Актуальные Проблемы Права И Законодательства И Их Решение

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Таким образом, государство гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод на законодательном уровне. Однако, не всегда гражданин, чье право было нарушено, может восстановить его только положительным для него судебным актом, вступившим в законную силу

Такая норма устанавливается в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2023 г. № 50[9] “О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства”. Однако закон не устанавливает действенный механизм реализации полномочий как властного надзирающего органа

Оценка и авторитет судебной власти заключается не только в количестве и качестве принятых судебных решений, но и в реальности восстановления нарушенных прав и интересов граждан и юридических лиц. Судебными приставами – исполнителями применяется широкий круг мер, направленные на повышение эффективности исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, где оптимизация данной работы невозможна без решения проблем, возникающих в процессе такого исполнения

Еще одной проблемой эффективности исполнения судебных решений является утрата исполнительного документа. До получения дубликата может пройти несколько месяцев, что соответственно может являться играющей ролью в отчуждении имущества должником. В данном случае предлагается уменьшить срок рассмотрения судом выдачи такого дубликата, обязать судебных приставов проверять наличие исполнительных документов в материалах исполнительных производств и выдавать незамедлительно справку об утере такого документа взыскателю. Также предлагается не приостанавливать исполнительное производство, с целью сохранения действующий ограничений и арестов

Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” (далее по тексту – ФЗ “Об исполнительном производстве”))[3]

Актуальные Проблемы Права И Законодательства И Их Решение

2. Посредством того, что для всех законопроектов, затрагивающих вопросы совместного ведения, вытекающих из ст. 72 Конституции РФ, в соответствии со ст. 26.4 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрена процедура согласования с законодательными и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Кононов П.И. Административное право России. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2011. — 208 с. С.67.

Таким образом, следует констатировать, что конституционное закрепление предметов ведения в части вопросов исключительного ведения Российской Федерации и вопросов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в области административного законодательства требует правильного понимания конституционных норм и исключения в последующем неоднозначного их толкования в рамках соответствующих стадий законодательного процесса.Аникин С.Б. Административно-правовое регулирование совместного ведения России и ее субъектов: понятие и предмет / Под ред. В.М. Манохина. — Система ГАРАНТ, 2011. — СПС ГАРАНТ.

Основным является недопущение дублирования в связи с тем, что многие федеральные законы содержат одновременно как нормы, регулирующие вопросы по предметам ведения Российской Федерации, так и нормы, регулирующие вопросы по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Такие законы часто принимаются в соответствии с п. «в» ст. 71 (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина) и п. «б» ст. 72 (защита прав и свобод гражданина) Конституции РФ.

В связи с этим полагаем, что, если законопроектом вносятся изменения в законы, которые содержат указанные нормы, необходимо руководствоваться содержанием вносимых изменений: если хотя бы одно изменение касается вопросов, вытекающих из положения ст. 72 Конституции РФ, то следует применять процедуру, предусмотренную ст. 26.4 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Если же законопроект затрагивает исключительно положения, предусмотренные ст. 71 Конституции РФ, то применение указанной процедуры не требуется.

Унификация законодательства субъектов РФ в отношении административных правовых актов, четкая подчиненность федеральному законодательству, унификация процессуальных форм, ответственности, реализация различных объективных региональных нужд и требований посредством разработки определенных сфер регулирования.

Проблемы трудового права и пути их решения

Комплексно оценивая современный этап развития трудовых правоотношений в нашей стране, нельзя не отметить наличие динамичного процесса реформирования трудового законодательства. Вместе с тем в трудовом законодательстве имеется много пробелов, противоречий, неясных или неточных формулировок, что вызывает определенные сложности в практике его применения и, как следствие, нарушение прав и законных интересов работников.

Достаточно большой разрыв в экономических показателях очень богатых и очень бедных государств мира, постоянно прослеживающееся ослабление роли правительств государств, при усилении воздействия на глобальную экономику транснациональных компаний, растущая конкуренция в мировой экономике, периодические экономические кризисы, создание условий для свободного передвижения населения мира привело к проблемам как с незаконной миграцией, так и с принудительным трудом.

К сожалению, эту статью нельзя рассматривать как гарантийную норму для несовершеннолетних. Трудовое законодательство практически на всех этапах своего развития устанавливало правило, что сокращенная продолжительность рабочего времени для подростков не снижает оплату их труда. В частности, в КЗоТе указывалось, что заработная плата работников моложе восемнадцати лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы выплачивается в таком же размере, как работникам соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы. Действующий ТК такой оплаты не предусматривает. Согласно ст. 271 ТК при повременной оплате труда заработная плата работникам в возрасте до восемнадцати лет выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы. Работодатель может за счет собственных средств производить им доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы. Таким образом, оплата труда подростков в таком же размере, как и взрослым работникам, всецело зависит от работодателя, что отрицательно сказывается на адаптации лиц в возрасте до 18 лет к производственным условиям. Считаем важным изменить в ТК оплату труда подростков, установив им гарантийную доплату до заработка взрослого работника, несмотря на сокращенную продолжительность рабочего времени.

Трудовой кодекс внес существенные изменения в правовые нормы, регулирующие вопросы заключения, изменения и прекращения трудового договора. Вместе с тем некоторые положения трудового договора требуют уточнения, а в ряде случаев и иного решения. Можно считать оправданным включение в ТК ст. 57, которая указывает, что именно относится к существенным условиям трудового договора и является правоприменительным ориентиром для обеих сторон. В то же время нельзя не отметить, что дополнительные условия, к которым Кодекс относит условия об испытании, о неразглашении охраняемой законом тайны, об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение производилось за счет средств работодателя, также существенны для сторон трудового договора. Если по таким условиям не достигнута договоренность, а одна из сторон настаивает на их включении в трудовой договор, то последний не заключается. Поэтому более оправданна классификация условий трудового договора на необходимые и дополнительные. Необходимыми признаются условия, определяющие природу данного договора как трудового: соглашение о месте работы, о трудовой функции и дате начала работы. Некоторые исследователи считают необходимым условием и соглашение о заработной плате . Все иные условия трудового договора относятся к дополнительным. Они также важны для сторон трудового договора, но различие заключается в том, что по необходимым условиям обязательно должно быть соглашение сторон, а дополнительные условия могут и не быть предметом обсуждения, что не влияет на юридическую силу трудового договора.

Исходя из изложенного в Кодексе следует указать, что выплата компенсации производится во всех случаях расторжения трудового договора с руководителем организации по п. 2 ст. 278 ТК РФ, а также предусмотреть минимальный размер этой компенсации, которая в трудовом договоре может быть повышена. Из статьи 279 ТК исключить слова «при отсутствии виновных действий», поскольку п. 2 ст. 278 ТК, как уже было указано, не является мерой юридической ответственности.

Кроме того, рассмотрение законодателем приобретения права на имущество в качестве формы объективной стороны мошенничества не согласуется с определением хищения как неправомерного изъятия и завладения чужим имуществом. Эти и другие положения, содержащиеся в законодательной конструкции составов преступлений в ст. ст. 159 и 165 УК РФ, не позволяют принимать правильные решения при квалификации этих преступлений. Поэтому необходимо устранить конкуренцию соответствующих норм путем внесения в них изменений и дополнений[19].

В-третьих, свойства системы как целого не сводятся к сумме свойств ее элементов. Эти свойства субординируют все части и процессы данного целого, поэтому функции целого больше суммы функций его частей. Уголовное законодательство, состоящее из УК РФ, не просто суммирует свойства включаемых в него уголовных законов, а система взаимосвязанных норм, составляющих отрасль уголовного права. Образно говоря, любой отдельно взятый уголовный закон, при его включении в УК РФ, «растворяется» в нем, обеспечивает его функционирование, взаимодействует с другими его элементами, становится неотделимым от них и от их общей совокупности, функционирующей как целостный организм.

Рекомендуем прочесть:  Управление фссп по ярославской области официальный сайт

В соответствии с примечанием к ст. 285 УК РФ субъектом уголовного преступления — получения взятки, предусмотренного ст. 290 УК РФ, может быть лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»[17] выполнение перечисленных функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом (стажеры органов милиции, прокуратуры и др.), нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (народные и присяжные заседатели и др.).

Такая формулировка объективно выражает правовую и содержательную сущность мошенничества в том виде, в каком оно имеет место в современных экономических реалиях. Кроме того, это облегчит правоприменительную деятельность и исключит необходимость отграничения преступлений, ныне предусмотренных ст. 159 и ст. 165 УК РФ, которое, нередко представляет большие сложности[20].

Проблемы трудового законодательства их решения

Модификация концепции предмета трудового права обуславливалась происходившими изменениями трудового законодательства, пересмотром методов управления трудом на предприятии в сторону некоторого расширения прав работников, трудовых коллективов, профсоюзов, администрации предприятий, увеличением льгот и гарантий для работников.

Среди общественных отношений, составляющих в совокупности предмет трудового права, главное место занимают трудовые отношения, которые складываются как в самом процессе производства материальных и духовных благ, так и в сфере услуг и обслуживания, где применяется труд работников, организованных на началах общественной кооперации труда. Объектом и основным содержанием трудовых отношений выступает работа, т.е. деятельность, связанная с непосредственной реализацией способности граждан к труду (рабочей силы). Вследствие этого главным предметом трудового права являются общественные отношения по поводу применения и организации живого труда или работы.

Проблемы защиты прав работников при увольнении по инициативе работодателя были затронуты в сообщениях К.А. Федина, аспиранта ЧелГУ, и К.Ю. Богуславской, аспиранта АлтГУ. Первый докладчик подробно остановился на вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении споров о восстановлении на предприятии работника, уволенного за прогул. К.Ю. Богуславская обратила внимание участников на отдельные вопросы, связанные с увольнением работника, выполняющего воспитательные функции, в связи с совершением аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы.

Система защиты прав человека включает судебную и несудебную защиту, а также деятельность неправительственных правозащитных организаций. Главным способом защиты трудовых прав выступает судебная защита. Конституционное право на судебную защиту служит своеобразной гарантией других прав и свобод, поэтому его можно рассматривать как процессуально-охранительное право. Несудебные формы защиты делятся на государственные и общественные. Общественные формы различаются в зависимости от того, какая общественная организация обеспечивает охрану и защиту права (комиссия по трудовым спорам, профсоюзные органы).

Демократические процессы второй половины 50-х — начала 60-х годов в СССР дали возможность ученым-юристам обратить внимание на то, что в трудовых отношениях, кроме отмеченных имущественных и организационных элементов, присутствует личный неимущественный элемент. Это касалось отношений, связанных с прекращением трудового договора, переводом на другую работу, привлечением работников к материальной ответственности и т.д. В отношениях же, связанных с привлечением к дисциплинарной ответственности, продвижением по работе, моральным поощрением работника личный неимущественный элемент является преобладающим.

Актуальные проблемы трудового законодательства

В случаях, когда увольнения все же неизбежны (ликвидация предприятия, сокращение численности штата), работникам предлагают «в связи со сложной экономической ситуацией», написать заявление об увольнении по собственному желанию, что является прямым нарушением норм трудового права. В случае обращения к работнику с подобным предложением, следует сразу отказаться от него.
Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, при увольнении сотрудника по инициативе работодателя при ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем, а также сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, увольняемому работнику положены следующие выплаты:

Попытки замаскировать трудовой договор под какой-либо гражданско-правовой договор (подряда, оказания услуг и другие) встречаются на практике повсеместно. Именно поэтому приведенные выше положения играют решающее значение при правовой оценке характера возникших правоотношений.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в рамках системы источников права англосаксонской правовой семьи, существующей в Соединенных Штатах, формализована в отличие от России иная конструкция разграничения полномочий, предусматривающая куда большую степень свободы членов Федерации. Рассмотрение ее функционирования подтверждает суждение о высоком уровне активности штатов в процессе регламентации предмета отрасли. На региональном уровне регулируются не только вопросы, связанные с учетом местных особенностей, но и практически все принципиальные институты трудового права, что, однако, не приводит к дезавуированию федерального уровня регулирования, а, напротив, обеспечивает взаимность усилий различных подсистем государства в воздействии на социальные отношения.

Нормативные договоры в виде актов социального партнерства традиционно включаются в систему источников российского трудового права. Данный вид источников образуется в результате совместных действий сторон, формализует их согласованное волеизъявление по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и концептуально предназначен в первую очередь для повышения уровня и объема прав и гарантий, предоставляемых работникам, исходя из возможностей и потребностей сторон социального партнерства. Состояние коллективно-договорного регулирования трудовых и иных связанных с ними отношений всегда находится в прямой зависимости от экономического и финансового состояния работодателя (работодателей), а факт наличия такого регулирования, как показывает современная практика, — от наличия первичной профсоюзной организации (профсоюза или соответствующего объединения на более высоких уровнях). В рамках малого и среднего бизнеса такие источники трудового права представлены мало. Обобщение данных о зарегистрированных коллективных договорах и соглашениях позволяет сделать вывод, что в данной сфере источников сегодня преобладает стагнация. Кардинального развития не наблюдается как в количественном, так и в содержательном аспекте, а все усилия публичной власти и профсоюзов направлены на сохранение достигнутого ранее состояния данной подсистемы. Помимо финансово-экономических показателей работодателя, на микроуровне это обусловлено также применяемыми топ-менеджерами и «собственниками» компаний концепциями управления персоналом и стратегиями кадровой политики. К сожалению, самые популярные из них не предусматривают использование актов социального партнерства в качестве инструментов управления «человеческими ресурсами», поскольку коллективно-договорное регулирование построено на паритетном положении сторон. Говоря о макроуровне, следует отметить, что по мере развития последствий мирового финансового кризиса в национальном измерении ситуация с социально-партнерским регулированием будет только ухудшаться. В таких условиях государство и общество будут вынуждены искать другие каналы снятия социальной напряженности, очевидно, связанные с предоставлением государственных гарантий и компенсаций. Таким образом, динамика данного компонента системы источников трудового права в ближайшее время будет носить отрицательный характер.

Обращаясь к проблеме прецедентов международного права применительно к праву трудовому, необходимо оговориться, что решения Европейского суда по правам человека, содержащие «правовые позиции», формально-юридически источником права для России не являются, поскольку компетенция суда ограничена процедурами толкования Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Однако для правоприменителя они могут выступать на практике как эталоны толкования, о чем подробнее будет сказано ниже, при рассмотрении правовых позиций Конституционного Суда РФ.

Это значит, если решили сдать дефектный товар и вернуть деньги назад, а продавец упорно настаивает на экспертизы, у него на нее всего 10 календарных дней (статья 22 закона), а если хотите поменять на более качественный товар, то с учетом проведения экспертизы срок выполнения требования не должен превысить 20 дней.

Позитивные тенденции в экономике способствуют формированию качественной номенклатуры потребительского рынка, существенно влияют на расширение потребительского спроса населения и выдвигают новые задачи перед системой государственной и общественной защиты прав потребителей.

Защиту прав потребителей обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные организации потребителей. Изменения, происходящие, на потребительском рынке неминуемо несут, за собой изменение характера и круга проблем, которые появляются у потребителей при реализации прав, зафиксированных законодательством Российской Федерации.

Нужно обратить внимание что при выборе конкретного требования, покупатель не имеет право поменять его в процессе его исполнения. Например, если покупатель решил поменять бракованный товар на такой же качественный, то требовать возврата денег в этом случае нельзя. [4]

Второй случай: “Мы совершили покупку принтера, через 3 недели пришел в непригодное для использования состояние. Решили отдать в магазин, но администратор магазина сообщил, что для начала экспертиза должна подтвердить заводской брак, а через неделю сообщили нам: ваш принтер отремонтировали и вы можете забрать его”

Еще один пример коллизий норм гражданского и земельного законодательства: некорректность формулирования нормы, которая предполагает поэтапное отчуждение земельного участка и здания на нем. Так, согласно п. 4, ст. 35 Земельного кодекса РФ, предусмотрено единство здания, находящегося на отчуждаемом участке, и непосредственно самого земельного участка, и отчуждение обоих происходит одновременно, а в ст. 273, г. 17 Гражданского кодекса предусмотрено, «что при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания (сооружения) переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом».

Рекомендуем прочесть:  Есть Ли Доля У Человека В Не Приватизированой Квартире

Изменения также связаны с появлением новых институтов хозяйствования и возникновения принципиально новых общественных отношений. Вследствие всех изменений законодательство не успевает за ростом новых жизненных ситуаций, что сильно затрудняет функционирование современных предприятий и учреждений. Часто возникают спорные вопросы и ситуации, для регламентирования которых нет того или иного правового (нормативного) акта. Также причиной возникновения пробелов в законодательстве могут послужить конфликты интересов, низкое качество содержания нормативных актов. Часто имеет место быть индивидуальное представление человека о правовых явлениях.

В настоящее время Российская Федерация претерпевает изменения во всех сферах жизни общества, что не обошло стороной законодательство, которое совершенствуется на основе новых принципов, а также происходит расширение сферы юридической практики, значительно повышается и роль правотворческих и правоприменительных органов.

Возьмем земельное законодательство, при более глубоком изучении которого можно отметить полное отсутствие самого понятия «земля». Статья 6 Земельного кодекса устанавливает лишь объекты земельных отношений: «. земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки, части земельных участков». Отсюда напрашивается вопрос, а как может регулировать земельное законодательство неопределенный для этого самого регулирования объект, если не существует понятия земли, нет никаких признаков, характеризующих понятие земли, его точного определения. Так, в ст. 11.1 Земельного кодекса отражено понятие земельного участка: «Земельным участком является часть земной поверхности. », и до настоящего времени понятие земля отсутствует, не принято законодательством. Для решения данного вопроса и восполнения пробела в земельном законодательстве возникает необходимость дать четкое определение, что есть земля и законодательно утвердить его понятие, что непременно создаст условия единства в правоприменительной практике и толковании, соответственно уменьшится количество уже существующих коллизий.

Существенная проблема нарастает и в области образования, особенно она обострилась в условиях экономического кризиса. В современном мире непрерывное образование объясняется быстрым устареванием знаний и необходимостью гибко, оперативно откликаться на требования общества и рынка труда к новым умениям, знаниям. Однако дополнительное профессиональное образование (ДПО) в настоящее время не является самостоятельным звеном системы, уровень образования не повышает, но играет очень важную социально-образовательную функцию, которая с каждым годом востребуется все больше. ДПО направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации быстро меняющимся условиям его профессиональной деятельности и социальной среды. Немалую роль ДПО играет при организации процесса образования незанятого населения и большого количества безработных, которым в кратчайшие сроки необходимо получить переквалификацию или совершенно новую специальность. Однако с 2011 г. не все ДПО подлежат государственной аккредитации, а только те, для которых утверждены федеральные государственные требования (ФГТ). Получается, что не всегда будет выдаваться документ государственного образца, удостоверяющий о повышении квалификации. Еще одно противоречие: государство заинтересовано в качественном и быстром повышении уровня знаний специалистов, но не все ДПО, как было сказано выше, подлежат государственной аккредитации. Возникает вопрос: кто тогда будет получать дополнительное профессиональное образование без официального подтверждения? Создание нормативной правовой базы ДПО в настоящее время должно оставаться первостепенной проблемой для государства в целом, если оно хочет видеть достойных и профессионально подготовленных специалистов как для развития внутри своей страны, так и на международной арене.

Система права и система законодательства

Диспозитивный метод основывается на предоставлении субъектам правоотношений свободы выбора варианта поведения в пределах, установленных действующим законодательством. Он построен на началах автономии, юридического равенства субъектов, соглашения сторон, их несоподчиненности между собой, это – метод «горизонтали». Предполагает дозволения. Диспозитивный метод признается господствующим в гражданском праве: участникам гражданско-правовых отношений предоставляется полная свобода действий в рамках, определенных законом; стороны выступают как равноправные субъекты, а принятые ими обязательства могут быть изменены или прекращены лишь по взаимному соглашению.

3. Комплексное законодательство включает нормы нескольких отраслей права, которые регулируют различные по своему видовому содержанию общественные отношения, составляющие относительно самостоятельную сферу общественной жизни (хозяйственное, транспортное, военное законодательство).

Суть разделения права на частное и публичное состоит в том, что в любом праве есть нормы, призванные обеспечивать прежде всего общезначимые (публичные) интересы, то есть интересы общества, государства в целом, и нормы, защищающие интересы частных лиц. Критерий различения публичного и частного права состоит в том, что публичное право регулирует отношения государства, его органов с гражданами и иными субъектами права. При этом государственные органы выступают в качестве носителей государственно-властных (публичных) полномочий, реализация которых осуществляется в интересах и во благо общества, государства, тех или иных социальных слоев, групп.

Тип (семья) правовых систем – совокупность национальных правовых систем, которые имеют общие черты, проявляющиеся в единстве закономерностей и тенденций развития на основе сходных правовых средств и явлений (правовых инструментов), постоянно действующих вследствие воспроизведения и использования людьми и их организациями (в т. ч. государством).

Комментарии к действующему законодательству оказывают определенное влияние на законотворчество и судебную практику. «Доктрина если и не является правовым источником, то по крайней мере обладает огромным авторитетом. Именно доктрина обеспечивает синтез права, его критику, выявление правовых пробелов, а также содействует различным способам разработки законодательства».

Во-первых, необходима единая общегосударственная программа законотворчества. Она должна охватывать уровень федерального законотворчества, уровень субъектов Российской Федерации и уровень местного самоуправления и являться планом развития всего законодательства в целом. К сожалению, существуют лишь отдельные документы, например, Послание Президента РФ, Программа Правительства РФ и план законопроектных работ Государственной Думы. Задача создания такой программы может быть решена только в результате взаимодействия всех органов государственной власти.

Проанализировав российскую государственно-правовую и законодательную практику, можно сделать вывод: еще не до конца осознано то, что после принятия новой Конституции мы живем в принципиально иной стране по сравнению с той, которая существовала ранее. Произошли весьма значительные изменения. Россия коренным образом изменила тип своего государственного устройства.

Существенно изменились в новых условиях и принципы формирования единой федеративной правовой системы. Ранее все было предельно просто и ясно: акты нижестоящих органов должны были соответствовать актам вышестоящих, и в случае противоречия могли быть вышестоящими органами отменены. Это объяснялось принципом подчинения меньшинства большинству. Вышестоящий орган представлял территориальную общность более высокого уровня и его решения имеют абсолютный приоритет.

Во-первых, нормы федеральных органов власти имеют безусловный приоритет только по предметам ведения самой Российской Федерации, установленным в ст. 71 Конституции Российской Федерации. Во-вторых, появилась сфера совместной компетенции, в которой субъекты Российской Федерации могут осуществлять правовое регулирование по своей инициативе. В-третьих, Конституция Российской Федерации выделила сферу самостоятельного правового регулирования субъектов Российской Федерации, указав, что в этой сфере законы и иные акты субъектов Российской Федерации имеют приоритет. В-четвертых, даже в сфере исполнительной власти, где сохраняется определенная вертикальная подчиненность, Президент наделен правом лишь приостанавливать акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, но не отменять их. В-пятых, в правовой системе Российской Федерации активно формируется «договорное ядро», статус которого пока не вполне ясен и является предметом споров.

В законодательном процессе современной России существует масса до сих пор нерешенных проблем. Главной целью данной работы является выявление некоторых из них и предложение путей их решения. Первой среди этих проблем хотелось бы выделить качество вносимых в Государственную Думу законопроектов. Оно зачастую не качественны. Качество проектов состоит из нескольких аспектов, часть из которых будет рассмотрена ниже.

Актуальные проблемы защиты прав потребителей

Целью данной работы является выявление проблем связанных с реализацией законов, касающихся защиты прав потребителей, а также возможных путей их решения.
Задачи исследуемой дипломной работы:
1. Изучить общие правила защиты прав потребителей в рамках современного законодательства;
2. Проанализировать особенности нормативно-правовой базы государственного регулирования в области защиты прав потребителей;
3. Исследовать правовые проблемы защиты прав потребителей в Российской Федерации.

В России разработана государственная программа управления качеством продукции. В ней отражена политика, направленная на создание условий, обеспечивающих экономическую заинтересованность товаропроизводителей и исполнителей работ (услуг) отвечающей задачам социально-экономического развития России. Решение проблемы качества связано с установлением и соблюдением определенных норм качества, обязательных для лиц, от действий которых зависит качество продукции.

Законодательство о защите прав потребителей – это совокупность нормативных актов, объединенных общим предметом регулирования отношений предпринимателей и покупателей. Спецификой действующего законодательства о защите прав потребителей, состоящего из совокупности нормативных правовых актов, которые носят различный отраслевой характер, можно считать выделение его в качестве специальной комплексной отрасли законодательства. Основу регулирования в сфере потребления составляют гражданские правоотношения.

Рекомендуем прочесть:  Ип на осно налог на имущество 2023

Конфедерация ведет активную разъяснительную политику, она издает большое количество материалов (статьи, книги, брошюры, буклеты, методическая литература и т. д.), способствующих потребительскому просвещению граждан и оказывающих реальную помощь общественным объединениям по защите прав потребителей. Подготовленные материалы Конфедерации регулярно публикуются на страницах многих региональных изданий и столичных, например, в «Вечерней Москве», «Неделе», «Курантах», «Деловом мире» и других. У КонфОп была и своя газета — «Честное слово». В защиту прав потребителя», но, к сожалению, из-за финансовых трудностей она прекратила свое существование.

К началу 1992 года Федерация преобразуется в Международную конфедерацию обществ потребителей (КонфОП). В ее состав вошли общества потребителей бывших союзных республик СССР — России, Беларуси, Украины, Казахстана, Туркменистана, Таджикистана и др. Представители потребительских организаций от этих республик образуют Координационный совет, который собирается один раз в полгода. В начале 1992 года прошел первый конгресс Конфедерации; теперь он собирается через каждые три года. Базой КонфОПа являются многочисленные общественные потребительские организации, которые были созданы гражданскими инициативами.

В юридической литературе по-разному раскрывается понятие «меры защиты». С.С. Алексеев считает, что защита права — это государственно-принудительная деятельность, направленная на восстановление нарушенного права, обеспечение исполнения юридической обязанности 59 . А.С. Мордовец включает в понятие «меры защиты» и восстановление нарушенного права, и меры процессуального принуждения 60 . С точки зрения В.М. Ведяхина, Т.Б. Шубиной, к мерам, способам защиты прав относятся лишь те, что применяются по инициативе лица, права которого нарушены, и прежде всего функция этих прав — восстановительная. Государственно-принудительный механизм защиты права используется только в том случае, если сторона, нарушившая чьи-либо права, добровольно их не восстанавливает, либо препятствует этому, либо не исполняет добровольно своей обязанности 61 .

Во-вторых, ТК РФ не отвечает на важнейший практический вопрос: как должен поступать правоприменитель в случаях противоречий между Конституцией РФ и ТК РФ? Статья 5ТК РФ разрешает только один вид иерархических коллизий между ТК РФ и иными федеральными законами: «…в случае противоречий между настоящим Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс».

С момента принятия ТК РФ практикующие юристы были вынуждены самостоятельно толковать нормы Кодекса, многие из которых отличаются неопределенностью и неоднозначностью в применении. Более того, далеко не все статьи ТК РФ соответствуют нормам международного трудового права и Конституции РФ.

Защита трудовых прав имеет свои особенности. Данные особенности должны адекватно отражать неравное положение работника и работодателя как субъектов трудового права. В качестве самостоятельной отрасли трудовое право сформировалось как совокупность норм, призванных обеспечить защиту работников от произвольных действий работодателя. По этой причине к числу полномочных субъектов по защите трудовых прав относятся не только юрисдикционные органы, но и представители работников, а также непосредственно работники, которые могут осуществлять самозащиту своих прав. Поэтому защита трудовых прав работников имеет дополнительные по сравнению с другими правами и свободами способы восстановления нарушенного права и законного интереса.

Правовой статус субъектов трудового права включает ряд элементов: трудовую правосубъектность, основные права и обязанности, юридические гарантии прав и обязанностей, ответственность за надлежащее исполнение трудовых обязанностей. Однако одной из важнейших правовых категорий, характеризующих граждан как субъектов трудового права, являются их трудовые права, которые, наряду с другими правами, находятся под охраной закона 65 .

Возможно, в силу многочисленных спорных статей в ТК РФ с точки зрения международного трудового права и Конституции РФ не все актуальные проблемы применения трудового права нашли свое отражение в тексте принятого Постановления. Это понимали как разработчики проекта Постановления так и судьи ВС РФ, голосовавшие на Пленуме. В этой связи Пленум ВС РФ принял принципиальное решение: работу по толкованию ТК РФ необходимо продолжить.

Следует согласиться с тем, что действующий ТК РФ требует совершенствования. Тем более что о его недостатках шла речь в юридической литературе с момента его введения в действие , и этот вопрос, безусловно, будет подниматься и в будущем. Требует четкой проработки как его структура в целом, так и конкретные правовые нормы, включая терминологические положения, то есть имеющиеся недостатки на уровне юридической техники. Хотя справедливости ради следует отметить, что несовершенство юридической техники — это общая проблема современного российского законодательства .

Конечно же, не стоит в данной ситуации прибегать к частой ошибке работодателей, которые выдают документы и производят расчет с такими работниками «на перед» или «задним числом», потому что в этом случае работодатель допускает серьезные нарушения трудового законодательства, такие как невыплата денежных средств в последний день работы.

Пример. Например, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах составляет 35% (в Российской Федерации — 17,6%). Низкий уровень доходов трудоспособного населения региона обусловлен его занятостью преимущественно в секторах с низким уровнем производительности труда и высокой долей теневой экономики .

Вопрос: Работник был понижен в должности на основании его волеизъявления, выраженного личном заявлении. Может ли он по пришествию времени оспорить этот перевод? На что стоит обратить внимание работодателю при оформлении документов о переводе. Что бы такой спор не возник?

С древнейших времен люди создают нормы права, регулирующие общественные отношения. Развитое право является залогом благополучия общества. Однако для сохранения правопорядка недостаточно одного лишь закрепления общеобязательных правил поведения. Необходимы органы, приводящие общественную жизнь в соответствие с правом. Одним из таких органов является суд. В древнее время роль судьи часто исполняли народные правители, но они не были способны самостоятельно рассматривать все дела. Поэтому самодержцы поручали своим приближенным разрешать споры от их имени.

При этом юридическая истина отличается особенностями познания и установления, выражающимися в особенностях достаточности, а также временных и пространственных процессуальных рамок, в которые помещена вся процессуальная деятельность по рассмотрению и разрешению правовых споров.

Сборник материалы Международной научно-практической конференции памяти Н. Г. Салищевой «Актуальные проблемы и перспективы административного права и административно-процессуального права» (РГУП, 23 октября 2023 г.): воспоминания о научно-практической деятельности Н. Г. Салищевой, статьи, посвященные современным проблемам административного права и административного процессуального права в Российской Федерации и за рубежом.

1. Известно, что «любая система описывается указанием на три главных ее момента: элементы (компоненты, части), структура (связи, отношения между элементами) и целостность (с точки зрения обеспечения элементами и структурой определенного интегративного качества или свойства объекта)» .

В научном мире ведутся споры о необходимости создания административных судов. Можно выделить три точки зрения по данному вопросу. Одни считают, что создание административных судов необходимо. А.Н. Приженникова пишет: «Лучшим примером организации правосудия по административным делам является наличие специализированных судов и органов рассмотрения административных споров, не находящихся в административной зависимости от стороны, властные проявления которой обжалуются»6 . Также распространена точка зрения, согласно которой в таких судах нет необходимости, и идея о их создании противоречит нынешнему курсу развития права. Так, например, А.В. Белякова, Л.А. Воскобитова, А.В. Габов пишут: «По нашему мнению, особенности производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, общественная значимость публично-правовых споров не являются достаточными основаниями для создания административных судов.

Проблемы реализации прав человека и гражданина

Прaва человека и гражданина – это важнейший институт, который получил свое развитие не только в конституционном праве, но и в других отраслях права. Наиболее активное развитие он получил во второй половине XX века и вышел на первое место как во внутригосударственном, так и в международном плане.

  • конституционно-судебный механизм (Конституционный Суд);
  • судебная защита (суды общей юрисдикции);
  • административные действия органов исполнительной власти;
  • законная самозащита человеком своих прав;
  • международно-правовой механизм.

Конституция РФ провозглашает права и свободы человека и гражданина высшей ценностью. В нaстоящее время они гарантируются не только Конституцией, но и общепризнанными международными принципами и нормами, которые составляют часть национально-правовой системы государства. Провозглашая права и свободы человека и гражданина, государство берет на себя и обязанность гарантировать эти права.

Человек — биологическое и социальное разумное существо, обладающее даром мышления, речи и находящееся в сложной системе отношений с другими людьми. Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения и до смерти, независимо от того, являются ли они гражданами государства, в котором живут, или нет. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ права и свободы человека являются высшей ценностью [1]. Данное конституционное положение провозглашает, что права и свободы представляют собой конституционные ценности, которые должны гарантироваться и защищаться государством [2,3].

И, наконец, сaмой высшей инстанцией защиты прав и свобод граждан выступает Президент РФ, являющийся гарантом прав и свобод человека и гражданина. Подписывая законы страны, он оценивает их с точки зрения соблюдения прав и свобод человека, и, в случае их нарушения, возвращает в Государственную Думу.

Adblock
detector