Фз о средствах массовой информации последняя редакция

Закон О СМИ

Учредителем (соучредителем) СМИ может быть гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган. Определены лица, которые не могут выступать учредителями. Редакция СМИ осуществляет свою деятельность после его регистрации в установленном порядке. Рассмотрены основания прекращения и приостановления деятельности СМИ, вопросы о статусах учредителя и редакции СМИ. Закреплены и иные положения об организации деятельности СМИ.

Самостоятельный раздел Закона посвящен распространению массовой информации. Рассматриваются вопросы: выдачи и аннулирования лицензии на вещание; хранения материалов радио- и телепередач; распространения рекламы; выходных данных; тиража; и т.д. Государственную политику в области лицензирования радио- и телевещания вырабатывает и проводит Федеральная комиссия по телерадиовещанию.

Закон применяется в отношении СМИ, учреждаемых в РФ, а для создаваемых за ее пределами — лишь в части, касающейся распространения их продукции в РФ. Юридические лица и граждане других государств, лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные Законом, наравне с организациями и гражданами РФ (если иное не установлено).

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 — 6)
    • Статья 1. Свобода массовой информации
    • Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия
    • Статья 3. Недопустимость цензуры
    • Статья 4. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации
    • Статья 5. Законодательство о средствах массовой информации
    • Статья 6. Применение Закона
    • Статья 6.1. Государственная информационная система в области средств массовой информации
  • Глава II. Организация деятельности средств массовой информации (ст.ст. 7 — 24)
    • Статья 7. Учредитель
    • Статья 8. Регистрация средства массовой информации
    • Статья 9. Недопустимость повторной регистрации
    • Статья 10. Заявление о регистрации
    • Статья 11. Внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации и уведомление регистрирующего органа
    • Статья 12. Освобождение от регистрации
    • Статья 13. Отказ в регистрации средства массовой информации или во внесении изменений в запись о регистрации средства массовой информации
    • Статья 14. Государственная пошлина
    • Статья 15. Признание регистрации средства массовой информации недействительной
    • Статья 16. Прекращение и приостановление деятельности
    • Статья 16.1. Приостановление выпуска средства массовой информации за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах
    • Статья 17. Возникновение прав и обязанностей
    • Статья 18. Статус учредителя
    • Статья 19. Статус редакции
    • Статья 19.1. Ограничения, связанные с учреждением средства массовой информации, организации (юридического лица), осуществляющей вещание
    • Статья 19.2. Уведомление о получении редакцией средства массовой информации, вещателем или издателем денежных средств от иностранных источников
    • Статья 20. Устав редакции
    • Статья 21. Статус издателя
    • Статья 22. Договоры
    • Статья 23. Информационные агентства
    • Статья 24. Иные средства массовой информации (утратила силу)
  • Глава II.1. Исследования объема аудитории
    • Статья 24.1. Основные принципы проведения исследований объема аудитории
    • Статья 24.2. Уполномоченная организация по исследованию объема аудитории
  • Глава III. Распространение массовой информации (ст.ст. 25 — 37)
    • Статья 25. Порядок распространения
    • Статья 25.1. Распространение на территории Российской Федерации сообщений и материалов иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента
    • Статья 26. Выход в свет (в эфир)
    • Статья 27. Выходные данные
    • Статья 28. Тираж
    • Статья 29. (утратила силу)
    • Статья 30. (утратила силу)
    • Статья 31. Лицензия на вещание
    • Статья 31.1. Действие лицензии на телевизионное вещание, радиовещание
    • Статья 31.2. Требования к заявлению о предоставлении лицензии на телевизионное вещание, радиовещание
    • Статья 31.3. Переоформление лицензии на телевизионное вещание, радиовещание
    • Статья 31.4. Продление срока действия лицензии на телевизионное вещание, радиовещание
    • Статья 31.5. Отказ в предоставлении или переоформлении лицензии
    • Статья 31.6. Лицензионный контроль (утратила силу)
    • Статья 31.7. Порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензии
    • Статья 31.8. Реестр лицензий на телевизионное вещание, радиовещание
    • Статья 31.9. Информация об операторах связи, осуществляющих трансляцию телеканала, радиоканала по договору с вещателем, и о лицах, распространяющих телеканал, радиоканал в неизменном виде по договору с вещателем
    • Статья 32. Аннулирование лицензии (утратила силу)
    • Статья 32.1. Обязательные общедоступные телеканалы и (или) радиоканалы
    • Статья 32.2. Особенности распространения общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и телеканалов, получивших право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах на всей территории Российской Федерации, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
    • Статья 33. Искусственные помехи
    • Статья 34. Хранение материалов радио- и телепередач
    • Статья 35. Обязательные сообщения
    • Статья 36. Распространение рекламы
    • Статья 37. Эротические издания
  • Глава IV. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями (ст.ст. 38 — 46)
    • Статья 38. Право на получение информации
    • Статья 39. Запрос информации
    • Статья 40. Отказ и отсрочка в предоставлении информации
    • Статья 41. Обеспечение конфиденциальности информации
    • Статья 42. Авторские произведения и письма
    • Статья 43. Право на опровержение
    • Статья 44. Порядок опровержения
    • Статья 45. Основания отказа в опровержении
    • Статья 46. Право на ответ
  • Глава V. Права и обязанности журналиста (ст.ст. 47 — 52)
    • Статья 47. Права журналиста
    • Статья 47.1. Выполнение поручения редакции в особых условиях
    • Статья 48. Аккредитация
    • Статья 49. Обязанности журналиста
    • Статья 50. Скрытая запись
    • Статья 51. Недопустимость злоупотребления правами журналиста
    • Статья 52. Специальный статус
  • Глава VI. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации (ст.ст. 53 — 55)
    • Статья 53. Межгосударственные договоры и соглашения
    • Статья 54. Распространение зарубежной информации
    • Статья 55. Зарубежные корреспонденты
  • Глава VII. Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации (ст.ст. 56 — 62)
    • Статья 56. Возложение ответственности
    • Статья 56.1. Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации
    • Статья 57. Освобождение от ответственности
    • Статья 58. Ответственность за ущемление свободы массовой информации
    • Статья 59. Ответственность за злоупотребление свободой массовой информации
    • Статья 60. Ответственность за иные нарушения законодательства о средствах массовой информации
    • Статья 61. Порядок обжалования
    • Статья 62. Возмещение морального вреда

Цензура массовой информации, то есть требование от редакции СМИ со стороны уполномоченных лиц предварительно согласовывать сообщения и материалы, а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов (их отдельных частей), не допускается. Запрещается злоупотребление свободой массовой информации.

Федеральный закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» (О СМИ) – это свод норм и правил, регулирующих отношения между обществом, государством, гражданами с одной стороны и СМИ, издательствами, редакциями, авторами и источниками информации с другой. Новый закон предусматривает запрет цензуры и создаёт юридические возможности для учреждения независимых газет, журналов, агентств новостей, радио- и телепрограмм. Федеральный закон «О средствах массовой информации» запрещает любую цензуру массовой информации, предварительное согласование сообщений и материалов, наложение запретов на распространение информации и злоупотребление свободой массовой информации.

Федеральный закон «О СМИ» устанавливает порядок регистрации СМИ, основания для приостановления или прекращения деятельности СМИ, выдачи лицензии на вещание, распространение рекламы. Федеральный закон «О средствах массовой информации» закрепляет права и обязанности журналистов, редакторов и издателей СМИ. За нарушения в сфере СМИ Федеральный закон предусматривает ответственность предприятий и общественных объединений, учредителей, издателей, журналистов, авторов сообщений и информационных материалов.

«Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо, доля иностранного участия в уставном капитале которого составляет более 20 процентов, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства, в совокупности или в отдельности не вправе осуществлять владение, управление либо контроль прямо или косвенно (в том числе через подконтрольных лиц или посредством владения в совокупности более чем 20 процентами долей (акций) любого лица) в отношении более 20 процентов долей (акций) в уставном (складочном) капитале юридического лица, являющегося участником (членом, акционером) учредителя средства массовой информации, редакции средства массовой информации, организации (юридического лица), осуществляющей вещание.»;

Внести в статью 191 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-I «О средствах массовой информации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 7, ст. 300; Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 32, ст. 3315; 2014, № 42, ст. 5613) следующие изменения:

«Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо с иностранным участием (в том числе с участием иностранного гражданина, лица без гражданства, гражданина Российской Федерации, имеющего гражданство другого государства) в совокупности или в отдельности не вправе выступать учредителем средства массовой информации, являться редакцией средства массовой информации, организацией (юридическим лицом), осуществляющей вещание. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства, в совокупности или в отдельности не вправе выступать учредителем средства массовой информации и (или) являться редакцией средства массовой информации.»;

«В случае нарушения требований, установленных частями второй и третьей настоящей статьи, указанные лица обязаны произвести отчуждение долей (акций), превышающих максимальный размер, установленный настоящей статьей, в порядке, предусмотренном статьей 238 Гражданского кодекса Российской Федерации. Принадлежащие указанным лицам голоса учитываются при определении кворума общего собрания участников (членов, акционеров) и при подсчете голосов в пределах, не превышающих 20 процентов такого участия.».

Федеральный закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» (О СМИ) – это свод норм и правил, регулирующих отношения между обществом, государством, гражданами с одной стороны и СМИ, издательствами, редакциями, авторами и источниками информации с другой. Новый закон предусматривает запрет цензуры и создаёт юридические возможности для учреждения независимых газет, журналов, агентств новостей, радио- и телепрограмм. Федеральный закон «О средствах массовой информации» запрещает любую цензуру массовой информации, предварительное согласование сообщений и материалов, наложение запретов на распространение информации и злоупотребление свободой массовой информации.

Федеральный закон «О СМИ» устанавливает порядок регистрации СМИ, основания для приостановления или прекращения деятельности СМИ, выдачи лицензии на вещание, распространение рекламы. Федеральный закон «О средствах массовой информации» закрепляет права и обязанности журналистов, редакторов и издателей СМИ. За нарушения в сфере СМИ Федеральный закон предусматривает ответственность предприятий и общественных объединений, учредителей, издателей, журналистов, авторов сообщений и информационных материалов.

Фз о средствах массовой информации последняя редакция

Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации допустима, если требуемые сведения не могут быть представлены в семидневный срок. Уведомление об отсрочке вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны:

Рекомендуем прочесть:  Животные в багажном отделении самолета

Опровержение в периодическом печатном издании должно быть набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком «Опровержение», как правило, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение или материал. По радио и телевидению опровержение должно быть передано в то же время суток и, как правило, в той же передаче, что и опровергаемое сообщение или материал.

Предоставление государственными органами, органами местного самоуправления информации о своей деятельности по запросам редакций, если такие отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе к информации о деятельности судов в Российской Федерации.

Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или антиобщественное действие, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя.

Обязательный общедоступный телеканал субъекта Российской Федерации выбирается из числа телеканалов, продукция которых содержит не менее семидесяти пяти процентов национальной продукции средства массовой информации и трансляция которых осуществляется на территории проживания не менее пятидесяти процентов населения соответствующего субъекта Российской Федерации. В целях настоящей статьи под национальной продукцией средства массовой информации понимается продукция на русском языке или других языках народов Российской Федерации либо на иностранном языке (в случае, если данная продукция предназначена для российского средства массовой информации), которая произведена гражданами Российской Федерации и (или) зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации организациями. В качестве национальной продукции средства массовой информации признается также продукция средства массовой информации, созданного в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Порядок подтверждения соответствия национальной продукции средства массовой информации указанным требованиям устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи. Не признается производством национальной продукции средства массовой информации деятельность по переводу, дублированию, субтитрированию продукции зарубежного средства массовой информации.

Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах информацию, указанную в части шестой статьи 4 настоящего Закона, за исключением случаев, если распространение такой информации осуществляется в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия). В этих случаях такая информация может распространяться в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях:

Письмо, адресованное в редакцию, может быть использовано в сообщениях и материалах данного средства массовой информации, если при этом не искажается смысл письма и не нарушаются положения настоящего Закона. Редакция не обязана отвечать на письма граждан и пересылать эти письма тем органам, организациям и должностным лицам, в чью компетенцию входит их рассмотрение.

2) непредставление в установленный срок в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, ежегодного отчета о проведенных исследованиях;

Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме. Если редакция зарегистрированного средства массовой информации организуется в качестве предприятия, то она подлежит также регистрации в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц и помимо производства и выпуска средства массовой информации вправе осуществлять в установленном порядке иную, не запрещенную законом деятельность.

Фз о средствах массовой информации последняя редакция

под исследованием объема аудитории понимаются систематический сбор, запись, систематизация и анализ данных, относящихся к объему и предпочтениям аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач), сетевых изданий, а также передача (предоставление, распространение, доступ) полученных результатов исследований;

(Часть в редакции, введенной в действие с 26 июля 1995 года Федеральным законом Российской Федерации от 19 июля 1995 года N 114-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 29 октября 2006 года Федеральным законом от 16 октября 2006 года N 160-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 12 августа 2007 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 211-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 12 июля 2023 года Федеральным законом от 1 июля 2023 года N 290-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации;

Запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1-3 части четвертой статьи 41 настоящего Закона.

под издателем понимается издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода;

Нормативная база, регламентирующая медиа-средства и продукты, состоит из рассматриваемого правового документа, а также актов, принимаемых в соответствии с ним. Если в межгосударственном договоре, который заключен РФ, предусматриваются другие правила, нежели те, которые устанавливают законы о СМИ в России, применяются положения международных соглашений.

На телевидении существуют различные программы, темы которых касаются разоблачения разнообразных нарушений. Большая часть из них направлена, как утверждают их авторы, на защиту потребительских прав. В таких программах журналисты осуществляют проверку качества продукции и услуг, предоставляемых населению. При этом далеко не всегда съемки проходят без скандалов. Однако журналисты, осуществляя свою деятельность, ссылаются на закон о СМИ. «Ревизорро» — одна из таких программ, наделавшая достаточно много шума.

Закон о СМИ запрещает осуществлять скрытые вставки, применять технические приемы и способы распространения сведений в радио-, видео-, теле-, кинопрограммах, художественных и документальных фильмах, компьютерных информационных файлах, программах по обработке текстов, относящихся к специальным медиа-средствам, которые могут воздействовать на подсознание граждан или сказываться негативно на состоянии их здоровья. Не допускается освещать приемы изготовления и применения, указывать места приобретения запрещенных средств (наркотических, психотропных) и их аналогов, пропагандировать какие-либо преимущества использования тех или иных соединений, предоставлять иные сведения, не подлежащие раскрытию в соответствии с ФЗ.

Закон о СМИ распространяется на медиа-средства, учреждаемые в РФ. Что касается деятельности компаний, созданных за пределами государства, то положения нормативного акта применяются только в части, которая касается распространения их продукции на территории страны. Иностранцы, лица без гражданства, а также зарубежные организации реализуют права и исполняют обязанности наравне с предприятиями и гражданами РФ, если другое не установлено в законодательстве.

Закон о СМИ (последняя редакция) запрещает должностным лицам, государственным органам, учреждениям, организациям, общественным объединениям требовать от медиа-компаний предварительного согласования материалов и сообщений. Не допускается наложение запретов на распространение медиа-продукции или отдельных их частей. Закон о СМИ, однако, устанавливает одно исключение. Цензура может иметь место в том случае, если автором или интервьюируемым выступает должностное лицо. Нормативный акт запрещает финансирование и создание учреждений, органов, организаций, привлечение служащих, которые будут требовать от медиа-компаний предварительного согласования материалов и сообщений.

· знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Здесь необходимо упомянуть, что согласно пункту 7 части 4 статьи 11 указанного федерального закона оборот информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, без знака информационной продукции не допускается, за исключением комментариев и (или) сообщений, размещаемых по своему усмотрению читателями сетевого издания на сайте такого издания в порядке, установленном редакцией этого СМИ;

Получение лицензии на вещание необходимо в случае использования технических средств эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания для распространения продукции средств массовой информации. Такие технические средства не используются при распространении массовой информации через сайты в сети Интернет.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 21241 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ) под сетевым изданием следует понимать сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, зарегистрированный в качестве СМИ в соответствии с Законом о СМИ.

Также учредитель обязан в течение месяца со дня изменения места нахождения учредителя и (или) редакции, периодичности выпуска и максимального объема СМИ, принятия решения о прекращении, приостановлении или возобновлении деятельности СМИ уведомить об этом регистрирующий орган (статья 11 Закона о СМИ).

Стоит обратить внимание на то, что права и обязанности учредителя и редакции, предусмотренные Законом о СМИ, возникают с момента регистрации СМИ, а предусмотренные уставом редакции – с момента его утверждения. Учредитель, редакция, издатель, распространитель могут дополнительно установить на договорной основе взаимные права и обязанности.

Устанавливает гарантии свободы массовой информации. Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием). Свобода массовой информации является одной из гарантий реализации свободы слова и права на информацию, являющихся важнейшими достижениями современного общества. З. РФ направлен на реализацию конституционного права граждан искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Закон РФ о средствах массовой информации

  • получение, поиск и распространение массовой информации;
  • владение, распоряжение и пользование средствами массовой информации;
  • изготовление, приобретение и эксплуатации технического оборудования, материалов и сырья, необходимых для производства и распространения массовой информации.
  • соблюдать Устав редакции;
  • проверять достоверность информации, подлежащей распространению;
  • удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник;
  • сохранять конфиденциальность информации и ее источника;
  • отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;
  • соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации;
  • уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций и другое.
Рекомендуем прочесть:  Сколько материнский капетав барнауле дают за 2и3,ребёнка

Основной нормативно-правовой акт о СМИ регулирует отношения между участниками в данной сфере на территории Российской Федерации, а также отношения между СМИ и государством, обществом, между редакцией и автором, между издателем, учредителем и редакцией, между СМИ и гражданином РФ, и другое. Закон устанавливает запрет цензуры и создание определенных юридических возможностей для учреждения и регистрации газет, журналов, радио- и телепередач, не зависящих от государства и политических партий.

Розничная продажа, в том числе с рук, тиража периодических печатных изданий не подлежит ограничениям, за исключением предусмотренных настоящим Законом. Изменения операторами связи телеканалов, радиоканалов, радио-, телепрограмм, звуковых, текстовых сообщений и материалов, транслируемых в эксплуатируемых операторами связи сетях не допускается, за исключением случаев предварительного согласования таких изменений.

Глава 3 В статьях 25-37 содержатся сведения о правилах распространения в СМИ, порядке регистрации и получения лицензии на вещание. Статья 25 устанавливает, что воспрепятствования осуществления на законных основаниях продукции СМИ со стороны граждан, должностных лиц, организаций и государственных органов не допускается.

1. Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

5. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения. (В редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 227-ФЗ)

13) сайт в сети «Интернет» — совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»; (Пункт введен — Федеральный закон от 28.07.2012 № 139-ФЗ; в редакции Федерального закона от 07.06.2013 № 112-ФЗ)

20) поисковая система — информационная система, осуществляющая по запросу пользователя поиск в сети «Интернет» информации определенного содержания и предоставляющая пользователю сведения об указателе страницы сайта в сети «Интернет» для доступа к запрашиваемой информации, расположенной на сайтах в сети «Интернет», принадлежащих иным лицам, за исключением информационных систем, используемых для осуществления государственных и муниципальных функций, оказания государственных и муниципальных услуг, а также для осуществления иных публичных полномочий, установленных федеральными законами; (Пункт введен — Федеральный закон от 13.07.2023 № 264-ФЗ)

11) документированная информация — зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель;

Ранее схожие по своему характеру санкции устанавливались лишь в отношении интернет-провайдеров, контроль за которыми осуществляется в автоматизированном режиме. По данным Роскомнадзора в 2023 году в отношении операторов связи было возбуждено 468 дел об административных правонарушениях, 327 из которых завершились в пользу государства Публичный доклад Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций за 2023 г., с. 55 .

Опасность в том, что, обращаясь в Роскомнадзор, социальная сеть обязана временно заблокировать спорную информацию до принятия решения. В этом случае не исключается ситуация, когда на основании обращения пользователя будет заморожена целая рекламная кампания. Ответственность же за злоупотребление не предусмотрена.

В качестве «иных лиц, обеспечивающих размещение в сети “Интернет” информационного ресурса» Роскомнадзор часто определяет владельцев сетевых адресов (IP), используя при этом общедоступные сервисы типа WHOIS (с августа 2023 года — LookUp). Именно им Роскомнадзор зачастую направляет свои требования.

10 января 2023 года в силу вступил федеральный закон, позволяющий органам государственной власти применять режим конфиденциальности в отношении своих должностных лиц и запрещать выдавать третьим лицам сведения о них Федеральный закон от 30.12.2023 № 515-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемых лицах и об осуществлении оперативно-розыскной деятельности» . Хотя отрицать его значение для результатов журналистских расследований нельзя, у закона есть и другая сторона.

В том числе поэтому стоит ожидать увеличения количества заявлений и дел о клевете, хотя ранее количество осужденных за клевету было не так уж и велико — 33 человека за первое полугодие 2023 года Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за первое полугодие 2023 года Судебного департамента при Верховном суде РФ № 10-а «Отчет о числе осужденных по всем составам преступлений Уголовного кодекса Российской Федерации» Разд. 3 Гл. 17 .

Закон о СМИ: простыми словами основные положения

Например, закон не допускает к выпуску недобросовестную и недостоверную рекламу. Под недобросовестной рекламой понимается некорректное сравнение рекламируемой продукции с ее аналогами, реклама, портящая репутацию продукции конкурентов и самих конкурентов. Под недобросовестной рекламой также понимается реклама запрещенных товаров и недобросовестная конкуренция с точки зрения антимонопольного законодательства. Недостоверной рекламой считается предоставление заведомо неточных сведений о товаре или услуге.

В настоящий момент телевидение выпускает большое количество телепрограмм и передач, разоблачающих нарушителей законодательства. При этом авторы этих программ и передач считают, что таким образом они защищают права потребителей. Журналисты и съемочные группы приобретают продукцию и услуги в целях проверки их качества, которое на поверку оказывается крайне низким. При этом сотрудники СМИ прикрываются в своей деятельности законом о средствах массовой информации.

Средствам массовой информации строго запрещается раскрывать любые сведения о тактике проведения операции, используемых приемах и средствах. Если эти сведения попадут через журналистов террористам, это может сорвать операцию, привести к серьезным человеческим жертвам.

  • запрещено использовать нецензурные выражения и оскорбления;
  • запрещено вести пропаганду через рекламу;
  • цены на товары и услуги указывать только в валюте РФ (рубли), и лишь в случаях крайней необходимости – в иностранной валюте;
  • нельзя вводить рекламу в обучающие книги для детей (учебники, учебные материалы).
  • осуществлять поиск, получение и распространение сведений любыми законными способами;
  • регистрировать, владеть, пользоваться и распоряжаться средствами массовой информации;
  • покупать, самостоятельно изготавливать, хранить и использовать техническое оборудование, устройства, сырье и материалы, использующиеся при приготовлении и распространении информационных продуктов.

О средствах массовой информации

Документ продается с актуализацией на дату продажи!
Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации».
Настоящий Закон применяется в отношении средств массовой информации, учреждаемых в Российской Федерации, а для создаваемых за ее пределами — лишь в части, касающейся распространения их продукции в Российской Федерации.

Содержание
Глава I. Общие положения
Статья 1. Свобода массовой информации
Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия
Статья 3. Недопустимость цензуры
Статья 4. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации
Статья 5. Законодательство о средствах массовой информации
Статья 6. Применение Закона
Статья 6.1. Государственная информационная система в области средств массовой информации
Глава II. Организация деятельности средств массовой информации
Статья 7. Учредитель
Статья 8. Регистрация средства массовой информации
Статья 9. Недопустимость повторной регистрации
Статья 10. Заявление о регистрации
Статья 11. Внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации и уведомление регистрирующего органа
Статья 12. Освобождение от регистрации
Статья 13. Отказ в регистрации средства массовой информации или во внесении изменений в запись о регистрации средства массовой информации
Статья 14. Государственная пошлина
Статья 15. Признание регистрации средства массовой информации недействительной
Статья 16. Прекращение и приостановление деятельности
Статья 16.1. Приостановление выпуска средства массовой информации за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах
Статья 17. Возникновение прав и обязанностей
Статья 18. Статус учредителя
Статья 19. Статус редакции
Статья 19.1. Ограничения, связанные с учреждением средства массовой информации, организации (юридического лица), осуществляющей вещание
Статья 19.2. Уведомление о получении редакцией средства массовой информации, вещателем или издателем денежных средств от иностранных источников
Статья 20. Устав редакции
Статья 21. Статус издателя
Статья 22. Договоры
Статья 23. Информационные агентства
Статья 24. Утратила силу
Глава II.1. Исследования объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач)
Статья 24.1. Основные принципы проведения исследований объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач)
Статья 24.2. Уполномоченная организация по исследованию объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач)
Глава III. Распространение массовой информации
Статья 25. Порядок распространения
Статья 25.1. Распространение на территории Российской Федерации сообщений и материалов иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента
Статья 26. Выход в свет (в эфир)
Статья 27. Выходные данные
Статья 28. Тираж
Статья 29. Утратила силу
Статья 30. Утратила силу
Статья 31. Лицензия на вещание
Статья 31.1. Действие лицензии на телевизионное вещание, радиовещание
Статья 31.2. Требования к заявлению о предоставлении лицензии на телевизионное вещание, радиовещание
Статья 31.3. Переоформление лицензии на телевизионное вещание, радиовещание
Статья 31.4. Продление срока действия лицензии на телевизионное вещание, радиовещание
Статья 31.5. Отказ в предоставлении или переоформлении лицензии
Статья 31.6. Лицензионный контроль
Статья 31.7. Порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензии
Статья 31.8. Реестр лицензий на телевизионное вещание, радиовещание.
Статья 31.9. Информация об операторах связи, осуществляющих трансляцию телеканала, радиоканала по договору с вещателем, и о лицах, распространяющих телеканал, радиоканал в неизменном виде по договору с вещателем
Статья 32. Утратила силу
Статья 32.1. Обязательные общедоступные телеканалы и (или) радиоканалы
Статья 33. Искусственные помехи
Статья 34. Хранение материалов радио- и телепередач
Статья 35. Обязательные сообщения
Статья 36. Распространение рекламы
Статья 37. Эротические издания
Глава IV. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями
Статья 38. Право на получение информации
Статья 39. Запрос информации
Статья 40. Отказ и отсрочка в предоставлении информации
Статья 41. Обеспечение конфиденциальности информации
Статья 42. Авторские произведения и письма
Статья 43. Право на опровержение
Статья 44. Порядок опровержения
Статья 45. Основания отказа в опровержении
Статья 46. Право на ответ
Глава V. Права и обязанности журналиста
Статья 47. Права журналиста
Статья 47.1. Выполнение поручения редакции в особых условиях
Статья 48. Аккредитация
Статья 49. Обязанности журналиста
Статья 50. Скрытая запись
Статья 51. Недопустимость злоупотребления правами журналиста
Статья 52. Специальный статус
Глава VI. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации
Статья 53. Межгосударственные договоры и соглашения
Статья 54. Распространение зарубежной информации
Статья 55. Зарубежные корреспонденты
Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации
Статья 56. Возложение ответственности
Статья 57. Освобождение от ответственности
Статья 58. Ответственность за ущемление свободы массовой информации
Статья 59. Ответственность за злоупотребление свободой массовой информации
Статья 60. Ответственность за иные нарушения законодательства о средствах массовой информации
Статья 61. Порядок обжалования
Статья 62. Возмещение морального вреда

Рекомендуем прочесть:  Ели При Смене Фамилии Ребенок Будет Получать Алименты

Закон о средствах массовой информации

  • соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;
  • проверять достоверность сообщаемой им информации;
  • удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;
  • сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;
  • получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;
  • при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино — и фотосъемки;
  • ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;
  • отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;
  • предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста;
    (в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 94-ФЗ)
  • соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума при осуществлении профессиональной деятельности.
    (п. 10 введен Федеральным законом от 04.07.2003 N 94-ФЗ)

Аккредитовавшие журналистов органы, организации, учреждения обязаны предварительно извещать их о заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, обеспечивать стенограммами, протоколами и иными документами, создавать благоприятные условия для производства записи.

Запрещается использовать право журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.

  • искать, запрашивать, получать и распространять информацию;
  • посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;
  • быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;
  • получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;
  • копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части первой статьи 42 настоящего Закона;
  • производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;
  • посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;
  • проверять достоверность сообщаемой ему информации;
  • излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;
  • отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;
  • снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с частью первой статьи 42 настоящего Закона;
  • распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.
  • если это не нарушает конституционных прав и свобод человека и гражданина;
  • если это необходимо для защиты общественных интересов и приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц;
  • если демонстрация записи производится по решению суда.

Фз о средствах массовой информации последняя редакция

Лицензия на вещание дает ее держателю право, используя технические средства эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания, в том числе находящиеся в его собственности, осуществлять с соблюдением лицензионных условий распространение продукции средств массовой информации, зарегистрированных в соответствии с настоящим Законом.

Гражданин или организация, в отношении которых в средстве массовой информации распространены сведения, не соответствующие действительности либо ущемляющие права и законные интересы гражданина, имеют право на ответ (комментарий, реплику) в том же средстве массовой информации.

Аккредитовавшие журналистов органы, организации, учреждения обязаны предварительно извещать их о заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, обеспечивать стенограммами, протоколами и иными документами, создавать благоприятные условия для производства записи.

Договором между учредителем и редакцией (главным редактором) определяются производственные, имущественные и финансовые отношения между ними: порядок выделения и использования средств на содержание редакции, распределения прибыли, образования фондов и возмещения убытков, обязательства учредителя по обеспечению надлежащих производственных и социально-бытовых условий жизни и труда сотрудников редакции. Стороной в договоре с редакцией может быть каждый соучредитель в отдельности либо все соучредители вместе.

Дословное воспроизведение в средстве массовой информации в период соответствующей избирательной кампании, кампании референдума агитационного материала, распространенного в другом средстве массовой информации, в том числе подпадающем под действие статьи 24 настоящего Закона, не является основанием для освобождения журналиста, главного редактора, редакции, иной организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, от ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах, если при дословном воспроизведении такого материала не соблюдены требования указанного законодательства, предъявляемые к опубликованию (обнародованию) агитационных материалов.

Ущемление свободы массовой информации, то есть воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции средства массовой информации, а также журналистов, в том числе посредством:

Обнаружение органов, организаций, учреждений или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, – влечет немедленное прекращение их финансирования и ликвидацию в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов несут ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.

Правила, установленные настоящим Законом для периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического распространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений.

Опровержение в периодическом печатном издании должно быть набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком «Опровержение», как правило, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение или материал. По радио и телевидению опровержение должно быть передано в то же время суток и, как правило, в той же передаче, что и опровергаемое сообщение или материал.

Регистрирующий орган вправе аннулировать свидетельство о регистрации соответствующего средства массовой информации, если заявление на перерегистрацию не подано в течение месяца со дня получения предписания регистрирующего органа, указанного в абзаце третьем настоящего пункта.

3. К заявлению прилагается документ, удостоверяющий уплату регистрационного сбора, копии учредительных документов и копия документа о государственной регистрации в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) — для юридических лиц, выступающих в качестве заявителей; копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) — для индивидуального предпринимателя, выступающего в качестве заявителя; копию документа, удостоверяющего личность, — для физического лица, выступающего в качестве заявителя.

3. Для распространения продукции зарубежного периодического печатного издания, то есть не зарегистрированного в Российской Федерации и создаваемого за его пределами, необходимо получить разрешение федерального регистрирующего органа, если иной порядок распространения не установлен международным договором Российской Федерации.

Злоупотребление свободой массовой информации, выразившееся в нарушении требований статьи 7 настоящего Федерального закона, — влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При использовании сообщений и/или материалов, впервые распространенных в одном средстве массовой информации, другими средствами массовой информации, ссылка на средство массовой информации, в котором сообщение и/или материал был впервые распространен, обязательна, если иное не предусмотрено договором об использовании сообщений и/или материалов.

Какие законы нужно знать, если вы работаете в СМИ

Скачайте прямо сейчас: книга «Как бесплатно продвигать бизнес с помощью СМИ»

  • Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации),
  • и Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации». Именно он определяет критерий «государственности» средства массовой информации (ст. 3) и устанавливает порядок регулярного освещения в прессе деятельности органов государственной власти.

В последнее время в юридической практике возникает всё больше прецедентов, когда на редакцию подают в суд. Поводы, при этом, могут быть самыми разнообразными — от нарушения закона о защите авторских прав при использовании чужой фотографии из интернета до нанесения ущерба деловой репутации. Причем, очень часто нарушения эти происходят из-за банального незнания журналистами законов, регламентирующих работу редакций. Pressfeed попросил профессиональных юристов рассказать об основных законах, которые стоит знать тем, кто работает в СМИ. И даже поставили на них ссылки, чтобы у вас точно не было оправдания их не читать.

В соответствии с данным законом сформированы и ведутся Министерством юстиции РФ Федеральный список экстремистских организаций, а также Федеральный список экстремистских материалов. Данные реестры постоянно обновляются, поэтому следует регулярно знакомиться с их содержанием.

Так, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2023), утв. Президиумом ВС РФ 04.03.2023 г., отражена и ​​практика международных договорных органов ООН​, а именно,​ разъясняется правовая позиция Комитета ​​по правам человека ​о свобод​е выражения мнений​​ и возможных ограничениях. ​​Отмечается, что ​п. 2 ст. 19 ​Международного пакт​а​ о гражданских и политических правах​ предусматривает право ​СМИ на доступ к информации о государственных делах.

6. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» — райтеры, пишущие рекламные тексты, создающие нативную рекламу, обязаны знать об ограничениях рекламирования отдельных видов товаров или услуг. Например, о том, как правильно рекламировать медицинские или финансовые услуги. Не зная таких особенностей, можно привести к рекламодателю не покупателя его товаров, а Федеральную антимонопольную службу с большим штрафом.

Adblock
detector