Место России На Глобальной И Макрорегиональной Карте Миграционной Привлекательности 2021

Нередко на родине гражданам не удается реализовать свой потенциал, поэтому они решают переехать за границу, где шансов обеспечить себе достойную жизнь и обеспеченное будущее своим детям, гораздо больше. Какие-то страны приветствуют приток иностранцев, другие выступают против привлечения мигрантов.

В конце ушедшего 2009 года глобальная социологическая компания Институт Гэллапа [8] создала новую методику сравнения стран мира с точки зрения миграционной привлекательности и предложила новый продукт под названием Гэллап-индекс потенциальной миграции (Gallup Potential Net Migration Index). Данный рейтинг отражает желание респондентов пятнадцати лет и старше из 135 стран мира переехать куда-либо [9]. Место в рейтинге формируется за счет соотношения желающих въехать и выехать в/из каждой отдельной страны 15 лет и старше (в числителе) к численности населения страны 15 лет и старше (в знаменателе). Полученный результат округляется до уровня статистической ошибки (используется шаг в 5%). Это в нашем случае означает, что потенциально взрослое население Сингапура — лидера рейтинга в 2009 году — могло бы увеличиться почти в 4 раза (+260%), тогда как население Демократической республики Конго — аутсайдера рейтинга — уменьшиться на 60% (-60).

Путин подчеркнул принадлежность участников съезда «огромному Русскому миру, который никогда не строился исключительно и только по этническому, национальному или религиозному признаку», а «собирал и объединял всех, кто духовно связан с Россией, кто чувствует духовную связь с нашей Родиной, кто считает себя носителями русского языка, культуры, русской истории».

Россия за год поднялась с 27 на 26 место в рейтинге 80 лучших стран мира, набрав максимальное количество баллов (десять из десяти) по таким показателям, как «военная мощь», «политическое влияние» и «лидер» и общий минимум (ноль баллов) — в категории «открытость для бизнеса».

Другой способ оценки места России — это апелляция к объемам нелегальной иммиграции. Они, по мнению экспертов и официальных лиц, колеблются в России от 5 до 15 млн. душ [6]. Это «почётное» второе место после США. Но, во-первых, в приводимых данных о нелегалах не различают временную и постоянную миграцию, что не позволяет нам в данной статье анализировать их в ряду остальных; во-вторых, эти данные носят спекулятивно-гипотетический характер и опора на них с целью проведения сравнительного анализа выглядит проблематичной.

На почетных первых местах рейтинга — Сингапур (+260%), Саудовская Аравия (+180%), Новая Зеландия (+175%), Канада (+170%) и Австралия (+145%): обратим внимание, среди первой пятерки нет ни одной европейской страны. Такие признанные лидеры международной иммиграции как США и Германия занимают, соответственно, 12-е (+60%) и 28-е (+15%) места. Израиль аж на 33 месте (0%), хотя его будущее по-прежнему зависит от объемов алии [10]. Россия оказалась в одной группе с такими признанными странами иммиграции как Индонезия, Китай, Индия, Пакистан и Узбекистан.

Тем не менее, наряду с вышеназванным, необходимо не забывать, что российская эмиграции также серьезно недоучитывается (граждане не считают своим долгом ставить в известность территориальные подразделения ФМС России о том, что они отравляются на постоянное проживание куда-либо, в т.ч. потому что многие из них сохраняют собственность в России). Поэтому добавка цифр въезда не сильно улучшит показатель миграционного прироста, а значит, выводы о месте России на глобальной карте миграционной привлекательности остаются правильными.

В это одиннадцатилетие (1999-2009 гг.) данные по въезду колебались в диапазоне: (а) от 380 до 179 тыс. человек, согласно текущего учета [4]; и (b) от 508 до 250-300 тыс. человек, согласно пересчета по результатам всероссийской переписи 2002 года и предполагаемого результата переписи 2010 года [5]. Всего за указанный срок в Россию иммигрировало по корректируемым данным текущего учета 2,8 млн. человек, это четверть миллиона человек ежегодно.

Есть еще один способ оценки места России — условно назовем его «географический» — это когда реальный миграционный прирост пересчитывается на единицу территории страны-реципиента (действие несколько спекулятивное, но в определенном залоге мышления, исходящего из необходимости освоения территории, возможное). Тогда Россия с ее 17 млн. кв. километров сместится в рейтинге миграционно-привлекательных стран еще ниже.

Оценить место России на глобальной карте миграционной привлекательности можно иначе, взглянув на коэффициент миграционного прироста (КМП измеряется в промиллях (‰) и, соответственно, является величиной относительной). Динамика этого показателя такова: в первую половину 90-х он составлял >5‰ (благодаря масштабу вынужденной миграции, вызванной распадом СССР), после чего начал резко падать и уже в середине 2000-х колебался вокруг единицы, а в конце 2000-х немного возрос и стал порядка 2‰.

Глобальная мобильность

Антикоронавирусные меры привели к вынужденному закрытию государственных границ — в том числе теми странами, для которых важнейшими источниками дохода являются туризм и привлечение новых резидентов. Преимущественно такими резидентами становятся трудящиеся за рубежом работники, специалисты на «удаленке», «цифровые кочевники» (работники цифровой сферы, имеющие возможность работать из любой страны мира) и инвесторы, желающие эмигрировать.

Активизируя свои усилия, государства повышают свою привлекательность для мигрантов-инвесторов через регулирование и увеличение выгод для тех, кто готов вложить свои деньги в страну. Показателен пример Сингапура, ставшего гаванью для многих американцев, европейцев и индонезийцев благодаря своей относительной «нормальности» в плане COVID-19, то есть практически полному отсутствию заболеваемости, и первоклассной системе здравоохранения. Еще перед пандемией Сингапур стал придерживаться диверсифицированного подхода в отношении различных категорий мигрантов-инвесторов, предлагая различные опции для инвесторов, предпринимателей, специалистов в сфере высоких технологий и «семейных офисов» (семейных инвестиционных фирм). По схожему пути идут Мальта и Ирландия.

Некоторые страны пытаются ограничить переток инвесторов и талантов в другие государства, как, например, это делает Европейский союз. Однако по мнению авторов исследования, регулирующим органам следует пересмотреть свои подходы и признать оправданное желание людей жить в «зеленых» зонах с высоким уровнем здравоохранения. В том числе и поэтому масштабные демографические сдвиги и старение населения заставляют все страны активизировать «импорт» молодых инвесторов и потенциальных налогоплательщиков через увеличение своей привлекательности для них.

Все большее число государств от Карибского бассейна до Тихоокеанских островов включаются в гонку за резидентами и инвесторами, уменьшая барьеры входа, например путем изменения своей визовой политики. Таким образом туристы получают возможность дольше оставаться в стране, переходить в класс предпринимателей, а затем получать права резидентов.

Изменение миграционных паттернов в мире после пандемии будет нелинейным и непредсказуемым. Сегодня по всему миру разворачиваются различные кризисы — от эпидемий до климатических вызовов и политических противостояний. Авторы исследования подчеркивают, что многим государствам стоило бы сделать выводы из пандемии COVID-19 и улучшить свою систему здравоохранения, дополнив эти усилия реформами, направленными на привлечение новой волны мигрантов-инвесторов.

Иностранцы, которые приезжают в Российскую Федерацию с целью найти работу, должны указывать это в графе о намерениях приезда. В противном случае они не смогут потом получить официальную должность. Действует такая поправка и относительно безвизового режима. Если гражданин указывает целью приезда туризм, то в получение разрешения на трудовую деятельность или патента ему будет оказано.

  1. С точки зрения окончательности (безвозвратная – ПМЖ, возвратная – ВНЖ и другие виды);
  2. По времени пребывания (сезонная – туристическая, маятниковая – трудовая вахта и другие регулярные перемещения);
  3. По направлению (в страну – иммиграция, из страны – эмиграция);
  4. По степени принуждения (добровольная, принудительная, вынужденная).

25 321 Поделиться Неблагоприятная экономическая или политическая ситуация в стране заставляет ее жителей искать государства с благоприятными условиями проживания и большими возможностями. Термин миграция, означающий переселение, включает множество видов перемещения граждан, в том числе, не только в Россию, но и из страны. Количество всех иностранцев, въехавших в страну, подлежит строгому учету.

Также по приезду в Россию на регистрацию дается 15 дней. В этот срок нужно успеть встать на учет. Изначально этот период должен был составлять неделю, но ее явно было бы недостаточно при таком наплыве мигрантов. Но если человек не успеет зарегистрироваться, то его пребывание в стране является незаконным.

Заметно, что показатель миграционного прироста в 2018 году заметно снизился. Например, в 2016 году он равнялся 261.948 человек, в 2017 — 211.878 человек. Главными причинами этого явления надо считать сокращение потока с Украины (13776 человек в 2018, против 178274 в 2016) и массовое возвращение украинцев из России (122954 человека в 2018, против 59455 в 2016 году).

Эмиграция из России в 2021 году: статистика за все года

  • студенты, которые хотят получить образование за рубежом и там же остаться, чтобы построить блестящую карьеру;
  • работники, ищущие более высокий заработок и перспективы лучшей жизни для своей семьи;
  • инвесторы, которых привлекает более здоровая экономика.

На сегодняшний день переезд в другое государство вполне может осилить любой россиянин со средним достатком, удачно выбрав надлежащую программу миграции. Статистика эмиграции из России в 2017 году утверждает, что самыми востребованными направлениями стали:

После того как отгремела Октябрьская революция, разрешение на выезд получили только официальные лица, имеющие на то специальный документ, подтверждающий такую возможность. Без него любая попытка покинуть родину рассматривалась как побег, а родственники беглеца подвергались жестоким репрессиям.

В поле зрения последней попадают только те, кто пришел по месту регистрации и выписался с целью переезда за рубеж. Те же, кто оставил свою российскую регистрацию, не учитываются. А число таковых как раз значительно больше, чем тех, кто окончательно решил не возвращаться. Таким образом, получается, что согласно статистике, из РФ в, скажем, Германию, выехало несколько сотен граждан, а въехало несколько тысяч.

Рекомендуем прочесть:  Если Должник Официально Не Работает И Выписан Из Квартиры,Что Могут Сделать Приставы

Не менее привлекательным для россиян является и азиатское направление – Таиланд, Вьетнам. Во-первых, въезд сюда можно осуществить без визы. Во-вторых, стоимость жизни в разы меньше, чем в России. Это касается всего начиная от продуктов питания, заканчивая жильем. Единственная проблема – работа. Уровень заработной платы также гораздо ниже, а потому приходится хорошо прорабатывать план по самозанятости.

Эксперт: Россия вышла на третье место в мире по инвестиционной привлекательности

В агентстве также обратили внимание на то, что российская экономика сократилась в 2020 году примерно на 3,1% — по сравнению с ожидавшимися для стран этой рейтинговой группы 6,9%. В 2021 году Fitch прогнозирует рост российского ВВП на 3%, несмотря на давление, которое окажет на экономическую активность вторая волна Covid-19 в начале года. При этом, считает Fitch, в 2022 году рост ВВП замедлится до 2,7%.

Присваивая стране стабильный прогноз, в агентстве опирались на то, что политический ответ России на шок Covid-19 и нестабильные цены на нефть был своевременным: это позволило стране укрепить макроэкономическую стабильность и сохранить прочность суверенных балансов. В качестве позитивных факторов были отмечены приверженность инфляционному таргетированию, гибкость обменного курса и продуманная фискальная стратегия.

Важным фактором, по мнению Корнейчука, стало и нежелание стран Евросоюза, убедившихся в неэффективности антироссийских санкций, продлевать их в этом году. Поэтому подтверждение Fitch рейтинга России, заслуживает скорее внимания, чем удивления. «Надеемся, что констатация инвестиционного рейтинга России на уровне BBB со стабильным прогнозом будет способствовать возврату и притоку иностранных инвестиций в нашу страну, которая остро в них нуждается, — говорит он. — По инвестиционной привлекательности Россия уверенно вышла на третье место в мире, уступая лишь США и Китаю».

Что касается санкционного давления, связанного с арестом Алексея Навального и последовавшими за этим протестными акциями, Fitсh отмечает более внушительный, чем раньше, масштаб выступлений и возможность нарастания социальной напряженности. Не носящий тактических угроз для власти, этот процесс, тем не менее, способен, по мнению агентства, осложнить получение конституционного большинства в Госдуме и привести к более слабой бюджетной консолидации. Fitch также отмечает, что все это происходит на фоне прошлогоднего принятия конституционных поправок, позволяющих президенту Владимиру Путину претендовать еще на два президентских срока и закрепляющих централизацию власти. Хотя краткосрочная неопределенность была таким образом снижена, в агентстве считают, что гуманитарные противоречия углубились, а прогресс в устранении институциональных слабостей, вызывающих рост социальной напряженности, стал менее вероятен.

Рейтинг был бы на ступень выше, если бы не санкционные действия США и стран Евросоюза, считает преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами Валерий Корнейчук. В течение минувших трех лет профицит бюджета, низкий госдолг и крупные валютные резервы позволяли выдерживать введенные Западом санкции, включая ограничения на инвестиции в новый госдолг. Способность России противостоять внешним ударам поддерживалась повышением гибкости обменного курса и соблюдением бюджетного правила, что позволяло ограничивать влияние волатильности нефтяных цен на экономику страны. Даже в условиях пандемии темпы снижения ВВП России оказались меньше прогнозных 3,8% и составили 3,1% — в то время как ВВП Евросоюза упал на рекордные 7,8%. А восстановление деловой активности и начало массовой вакцинации населения позволяет, по недавно опубликованным данным агентства Blomberg, рассчитывать на рост ВВП в России на уровне 3%.

Сергей Градировский, Нели Есипова Место России на глобальной и макрорегиональной карте миграционной привлекательности Место России на глобальной и макрорегиональной карте миграционной

До этого момента показатели миграции именно как международной миграции сильно искажены, в силу того, что эта «международность» еще только должна была состояться. Поэтому, по мнению авторов, миграционые данные до 1998-99 гг., безусловно, важные для самой России, не позволяют провести корректные международные сравнительные оценки.

Другой способ оценки места России — это апелляция к объемам нелегальной иммиграции. Они, по мнению экспертов и официальных лиц, колеблются в России от 5 до 15 млн. душ6. Это «почётное» второе место после США. Но, во-первых, в приводимых данных о нелегалах не различают временную и постоянную миграцию, что не позволяет нам в данной статье анализировать их в ряду остальных; во-вторых, эти данные носят спекулятивно-гипотетический характер и опора на них с целью проведения сравнительного анализа выглядит проблематичной.

Сергей Градировский, Нели Есипова Место России на глобальной и макрорегиональной карте миграционной привлекательности *** Гэллап выяснил, что порядка 15% взрослого населения мира выразило желание эмигрировать. Это примерно 0,7 миллиарда человек 15 лет и старше, что, для ориентира, больше всей численности взрослого населения Северной и Южной Америк и гораздо больше численности взрослого населения всех 27 стран ЕС, или равно численности четырнадцати взрослых Франций, десяти Германий и почти шести Россий.

В Грузии (без Абхазии и Юж.Осетии) в 2008 году доля желающих иммигрировать упала. Это можно объяснить не столько изменением ситуации в лучшую сторону в самой стране, сколько, скорее всего, известным социологическим явлением: после национальных выборных кампаний, на которых раздается множество щедрых обещаний, ожидания избирателей в отношении будущего и оценка настоящего смягчаются. В эти периоды наблюдается снижение и анализируемого в этой статье желания иммигрировать. Динамику 2009 года, принесшего резкое падение доли тех, кто при наличии желания иммиграции хотел бы переехать в Россию, можно отнести к последствиям пережитого военного конфликта.

Украина — действительно важнейший партнер России в области обмена человеческими ресурсами. Пользуется ли Россия предоставленной исторической возможностью? Что для этого делает правительство России, уполномоченные ведомства? Насколько последовательна политика России?

— Проблема с плохо знающими русский мигрантами, на мой взгляд, сильно преувеличена, — отмечает Юрий Московский. — По статистике, детей мигрантов в школах Москвы — несколько тысяч, то есть проблема не имеет значительного масштаба. Да, есть дети родителей с российскими паспортами, которые примыкают к землячествам — но, как правило, они вполне владеют русским языком. Что касается того, на каком языке эти ребята общаются между собой, — ограничивать их в этом так же невозможно, как требовать от русскоязычных жителей Украины дома говорить на «державной мове».

До 15 июня длится период «миграционной амнистии», объявленной президентом России Владимиром Путиным в связи с пандемией коронавируса. Потом правила для мигрантов снова станут строгими — но уже с января 2022 года, возможно, начнет действовать новое миграционное законодательство. О том, каким оно будет и как повлияет на жизнь в России, во время круглого стола в редакции «МК» рассказали общественники.

Вместе с универсальной картой мигранта планируется ввести обязательную идентификацию и дактилоскопирование всех прибывающих в Россию. Планируют также подготовить так называемые «соглашения о лояльности», которые будут подписывать мигранты, приехавшие в Россию на срок более 3 месяцев. И все-таки в целом новые правила, похоже, будут более дружественными к мигрантам, а Россия — более открытой страной: планируется отказаться от «привязки» к конкретной цели прибытия.

— Новый рамочный закон заменит сразу несколько ныне действующих нормативных актов и значительно облегчит правила для приезжающих в Россию, — прогнозирует глава Федерации мигрантов России Вадим Коженов. — В частности, исчезнут понятия «выдворения» и «депортации» — появится единый термин «высылка». Вместе с тем будет вводиться универсальная идентификационная карта мигранта.

Миграционные правила нуждаются в дополнительной адаптации к новым реалиям пандемии, которая с нами надолго, подчеркнул на заседании по этой же теме в Общественной палате Москвы зампред палаты Алексей Венедиктов. «Люди приезжают на долгосрочную работу и привозят семьи — например, на три года по патенту, — отметил он. — Запретить людям так делать, конечно же, невозможно — этого требует элементарный гуманизм. Необходимо понимание, как мы будем регулировать эту историю в условиях затруднений с транспортом и границами».

Пазл сложился. Увеличивается отток ученых за границу и вообще из науки в другие отрасли – уменьшается число молодых специалистов в науке. Ведь именно молодежь наиболее активна в академической мобильности. Те студенты и аспиранты, кому сегодня 20–30 лет, до 2030 года ждать не будут. К тому же уже сейчас в Евросоюзе нехватка 291 тыс. специалистов в сфере информационной безопасности и почти полмиллиона вакансий в сфере анализа больших данных (Big Data).

Но, как будто специально подгадав под Послание президента РФ (на самом деле – не специально, просто события имеют свойство притягиваться), настоящую сенсацию 20 апреля на открытии Общего собрания Российской академии наук приготовил главный ученый секретарь РАН, академик Николай Долгушкин. Количество ученых и высококвалифицированных специалистов, которые уезжают из России, с 2012 года увеличилось в пять раз, сообщил он в своем выступлении. «Не последнюю роль в сокращении численности исследователей играет не уменьшающийся отток ученых и высококвалифицированных специалистов за рубеж. Число ежегодно выезжающих за границу специалистов не уменьшилось, и с 2012 года с 14 тыс. увеличилось до почти 70 тыс. человек в настоящее время», – отметил Долгушкин.

Каких-то сенсаций, к которым нас готовили, в Послании президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию все-таки не было. Вполне ожидаемый набор вполне адекватных мер, призванных смягчить социально-экономические проблемы в стране. Как этого добиться – это уже задача правительства, пусть оно и думает. Наверное, это даже и хорошо.

Кто сегодня в России разрешит ситуацию с утечкой мозгов – люди или техника, непонятно. Тот же Мурашов считает, например, что «специалистов необходимо растить самим», активно использовать возможности программного целевого обучения в лучших в вузах, различные грантовые программы для поддержки талантливых и мотивированных кандидатов. Запад, Европа и США, действуют, конечно, более примитивно, переманивая к себе специалистов – «активно используя рычаги финансового характера» (Мурашов).

Россия – единственная из развитых стран, где несколько десятилетий подряд уменьшается количество ученых. Согласно данным Долгушкина, с 1990 года, когда РФ занимала первое место в мире по числу людей, занятых в научной сфере, количество исследователей уменьшилось с 992 до 348 тыс. «То есть на 65%, две трети мы потеряли за три десятилетия», – пояснил главный ученый секретарь академии.

Рекомендуем прочесть:  Разрешение на изъятие автомобиля у должника

В шаге от депортации: как Россия решает проблемы мигрантов-нелегалов

Несмотря на введение моратория, многие мигранты встают на учет в последний момент, говорит замначальника Главного Управления по вопросам миграции МВД России Дмитрий Демиденко. Больше всего трудовых мигрантов проживает в крупных городах, и сейчас Москва, Подмосковье и Санкт-Петербург сталкиваются с массовым наплывом иностранцев в миграционные службы, рассказал он корреспонденту Sputnik.

Миграционные службы РФ и Международная организация по миграции (МОМ) надеются, что до 15 июня эти показатели сведутся к минимуму. Указ президента России об условиях и порядке пребывания иностранцев, в рамках которого и действует мораторий, выручил многих мигрантов, считает директор Бюро МОМ в Москве Абдусаттор Эсоев.

В МОМ с мнением представителя МВД согласны. «Статус нелегала в основном получают люди, которые приехали первый раз, либо не успели нормально адаптироваться, — объясняет Абдусаттор Эсоев. – Когда ты приезжаешь впервые, все ново и трудно. Ты не знаешь, куда и как обращаться».

Если до пандемии в России, по данным МВД, находилось около 11 миллионов мигрантов, то к концу 2020 года их число сократилось до 6 миллионов. Однако разрешение на временное проживание в стране или вид на жительство были далеко не у всех. По статистике МВД, патент на трудовую деятельность (документ для людей, которым не нужна виза для въезда в Россию) оформили только 1,3 миллиона иностранцев, а 85 тысяч человек получили разрешения на работу (нужны гражданам стран, с которыми у России действует визовый режим). Еще 508 тысяч мигрантов являлись гражданами стран ЕАЭС, поэтому находились в России на основании трудовых или гражданско-правовых договоров.

«Потому что 15 июня не за горами, а у нас как всегда: полтора года с момента указа люди не хотели решать свои вопросы. Сейчас число обращений кратно увеличилось. Но с этой нагрузкой мы стараемся справиться. Существенных сложностей это не вызывает. Основной наплыв – в утренние часы, после обеда уже никого не найдешь. Здесь, на мой взгляд, не хватает разъяснительной работы», — сказал Демиденко.

Работодатели обязывались обеспечить комплекс мер, включая организованный трансфер приезжих на вахты, их медицинский осмотр и содержание с ограничением лишних контактов. Кроме того, требовалось оперативное проведение законодательно установленного для иностранных рабочих экзамена на знание русского языка, истории России и законодательства РФ. Данная процедура как часть программы социально-культурной интеграции мигрантов необходима для подтверждения общеобразовательного уровня и оформления легального статуса на территории нашей страны.

Внимание обращали оценки экспертного сообщества. Изучение публикаций ведущих российских университетов, а также повестки онлайн-конференций с участием как ученых, так и правительственных чиновников, состоявшихся весной 2020 г., показало, что тяжелое испытание лишь акцентировало внимание на давно известных проблемах. Недостаточно развитые механизмы легальной миграции, отсутствие полной сопоставимой статистики, нарушения трудовых прав иностранных рабочих — все эти явления на протяжении многих лет находятся в центре дискуссии, и государственная политика неизменно нацелена на борьбу с ними. Сохранение данного вектора при «низком градусе» радикальных заявлений и предложений дало основание полагать, что со стороны власти непредсказуемых действий не последует.

Контент-анализ принятых за текущий год изменений в Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» демонстрирует стремление облегчить для них порядок въезда и трудоустройства: в формулировках 3 законопроектов из 7 говорится об «упрощении» различных процедур и еще в 1 — об «исключении ограничений». В первую очередь это преференции для специалистов высокой квалификации и студентов.

Все это говорило о том, что пандемия не изменит коренную установку российской экономики на привлечение иностранных рабочих. Стало понятно, что бизнес оперативно адаптируется к новым реалиям, и частью этого процесса станут новые формы трудовой миграции. Восстановление востребованности миграционных услуг при сокращении конкуренции должно было вернуть на рынок оставшиеся компании.

Пандемия COVID-19, спровоцировав закрытие государственных границ, свела практически к нулю мобильность рабочей силы и вынудила большинство российских компаний, задействованных в обеспечении миграционных процессов, взять паузу на неопределенный срок. Стремительное сокращение рынка в 3–5 раз стало весомым аргументом в пользу смены рода деятельности. Однако для крупных операторов, предоставляющих иностранным гражданам административные, информационные и юридические услуги, кризис, напротив, открыл новые возможности.

Согласно Концепции миграционной политики РФ на 2019-2025 годы в РФ планируется привлечь от 5 до 10 млн. человек. Будет усовершенствована система идентификации мигрантов, для въезда которых не требуется оформление визы. Пришло время «цифровой экономики» и в миграции. 13

Отправляя деньги в страны своего происхождения, трудовые мигранты остаются источником дохода для многих регионов России. Одной из статей пополнения бюджетов регионов России являются платежи трудовых мигрантов за приобретенные трудовые патенты. В 2018 году бюджет субъектов РФ пополнился на 58,3 млрд. руб., из них 17,5 млрд. руб. ушли в бюджет города Москвы, 8,3 млрд. руб. в Московскую область, 7,3 млрд. руб. — в Санкт-Петербург. По оценкам экспертов, вклад трудовых мигрантов ВВП России напоминает постоянно растущую кривую, колеблющуюся от 10% до 13,2% ВВП страны. 9 Академические исследователи на Западе давно доказали, что миграционный приток в короткий период времени способен увеличить размер экономики принимающей страны, то есть иммиграция способна вызывать экономический рост в экстенсивной форме. Мигранты в стране назначения — это плательщики налогов, производители товаров и услуг, а равно их потребители. В России и в Таджикистане, к сожалению, до сих пор нет исследований о покупательной способности миллионов мигрантов, приезжающих в страну на заработки. А вот в Австрии покупательная способность мигрантов была оценена в 20 млрд. евро, что даже превышает поступления в копилку страны от иностранных туристов (16 млрд. евро). Миграция в России, да и на всем постсоветском пространстве — это социальный процесс, который подчиняется логике экономических законов. Мигранты вносят свой вклад в экономику, и потому в России пора отойти от трактования «мигранты — это бремя и угрозы» и прийти к пониманию того, что «мигранты — это возможности и потенциал» 10 . Строительная отрасль России попала в «мигрантозависимость», и выйти из такой ситуации очень сложно. Профессор кафедры управления трудовыми ресурсами НИУ ВШЭ Елена Варшавская надеется, что «нынешний дефицит рабочей силы изменит отношение работодателей к трудовым мигрантам, которые рано или поздно вернутся в Россию на заработки: Я бы хотела, чтобы в этой ситуации российская экономика наконец-то поняла значение международных трудовых мигрантов». Время после Пандемии диктует новые подходы. Что мы замечаем в высказываниях профессора. 1. Отношение работодателей к трудовым мигрантам меняется. Это совсем новый тренд, и очень важный. 2. Российская экономика наконец-то поняла значение международных трудовых мигрантов. Надеюсь, что все это влияет на общественное мнение. Все развитые страны стремятся привлечь трудовые ресурсы. К этому подталкивает катастрофическая демографическая ситуация. И третий аргумент. Трудовые мигранты занимали рабочие места, но это не были рабочие места россиян. Это очень серьезный и обоснованный фактор. Наконец, то в российском обществе созрело понимание того, что мигранты работают в тех местах, куда местные жители не идут. Исходя из реальной ситуации, на российском рынке труда в Москве подписано соглашение о сотрудничестве Агентства по внешней трудовой миграции при МВД России 11 . Подписанные документы теперь позволят открывать фронт-офисы миграционных центров в Республики Узбекистан 12 . В Таджикистане появится представительство Федерального государственного унитарного предприятия МВД России «Паспортно-визовый сервис». Таким образом, граждане Узбекистана и Таджикистана смогут сэкономить время и деньги при оформлении нужных для работы в России документов.

Почему российские работодатели предпочитают мигрантов на многих позициях? Только из-за того, что им можно меньше платить? Первая позиция, конечно, экономическая – им можно платить меньше. Причем им можно платить меньше, и они согласны работать дольше, и более длительный по продолжительности рабочий день. В ряде случаев мигранты более дисциплинированны. К тому же они более удобны для работодателя, поскольку очень сильно от него зависят, гораздо сильнее, чем мигранты внутрироссийские, и уж тем более гораздо сильнее, чем местные работники. По существующим правилам ЖКХ уборка снега должна начинаться после завершения снегопада или после выпадения каждых 5 сантиметров снега. Обочины должны быть очищены от снега в течение 24 часов после окончания снегопада. Площадки возле подъездов и тротуары во время сильных снегопадов должны чистить каждые 3 часа. Сосульки и снеговые свесы должны убирать немедленно по мере их образования, но только в дневное время. А что мы заметили зимой в Москве? Дворы, скверы, подъездные дороги завалены снегом. Жильцы жалуются, что на детских площадках грязно. Снег убирают все. К делу подключились даже мужчины на инвалидных колясках. Мигранты, которые прибывают в Россию, не живут на «деньги российских налогоплательщиков», а значит и претензии такого характера звучат в их отношении реже и тише. В среднем, за свой труд на стройках россияне получают на 30% больше, чем мигранты. «В высшем эшелоне власти есть четкое понимание, что трудовая миграция жизненно необходима российской экономике, вопреки мнению псевдо — экспертов-горлопанов, требующих закрытия границ. Люди — это колоссальный ресурс, причем не только в качестве рабочей силы, но и как двигатель сервисного сектора, приобретения товаров и услуг» – говорит Председатель комиссии по миграции Москвы Юрий Московский.

Росстат опубликовал оценку численности населения России на 1 января 2021 г. — 146,238 млн. человек и зафиксировал рекордную за 15 лет убыль населения в 2020 году 4 . Она составила за год 511 тыс. человек! Печальную демографическую динамику в 2020 г. обусловили три фактора: снижение рождаемости, резкое снижение иммиграции и ускорение естественной убыли из-за пандемии коронавируса. Особенности современного российского труда состоят в том, что он очень зависим от труда мигрантов, поскольку в России сложился огромный дефицит низко- и среднеквалифицированной рабочей силы во многих сегментах экономики. Пандемия показала, что не один рынок труда в мире так не зависит от мигрантов как российский. Если до пандемии мигранты искали работу, то сейчас, наоборот работодатели находятся в их поиске: конкуренция между работодателями за приезжих работников усиливается с каждым месяцем. В большей степени это касается строительного сектора, который мог бы стать точкой роста, если бы не острая нехватка рабочих на строительных площадках по всей России. В конце 2020 г. было заявлено о том, что 40 % компаний, использующих труд приезжих работников, страдают от недостатка рабочих рук, в январе 2021 г. речь шла уже о 60%. Зарплаты в строительстве с начала 2021 г. выросли с 50 до 80 — 90 тыс. руб. Из-за нехватки мигрантов-строителей в России подорожает жилье в новостройках. Россияне не спешат занять места иностранных рабочих на стройках и не только. Например, в Ростове, застройщик говорит: в начале года платил зарплату 50 тыс. рублей, сейчас за 80−90 тыс. собрать людей не могу. Готов и больше платить. Потому что сегодня, нравится нам или не нравится, но мигрант, который работает за 35−50 тыс., работает 12 часов в день — при 40-часовой рабочей неделе. И он стоит намного дешевле» 5 . Сфера сельского хозяйства в России начинает страдать из-за недостатка трудовой силы и нежелания местных кадров заменять мигрантов на полевых работах. Потребность российской сельскохозяйственной отрасли в рабочей силе за счет внешней миграции составляет более 39 тысяч человек на период сезонных работ.

Рекомендуем прочесть:  Сколько будут получать ветераны труда в челябинской области с февраля 2021 года

Количество международных мигрантов достигает почти 272 млн. человек во всем мире, при этом почти две трети из них являются трудовыми мигрантами 3 . Если рынок труда – организм, обеспечивающий жизнедеятельность общества и экономики, то миграция – по определению Гуттереша – «двигатель экономики», его сердце и душа.

В поручениях есть позитивная фраза об установлении «защитных мер, среди которых выделяются количественные и качественные ограничения на привлечение иностранных граждан, в том числе самозанятых (по странам, территориям, видам деятельности, профессиям (специальностям), работодателям)». Но расшифровать её в полном объёме пока не представляется возможным. Как будут выглядеть в реальности эти «защитные меры»? Это пока остаётся весьма туманным…

Создается унифицированный миграционный режим для долгосрочного пребывания на территории РФ (более 90 дней в году). И он будет применяться, кроме Белоруссии, ко всем странам Евразийского экономического союза. С 1 января 2021 года вводится единая электронная виза.

Власть пытается улучшить существующую систему контроля миграции. Предполагаемое создание особых «благоприятных условий переселения в Российскую Федерацию и получения, при желании, российского гражданства лицами, владеющими русским языком и близкими нам по ментальности и культуре«, безусловно, положительный момент. Но он может утонуть в коррупционной составляющей сегодняшней системы получения гражданства. Русским людям из Украины, Белоруссии или других стран получить гражданство порой значительно сложнее, чем любому другому мигранту, готовому заплатить несколько сотен тысяч рублей (говорят о 400 тысячах) за российский паспорт.

Проблема миграции – это проблема 17-18 млн человек, которые ежегодно прибывают в РФ с совершенно различными целями. Большинство из них приезжают из бедных стран Средней Азии и в религиозно-культурном отношении являются плохо интегрируемыми в наше общество представителями других цивилизаций.

Будет также проведена модернизация механизмов регулирования трудовой миграции. Теперь предприниматели должны будут «зарегистрироваться в государственной информационной системе и разместить в ней информацию о потребности в иностранной рабочей силе». Сначала будут искаться на эти заявки на работу граждане РФ, а затем эти предприниматели смогут «нанять любого имеющего единый документ иностранного гражданина».

Иммигранты сегодня составляют более 1/8 части населения страны. При этом свыше 25 млн вовлечены в экономически активную деятельность. Иммиграция – важнейший фактор не только количественного роста, но и качественных изменений американского населения. Сегодня оно превышает 318 млн человек и продолжает расти, причем весьма высокими темпами. Ожидается, что к 2050 г. оно достигнет 438 миллионов.

Особенно актуален и интересен опыт Соединенных Штатов, поскольку они являются центром крупнейшей миграционной системы мира. Немаловажны и многовековая история американской иммиграции, и тот факт, что в иммиграционном потоке в США сегодня доминируют представители одной этнической и религиозной группы – испаноговорящие латиноамериканцы (т. н. hispanics), что усиливает опасения относительно размывания этнорелигиозной идентичности населения. (Между тем данное обстоятельство показывает, насколько американская миграционная ситуация благоприятнее, чем в России и большинстве других принимающих стран, поскольку культурная дистанция между местным населением и большинством иммигрантов – христиан, говорящих на одном из основных европейских языков, – в Соединенных Штатах оказывается наименьшей.)

Иммиграция обеспечивает приблизительно треть совокупного прироста населения и рассматривается как стимулятор экономической активности, обеспечивая экономику как низкооплачиваемой рабочей силой, так и высококвалифицированными специалистами (что означает и значительную экономию средств на их подготовку). Интересно, однако, что американская миграционная политика долго не делала особого акцента на квалификацию мигрантов, уделяя первоочередное внимание их этническому происхождению и странам исхода, чтобы сохранить высокую долю выходцев из Западной Европы (прежде всего на основе дискриминационных региональных квот, сформированных в начале ХХ в.).

И наконец, в-шестых, немаловажно изучение опыта стран, которые, испытывая серьезные демографические проблемы, продолжают по политическим и иным причинам сдерживать иммиграционные потоки (например, Японии, а до недавнего времени – и Южной Кореи) – даже ценой серьезных демографических и социально-экономических потерь.

Таким образом, миграционная политика США, направленная на решение внутренних социально-экономических и политических задач, одновременно является и важнейшим внешнеполитическим механизмом «мягкой силы». В России же обычно забывают, что как наличие русскоговорящих диаспор, так и местных пророссийских элит в других странах – важный потенциал политического и интеллектуального влияния.

Экспертный анализ Концепции миграционной политики; новости проекта; Собирание народа

В Концепции–2012 была дана тревожная характеристика миграционной ситуации в России на тот момент, указано, что “миграционная привлекательность Российской Федерации по сравнению с другими странами, принимающими мигрантов, невысока и распространяется преимущественно на граждан государств–участников СНГ”; “продолжается эмиграционный отток из страны”; “население отличается низкой внутренней территориальной мобильностью”. Также было напрямую указано на просчеты миграционной политики: “миграционное законодательство Российской Федерации не в полной мере соответствует текущим и будущим потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом”; “за исключением Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, отсутствуют программы привлечения на постоянное место жительства мигрантов с востребованными в стране профессионально-квалификационными, образовательными, экономическими, демографическими, социокультурными и другими характеристиками, способных успешно адаптироваться и интегрироваться в российское общество”; “сложности в получении разрешения на временное проживание и вида на жительство затрудняют процесс получения гражданства для большинства законопослушных мигрантов”; несовершенна система привлечения временных трудовых мигрантов, что приводит к многочисленной нерегистрируемой занятости иностранных граждан на российском рынке труда.

Обращает на себя внимание значительное усиление раздела, касающегося “совершенствования механизмов профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации и коррупционных нарушений в сфере миграции“. Это означает, что, во-первых, незаконная миграция продолжает оставаться одной из актуальных проблем, а во-вторых, что методы борьбы с нею подвергнуты корректировке. Вместо довольно размытого раздела по противодействию незаконной миграции в Концепции–2012, в нынешней Концепции фокус перемещен на выявление организаторов и пособников незаконной миграции, на контроль за работодателями, нанимающими иностранных граждан, а в противодействии коррупции упор делается на внедрение электронных форм взаимодействия получателей государственных услуг с предоставляющими их органами, в частности, через использование формата многофункциональных центров, с целью повышения прозрачности административных процедур и снижения вероятности принятия необоснованных решений. (Заметим попутно, что необходимость “обеспечения простоты, прозрачности процедур и понятности условий” упоминается в Концепции2018 трижды(!). При этом особо указывается на обеспечение возможности участия институтов гражданского общества в осуществлении общественного контроля за исполнением миграционного законодательства.

Это выгодно отличает новую Концепцию от Концепции–2012, где в иерархии целей на первое место было вынесено “обеспечение национальной безопасности Российской Федерации”, причем понимаемое, судя по тексту документа, как защита страны от мигрантов.

Чемпионат мира по футболу 2018 г. оказался проверкой страны на миграционную открытость в особых условиях наплыва футбольных болельщиков. Был введен особый порядок, максимально упростивший въезд иностранных граждан и их учет по месту пребывания (сокращен срок выдачи визы для участников соревнований и болельщиков, выдавались многократные визы сроком на 1 год, на весь период ЧМ действовали персонифицированные карты болельщика, передвижение между городами проведения матчей было максимально упрощено). И предпринятые усилия оправдались: международный престиж России повысился, а организация ЧМ–2018 признана, по единодушному мнению ФИФА, лучшей за всю историю проведения чемпионатов мира по футболу.

Заметим, что в Концепции–2018 в разделе “Условия формирования и реализации миграционной политики” дается своя оценка итогам 2012-2017 гг., и она исключительно положительна: “усовершенствованы инструменты правового регулирования в сфере миграции”, “оптимизированы правила пребывания обучающихся в Российской Федерации иностранных граждан”, “созданы дополнительные условия, способствующие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом”, “упрощены правила приема в российское гражданство иностранных граждан, являющихся носителями русского языка, инвесторами, предпринимателями или выпускниками российских образовательных организаций” и т.д. “миграционный приток в Российскую Федерацию компенсировал естественную убыль В результате “суммарный миграционный прирост за этот период составил 1,6 млн. человек”, населения и стал источником дополнительных трудовых ресурсов для национальной экономики”, “сократилось число иностранных граждан, незаконно находящихся в Российской Федерации”,”интенсивность внутренней миграции увеличилась”… Такая исключительно положительная оценка деятельности миграционной службы в последние 5 лет дает четкое понимание того, что писали Концепцию в том ведомстве, которому она в конечном счете и адресована.

Adblock
detector