Административное Право Регулирует Отношения Примеры

б) отношения, возникающие после осуществления непосредственного управляющего воздействия с целью создания условий для эффективной реализации принятого в одностороннем порядке юридически – властного решения. Это, например, отношения, в ходе и результате которых вырабатываются совместные меры по исполнению нормативных актов (формирование межведомственных комиссий, проведение совместных ревизий и т.п.).

Административные правоотношения возникают по инициативе любой из сторон. Однако согласие или желание второй стороны не является во всех случаях обязательным условием их возникновения. Они могут возникать и вопреки желанию второй стороны или ее согласию. Этот признак в наибольшей степени отличает их от гражданско-правовых отношений.

Общность этих двух видов общественных отношений выражается в том, что, во-первых, они порождаются правонарушениями (преступлениями и проступками); во-вторых, их целью является, зашита общества от правонарушений. Вместе с тем между этими видами общественных отношений имеются различия, вытекающие из особенностей преступлений и проступков. Исходя из этих различий делятся и нормы права, регулирующие указанные отношения.

Многие общественные отношения, регулируемые административным и трудовым правом, органически связаны между собой. Это отношения, возникающие в процессе труда служащих аппарата государственного управления, а также непосредственно связанные с ними отношения по материальному обеспечению служащих в старости, в случае болезни, инвалидности и т. д., отношения по надзору за охраной труда служащих и т.п.

Административные отношения отличаются от уголовных правоотношений. Уголовными признаются «те общественные отношения, которые возникают вследствие совершения наиболее общественно опасных посягательств на охраняемые государством отношения. Эти общественные отношения приобретают в результате их юридического регулирования вид уголовных правоотношений».

Государственно-управленческая деятельность в своих основ­ных проявлениях является организационной или организующей. При этом под организацией понимается создание условий, необхо­димых для нормальной работы той или иной системы (общества в целом, его отдельных элементов, коллективов и т.п.).

Из этого вытекает вывод о том, что организационные отноше­ния могут иметь место не только в сфере государственного управ­ления. Так, отдельные их проявления обнаруживаются в деятель­ности органов законодательной и судебной властей, органов проку­ратуры. Они связаны, например, с функционированием аппарата Федерального Собрания Российской Федерации, аппаратов зако­нодательных органов субъектов Федерации, с деятельностью руко­водителей судебных органов по руководству аппаратом и прокуро­ров по назначению работников нижестоящих звеньев прокурор­ской системы, по осуществлению контроля за их работой и т.п. По своей сути такого рода деятельность не является проявлением за­конодательной или судебной власти, прокурорского надзора. Она служит целям организационного обеспечения выполнения кон­ституционных функций, возложенных на эти государственные органы. Конечно, она не является и проявлением исполнительной власти. Но, будучи внутриорганизационной, она осуществляется на основе правил, устанавливаемых нормами административного права. Однако руководители вышеуказанных органов часто ис­пользуют юридически властные полномочия, характерные для ис­полнительных органов (например, при наложении администра­тивных взысканий). Очевидно, что в подобных случаях налицо административно-правовая регламентация такого рода их дея­тельности, осуществляемая КоАП.

Дело в том, что такие органы нередко совершают действия, ко­торые в соответствии с российским законодательством регламен­тируются не административным, а иными отраслями права. На­пример, они могут заключать имущественные сделки, регламентация которых составляет предмет гражданского права. Ряд дейст­вий, совершаемых ими в бюджетно-налоговой сфере, подпадает под регулирующее влияние норм конституционного и финансово­го права и т.п. Объясняется это тем, что в подобных случаях тот или иной исполнительный орган не выполняет функции исполни­тельно-распорядительного характера: например, при заключении сделки он реализует свои имущественные права.

Конечно, и отдельные стороны деятельности исполнительных органов могут также регулироваться нормами иных отраслей права. Уже приводился пример с регулированием имущественных сделок, заключаемых органами государственного управления. Еще один пример: основная масса работников исполнительных ор­ганов действует помимо норм административного права, также и на основании норм трудового права и т.п.

Дело в том, что, как уже на это обращалось внимание, отноше­ния управленческого характера могут возникать за пределами го­сударственно-управленческой деятельности. Так, несомненно уп­равленческий характер имеют внутрипартийные или внутрипрофсоюзные отношения, имеющие своей целью организацию «собст­венных дел» (самоорганизация). Например, это образование соот­ветствующих органов управления, установление внутриорганизационных правил и т.п. на основе уставных норм.

Что регулирует административное право

Изложенные положения в определенной степени помогают по­ниманию содержания такого понятия, как «сфера государственно­го управления». Тем не менее административно-правовому регу­лированию общественных отношений свойственны некоторые весьма специфические черты, проявляющиеся и в предмете адми­нистративного права.

Нас же интересуют такие общественные отношения управлен­ческого характера, в которых ввиду их прямой связи с государст­венно-управленческой деятельностью непосредственно выражает­ся государственный (публичный) интерес, государственная уп­равляющая воля. Соответственно при определении предмета адми­нистративного права в центре внимания должны быть обществен­ные отношения, прямо связанные с функционированием системы исполнительной власти. Но такое функционирование предполага­ет наличие специального субъекта, который имеет все необходи­мые возможности и полномочия по реализации исполнительной власти. Следовательно, границы сферы государственного управле­ния определяются прежде всего наличием специальных субъек­тов – участников соответствующих управленческих отношений. Иное неизбежно приведет к тому, что под сферой государственного управления придется понимать любые варианты общественно зна­чимой деятельности, т.е. даже реализацию законодательной и су­дебной властей. Очевидно, что подобное решение рассматриваемой проблемы неприемлемо.

Дело в том, что такие органы нередко совершают действия, ко­торые в соответствии с российским законодательством регламен­тируются не административным, а иными отраслями права. На­пример, они могут заключать имущественные сделки, регламентация которых составляет предмет гражданского права. Ряд дейст­вий, совершаемых ими в бюджетно-налоговой сфере, подпадает под регулирующее влияние норм конституционного и финансово­го права и т.п. Объясняется это тем, что в подобных случаях тот или иной исполнительный орган не выполняет функции исполни­тельно-распорядительного характера: например, при заключении сделки он реализует свои имущественные права.

Только тогда, когда данный исполнительный орган фактически реализует свою управленческую компетенцию, он реально высту­пает в качестве субъекта исполнительной власти. Иначе говоря, имеется в виду, что им реализуются юридически властные полно­мочия, которые и составляют содержание его компетенции. А та­ковой он наделяется именно для того, чтобы быть способным осу­ществлять государственно-управленческую деятельность.

Действия людей различны по своему назначению и конкретно­му содержанию. Они могут быть связаны с осуществлением повсе­дневных задач по реализации исполнительной власти (например, издание правовых актов), с взаимоотношениями исполнительных органов и других участников регулируемых общественных отно­шений (например, подача и разрешение жалобы гражданина) и т.п. Во всех случаях налицо соответствующие взаимные дейст­вия сторон.

Примеры отношений урегулированных нормами административного права

Законную силу имеют лишь те административно-правовые нормы, которые изданы в пределах компетенции соответствующего органа управления и при этом соблюден предусмотренный законом порядок вступления их в силу в тех случаях, когда это оговорено в законодательстве.

Наконец, административно-правовые нормы регулируют отношения, возникающие в сфере деятельности общественных организаций (например, общество охраны прав потребителей) и негосударственных организаций, предприятий и учреждений (частные нотариусы, аудиторские фирмы, коммерческие банки) при осуществлении переданных им государством отдельных государственно-властных полномочий.

а) организацию и деятельность механизма исполнительной власти;
б) организацию и деятельность местной администрации;
в) административно-правовой статус государственных и муниципальных служащих, должностных лиц;
г) организацию и деятельность общественных организаций и иных негосударственных структур по реализации предоставленных им государственно-властных полномочий в пределах этих полномочий;
д) организацию и деятельность предприятий и учреждений с преимущественным вложением в них государственных средств;
е) административно-правовой статус общественных объединений;
ж) административно-правовой статус негосударственных коммерческих организаций;
з) административно-правовой статус некоммерческих организаций;
и) административно-правовой статус граждан и административно-правовые средства защиты их конституционных прав, свобод, законных интересов.

Рекомендуем прочесть:  С каких лет можно продавать энергетики?

Действия являются результатом активного волеизъявления субъектов. Действия – правомерные и неправомерные. Правомерные – соответствуют требованиям административно-правовых норм (издание приказа о назначении на государственную должность), неправомерные (деликты) – не соответствуют им (административные и дисциплинарные проступки).

Так, согласно ст. 7 Федерального конституционного закона N 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации» при официальном исполнении Государственного гимна РФ присутствующие выслушивают его стоя, мужчины — без головных уборов. В случае, если исполнение Государственного гимна РФ.

Примеры отношений урегулированных нормами административного права

Многие нормы административного права являются регулятором отношений, складывающихся при решении органами государственной власти, суда и прокуратуры вопросов подбора кадров, назначения на должности оперативного персонала, определения предъявляемых к ним требований, прохождения службы, ответственности служащих, а также иных внутриорганизационных отношений управленческого характера, входящих в компетенцию данных органов.

Предмет административного права составляют в первую очередь общественные отношения, формирующиеся в ходе позитивной деятельности субъектов, участвующих в процессе управления. Вместе с тем его нормы регламентируют административную, а в рамках, установленных законодательством, материальную и дисциплинарную ответственность.

Существует довольно много административных норм, регламентирующих отношения, не связанные с управлением. К ним, в частности, относят дефиниции, положения, устанавливающие круг лиц, на которых распространяют свое действие правовые акты, закрепляющие требования к фактической деятельности определенных работников, и пр.

  1. отношения в сфере деятельности органов исполнительной власти, местной администрации, общественных организаций, некоммерческих и иных негосударственных организаций при реализации порученных им отдельных функций государственного управления;
  2. внутриорганизационные управленческие отношения в иных сферах государственной деятельности (органах представительной власти, прокуратуры и суда);
  3. отношения в области применения административных взысканий и иных мер административного принуждения;
  4. отношения в сфере административной юстиции.

Административно-правовые нормы (как и нормы других отраслей права) предусматривают установленные государством, его органами представительной либо исполнительной власти, местной администрацией правила должного или возможного поведения субъектов административного права, соблюдение которых обеспечивается специальными мерами государственного воздействия.

Административное Право Регулирует Отношения Примеры

2. Есть еще задача инкорпорации – объединения и расположения в систематизированном порядке и логической последовательности норм по важнейшим административно-правовым институтам (разные слои населения испытывают различные потребности: знать, выполнять, применять и др.). Конечный продукт инкорпорации – справочник.

Органы прокуратуры при осуществлении надзора не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных. Прокурорские проверки проводятся на основании поступившей информации и по плану. Прокуроры имеют большие полномочия – проход, доступ к документам; вправе вызывать должностных лиц и граждан для объяснений.

1. Правовые: имеют четко выраженные юридические последствия; включают издание актов, влекущих за собой административные отношения между субъектами. В правовых формах четко проявляется государственно-властный, исполнительно-распорядительный характер полномочий органов управления и их должностных лиц; включают издание нормативных актов органами исполнительной власти; содержат административно-правовые нормы, регулирующие управленческие отношения: а) нормативного характера (постановления Правительства РФ); б) ненормативного характера (распоряжения Правительства РФ); включают издание индивидуальных актов управления (разновидность юридических фактов, например, назначение военнослужащего на должность). Договорные отношения стоит относить к формам государственного управления, так как они влекут юридические последствия.

1. Должностные лица – государственные служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (например, издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия, регистрацию предприятий и т. д.). К ним относятся также служащие, которые не совершают таких действий, но руководят деятельностью подчиненных им работников и уполномочены предъявлять к ним обязательные к исполнению требования (например, руководители многих структурных подразделений органов управления).

Регулятивная функция выражается в воздействии на общественные отношения через установление прав, обязанностей, запретов, ограничений, полномочий, компетенции субъектов административного права. Эта функция проявляется: 1) в сфере установления материально-правовых отношений; 2) в процессуальном регулировании отношений в управлении. К примеру, правовые нормы устанавливают понятие и виды государственных должностей, права и обязанности госслужащих и т. д.

Общегосударственные контрольно-организационные отношения возникают в процессе и в результате осуществления контрольной общегосударственной деятельности, т.е. общегосударственного контроля, который в отличие от обычного функционального контроля, являющегося всеобщей управленческой функцией, отличается рядом особенностей: он осуществляется в масштабах всего государства, от имени верховных государственных органов и держит в поле зрения деятельность исполнительной власти и других властей по определенным вопросам. Общегосударственная контрольная деятельность по определенным вопросам в настоящее время осуществляется Главным контрольным управлением Президента РФ, Счетной палатой Федерального собрания, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и некоторыми другими органами.

Предметно-родовой характеристикой административно-правового регулирования (предметно-родовой подход к определению предмета административного права) является то обстоятельство, что оно имеет своим предметом вполне определенный род общественных отношений — организационные отношения, которые, однако, имеют несколько предметных разновидностей как в сфере собственно государственного управления — исполнительно-распорядительной деятельности, так и за его пределами, в других видах государственной деятельности.

Внутриорганизационные отношения опосредуют внутриаппаратную деятельность по внутренней организации работы любых органов системы публичного управления во всех сферах государственной деятельности, поэтому их нередко именуют внутриаппаратными административно-правовыми отношениями, в отличие от внешнеуправленческих отношений. Внутриаппаратная внутриорганизационная деятельность является обязательным атрибутом осуществления любого вида государственной деятельности, будь то собственно управленческая исполнительно-распорядительная деятельность, или законодательная, судебная, прокурорская, или другого вида.

Предмет административного права, как и любой другой отрасли, — это круг общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли права. Поскольку круг этот весьма широк, труднообозрим и чрезвычайно подвижен, возникают большие сложности в определении и описании предмета административного права, тем более, что легального определения предмета административно-правового регулирования (как, скажем, гражданско-правового регулирования — ст. 2 ГК РФ) нет и, видимо, не может быть в принципе.

Внешнеуправленческие организационные административно-правовые отношения складываются главным образом между различными звеньями государственного аппарата в процессе и по поводу реализации многочисленных и разнообразных функций управления органами исполнительной власти и их должностными лицами, а также между ними и физическими и юридическими лицами.

Административно-правовые отношения: понятие, особенности, виды, структура

  • вертикальные административные правоотношения, где субъектами выступают: министерство и подведомственная организация или же руководитель и подчиненный;
  • горизонтальные административные правоотношения, где в качестве субъекта выступают: два или более министерств со структурными подразделениями органа исполнительной власти в процессе внутренних взаимоотношениях;
  • диагональные административные правоотношения, в которых субъектами выступают, к примеру, государственный санитарный или пожарный инспектор, а также должностные лица объектов, подлежащих контролю.

Структура административно-правовых отношений представляет собой комплекс обязательных элементов, связанных между собой, таких как: субъекты, объекты, права и обязанности субъектов отношений и условия, приведшие к возникновению отношений такого типа, то есть юридические факты.

  • административные правоотношения, порожденные на основании правомерных действий. Такого рода отношения направленны на реализацию положений нормы права;
  • административные правоотношения, порожденные в результате неправомерных действий, и направленные на реализацию правовых санкции.
  • конкретные действия и поведение лиц;
  • личное, общественное или государственное имущество в процессе регистрации, конфискации, изъятия, приватизации и т.д.;
  • предметы, относящиеся к области духовного наследия;
  • права, свободы и обязанности, являющиеся базой административно-правового статуса граждан и их взаимоотношений с государственными органами;
Рекомендуем прочесть:  Где Получить Транспортную Карту Для Пенсионеров

Замечание 2

Административно-правовые отношения могут обладать как универсальными для любых правоотношений свойствами, так и своеобразными, характерными отдельной отрасли атрибутами. Главным отличием в ряду других правоотношений является их содержание. Административные правоотношения необходимы для опосредования сферы организационной государственной деятельности и должной организации и организационного обеспечения функционирования гражданского общества.

Административное право России

2. Управленческие отношения основаны, как правило, на юридической зависимости одной стороны от другой. Их стороны юридически не равноправны. Одна из них имеет приоритет в принятии решений в отношении другой. Иными словами, управленческие отношения — это властные отношения в том смысле, что одна из сторон обладает полномочиями принимать властные решения в отношении другой. Это означает, что не всякое общественное отношение в сфере государственного управления является управленческим, регулируемым административным правом. Здесь могут возникать гражданские, трудовые, финансовые, земельные и другие отношения.

Пример тому — правила дорожного движения, поведения в общественных местах, торговли, охоты и рыбной ловли, правила, регулирующие преподавание в учебных заведениях, санитарные правила и т.д. Органы управления контролируют соблюдение этих правил и применяют меры государственного принуждения за их нарушение» 1 Советское административное право. М.: Юридическая литература, 1981.С. 4. . Подчеркивается также, что административное право регулирует не только собственно управленческие отношения, за рамки собственно управленческих отношений выводится установление различных административно-правовых режимов и регламентация некоторых других отношений 2 См.: Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998. С. 87. .

5. По сфере возникновения различают управленческие отношения, ограниченные рамками каждого органа государственного управления (внутренние управленческие отношения), и отношения этих органов с их объектами (объектами-субъектами) управления (внешние управленческие отношения).

Внешние управленческие отношения характеризуются множественностью видов их субъектов. Каждый вид отличается от другого вида по своей природе, назначению, правовому положению. Под этим углом зрения могут быть выделены их подвиды. Например, Правительство РФ и федеральные министерства. Этим определяется множественность вариантов управленческих отношений между их субъектами. Наиболее типичные из них могут быть объединены в следующие группы.

Однако с точки зрения административного права вряд ли можно согласиться с мнением, что все виды деятельности управляемы. Нельзя отвлекаться от гражданского общества, отношения в котором не позволяют публичной власти проникать во все сферы его жизнедеятельности. Отношения здесь регулируются не только правовыми нормами, но и другими социальными нормами.

Административно-правовые отношения

В юридической литературе особо выделяются так называемые внутриаппаратные (внутриорганизационные) правоотношения, т. е. отношения, складывающиеся в процессе организации и функционирования публичного управления, иными словами, при создании системы органов управления, их структурного установления, при поступлении на государственную службу и ее прохождении. Указанные отношения в большей мере характеризуют организационные начала управления. Вместе с тем имеются и функциональные внутриорганизационные правоотношения, т. е. отношения, в рамках которых реализуется правовой статус субъектов управления и граждан: осуществляются права и свободы граждан, полномочий должностных лиц и компетенция органов управления, устанавливаются обязанности субъектов права, привлекаются к ответственности лица, нарушающие правовые нормы в сфере публичного управления.

  • обязанности и права сторон этих отношений всегда связаны с исполнительной и распорядительной деятельностью государства.
  • в этих отношениях одной из сторон всегда выступает орган государственного управления, должностное лицо от имени государства либо наделенное государственно-властными полномочиями общественное объединение (общественная организация).
  • данные отношения возникают по инициативе одной из сторон, при этом согласия другой стороны не требуется.
  • в случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель несет ответственность перед государством.
  • разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном или упрощенном судебном порядке.
  • административно-правовые отношения органов исполнительной власти (местной администрации) общей компетенции, т. е. по всем вопросам жизнедеятельности на соответствующей территории (Правительство РФ; правительства республик — субъектов РФ; правительства (администрации) краев, областей, автономных образований; городская, районная, сельская администрация);
  • административно-правовые отношения исполнительной власти отраслевой компетенции в отношении субъектов управления, находящихся в их ведении;
  • административно-правовые отношения органов межотраслевой компетенции надведомствснного характера по решению специальных вопросов, осуществлению контрольно-надзорных и координационных полномочий;
  • административно-правовые внутриорганизационные отношения, затрагивающие деятельность аппарата данного органа и учреждений, предприятий, находящихся в его непосредственном подчинении.

Объектом административно-правового отношения являются действия (решения) субъектов административного права, их положительное или негативное поведение, выразившееся, например, в принятии должностным лицом соответствующего правового акта управления либо в совершении военнослужащим административного правонарушения.

Одним из видов контроля является надзор, осуществляемый, как правило, только для проверки законности проводимых мероприятий (действий, решений). Органы государственного надзора (например, государственного пожарного надзора, государственного санитарно-эпидемиологического надзора) принимают в процессе осуществления правоприменительной деятельности индивидуальные правовые акты. Эти органы и должностные лица осуществляют распорядительные, разрешительные, контрольно-надзорные полномочия, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, применяют меры государственного принуждения.

Нормы административного права — это урегулирование отношений сторон

Они закрепляют порядок, правила, процедуры правотворческой, правоприменительной и юрисдикционной деятельности структур госуправления и прочих участников административно-правовых отношений. Нормы административного права регламентируют реальное выполнение положений. При этом в каждом отдельном институте отрасли можно выявить весьма специфические процедуры и правила. Так, к примеру, в институте госслужбы процессуальными нормами являются положения о порядке поступления на госслужбу, процедуре перемещения служащего, прохождения службы, правилах проведения аттестации, присвоения специальных званий, рангов, увольнения, дисциплинарное производство и проч.

  1. Организацию и деятельность исполнительной власти.
  2. Формирование и работу местной администрации.
  3. Административно-правовое положение муниципальных и госслужащих, должностных лиц управленческих структур.
  4. Организацию и функционирование общественных объединений, прочих негосударственных организаций по осуществлению ими государственно-властных полномочий в рамках своей компетенции.
  5. Формирование и работу учреждений и предприятий, преимущественная доля капитала которых состоит из средств государства.
  6. Административно-правовое положение общественных объединений, некоммерческих и коммерческих негосударственных организаций, граждан, а также правовые инструменты защиты их интересов, свобод и прав.

Административное право – одна из важнейших юридических отраслей. Управленческие отношения, регулируемые ее нормами, имеют сложную структуру. Для надлежащего регламентирования административно-правовой деятельности необходимы четкие и однозначные предписания, соответствующие современным условиям.

В правовой литературе по традиции используется понятие «механизм административно-правового регулирования». Между тем, по мнению ряда юристов, целесообразнее говорить о системе, а не о механизме. В этом случае можно комплексно рассмотреть сущность административного права, понять его логику воздействия на общественные правоотношения, выделить ключевые элементы этой отрасли.

Административно-правовые нормы – важнейший инструмент регулирования организации и деятельности исполнительных структур, их взаимодействия с другими участниками отношений. Их ключевые функции заключаются в обеспечении защиты интересов всех субъектов управленческих отношений, поддержании правопорядка и законности.

Административное право

Рассмотрим полное определение административного права в РФ. Административное право — отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Пока преобладали нормы первой группы, государства имели систему юридических правил, регулирующих разделение труда по администрированию, закрепляющих власть аппарата и обязанности граждан, иных невластных субъектов. В дореволюционной России такая система норм называлась полицейским правом.

Субъекты государственной администрации осуществляют разнообразную деятельность: властную, договорную, организационно-массовую, материально-техническую (размножение материалов, подготовку проектов документов, математические расчеты и др.). Административным правом регламентируется основная – властная – деятельность государственной администрации и тесно связанная с нею работа по заключению и исполнению административных договоров (соглашений о разграничении полномочий, контрактов о военной службе и др.).

Рекомендуем прочесть:  Оквэд Магазин Детских Игрушек

Если рассматривать предмет отрасли с точки зрения его объема, то он значительно сократился в целом, хотя отдельные его элементы расширились. На уровне района, города, поселка, села вопросы организации и созидательного функционирования исполнительной власти регулируются сейчас муниципальным правом, а в соответствующих муниципальных образованиях действует муниципальная организация.

Виды функций административного права расписаны многими правоведами. С учетом структуры общей части административного права выделяют две основные функции административного права: регулятивную и охранительную. В свою очередь регулятивная функция состоит из пяти подвидов. Итак, перечислим виды и подвиды функций административного права:

принцип законности — органы государственной вла­сти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Конституция РФ и федераль­ные законы имеют верховенство на всей территории РФ. Человек, его права и свободы являются высшей ценно­стью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства;

Предмет административного права отличается динамичностью. Отдельные отношения, например таможенные, частично в сфере местного самоуправления, в настоящее время являются предметом правового регулирования таможенного, муниципального права, что обусловлено формированием новых отраслей российского права. Некоторые группы отношений на данном этапе составляют предмет административного права, что явилось результатом систематизации норм, устанавливающих административную ответственность, в КоАП.

принцип равенства перед законом — лица, совершив­шие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, националь­ности, языка, происхождения, имущественного и долж­ностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юриди­ческие лица подлежат административной ответственно­сти независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоя­тельств. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правона­рушении и привлечения к административной ответствен­ности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и феде­ральными законами;

Административное право подразделяется на Общую и Особенную части. В Общую часть входят институт субъ­ектов административного права, форм и методов осу­ществления исполнительной власти, административно-правовых режимов, административной ответственности, административного процесса. В Особенную часть входят институты управления в определенных сферах деятельности.

4.Система и принципы административного права как отрасли российского права.
Система отрасли административного права, включающая в себя две основных подсистемы Общей и Особенной части, которые в свою очередь можно подразделить и на меньшие подсистемы.
Общая часть включает:
1) управление, государственное управление, исполнительные органы власти;
2) административ-ное право как отрасль права, научная отрасль знаний и учебная дисциплина;
3) субъекты административного права;
4) формы и методы осуществления деятельности органов исполнительной власти, государственного управления;
5) административное правонарушение и административная ответственность;
6) административная юрисдикция;
7) административный процесс и виды административного производства;
8) законность и дисциплина в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления;
9) административно-правовые режимы;
10) зарубежное административное право.
Особенная часть включает:
11) административно-правовое регулирование в сфере экономических отношений и материального производства в современных условиях; Ладминистративно-правовое регулирование отношений в социально-культурной сфере;
12) административно-правовое регулирование государственного управления в административно-политической сфере;
13) административно-правовое регулирование в отраслевом и межотраслевом государственном управлении и другие.

Организации как субъекты административного права прежде всего надо разделить на государственные и негосударственный организации. Различие их состоит в том, что государственные организации: 1) выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством, 2) они базируются на государственной собственности, 3) управляются государством. К числу государственных организаций относятся органы государственного аппарата — представительные, исполнительные, судебные, органы прокуратуры и др., государственные предприятия, учреждения и организации — производственные, культуры, массовой информации, учреждения здравоохранения и т.д.

Субъект административного права — это участник общественных отношений, обладающий определенными правами и обязанностями, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей. В административном праве его нормы реализуются гражданами, государственными органами, общественными объединениями и другими, которые и являются субъектами административного права, т.е. носителями конкретных прав и обязанностей, содержащихся в нормах административного права.

1. Предписание: установление определенного порядка действий — предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма;

Правовой статус субъектов административного права образуют нормы общие для всех субъектов, например, нормы о соблюдении правил пожарной безопасности. Правовой статус многих субъектов административного права объединяет нормы, которые реализуются только данным субъектом, например, есть правила, обращенные только к религиозным объединениям или только к охотникам. Таким образом, в зависимости от вида и объема полномочий субъекты административного права могут быть классифицированы на группы и виды.

3. Дозволение: предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора. Это — «жесткий» вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия (наказания) либо освобождения его от ответственности;

Проявление внутренних административных правоотношений характеризуется решением внутренних организационных задач управления в госадминистрации, включая ее отдельные звенья. Они включают саморегулирование, самоуправление и самоорганизацию. Обычно происходит решение вопросов совершенствования внутренней структуры элементов, органов исполнительной власти, определяется область их ответственности, распределяются обязанности и права между ними, решаются вопросы в отношении персонала. Они дают возможность поддерживать высокую степень внутренней организованности, порядка в элементах госадминистрации, что приводит к многократному росту управленческих, регулирующих возможностей. Такие отношения также часто называются внутриорганизационными (внутриаппаратные отношения).

Субъектом административно-правовых отношений является участник этих правоотношений, наделенный соответствующими правами и обязанностями. Каждого из субъектов административно-правовых отношений рассмотрим более подробно при изучении следующего раздела административного права. Сейчас же достаточно дать их примерный перечень. Ими могут быть индивидуальные и коллективные субъекты: органы исполнительной власти; органы управления государственными организациями; общественные объединения граждан; сами граждане и др.

Административно-правовые отношения, как и все другие правоотношения, имеют свой состав (структуру). В структуру административно-правовых отношений входят три основных элемента: 1) субъекты (отвечают на вопрос «те, кто?», т. е. участники); 2) объект (отвечает на вопрос «то, на что направлено?») и 3) содержание (состоит из двух сторон: материальной – поведение субъектов и юридической – субъективные права и обязанности).

Логическая классификация административных правоотношений играет существенную роль в законотворчестве, правоприменении, образовательном процессе и развитии административного права в качестве науки. Теория использует критерии классификации, основными из которых являются:

Вместе с подотраслями административного процессуального права существует отрасль административного материального права, под регулирующим воздействием которого произошло формирование и продолжается развитие административных материальных правоотношений. С их помощью обеспечивается формирование административно-правового статуса для участников административных правоотношений, включая их корреспондирующие административные права и обязанности, правовой режим объектов.

Adblock
detector