Обязан ли водитель заполнять путевой лист

Обязан ли водитель заполнять путевой лист

12. В наименовании путевого листа указывается тип транспортного средства, на которое оформляется путевой лист (путевой лист легкового автомобиля, путевой лист трамвая и т.п.). Номер путевого листа указывается в заголовочной части в хронологическом порядке в соответствии с принятой владельцем транспортного средства системой нумерации.

13. Даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с парковки и его заезде на парковку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их подписями с указанием фамилий и инициалов, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя.

15. В случае оформления на одно транспортное средство нескольких путевых листов раздельно на каждого водителя транспортного средства дата, время и показания одометра при выезде транспортного средства с парковки проставляются в путевом листе водителя транспортного средства, который первым выезжает с парковки, а дата, время и показания одометра при заезде транспортного средства на парковку — в путевом листе водителя транспортного средства, который последним заезжает на парковку.

10. Путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены (рабочего дня), или до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.

9. Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.

12. Даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с парковки и его заезде на парковку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, и заверяются их подписями с указанием фамилий и инициалов, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя.

2. Сведения о сроке действия путевого листа включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день — даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован.

3) показания одометра (полные километры пробега) при выезде транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки данного транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя транспортного средства (далее — парковка), а также при заезде транспортного средства на парковку по окончании смены (рабочего дня);

14. В случае оформления на одно транспортное средство нескольких путевых листов раздельно на каждого водителя транспортного средства дата, время и показания одометра при выезде транспортного средства с парковки проставляются в путевом листе водителя транспортного средства, который первым выезжает с парковки, а дата, время и показания одометра при заезде транспортного средства на парковку — в путевом листе водителя транспортного средства, который последним заезжает на парковку.

16. Даты и время выпуска транспортного средства на линию и его возвращения, а также проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются должностным лицом, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, с отметкой «выпуск на линию разрешен» и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.

Какой порядок заполнения путевых листов — образец, бланк

Весьма неприятными для налогоплательщика могут быть правовые последствия ошибок, допущенных в таком документе, как путевой лист. Обращает на себя внимание случай, свидетельствующий об отказе ФНС в признании права ИП на вычет по НДС по той причине, что путевые листы были заполнены некорректно.

Сумма, фигурировавшая в иске, весьма приличная — 700 000 руб. Но у налогоплательщика не получилось ее отсудить. В ходе слушаний в рамках первой инстанции судьи подтвердили правоту налоговиков. Апелляция дала шанс истцу, установив, что путь следования машины, а также пункт назначения груза не должны фиксироваться в таком документе, как путевой лист, организациями, которые не являются по основному профилю деятельности транспортными. К тому же, как посчитала апелляционная инстанция, путевой лист не должен рассматриваться как единственный источник, способный подтвердить задействование автомобиля в коммерческой деятельности налогоплательщика.

Главный источник права, в котором зафиксирован порядок заполнения путевых листов — приказ Минтранса России от 11.09.2023 № 368. Он действует с 01.01.2023. А с 01.09.2023 при заполнении путевых листов нужно также учитывать новые правила технического контроля автомобилей, утв. приказом Минтранса от 15.01.2023 № 9. Подробнее см. здесь.

В ходе слушаний ИП предъявил суду в качестве доказательства пользования автомобилем для целей бизнеса копии путевых листов. Однако судьи посчитали, что данные источники не соответствуют требованиям приказа Минтранса, поскольку в них не было указано некоторых важных, по мнению суда, реквизитов. Кроме того, в ходе слушаний было установлено, что в акте приема-передачи автомобиля была ошибка в указании наименования ООО, которое продало ИП транспортное средство.

На практике может использоваться довольно широкий спектр путевых листов — все зависит от типа транспортного средства, способа его задействования, а также специфики деятельности организации. Основной источник права, в котором утверждены бланки путевых листов для различных видов автомобильной техники, а также типов предприятий — постановление Госкомстата от 28.11.1997 № 78. Однако применение этого документа не является обязательным, и владелец транспорта вправе сам разработать свой бланк путевого листа или, взяв за основу подходящую унифицированную форму, дополнить ее нужными реквизитами.

Оформление путевых листов: топ‑8 практических ситуаций

  • в приказах четко сказано, что их обязаны применять в том числе и юридические лица, эксплуатирующие транспортное средство. То есть об оказании услуг по перевозке речи уже нет. Приказы фактически расширили круг лиц, обязанных применять положения Устава автомобильного транспорта.
  • эксплуатация любого транспортного средства организации должна оформляться путевым листом (Определение Верховного Суда РФ от 01.09.2014 № 302-КГ14-529, Письмо Минтранса России от 28.09.2023 № 03-01/21740-ИС).
  • до 01.01.2023 года контролера с текстом: «Контроль технического состояния транспортного средства пройден» (п. 12 Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса России от 08.08.2023 № 296, п. 16.1 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152);
  • с 01.01.2023 года ответственного должностного лица с текстом: «Выпуск на линию разрешен» (п. 16 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса России от 11.09.2023 № 368).
  • на один день, если водитель совершает один или несколько рейсов в течение смены (рабочего дня) в пределах одного дня. В этом случае указывается дата (число, месяц, год);
  • на срок, соответствующий длительности рейса, если он превышает продолжительность смены (рабочего дня), либо на срок, соответствующий количеству календарных дней, к которым относится смена (рабочий день), приходящаяся более чем на один календарный день. И тогда указываются даты (число, месяц, год) начала и окончания рейса.

Пункт 3 Методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенных в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р, все еще содержит текст, что эти нормы предназначены для расчетов по налогообложению предприятий. Но, по результатам экспертизы Минэкономразвития России, из пункта исключили упоминание о предназначении этих норм для расчетов по налогообложению предприятий (п. 4.2 Заключения Минэкономразвития России от 20.04.2012 «По итогам экспертизы на распоряжение Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»).

Вывод: организации не обязаны применять Минтрансовские Методические рекомендации. Об этом не раз говорил Минфин и признавал право, а не обязанность налогоплательщиков учитывать эти нормы (Письма от 22.03.2023 № 03-03-07/19283, от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875 и от 27.09.2023 № 03-11-11/69335).

Чтобы отслеживать движение путевых листов, существует журнал учета. Раньше его можно было заполнять только по форме №8, но с января 2013 года правила стали мягче. Теперь компании вправе разработать собственную форму журнала учета, при условии, что в ней будут отражены следующие данные: номер путевого листа, дата выдачи, ФИО водителя, табельный номер, гаражный номер автомобиля, подпись диспетчера, бухгалтера. Также не запрещается вести журнал в электронном виде, но только если его можно будет в любой момент распечатать.

Минимальный срок хранения путевых листов установлен приказом Росархива от 20.12.2023 № 236 и составляет 5 лет. Срок может быть увеличен, если в течение этого времени не происходила проверка ГИТ. Обратите внимание, что документы на хранение в архиве уходят только со следующего календарного года. Представьте, что вы создали два путевых листа: один 1 января 2023 года, второй — 31 декабря 2023 года, оба документа уйдут на хранение 1 января 2023.

Второй обязательной подписью на листе является подпись механика. Перед тем, как водитель выходит на линию, он должен обязательно пройти техническую проверку автомобиля. Если транспорт исправен, механик подтверждает готовность к эксплуатации своей подписью в путевом листе.

Давайте посмотрим, как работают с путевыми листами организации без специальных программ. Водитель приходит на работу и идет к диспетчеру, тот вручную вносит данные в путевой лист, параллельно заполняя журнал учета. Дальше водитель идет к механику и медику, оба ставят свои подписи. Только после этого можно начинать смену. В течение дня водитель вносит данные о поездках в путевой лист, а в конце смены записывает показания с одометра. Дальше путевой лист снова попадает к диспетчеру. Он сверяет показатели, вносит данные о поездках и передает путевой лист бухгалтеру, который переносит сведения в программу бухгалтерского учета.

  1. Проходит медкомиссию с отметкой: печатью или электронной цифровой подписью.
  2. Называет механику ФИО или предъявляет допуск с печатью о медосмотре в бумажной форме.
  3. Ждет несколько секунд, пока механик отправит путевой лист в печать нажатием одной клавиши. Документ автоматически формируется программой.
  4. Получает путевой лист и приступает к выполнению заявки.
  5. Система одна для всех сотрудников. Поэтому диспетчер сразу видит график работ, который сформировал механик.

Обязан ли водитель заполнять путевой лист

Утвержденной формы путевого листа нет. Организации и ИП должны самостоятельно разработать форму путевого листа, предусмотрев в ней обязательные реквизиты, которые перечислены в приказе Минтранса от 11.09.2023 № 368 (далее – Приказ № 368). На это указал Минтранс России в письме от 15.01.2023 № ДЗ-66-ПГ. Утвердивший обязательные реквизиты путевого листа приказ вступил в силу и применяется с 01.01.2023. До этой даты действовал приказ Минтранса России от 18.09.2008 № 152. Что изменилось в оформлении путевых листов в 2023 году, читайте здесь.

Рекомендуем прочесть:  Где Лучше Всего В Мире Жить Русской Многодетной Семье

Они проставляются должностным лицом, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию ТС. В случае успешного прохождения осмотра в путевом листе проставляется отметка «выпуск на линию разрешен», а также подпись, фамилия и инициалы указанного лица, показания одометра (полные километры пробега) при выезде ТС с парковки (парковочного места), а также при заезде на парковку по окончании смены (рабочего дня).

Путевой лист – это первичный документ для учета и контроля работы транспортного средства (далее – ТС) и водителя в организациях и у предпринимателей, деятельность которых связана с автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Такой вывод следует из ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав автомобильного транспорта) и ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Если на одно ТС оформляется несколько путевых листов для нескольких водителей, дата, время и показания одометра при выезде ТС с парковки проставляются в путевом листе водителя, который первым выезжает с парковки. Эти же показания на момент заезда на парковку отражаются в путевом листе водителя, который последним заезжает на парковку (п. 14 Приказа № 368).

Проставляя в путевом листе отметки о прохождении водителями медосмотров, следует учитывать, что даты и время предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителя проставляются медицинским работником, который проводит соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов (п. 15 Приказа № 368). При этом:

Актуальный бланк и образец заполнения путевого листа

С введением новых реквизитов в 2023 году компаниям придется дополнять существующие формы, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 года № 78, или разрабатывать собственные. Бланки, которые организация будет использовать, нужно закрепить в учетной политике.

  • водительское удостоверение (с нужным классом допуска);
  • бумаги на автомобиль (если есть прицеп – он тоже должен быть зарегистрирован);
  • сопроводительные документы на перевозимый товар (товарно-транспортные накладные и пр.);
  • если требуется – специальное разрешение на транспортировку особых грузов;
  • путевой лист.
  1. Серия и номер листа.
  2. Дата составления документа.
  3. Сведения о собственнике ТС. Для ЮЛ указывают: название, организационно-правовую форму, адрес, номер телефона, ОГРН. Для ИП — ФИО, почтовый адрес, номер телефона, ОГРНИП.
  4. Название организации, составившей документ, и ее адрес.
  5. Код по ОКПО.
  6. Данные о сроке действия путевого листа: число, месяц, год. Это период, в течение которого можно эксплуатировать ТС по данному путевому листу. Можно выдать лист и на несколько дней (при долгом маршруте) — тогда отмечают даты начала и конца периода эксплуатации.
  7. Сведения о перевозке. Этот реквизит введен с 2023 года. Об особенностях его заполнения, рассказываем ниже.
  8. Марка машины (если автомобиль иностранного производства, модель можно вписывать в русской транскрипции) и другая информация о ней (номера и т.д).
  9. Отметка о предрейсовом контроле техсостояния автомобиля. Реквизит также введен с 2023 года.
  10. Данные о водителе: его ФИО, табельный номер, номер водительского удостоверения, класс вождения. Сведения о лицензионной карточке необходимо вносить, если водитель работает с использованием лицензии. Сюда же входит информация о медицинском осмотре — предрейсовом и послерейсовом.
  • сначала данные о техническом состоянии автомобиля на момент выезда: показания одометра, удостоверяющие исправность машины подписи механика и водителя, марка и код используемого горючего;
  • затем после возвращения подробно расписывается расход горючего (сюда вносит данные заправщик или техник по ГСМ): сколько было выдано по заправочному листу (в литрах), сколько было в баке при выезде из гаража и при приезде обратно, расход (нормированный и фактический), а также сведения об экономии или перерасходе;
  • затем вписываются цифры одометра, и механик удостоверяет все это опять же своей подписью.

Путевой лист является одним из первичных учетных документов, который применяется на предприятиях, работающих в транспортной сфере, а также использующих автомобили для собственных нужд. Транспорт может быть как арендованный, так и личный. Разберемся в тонкостях заполнения путевого листа с учетом изменений 2023 года.

  • время выезда и возвращения транспортного средства и соответствующие показания одометра;
  • факт прохождения предрейсового или предсменного контроля технического состояния ТС;
  • дата и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.

Нормативный расход топлива отображают для того, чтобы обосновать расходы на ГСМ и отнести их к затратам, уменьшающим налоговую базу при расчете налога на прибыль. Дополнительно можно внести данные о перерасходе или экономии топлива, и обозначить объем и стоимость заправок во время рейса.

В шапке путевого листа обязательно обозначается дата его действия. Если ПЛ оформляется на несколько дней, проставляются даты начала и окончания срока его использования. Обычно пишут так: «Путевой лист грузового автомобиля № … от …» или «Путевой лист грузового автомобиля № … (действителен) с … по …».

Постановлением Госкомстата от 28.11.97 № 78 были утверждены унифицированные формы путевых листов для легкового автомобиля, легкого такси, грузового автомобиля, специального автомобиля, а также автобусов. С 1 января 2013 года эти формы стали необязательными. Тем не менее, некоторые транспортные предприятия до сих пор продолжают использовать эти бланки (например, форму путевого листа для грузового транспорта № 4-П).

При этом следует помнить, что путевой лист не является документом, который служит подтверждением реального рабочего времени водителя для целей расчета зарплаты и для урегулирования других взаимоотношений работника с работодателем. На это указано в Апелляционном определении Суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 30.01.18 по делу № 33-567/2023.

Прежде всего, единой стандартной формы оформления путевых листов не существует. В принципе, каждая организация может сделать свой вариант «путевки». Однако в приказе Минтранса РФ «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» перечислены сведения, которые в любом случае должны в них быть. В частности, это наименование и номер документа (путевого листа), срок его действия, данные о собственнике транспортного средства, информация о самом транспортном средстве и, конечно, о водителе.

Стоит обратить внимание на срок действия путевого листа. До 1 марта 2023 года его можно было оформлять сразу на месяц. Теперь с этим сложнее. Дело в том, что в требованиях Минтранса РФ указано, что «путевка» выдается на один день, если продолжительность рейса укладывается в этот самый день или за день выполняется несколько рейсов. И только если длительность рейса превышает сутки, путевой лист оформляется перед началом рейса и закрывается по его окончании. Например, водитель грузовика собирается доставить груз из Москвы во Владивосток и приехать обратно. Несмотря на то что в дороге он проведет, допустим, три недели, «путевка» будет одна.

Необходимость предъявления путевого листа в «установленных случаях» прописана в пункте 2.1.1 ПДД. Большинство инспекторов ДПС знать не знают, что это за установленные случаи, и требуют путевой лист от всех водителей, управляющих «казенными» автомобилями. И если «путевки» нет, тотребуют штраф.

При этом необходимо учесть, что пассажиром становится любой пользователь общественного транспорта или коммерческого рейса. А багажом – вещи пассажира. С грузом тоже все ясно, это специальный материальный объект, принятый для перевозки из одного пункта в другой.

Это незаконно. Рассмотрим тот самый «установленный случай». Статьей 6 Федерального закона («Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта») установлен запрет на перевозку пассажиров и багажа, грузов автобусами, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа.

Путевой лист грузового автомобиля — 2023

Обязательная для применения форма ПЛ как для легкового, так и для грузового автомобиля законом не установлена. Исходя из статьи 9 Закона о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ, формы «первички» организация разрабатывает самостоятельно. Согласно информации Минфина РФ № ПЗ-102012, применение унифицированных форм первичных документов начиная с 2013 года не являются обязательным. Однако несмотря на это, компании и ИП продолжают использовать именно их, прописывая этот факт в учетной политике.

  1. Наименование документа и его номер.
  2. Срок действия документа, то есть дата, в течение которой действует путевой лист. Если документ оформляется больше чем на один день — даты начала и завершения периода применения ПЛ.
  3. Собственник ТС. Если владелец ТС — юрлицо, то указывается его наименование, организационно-правовая форма, местонахождение, номер телефона, ОГРН. Если собственник ИП, то его фамилия, имя и отчество, почтовый адрес, номер телефона, ОГРНИП.
  4. Сведения о ТС, то есть его тип, марка и модель. Те же сведения о прицепе или полуприцепе (если они используются), регистрационный номер автомобиля и прицепа, показания пробега автомобиля (в полных км по одометру) при выезде с парковки и по возвращении из рейса, а также после завершения рабочей смены, дата и время осуществления предрейсового и предсменного контроля техсостояния ТС, дата и время пуска транспорта на линию и его возврата.
  5. Информация о водителе. Указывают фамилию, имя, отчество, дату и время предрейсового и послерейсового медосмотра (если такая обязанность установлена законом).
  6. Сведения о перевозке. Здесь нужно отразить сведения о видах сообщения и видах перевозок. Они приведены в статьях 4 и 5 устава автотранспорта. О том, как заполнить данные реквизиты, Минтранс сообщил в письме от 03.03.2023 № Д3-468-ПГ. Как разъяснило ведомство, видов сообщения может быть четыре:
  • городское;
  • пригородное;
  • междугородное;
  • международное.

Отличие этих форм в том, что первая, № 4-С (сдельная) — используется при сдельной оплате работы на грузовике, а вторая, № 4-П (повременная) — при оплате работы по повременному тарифу (при этом допускается одновременная перевозка грузов до двух заказчиков в течение одной смены водителя).

С 01.01.2023 эти правила изменены. Минтранс Приказом от 11.09.2023 № 368 утвердил обязательные реквизиты и правила заполнения путевых листов, которые распространяются и на грузовые автомобили. Особенностям оформления путевых листов на этот вид транспортных средств и посвящена наша статья.

Согласно разъяснениям Минтранса, приведенным в письме от 04.04.2023 № ДЗ-514-ПГ, если в путевом листе идентифицированы отметки о предрейсовом, послерейсовом медосмотре каждого водителя, управляющего ТС, можно оформить один ПЛ. И хотя данное письмо касается порядка заполнения путевого листа по утратившему силу Приказу Минтранса РФ № 152, руководствоваться им можно и сейчас.

  • печать и штамп в верхней части документа ставить не требуется;
  • дата и время проведения механиком техосмотра автомобиля ставится перед отправкой в рейс. Также необходимо указать должность, Ф.И.О. специалиста, проводившего осмотр. Он должен поставить личную подпись;
  • обязательна отметка медицинского работника об осмотре водителя перед рейсом.

Также укажите время прибытия на место доставки груза (товара), который перевозится, время предъявления товарно-транспортной накладной (ТТН) получателю груза. Кроме того, следует внести время отправки с места отгрузки, а также причину простоя (если он случился на линии), время прибытия на контрольно-пропускной пункт (КПП) или в гараж. После этого машину необходимо сдать механику КПП или ОТК под подпись.

  • названия и номера;
  • даты выдачи;
  • срока действия;
  • данных о водителе автомобиля и о конкретном транспортном средстве;
  • данных о владельце ТС;
  • информации о прохождении техосмотра перед рейсом;
  • подписи диспетчера, оформившего документ, и руководителя организации. Печать должна ставиться организациями, использующими ее по своему уставу.
  • название, номер и срок действия документа;
  • данные о владельце машины, ее модель и тип транспортного средства (ТС);
  • государственный регистрационный знак ТС;
  • показатели одометра при выезде и после возвращения автомобиля на предприятие;
  • день и время выезда машины с предприятия и время ее возврата;
  • указание данных ответственного сотрудника и его подпись;
  • время и дата осмотра водителя медицинским работником перед отправкой в рейс и после прибытия;
  • печать и данные врача, а также его подпись;
  • отметка о состоянии машины перед выездом ее с предприятия;
  • подпись лица, ответственного за техническое состояние автомобиля.
Рекомендуем прочесть:  Официальная работа в москве вакансии

В документ могут дополнительно вносить любые сведения, например, данные, использование которых связано с формированием компанией внутренней статистики, осуществлением расчетов за работу автопогрузчика в случае использования его не только для выполнения работ, проводимых компанией, данные, касающиеся использования большего количества оборудования, которое потребовалось дополнительно.

НТВП Кедр — Консультант

Пунктом 13 Приказа Минтранса № 152 установлено, что уполномоченные лица, назначенные руководителем организации, фиксируют дату, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и при его заезде на постоянную стоянку, что необходимо для расчета пробега автотранспортного средства, и заверяют их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий.

Имеют место и судебные решения, содержащие иную позицию судей: путевой лист, не содержащий в составе своих реквизитов информацию о конкретном месте следования автомобиля с указанием наименования организации и адреса, не может подтверждать осуществленные налогоплательщиком расходы на приобретение ГСМ (постановление ФАС Поволжского округа от 20.06.2013 г. № Ф06-3844/13 по делу № А55-26509/2012, постановление ФАС Поволжского округа от 21.05.2013 г. № Ф06-3255/13 по делу № А55-23291/2012).

Существуют судебные акты, в которых арбитры приходят к выводу о том, что для признания расходов на топливо указание маршрута в путевых листах необязательно (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.09.2013 г. № Ф04-3922/13 по делу № А46-29337/2012, постановление ФАС Московского округа от 29.02.2012 г. № Ф05-653/12 по делу № А40-63465/2011).

Сведения о маршруте (пунктах назначения в течение срока действия путевого лис­та) не отнесены Приказом Минтранса № 152 к числу обязательных, однако, по мнению налоговых органов, путевой лист, несодержащий в составе реквизитов информации о мес­те следования автомобиля, не подтверждает обоснованность приобретения горюче­смазочных материалов. Следовательно, осуществленные налогоплательщиком расходы на приобретение горюче-смазочных материалов не могут быть учтены при расчете налога на прибыль (письмо УФНС России по г. Москве от 7.07.2008 г. № 20-12/064123.2, письмо УФНС России по г. Москве от 13.11.2006 г. №20-12/100253).

При этом нужно соблюдать требования к первичным учетным документам, содержащиеся в п.2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в част­ности, обязательными реквизитами первичного документа являются наименование долж­ности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (от­ветственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственно­го (ответственных) за оформление свершившегося события, а также подписи указанных лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для иден­тификации этих лиц.

Как правильно заполнять путевой лист для автомобиля бюджетного учреждения

Из Приказа следует, что основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения выбытия со счетов бухгалтерского учета материальных запасов является акт о списании материальных запасов (ф. 0504230). Поскольку топливо (бензин, масла и др.) – объект материальных запасов (исходя из положений Приказа Минфина России № 52н), его списание может быть оформлено актом (ф. 0504230).

В Определении ВС РФ от 09.03.2023 № 309-КГ17-1326 высказано мнение: поскольку учреждение ведет деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, и осуществляет перевозку работников и грузов для собственных нужд, оно обязано соблюдать требования, установленные ст. 20 Федерального закона № 196-ФЗ, обязано оформлять путевые листы.

  • организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, соблюдать установленный законодательством РФ режим труда и отдыха водителей, создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта;
  • обеспечивать безопасность дорожного движения, анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
  • организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
  • обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии на них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения, обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
  • Незаполнение строки в графах «Место отправления и назначения». Эта графа не является обязательной для заполнения в силу норм Приказа № 152. Однако рекомендуем ее заполнять, поскольку пункты назначения по маршрутам следования позволяют обосновать производственный характер поездки и подтвердить показания счетчика. Следует избегать общих слов в документе («по городу», «по району», «по области»): они не позволяют идентифицировать поездку. Внешние проверяющие обращают внимание на заполнение этой графы и делают отметку в акте проверки, если графа не заполнена или заполнена ненадлежащим образом.
  • Отсутствие в путевом листе даты и времени проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя, которые проставляются медицинским работником. В силу норм ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» юридические лица, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать в соответствии с требованиями проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий для водителей по совершенствованию навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (Письмо Росздравнадзора от 12.03.2014 № 01И-271/14 «О медицинском обеспечении безопасности дорожного движения»).
  • Отсутствие путевых листов. Согласно нормам ст. 9 Закона о бухгалтерском учете каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок. Отсутствие путевых листов при наличии на счетах бухгалтерского учета записей, отражающих списание бензина, недопустимо.
  • Однако в силу ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными задачами в сфере регулирования безопасности дорожного движения являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Исходя из п. 1 ст. 20 данного Закона юридические лица, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

    • трудовая инспекция проверяет, нет ли нарушений по режиму труда и отдыха водителей;
    • ИФНС проверяет корректность учета затрат на ГСМ (путевые листы проверяются при выездных и камеральных налоговых проверках);
    • ГИБДД проверяет путевые листы непосредственно на дороге — вправе ли водитель управлять автомобилем и имеется ли документальное оформление проводимого рейса.

    При осуществлении автомобильных перевозок налогоплательщики должны оформлять путевые листы. Эти документы — доказательство, что автотранспортное предприятие работает в соответствии с требованиями законодательства. При отсутствии путевых листов или ошибок в них применяются штрафные санкции к организации или ИП.

    • отсутствует — во время рейса он обязательно должен быть у водителя. При этом нет разницы, что и как транспортируется — груз или пассажиры, на арендованном или собственном автомобиле организации, каким видом транспорта. Если путевого листа нет, инспектор может подумать, что работодатель не проводит предрейсовые медосмотры водителей и техосмотр транспорта. За такие нарушения тоже назначается штраф;
    • неправильно оформлен — штраф выписывают за ошибки по двум моментам. Во-первых, если медработник не указал дату и время проведения медосмотра водителя, а также свою подпись с расшифровкой и штамп в специально предназначенной для этого графе («предрейсовый медицинский осмотр»). Во-вторых, если работник, проводящий техосмотр автомобиля, не указал дату и время проведения осмотра, свою подпись с расшифровкой и пометку о выпуске ТС на линию;
    • не подтверждает расходы на ГСМ — в путевом листе должны указываться обязательные реквизиты, соответствующие требованиям Приказа Минтранса от 11.09.2023 г. № 368. Эти моменты контролирует ИФНС, и когда при проверке выявляется, что путевого листа нет или он неправильно оформлен, компания не сможет доказать свои расходы на ГСМ. Тогда ИФНС подозревает налогоплательщика в занижении прибыли.

    Стоимость топлива, израсходованного на эксплуатацию транспортных средств, списывается в бухучете в дебет счетов учета затрат на производство, расходов на реализацию с кредита счета 10 в зависимости от направления использования этих транспортных средств (ч. 1 п. 83 Инструкции N 133). Каким образом фиксируются данные о направлении использования транспорта, организация определяет самостоятельно. В частности, в путевом листе можно отражать сведения о выполнении водителем задания (например, маршрут, подпись ответственного лица и др.). Степень детализации маршрута следования в данном документе организация определяет самостоятельно с учетом потребности в такой информации.

    ОДО «Альфа» использует принадлежащий ей легковой автомобиль LADA Vesta SW Cross 1,6i (мощность двигателя 78 kW) г.н. XXXX для поездок административно-управленческого персонала организации, связанных с выполнением трудовых обязанностей (далее — служебный автомобиль).

    Для учета работы служебного автомобиля, контроля за расходованием топлива в организации утвержден и применяется документ с названием «Путевой лист легкового автомобиля». Предусмотрено его заполнение за календарный месяц с детализацией информации в разрезе дней. В документе, в частности, фиксируется информация о времени выезда и возвращении автомобиля, показаниях спидометра, пробеге, движении топлива, исправности автомобиля и допуске водителя к управлению, принятии и сдаче автомобиля водителем. В соответствии с принятым в организации порядком оформления указанного документа при использовании автомобиля для поездок, связанных с выполнением трудовых обязанностей, в пределах г. Минска в графе «Маршрут следования» указывают «по г. Минску». В организации ведется учет затрат в разрезе каждого структурного подразделения. В этих целях поездки в путевом листе делают отметки о заказчике поездки. В графе «Заказчик» указывают подпись, инициалы и фамилию лица, совершившего поездку, а также структурное подразделение, в котором он работает.

    — корректировки данной нормы при определенных условиях эксплуатации. В частности, при поездках по г. Минску норма повышается на 15%, при отрицательной температуре воздуха на момент выпуска автомобиля на линию норма расхода топлива повышается на 5%. При одновременном применении повышений они суммируются.

    Для правильного отражения расхода топлива организациям нужен документ, содержащий сведения о работе автомобиля. Например, путевой лист. Приведем возможную форму путевого листа, в который организация вносит необходимые ей сведения об эксплуатации легкового автомобиля, используемого для поездок административно-управленческого персонала.

    1. ГИБДД и Транснадзор контролируют ведение путевых листов для обеспечения безопасности дорожного движения.
    2. Налоговая инспекция запрашивает путевые листы при проверке правильности учета расходов на ГСМ, а также при выездных и камеральных проверках.
    3. Трудовая инспекция может проверить путевые листы на соблюдение норм времени труда и отдыха сотрудников.
    1. наименование и номер путевого листа;
    2. сведения о сроке действия путевого листа;
    3. сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
    4. сведения о транспортном средстве;
    5. сведения о водителе;
    6. сведения о перевозке.
    Рекомендуем прочесть:  Амфетамин Во Время Антибиотиков

    С 2023 года журнал можно вести как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Для электронного журнала обязательна возможность распечатки. Сведения, вносимые в электронный журнал, должны заверяться усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с ФЗ N 63 «Об электронной подписи» от 6 апреля 2011 г.

    1. Номер путевого листа. Он указывается в заголовочной части в хронологическом порядке. В наименовании путевого листа также указывается тип транспортного средства.
    2. Срок действия. Если лист выдается на один день, ставится только дата выдачи — число, месяц, год. Если рейс займет несколько дней или недель, то вписываются две даты — начала и окончания срока, в течение которого документ действителен.
    3. Сведения о владельце автомобиля.
    • Вид сообщения — городской, пригородный, междугородный, международный. Поле заполняется при перевозке грузов и пассажиров и багажа.
    • Вид перевозки — регулярная, по заказу, перевозка легковым такси. Заполняется только в случае перевозки пассажиров и багажа.

    Заполнение путевого листа легкового автомобиля или грузовика должно осуществляться уполномоченным работником компании. Он должен заранее разобраться в правилах данного процесса. Обязательные реквизиты при заполнении путевого листа представлены следующими сведениями:

    • выписывается лист исключительно при использовании автомобиля в рабочих целях;
    • не имеет значения, по какой причине владелец компании пользуется конкретным ТС, поэтому машина может принадлежать фирме на праве собственности или оформляться в аренду;
    • максимальный срок действия документа составляет 30 дней;
    • допускается выписывать его на один день или вовсе на одну поездку.
    • форма 4-С применяется, если для расчета оплаты труда водителя применяются сдельные показатели;
    • если используется повременная оплата труда, то создается путевой лист по форме 4-П;
    • кроме этого документа у водителей должна иметься сопроводительная документация, представленная транспортной накладной на перевозимый груз;
    • выписывается документ исключительно ответственным лицом, работающим в конкретную смену;
    • в документе должны ставиться отметки механиком, проверяющим техническое состояние машины, медицинским работником, проводящим медосмотр, диспетчером, отправляющим машину в рейс, а также непосредственным водителем.

    Если водитель передвигается по дорогам без нужного комплекта документов, к которым относится и путевой листок, то это является существенным нарушением. Он привлекается работниками ГИБДД к административной ответственности, поэтому ему придется уплачивать штраф в размере 500 руб.

    • не требуется наличие на листке печати компании с реквизитами;
    • особенно много внимания должно уделяться изучению технического состояния автомобиля;
    • упразднена в законе единая форма данного документа;
    • не возникает необходимость указывать в тексте маршрут, так как требуется вносить только данные, представленные показателями одометра.

    Ответственность за корректность оформления документов несет лично руководитель организации и уполномоченные лица, которые отвечают за эксплуатацию ТС. Те из них, кто ставит на бланке подпись, несут ответственность за достоверность данных, которые они заверили. Если при проверке представители ФНС выявят нарушения в заполнении путевого листа, они вправе исключить списанные по нему ГСМ из состава расходов в целях налогообложения прибыли. Тогда организации придется доплатить налог, уплатить штрафы и пени, назначенные проверяющими.

    В частности, как при выезде ТС из гаража, так и после его возвращения в гараж записи проверяют на соответствие показателей приборов в автомобиле, таким как датчик топлива, одометр и т. д. Техническое состояние ТС обязан завизировать уполномоченный сотрудник, например механик организации. Данные о предрейсовом медицинском осмотре обязательно заполняет медработник с указанием даты. Запись должна сообщать о том, что водитель «прошел предрейсовый медицинский осмотр и допущен к исполнению трудовых обязанностей». При необходимости ставится отметка о медосмотре после рейса.

    Оборотная сторона состоит из таблицы и еще нескольких строк. Таблицу заполняет водитель, вписывая количество поездок, — одну или несколько. Ему следует написать место назначения и время отправления, прибытия. Если речь идет о легковом автомобиле, который передан в пользование частному лицу, он обязан подтвердить записи водителя.

    Непосредственно перед выездом в путевом листе надо указать показания счетчика (только целые числа) и время их снятия. Далее следует вписать данные о том, какое горючее выдано, в каком количестве (если выдача топлива предусмотрена). Все данные подтверждаются подписью самого работника.

    Путевые листы необходимы организациям для контроля за движением автотранспорта, расчета заработной платы водителям, фиксирования расхода ГСМ, начисления амортизации на автомобиль, учета общих затрат на транспорт. Кроме того, если водителя на служебном транспорте остановит для проверки документов инспектор ГИБДД, этот документ подтверждает:

    Обязано ли учреждение оформлять путевые листы

    Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством РФ (п. 4 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете). Бюджетные учреждения при отражении фактов финансово-хозяйственной деятельности применяют формы первичных учетных документов, приведенные в Приказе Минфина РФ № 52н[2]. Среди форм, содержащихся в данном документе, путевых листов нет. Основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения выбытия со счетов бухгалтерского учета материальных запасов является акт о списании материальных запасов (ф. 0504230). Поскольку топливо (бензин, масла и др.) – объект материальных запасов (исходя из положений Приказа Минфина РФ № 52н), его списание может быть оформлено актом (ф. 0504230). В действующей редакции инструкций № 157н [3], 174н [4] нет ссылки на обязанность применения бюджетными учреждениями при списании топлива путевых листов.

    Если обратиться к Постановлению Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения», то водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов – документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов. В случаях, прямо предусмотренных законодательством РФ, водитель должен иметь и передавать для проверки работникам Ространснадзора карточку допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, путевой лист и документы на перево­зимый груз, специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, а также предоставлять транспортное средство для осуществления весового и габаритного контроля.

    В приложении 2 к Методическим указаниям приведены должностные обязанности директора образовательной организации по обеспечению безопасности перевозок обучающихся автобусом. Пунктом 3.1 данных должностных обязанностей установлено, что для обеспечения профессиональной надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности директор обязан обеспечивать проведение ежедневного предрейсового контроля технического состояния автобусов перед выездом с соответствующими отметками в путевом листе. Водитель перед выездом в рейс должен в установленном порядке пройти медицинский осмотр с отметкой в путевом листе и соответствующей записью в журнале предрейсовых медицинских осмотров, а также инструктаж по охране труда (п. 2.1 приложения 5 к Методическим рекомендациям).

    В остальных случаях применение путевых листов в отношении легковых автомобилей необязательно. Учреждение может разработать для водителя форму отчета, в котором он будет отражать всю необходимую для расчета объема израсходованного им топлива информацию. Далее на основании данного отчета комиссией по поступлению и выбытию активов в учреждении оформляется акт о списании материальных запасов (ф. 0504230).

    Если учреждение использует в своей деятельности путевые листы (по форме, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ № 78 или разработанной учреждением самостоятельно), в них должны содержаться обязательные реквизиты, перечень которых установлен Приказом № 152. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов разработаны в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Положения данного закона не распространяются на перевозку людей (сотрудников учреждения) на легковом транспорте (автомобиле). Однако если в учреждении оформляются путевые листы, то они, по нашему мнению, должны одержать обязательные реквизиты, установленные Приказом № 152. Обязательными реквизитами являются (п. 3 Порядка заполнения путевых листов):

    На информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ» в январе, апреле 2023 г. доводилась информация, что консультирование граждан по вопросам заполнения путевых листов не входит в компетенцию Роструда, по данному вопросу следует обратиться в Минтранс России. Аналогичное мнение высказывал и Минфин России (письмо от 09.02.2023 N 03-03-06/1/7855).

    Таким образом, Организация (не являющаяся транспортной) имеет право самостоятельно разработать и утвердить форму путевых листов. При этом в утвержденной форме должны присутствовать реквизиты, предусмотренные Законом N 402-ФЗ и Приказом N 152. Путевые листы не являются бланками строгой отчетности, поэтому Организация может изготовить их самостоятельно. Примерные формы можно посмотреть ниже, в разделе рекомендаций.
    Что касается возможности составления путевого листа в целом на месяц, при условии выполнения рейсов каждый день, мнения контролирующих органов и судов по этому поводу всегда носили противоречивый и изменчивый характер.

    Типовые межотраслевые формы путевых листов, утвержденные постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, в обязательном порядке применяются для учета работ в автомобильном транспорте, то есть специализированными автотранспортными предприятиями (письма Минфина России от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327, от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129). Эти формы кардинально не изменялись. При этом порядок оформления путевых листов (обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152, далее — Приказ N 152, а также Порядок) с 26.02.2023 был дополнен п. 16.1 о проставлении в путевом листе даты и времени проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства (приказ Минтранса России от 18.01.2023 N 17). Кроме того, небольшие технические дополнения оформления путевых листов в Приказ N 152 были внесены с 15.12.2023 приказом Минтранса России от 07.11.2023 N 476.

    Для остальных (не транспортных) организаций с 01.01.2013 формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются — лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее — Закон N 402-ФЗ).

    С одной стороны, существовала позиция, что путевой лист выдается только на один день или смену. Например, в письме от 28.09.2023 N 03-01/21740-ИС Минтранс России указал, что путевой лист должен оформляться каждый раз до выезда транспортного средства в рейс с места его постоянной стоянки с проставлением в путевом листе отметок о проведенном предрейсовом медицинском осмотре водителя и предрейсовом контроле технического состояния транспортного средства. Следовательно, по мнению финансовых органов, путевой лист может выдаваться на срок более одного дня и вплоть до месяца только в тех случаях, когда водитель направляется в длительные рейсы, не предполагающие его ежедневного возвращения к месту постоянной стоянки. Смотрите также письмо Минфина России от 01.08.2005 N 03-03-04/1/117, постановления АС Волго-Вятского округа от 27.11.2023 N Ф01-5193/17, АС Поволжского округа от 02.12.2023 N Ф06-15152/16.

    Adblock
    detector