Гласность Судебного Разбирательства Статья Журнал

Современные аспекты гласности судебного разбирательства и деятельности суда Текст научной статьи по специальности; Право

В настоящее время в России возросла потребность в большей информированности о деятельности судов. Реализацией общественного заказа стала Концепция информационной политики судебной системы 2001 г. [15], в которой отмечено, что свободный доступ всех заинтересованных лиц, и прежде всего представителей СМИ, к необходимой информации обеспечивает контроль общественности за ходом судопроизводства, способствует формированию правовой культуры граждан и усиливает воспитательное воздействие судебной власти на общество. Кроме того, предусмотрено создать специальный режим ее защиты, поскольку свободный доступ к этой информации может затруднить, а в некоторых случаях сделать невозможным отправление правосудия по делам, причинить невосполнимый материальный, мо-

Должные изменения не были внесены в УПК РФ, нормы которого в настоящее время регламентируют лишь проведение фотографирования, видеозаписи и (или) киносъемки судебного заседания (ч. 5 ст. 141 УПК РФ). Это не стало препятствием для трансляции судебных заседаний по рассмотрению уголовных дел не только при разрешении дела по существу, но и при разрешении ходатайств об избрании меры пресечения. Представляется, что отсутствие должной процессуальной регламентации транслирования судебных заседаний может привести к нарушению прав и законных интересов его участников.

Основные проблемы реализации принципа гласности гражданского судопроизводства в Российской Федерации

Утвержденный Конституцией РФ ч.1 ст.123 и закрепленный в ст. 10 ГПК РФ принцип гласности судебного разбирательства предусматривает открытость и общедоступность участия физических лиц в рассмотрении и разрешении гражданских и иных дел в заседании судов общей юрисдикции, за исключением случаев, предписывающих осуществление разбирательств в закрытом судебной заседании.

  1. Доступность электронного документооборота. Доступность подачи жалобы путем направления электронного документа предусмотрена, как нами уже указывалось, федеральным законом. Вместе с тем много наших сограждан в силу возраста, отсутствия технической возможности, образования и прочих обстоятельств не могут в полной мере использовать возможности электронных технологий [7, с. 8–12]. Так, например, для граждан, не имеющих соответствующего образования, вызывает проблему заполнение многих полей при подаче заявления в системе ГАС «Правосудие». Вызывают затруднения заполнение таких полей, как: тип обращения (иск, жалоба, заявление, ходатайство и др.) и т. д. В последующем это приводит к необходимости сотрудников суда звонить данному гражданину, уточнять, каков тип обращения и др., предлагать исправить, поскольку в таком виде принять такое обращение невозможно. Путем решения данной проблемы является создание обучающего модуля, при помощи которого граждане, сотрудники аппарата суда смогут изучить систему и сформировать навыки работы в ней [2, с. 97].

4. Обязанность судов публиковать информацию о доходах судей и членов их семей. В рамках Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 годы (утв. Указом Президента РФ от 13 марта 2012 г. № 297) Правительству РФ было дано поручение разработать единые требования к наполнению подразделов официальных сайтов федеральных государственных органов, посвященных вопросам противодействия коррупции. Такой документ был разработан Минтрудом России в конце 2012 года (информация Минтруда России от 26 ноября 2012 г. «О единых требованиях к размещению и наполнению подразделов официальных сайтов федеральных государственных органов, посвященных вопросам противодействия коррупции»), а федеральные государственные органы до 1 апреля 2013 года должны были привести свои официальные сайты в соответствие с этими требованиями. В числе прочих обязанностей предусмотрено размещение в открытом доступе сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудников госоргана. Вместе с тем, до сих пор не все суды исполнили это требование.

Однако существует ряд препятствий для более интенсивного процесса раскрытия информации о деятельности судов и информатизации судебного процесса. Одним из них является то, что законодатель не всегда успевает за стремительным развитием электронных технологий, которые можно было бы успешно применять в судопроизводстве. К примеру, описанная выше инициатива ВАС РФ по размещению на официальных сайтах арбитражных судов аудиопротоколов судебных заседаний требует внесения соответствующих изменений в АПК РФ, равно как и обсуждаемое в профессиональном сообществе расширение возможностей по использованию судьями и участниками процесса электронной подписи.

Нет сомнений, что, в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством, гласность судопроизводства предполагает не только присутствие слушателей в зале суда. Присутствующие имеют право без какого-либо разрешения вести письменную запись и аудиозапись. На практике аудиозапись судебного процесса, сделанная участниками судебного разбирательства, используется, как правило, для принесения замечаний на протокол судебного заседания.

Рекомендуем прочесть:  Гонорарная Практика Адвокатской Палаты Г Москвы

гласности судебного разбирательства. Думается, принцип гласности не может «работать наполовину». Если судебный процесс объявляется открытым, то судья и участвующие в судебном разбирательстве лица должны понимать, что это означает, они должны быть психологически готовы к тому, что возможна запись судебного заседания при помощи разнообразных технических устройств, что решение суда будет впоследствии размещено на официальном сайте суда в сети Интернет. Иначе, если невозможно ведение видеозаписи в открытом процессе, рассмотрение уголовного дела должно проходить в закрытом судебном заседании, тогда и аудиозапись недопустима. Принцип гласности дисциплинирует всех участников судебного разбирательства, повышает ответственность судей и в то же время способствует их защите от необоснованных подозрений в нарушении правил судопроизводства, в превышении должностных полномочий. Но при современном регулировании этого

Принцип гласности судебного разбирательства направлен на повышение правовой грамотности граждан, улучшение принимаемых судьями решений, а также на увеличение доверия граждан к судебной системе в стране.
Для улучшения ситуации в сфере доступа граждан к информации о деятельности судов был принят федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Ряд положений данного закона, впрочем, вступил в противоречие с некоторыми требованиями, связанными с охраной персональных данных. При этом в случае таких противоречий был установлен приоритет прав граждан на защиту персональных данных над правом знакомства с информацией о деятельности судов (ст. 4 ч. 4 ФЗ № 262-ФЗ).

При этом на практике нередко можно встретиться с невозможностью посещения не только судебных заседаний, но и самого здания суда. Находящиеся при входе судебные приставы проводят досмотр граждан, а также требуют представить документ, удостоверяющий личность, и назвать цель своего визита. Порой неприятные казусы случаются даже с адвокатами, которых не пускают в здание без повестки, а отказать в посещении лицу, не знающему законодательство, при этом желающему побыть слушателем в суде, ещё проще.
Судьи также иногда не позволяют лицам, не участвующим в деле, находиться в зале. Однако это происходит намного реже в силу лучшей подкованности судей в законодательстве, по сравнению с приставами.

Принцип гласности в российских судах

Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, когда это может привести к разглашению охраняемой законом тайны, а также в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.

Любой присутствующий в открытом судебном заседании по уголовному делу вправе вести аудиозапись и письменную запись, фотографирование, видеозапись или киносъемку, а также трансляцию открытого судебного заседания по радио или в сети интернет с разрешения председательствующего в судебном заседании.

17. Закрытое разбирательство дела (всего или соответствующей его части) допускается лишь на основании мотивированного определения или постановления суда (судьи) в предусмотренных федеральными законами случаях (статьи 10, 182 ГПК РФ, части 1, 2 статьи 24.3 КоАП РФ, статья 241 УПК РФ).

При этом при осуществлении правосудия судам следует исходить из того, что рассмотрение дела в закрытом судебном заседании по основаниям, которые не предусмотрены федеральными законами, противоречит конституционному принципу гласности судопроизводства (часть 1 статьи 123 Конституции Российской Федерации), а также может быть признано нарушением права на справедливое и публичное судебное разбирательство, предусмотренного пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, пунктом 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Определение или постановление суда о рассмотрении уголовного дела в закрытом судебном заседании может быть вынесено в отношении всего судебного разбирательства либо соответствующей его части. В определении или постановлении суда о проведении закрытого разбирательства должны быть указаны конкретные, фактические обстоятельства, на основании которых суд принял данное решение (ч.1 ст. 241 Уголовно-процессуального кодекса).

Разбирательство дел во всех судах открытое, и лишь в случаях, прямо указанных федеральным законом, допускается слушание дела в закрытом судебном заседании. Закрытое судебное разбирательство допускается на основании определения или постановления суда в случаях, когда:

  1. разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны;
  2. рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста шестнадцати лет;
  3. рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство;
  4. этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц. Уголовное дело рассматривается в закрытом судебном заседании с соблюдением всех норм уголовного судопроизводства.
Рекомендуем прочесть:  Форма 3 ндфл за 2023 год скачать бланк бесплатно

Статья 10 ГПК РФ

1. В комментируемой статье закреплен принцип гласности судебного разбирательства. Он представляет собой правило, согласно которому разбирательство в судах является открытым, обеспечивающим присутствие на слушаниях дела любому лицу. Принцип гласности является конституционным (ч. 1 ст. 123 Конституции РФ). Гласность правосудия обеспечивает его воспитательные и профилактические функции и позволяет достичь задач и целей, определенных в ст. 2 ГПК.

5. В ч. 5 комментируемой статьи указывается круг лиц, участвующих в рассмотрении дела в закрытом судебном заседании (лица, участвующие в деле, их представители, свидетели, эксперты, специалисты, переводчики). Окончательное определение состава лиц, участвующих в закрытом судебном заседании, принадлежит суду.

Так, в по­ряд­ке гражданского су­до­про­из­вод­ст­ва в за­кры­том су­деб­ном за­се­да­нии под­ле­жат рас­смот­ре­нию де­ла, со­дер­жа­щие све­де­ния, со­став­ляю­щие государственную тай­ну, тай­ну усы­нов­ле­ния (удо­че­ре­ния) ре­бён­ка, а так­же другие де­ла, пре­ду­смот­рен­ные фе­де­раль­ным за­ко­ном. По хо­да­тай­ст­ву лиц, уча­ст­вую­щих в де­ле, до­пус­ка­ет­ся рас­смот­ре­ние в за­кры­том су­деб­ном раз­би­ра­тель­ст­ве дел, свя­зан­ных с со­хра­не­ни­ем ком­мер­че­ской или иной ох­ра­няе­мой за­ко­ном тай­ны, не­при­кос­но­вен­но­стью ча­ст­ной жиз­ни гра­ж­дан или ины­ми об­стоя­тель­ст­ва­ми, глас­ное об­су­ж­де­ние ко­то­рых спо­соб­но по­ме­шать пра­виль­но­му раз­би­ра­тель­ст­ву де­ла ли­бо по­влечь за со­бой раз­гла­ше­ние ука­зан­ных тайн или на­ру­ше­ние прав и за­кон­ных ин­те­ре­сов гра­ж­дан. Ре­ше­ние су­да, в т. ч. вы­не­сен­ное в за­кры­том су­деб­ном за­се­да­нии, объ­яв­ля­ет­ся пуб­лич­но, за ис­клю­че­ни­ем слу­ча­ев, ес­ли та­кое объ­яв­ле­ние ре­ше­ния за­тра­ги­ва­ет пра­ва и за­кон­ные ин­те­ре­сы не­со­вер­шен­но­лет­них.

В Рос­сии Гласность судебного разбирательства при­шла на сме­ну тай­но­му про­из­вод­ст­ву («кан­це­ляр­ской тай­не»), по­все­ме­ст­но гос­под­ство­вав­ше­му в су­до­про­из­вод­ст­ве до су­деб­ной ре­фор­мы 1864 года. Впер­вые прин­цип глас­но­сти по­лу­чил за­кре­п­ле­ние в Ус­та­ве гражданского су­до­про­из­вод­ст­ва и Ус­та­ве уго­лов­но­го су­до­про­из­вод­ст­ва, со­глас­но ко­то­рым до­к­лад де­ла и сло­вес­ное со­стя­за­ние тя­жу­щих­ся про­ис­хо­ди­ли в от­кры­том су­деб­ном за­се­да­нии. Прин­цип Гласности судебного разбирательства по­лу­чил за­кре­п­ле­ние в статье 11 Все­об­щей дек­ла­ра­ции прав че­ло­ве­ка (1948).

2. Закрытое судебное разбирательство — это рассмотрение дела судом без присутствия в зале судебного заседания публики и прессы, однако при участии сторон. При этом дело рассматривается в закрытом судебном заседании с соблюдением всех норм уголовного судопроизводства. Если предметом рассмотрения в суде являются сведения, составляющие государственную тайну, стороны не лишаются права участвовать в их исследовании. Отстранение их от участия в деле в связи с отсутствием допуска к государственной тайне не соответствует Конституции РФ, ее ст. 48 и ч. 3 ст. 123. Как указал Конституционный Суд РФ, «законодатель, определяя средства и способы защиты государственной тайны, должен использовать лишь те из них, которые в конкретной правоприменительной ситуации исключают возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина. В рамках уголовного судопроизводства такими средствами могут, в частности, выступать проведение закрытого судебного заседания, предупреждение участников процесса о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с производством по уголовному делу, и привлечение этих лиц к уголовной ответственности в случае ее разглашения» .

1. Гласность есть не просто одно из общих условий судебного разбирательства, но и принцип судопроизводства. Гласность выражается, в частности, в открытости судебного заседания, понятие которой в УПК РФ не раскрывается. В п. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод сказано, что «каждый человек имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, на справедливое и публичное разбирательство дела». Понятию открытости и гласности судопроизводства дается развернутая характеристика в решении Европейского суда по правам человека от 8 декабря 1983 г. по делу Претто и других против Италии: «Публичный характер судопроизводства, о котором говорится в статье 6 п. 1, защищает тяжущихся от тайного отправления правосудия вне контроля со стороны общественности; он служит одним из способов обеспечения доверия к судам, как высшим, так и низшим. Сделав отправление правосудия прозрачным, он содействует достижению целей ст. 6 п. 1, а именно справедливости судебного разбирательства, гарантия которого является одним из основополагающих принципов всякого демократического общества. » . В другом своем решении (Экбатани против Швеции, 26 мая 1988 г.) Европейский суд высказался еще определеннее: «. что касается публичности, то все материалы дела доступны широкой публике» . Может быть гласность общая и гласность сторон. Общая гласность — это возможность присутствия на суде всех желающих, а также освещения всего происходящего на суде в средствах массовой информации, прежде всего в печати. Гласность сторон есть право обеих сторон присутствовать при проведении процессуальных действий, знакомиться со всеми материалами дела и делать заявления. Гласность бывает также полная и ограниченная. Общая гласность может ограничиваться по кругу лиц (например, для лиц, не достигших 16 лет); по объему процессуальных действий (если отдельные действия, этапы или стадии процесса не допускают присутствия посторонних лиц), а также по характеру выясняемых обстоятельств (представляющих государственную или личную тайну, оскорбляющих нравственность либо способных вызвать нарушение общественного спокойствия). Гласность сторон ограничена, когда та или иная сторона устранена от участия в процессуальных действиях либо ограничена в возможности знакомиться с материалами дела. От ограничения принципа гласности следует отличать его нарушения. Так, общая гласность страдает, если судебное разбирательство проводят не в зале судебных заседаний или другом, специально объявленном для широкой публики месте, а в помещении, о котором публика не извещена и куда доступ для нее неудобен или объективно затруднен (к примеру, в кабинете судьи; в здании, где действует жесткий пропускной охранный режим и т.п.). Учитывая значение гласности для состязательного процесса, она должна рассматриваться как его обязательное условие. Обеспечить его — непременная обязанность суда. Проведение процессов при пустых залах, в присутствии одних лишь сторон лишает состязательный процесс динамизма, притупляет у суда, прокуроров и адвокатов чувство ответственности за дело, ведет к снижению качества работы до недопустимо низкого уровня.

Рекомендуем прочесть:  Гарантийное Письмо По Освобождению По Удо

Статья 10 ГПК РФ

7. Лица, участвующие в деле, и граждане, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход судебного разбирательства. Фотосъемка, видеозапись, трансляция судебного заседания по радио и телевидению допускаются с разрешения суда.

О рассмотрении дела в закрытом судебном заседании (полностью или в части судебного разбирательства) суд выносит мотивированное определение. Такое определение не подлежит обжалованию, однако возражение относительно рассмотрения дела в закрытом судебном заседании может быть включено в содержание апелляционной или кассационной жалобы, соответствующих представлений прокурора.

Гласность судебного разбирательства

1. Суд рассматривает уголовные, гражданские, арбитражные дела, а также дела, возникающие из административных правоотношений, и обращения в Конституционный Суд РФ в открытом судебном заседании. Это означает такой порядок судебного разбирательства, при котором доступ в зал судебного заседания свободен для всех лиц, достигших определенного возраста, вне зависимости от гражданства и пола, в том числе представители прессы. При этом не имеет значения, являются ли они участниками судопроизводства или нет.

2. Ход и результаты судопроизводства могут свободно освещаться в средствах массовой информации. Правовой основой для получения журналистами информации о ходе и результатах судебного разбирательства, а также для реализации их права на ознакомление с материалами судебных дел и получения копий судебных документов являются Закон РФ «О средствах массовой информации» и ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Комментарии к СТ 10 ГПК РФ

При решении вопроса о возможности и порядке проведения кино- и (или) фотосъемки, видеозаписи, трансляции судебного заседания по радио и телевидению суду (судье) следует исходить из соответствующих процессуальных норм, а также из необходимости обеспечения баланса права каждого на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, ст. 1 Закона РФ «О средствах массовой информации») и права каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23 Конституции РФ), на охрану своего изображения (ст. 152.1 ГК РФ).

6. Специальные правила предусмотрены в отношении исследования личной переписки и телеграфных сообщений. В соответствии со ст. 182 ГПК РФ они могут быть оглашены и исследованы судом в открытом судебном заседании только с согласия лиц, между которыми эти переписка и передача телеграфных сообщений происходили. Без согласия указанных лиц их личная переписка и личные телеграфные сообщения оглашаются и исследуются в закрытом судебном заседании.

Указанные ограничения принципа гласности судебного разбирательства соответствуют ст. 23 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, а также на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

3. В открытом судебном заседании присутствующие граждане имеют право вести письменные записи, а также звукозапись. Разрешение суда для этого не требуется. Суд не может в открытом судебном заседании запретить вести письменные записи и звукозапись. При ведении звукозаписи не должен нарушаться порядок судебного заседания.

Adblock
detector