Административные Правонарушения Государственных Служащих

Система лестница административных взысканий позволяет соответствующим органам должностным лицам избрать меру взыскания с учетом характера совершенного деяния, личности нарушителя, степени его вины, имущественного положения, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. КоАП подробно регулирует порядок исполнения постановлений о наложении административных взысканий. Его соблюдение также является гарантией соблюдения прав государственных служащих, привлекаемых к административной ответственности.

Административная ответственность имеет общие черты с другими видами юридической ответственности уголовной, дисциплинарной, материальной что выражается в принудительном характере мер воздействия на нарушителей, отрицательной оценке их поведения, в общей цели, которую преследуют все виды правовой ответственности по воспитанию нарушителей и профилактике правонарушений.

Согласно КоАП, ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста. К правонарушителям в возрасте от 16 до 18 лет применяются, как правило, иные, чем к взрослым, меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних. Что касается должностных лиц, работающих в государственных органах, то они, согласно статье 15 КоАП, несут ответственность не только за нарушения общеобязательных правил своими действиями, но и за некоторые правонарушения, которые считаются упущениями по службе.

Как видно, объекты административных проступков отличаются от объектов дисциплинарной ответственности. Административный проступок к тому же представляет собой посягательство на общественные отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, а не только административного. 5. Административная ответственность отличается от других видов и по субъектам ответственности. К ним относятся не только граждане и должностные лица, в некоторых случаях это и предприятия, учреждения, организации например, в случаях экологических правонарушений.

Наложение административных взысканий осуществляется специальными органами исполнительной власти и в некоторых случаях судами судьями. 3. Большинство составов административных проступков можно назвать формальными административная ответственность наступает, как правило, независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия от данного нарушения или нет, достаточно самого факта нарушения. 4. Основанием административной ответственности является совершение административного проступка.

жилищно-коммунальные предприятия (жилищно-эксплуа-тационные конторы, дирекции по эксплуатации зданий, комендатуры, гостиницы, общежития, ремонтно-эксшгуатацион-ные предприятия, дорожно-ремонтные предприятия, котельные, теплоэнергоцентрали, энергосети и др.);

Предприятие — это разновидность организации, созданной собственником для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятия являются самостоятельными хозяйствующими субъектами. Их можно разделить по организационно-правовой форме и по отраслевой производственно-технологической специализации.

Административно-правовой статус государственных предприятий не является одинаковым, он зависит от правового режима имущества предприятия. Так, как уже отмечалось, административно-правовой статус казенного предприятия, которое имеет имущество на праве оперативного управления, отличается от статуса государственного предприятия, которое обладает имуществом согласно праву полного хозяйственного ведения.

К основным видам дисциплинарных взысканий Закон относит; замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение от должности. Другие меры дисциплинарной ответственности могут устанавливаться только законодательным органом, они определены для отдельных служащих в и определена законодательством об административных правонарушениях. Государственный служащий привлекается к административной ответственности за такие административные правонарушения, которые связаны с соблюдением служащим установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения, других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности, т.е. соблюдение государственной дисциплины.

Первая группа норм устанавливает принципы взаимодействия предприятий и учреждений с органами исполнительной власти, которые закрепляют невмешательство государства в хозяйственную деятельность субъектов, государственную регистрацию предприятий и учреждений, обязательность ведения ими бухгалтерского и статистического отчета, предоставление государственным органам информации, необходимой для налогообложения и т. п.

Административная ответственность служащих

Речь идет о должностных лицах, в служебные обязанности которых входит выполнение определенных правил (требований). Согласно ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей. При этом под должностным лицом понимается лицо, постоянно или временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административные-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Однако за нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях.

За административные правонарушения, не связанные с выполнением служебных обязанностей, государственные служащие несут административную ответственность на общих основаниях и по общим правилам, установленным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. За некоторые административные правонарушения к административной ответственности привлекаются только определенные категории государственных служащих, если нарушение им должностных обязанностей определяется как административное правонарушение.

В законодательстве указывается в каких случаях ответственность государственных служащих за проступки является дисциплинарной, а в каких — административной. Согласно ст. 25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах.

Административная ответственность государственных служащих — это меры воздействия в порядке служебного подчинения за виновные нарушения правил государственной службы, не преследуемая в уголовном порядке. Из установленных видов административных наказаний к должностным лицам могут применяться лишь два — предупреждение и штраф.

Административная ответственность государственных служащих рф

В законодательстве указывается в каких случаях ответственность государственных служащих за проступки является дисциплинарной, а в каких — административной. Согласно ст. 25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах.

Дисциплинарная же ответственность государственных служащих урегулирована нормами различного уровня правовых актов как по юридической силе, так и по значению. Дисциплинарная ответственность государственного служащего определяется п. 1 ст. 57, который предусматривает, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от должности; увольнение с государственной службы по специальным основаниям. На военнослужащих распространяются нормы п.26. Дисциплинарная ответственность служащих правоохранительной государственной службы регулируется различными Положениями, либо внутренними Уставами. Основанием ответственности является дисциплинарный (должностной) проступок. Можно считать должностным упущением и некачественные акты управления, издаваемые должностными лицами. В дальнейшем они могут порождать иски граждан. Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 [2]). Причем этот вид ответственности определяется той особенностью, что, основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений, связанных с несоблюдением правил, обеспечение которых входит в их служебные (должностные) обязанности. В связи с этим возникает проблема двойной ответственности за одно и то же нарушение: в дисциплинарном и в административном порядке. Также возникает проблема реальности реакции общества на правонарушение, так как действиями (бездействием) государственного служащего в качестве должностного лица могут быть причинены такие убытки обществу. И тогда встает проблема ответственности государственного органа, где данное лицо трудится, орган отвечает также. И перед лицом убытков возникает для общества проблема допуска отдельных граждан к тому или иному виду государственной службы, проблема учета его правонарушений, проблема соизмерения качеств служащего с риском для общества от выполнения обязанностей его должности, со средствами дублирующего контроля и резерва на опасных участках.

Рекомендуем прочесть:  Дети Инвалиды Стипендия В Вузе

Проблема ответственности государственных служащих ввиду своей многоаспектности в течение многих лет постоянно привлекала внимание широкого круга ученых и специалистов, таких как Б.В. Здравомыслов, В.Ф. Кириченко, Л.А. Сыроватская, Л.А. Чиканова, В.Ш. Шайхатдинов и др.), С.С. Алексеев, Д.Н. Бахрах, С.Н. Братусь, И.И. Веремеенко, В.Н. Кудрявцев.

По дисциплинарным уставам, положениям о службе (Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текст присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1, ст. 38) выделяются следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности, понижение в специальном звании на одну ступень, лишение нагрудного знака, увольнение из органов внутренних дел.

— несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора) требований законодательства о государственном контроле (надзоре) (ст. 19.6.1); нарушение законодательства об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания (ст. 19.32).

Административная ответственность государственных служащих

При этом под должностным лицом понимается лицо, постоянно или временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях РФ. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

За некоторые административные правонарушения к административной ответственности привлекаются только определенные категории государственных служащих, если нарушение ими должностных обязанностей определяется как административное правонарушение. Речь идет о должностных лицах, в служебные обязанности которых входит выполнение определенных правил (требований).

За административные правонарушения, не связанные с выполнением, служебных обязанностей, государственные служащие несут административную ответственность на общих основаниях и по общим правилам, установленным Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Однако за нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

Конкретные административные проступки, за совершение которых предусмотрена административная ответственность должностных лиц, установлены в статьях Особенной части КоАП и других нормативных актах. Всего в КоАП содержится более 60 составов административных правонарушений, субъектами которых могут быть должностные лица. Они рассредоточены практически по всем разделам Особенной части.

КоАП РФ Статья 2

Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 — 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 — 15.31, 15.37, 15.38, частями 9 и 9.1 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 — 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), совершившие административные нарушения, предусмотренные частью 9 статьи 20.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Физические лица, осуществляющие деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.32.6 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

(в ред. Федеральных законов от 09.02.2009 N 9-ФЗ, от 17.07.2009 N 160-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 02.12.2013 N 326-ФЗ, от 21.12.2013 N 363-ФЗ, от 21.12.2013 N 375-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 05.05.2014 N 122-ФЗ, от 21.07.2014 N 255-ФЗ, от 30.03.2023 N 67-ФЗ, от 05.10.2023 N 275-ФЗ, от 03.11.2023 N 307-ФЗ, от 28.11.2023 N 344-ФЗ, от 03.07.2023 N 231-ФЗ, от 03.07.2023 N 372-ФЗ, от 28.05.2023 N 100-ФЗ, от 26.07.2023 N 189-ФЗ, от 14.11.2023 N 325-ФЗ, от 27.12.2023 N 510-ФЗ, от 06.02.2023 N 7-ФЗ, от 05.04.2023 N 76-ФЗ)

Административная ответственность государственных служащих в РФ

Для характеристики особенностей административной ответственности именно должностных лиц представляется возможным использование предложенного термина «должностной административный проступок», который, очевидно, является разновидностью административного правонарушения и основанием административной ответственности должностных лиц. Можно выделить три разновидности административных правонарушений, совершаемых должностными лицами:

Особого внимания заслуживают две статьи КоАП – 5. 59 и 5.63. Они появились совсем недавно, и установили персональную ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан. Штраф соизмерим с месячной зарплатой некоторых госслужащих, и составляет от 5 до 10 тысяч рублей. Помимо этого устанавливается реальная ответственность за сам факт нарушения того же срока на рассмотрение обращение гражданина.

В то же время между административной и дисциплинарной ответственностью есть и свои общие черты. Как отмечает : «Основанием административной ответственности государственных служащих выступает деяние, которое одновременно расценивается и как административный, и как дисциплинарный проступок».

Обе статьи, прежде всего, имеют целью стимулирование к качественной работе должностных лиц с населением (пусть для начала и по части срока). Следует отметить, что с 2007 года в КоАП есть статья 5.39, предусматривающая ответственность за отказ в предоставлении информации. Но, данная статья не имела какого-либо успеха в правоприменительной практике.

Норма ст. 68 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ
«О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает ответственность за нарушение законодательства РФ о государственной гражданской службе. Указанная норма является отсылочной, т. е. не предусматривает непосредственно виды и порядок ответственности, санкции, а отсылает к другим федеральным законам.

Рекомендуем прочесть:  Сколько дают за первого ребенка 2023

· Права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны быть разъяснены ему и впоследствии при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом, рассматривающим дело, или председательствующим в заседании коллегиального органа (ч.2 ст.258 КоАП РБ).

Должность служащего государственного аппарата – предусмотренная актами законодательства либо учреждения в установленном порядке структурная единица государственного органа, определяющая в зависимости от компетенции данного органа объем полномочий и функций занимающего ее лица.

· Согласно ч.5 ст.235 КоАП РБ, при составлении протокола об административном правонарушении нарушителю должны быть разъяснены его права и обязанности, предусмотренные статьей 247 КоАП РБ.

· Противоправность:заключается в совершении деяния, нарушающего нормы административного и ряда других отраслей права. Действие либо бездействие не является противоправным, если оно не запрещено нормами права, не может образовать административного правонарушения и, следовательно, повлечь административную ответственность.

Административное правонарушение (проступок) – это посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административным правонарушением признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Нередко нарушение должностных обязанностей одновременно признается и административным, и дисциплинарным проступком, т.е. их составы дублируются, например, в отношении военнослужащих.

2) превышение должностных полномочий (ст.286 УК РФ) — совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

Административная ответственность госслужащих выражается в применении к ним государственными органами, должностными лицами и представителями административной власти административного взыскания за нарушения требований служебной дисциплины. Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил, обеспечение выполнения которых входит в их должностные обязанности, с сфере охраны порядка управления; государственного и общественного порядка; природы; здоровья населения и др. правил.

Юридическая ответственность государственных служащих наступает на общих основаниях ответственности по российскому праву, которые включают: равенство всех перед законом, единую процессуальную форму рассмотрения дела о правонарушении, привлечение к одному виду ответственности без освобождения от другого вида ответственности и др.

Любое уголовно наказуемое деяние по службе одновременно признается нарушением обязанностей государственного служащего. Как граждане РФ госслужащие, виновные в совершении конкретного преступления, могут быть подвергнуты уголовному наказанию по приговору суда. При этом не имеет никакого значения наличие государственно-служебных отношений и оно не учитывается при привлечении к уголовной ответственности за преступления, не связанные с исполнением служебных обязанностей (преступления против жизни и здоровья — ст.105 — 125 УК РФ, половой неприкосновенности и половой жизни — ст.131 — 135 УК РФ и т.д.). Госслужащие могут быть подвергнуты уголовному наказанию за деяния, совершенные ими как должностными лицами, если нарушение ими служебных обязанностей является уголовно наказуемым.

При ситуации, если выявятся факты систематического извлечения государственными и муниципальными служащими прибыли от предпринимательской деятельности, должна следовать более суровая санкция, вплоть до дисквалификации государственных и муниципальных служащих (ст. 3.11 КоАП РФ). Право на составление протоколов об административных правонарушениях вправе осуществлять должностные лица Федеральной налоговой службы, а также работники органов прокуратуры РФ (в силу ст. 28.4 КоАП РФ). Рассматривать дела указанной категории компетентны мировые судьи.

Завгородняя, Л. В. Административная ответственность государственных гражданских служащих за коррупционные правонарушения / Л. В. Завгородняя, В. М. Сараджишвили, Ю. Ю. Зайцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 52 (238). — С. 192-194. — URL: https://moluch.ru/archive/238/55240/ (дата обращения: 31.01.2023).

Российское законодательство устанавливает следующие виды ответственности для государственных гражданских служащих: административная, дисциплинарная, уголовная и материальная. Проблема применения мер именно административной ответственности к чиновникам представляет особый научный интерес и заслуживает должного внимания.

Если же станут известны обстоятельства, когда при полном попустительстве работодателей государственные и муниципальные служащие вовсе не представляют справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, то в таком случае необходимо привлекать к административной ответственности руководителей указанных органов.

В связи с этим для осуществления действенной борьбы с коррупцией в Российской Федерации в КоАП следует добавить отдельную главу в Особенную часть «Коррупционные правонарушения» либо дополнить главу «Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти», включив нижеизложенные положения, которые устанавливают ответственность чиновников.

Глава 2 Понятие и виды юридической ответственности государственного служащего за совершение правонарушения

Вместе с тем законодатель в пункте 3 части 1 статьи 37 Федерального закона о государственной гражданской службе говорит об однократном грубом нарушении гражданским служащим должностных обязанностей, поэтому, на наш взгляд, целесообразно классифицировать дисциплинарные проступки в зависимости от степени тяжести на незначительные, значительные и грубые 26 .

Представляется важной классификация дисциплинарных проступков в зависимости от степени тяжести, что позволит классифицировать должным образом и дисциплинарные взыскания, применяемые за их совершение. В научной литературе обращается внимание на положительный опыт Республики Казахстан, законодательством которой установлена классификация дисциплинарных проступков по степени тяжести. Так, С.А. Шушпанов и Ю.Б. Носова предлагают классифицировать дисциплинарные проступки на незначительные, значительные и серьезные 25 .

Недостаточная полнота и четкость правовых категорий в системе нормативных правовых актов, регулирующих ответственность при прохождении гражданской службы, а также при предоставлении государственных услуг, позволяют вести речь о законодательном закреплении правового института служебной ответственности гражданских служащих.

Важность установления законодательной классификации служебно-дисциплинарных деликтов обусловлена необходимостью установления связи между основаниями дисциплинарной ответственности (отнесением дисциплинарного проступка к той или иной категории), налагаемыми за их совершение дисциплинарными взысканиями и порядком их назначения.

3) «смешанные — дисциплинарные проступки, которые посягают одновременно и на правила внутреннего служебного распорядка, и на публичный интерес непосредственно (невыполнение законного приказа вышестоящего руководителя; хищение имущества государственного или муниципального органа, совершенное по месту службы)».

Административная ответственность государственных гражданских служащих: состояние и перспективы развития

В литературе высказывалось предложение, впрочем, достаточно сомнительное с точки зрения его научной обоснованности и перспектив практической реализации, выделить и обособить в специальных нормах среди составов административных правонарушений, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ, составы правонарушений, обладающих признаками коррупции: субъект — государственный служащий, цель — имущественная или иная личная заинтересованность; объективная сторона включает злоупотребление полномочиями — и в качестве санкции установить дисквалификацию как безальтернативную санкцию за такое правонарушение . Более того, В.В. Кизилов даже предпринял попытку сформулировать дефиницию «административное правонарушение государственного гражданского служащего». По мнению указанного автора, таковым является не влекущее уголовную ответственность наказуемое деяние лица, замещающего должность государственной гражданской службы, которое совершено при исполнении или в связи с исполнением государственным гражданским служащим должностных обязанностей и повлекло нарушение установленных законом предписаний в правоотношениях, стороны которых не находятся во властном подчинении или прямой зависимости, а соблюдение данных предписаний побуждается нормами публичного права с целью защиты государственного или общественного порядка; собственности; здоровья, прав и свобод физических лиц; установленного порядка управления; а также имущественных прав и интересов юридических лиц . Наконец, в разработанном им законопроекте В.В. Кизилов даже предложил ввести в КоАП РФ отдельную ст. 2.4.1 «Административная ответственность государственного гражданского служащего», в части первой которой установить, что гражданский служащий подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, в результате которых нарушены права и интересы граждан, юридических лиц, а также установленные законом запреты и предписания государственному гражданскому служащему. Логика указанного автора, как представляется, предельно проста: если неисполнение либо ненадлежащее исполнение происходит во взаимоотношениях с внешним субъектом, например с гражданином, то тогда деяние рассматривается как административное правонарушение, а если то же деяние совершается во внутриаппаратных отношениях, то тогда то же деяние будет дисциплинарным проступком. Вопрос лишь в том, кто будет его квалифицировать — орган административной юрисдикции или субъект дисциплинарной власти. Простой пример. Должностное лицо — гражданский служащий нарушил установленный законом срок рассмотрения обращения гражданина, но тот обратился не к прокурору, который в силу ст. 28.4 КоАП РФ наделен исключительным полномочием возбуждать дело об административном правонарушении по ст. 5.59 «Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан» КоАП РФ, а к руководителю гражданского служащего, наделенному в отношении его дисциплинарной властью, который и будет квалифицировать деяние своего подчиненного.

Рекомендуем прочесть:  Действует Ли Социальная Карта Московсквича В Области

См.: Старилов Ю.Н. Служебное право. М.: Издательство «БЕК», 1996. С. 428.
См.: Козбаненко В.А. Указ. соч. С. 40.
См.: Денисов С.А. Дисциплинарная ответственность за административные правонарушения // Административная ответственность: вопросы теории и практики: Сборник статей, подготовленный по материалам шестых Лазаревских чтений / Отв. ред. проф. Н.Ю. Хаманева. М., 2004. С. 205.

Думается, за административные правонарушения, совершенные в рамках исполнения должностных обязанностей, государственный гражданский служащий должен нести не административную ответственность по нормам КоАП РФ и законов субъектов Российской Федерации, а главным образом ответственность дисциплинарную по нормам Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Таким образом, можно сделать общий вывод о необходимости провести масштабную деделиктизацию административных правонарушений, предусмотрев конвертацию административной ответственности за их совершение в ответственность дисциплинарную, но с элементами публичности, в значительной мере ограничивающими дискреционные полномочия субъекта дисциплинарной власти.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Как видно, должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности, если неисполнение либо ненадлежащее исполнение им должностных обязанностей будет квалифицировано уполномоченным на то внешним субъектом, например прокурором, как административное правонарушение, состав которого содержится в Особенной части КоАП РФ. В ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливается, что за совершение дисциплинарного проступка, т.е. на неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить дисциплинарные взыскания. Таким образом, признать неисполнением либо ненадлежащим исполнением гражданским служащим своих служебных обязанностей административным правонарушением либо, напротив, дисциплинарным проступком при полной идентичности по содержанию их составов зависит лишь от того, какой субъект такую квалификацию осуществляет. Получается, что не само противоправное деяние является основанием для привлечения к тому или иному виду юридической ответственности. Вряд ли с таким положением можно согласиться. Кроме того, следует отметить, что вероятность привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности или, скорее, даже несовершение им проступка, думается, заметно выше, т.к. деятельность гражданского служащего находится под постоянным контролем со стороны непосредственного и вышестоящего руководителей. Особенно показательным в этом отношении является контроль за предоставлением государственных услуг. Так, на основании п. 5.3.1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 , данный федеральный орган исполнительной власти осуществляет государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, что действующим законодательством признается государственной услугой. Эта услуга предоставляется на основании Административного регламента, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 сентября 2023 г. N 169н . Любые отступления от регламента будут основанием для привлечения виновного должностного лица к дисциплинарной ответственности. Конечно, в КоАП РФ содержится ст. 5.63 «Нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а возбуждение производства по делу об административном правонарушении на основании ст. 28.4 КоАП РФ относится к компетенции прокурора. По данным судебной статистики, размещенным на официальном сайте Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в 2023 г. к административной ответственности по ст. 5.63 КоАП было привлечено к ответственности 741 должностное лицо (двум назначено административное наказание в виде предупреждения, остальным 739 — административный штраф) . Как видно, дисквалификация, как наиболее суровое административное наказание, ни в одном случае не применялась, да и в количественном отношении число привлеченных к административной ответственности, учитывая объем предоставляемых населению государственных услуг, совсем не впечатляет.

Также стоит отметить, что согласно анализу, проведенному Ю. В. Ростовцевой, «…к числу наиболее распространенных правонарушений, которые являются весьма опасными формами проявления конфликта интересов на государственной службе, можно отнести: незаконное участие в управлении коммерческими организациями, осуществление предпринимательской деятельности государственными служащими, непредставление (представление недостоверных) сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственных служащих, получение вознаграждения от физических или юридических лиц» [3].

Орган (должностное лицо, представитель нанимателя), применивший взыскание, может снять его досрочно по собственной инициативе, по письменному заявлению служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя при условии, если служащий не совершил нового проступка и добросовестному отношению к служебным обязанностей.

Ответственность государственных служащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей. Служебная дисциплина на государственной службе – обязательное для служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных законодательством и служебным контрактом. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя с учётом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

В юридической литературе отмечается, что специальная дисциплинарная ответственность, как известно, отличается от общей по кругу лиц, подпадающих под действие соответствующих норм, по мерам дисциплинарного взыскания, кругу лиц и органов, наделенных дисциплинарной властью, по установленному порядку обжалования взысканий

За успешное и добросовестное исполнение государственными и муниципальными служащими своих должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности могут быть отмечены различными видами поощрения и стимулирования, основания, условия и порядок применения которых устанавливаются законодательством РФ и её субъектов.

• государственные инспекции, входящие в состав федеральных органов исполнительной власти (инспекции, наделенные надведомственными полномочиями: Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России, Государственный противопожарный надзор МЧС России и др.).

По юридическим свойствам выделяют нормативные акты управления (содержат административно-правовые нормы, создающие юридическую основу управленческой деятельности), индивидуальные (содержат разрешение индивидуально-конкретного управленческого дела), нормативно-индивидуальные (содержат как нормы административного права, так и разрешение конкретного управленческого дела).

Общие условия обеспечения законности – совокупность экономических, политических, социальных и идеологических условий функционирования системы государственного управления. Их виды: экономические (состояние базисных, экономических отношений, организация и функционирование субъектов экономических отношений), политические (состояние государственной власти, развитие институтов демократии, степень участия населения в политических процессах в обществе), духовно-нравственные (уровень культуры общества, его членов, уровень сознания, в том числе правосознания).

• сообщения и заявления собственника унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.12, 14.13, 14.21–14.23 КоАП, а при рассмотрении дела о банкротстве – собрания (комитета) кредиторов;

Наиболее распространенные меры административно-процессуального обеспечения: доставление нарушителя, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и товаров, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства, привод лица, привлекаемого к ответственности, другие меры.

Ответственность госслужащих и ее основания

Юрид. Ответственность выражается в применении к служащему карающих принудительных мер воздействия правового характера. За совершенное им правонарушение. Основанием для наступления такой ответственности является совершении служащим по службе противоправного виновного деяния. Т.е 1. неисполнения или ненадлежащего исполнения по вине госслужащего возложенных на него служебных обязанностей, 2.превышения должностных полномочий, 3. нарушения трудовой и исполнительской дисциплины, а равно 4. несоблюдения установленных законодательными актами ограничений, связанных с госслужбой.

Ограниченная предусмотрена для рук орг, их замов, руковод структурных подразделений и их замов, в размере причиненного ущерба, но не свыше среднего месячного заработка, если ущерб причинен неправильной постановкой учета и хранения материальных и денежных ценностей, непринятия мер для предотвращения простоев или выпуска недоброкачественной продукции. (ст. 403 ТК)

Уголовная ответственность государственных служащих наступает за со­вершение должностных преступлений. В УК Республики Беларусь выделены их следующие составы: злоупотребление властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, халатность, получение взятки, должностной подлог.

Юридическая ответственность выражается в применении к государственным служащим тех или иных мер наказания, взысканий, предусмотренных действующим законодательством, за совершенные ими правонарушения. Законодательством предусмотрены четыре вида юридической ответственности государственных служащих: уголовная, административная, дисциплинарная, материальная.

Дисциплинарной, Материальной, Административной (за административные правонарушения как противоправное виновное а так же характеризующееся иными признаками КоАП, дения, за котрое установлена админ. Ответсвенность), Уголовной ( преступление как общественно опасное деяние предусмотренное УК РБ), Гражданско-правовой (граданско-правовое правонарушение )

Adblock
detector