Новое в системе образования 2023 год

В 2023 году изменится продолжительность времени, которое отводится на выполнение устной части экзамена по иностранным языкам. Теперь на экзамены по английскому, французскому, немецкому и испанскому языкам выпускникам будет предоставлено 17 минут вместо 15, а по китайскому языку — 14 минут вместо 12. Кроме того, в 2023 году выпускники смогут пользоваться словарем на экзамене по литературе (ранее такой возможности не было).

С 1 января 2023 года получить больничный лист можно будет только в электронном виде. То же касается и листков нетрудоспособности, по которым назначаются и выплачиваются выплаты по беременности и родам. В бумажном формате можно будет получить только выписку из листа, которую предоставляет медицинская организация.

С 1 сентября 2023 года вступают в силу новые ФГОСы для начальной и средней школы. Среди нововведений — отмена обязательного изучения второго иностранного языка, а также добавление в учебную программу курсов по финансовой грамотности и кибербезопасности. Но новых предметов с такими названиями при этом не будет: изучать эти дисциплины школьники будут на уроках обществознания, математики, географии и информатики.

С 1 марта 2023 года у родителей появится возможность получить свидетельство о рождении ребенка в электронной форме. Для этого необходимо подписать согласие, после чего уже сформированный документ будет добавлен в личный кабинет ребенка на «Госуслугах» (а если у ребенка пока нет СНИЛС, то в личный кабинет родителя). При этом бумажный формат свидетельства о рождении не исчезнет — его по-прежнему можно будет выбрать в качестве основного.

В ноябре 2023 года правительство утвердило перечень ситуаций, которые предоставляют возможность получения мер социальной защиты. C 2023 года к таким ситуациям будут приравниваться беременность, рождение ребенка и достижение им определенного возраста. Некоторые события вступят в силу позже: с 2023 года в их число войдет получение статуса многодетной семьи, а с 2024 года — создание молодой семьи, установление опеки и потеря кормильца.

Тренды в образовании: как усилить свои продукты в 2023 году

Ура, дождались! Гонка за количеством приостановлена, и все основные игроки на рынке образования заговорили о качестве. Причем фокус не только на контенте и образовательных результатах. Требования растут и к экспертам, сопровождению, коммуникации, организации процессов, упаковке. Клиенты обращают внимание и на продвижение, качество рекламы и этап продаж. Растет стоимость привлечения новых пользователей, поэтому фокус смещается на работу с постоянной клиентской базой, рост повторных продаж и LTV.

Все больше людей задумываются о смене профессии, а к 2025 году половине нынешних работников потребуется переобучение. Продолжается процесс изменения ключевых компетенций, которые требуются в работе сотрудников. Компаниям уже сейчас пора задуматься о внедрении программ для переквалификации текущих сотрудников и дообучения новичков.

У большого числа людей уже появился опыт обучения на разных программах у разных провайдеров. Поэтому требования к продукту все растут, ученики более критично относятся к качеству программ и достижению обещанных результатов. Офлайн и онлайн перестают разделяться на два отдельных канала, все чаще используется гибридное обучение, чтобы объединять плюсы обоих вариантов.

Растет запрос на формирование тематического комьюнити, особенно в сфере профессионального образования. Карьерная среда и «доступ к телу» экспертов и работодателей становится главным преимуществом. Сама по себе информация все больше обесценивается, ее можно наити где угодно. Ценнее то, что происходит в экосистеме образовательного продукта: общение с другими участниками, личное наставничество, возможность стажироваться, сформировать портфолио/резюме, встречи просто на пообщаться, создать репутацию и персональный бренд профессионала внутри сообщества. Ученикам особенно важно чувствовать свою вовлеченность в необразовательные процессы, ощущать себя частью группы.

В начале 2023 года я проанализировала несколько статей и постов о том, какие тренды в образовании будут актуальны, добавила и мои личные выводы, что забрать в работу. В статье вы найдете информацию о 8 трендах, которые важно учитывать при разработке продукта. Это поможет выбрать фокусы и для проектов, и для личного плана развития. Следите за трендами, чтобы создавать топовые образовательные продукты, отвечающие современным требованиям и запросам.

Введение дистанционного образования с 31 января 2023 года во всех школах и вузах России: в каких регионах уже введён дистант, последние

Новый штамм коронавируса «омикрон», который сейчас активно распространяется по территории России, отличается своей заразностью. Соответственно, если вовремя не ввести ограничительные меры, то ситуация с заболеваемостью может резко ухудшиться. В этом плане на помощь может прийти дистант в школах и университетах.

Многие ждут перевода школьников на онлайн-обучение. Однако длительное пребывание на дистанционке может снижать качество образования и вызывать дополнительные трудности у работающих родителей. Поэтому основная задача на данный момент – найти ту золотую середину, которая поможет сбалансированно применить столь серьезную меру – перевод учащихся на дистант.

По оценкам специалистов, именно на конец января – начало февраля придет пик заболеваемости. Все мы знаем, что скученность детей в классах создает благоприятную среду для распространения инфекции. В связи с этим большую озабоченность вызывает здоровье школьников и их родственников.

По мнению г-на Кравцова, сейчас нет необходимости вводить дистанционное образование во всех городах. Однако, если эпидемиологические обстоятельства делают невозможным проведение очного исследования, региональные власти имеют полное право утвердить такой режим. Другими словами, на федеральном уровне «дистанционки» нет, и в ближайшее время вводить ее не планируется, но если глава субъекта решит, что эпидемиологическая ситуация такова, что необходимо перевести школу на дистанционное обучение, то у него будут все полномочия ввести такой режим.

Слухи о введении системы дистанционного обучения в России ходят уже давно: введение такого режима обсуждается с осени 2023 года. Секретарь Министерства образования Сергей Кравцов опроверг слухи о том, что школьники перейдут на дистанционное обучение с 24 января 2023 года или с 1 февраля. 25 января, как и раньше, ученики будут участвовать в очном учебном процессе.

«Утвердить Стандарт осуществления полномочия в сфере занятости населения по оказанию государственной услуги “Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 25 лет, имеющих среднее профессиональное образование или высшее образование и ищущих работу в течение года с даты выдачи ‎им документа об образовании и о квалификации”, согласно приложению», – говорится в комментариях к проекту изменений.

В канун Нового года для проведения образовательных мероприятий Центр открыл свои двери для школы № 30, школы № 1 и лицея № 40. Образовательные организации не только подвели итоги уходящего года, но и обозначили перспективы развития и пути к достижению намеченных целей, а также совершили экскурсию по образовательной площадке Центра.

В городе Абакане (Республика Хакасия) идёт строительство новой школы на 250 мест по национальному проекту «Образование». Здание планируется сдать в эксплуатацию до конца текущего года, а уже 1 сентября 2023 года школа примет учеников. В ней будут функционировать три блока, их общая площадь превысит 6 тысяч квадратных метров. В блоке «А» разместится столовая, а в блоке «Б» – современный спортзал. Блок «В» будет в основном предназначен для обучения в классах.

13.01. Состоялось заседание Научно-методического совета по учебникам, по итогам которого для включения в федеральный перечень были одобрены 95 учебников. Подавляющее большинство составляют учебники по родным языкам. Также в этот список входят учебники по финансовой грамотности, кибербезопасности, обществознанию и другим предметам. Восемь одобренных учебников предназначены для обучения детей с ОВЗ.

15.01. С 1 марта 2023 года процедура прохождения государственной аккредитации для школ, колледжей и вузов будет упрощена. Это снизит административную нагрузку на образовательные организации и позволит им не отвлекаться от своей основной работы. Новое положение о государственной аккредитации образовательной деятельности утвердил председатель правительства Михаил Мишустин.

Новости образования в 2023 году

Дошкольный период, это очень интересный, познавательный и в тоже время ответственный период в жизни ребенка, в который он в полной мере должен освоить такие важные для своего будущего сферы, как- образовательная, интеллектуальная, взаимодействия, психическая и чувствительная…

Дошкольное обучение (получение начального образования) – это первое структурированные знания ребенка, с которыми он впервые сталкивается до вхождения им во взрослую жизнь. Дошкольное образование охватывает примерный временной отрезок — до шести-семи лет, до тех пор, пока ребенок не пойдет в школу, получать там знания, умения и навыки.

Президент Ассоциации развития качества дошкольного образования (АРКАДО) Эльфия Дорофеева затронула острые проблемы дошкольного образования. Несмотря на то, что дошкольное детство является первой ступенью в системе образования, до сих пор бытует мнение, что роль детского сада заключается в присмотре и уходе за ребенком. Основная причина в том, что законы принимают люди, далекие от дошкольного образования, а воспитатели и педагоги дошкольного образования не имеют практически никакой возможности высказать свое мнение. Эту тему продолжили обсуждать на круглом столе с участием ведущих экспертов дошкольного образования 3 ноября.

  • необходимость наращивать у воспитателей культурные компетенции;
  • раннее выявление детей с отклонениями в развитии для сокращения инвалидизации;
  • раннее выявление социопатов;
  • возвращение врачей в дошкольные учреждения;
  • сопряжение планов для формирования преемственности.
Рекомендуем прочесть:  Пособия за 3 ребенка в 2023 в кемеровской области

«Мы видим, что весь год прошлый выпуск надеялся на то, что экзамены отменят… Сейчас объявлять о том, что не будет экзаменов, я не хочу. Наше предложение, которое мы отдали на рассмотрение… министерству просвещения, — вернуться к порядкам, которые были… Это два обязательных предмета и два предмета по выбору», — заявил Музаев в ходе встречи с родителями школьников.

В России появятся новые стандарты образования: как проверят школы и вузы

— Я боюсь, что этот мониторинг добавит нам бумажной отчетности. Хотя официально мы ее вроде как понижаем, — говорит учитель математики Нина Васильевна из Москвы. — Да и не секрет, что основная рабочая лошадка в школах это МС (молодые специалисты. — Авт.) На них и дополнительные часы, и внеклассные, дежурства и бог знает что еще. А если все будут с категориями. На мой взгляд, больший контроль совершенно не нужен школе.

— Во-первых, аттестация не отменена вообще, а продлена на 12 лет. И это хорошо, потому что каждый раз это длительные и бессмысленные процедуры. А что касается мониторинга и ФГОСов — это очень объемный вопрос. Мониторинг — независимая аттестация. В принципе, школы бывают разные. Есть и слабые, которые нужно контролировать. Есть сильные — но для них это и не очень страшно. Мониторинг это не больно. Другое дело, что он не должен быть частым, потому что и без того такой каскад идет проверочных работ, что учиться некогда.

Между тем по каждой категории проверки будет разработана своя шкала, в соответствии с которой учебному заведению будут начисляться баллы. Как это будет происходить, пока неясно, но известно, что вузовский балл, например, должен стремиться к тому, который был получен при аттестации. И, как говаривал Форрест Гамп, «вот и все, что я могу сказать об этом».

Учись учиться — лозунг на все времена. С 1 марта 2023 года все учебные заведения страны будут учить по-новому, потому что вступят в силу новые стандарты образования (ФГОС). Сами вузы, школы и техникумы тоже ждет много нового. Рособрнадзор отменил обязательную аккредитацию для учебных заведений каждые шесть лет, зато будет постоянно мониторить их деятельность. Но по каким критериям?

Слухи в учебной среде ходят самые разные. Особенно взволнованы школы. Судя по всему, для школ будет важно наличие учителей с высокими профессиональными категориями (I и II). Чем больше таких заслуженных педагогов, тем выше будет у школы статус. И большое значение будет иметь число детей, успешно сдавших ГИА-ЕГЭ. Если доселе количество успешных учеников влияло только на рейтинг школы да на учительское самолюбие, теперь оно будет пристально изучаться.

Второе нововведение – программа под названием «Земский учитель». Этот проект реализуется в целях обеспечения педагогами школ в сельских или отдаленных местностях Российской Федерации. Все желающие учителя, соответствующие определенным требованиям, смогут подавать заявки на официальном сайте программы (он должен в скором времени заработать). Помимо предоставления вакансий в образовательных учреждениях полагаются денежные выплаты в размере 1 миллиона рублей, а для территорий Дальнего Востока – до двух миллионов.

Какие изменения ожидают учителей? Для преподавательского состава тоже есть некоторые нововведения. Первое – повышение профессиональной квалификации. Теперь педагоги должны будут доказывать компетенцию, причем Министерством просвещения готовится единая стандартная модель, включающая пять отдельных блоков: методический, стажировочный, предметный, воспитательный и психолого-педагогический.

Основные государственные экзамены (ОГЭ), сдаваемые выпускниками девятых классов, значительно изменятся в сторону ориентирования на практическое применение полученных знаний. Так, экзамены по физике и химии дополнятся лабораторными экспериментами, а тестирование по информатике будет предполагать создание презентации.

Сроки обучения и каникул зависят от системы обучения (четвертной или модульной с триместрами) и утверждаются руководствами школ с учётом непредвиденных обстоятельств типа эпидемий. Но есть рекомендованные графики и общие для всех правила. Так, в любом общеобразовательном учреждении каникулы должны длиться не меньше тридцати дней без учета летних. А сдвигаться их сроки могут не более чем на две недели.

Педагоги уже начали проходить обучение: курсы по обращению с новым оборудованием организуются на базах технопарков для детей «Кванториум». А уже с 2023-го года Министерство просвещения активно продвигает и реализует инициативу по обучению детей некоторым предметам с помощью мобильных приложений и адаптированных интеллектуальных компьютерных игр.

Российские школьники могут перейти на дистанционное обучение с 31 января 2023 года

«Это не экзамен, а форма допуска к прохождению Государственной итоговой аттестации, и она имеет три срока проведения. Если школьники не смогут принять участие в собеседовании в феврале по объективным причинам, в том числе по болезни или при закрытии учебного заведения на карантин, то им предоставят возможность сделать это в марте и мае», — пояснили в местном минобразования и науки. Но если какая-то из школ в это время будет на дистанте, то и собеседование возможно в таком формате.

На полное или частичное дистанционное обучение начали переводить российских школьников и студентов из-за резкого роста заболеваемости коронавирусом по всей стране. За последние семь дней втрое увеличилось число новых заболевших за сутки с 30 тысяч человек еще 17 января, до почти 90 тысяч на сегодня. Тенденция к ухудшению эпидемиологической обстановки в стране на лицо и власти регионов стараются не потерять контроль над ситуацией. Медики фиксируют большое количество заболевших коронавирусом детей и нужно срочно что-то делать.

В связи с заболеваемостью ОРВИ закрыт на карантин 251 класс в 85 школах. Полностью переведены на дистанционное обучение по ОРВИ семь школ. На карантин по COVID-19 закрыты 406 классов в 105 школах. Полностью переведен на дистанционное обучение по COVID-19 Вешкаймский лицей.

«В Москве мы видим уже значительное количество заболевших именно штаммом омикрон и это количество, этот процент достаточно быстро нарастает. Как и во всем мире, мы тоже применяем меры по переводу на дистанционное обучение только в самом крайнем случае. То же делает и большинство городов мира. Например, в этом учебном году мы вообще не переводили на дистанционное обучение несмотря на то, что сложная была ситуация в сентябре, октябре, ноябре. Московских школьников переведут на дистанционное обучение, но только в крайнем случае», — сказал Собянин.

В Ростовской, Новосибирской, Челябинской областях, в Санкт-Петербурге также пока нет планов переносить сроки итогового сочинения. Но, например, у школ Петербурга уже есть опыт проведения итогового собеседования в дистанционном формате в 2023-2023 годах. Так что в случае необходимости формат изменят, сообщает РИА Новости.

В Рособрнадзоре рассказали, будет ли ОГЭ в 2023 году

В связи с приближением даты итогового собеседования стал актуальным вопрос, а будет ли, собственно, ОГЭ в 2023 году? Эпидемиологическая ситуация в стране, появление новых штаммов коронавируса в мире вызывают опасение о том, что эту форму государственной итоговой аттестации могут отменить.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки сообщила, что сейчас нет оснований для отмены или изменения сроков сдачи ОГЭ, как и ЕГЭ. Но дальнейшее развитие пандемии может внести коррективы в этот процесс. Ведомство держит на постоянном контроле ситуацию с распространением коронавирусной инфекции в стране. Рособрнадзор отметили, что решения будут приниматься, исходя из текущей эпидемиологической обстановки.

На 9 февраля 2023 года назначен основной срок проведения итогового собеседования по русскому языку для девятиклассников. Дополнительные даты запланированы на 9 марта и 16 мая этого года. Этот вид проверки коммуникативной компетенции учащихся 9-х классов является допуском к основному государственному экзамену, который служит для контроля знаний, полученных во время учебы в средней школе.

Дополнительные меры допуска к ОГЭ, как ПЦР-тест, уже обсуждались в Рособрнадзоре. Пока, как сообщил глава ведомства Анзор Музаев, вводить такую форму пропуска на экзамен в планах нет. Подобное нововведение значительно бы усложнило организацию и проведение Государственной итоговой аттестации.

Высшее образование в 2023 году: 5 важных изменений

Реформы в системе высшего образования идут постоянно, но большая часть из них практически не затрагивает конечных потребителей — абитуриентов, студентов и их родителей. Разобраться в том, что именно меняется, порой сложно даже тем, кто в этой системе работает, не говоря уже о тех, кто сталкивается с образованием при поступлении, да и во время учебы. Но в 2023-м будет несколько новшеств, понимание которых может облегчить жизнь и абитуриентам, и действующим студентам. О них в своей авторской колонке «Реальному времени» рассказывает Анна Свирина, проректор по науке и развитию Университета управления ТИСБИ.

Интеграция с Беларусью изменит ситуацию и при поступлении в российские вузы. Граждане этого государства и раньше могли претендовать на бюджетные места, но для этого они должны были сдавать вступительные испытания, так как результаты национального единого экзамена не принимались в качестве аналога ЕГЭ.

Лицензия на образовательную деятельность дает вузу право учить студентов. Платящие за обучение при этом получают возможность получить налоговый вычет. А аккредитация вуза дает право выдавать диплом государственного образца. И если лицензия давно уже стала бессрочной, то аккредитацию надо было подтверждать раз в несколько лет.

Уже несколько лет при поступлении вузы имеют право добавить поступающему до 10 баллов индивидуальных достижений. На фоне 300 баллов (а иногда — 400), максимальных при поступлении (3 ЕГЭ по 100 баллов максимум), еще 10 кажутся незначительной прибавкой к нескольким сотням. Но именно они часто были решающими при поступлении в топовые университеты. Более того, на некоторые направления (например, в НИУ ВШЭ) проходной балл был 310, а не 300.

Но если у вас сложилось впечатление, что жизнь вузов в результате станет проще, то оно обманчиво — при предложенном подходе аккредитация будет идти каждый день, а не раз в 6 лет, так что надо быть в тонусе постоянно. А вот те, кто учится, оказываются в выигрыше — теперь полная информация обо всех программах, преподавателях, вакантных местах и прочих аспектах жизни университета становится доступна в любое время и из любой точки мира.

Рекомендуем прочесть:  Генеральная Доверенность Интересы Ребенка

Приём на обучение по образовательным программам начального общего и основного общего образования в новом учебном году будет осуществляться в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами. Вносятся изменения в правила приёма на обучение по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и высшего образования. Затронут изменения порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры.

Серьёзные изменения произойдут в Государственной программе «Развитие образования», вступят в силу изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», будут введены в действие новые и изменяться существующие документы, регламентирующие лицензирование и аккредитацию образовательной деятельности.

С 1 марта 2023 года в действие вводится целый блок документов, связанных с переводом обучающихся из одной образовательной организации в другую. С этой же даты вступают в силу новые правила размещения и обновления информации об образовательной организации на официальном сайте в сети «Интернет», а также вносятся изменения в правила формирования и ведения ФИС ФРДО. Систему СПО с 1 сентября 2023 года ждёт новый порядок проведения государственной итоговой аттестации и старт программы «Профессионалитет».

В 2023 году продолжатся изменения, связанные и новыми подходами в осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования, в области защиты прав потребителей, за обработкой персональных данных, за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию и в других сферах.

С 1 марта 2023 года изменения будут внесены в трудовое законодательство и законодательство об охране труда. Кроме того, в 2023 году вступят в силу новые профессиональные стандарты, затрагивающие интересы педагогических работников и руководителей образовательных организаций.

Указывается в виде численности трудоустроенных выпускников прошлого учебного года, освоивших основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального и высшего образования, по каждым профессии, специальности, в том числе научной, направлению подготовки или укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки.

  • каждой профессии, специальности среднего профессионального образования (при наличии вступительных испытаний);
  • каждому направлению подготовки или специальности высшего образования;
  • каждой научной специальности с различными условиями приема (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц)
  • Наименование структурных подразделений (органов управления)
  • Фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности руководителей структурных подразделений
  • Места нахождения структурных подразделений
  • Адреса официальных сайтов в сети «Интернет» структурных подразделений (при наличии)
  • Адреса электронной почты структурных подразделений (при наличии)
  • Генеральной прокуратуры Российской Федерации,
  • Следственного комитета Российской Федерации,
  • Службы внешней разведки Российской Федерации,
  • Федеральной службы безопасности Российской Федерации,
  • Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,
  • Министерства обороны Российской Федерации,
  • Министерства внутренних дел Российской Федерации,
  • Федеральной службы исполнения наказаний,
  • Федеральной службы охраны Российской Федерации
  • и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации».
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) педагогического работника;
  • занимаемая должность (-и);
  • преподаваемые учебные предметы, курсы, дисциплины (модули);
  • уровень (уровни) профессионального образования с указанием наименования направления подготовки и (или) специальности, в том числе научной, и квалификации;
  • ученая степень (при наличии);
  • ученое звание (при наличии);
  • сведения о повышении квалификации (за последние 3 года);
  • сведения о профессиональной переподготовке (при наличии);
  • сведения о продолжительности опыта (лет) работы в профессиональной сфере, соответствующей образовательной деятельности по реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

Что ждёт сферу образования в 2023 году? Работники отрасли о грядущих изменениях

В 2023 году на работников сферы образования и EdTech компании увеличится регуляторная нагрузка государства, считают 53% опрошенных, с ними кардинально не согласны только 5%, а еще 35% респондентов считают, что отрасль будет контролироваться государством в тех же объемах, что и в нынешнем году.

Как следствие, появился запрос школ на цифровые продукты, он привел к всплеску регистраций пользователей на частных онлайн-платформах, которые сумели быстро адаптировать свои сервисы под этот запрос пользователей и располагали всеми необходимыми инструментами.

Каждый четвертый работник сферы (28%) считает, что главным препятствием этому процессу являются низкие цифровые компетенции учителей и преподавателей, однако всего лишь на 1% меньше опрошенных указывают на слабую материально-техническую оснащенность школ и вузов. Ещё 20% опрошенных отмечают, что для ускорения темпов цифровизации не хватает контента и методологической поддержки со стороны разработчиков образовательных продуктов. Отсутствие интернета, как препятствие, указали также 20% респондентов.

Крупнейшая в Европе конференция по новым технологиям в образовании EdCrunch Glocal прошла 7 и 8 декабря онлайн – с подключением из студий в Европе, Азии и Америке и очной площадкой в г.Алматы (Казахстан). Накануне события специалисты из онлайн-школы Skysmart и EdCrunch Glocal провели совместное исследование с целью выяснить, что думают работники образования о будущем, которое ждет эту сферу в 2023 году, а также о том, какие тренды уходящего 2023 года продолжат свое развитие в новом году.
В анонимном опросе приняли участие 1500 респондентов, среди которых — учителя и директора школ, преподаватели и ректоры вузов, деятели науки, методисты, специалисты по корпоративному обучению и разработчики цифровых решений для образования.

63% опрошенных уверены, что увеличится доля выпускников школ, которые будут выбирать краткосрочные курсы и трудоустройство вместо обучения в вузе.
В борьбе за абитуриентов вузы будут чаще сотрудничать с технологическими компаниями и внедрять в свою работу цифровые решения, считают 70% респондентов

Назад в будущее: высшее образование в 2023 году

  • Онлайн-обучение. Очевидно, что дистанционный формат никуда не уйдет. Образовательные онлайн-платформы такие, как Skillbox и Coursera, получили большое количество новых пользователей в период пандемии. Так, спрос в ‎Яндекс.Практикум вырос на 30-50% [1] . Люди задумываются, могут ли онлайн-курсы заменить образование. В 2023 году нас ждет гибридный формат: смесь дистанционного и очного обучения. Он существовал и ранее. Например, в СПбГУ некоторые курсы можно было брать в режиме онлайн. Но, как правило, это были «сторонние» предметы: безопасность жизнедеятельности,‎ информационная безопасность и так далее. Гибридная форма обучения будет удобна тем, кто работает или не хочет каждый день посещать университет. Однако онлайн-режим лишает вас части студенческого опыта: взаимодействия с друзьями и преподавателями.
  • Программа. Для России это в новинку, но в зарубежных вузах уже идет переосмысление значимости hard и soft skills. Hard — те навыки по вашей специальности, которые вы получаете в университете. Soft — гибкие навыки, связанные с личностью человека. Например, коммуникация, тайм-менеджмент или критическое мышление — это soft skills. И работодатели ценят их не меньше, чем профессиональные. Научить новичка-монтажера работать в другой программе быстрее, чем исправить неумение суперспециалиста общаться с коллегами. На первое уйдет неделя, а на второе — несколько месяцев. Хотя, конечно, это применимо не ко всем профессиям. В любом случае soft skills становятся все более популярны, и университеты обучают им своих студентов. Вероятнее всего в 2023 году программы будут больше учитывать гибкие навыки.

Еще один положительный эффект COVID-19. В 2023-2023 годах университеты стали больше заботиться о психоэмоциональном состоянии студентов. Долгое время тему психологического здоровья обходили стороной. Однако ситуация с коронавирусом привнесла в жизнь учащихся слишком много дополнительного стресса и нагрузки, чтобы игнорировать ее и дальше. Только представьте — каждый четвертый студент испытывает проблемы с ментальным здоровьем [2] . Они страдают от депрессии, бессонницы, неврозов, пищевых расстройств и так далее. В ответ зарубежные вузы стали активно развивать центры психологической помощи на кампусах, сотрудничать с молодежными организациями и фондами, а также в целом снижать давление на студентов. В России эта тенденция менее заметна, но в глобальном образовании она будет занимать важное место в 2023 году. COVID-19 заставил нас открыто говорить не только о физическом, но и о психическом здоровье.

В 2023 году продолжится внедрение новейших технологий в процесс обучения. Этому во многом способствовал как раз COVID-19. Он вынудил университеты разрабатывать новые методики, чтобы учить студентов на удаленной основе. Уже сегодня в образовании используют искусственный интеллект (AI) и VR-технологии. Последние могут пригодиться не только геймерам. Это отличный инструмент для обучения. Например, с их помощью можно увидеть 3D-модели молекул или отправиться на экскурсию в музей, не покидая стен университета. Использование виртуальной реальности в целом — важный тренд в образовании.

Главное слово в любой сфере нашей жизни на ближайшие пару лет — это коронавирус. Слишком много изменений он принес. Но на образование COVID-19 повлиял не так радикально, как кажется на первый взгляд. Да, мы столкнулись с рядом краткосрочных последствий: дистанционное обучение, невозможность учиться за рубежом, обязательная вакцинация и прочее. Но так ли сильно коронавирус изменил лицо высшего образования в целом? На самом деле все тренды, о которых мы поговорим, существовали и до COVID-19, но развивались не так быстро. Он лишь ускорил их движение.

Последние два года академическая мобильность студентов заметно снизилась. Оно и понятно — коронавирус многим испортил планы. Причем не только ученикам, но также преподавателям и самим вузам. Ведь взносы международных студентов составляют значительный процент дохода для университетов, а количество иностранцев влияет на их рейтинги. Многие ребята, поступившие за рубеж, были вынуждены сидеть дома и обучаться онлайн. Такой себе опыт.

В нынешнем стандарте прописано требование ко всем учащимся 5–9 классов. В их программе должен присутствовать второй иностранный язык как обязательный предмет. Поэтому рабочая программа 2023–2023 предусматривает наличие обязательного второго иностранного языка, но по новому ФГОС ученики смогут изучать его только при желании. Также второй дополнительный иностранный язык смогут изучать лишь в тех школах, где для этого созданы необходимые условия.

  • развивают личностные качества учеников;
  • способствуют вариативности обучающих программ;
  • объединяют в одно педагогическую, обучающую и воспитательную деятельность;
  • способствуют формированию правильных паттернов мышления, духовных, социальных, культурных, экологических и трудовых навыков, необходимых для взрослой жизни;
  • поддерживают формирование правильной самоидентификации, способствуют патриотическому воспитанию.
Рекомендуем прочесть:  Занятия лфк для детей с дцп

Принятый проект не предусматривает появление новой отдельной дисциплины. Основы финансовой грамотности ученики будут осваивать благодаря дополненной программе таких предметов, как Окружающий мир, Математика, Информатика. Основы экономических знаний и понимание принципов управления финансами – это один из важных практических навыков, который ребенку понадобится в будущем.

ФГОС – единый набор образовательных стандартов, действующий для всех государственных средних школ на территории России. Впервые стандарты были разработаны в 2004 году, это был ФГОС первого поколения, который позже был заменен новым документом. Сейчас действует ФГОС второго поколения, а с 1 сентября 2023 года вступит в силу новый стандарт. Это будет ФГОС третьего поколения.

ФГОС – это нормативный документ, в котором прописаны количественные и качественные требования к образовательной программе и результатам обучения школьников. Современная система обучения непрестанно совершенствуется, адаптируется под изменяющиеся условия в мире. Но, несмотря на это, структура новых ФГОС несущественно изменилась, они по-прежнему содержат основные пункты, которые обеспечивают следующие результаты:

Второй иностранный язык. В новых образовательных стандартах для основной школы написано: «Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей… и при наличии в организации необходимых условий», — эта норма станет правилом с 1 сентября 2023 года. Но что делать тем ребятам, которые пойдут в 5-й класс уже этой осенью?

Можно выделить несколько позитивных моментов:
Повышается прозрачность системы образования, за что все мы бьемся уже долгое время.
Любой родитель сможет ознакомиться с документом и понимать, чему именно учат в школе их ребенка, а значит, повышается вероятность включения в процесс образования родителей.
Качество образования повысится за счет единства содержания.
Достижение личностных результатов, которые также детализированы и конкретизированы в обновленном документе, будет направлено на реализацию программы воспитания.
Определена система требований к тому, как должна
реализовываться образовательная программа,
это позволяет создать равные возможности
для того, чтобы ребята получили качественное
образование.

А что о воспитании?
Патриотическое воспитание также включено в обновленные ФГОС, необходимо работать над формированием российской гражданской идентичности. Что это значит? Когда девятиклассник завершает уровень образования, он должен быть готов выполнять свои гражданские обязанности, иметь системные знания о месте РФ в мире, ее исторической роли, территориальной целостности.
Отдаленный результат – это то, что определенно можно отнести к системе образования. В 2023 году ребята начнут обучение по обновленным ФГОС, но каков будет результат, мы увидим только спустя несколько лет.

Финансовая грамотность. С младших классов школьники теперь начнут изучать финансовую грамотность. Как пояснили в министерстве просвещения, о введении нового предмета речь не идет и это не приведет к повышению нагрузки на ребят. Изучать финансовую грамотность школьники будут в рамках предметов «Окружающий мир», «Математика», «Обществознание», «Информатика», «География» и некоторых других. «Школьные программы должны давать максимально актуальные знания, которые бы учащиеся могли применять в реальной жизни, — подчеркнули в Минпросвещения. — Поэтому новые стандарты позволяют обновить содержание программ и в части
гуманитарных направлений, и в части предметов научно-
технического цикла, расширить знания школьников о здоровом
образе жизни, экологии, задействовать интерактивные
программы, формирующие патриотическое
воспитание».

Новая жизнь с 1 сентября 2023 года
Именно с 2023 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а ребята, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2023 году будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для других ребят продолжить обучение по ним будет возможно только при согласии родителей обучающихся.

Изменения в образовании в 2023 году

В 2023 году в сфере образования случилось как многое хорошее, так и многое плохое. Шутка ли сказать, что многие ждали 2023 года. Новый год только начался, а уже выпущен приказ о законах, которые вступят в силу в ближайшее время. Какие изменения в образовании нас ждут в 2023 году?

С 1 сентября 2023 года вступают в силу новые ФГОСы для начальной и средней школы. Что это вообще такое? ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Проще говоря, в 2023 нас ждут изменения требований к образованию для 1-9-х классов. ФГОСы нужны для того, чтобы контролировать качество всех отраслей обучения. Как правило, эффективность знаний в школе отслеживается, поэтому улучшение образовательных стандартов помогает школьникам учиться еще качественнее.

Кроме того, изменения в образовании коснулись и предмета ОБЖ. Теперь на уроках детям будут рассказывать не только о здоровом образе жизни и оказании первой помощи, но и о интернет-травле, а также о мошенничестве в сети. Также в учебной программе появились курсы по финансовой грамотности и кибербезопасности. В противоположность тому, второму иностранному языку не повезло — его обязательно изучение планируют отменить.

Воробьев объявил о переходе дошкольного образования в Подмосковье на стандарт Preschool

«Раньше дошкольное образование был в лучшем случае самосвал, пластилин и прогулка по ограниченной территории. Очевидно, в современном мире дошкольное образование подразумевает уже интересные, умные подходы. Уже там наши дети могут развивать изобретательность, смекалку, читать, писать и, самое главное, общаться», — сказал Воробьев.

По системе Preschool в старших группах детского сада дети будут проходить обучение на современном оборудовании. Занятия в детских садах для них проведут учителя из школ-партнеров. Организуют и шефство от школьников. Новый подход позволит детям лучше подготовиться к началу обучения в школе. В перспективе система Preschool может появиться во всех детских садах Подмосковья.

С 2023 года школьники будут обучаться онлайн только на проверенных сервисах

Цифровые платформы, онлайн-учебники и электронные образовательные ресурсы для школ и учреждений среднего профессионального образования (СПО) со следующего года будут проходить обязательную верификацию. Соответствующие изменения в закон «Об образовании в Российской Федерации» Госдума приняла в третьем чтении в среду, 8 декабря. Из одобренных сервисов Министерство просвещения сформирует единый федеральный реестр, следует из текста документа. С 1 сентября 2023 г. для реализации аккредитованных государством образовательных программ можно будет использовать только платформы, включенные в этот реестр.

В стране уже есть регулирование на уровне печатных учебников, поэтому внедрение государственного контроля за школьным обучением в цифровой среде закономерно, считает Михаил Мягков, гендиректор Maximum Education, — онлайн-сервиса, который специализируется на дополнительном образовании школьников и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. При этом Мягков не уверен в эффективности законодательных изменений, потому что перед государством стоит сложная задача – построить новую систему с миллионной аудиторией. «Вопрос не столько в технологиях, сколько в том, чтобы не появилось «кладбище контента», которым никто не пользуется», – говорит он.

В 2023 г. вопрос об онлайн-обучении школьников приобрел большую актуальность из-за пандемии. В сентябре Владимир Путин дал поручение с 2023 г. полностью перевести дистанционное обучение школ и колледжей на государственные ресурсы. В России уже реализуется федеральный проект «Цифровая образовательная среда» в рамках нацпроекта «Образование». Одно из главных его направлений – развитие цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности. К концу июля 2023 г. затраты на проект составили 73,4 млрд руб., следует из данных Минпросвещения России.

Еще одно изменение, которое вступит в силу с 1 января 2023 г., коснется обработки персональных данных школьников и студентов колледжей в процессе электронного обучения. Для обработки персональных данных планируется использовать государственную информационную систему (ГИС) «Моя школа», рассказала председатель комитета по просвещению Ольга Казакова. В прошлом году стало известно, что Минпросвещения собирается запустить платформу до 2024 г. Система станет единой для всех образовательных учреждений в стране, в нее будут интегрированы, например, электронный дневник, журнал, расписание, библиотека контента, куда можно будет загружать онлайн-курсы.

По итогам 2023 г. размер EdTech-рынка составил 53-54 млрд руб., следует из ежегодного исследования компании Smart Ranking. В 2023 г. сегмент школьного и детского дополнительного образования составил 23,9% рынка, т. е. около 12,9 млрд руб. Лидерами в сегменте стали сервисы SkyEng с его детским направлением Skysmart (выручка, согласно расчетам экспертов, составила 4,1 млрд руб.), «Нетология-групп» (2,1 млрд руб.), куда входит проект «Фоксфорд», Education (1 млрд. руб.), InternetUrok.ru (522 млн. руб.) и «ЯКласс» (460 млн. руб.).

«Как и в других странах, мы оптимизируем подходы к карантину и лабораторному исследованию граждан. В том числе сокращаем сроки карантина до семи дней, а также делаем еще ряд изменений, которые в ближайшее время будут приняты постановлениями главного санитарного врача России».

По оценкам специалистов, именно на конец января – начало февраля придет пик заболеваемости. Все мы знаем, что скученность детей в классах создает благоприятную среду для распространения инфекции. В связи с этим большую озабоченность вызывает здоровье школьников и их родственников.

В Санкт-Петербурге решили отправлять на дистанционное обучение весь класс целиком, даже если заразился только один ученик. Считается, что новый штамм «Омикрон», который постепенно захватывает российские регионы, в 5-7 раз заразнее предыдущего варианта «Дельта» и больше атакует именно детей.

Многие ждут перевода школьников на онлайн обучение. Однако длительное пребывание на дистанционке может снижать качество образования и вызывать дополнительные трудности у работающих родителей. Поэтому основная задача на данный момент – найти ту золотую середину, которая поможет сбалансированно применить столь серьезную меру – перевод учащихся на дистант.

Новый штамм коронавируса «омикрон», коорый сейчас активно распространяется по территории России, отличается своей заразностью. Соответственно, если вовремя не ввести ограничительные меры, то ситуация с заболеваемостью может резко ухудшиться. В этом плане на помощь может прийти дистант в школах и университетах.

Adblock
detector