок. По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме. Необходимые реквизиты акта налоговой проверки установлены ст. 100 НК РФ. По результатам камеральных проверок в случае обнаружения налогового правонарушения налоговый орган сообщает налогоплательщику об этом с требованием внести соответствующие изменения в декларацию в установленный срок либо оплатить суммы доплат по налогам и пени.
При невыполнении налогоплательщиками требований налогового органа о внесении изменений и уплате доначисленных сумм налогов должностные лица налогового органа (руководитель либо его заместитель) выносят решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Статья 101 НК РФ предусматривает порядок производства по делу о налоговом правонарушении по результатам выездной налоговой проверки. Порядок же принятия по результатам камеральной налоговой проверки вообще не урегулирован в НК РФ, что является явным пробелом права. Практика же применения налогового законодательства сложилась таким образом, что налогоплательщик привлекается без извещения о наличии правонарушения, без участия в принятии решения о его привлечении к ответственности, без возможности высказать свое мнение, защищаться от штрафа. В связи с этим учение о вине налогового правонарушителя сводится к нулю: виноват, не виноват — отвечай, если допустил ошибку в налоговой декларации либо пропустил срок представления налоговой декларации.
На основании решения налоговых органов о наложении на виновных лиц налоговых санкций налоговые органы за взысканием санкций обращаются с заявлениями об их взыскании в арбитражные суды. Что касается проблемы соотношения административной ответственности юридических лиц с ответственностью уполномоченных должностных лиц в административном порядке, следует отметить, что если к совершению юридическим лицом административного правонарушения приводят действия или бездействие конкретных должностных лиц, то в такой ситуации встает вопрос об ответственности этих лиц. Кроме того, в специально придуманных законодательством случаях деяние должностного лица также образует состав административного правонарушения, т.е. в конкретной ситуации могут существовать два правонарушителя — юридическое лицо и должностное лицо. В других ситуациях должностные лица могут привлекаться к дисциплинарной ответственности, так как налицо нарушение ими служебных обязанностей .
———————————
Рябов Ю.С. Административная ответственность граждан и должностных лиц. Пермь: Книжное издательство, 1984. С. 18.

Рекомендуем прочесть:  Гермес Полис Компенсация

В соответствии со ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных указанным Кодексом.
Административным же правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность. Таким образом, признаками административного правонарушения являются антиобщественность, противоправность, виновность, наказуемость. Что касается таких признаков, как антиобщественность (законодательством определено, какое деяние является антиобщественным в рамках института административной ответственности, а какое — нет), противоправность (заключается в совершении деяния, нарушающего нормы административной и других отраслей права, охраняемые мерами административной ответственности) и наказуемость (административным правонарушением признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность), то их применение оправданно относится к деяниям, совершенным как физическими, так и юридическими лицами.
В соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит в том числе виновность привлекаемого к ответственности лица. Исходя из содержания ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, если оно должно было выполнить возложенную на него обязанность (за несоблюдение которой законом установлена ответственность), могло ее выполнить, но лицом не предприняты все зависящие меры по ее выполнению. При этом в отличие от вины физического лица вина юридического лица, по сути, является характеристикой объективной стороны совершенного административного правонарушения. Вступая в соответствующие правоотношения, лицо должно знать о существовании установленных обязанностей, а также обеспечить их выполнение, т.е. соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил. Поэтому при доказывании вины юридического лица следует устанавливать и подтверждать материалами дела все указанные обстоятельства в совокупности.
Вопрос о виновности юридического лица решить однозначно весьма затруднительно. Поскольку вина — это внутреннее психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям, возникает закономерный вопрос: «Как можно рассматривать психическое отношение организации к противоправному деянию и его последствиям?». Рассмотрение этого вопроса дает понимание вины юридического лица посредством проекции вины физических и должностных лиц, непосредственно осуществляющих действия от имени юридического лица.
Рассмотренная таким образом «вина юридических лиц должна пониматься как психологическое отношение к содеянному коллектива, определяемое по доминирующей воле в этом коллективе» .
———————————
Петров М.П. Административная ответственность организаций (юридических лиц): Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 1998. С. 6.

Административная Ответственность Физических Лиц

3) военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов, которые несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах. Исключение составляют административные правонарушения, перечисленные в ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, за которые они несут ответственность на общих основаниях;

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Поскольку КоАП РФ не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц.

Административная ответственность (в юридической литературе) — комплекс неблагоприятных для лица правовых последствий в виде предусмотренных административно-правовой нормой мер административного наказания, применяемых уполномоченным органом, должностным лицом или судьей в связи с совершением этим лицом административного правонарушения.

  • отрицательная оценка противоправного действия (бездействия) и субъекта, его совершившего, выражающаяся в осуждении виновного от имени государства;
  • назначение виновному лицу административного наказания;
  • неблагоприятные юридические последствия для лица, привлеченного к административной ответственности, связанные с состоянием административной наказанности (статья 4.6 КоАП РФ).

Open Library — открытая библиотека учебной информации

Административное наказание это установленная государством мера ответственности зa совершение административного правонарушения и применяется в целяx предупреждения совершения новыx правонарушений кaк самим правонарушителœем, тaк и другими лицами (ст. 3.1 КоАП РФ). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, термин Административную ответственность можно определить кaк административноe принуждение в видe применения административного наказания к лицу, совершившему административноe правонарушение.

Особенности административной ответственности граждан Российской Федерации и иных физических лиц, относящихся к категории специальных субъектов административной ответственности, устанавливаются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание является одним из основополагающих институтов административного права, применяется за совершение противоправного, виновного действия (бездействия) физического или юридического лица, за ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ установлена административная ответственность.

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, апатриды (лица без гражданства), достигшие на момент совершения административного правонарушения возраста͵ при достижении которого наступает административная ответственность, и совершившие административно — правовое нарушение на территории Новосибирской области, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Административная ответственность иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом oт административной юрисдикции РФ в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ и совершившего нa территории Новосибирской области административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

Административное наказание является формой государственногои разновидностью административного принуждения и представляет собой правовуюоценку деяния (действия или бездействия) административного правонарушения. Ононазначается во всех случаях от имени государства, а лицо, совершившееправонарушение, обязано претерпеть неблагоприятные ограничения и лишения.

Необходимость привлечения этих лиц к административнойответственности за ряд правонарушений на общих основаниях в ранее действовавшемКодексе обусловливалась специфичностью данных правонарушений и предусмотреннымиспецифичными мерами государственного принуждения за их совершение: лишениеспециального права (управления транспортным средством, охоты), возмездноеизъятие и конфискация предметов, явившихся орудиями совершения правонарушений(ружей, других орудий охоты или добывания животных, предметов контрабанды) и т.д. Наложение данных административных взысканий по смыслу совершенных правонарушенийбыло необходимо, а дисциплинарная ответственность таких специальных мер не предусматривала.В настоящее время на указанные категории государственных служащих возможноналожить любое административное наказание (кроме административного ареста).Этим нарушается логика права, определяющая принцип административнойответственности данной категории лиц. Невозможность наложения административногоштрафа на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, объясняетсялишь отсутствием у последних самостоятельных источников доходов, с которых егоможно было бы удержать.

Первое, отрицательными последствиями научно-техническогоразвития. Повальное использование продукции современной химии, радиоактивныхэлементов, сложной техники, газа, компьютеров, электричества и т. д. заставляетобщество озаботилось своей санитарной, противопожарной, информационной и инойбезопасности. Достаточно вспомнить o вреде, который наносятдорожно – транспортные происшествия, загрязнения водоемов промышленнымиотходами. Появилась необходимость улучшить охрану людей, материальныхценностей, окружающей среды от отрицательных последствий научно-техническогопрогресса.

Дисквалификация состоит в лишениифизического лица права входить в совет директоров (наблюдательный совет), заниматьруководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, осуществлятьпредпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлятьуправление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательствомРФ. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Административноенаказание в виде дисквалификации назначается только судьей.

Состояние наказанности имеет не только карательный, ночастнопревентивный аспект воздействия, т.к. обстоятельством, отягчающим ответственность,признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым кответственности за аналогичное правонарушение. Лицо, претерпевающее состояниенаказанности, осознает, что в случае совершения повторного налоговогоправонарушения сумма штрафа на основании ст. 114 НК увеличивается в два раза. Индивидуализация- принцип юридической ответственности, а карательное воздействие должно бытьиндивидуализировано. Как может быть индивидуализирована налоговаяответственность, если в подавляющем большинстве случаев законодательустанавливает абсолютно определенные и безальтернативные санкции. Между темКонституционный Суд РФ в своих Постановлениях неоднократно указывал, что мерыюридической ответственности должны быть справедливыми, соразмерными,дифференцированными, а сами эти принципы вытекают непосредственно из КонституцииРФ.

Adblock
detector