Административная Ответственность В Сфере Прав Потребителей

Юридическая ответственность за нарушение прав потребителей

В современном законодательстве РФ уделяется большое внимание юридической ответственности продавца, изготовителя, исполнителя за нарушение прав потребителя. От наиболее существенных нарушений потребителей защищает административное, гражданское и уголовное законодательство.

Возмещение убытков потребителю обусловлено тем фактом, что они является существенным и распространенным последствием приобретения некачественного товара, выполненной работы или оказанной услуги. Эта форма ответственности имеет общее значение и применяется во всех случаях нарушения прав гражданина, если иное не предусмотрено законом или договором. Возмещение убытков направленно на восстановление имущественных прав потерпевшего за счет имущества правонарушителя. Таким образом, возмещение убытков является компенсационной мерой, которая позволяет возвратить имущественное положение потерпевшего в первоначальное состояние. Убытки могут выражаться в реальном ущербе и в упущенной выгоде.

В зависимости от совершенного правонарушения назначается и мера административного взыскания,что за нарушение правил торговли влечет наложение штрафа от 3 до 25 минимальных размеров оплаты труда, за незаконную торговлю и реализацию товара от 3 до 100 минимальных размеров оплаты труда,продажу товаров, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям и эталонам качества, за продажу товаров без документов и нарушение государственной дисциплины цен и др.

Гражданское законодательство и Закон РФ «О защите прав потребителей» действуют в комплексе и дополняют друг друга. Основное регулирование отношений между потребителем, продавцом, изготовителем и исполнителем все-таки осуществляется нормами гражданского законодательства. Конституционная норма о гарантиях судебной защиты прав и свобод граждан предусматривает защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав судом, в соответствии с нормами о подведомственности.

Взыскание за административное правонарушение применяется только к лицу, его совершившему. Только лишь при наличии состава административного правонарушения лицо привлекается к административной ответственности. Взыскание налагается в точном соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

Права потребителей

  • предупреждение;
  • штраф;
  • возмездное изъятие предмета или его конфискация, явившегося орудием совершения или не­посредственным объектом административного правонаруше­ния;
  • лишение специального права;
  • исправительные работы; административный арест;
  • административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без граж­данства.
  1. Нарушение правил торговли — продажа това­ров на предприятиях и в организациях, осуществляющих торговлю, независимо от форм собственности, а также гражданами, зарегистрированными в качестве предпринимате­лей, в нарушение установленных правил реализации това­ров — влечет наложение штрафа в размере от 3 до 25 минималь­ных размеров оплаты труда;
  2. Незаконная торговля товарами (иными предметами), свободная реализация которых запрещена или ограничена — влечет наложение штрафа от 3 до 100 минимальных раз­меров оплаты труда с конфискацией товаров или предметов либо без таковой:
  3. Продажа товаров ненадлежащего качества или с нару­шением санитарных правил (ст. 146) — продажа товаров. не соответствующих требованиям стандартов, технических условий и образцам (эталонам) по качеству, комплектнос­ти и упаковке, на предприятиях торговли независимо от форм собственности, а равно на иных предприятиях, осуществляющих реализацию товаров населению, или гражда­нами. зарегистрированными в качестве предпринимателей,— влечет наложение штрафа от 3 до 25 минимальных разме­ров оплаты труда.
  4. Торговля продовольственными товарами в нарушение са­нитарных правил либо без сертификатов и (или) знака со­ответствия, удостоверяющих их безопасность для жизни и здоровья потребителей,— влечет предупреждение либо наложение штрафа от 5 до 100 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией или без таковой.
  5. Продажа товаров без документов — продажа товаров или иных предметов на предприятиях торговли не­зависимо от форм собственности, а равно на иных предпри­ятиях, осуществляющих реализацию товаров населению, или гражданами, зарегистрированными в качестве предприни­мателей, без документов, содержащих сведения об изгото­вителе, поставщике или продавце, а также без применения контрольно-кассовых машин — влечет наложение штрафа от 50 до 100 минимальных раз­меров оплаты труда.
  6. Нарушение государственной дисциплины цен — завышение государственных регулируемых иен (тарифов) на продукцию, предельных цен (тарифов), уста­новленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам), нарушение порядка декларирования цен и тарифов или иное нарушение государственной дисциплины цен — влечет наложение штрафа от 50 до 100 минимальных раз­меров оплаты труда.
  7. Продажа подакцизных товаров без маркировки марка­ми установленных образцов — продажа и (или) организация продажи гражданами или индивидуальными предпринимателями подлежащих маркировке марками уста­новленных образцов подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов — влечет наложение штрафа от 10 до 100 минимальных раз­меров оплаты труда с конфискацией немаркированного то­вара.
  8. Нарушение правил торговли спиртными напитками — нарушение работниками предприятий (органи­заций) торговли и общественного питания правил торговли водкой и другими спиртными напитками — влечет наложение штрафа от 100 до 200 рублей.
  9. Обман потребителей в небольшом размере — обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблужде­ние относительно потребительских свойств, качества товара или иной обман потребителей в магазинах, на других пред­приятиях, осуществляющих реализацию товаров или ока­зывающих услуги населению, независимо от форм собствен­ности, а равно гражданами, занимающимися предпринима­тельской деятельностью в сфере торговли (услуг), совер­шенные в небольшом размере,— влечет наложение штрафа от 1 до 30 минимальных раз­меров оплаты труда.

Предписание выносится в соответствии с принятым ре­шением в течение трех дней после разбирательства дела или оформляется в течение трех дней со дня составления акта проверки продавца (изготовителя, исполнителя). Предписание подлежит добровольному исполнению с обязательным уведомлением об этом антимонопольного орга­на. В случае уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения предписания о прекращении нарушений прав потребителей антимонопольные органы имеют право воз­буждать дело о привлечении виновных лиц к ответственно­сти. При этом на изготовителя (исполнителя, продавца) может быть наложен штраф в раз­мере до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Практика работы антимонопольных органов показывает, что большая часть предписаний о прекращении нарушения прав потребителей исполняется в добровольном порядке без принятия мер административного воздействия. Значитель­ная часчь требований потребителей, как правило, удовлет­воряется еще в период подготовки дела к рассмотрению на комиссии
Исполнители (изготовители, продавцы) имеют право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным полнос­тью или частично предписания антимонопольного органа либо об отмене или изменении постановления о наложении штрафа.
В пределах своей компетенции антимоно­польный орган и направ­ляет материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановле­нии действия данной лицензии или о ее досрочном аннули­ровании; в органы прокуратуры; другие правоохранитель­ные органы по подведомственности материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам пре­ступлений, связанных с нарушением предусмотренных за­коном прав потребителей.
По требованию государственного антимонопольного органа и его территориальных управлений продавцы, изготовите­ли, исполнители обязаны предоставить достоверные доку­менты, письменные или устные объяснения и иную инфор­мацию, необходимую для охраны интересов потребителей.
Наряду с антимонопольными органами в сфере защиты прав потребителей действуют и другие государственные органы. Так, контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг) осуществляют орга­ны государственного управления: Госстандарт России, Го­сударственный комитет санэпидемиологического надзора, Министерство экологии и природных ресурсов, Госторгинспекция и их территориальные органы и управления, а так­же другие федеральные органы исполнительной власти. В пределах своей компетенции эти органы вправе направлять предписания об уст­ранении нарушений требований к безопасности товаров, о снятии с производства, о прекращении выпуска и продажи таких товаров, о прекращении продажи товаров с истекшими сроками годности и службы и в случае, когда такие сроки не установлены, но должны быть, а также предписания о приостановлении продажи товаров при отсутствии надлежа­щей информации о них, об отзыве товаров от потребителей.
Федеральные органы исполнительной власти (их терри­ториальные органы) вправе налагать штрафы в случаях:

В первом случае действия антимонопольных органов на­чинаются с рассмотрения конкретных заявлений граждан. В случае отказа хозяйствующим субъектом в добровольном порядке удовлетворить законные претензии потребителя, то антимонопольные органы возбуждают дело о нарушении конкретных статей Закона и принимают меры к принудитель­ному удовлетворению требований потребителя, путем вы­дачи обязательных для исполнения предписаний. Помимо этого предусмотрена также выдача предпи­саний о прекращении или о приостановлении продажи то­варов в случаях, если специалистами антимонопольных ор­ганов выявлены следующие нарушения:
1. продажа товаров с истекшим сроком годности;

Административное взыскание является мерой ответствен­ности и применяется в целях воспитания лица, совершив­шего административное правонарушение, а также предуп­реждения свершения новых правонарушений как самим пра­вонарушителем, так и другими лицами. Выделяют следующие виды административных взысканий:

Административная Ответственность В Сфере Прав Потребителей

– в непредставлении потребителю льгот и преимуществ, установленных законом (часть 3) (постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 января 2011 года по делу N А44-2142/2010, постановления ФАС Уральского округа от 3 декабря 2009 года № Ф09-9726/09-С1 по делу № А50-15541/2009, ФАС Поволжского округа от 12 мая 2009 года по делу № А57-4382/08);

Рекомендуем прочесть:  Поставили в угол на уроке

Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Это официальная дефиниция, приведенная в законе. Об административной ответственности за нарушения в сфере реализации прав потребителей вы можете прочитать в нашей статье.

Так, ФАС Уральского округа в своем постановлении от 15 января 2008 года № Ф09-11140/07-С1 по делу № А60-30764/07 согласился с выводами суда предыдущей инстанции о том, что в действиях предпринимателя усматривается нарушение части 1 статьи 14.8 КоАП РФ, поскольку на вывеске магазина предпринимателя отсутствует обязательная и необходимая информация о месте нахождения магазина, юридическом адресе, режиме работы магазина, отсутствует информация о государственной регистрации и наименовании органа его зарегистрировавшего;

Согласно статье 495 части 2 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации.

Продавец, не предоставивший покупателю возможность получить соответствующую информацию о товаре, несет ответственность и за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации.

Административная ответственность юридических лиц за нарушение законодательства о защите прав потребителей административное право, административный процесс (стр

Следует признать, что и административное законодательство, и юридическая наука оказались не вполне готовы к решению этой задачи. Существовавших ранее мер гражданско-правового воздействия на недобросовестных предпринимателей было явно недостаточно, а административно — правовой механизм реализации мер административного принуждения в области защиты прав потребителей фактически отсутствовал.

Одной из главных причин этого является спорность проблемы вины юридического лица. По вопросу вины юридического лица проведено большое количество научных исследований, накоплена определенная правоприменительная практика. Тем не менее до настоящего времени сохраняется неопределенность как в теоретических подходах, так и в практике установления вины юридических лиц.

В связи с этим остро встали вопросы теоретического обоснования и правового регулирования административной ответственности юридических лиц на потребительском рынке как важного средства воздействия государства на экономические процессы для решения задач сбалансированного сочетания публичных и частных интересов.

Актуальность темы исследования. Глобальные изменения во всех сферах государственной и общественной жизни России начала 90-х годов привели к созданию рыночной экономики. На законодательном уровне было провозглашено и реализовано на практике многообразие и равноправие различных форм собственности. Следствием этого явилось появление новых хозяйствующих субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), ранее не известных отечественному законодательству. Деятельность данных субъектов с учётом закрепленного в Конституции РФ принципа приоритета прав личности по отношению к остальным социальным ценностям была ориентирована на насыщение потребительского рынка и защиту прав граждан как основных потребителей товаров, работ, услуг.

Перечисленные обстоятельства затрудняют не только научное исследование правонарушений, посягающих на права потребителей и выделение этих правонарушений среди других родственных деликтов, но и практику применения действующего в этой области законодательства, являясь нередко следствием как необоснованного привлечения, так и необоснованного освобождения юридического лица от административной ответственности.

Несмотря на существенное различие отношений по купле-продаже от отношений по поводу выполнения работ и оказания разнообразных услуг, они имеют определенные общие черты, что предоставляет законодателю возможность единообразного их регулирования. В то же время имеющиеся существенные различия между ними вынуждают законодателя регулировать такие отношения в отдельных главах закона о защите прав потребителя.

административных правонарушений в сфере защиты прав потребителей предложено применять комплексный подход к пониманию его вины, включая как объективный, так и субъективный критерии, что позволит исключить возможность возложения на юридических лиц ответственности без вины.

Так, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее — ВАС РФ) в п. 21 постановления от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указал, что поскольку в Особенной части КоАП РФ административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, то суды при квалификации объективной стороны такого состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства.

«Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена»; ст.19.14. «Нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих». 2.

ответственности. При этом процессуальные основания юридической ответственности, являясь своеобразной формой его материально-правовой стороны, не обосновывают саму возможность юридической ответственности конкретного лица, а говорят лишь о тех процессуальных условиях, при наличии которых имеет место фактическое основание совершенного этим лицом правонарушения. Важно отметить, что процессуальные основания имеют отношение не ко всем стадиям ответственности, а лишь к стадии ее реализации.

Административная ответственность за нарушение прав потребителей

Как следует из материалов данного дела, 26.05.2003 сотрудники Мосторгинспекции провели проверку ООО «МИН», в ходе которой установили факт осуществления денежных расчетов без применения ККМ, обсчет покупателя в сумме 1 руб., отсутствие сведений об изготовителе на брелоке-открывашке, кольце, бирке пластиковой и товаросопроводительных документов на товар.

Как следует из материалов дела, Региональной энергетической комиссией Свердловской области проведена проверка соблюдения обществом порядка ценообразования. В ходе проверки установлен факт обмана потребителей обществом как организацией, оказывающей населению жилищно-коммунальные услуги.

Из ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ следует, что постановление об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Отказывая в удовлетворении заявления налогового органа о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Оникс плюс» к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, суд исходил из положений п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, согласно которому постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня его совершения. Кассационная инстанция, рассмотрев данное дело по жалобе налогового органа, оставила судебные акты нижестоящих инстанций без изменений, а довод заявителя о том, что административное правонарушение, предусмотренное ст. 14.16 КоАП РФ, следует рассматривать как нарушение прав потребителей, отклонила .

В судебно-арбитражной практике вызывают интерес вопросы, связанные с привлечением к ответственности организаций и индивидуальных предпринимателей за нарушение прав потребителей, в случаях когда действия, составляющие объективную сторону административного правонарушения, выполняет работник по своему собственному усмотрению без распоряжения на то работодателя.

КоАП РФ Статья 14

4. Неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), —

6. Продажа отдельных видов технически сложных товаров с предварительно установленными программами для электронных вычислительных машин с нарушением установленного законодательством о защите прав потребителей требования об обеспечении возможности использовать отдельные виды технически сложных товаров с предварительно установленными программами для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства — члены Евразийского экономического союза, —

Примечание. В случае отказа двум и более потребителям одновременно в предоставлении товаров (выполнении работ, оказании услуг) либо доступе к товарам (работам, услугам) по причинам, связанным с состоянием их здоровья, или ограничением жизнедеятельности, или их возрастом, либо в случае соответствующего неоднократного отказа одному или двум и более потребителям одновременно административная ответственность, предусмотренная частью 5 настоящей статьи, наступает за такой отказ каждому потребителю и за каждый случай такого отказа в отдельности.

Сам себе юрист

В соответствии со статьей 14.7 КоАП РФ обман потребителей, включающий обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда.

Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 11 марта 2005 года по делу № А23-3738/04А-15-293 определено, что согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (статья 1.5 КоАП РФ).

Рекомендуем прочесть:  Льготы Для Чернобыльцев На 2022 Год В Рф По Крыму

Статья 14.8 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы. Данное административное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.

Постановлением апелляционной инстанции от 4 августа 2005 года решение отменено в части признания незаконным постановления о привлечении Общества к административной ответственности и вынесено новое решение, которым отказано в удовлетворении требований в этой части. В остальной части решение оставлено без изменения. Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, Общество в кассационной жалобе просит о его отмене как принятого с нарушением пункта 4 Правил продажи алкогольной продукции, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 августа 1996 года № 987, статей 10, 43 Закона О защите прав потребителей, пункта 18 постановления ВАС РФ от 2 июня 2004 года № 10, пункта 3 статьи 1.5 КоАП РФ.

Между тем продажа верхней одежды с указанием в маркировке о лечебных свойствах товара без соответствующего разрешения на применение таких изделий в медицинских целях в нарушение пункта 72 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года, № 55 с последующими изменениями, а также массажера, измерителя давления производства Япония без указания юридического адреса (места нахождения изготовителя и продавца) является нарушением пунктов 11, 15 названных Правил.

В части 2.ст. 200 УК РФ установлена ответственность за обман потребителей, совершенный лицом, ранее судимым за обман потребителей (п. «а»), группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. «б»), в крупном размере (п. «в»). Данные лица наказываются лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Согласно ст.146.4. продажа товаров, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям и эталонам качества, комплектности и упаковки, всеми предприятиями торговли, независимо от формы собственности, карается наложением штрафа от 3 до 25 минимальных размеров оплаты труда, а при реализации продовольственных товаров с нарушением санитарных правил или без сертификата налагается штраф от 5 до 100 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров или без таковой.

Возмещение убытков потребителю обусловлено тем фактом, что они является существенным и распространенным последствием приобретения некачественного товара, выполненной работы или оказанной услуги. Эта форма ответственности имеет общее значение и применяется во всех случаях нарушения прав гражданина, если иное не предусмотрено законом или договором. Возмещение убытков направленно на восстановление имущественных прав потерпевшего за счет имущества правонарушителя. Таким образом, возмещение убытков является компенсационной мерой, которая позволяет возвратить имущественное положение потерпевшего в первоначальное состояние. Убытки могут выражаться в реальном ущербе и в упущенной выгоде. П.2 ст. 15 ГК указывает на то, что реальный ущерб включает в себя расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества. Другая часть п. 2 ст. 15 говорит о несостоявшемся увеличении имущества потерпевшего и называется упущенной выгодой, включающей в себя неполученные доходы, которые мог бы получить потерпевший при обычных условиях гражданского оборота. Упущенная выгода должна быть подтверждена документально. В п. 3 и 4 ст. 393 ГК установлены правила, исчисляющие убытки. Учитывая конкретные обстоятельства дела, суд может удовлетворить требования о возмещении убытков, принимая во внимание условия инфляции, цены существующие в день вынесения решения. Указанное правило применяется в том случае, если иное не предусмотрено законом, или иными правовыми актами.

КоАП РСФСР указывает, что мера ответственности за административное правонарушение выражается в административном взыскании. Административное взыскание применяется в целях:

  • воспитания лица, совершившего административное правонарушение;
  • предупреждения совершения им новых правонарушений;
  • предупреждение совершения правонарушений другими лицами. (ст. 23 КоАП РСФСР).

Взыскание за административное правонарушение применяется только к лицу, его совершившему. Только лишь при наличии состава административного правонарушения лицо привлекается к административной ответственности. Взыскание налагается в точном соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
(к содержанию)

исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области защиты прав потребителей, унифицировать правовые нормы об административной ответственности за их нарушение и включить их в Кодекс РФ об административных правонарушениях, что позволит избежать дублирования и противоречивости рассматриваемых правовых норм.

Для того чтобы обеспечить защиту прав потребителей в сфере предпринимательской деятельности, необходимо создание таких организационно-правовых форм защиты, которые были бы достаточно эффективны. К ним можно отнести: осуществление контроля за выполнением предпринимателями при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам, работам, услугам и, в случаях обнаружения нарушений применять к ним меры административного принуждения в целях прекращения правонарушений и наказания виновных; рассмотрение жалоб граждан, принятие мер к удовлетворению их претензий в административном и судебном порядке и др. Диапазон средств охраны прав потребителей необычайно широк и направлен против мошенничества, нарушения правил торговли, оказания услуг, торговли некачественными товарами, недостоверной рекламы и т.п. В этих условиях возникла необходимость установления правового положения потребителя, закрепление способов защиты его прав и законных интересов.

5. Особенности юридического состава административного
правонарушения: объекта, объективной стороны, субъекта, субъективной
стороны: специальный объект — права потребителя, которые закреплены в
Законе РФ «О защите прав потребителей», особый субъект — изготовитель,
исполнитель, продавец — организация независимо от ее формы
собственности, а также индивидуальный предприниматель.

Теоретическую основу данной работы составили научные труды известных отечественных ученых в области административного права и, в частности, в области административного принуждения, административной ответственности и производства по делам об административных правонарушениях. Среди них работы: Агапова А.Б., Вельского К.С., Бахраха Д.Н., Веремеенко И.И., Галагана И.А., Киляеханова И.Ш., Козлова Ю.М., Лозбякова В.П., Лунева А.Е., Попова Л.Л., Салищевой Н.Г., Сорокина В.Д., Старилова Ю.Н., Студеникиной М.С., Шергина А.П.,

Эта проблема требует пристального внимания ученых юристов различных специальностей. В науке административного права изучаются вопросы административного принуждения, как в общетеоретическом плане, так и в плане административной ответственности за отдельные виды правонарушений 2 . Но в опубликованных работах, посвященных защите прав потребителей, нет научного определения административно-

Объективная сторона совершение противоправного действия либо бездействия физическим, юридическим или должностным лицом, следствием которого явилось причинение морального, материального или физического (телесного) вреда интересам граждан, корпоративным образованиям или государству. (Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии); Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена; Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин). Осуществление деятельности без лицензии, нарушение порядка ценообразования.

Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).

Санкция статьи 14.8 КоАП РФ предусматривает назначение административного штрафа, который варьируется в зависимости от характера нарушения и части статьи 14.8 КоАП РФ (с 1 по 3 включительно) для должностных лиц от пятисот до двух тысяч рублей, а для юридических лиц — от пяти до двадцати тысяч рублей.

— во включении в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя (Запрещается обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме. Запрещается обуславливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров (работ, услуг).Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы);

Виды ответственности за нарушение прав потребителей

Ответственность, предусмотренная за нарушение прав потребителей, бывает гражданско-правовой, административной, уголовной. Выбор нормативного акта, по которому будет происходить привлечение, то есть КоАП или УК, зависит от тяжести наступивших последствий. А вот гражданская наступает всегда. Она может быть самостоятельной или дополнять любую из указанных выше.

Рекомендуем прочесть:  Новый закон о упрощении получения гражданства рф 2022

ЗПП определят правило – условия, ставящие потребителя в худшее положение по сравнению с нормами, установленными законом, недействительно. Можно при заключении договора условиться, что пункт, не соответствующий нормам вычеркивается. Если соглашение подлежало исполнению, то такое условие можно оспорить в суде и требовать убытки, причиненные включением его в документ. Кроме того, организация, нарушившее данное правило, привлекается к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 тыс.

Если рассматривать ситуацию выполнения работ, то неустойка выплачивается за любое нарушение сроков. Она может взыскиваться за просрочку окончания работ, за нарушение сроков получения промежуточных результатов, если они определены договором, за просрочку выполнения законных требований, в случае обнаружения недостатков.

В соответствии со ст. 8 ЗПП потребитель должен получить полную и достоверную информацию об изготовителе, исполнителе, продавце. Для этого она должны быть оформлена в такой форме, чтобы к ней имел доступ любой желающий. Если это условие не выполнено, то организациям придется заплатить 30-40 тыс.

Статьей в УК, призванной защитить потребителей является 238. Она устанавливает санкции за производство, хранение, распространение, сбыт товаров, результатов работ или услуг, которые не соответствуют нормам, не являются безопасными. Опасность данного деяния состоит в том, что ненадлежащее качество продукции может привести к массовым причинениям вреда. Поэтому к уголовной ответственности привлекаются и те граждане, которые выдали сертификат соответствия на некачественный товар.

Статья 14

Примечание. В случае отказа двум и более потребителям одновременно в предоставлении товаров (выполнении работ, оказании услуг) либо доступе к товарам (работам, услугам) по причинам, связанным с состоянием их здоровья, или ограничением жизнедеятельности, или их возрастом, либо в случае соответствующего неоднократного отказа одному или двум и более потребителям одновременно административная ответственность, предусмотренная частью 5 настоящей статьи, наступает за такой отказ каждому потребителю и за каждый случай такого отказа в отдельности.

публичное акционерное общество «Плюс Банк» (далее — общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 10.07.2022 N 222/30 Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Чкаловском районе города Екатеринбурга, в городе Полевской и в Сысертском районе (далее — административный орган) о привлечении общества к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) с назначением наказания в виде 7000 рублей штрафа.

В указанной выше части права потребителей наряду с гражданско-правовыми методами могут защищаться через административные полномочия Роспотребнадзора с применением в первую очередь соответствующих положений ст. 14.5, ст. 14.7, ч. 1 ст. 14.8, ч. 2 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). При этом субъектами административной ответственности по названным составам в зависимости от конкретной ситуации могут выступать как туроператор, так и турагент, либо только туроператор, а в некоторых случаях — также и субагент.

по заявлению общества с ограниченной ответственности «СМД Сервис» о признании незаконным и отмене постановления от 28.07.2015 N 538 Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области о привлечении к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; признании договора от 24.03.2011 N 0896 МГД/ТО договором возмездного оказания услуг,

4. Неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), —

Административная ответственность за правонарушения в сфере потребительского рынкатекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции ВАК РФ

Диссертант отмечает, что в научных работах авторы, как правило, уходят от рассмотрения понятия «потребительский рынок» в сферу предпринимательской деятельности1, не совпадающую со сферой потребительского рынка В действующем законодательстве слова «потребитель» и «рынок», а также производные от него слова и выражения используются очень часто Например, слово «потребитель» встречается в 243 законодательных актах, при этом они получают различное смысловое наполнение Автор анализирует содержание терминов «товар», «товарный рынок», «розничный рынок», «деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке», «универсальный рынок», «специализированный рынок», «сельскохозяйственный рынок», «сельскохозяйственный кооперативный рынок», «продавец», «товаропроизводитель» и приходит к выводу о том, что термин «рынок» обычно используется законодателем в двух значениях в значении территории (базара) и в значении товарного рынка как сферы отношений

Сравнительный анализ законодательной базы показывает, как тенденцию, с одной стороны, некоторую либерализацию правового положения гражданских служащих, но с другой стороны, — ужесточение запретов и усиление не только юридической, но и моральной ответственности государственных гражданских служащих. Законодатель, в значительной мере меняя взгляд на статусный набор гражданского служащего, изъял из структуры и юридического состава его правового положения (статуса) государственные социальные гарантии и ответственность государственного служащего, перенеся их в другие главы закона, что, на наш взгляд, не совсем логично и верно.

В процессе регулирования административно-правового статуса гражданских служащих следует в большей мере учитывать сближение общепризнанных принципов и норм международного права и норм национального права. Взаимопроникновение норм международного и национального права не должно носить характер формального, механического заимствования. Поэтому необходим разумный, критический подход ко всему тому, что накоплено и апробировано в западной законодательной практике по вопросам гражданской службы. Необходимо научно обоснованное сопоставление норм национального и иностранного служебного права и формулирование на этой основе объективных выводов.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Потребительский рынок — сфера удовлетворения потребностей населения в товарах, работах и услугах Нет человека, не вовлеченного в отношения, возникающие на потребительском рынке Особенно остро ощущают на себе все проблемы потребительского рынка малоимущие граждане, пенсионеры Нестабильность, дефицит, рост цен на товары повседневного спроса порождают недовольство в обществе, могут служить катализатором массовых протестов, выливающихся в массовые беспорядки Поэтому стабильность потребительского рынка, его насыщение качественными товарами и услугами, а также правомерное развитие отношений в рассматриваемой сфере являются приоритетными задачами государства.

3 См.: Козбаненко В.А. Правовое обеспечение статуса государственного гражданского служащего: Автореф. .д-ра. юрид. наук. М. 2003; Василевская A.A. Федеральное законодательство о правовом статусе должностных лиц в избирательных комиссиях Российской Федерации: Автореф. .канд. юрид. наук. М. 2001; Спасенко В.И. Проблемы совершенствования правового статуса должностных лиц государственного органа России: Автореф. .канд. юрид. наук. М. 1997; Гришковец A.A. Право государственного служащего на продвижение по службе: Автореф. .канд. юрид. наук. М. 1997; Хатюшенко О.М. Административно-правовой статус государственного служащего: Автореф. .канд. юрид. наук. М. 1999; Шаров A.B. Правовые и организационные проблемы регулирования государственной службы: Автореф. .канд. юрид. наук. М. 1997.

Ответственность за нарушение прав потребителей

Частью 2 статьи 257 УК предусмотрено, что обман потребителей, совершенный группой лиц по предварительному сговору, либо лицом, ранее судимым за обман потребителей, либо в крупном размере, наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Продавец (поставщик) вправе потребовать замены товара ненадлежащего качества, возвращенного потребителем, от изготовителя или поставщика, реализовавшего ему такой товар, а также возмещения убытков, понесенных продавцом (поставщиком) в связи с восстановлением нарушенного права потребителя, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь или договором.

За нарушение прав потребителя продавец (исполнитель услуги) несет ответственность в соответствии с законодательством и (или) договором. В частности, законодательством Республики Беларусь предусмотрены следующие виды ответственности в сфере защиты прав потребителей:

7. Потребитель также вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги) и (или) расторжением договора о выполнении работы (оказании услуги) и возвратом уплаченной за выполненную работу (оказанную услугу) денежной суммы, и уплаты неустойки, если отступления от условий договора, ухудшившие результат работы (услугу), или иные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) в установленный договором срок не были устранены либо являются существенными.

Судебная защита гражданских прав (ст.10 ГК РБ). Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд общей юрисдикции, третейский суд (далее – суд) в соответствии с подведомственностью, установленной процессуальным законодательством, а в предусмотренных законодательством случаях – в соответствии с договором.

Adblock
detector